Подводная лодка класса Дельта

Внешние видео | |
---|---|
на RT Documentary официальном YouTube-канале (на английском языке) | |
![]() |
Класс Дельта , ( русский : Дельта) Советские обозначения Проект 667Б Мурена , Проект 667БД Мурена-М , Проект 667БДР Кальмар , Проект 667БДРМ Дельфин ( в отчетности НАТО названия Дельта I, Дельта II, Дельта III, Дельта IV соответственно) представляют собой семейство Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами , спроектированные и построенные в Советском Союзе , составлявшие основу советского и российского стратегического подводного флота с момента их появления в 1973 году. Они несут ядерные баллистические ракеты семейства Р-29 «Высота» с ракетой «Дельта-I». , классы Дельта II, Дельта III и Дельта IV, несущие Р-29/ SS-N-8 «Пилильщик» , Р-29Д/SS-N-8 «Пилильщик», Р-29Р/ SS-N-18 «Стингрей» и Р-29РМ /СС-Н-23 «Скиф» (и более поздние улучшенные версии ) соответственно.
Советы рассматривали «Дельты» как итеративное усовершенствование подводных лодок класса «Янки» , которые несли ракеты Р-27 «Зыб» с дальностью полета 2500–3000 км (1553–1864 миль). Р-29 давали «Дельтам» столь необходимую дистанцию противостояния ; с дальностью полета 7700 км (4785 миль) «Дельты» могли осуществлять патрулирование сдерживания в пределах относительной безопасности Северного Ледовитого океана , в то время как класса «Янки» для этого приходилось патрулировать у береговой линии США. «Дельты» были дополнены крупнейшими из когда-либо построенных подводных лодок — подводными лодками класса «Тайфун» , которые служили гарантами советской способности нанести второй удар . Более ранние лодки «Дельта» оставались на вооружении до 1990-х годов, когда Советский Союз прекратил свое существование и многие классы подводных лодок были выведены из эксплуатации из-за последовавшего резкого сокращения бюджета . Несколько Дельта-III и все Дельта-IV остались в составе зарождающегося ВМФ России .
В 1972–1990 годах построено и сдано в эксплуатацию 34 лодки; примерно пять или шесть останутся активными в 2023 году. Несколько из них были переоборудованы в подводные лодки специального назначения, эксплуатируемые ГУГИ .
Разработка
[ редактировать ]В 1960-х годах советский ВМФ хотел создать новые ядерные ракеты подводных лодок, которые могли бы угрожать целям в Северной Америке без необходимости прохождения их пусковых платформ через датчики SOSUS в разрыве ГИУК, чтобы оказаться в пределах досягаемости. [1] Получившийся проект представлял собой итеративное усовершенствование проекта 667А «Навага» ; Модель 667B могла размещать более крупные и мощные ракеты внутри своего увеличенного спинного выступа.
Дельта I (пр.667Б Мурена ) 18 лодок
[ редактировать ]![]() Подводная лодка класса Дельта I. | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Дельта I класса |
Строители | |
Операторы | Советский Союз |
Предшественник | Янки класс |
Преемник | Дельта II класс |
Построен | 1965-? |
В эксплуатации | 1972-2004 |
Завершенный | 18 |
Ушедший на пенсию | 18 |
Общие характеристики | |
Смещение |
|
Длина | 139 м (456 футов) |
Луч | 12 м (39 футов 4 дюйма) |
Черновик | 9 м (29 футов 6 дюймов) |
Движение | 2 реактора с водяным охлаждением под давлением, питающие 2 паровые турбины, приводящие в движение 2 вала, каждая мощностью 38,7 МВт (51 900 л.с.) |
Скорость |
|
Диапазон | Неограниченно, кроме поставок продуктов питания |
Дополнить | 120 |
Вооружение |
|
Подводные лодки проекта 667Б "Мурена /Дельта I" могли нести боевое патрулирование в окраинных морских льдах советской арктической прибрежной зоны , а также часто патрулировали в Норвежском и Баренцевом морях . Следовательно, в отличие от своих предшественников, им больше не нужно было преодолевать западные барьеры SOSUS гидролокационные , чтобы оказаться в пределах досягаемости своих целей. Для повышения точности ракет подводные лодки класса «Дельта I» несут навигационный комплекс «Тобол-Б» и спутниковую навигационную систему «Циклон-Б» .
После разрешения на строительство в 1965 году первая Дельта I, К-279 , была принята в состав Советского Северного флота 22 декабря 1972 года. Всего было построено 18 подводных лодок этого класса, и все они служили ВМФ СССР .
В 1991 году девять подводных лодок класса «Дельта I» все еще находились в строю. Их утилизация началась в 1994 году, а демонтаж ракетных отсеков намечен на 1997 год. Все подводные лодки этого класса были выведены из эксплуатации к 2004 году и сданы на слом к 2005 году. Последней действующей подводной лодкой этого проекта стала К-447 "Кисловодск", которая находился в эксплуатации более 30 лет и выведен из эксплуатации 5 марта 2004 года. [2]
Дельта II (пр.667БД Мурена-М ) 4 лодки
[ редактировать ]![]() Подводная лодка класса Дельта II. | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Дельта II класс |
Строители | Северодвинск |
Операторы | Советский Союз |
Предшественник | Дельта I класса |
Преемник | Дельта III класс |
Построен | 1964-1974 |
В эксплуатации | ?-1996 |
Завершенный | 4 |
Ушедший на пенсию | 4 |
Общие характеристики | |
Смещение |
|
Длина | 155 м (508 футов 6 дюймов) |
Луч | 12 м (39 футов 4 дюйма) |
Черновик | 9 м (29 футов 6 дюймов) |
Движение | 2 реактора с водяным охлаждением под давлением, питающие 2 паровые турбины, приводящие в движение 2 вала каждая, мощностью 41 МВт (55 000 л.с.) |
Скорость |
|
Диапазон | Неограниченно, кроме поставок продуктов питания |
Дополнить | 130 |
Вооружение |
|
« Подводные лодки проекта 667БД Мурена-М /Дельта II» были созданы с целью устранения недостатков подводной лодки «Дельта I». Форма в плане была практически такой же, но подводную лодку удлинили в четвертом и пятом отсеках на 16 метров (52 фута), чтобы можно было установить еще четыре ракетных аппарата. Дельта-II также получила дополнительные меры по снижению шума, такие как установка паровых турбин на амортизаторах, отделение всех труб и гидравлики от корпуса резиновой изоляцией специального гидроакустического покрытия . , а также нанесение на корпус [ нужна ссылка ]
В период с 1964 по 1974 год было построено всего четыре подводные лодки этого класса, очевидно, в пользу строительства следующего класса - Дельта III, а к 1996 году все Дельта II были выведены из эксплуатации. [3]

Delta III (пр.667БДР « Кальмар » ) 14 лодок
[ редактировать ]![]() Подводная лодка класса Дельта III. | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Дельта III класс |
Строители | Северодвинск |
Операторы | Советский Союз , Россия |
Предшественник | Дельта II класс |
Преемник | Класс Тайфун и класс Дельта IV |
Построен | 1974-1982 |
В эксплуатации | 1976-настоящее время |
Завершенный | 14 |
Активный | 2 |
Общие характеристики | |
Смещение |
|
Длина | 166 м (544 футов 7 дюймов) |
Луч | 12,3 м (40 футов 4 дюйма) |
Черновик | 8,8 м (29 футов) |
Движение | 2 реактора с водяным охлаждением под давлением, питающие 2 паровые турбины мощностью 44 700 кВт (59 900 л.с.) на 2 пятилопастных гребных винта фиксированного шага с кожухом. |
Скорость |
|
Диапазон | Неограниченно, кроме поставок продуктов питания |
Дополнить | 135 |
Вооружение |
|
Подводная лодка 667БДР класса «Кальмар /Дельта III» представляет собой дальнейшее развитие проекта 667, сохраняя двухкорпусную конструкцию с тонким внешним корпусом из маломагнитной стали, обернутым вокруг более толстого внутреннего прочного корпуса . Разработка началась в 1972 году в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» . [ нужна ссылка ] Подводная лодка была первой, которая могла запустить любое количество ракет за один залп, а также первой подводной лодкой, способной нести баллистические ракеты с разделяющимися головными частями независимого наведения . Подводная лодка несла 16 ракет Р-29Р, каждая из которых несла от 3 до 7 РГЧ, с дальностью полета от 6500 до 8000 км (от 4000 до 5000 миль), в зависимости от количества возвращаемых аппаратов.
По состоянию на 2023 год осталось два Delta-III; К-44 «Рязань» и сильно модифицированный БС-136 «Оренбург» .
Дельта IV (проект 667БДРМ Дельфин ) 7 лодок
[ редактировать ]![]() Подводная лодка класса Дельта IV. | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Дельта IV класс |
Строители | Северодвинск |
Операторы | Советский Союз , Российская Федерация |
Предшественник | Классы Дельта III и Тайфун |
Преемник | Борей класс |
Построен | 1981-1992 |
В комиссии | 1984-настоящее время |
Завершенный | 7 |
Активный | 6 |
Общие характеристики | |
Движение | 2 водо-водяных реактора, питающих 2 паровые турбины с двумя экранированными винтами фиксированного шага. |
Скорость |
|
Диапазон | Неограниченно, кроме поставок продуктов питания |
Вооружение |
|
Было построено семь подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин класса /Дельта IV» , которые стали очередным усовершенствованием класса «Дельта». Все они были сохранены и эксплуатировались ВМФ России . Подводные лодки базируются на военно-морской базе Сайда Губа и действуют на Северном флоте . Северодвинский » судостроительный завод строил эти суда в период с 1981 по 1992 год. Последним построенным судном стал К-407 «Новомосковск .
Вооружение
[ редактировать ]Подводные лодки класса «Дельта IV» оснащены пусковой системой Д-9РМ и несут 16 Р-29РМУ «Синева» жидкотопливных ракет , каждая из которых несет по четыре боеголовки независимого наведения ( РГЧ ). В отличие от предыдущих модификаций, подводная лодка класса «Дельта IV» способна стрелять ракетами в любом направлении с постоянного курса в круговом секторе. Подводные стрельбы баллистическими ракетами могут вестись на глубине 55 метров (180 футов) при крейсерской скорости 6–7 узлов (11–13 км/ч; 6,9–8,1 миль в час). Все ракеты могут быть выпущены одним залпом.
Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» оснащены ракетно-торпедным комплексом ТРВ-671 РТМ, имеющим четыре носовых торпедных аппарата калибром 533 мм (21 дюйм). В отличие от конструкции класса Delta III, он совместим со всеми типами торпед , противолодочными торпедо-ракетами и противогидроакустическими устройствами . Система управления боем «Омнибус-БДРМ» управляет всеми боевыми действиями, обрабатывает данные и управляет торпедным и ракетно-торпедным вооружением. Навигационная система «Шлюз» обеспечивает повышенную точность ракет и способна осуществлять звездную навигацию на перископических глубинах. В навигационной системе также используются два плавающих антенных буя для приема радиосообщений, данных о пункте назначения и сигналов спутниковой навигации на большой глубине. Подлодки также оснащены гидроакустической системой «Скат-ВДРМ». [ нужна ссылка ]
Дельта IV выполнила операцию «Бегемот» ( русский язык : Бегемот ) во время заката Советского Союза; они остаются единственным классом ПЛАРБ, успешно запустившим всю свою полезную нагрузку баллистических ракет.
В 2011 году К-84 «Екатеринбург» успешно провела испытания новой версии ракеты СС-Н-23, получившей обозначение Р-29РМУ2 «Лайнер» . Ракета имеет повышенную живучесть против противоракет. [4] Позже К-114 «Тула» провела еще один успешный пуск. [5]
Развертывание
[ редактировать ]Первоначально все подводные лодки класса «Дельта IV» базировались в составе Северного флота России в губе Оленья . Все подводные лодки этого класса несут службу в 12-й эскадре (бывшая 3-я флотилия) стратегических подводных лодок Северного флота, которая сейчас находится в бухте Ягельная . [6] [7]
# | Верфь | Имя | Заложен | Запущен | по заказу | Флот | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|---|
К-51 | СЕВМАШ, Северодвинск | Верхотурье | 23 февраля 1981 г. | 7 марта 1984 г. | 28 декабря 1984 г. | Северный | Действует, капитальный ремонт 2010–12 гг., капитальный ремонт завершен, [ нужна ссылка ] установлены модернизированные ракеты «Синева» [8] |
К-84 | СЕВМАШ, Северодвинск | Екатеринбург | 17 февраля 1982 г. | 17 марта 1985 г. | 30 декабря 1985 г. | Северный | Неактивен. Установлены модернизированные ракеты «Синева», [8] капитальный ремонт 2011–2014 гг. (29 декабря 2011 г., когда корабль находился в сухом доке, вспыхнул пожар, и судно было частично затоплено для борьбы с пламенем. [9] ) Повторно введен в эксплуатацию в декабре 2014 года. [10] Снят с вооружения и подготовлен к выводу из эксплуатации в 2020 году. [11] |
БС-64 (бывший К-64 ) | СЕВМАШ, Северодвинск | Podmoskovye | 18 декабря 1982 г. | 2 февраля 1986 г. | 23 декабря 1986 г. | Северный | Активный, [ нужна ссылка ] в 1999–2016 годах находился в переоборудовании в платформу специального назначения проекта 09787. [12] [13] Вырежьте все ракетные шахты. [14] |
К-114 | СЕВМАШ, Северодвинск | Поэма | 22 февраля 1984 г. | 22 января 1987 г. | 30 октября 1987 г. | Северный | В капитальном ремонте 2014–2017 гг., вернулся в строй в декабре 2017 г. [15] [16] установлены модернизированные ракеты «Синева» [8] |
К-117 | СЕВМАШ, Северодвинск | Брянск | 20 апреля 1985 г. | 8 февраля 1988 г. | 30 сентября 1988 г. | Северный | Активный, [ нужна ссылка ] капитальный ремонт 2002–08 гг., капитальный ремонт завершен, установлены модернизированные ракеты «Синева». [8] Техническую подготовку для продления срока службы на 3,5 года планируется начать после марта 2018 года. [17] |
К-18 | СЕВМАШ, Северодвинск | Карелия | 7 февраля 1986 г. | 2 февраля 1989 г. | 10 октября 1989 г. | Северный | Действует, капитальный ремонт 2004–10 гг., капитальный ремонт завершен, [18] установлены модернизированные ракеты «Синева» [8] |
К-407 | СЕВМАШ, Северодвинск | Новомосковск | 2 февраля 1987 г. | 28 февраля 1990 г. | 27 ноября 1990 г. | Северный | Активный, [ нужна ссылка ] капитальный ремонт 2008–2012 гг., капитальный ремонт завершен, [19] [20] установлены модернизированные ракеты «Синева» [8] |
См. также
[ редактировать ]- Список классов советских и российских подводных лодок
- Будущее ВМФ России
- Баллистическая ракета подводного базирования
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кот, доктор Оуэн Р. (март 2000 г.). «Третья битва: инновации в молчаливой борьбе ВМС США в холодной войне с советскими подводными лодками» . ВМС США . Архивировано из оригинала 10 апреля 2006 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
- ^ «Проект 667Б «Мурена» (НАТО – «Дельта»)» . deepstorm.ru . ГЛУБОКИЙ ШТОРМ . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Карлин, Майя (20 февраля 2024 г.). «Российские подводные лодки класса Дельта II имели только одну миссию» . Национальный интерес . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ «Российский лайнер БРПЛ завершил летные испытания» . РусВоенно-Морской Флот . 20 мая 2011 года. Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 года . Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ Центр обновления . Северныйфлот . Архивировано из оригинала 31 марта 2012 года . Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ Северный флот . Коммерсантъ . 25 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2013 г. Проверено 13 апреля 2012 г.
- ^ Кристенсен, Ханс М.; Корда, Мэтт (2021). «Российское ядерное оружие, 2021» . Бюллетень ученых-атомщиков . 77 (2): 90–108. Бибкод : 2021БуАтС..77б..90К . дои : 10.1080/00963402.2021.1885869 . ISSN 0096-3402 .
Все Дельты IV входят в состав Северного флота и базируются в бухте Ягельная ( Гаджиево ) на Кольском полуострове.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Норрис, Роберт С.; Кристенсен, Ханс М. (январь 2010 г.). «Ядерные силы России, 2010» . Бюллетень ученых-атомщиков . 66 (1): 74–81. Бибкод : 2010БуАтС..66а..74Н . дои : 10.2968/066001010 . S2CID 145187667 . Проверено 7 августа 2011 г.
- ^ «Россия борется с пожаром на атомной подводной лодке» . Рейтер . 29 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2011 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ Подвиг, Павел (19 декабря 2014 г.). «Екатеринбург и Владимир Мономах присоединяются к флоту» . Стратегические ядерные силы России . Архивировано из оригинала 19 декабря 2014 года . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ Грашин, Рудольф. "Игорь Британов: командир, ушедший с гибнущей К-219 последним" [Igor Britanov: the commander who left the dying K-219 last]. Oblgazeta.ru (in Russian).
- ^ й-64, ая-64 оПНЕЙР 667адпл . DeepStorm (на русском языке). Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 года . Проверено 19 октября 2010 г.
- ^ «Подводная лодка специального назначения БС-64 «Подмосковье» проекта 09787 передана ВМФ России» . Признание ВМФ . Декабрь 2016. Архивировано из оригинала 3 января 2017 года . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ "й-64, ая-64 оПНЕЙР 667адпл" . DeepStorm (на русском языке). Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
- ^ «Российская ПЛАРБ типа «Дельта» «Тула» покидает ангар во время ремонта» . Военно-морской флот сегодня . 27 февраля 2017 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2017 года . Проверено 5 марта 2017 г.
- ^ " "Звёздочка" завершила ремонт АПЛ "Тула" " [Zvezdochka completes repair of the nuclear submarine "Tula"]. Zvezdochka.ru (in Russian). 28 December 2017.
- ^ " "Звездочка" способна продлить срок службы АПЛ "Брянск" на 5 лет" [Zvezdochka can extend the service life of the nuclear submarine "Bryansk" by 5 years]. FlotProm (in Russian). Archived from the original on 4 January 2018 . Retrieved 3 January 2018 .
- ^ Подвиг, Павел (22 января 2010 г.). «Подводная лодка «Карелия» возвращается в строй» . Стратегические ядерные силы России . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 19 октября 2010 г.
- ^ "Продолжаются ремонт и модернизация РПКСН "Новомосковск" " [The repair and modernization of the SSBN "Novomoskovsk"]. Flot (in Russian). 19 November 2010. Archived from the original on 23 July 2011 . Retrieved 7 August 2011 .
- ^ «Идет ремонт и модернизация РПКСН «Новомосковск»» . РусВоенно-Морской Флот . 19 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 18 октября 2011 года . Проверено 7 августа 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Джексон, Роберт (2006). Энциклопедия военных кораблей от Второй мировой войны до наших дней . Сан-Диего: Thunder Bay Press . ISBN 978-1-59223-627-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 667B Мурена/Дельта I на GlobalSecurity.org
- 667BDR Delta III на GlobalSecurity.org
- Класс Тип 667 «Дельта» на Aeronautics.ru
- ПЛАРБ Delta Class IV (проект 667.БДРМ) на Naval-technology.com
- Проект 667.БДР Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Кальмар» (класс «Дельта-3», 14 подводных лодок) на Armscontrol.ru
- Федерация американских ученых
- Haze Grey и в пути: World Navy Navy Today: Россия