КБ Рубин
![]() | |
![]() Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами « Омск» конструкции «Рубина» (К-186, пятая в классе OSCAR-II) | |
Тип компании | Государственная корпорация |
---|---|
Основан | (1900 [ 1 ] | )
Штаб-квартира | , |
Продукты | Подводные лодки |
Доход | 471 миллион долларов [ 2 ] (2015) |
Количество сотрудников | 2000 (1993) [ 3 ] |
Родитель | Объединенная судостроительная корпорация |
Веб-сайт | ckb-rubin.ru |
Центральное конструкторское бюро «Рубин » Санкт - , сокращенно ЦКБ «Рубин») в Петербурге является крупнейшим из трех основных российских центров проектирования подводных лодок , два других - Морское инженерное бюро «Малахит» и Центральное конструкторское бюро «Лазурит » («Лазурит» — русское слово лазурит ). Рубин спроектировал более двух третей атомных подводных лодок ВМФ России . «Рубин» ( по-русски : Рубин ) — это русское слово, обозначающее рубин .
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]4 января 1901 года Морское министерство России поручило проектирование боевой подводной лодки для российского флота трем офицерам: лейтенанту М. Н. Беклемишеву , лейтенанту И. С. Горюнову и военно-морского архитектора старшему помощнику И. Г. Бубнову министерства , сотруднику Балтийского завода , где было запланировано строительство судна. Мужчины представили свой проект Морскому министерству 3 мая 1901 года; он был одобрен в июле следующего года, и тогда Балтийский завод получил заказ на постройку торпедного катера № 113 (позже переименованного в боевую подводную лодку «Дельфин» ). Бубнов был назначен руководителем Комиссии по строительству подводных лодок. Именно эта Строительная комиссия после многочисленных преобразований и смен названия стала Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин».

Постройка « Дельфина» была завершена в 1903 году, а его успех в последующих испытаниях послужил толчком к созданию более новых, более совершенных типов подводных лодок. К 1918 году в состав российского флота вошли семьдесят три подводные лодки классов «Касатка» , «Минога» , «Акула» , «Морж» и «Вепрь» , а еще четыре подводные лодки нового класса « Генерал-майор Бубнов» все еще находились в стадии строительства. Тридцать два из них были построены по проекту И. Г. Бубнова, генерал-майора Корпуса военно-морских архитекторов, заслуженного профессора Николаевской морской академии .
До Второй мировой войны
[ редактировать ]В 1926 году Комиссия по строительству подводных лодок стала Техническим бюро № 4, а через шесть лет была переименована в Центральное конструкторское бюро специального (военного) кораблестроения № 2, которое возглавил Б. М. Малинин . Проектировал подводные лодки классов «Декабрист» , «Ленинец» , «Щука» . Еще одной вехой эпохи стал 1935 год, когда инженер ЦКБ С.А. Базилевский предложил воздухонезависимую двигательную установку, позволившую работать двигателю по замкнутому циклу REDO как в надводных, так и в подводных условиях подводной лодки. Эксперименты по реализации этого цикла проводились на борту подводных лодок XII серии М-92 (С-92, Р-1).
Еще больше изменений произошло в 1937 году, когда бюро получило новое название Центральное конструкторское бюро № 18 (или ЦКБ-18) и, кроме того, стало самостоятельной экономической организацией, подчинявшейся непосредственно Второму главному управлению Наркомата оборонной промышленности.
Вторая мировая война
[ редактировать ]К началу Великой Отечественной войны было построено 206 подводных лодок 19 различных проектов ЦКБ-18. За годы войны в Бюро было построено еще 54 подводные лодки. Во время блокады Ленинграда ЦКБ-18 было эвакуировано из Ленинграда в Горький .
Холодная война
[ редактировать ]В 1947 году ЦКБ-18 завершило разработку проекта 613 ( — подводная лодка типа «Виски» по классификации НАТО ) — торпедной дизель-электрической подводной лодки среднего водоизмещения, учитывавшей боевой опыт советских и немецких подводных лодок времен войны. Введенная в состав ВМФ в 1951 году серия из 215 единиц, построенная по проекту 613, была крупнейшей в Советском Союзе. Примерно от 25 до 30 подводных лодок были построены в Китайской Народной Республике , а проект был передан китайским специалистам.
П. П. Пустынцев ( ru:Пустынцев, Павел Петрович ), возглавлявший ОКБ с 1951 по 1974 год, создал проект проекта 641 (классификация НАТО: Фокстрот ), разработку которого начали в 1955 году. 75 единиц этого класса были сданы ВМФ в 1963. В том же году подводная лодка класса «Отель» , разработка которой началась в 1956 году как проект 658, была перепроектирована для обеспечения возможности подводного запуска баллистических ракет Д-4. В 1965 году Ленинская премия за работы, связанные с подводным запуском баллистических ракет, была присуждена .
проекта 667А (классификация НАТО: «Янки» В 1963 году была разработана атомная ракетная подводная лодка второго поколения ). Войдя в состав советского флота в 1967 году, подводная лодка проекта 667А стала первым кораблем крупнейшей серии атомных ракетных подводных лодок (34 единицы). Усовершенствования подводных лодок класса «Янки», позже получившие название «атомные ракетные подводные крейсеры», будут включать установку ракет большой дальности и ракет с разделяющейся боеголовкой. Успех подводных лодок проектов 667А и 667Б ( подводные лодки типа «Дельта» ) будет отмечен Ленинскими премиями в 1970 и 1974 годах соответственно. В семейство подводных лодок с баллистическими ракетами базирования «Янки» входят: проект 667А «Янки», проект 667Б «Дельта I», проект 667БД «Дельта II», проект 667БДР «Дельта III» и проект 667БДРМ «Дельта IV».
ЦКБ-18 было переименовано в «Рубин» В 1966 году . Разработка подводной лодки класса «Оскар» началась в 1971 году, а в 1976 году — класса «Тайфун» (проект 941). В 1974 году Игорь Спасский сменил Пустынцева на посту руководителя бюро и оставался на этой должности до 2000-е (десятилетие).

Сегодняшний день
[ редактировать ]

Рыночная экономика
[ редактировать ]С наступлением перестройки «Рубин» продолжал производить атомные подводные лодки, реализуя такие проекты, как строительство баллистической ракеты четвертого поколения класса «Борей» , также известной как класс «Долгорукий» , которое началось в 1996 году. [ 4 ] Рубин сейчас также работает со сторонними компаниями (в том числе с Halliburton ) по производству нефтяных платформ, которые сейчас [ 5 ] используется при бурении вокруг острова Сахалин в Охотском море и в водах, прилегающих к Южной Корее .
Еще один из важных проектов компании последних лет — « Морской старт» — уникальная технология запуска космических кораблей . Благодаря морским компонентам производства Рубин, [ 6 ] Морской старт» использует специально модифицированную плавучую нефтяную платформу, расположенную в экваториальной части Тихого океана В качестве стартовой площадки « . В 1999 году, вскоре после основания компании, консорциум «Морской старт» заявил, что их эксплуатационные расходы, связанные с запуском, будут ниже, чем у наземного аналога, отчасти из-за сокращения потребностей в персонале. На платформе и командном корабле насчитывается 310 членов экипажа. [ 7 ]

«Рубин» также разработал такие экзотические проекты, как подводное грузовое судно, способное круглогодично работать в Северном Ледовитом океане , и атомная подводная газоперекачивающая станция. [ 8 ] для трансокеанской природного газа транспортировки по трубопроводам .
Среди других недавних проектов — высокоскоростной поезд ЕС-250 «Сокол» . [ 9 ] предназначался для трассы Москва-Санкт-Петербург. Петербургская железная дорога и проект низкопольного трамвая . [ 10 ]
В рамках совместного проекта с итальянской судостроительной компанией Fincantieri «Рубин» разрабатывает новую дизельную воздухонезависимую двигательную установку S1000 , основанную на новой воздухонезависимой двигательной установке на топливных элементах, разработанной в Италии. Его длина составляет 56,2 м (184 фута 5 дюймов), а водоизмещение — 1000 тонн. Макет был выставлен на выставке Euronaval 2006. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Празднует 115-летие» . ckb-rubin.ru. 22 декабря 2015 года . Проверено 7 января 2016 г.
- ^ http://www.rbc.ru/magazine/2016/05/5716c2249a79472b85254179 .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Центральное конструкторское бюро морской техники (РУБИН)» . Всемирный центр оценки технологий. 19 мая 1993 года . Проверено 7 января 2016 г.
- ^ "Энциклопедия кораблей/Корабли/Ракетные ПЛ/Россия/955 Борей" . ship.bsu.by . Retrieved 28 November 2022 .
- ^ использовано
- ^ "ЦКБ МТ Рубин: Sea Launch" . ckb-rubin.ru . Retrieved 28 November 2022 .
- ^ Уилсон, Джим (август 1999 г.). «Морской старт» . Популярная механика . 176 (8): 64–67.
- ^ Атомная подводная газоперекачивающая станция
- ^ Сокол
- ^ ЦКБ МТ «Рубин» (in Russian)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Рубина - на английском языке
- Пять цветов Времени - статья Игоря Спасского на английском языке
- Компании Советского Союза
- Научно-исследовательские институты в Советском Союзе
- Объединенная судостроительная корпорация
- Конструкторские бюро
- Судостроительные предприятия Советского Союза
- Оборонные предприятия Советского Союза
- Советский ВМФ
- Компании в Санкт-Петербурге
- Лауреаты национальной премии «Золотая идея»
- Российские бренды