Jump to content

Советская подводная лодка К-278 «Комсомолец».

Координаты : 73 ° 43'26 "N 13 ° 15'58" E  /  73,7238 ° N 13,2662 ° E  / 73,7238; 13.2662

K-278 Komsomolets profile
К-278 на ходу, 1986 г.
К-278 при развертывании 1 января 1986 года.
История
Советский военно-морской вымпелСоветский Союз
Имя
  • К-278 (1983–1988)
  • K-278 Komsomolets (1988–1989)
Строитель Севмаш
Номер двора 510
Заложен 22 апреля 1978 г.
Запущен 9 мая 1983 г. (3 июня 1983 г.)
Введен в эксплуатацию 28 декабря 1983 г.
Выведен из эксплуатации 6 июня 1990 г.
Порт приписки Bolshaya Lopatka at Zapadnaya Litsa
Судьба Затонул в результате пожара 7 апреля 1989 г., погибло 42 человека.
Примечания Расположен в Баренцевом море на глубине 1700 м (5600 футов).
Общие характеристики
Класс и тип Отчетное название НАТО класса «Майк» подводной лодки
Смещение 4400–5750 тонн надводное, 6400–8000 тонн подводное.
Длина 117,5 м (385 футов)
Луч 10,7 м (35 футов)
Черновик От 8 до 9 м (от 26 до 30 футов)
Движение Один ОК-650 б-3 PWR мощностью 190 МВт ( ВОУ <= 45% [1] ), две 45000 л.с. паровые турбины по , один вал
Скорость 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) на поверхности, от 26 до 30 узлов (48–56 км/ч; 30–35 миль в час) под водой
Глубина испытания 1000 м сейф, 1250 м конструкция, 1500 м раздавливание
Дополнение 64 (30 офицеров, 22 прапорщика, 12 старшин и рядовых)
Вооружение

К -278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» (по-русски: проект-685 плавник, что означает « плавник », также известная по отчетному названию класса «Майк» в НАТО ) атомная ударная подводная лодка ВМФ СССР ; единственная подводная лодка своего проектного класса .

В арсенале советских вооруженных сил К -278 была уникальной по своей глубине подводной лодки , достигшей глубины 1020 метров (3350 футов) в Норвежском море 4 августа 1984 года. [2] Хотя К-278 была введена в состав ВМФ СССР для отработки технологий для четвертого поколения российских атомных подводных лодок , она была способна к боевому маневрированию и развертыванию. Во время третьего оперативного патрулирования в Северном Ледовитом океане в 1989 году из-за серьезного пожара в кормовых отсеках он затонул в Баренцевом море у берегов Норвегии. [3]

Несмотря на пожар в инженерном отсеке, К-278 смогла всплыть и пробыла на плаву около пяти часов, прежде чем затонула. [4] Многие члены экипажа погибли до спасения, в результате чего погибло 42 человека.

Разбившаяся подводная лодка находится на дне Баренцева моря , на глубине около 1,7 км (1 миля), с ее ядерным реактором и двумя торпедами с ядерными боеголовками на борту.

Проект 685 был разработан ОКБ «Рубин» в ответ на задачу создания современной подводной лодки, способной нести смесь торпед и крылатых ракет с обычными или ядерными боеголовками. Заказ на проектирование подводной лодки был выдан в 1966 году, проектирование было завершено в 1974 году. Киль был заложен 22 апреля 1978 года в Северодвинске . К-278 была спущена на воду 3 июня 1983 года и вступила в строй 28 декабря 1983 года.

К-278 имела двойной корпус, внутренний из титана , что давало ей рабочую глубину, намного большую, чем у лучших американских подводных лодок. [5] Прочный корпус состоял из семи отсеков, второй и третий защищены более прочными носовой и кормовой переборками, создающими «зону безопасности» на случай чрезвычайной ситуации. , над этими отсеками была установлена ​​спасательная капсула В плавнике позволяющая экипажу покинуть корабль в случае подводной чрезвычайной ситуации. Первоначальные оценки западной разведки скорости К-278 основывались на предположении, что лодка была оснащена парой реакторов с жидкометаллическим охлаждением . Когда Советский Союз обнаружил, что на подводной лодке использовался один ОК-650б-3 обычный водо-водяной реактор , эти оценки скорости были снижены. [а]

По словам Нормана Полмара и Кеннета Дж. Мура, двух западных экспертов по проектированию и эксплуатации советских подводных лодок, усовершенствованная конструкция проекта 685 включала множество автоматизированных систем, которые позволяли использовать меньшее количество членов экипажа, чем обычно для подводной лодки ее размера. Штатное расписание, утвержденное Министерством обороны СССР в 1982 году, предусматривало экипаж из 57 человек. Позже их число было увеличено до 64: 30 офицеров, 22 мичмана и 12 старшин и матросов. [6] На момент затопления на борту находились 69 человек.

октябре 1988 года К-278 немногих советских подводных лодок, получивших имя Комсомолец « В капитан стала одной из », а ее командир 1-го ранга Юрий Зеленский был удостоен чести за погружение на глубину 1020 м. метров (3350 футов).

7 апреля 1989 года, находясь под командованием капитана 1-го ранга Евгения Ванина и находясь под водой на глубине 335 метров (1099 футов) примерно в 180 километрах (100 морских миль) к юго-западу от острова Медвежий (Норвегия) . [7] в инженерном отсеке возник пожар [3] из-за короткого замыкания, [8] и хотя водонепроницаемые двери были закрыты, пожар распространился через кабельные проходы в переборках . Реактор заглох , и двигатель был потерян. Проблемы с электричеством распространялись по мере того, как перегорали кабели, и управление лодкой оказывалось под угрозой. Был произведен экстренный прорыв балластной цистерны , и подводная лодка всплыла на поверхность через одиннадцать минут после начала пожара. Раздался сигнал бедствия, и большая часть экипажа покинула корабль.

Огонь продолжал гореть, питаемый системой сжатого воздуха . В 15:15, [9] Через несколько часов после всплытия лодка затонула на глубине 1680 метров (5510 футов), примерно в 250 километрах (135 морских миль) к юго-юго-западу от острова Медвежий. [9] Командир и еще четверо, находившиеся на борту, вошли в спасательную капсулу и катапультировали ее. Только один из пяти, достигших поверхности, смог покинуть капсулу и выжить, прежде чем она затонула в бурном море. Капитан Ванин был среди погибших.

Спасательные самолеты прибыли быстро и сбросили небольшие плоты, но ветер и морские условия не позволили их использовать. Многие мужчины уже умерли от переохлаждения в водах Баренцева моря с температурой 2 °C (36 °F) . Плавучий рыбозавод Б-64/10 Алексей Хлобыстов ( Алексей Хлобыстов ) [10] прибыл через 81 минуту после того, как затонула К-278 , и взял на борт выживших. [11]

Из 69 членов экипажа 27 выжили в результате инцидента и 42 погибли: девять во время аварии и последующего затопления, 30 в воде от переохлаждения или травм и трое на борту спасательной лодки. экипаж был награжден орденом Красного Знамени . После инцидента [12]

Последствия

[ редактировать ]

Помимо восьми штатных торпед, К-278 несла две торпеды с ядерными боеголовками. Под давлением Норвегии Советский Союз использовал глубоководные аппараты, эксплуатируемые с океанографического исследовательского корабля «Келдыш» для поиска К-278 . В июне 1989 года, через два месяца после затопления, обломки были обнаружены. Советские официальные лица заявили, что любые возможные утечки были незначительными и не представляли угрозы для окружающей среды.

В 1993 году вице-адмирал Чернов, командир группы подводных лодок, в состав которой входил «Комсомолец» , основал «Комсомолец» Общество памяти атомных подводных лодок — благотворительную организацию для поддержки вдов и сирот своего бывшего командования. С тех пор устав Общества расширился и стал оказывать помощь семьям всех советских и российских подводников, погибших в море, а 7 апреля стало днем ​​памяти всех погибших в море подводников.

Экспедиция середины 1994 года обнаружила утечку плутония из одной из двух торпед с ядерным боеголовкой. 24 июня 1995 года Келдыш снова отправился из Санкт-Петербурга на «Комсомолец», чтобы заделать трещины корпуса в отсеке 1 и прикрыть ядерные боеголовки, и объявил об успехе в конце следующей экспедиции в июле 1996 года. Предполагалось, что желеобразный герметик сделать затонувший корабль радиационно безопасным на 20–30 лет, то есть до 2015–2025 годов. [13]

Норвежские власти из Агентства морской окружающей среды и Радиационного агентства ежегодно берут пробы воды и грунта в районе места крушения. [14]

В июле 2019 года совместная норвежско-российская экспедиция обнаружила «облака», вылетающие из вентиляционной трубы и расположенной неподалеку решетки. Они взяли пробы воды из трубы и с высоты нескольких метров и проанализировали их на наличие цезия-137 . Эта труба была идентифицирована как утечка в нескольких миссиях "Мир" вплоть до 1998 и 2007 годов. Уровни активности в шести пробах из трубы достигали 800 Бк /л (9 июля). В пробах свободной воды не удалось обнаружить никакой активности. Благодаря разбавлению угрозы для окружающей среды нет. Норвежский предел содержания цезия-137 в пищевых продуктах составляет 600 Бк/кг. Фоновая активность цезия-137 в водоеме составляет всего 0,001 Бк/л. Сообщается, что проводятся более чувствительные измерения образцов. [15]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Реактор ОК-650 устанавливался также на подводных лодках проекта 971 («Акула»), проекта 945 («Сьерра») и попарно на подводных лодках проекта 941 («Тайфун»).
  1. ^ «Морская атомная энергетика: 1939 – 2018» (PDF) . июль 2018 года . Проверено 30 декабря 2022 г.
  2. ^ "Хождение за три глубины" . Военно-промышленный курьер. Archived from the original on 30 April 2021 . Retrieved 9 May 2013 .
  3. ^ Jump up to: а б "Ход развития аварии и борьбы за живучесть ПЛА "КОМСОМОЛЕЦ" " . 26 July 2006.
  4. ^ Поуп, Брайан (май 1989 г.). «Советская атомная подводная лодка затонула у берегов Норвегии». Контроль над вооружениями сегодня . 19 (4): 24. JSTOR   23624029 .
  5. ^ Джордж Монтгомери: Комсомольская катастрофа. 1994 г., опубликовано как отчет ЦРУ 14 апреля 2007 г.
  6. ^ Норман Полмар и Кеннет Дж. Мур; Подводные лодки холодной войны: проектирование и строительство американских и советских подводных лодок ; 2004 г., Brassey's, Inc. (Даллес, Вирджиния); стр. 286–287; ISBN   1-57488-594-4
  7. ^ Вейр, Гэри Э.; Бойн, Уолтер Дж. (2003). Нарастающий прилив: нерассказанная история российских подводных лодок, участвовавших в холодной войне . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN  978-0-465-09112-6 .
  8. ^ «Много потеряно в море» . Экономист . 15 апреля 1989 года. Архивировано из оригинала 9 апреля 2016 года . Проверено 3 мая 2015 г.
  9. ^ Jump up to: а б Барнаби, Фрэнк (1989). «Выброс радиоактивности в море из затонувшей советской подводной лодки «МАЙК». Амбио . 18 (5): 296–297. JSTOR   4313590 .
  10. ^ Рыболовный флот коммунистических и посткоммунистических стран: Многоцелевой плавбаза типа «Пионерск» проекта Б-64 .
  11. ^ Тимоти Бэнкрофт-Хинчи: Памяти комсомольца. Архивировано 2 сентября 2019 года на Wayback Machine Правда.ру , 7 апреля 2013 года.
  12. ^ Сергей Петрович Букан: По следам подводных катастроф. стр. 130–163 Перевод ЦРУ , 15 сентября 1992 г.
  13. ^ Мэтью Боднер: Затонувшие советские атомные подводные лодки на дне Северного Ледовитого океана. «Москоу Таймс», 14 ноября 2014 г.
  14. ^ Михалсен, Кэтрин (22 августа 2008 г.). «Проверка атомной подводной лодки «Комсомолец» на утечку радиоактивности» . Институт морских исследований. Архивировано из оригинала 9 июля 2019 года . Проверено 16 января 2019 г.
  15. ^ Хильда Элиза Хельдал, Стайн Хоммедаль: Исследователи обнаружили утечку из «Комсомольца». Институт морских исследований, 10 июля 2019 г., обновления от 11 июля и 29 августа 2019 г., личное общение 29 августа 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

73 ° 43'26 "N 13 ° 15'58" E  /  73,7238 ° N 13,2662 ° E  / 73,7238; 13.2662

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab7eec61bece35de7c22c2bc5bdc5aa8__1722326460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/a8/ab7eec61bece35de7c22c2bc5bdc5aa8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soviet submarine K-278 Komsomolets - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)