Jump to content

Советская подводная лодка К-159

Координаты : 69 ° 22,64' с.ш. 33 ° 49,51' в.д.  /  69,37733 ° с.ш. 33,82517 ° в.д.  / 69,37733; 33,82517
К-159
Списанная подводная лодка К-159 (в 1989 году переименована в Б-159) в бухте Гремиха Баренцева моря, 28 августа 2003 года - готова к буксировке на верфь на слом.
История
Имя К-159
Заложен 15 августа 1962 г.
Запущен 6 июня 1963 г.
Введен в эксплуатацию 9 октября 1963 г.
Выведен из эксплуатации 30 мая 1989 г.
Судьба Затонул во время буксировки на слом 30 августа 2003 г. на координате 69°22,64' с.ш. и 33°49,51' в.д.
Общие характеристики
Класс и тип Подводная лодка класса «Ноябрь»
Послужной список
Часть: Северный флот

К-159 ( русский : К-159 подводная лодка проекта 627А «Комплект» ( русский : проект-627А «Кит» , отчетное название НАТО «Ноябрь-класс» ) ) — атомная , служившая на Северном флоте ВМФ СССР в 1963–89. . Заложен 15 августа 1962 года на северодвинском ССЗ № 402 "Севмаш". Спущен на воду 6 июня 1963 года, вступил в строй 9 октября 1963 года.

Авария с радиоактивным выбросом

[ редактировать ]

2 марта 1965 года на К-159 произошла авария, связанная с радиоактивными выбросами в ее парогенераторы, почти наверняка произошла утечка теплоносителя первого контура из трубок в паровую камеру, а оттуда в турбины, что привело к загрязнению всей ее двигательной установки. Если это так, то протекающие трубы были заткнуты, поскольку она продолжала работать еще два года, прежде чем с 1967 по 1968 год поступила на верфь для капитального ремонта и замены парогенераторов. Она возвращалась на верфь с 1970 по 1972 год для дальнейшего ремонта и дозаправки, а затем снова с 1979 по 1980 год для дальнейшего ремонта.

Вывод из эксплуатации и срок службы после эксплуатации

[ редактировать ]

К-159 выведена из эксплуатации 30 мая 1989 года и поставлена ​​на прикол в Гремихе ; ее реакторы, вероятно, не были выгружены. Она оставалась в простое практически без обслуживания в течение 14 лет. Ее внешний корпус ржавел, пока во многих местах не приобрел «прочность фольги». [ 1 ]

Плохое состояние российского флота списанных атомных подводных лодок обеспокоило близлежащие страны Балтии и Скандинавии , и в середине 2003 года пять стран сделали совокупное пожертвование на сумму более 200 миллионов долларов США на поддержку вывода из эксплуатации и утилизации корпусов. В ожидании получения этих средств командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков принял решение отбуксировать все 16 стоявших на приколе подводных лодок из Гремихи на верфи, где они будут утилизированы. К-159 стала 13-м буксируемым корпусом.

Поскольку корпус К-159 был проржавел во многих местах, его удерживали на плаву путем точечной сварки больших пустых баков к его бортам в виде понтонов . Однако эти танки были изготовлены в 1940-х годах, не были герметичными и содержались в не лучшем состоянии, чем корпус подводной лодки.

Отопление и затопление

[ редактировать ]

28 августа 2003 года К-159 и ее понтоны были укомплектованы десятью российскими моряками и отбуксированы в Полярный . Этот экипаж поддерживал давление в понтонах и откачивал корпус подводной лодки, но ранним утром 30 августа они столкнулись с шквалом , сорвавшим один из понтонов. К-159 затонула не сразу, но явно терпела бедствие. Северный флот был уведомлен в 01:20, а адмирал Сучков прибыл в штаб через 20 минут. К 03:00 затонувший корабль затонул в Баренцевом море на глубине 200 метров вместе с девятью членами экипажа и, скорее всего, 800 килограммами отработанного ядерного топлива, содержащего около гигабеккерелей радионуклидов 5,3 . [ 2 ]

Генеральная военная прокуратура предъявила обвинение капитану второго ранга Сергею Жемчужнову, руководившему операцией по буксировке. Президент России Владимир Путин отстранил Сучкова от службы по представлению начальника штаба ВМФ Владимира Куроедова . Путин назначил исполняющим обязанности командующего Северным флотом вице-адмирала Сергея Симоненко. До этого он возглавлял штаб Северного флота.

Правительство России рассмотрело планы подъема обломков К-159 . Адмирал Куроедов считал, что "мы не должны оставлять ядерные объекты лежащими на морском дне". [ нужна ссылка ] Первоначальные планы должны были сделать это в августе или сентябре 2004 года, но они были отложены. В 2007 году министерство обороны Великобритании начало подготовку к спасательной операции. [ 3 ] В рамках планирования восстановления для оценки места крушения была нанята шотландская компания Adus. Изображение К-159, полученное гидролокатором высокого разрешения , было опубликовано 1 апреля 2010 года. [ 4 ]

В марте 2020 года президент России Владимир Путин издал проект указа об инициативе по подъему К-159 и К-27, а также четырех реакторных отсеков из Баренцева моря. Вполне вероятно, что потребуется построить специальное спасательное судно, что увеличит ориентировочную стоимость восстановления в 330 миллионов долларов США. [ 5 ]

[ редактировать ]

Вскоре после гибели подлодки вдовы четырех из девяти погибших подводников подали иск против Минобороны России с требованием компенсировать моральный ущерб в размере одного миллиона рублей (около 37 500 долларов США) каждой, сообщил действовавший от их имени адвокат. В министерстве возразили против иска, заявив, что вдовы должны предъявить обвинения Сучкову, который был признан военным трибуналом виновным в преступной халатности, приведшей к гибели подводников. [ нужна ссылка ]

Два тела были обнаружены сразу. Цибульский был спасен живым и выздоровел в Североморском военном госпитале. Остальные семеро предположительно оказались в ловушке под обломками.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Два года после трагедии К-159: Подводная лодка остается на дне — Беллона» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2007 г. Проверено 5 октября 2007 г.
  2. ^ Анна Киреева (26 мая 2014 г.). «Мурманская конференция пришла к выводу, что затонувшие российские подводные лодки должны быть немедленно подняты на воду» . Беллона . Проверено 22 июля 2014 г.
  3. ^ Питер Алмонд и Марк Франкетти (21 января 2007 г.). «Британцы помогут поднять российскую атомную подводную лодку» . Санди Таймс . Проверено 21 января 2007 г. ...может быть поднят со дна океана следующим летом с помощью британских экспертов.
  4. ^ «Севшая на мель подводная лодка, сфотографированная гидролокатором» . Проводной .
  5. ^ «Российский «замедленный Чернобыль» на море» . Новости Би-би-си . 2 сентября 2020 г. Проверено 3 сентября 2020 г.

69 ° 22,64' с.ш. 33 ° 49,51' в.д.  /  69,37733 ° с.ш. 33,82517 ° в.д.  / 69,37733; 33,82517

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a766440c284d64bc832148a793d780e9__1718779200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/e9/a766440c284d64bc832148a793d780e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soviet submarine K-159 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)