HMS Ревностный (R39)
HMS Zealous пришвартовался в Гуроке , март 1945 г.
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | HMS Ревностный |
Заказал | 12 февраля 1942 г. |
Строитель | Кэммелл Лэрд |
Заложен | 5 мая 1943 г. |
Запущен | 28 февраля 1944 г. |
Введен в эксплуатацию | 9 октября 1944 г. |
Не работает | Продан Израилю , 15 июля 1955 г. |
Израиль | |
Имя | INS Эйлат |
Приобретенный | 15 июля 1955 г. |
Введен в эксплуатацию | июль 1956 г. |
Судьба | Потоплен Египтом 21 октября 1967 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Z-класса Эсминец |
Смещение | 1710 тонн |
Длина | 362,7 футов (110,6 м) |
Луч | 35,7 футов (10,9 м) |
Движение |
|
Скорость | 37 узлов (69 км/ч; 43 мили в час) |
Дополнить | 186 |
Вооружение |
HMS Zealous — Z-класса, эсминец Королевского флота построенный в 1944 году компанией Cammell Laird . Она служила во время Второй мировой войны , участвуя в операциях в Северном море и у норвежского побережья, а затем приняла участие в некоторых арктических конвоях . После окончания войны она провела еще десять лет на службе в Королевском флоте, прежде чем была продана ВМС Израиля , которые эксплуатировали ее как INS Eilat . Он участвовал в боевых действиях во время Суэцкого кризиса в 1956 году, атакуя египетские корабли, и все еще действовал до начала Шестидневной войны в 1967 году. Он был потоплен через несколько месяцев после конфликта ракетами, выпущенными с нескольких небольших египетских ракетных катеров ; это сделало ее первым судном, потопленным ракетным катером в военное время. Это была важная веха в надводной войне на море , вызвавшая значительный интерес во всем мире к разработке малых маневренных ракетных катеров.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Эсминцы Z-класса представляли собой эсминцы программы чрезвычайной военной помощи , предназначенные для выполнения общих задач, в том числе для использования в качестве противолодочного сопровождения, и должны были быть пригодны для массового производства. Они были основаны на корпусе и оборудовании довоенных эсминцев класса J , но с более легким вооружением (фактически любым доступным вооружением) для ускорения производства. [ 1 ] [ 2 ] Восемь кораблей класса Z сформировали 10-ю аварийную флотилию, одну из пяти флотилий эсминцев военного назначения, заказанных в рамках программы военного строительства 1941 года (классы U, V, W, Z и Ca (40 эсминцев)). [ 3 ]
Длина Z-класса составляла 362 фута 9 дюймов (110,57 м) в длину , 348 футов 0 дюймов (106,07 м) по ватерлинии и 339 футов 6 дюймов (103,48 м) между перпендикулярами , с шириной 35 футов 8 дюймов (10,87 м). ) и осадкой 10 футов 0 дюймов (3,05 м) в среднем и 14 футов 3 дюйма (4,34 м) при полной нагрузке. [ 4 ] [ 5 ] Водоизмещение составляло 1710 длинных тонн (1740 т ) стандартное и 2530 длинных тонн (2570 т) при полной загрузке. [ 5 ] Два трехбарабанных водотрубных котла Адмиралтейства подавали пар плотностью 300 фунтов на квадратный дюйм (2100 кПа) и температурой 630 ° F (332 ° C) на два комплекта Parsons с одноступенчатым редуктором паровых турбин , которые приводили в движение два гребных вала. составляла 40 000 Мощность оборудования на валу лошадиных сил (30 000 кВт ), что обеспечивало максимальную скорость 36 узлов (41 миль в час; 67 км/ч) и 32 узла (37 миль в час; 59 км/ч) при полной нагрузке. Было перевезено 615 тонн нефти, что дало дальность полета 4675 морских миль (5380 миль; 8658 км) при скорости 20 узлов (23 мили в час; 37 км/ч). [ 5 ]
Корабль имел основное артиллерийское вооружение из четырех 4,5-дюймовых (120-мм) QF Mk. IV , способные подниматься на угол 55 градусов, обеспечивая определенную зенитную эффективность, при этом Z-класс стал первым классом эсминцев, использовавших новое орудие. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Зенитное вооружение ближнего боя представляло собой одну стабилизированную спаренную установку Hazemayer для 40-мм пушки Bofors и шесть 20-мм пушек Oerlikon (две спаренные и две одиночные установки). [ 5 ] [ 9 ] который позже был модифицирован путем замены пушки Oerlikon на четыре одиночные 2-фунтовые (40-мм) автопушки «пом-пом» . [ 4 ] Были установлены две счетверенные установки для 21-дюймовых (533-мм) торпед , а корабль имел комплект глубинных бомб из четырех минометов и двух стоек, всего на борту находилось 70 зарядов. [ 5 ] Она имела экипаж из 179 офицеров и других званий. [ 5 ]
Заказ Zealous был заказан 10 февраля 1942 года и заложен на верфи Cammell Laird в Биркенхеде 5 мая 1942 года. Он был спущен на воду 28 февраля 1944 года и завершен 9 октября 1944 года, получив вымпел номер R39. [ 10 ]
Служба Королевского флота
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]После вступления в строй и отработки в Скапа-Флоу , «Зилос» присоединился ко 2-й флотилии эсминцев Флота Метрополии . [ 11 ] 20 ноября 1944 г. [ 11 ] в рамках наступления на немецкие суда (и в частности суда, перевозящие железную руду), проходящие через прибрежные воды Норвегии, [ 12 ] Zealous вместе с эсминцами «Натиск» , «Скорпион» и «Скордж» и крейсером «Диадема» сопровождали эскортные авианосцы «Премьер» и «Погоняльщик» , когда авианосцы устанавливали мины у Хаугесунна . [ 13 ] 7–14 декабря 1944 года «Зилус» принял участие в операции «Урбан», ещё одной операции по борьбе с судоходством у берегов Норвегии с участием авианосцев «Implacable» , «Premier» и «Trumpeter» во время арктического конвоя RA 62 . Авиация авианосцев поставила мины и потопила два торговых судна. Часть сил, в том числе Зелос , была замечена немецкими самолетами-разведчиками 14 декабря. В ответ немцы нанесли сильный удар торпедоносцев из 30 самолетов, но британские силы им не удалось обнаружить. [ 14 ]
6 февраля 1945 года Зилус присоединился к непосредственному эскорту арктического конвоя JW 64 . Немцы разместили 8 подводных лодок возле острова Медвежий и еще 4 подводные лодки у Кольского залива и нанесли две крупные воздушные атаки на конвой, но только один эскорт, корвет « Денби Касл» , был потерян, торпедированный немецкой подводной лодкой. U-992 , торговые суда не пострадали. [ 15 ] [ 16 ] Zealous вместе с эсминцами HMS Zambesi , HMS Zest и HMCS Sioux были выделены из конвоя 14 февраля с целью спасения населения острова Сёрёя , Норвегия . [ 15 ] 60 миль (97 км) в тылу врага. Четыре эсминца спасли 525 норвежцев, три месяца прятавшихся от немецких патрулей в пещерах заснеженных гор. Норвежцы были благополучно эвакуированы на обратном самолете RA 64 в британский порт Гурок . [ 17 ] [ 18 ] 16 февраля « Ревный» принял участие в операции британских и советских кораблей по отгону подводных лодок, ожидавших у Кольского залива. Конвой отплыл 17 февраля, и Зелоус снова находился в его непосредственном сопровождении. Два эскорта (шлюп «Ларк» и корвет « Блюбелл» ) и два торговых судна ( «Томас Скотт» и «Генри Бэкон» ) были потеряны, а также одна подводная лодка ( U-425 ). [ 19 ] [ 20 ]
5 апреля 1945 года Зилус участвовал в нападении на конвой, входящий в Йоссинг-фьорд на побережье Норвегии. Одно торговое судно затонуло, два получили повреждения. [ 21 ] 18 апреля 1945 года «Зилоус» присоединился к эскорту арктического конвоя JW 66 , прибывшего в Кольский залив 25 апреля. [ 22 ] [ 23 ] 29 апреля Зелос выступил в составе эскорта обратного конвоя RA 66, покинув конвой 5 мая. [ 24 ] [ 25 ] Война в Европе закончилась в День Победы 8 мая 1945 года, а 9 мая Zealous входил в состав отряда из двух крейсеров ( Birmingham и Dido ) и четырех эсминцев ( Zealous , Zephyr , Zest и Zodiac ), которые помогли освободить Копенгаген. , при этом силы приняли капитуляцию базировавшихся там немецких военно-морских сил. Затем Зелоус и Зодиак перешли к оккупационным обязанностям в Киле . [ 26 ]
Послевоенная служба
[ редактировать ]Zealous был переоборудован в Девонпорте в июле 1945 года. [ 11 ] С октября 1945 года по август 1946 года Зелос служил во 2-й флотилии эсминцев в составе Флота Метрополии. [ 27 ] В ноябре – декабре 1945 года она выполняла дополнительные оккупационные обязанности в портах Северной Германии. [ 11 ] С 1947 по 1950 год она находилась в резерве в Девонпорте. Между 1950 и 1951 годами он прошел ремонт в Кардиффе. [ 27 ] В 1953 году он был переоборудован компанией Harland and Wolff в Ливерпуле . [ 11 ] С 1953 по 1954 год она находилась в резерве в Пенарте. [ 27 ]
Сервис как Эйлат
[ редактировать ]В 1955 году Великобритания продала Zealous Израилю под , который в июле 1956 года ввел его в состав ВМС Израиля названием INS Eilat (в честь израильского южного прибрежного города Эйлат , заменившего более раннюю INS Eilat ). Утром 31 октября, в разгар Во время Суэцкого кризиса египетский эсминец «Ибрагим эль-Аваль» (бывший британский эсминец класса «Хант» ) обстрелял гавань Хайфы . Контратака французского эсминца «Керсент» и израильских «Яффо» и «Эйлат» вынудила египетский эсминец вернуться в Порт-Саид . Затем на него также напали пара » ЦАХАЛа/ВС «Ураганов и самолет «Дакота». Экипаж сильно поврежденного судна в конце концов капитулировал, и израильтяне отбуксировали судно в Хайфу; Позже он стал Хайфой ВМС Израиля. [ 28 ]
Во время патрулирования в ночь с 11 на 12 июля 1967 года Эйлат и два израильских торпедных катера столкнулись с двумя египетскими торпедными катерами у побережья Румынии . Они немедленно вступили в бой с судами и потопили оба. [ 29 ]
Тонущий
[ редактировать ]В начале Войны на истощение Эйлат был затоплен 21 октября 1967 года в международных водах Средиземного моря у Порт-Саида на Синае , пораженный тремя ракетами «Стикс» советского производства, выпущенными египетскими ракетными катерами. [ 30 ] Египетский класса «Комар», ракетный катер находившийся в гавани Порт-Саида, выпустил две ракеты по израильскому эсминцу. Радар Эйлата не выявил никакой подозрительной активности или движений , поскольку египтяне запустили ракеты из порта. [ 31 ] Капитан Эйлата приказал уклониться, когда ракеты были обнаружены, но первая ракета попала в корабль чуть выше ватерлинии в 17:32. Две минуты спустя ударила вторая ракета, что привело к дополнительным жертвам. В то время как Эйлат начал сильно крениться, экипаж ухаживал за ранеными и занимался спасательными и ремонтными операциями, ожидая, пока им на помощь придут дополнительные корабли ВМС Израиля. Примерно через час другой египетский ракетный катер класса «Комар» из гавани Порт-Саида выпустил еще две ракеты «Стикс» по Эйлату . Третья ракета попала в Эйлат в миделе корабля, вызвав еще больший ущерб и новые пожары, а четвертая сбилась с пути и разбилась в воде неподалеку. «Эйлат» затонул примерно через две минуты. Из 199 экипажа 47 человек погибли или пропали без вести и 90–100 получили ранения. [ 32 ] [ 11 ]
Последствия затопления
[ редактировать ]Затопление корабля всего через несколько месяцев после его поражения в Шестидневной войне вызвало кратковременное ликование в арабском мире, и толпы людей собрались, чтобы поприветствовать два ракетных катера по их возвращению в Порт-Саид . [ 33 ] В Израиле разгневанные толпы окружили главу администрации Ицхака Рабина , а редакционные статьи газет требовали мести. [ нужна ссылка ] Через шестьдесят семь часов после нападения Израиль ответил обстрелом Порт-Суэца из тяжелых минометов. Два из трех нефтеперерабатывающих заводов на этом объекте были разрушены, а самый маленький остался уцелевшим. Нефтеперерабатывающие заводы производили весь газ для приготовления пищи и отопления Египта, а также 80% нефти. Пострадали и другие районы города. Израиль проигнорировал или сослался на «технические трудности» на запросы ООН о прекращении огня. Советский Союз направил семь военных кораблей с «посещением вежливости» в египетские порты, чтобы отговорить Израиль от дальнейших атак. [ 33 ]
Затопление Эйлата ракетами класса «земля-земля» открыло новую эру в развитии военно-морского оружия и формулировании военно-морской стратегии во всем мире. [ нужна ссылка ] Хотя в то время это не получило широкой огласки, затопление оказало значительное влияние на ВМС Израиля. Израиль начал разрабатывать планы Под влиянием Германии создания кораблей , лучше подходящих для ракетного боя, в основном небольших и эффективных лодок, вооруженных ракетами, способных патрулировать израильские берега и проводить морские операции на высокой скорости, и в то же время способных уклоняться от слежения и атак противника. ракеты. [ 34 ] Сосредоточение внимания на новых, более маневренных катерах с ракетным вооружением (см. ракетный катер класса «Саар 2» ) принесет израильскому военно-морскому флоту большие выгоды шесть лет спустя, во время Войны Судного дня . [ 35 ]
Комплект торпедных аппаратов, вывезенных из Эйлата перед ее затоплением, хранится в Музее тайной иммиграции и военно-морского флота Памятник павшим INS Eilat в Хайфе, а недалеко от музея установлен , работа скульптора Игаэля Тумаркина .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фридман 2008 , стр. 53–55, 86–87.
- ^ Уитли 2000 , стр. 124–127.
- ^ Фридман 2008 , стр. 90–91, 328.
- ^ Jump up to: а б Уитли 2000 , с. 135
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лентон 1970 , с. 37
- ^ Гардинер и Шено 1980 , с. 43
- ^ Фридман 2008 , стр. 92–93.
- ^ Марриотт 1989 , с. 52
- ^ Рэйвен и Робертс 1978 , с. 48
- ^ Фридман 2008 , с. 328
- ^ Jump up to: а б с д и ж Английский 2008 , с. 110
- ^ Роскилл 1961 , стр. 162–167.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 315
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 319
- ^ Jump up to: а б Рюгг и Гаага, 1993 , с. 73
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 333
- ^ Лангран, Майк. «Бешенство зимы» . История BBC: Народная война Второй мировой войны . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Итреберг, Руне (11 апреля 2011 г.). « Норвежские солдаты-подростки воевали против немцев» (на норвежском языке). нрк.но. Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 334
- ^ Рюгг и Гаага, 1993 , стр. 73–74.
- ^ «Британские эсминцы атакуют конвой» . jproc.ca. 5 апреля 1945 года . Проверено 20 апреля 2015 г.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 348
- ^ Рюгг и Гаага 1993 , с. 77
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 350
- ^ Рюгг и Гаага, 1993 , стр. 77–78.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 353
- ^ Jump up to: а б с Кричли 1982 , с. 82
- ↑ Суэцкий кризис. Архивировано 21 декабря 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ «ВМС Израиля: Военно-морской флот на протяжении всех войн Израиля» . Еврейская виртуальная библиотека. Архивировано из оригинала 5 июня 2016 года . Проверено 20 мая 2015 г.
- ^ Rabinovich 1988 , p. 5
- ^ Брюс и Когар, 1998 г. [ нужна страница ]
- ^ Rabinovich 1988 , p. 11
- ^ Jump up to: а б «Ближний Восток: горький обмен» . Время . 3 ноября 1967 года. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года . Проверено 20 мая 2015 г. (требуется подписка)
- ^ Рабинович, Адам. «Военная разведка Израиля: Лодки Шербура» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 20 мая 2015 г.
- ^ Грант 2011 , с. 342
Ссылки
[ редактировать ]- Брюс, Энтони; Когар, Уильям (1998). Энциклопедия военно-морской истории . Рутледж. ISBN 0-81602-697-1 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Кричли, Майк (1982). Британские военные корабли с 1945 года: Часть 3: Эсминцы . Лискирд, Великобритания: Морские книги. ISBN 0-9506323-9-2 .
- Инглиш, Джон (2008). От упорства до смелости: эсминцы британского флота 1941–45 . Виндзор, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 978-0-9560769-0-8 .
- Фридман, Норман (2008). Британские эсминцы и фрегаты: Вторая мировая война и после нее . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-015-4 .
- Гардинер, Роберт; Шено, Роджер, ред. (1980). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Грант, Р.Г. (2011). Морское сражение: 3000 лет морской войны . Пингвин.
- Марриотт, Лео (1989). Эсминцы Королевского флота с 1945 года . Иэна Аллана Лтд. ISBN 0-7110-1817-0 .
- Лентон, ХТ (1970). Военно-морские силы Второй мировой войны: британский флот и эсминцы эскорта, том второй . Лондон: ISBN Macdonald & Co. 0-356-03122-5 .
- Рабинович, Авраам (1988). Лодки Шербура . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Генри Холт и компания. ISBN 0-8050-0680-Х .
- Рэйвен, Алан; Робертс, Джон (1978). Эсминцы военной постройки классов от O до Z. Лондон: Книги Бивака. ISBN 0-85680-010-4 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-117-7 .
- Роскилл, Юго-Запад (1961). Война на море 1939–1945: Том III. Наступление, часть II, 1 июня 1944 г. – 14 августа 1945 г. История Второй мировой войны: Военная серия Соединенного Королевства. Лондон: Канцелярия Ее Величества.
- Рюгг, Боб; Гаага, Арнольд (1993). Конвои в Россию 1941–1945 гг . Кендал, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-66-5 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .
- Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: ISBN Cassell & Co. 1-85409-521-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]31 ° 20'00 "N 32 ° 34'05" E / 31,3333331 ° N 32,5680561 ° E
- Эсминцы классов W и Z
- Корабли, построенные на реке Мерси
- корабли 1944 года
- Эсминцы Великобритании времен Второй мировой войны
- Эсминцы Z-класса ВМС Израиля
- Кораблекрушения в Средиземном море
- Морские инциденты 1967 года
- Катастрофы Армии обороны Израиля
- 1967 год в Израильской военной провинции.
- Морские сражения Войны на истощение
- Катастрофы 1967 года в Израиле