Советская подводная лодка К-159
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2010 г. ) |
Списанная подводная лодка К-159 (в 1989 году переименована в Б-159) в бухте Гремиха Баренцева моря, 28 августа 2003 года - готова к буксировке на верфь на слом.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | К-159 |
Заложен | 15 августа 1962 г. |
Запущен | 6 июня 1963 г. |
Введен в эксплуатацию | 9 октября 1963 г. |
Выведен из эксплуатации | 30 мая 1989 г. |
Судьба | Затонул во время буксировки на слом 30 августа 2003 г. на координате 69°22,64' с.ш. и 33°49,51' в.д. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Подводная лодка класса «Ноябрь» |
Послужной список | |
Часть: | Северный флот |
К-159 ( русский : К-159 подводная лодка проекта 627А «Комплект» ( русский : проект-627А «Кит» , отчетное название НАТО «Ноябрь-класс» ) ) — атомная , служившая на Северном флоте ВМФ СССР в 1963–89. . Заложен 15 августа 1962 года на северодвинском ССЗ № 402 "Севмаш". Спущен на воду 6 июня 1963 года, вступил в строй 9 октября 1963 года.
Авария с радиоактивным выбросом
[ редактировать ]2 марта 1965 года на К-159 произошла авария, связанная с радиоактивными выбросами в ее парогенераторы, почти наверняка произошла утечка теплоносителя первого контура из трубок в паровую камеру, а оттуда в турбины, что привело к загрязнению всей ее двигательной установки. Если это так, то протекающие трубы были заткнуты, поскольку она продолжала работать еще два года, прежде чем с 1967 по 1968 год поступила на верфь для капитального ремонта и замены парогенераторов. Она возвращалась на верфь с 1970 по 1972 год для дальнейшего ремонта и дозаправки, а затем снова с 1979 по 1980 год для дальнейшего ремонта.
Вывод из эксплуатации и срок службы после эксплуатации
[ редактировать ]К-159 выведена из эксплуатации 30 мая 1989 года и поставлена на прикол в Гремихе ; ее реакторы, вероятно, не были выгружены. Она оставалась в простое практически без обслуживания в течение 14 лет. Ее внешний корпус ржавел, пока во многих местах не приобрел «прочность фольги». [ 1 ]
Плохое состояние российского флота списанных атомных подводных лодок обеспокоило близлежащие страны Балтии и Скандинавии , и в середине 2003 года пять стран сделали совокупное пожертвование на сумму более 200 миллионов долларов США на поддержку вывода из эксплуатации и утилизации корпусов. В ожидании получения этих средств командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков принял решение отбуксировать все 16 стоявших на приколе подводных лодок из Гремихи на верфи, где они будут утилизированы. К-159 стала 13-м буксируемым корпусом.
Поскольку корпус К-159 был проржавел во многих местах, его удерживали на плаву путем точечной сварки больших пустых баков к его бортам в виде понтонов . Однако эти танки были изготовлены в 1940-х годах, не были герметичными и содержались в не лучшем состоянии, чем корпус подводной лодки.
Отопление и затопление
[ редактировать ]28 августа 2003 года К-159 и ее понтоны были укомплектованы десятью российскими моряками и отбуксированы в Полярный . Этот экипаж поддерживал давление в понтонах и откачивал корпус подводной лодки, но ранним утром 30 августа они столкнулись с шквалом , сорвавшим один из понтонов. К-159 затонула не сразу, но явно терпела бедствие. Северный флот был уведомлен в 01:20, а адмирал Сучков прибыл в штаб через 20 минут. К 03:00 затонувший корабль затонул в Баренцевом море на глубине 200 метров вместе с девятью членами экипажа и, скорее всего, 800 килограммами отработанного ядерного топлива, содержащего около гигабеккерелей радионуклидов 5,3 . [ 2 ]
Генеральная военная прокуратура предъявила обвинение капитану второго ранга Сергею Жемчужнову, руководившему операцией по буксировке. Президент России Владимир Путин отстранил Сучкова от службы по представлению начальника штаба ВМФ Владимира Куроедова . Путин назначил исполняющим обязанности командующего Северным флотом вице-адмирала Сергея Симоненко. До этого он возглавлял штаб Северного флота.
Правительство России рассмотрело планы подъема обломков К-159 . Адмирал Куроедов считал, что "мы не должны оставлять ядерные объекты лежащими на морском дне". [ нужна ссылка ] Первоначальные планы должны были сделать это в августе или сентябре 2004 года, но они были отложены. В 2007 году министерство обороны Великобритании начало подготовку к спасательной операции. [ 3 ] В рамках планирования восстановления для оценки места крушения была нанята шотландская компания Adus. Изображение К-159, полученное гидролокатором высокого разрешения , было опубликовано 1 апреля 2010 года. [ 4 ]
В марте 2020 года президент России Владимир Путин издал проект указа об инициативе по подъему К-159 и К-27, а также четырех реакторных отсеков из Баренцева моря. Вполне вероятно, что потребуется построить специальное спасательное судно, что увеличит ориентировочную стоимость восстановления в 330 миллионов долларов США. [ 5 ]
Юридические действия
[ редактировать ]Вскоре после гибели подлодки вдовы четырех из девяти погибших подводников подали иск против Минобороны России с требованием компенсировать моральный ущерб в размере одного миллиона рублей (около 37 500 долларов США) каждой, сообщил действовавший от их имени адвокат. В министерстве возразили против иска, заявив, что вдовы должны предъявить обвинения Сучкову, который был признан военным трибуналом виновным в преступной халатности, приведшей к гибели подводников. [ нужна ссылка ]
Два тела были обнаружены сразу. Цибульский был спасен живым и выздоровел в Североморском военном госпитале. Остальные семеро предположительно оказались в ловушке под обломками.
См. также
[ редактировать ]- Крупные инциденты с подводными лодками с 2000 года
- Список затонувших атомных подводных лодок
- Катастрофа подводной лодки "Курск"
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Два года после трагедии К-159: Подводная лодка остается на дне — Беллона» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2007 г. Проверено 5 октября 2007 г.
- ^ Анна Киреева (26 мая 2014 г.). «Мурманская конференция пришла к выводу, что затонувшие российские подводные лодки должны быть немедленно подняты на воду» . Беллона . Проверено 22 июля 2014 г.
- ^ Питер Алмонд и Марк Франкетти (21 января 2007 г.). «Британцы помогут поднять российскую атомную подводную лодку» . Санди Таймс . Проверено 21 января 2007 г.
...может быть поднят со дна океана следующим летом с помощью британских экспертов.
- ^ «Севшая на мель подводная лодка, сфотографированная гидролокатором» . Проводной .
- ^ «Российский «замедленный Чернобыль» на море» . Новости Би-би-си . 2 сентября 2020 г. Проверено 3 сентября 2020 г.
- «The Moscow Times», 19 мая 2004 г. Архивировано 4 февраля 2013 г. в archive.today : «Адмирал осужден за потопление К-159».
- Эта статья основана на многочисленных новостных статьях, а также на информации, предоставленной Фондом Беллона: [1] Архивировано 6 февраля 2004 г. на Wayback Machine.
69 ° 22,64' с.ш. 33 ° 49,51' в.д. / 69,37733 ° с.ш. 33,82517 ° в.д.
- Подводные лодки класса «Ноябрь»
- Корабли постройки Советского Союза
- корабли 1963 года
- Подводные лодки Советского Союза времен Холодной войны.
- Аварии советских подводных лодок
- Морские инциденты в 2003 году
- Кораблекрушения в Баренцевом море
- Аварии российских подводных лодок
- Затерянные подводные лодки Советского Союза
- Затонувшие атомные подводные лодки
- Атомные подводные лодки ВМФ СССР