Jump to content

Подводная лодка класса Дельта

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами класса Дельта IV.
Внешние видео
на RT Documentary официальном YouTube-канале (на английском языке)
значок видео K-433 Svyatoy Georgiy Pobedonosets: Nuclear Triad Workhorse on YouTube

Класс Дельта , ( русский : Дельта) Советские обозначения Проект 667Б Мурена , Проект 667БД Мурена-М , Проект 667БДР Кальмар , Проект 667БДРМ Дельфин ( в отчетности НАТО названия Дельта I, Дельта II, Дельта III, Дельта IV соответственно) представляют собой семейство Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами , спроектированные и построенные в Советском Союзе , составлявшие основу советского и российского стратегического подводного флота с момента их появления в 1973 году. Они несут ядерные баллистические ракеты семейства Р-29 «Высота» с ракетой «Дельта-I». , классы Дельта II, Дельта III и Дельта IV, несущие Р-29/ SS-N-8 «Пилильщик» , Р-29Д/SS-N-8 «Пилильщик», Р-29Р/ SS-N-18 «Стингрей» и Р-29РМ /СС-Н-23 «Скиф» (и более поздние улучшенные версии ) соответственно.

Советы рассматривали «Дельты» как итеративное усовершенствование подводных лодок класса «Янки» , которые несли ракеты Р-27 «Зыб» с дальностью полета 2500–3000 км (1553–1864 миль). Р-29 давали «Дельтам» столь необходимую дистанцию ​​противостояния ; с дальностью полета 7700 км (4785 миль) «Дельты» могли осуществлять патрулирование сдерживания в пределах относительной безопасности Северного Ледовитого океана , в то время как класса «Янки» для этого приходилось патрулировать у береговой линии США. «Дельты» были дополнены крупнейшими из когда-либо построенных подводных лодок — подводными лодками класса «Тайфун» , которые служили гарантами советской способности нанести второй удар . Более ранние лодки «Дельта» оставались на вооружении до 1990-х годов, когда Советский Союз прекратил свое существование и многие классы подводных лодок были выведены из эксплуатации из-за последовавшего резкого сокращения бюджета . Несколько Дельта-III и все Дельта-IV остались в составе зарождающегося ВМФ России .

В 1972–1990 годах построено и сдано в эксплуатацию 34 лодки; примерно пять или шесть останутся активными в 2023 году. Несколько из них были переоборудованы в подводные лодки специального назначения, эксплуатируемые ГУГИ .

Разработка

[ редактировать ]

В 1960-х годах советский ВМФ хотел создать новые ядерные ракеты подводных лодок, которые могли бы угрожать целям в Северной Америке без необходимости прохождения их пусковых платформ через датчики SOSUS в разрыве ГИУК, чтобы оказаться в пределах досягаемости. [1] Получившийся проект представлял собой итеративное усовершенствование проекта 667А «Навага» ; Модель 667B могла размещать более крупные и мощные ракеты внутри своего увеличенного спинного выступа.

Дельта I (пр.667Б Мурена ) 18 лодок

[ редактировать ]
Подводная лодка класса Дельта I.
Обзор класса
Имя Дельта I класса
Строители
Операторы Советский Союз
Предшественник Янки класс
Преемник Дельта II класс
Построен 1965-?
В эксплуатации 1972-2004
Завершенный 18
Ушедший на пенсию 18
Общие характеристики
Смещение
  • Всплыло: 7800 тонн .
  • Под водой: 10 000 тонн .
Длина 139 м (456 футов)
Луч 12 м (39 футов 4 дюйма)
Черновик 9 м (29 футов 6 дюймов)
Движение 2 реактора с водяным охлаждением под давлением, питающие 2 паровые турбины, приводящие в движение 2 вала, каждая мощностью 38,7 МВт (51 900 л.с.)
Скорость
  • На поверхности: 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час)
  • Под водой: 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час)
Диапазон Неограниченно, кроме поставок продуктов питания
Дополнить 120
Вооружение
  • Пусковые трубы Д-9 для 12 БРПЛ Р-29 (SS-N-8 Sawfly)
  • 4 торпедных аппарата 533 мм (21 дюйм)
  • 2 торпедных аппарата 400 мм (16 дюймов)

Подводные лодки проекта 667Б "Мурена /Дельта I" могли нести боевое патрулирование в окраинных морских льдах советской арктической прибрежной зоны , а также часто патрулировали в Норвежском и Баренцевом морях . Следовательно, в отличие от своих предшественников, им больше не нужно было преодолевать западные барьеры SOSUS гидролокационные , чтобы оказаться в пределах досягаемости своих целей. Для повышения точности ракет подводные лодки класса «Дельта I» несут навигационный комплекс «Тобол-Б» и спутниковую навигационную систему «Циклон-Б» .

После разрешения на строительство в 1965 году первая Дельта I, К-279 , была принята в состав Советского Северного флота 22 декабря 1972 года. Всего было построено 18 подводных лодок этого класса, и все они служили ВМФ СССР .

В 1991 году девять подводных лодок класса «Дельта I» все еще находились в строю. Их утилизация началась в 1994 году, а демонтаж ракетных отсеков намечен на 1997 год. Все подводные лодки этого класса были выведены из эксплуатации к 2004 году и сданы на слом к ​​2005 году. Последней действующей подводной лодкой этого проекта стала К-447 "Кисловодск", которая находился в эксплуатации более 30 лет и выведен из эксплуатации 5 марта 2004 года. [2]

Дельта II (пр.667БД Мурена-М ) 4 лодки

[ редактировать ]
Подводная лодка класса Дельта II.
Обзор класса
Имя Дельта II класс
Строители Северодвинск
Операторы Советский Союз
Предшественник Дельта I класса
Преемник Дельта III класс
Построен 1964-1974
В эксплуатации ?-1996
Завершенный 4
Ушедший на пенсию 4
Общие характеристики
Смещение
  • Всплыло: 9350 тонн .
  • Под водой: 10 500 тонн .
Длина 155 м (508 футов 6 дюймов)
Луч 12 м (39 футов 4 дюйма)
Черновик 9 м (29 футов 6 дюймов)
Движение 2 реактора с водяным охлаждением под давлением, питающие 2 паровые турбины, приводящие в движение 2 вала каждая, мощностью 41 МВт (55 000 л.с.)
Скорость
  • На поверхности: 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час)
  • Под водой: 24 узла (44 км/ч; 28 миль в час)
Диапазон Неограниченно, кроме поставок продуктов питания
Дополнить 130
Вооружение
  • Пусковые трубы Д-9Д для 16 БРПЛ Р-29Д
  • 4 торпедных аппарата 533 мм (21 дюйм)
  • 2 торпедных аппарата 400 мм (16 дюймов)

« Подводные лодки проекта 667БД Мурена-М /Дельта II» были созданы с целью устранения недостатков подводной лодки «Дельта I». Форма в плане была практически такой же, но подводную лодку удлинили в четвертом и пятом отсеках на 16 метров (52 фута), чтобы можно было установить еще четыре ракетных аппарата. Дельта-II также получила дополнительные меры по снижению шума, такие как установка паровых турбин на амортизаторах, отделение всех труб и гидравлики от корпуса резиновой изоляцией специального гидроакустического покрытия . , а также нанесение на корпус [ нужна ссылка ]

В период с 1964 по 1974 год было построено всего четыре подводные лодки этого класса, очевидно, в пользу строительства следующего класса - Дельта III, а к 1996 году все Дельта II были выведены из эксплуатации. [3]

Класс Дельта-II, 1997 г.

Delta III (пр.667БДР « Кальмар » ) 14 лодок

[ редактировать ]
Подводная лодка класса Дельта III.
Обзор класса
Имя Дельта III класс
Строители Северодвинск
Операторы Советский Союз , Россия
Предшественник Дельта II класс
Преемник Класс Тайфун и класс Дельта IV
Построен 1974-1982
В эксплуатации 1976-настоящее время
Завершенный 14
Активный 2
Общие характеристики
Смещение
  • Всплыло: 13 500 тонн .
  • Под водой: 18 200 тонн .
Длина 166 м (544 футов 7 дюймов)
Луч 12,3 м (40 футов 4 дюйма)
Черновик 8,8 м (29 футов)
Движение 2 реактора с водяным охлаждением под давлением, питающие 2 паровые турбины мощностью 44 700 кВт (59 900 л.с.) на 2 пятилопастных гребных винта фиксированного шага с кожухом.
Скорость
  • На поверхности: 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час)
  • Под водой: 24 узла (44 км/ч; 28 миль в час)
Диапазон Неограниченно, кроме поставок продуктов питания
Дополнить 135
Вооружение
  • 16 ракет
  • 4 носовых торпедных аппарата калибра 533 мм (21,0 дюйма)

Подводная лодка 667БДР класса «Кальмар /Дельта III» представляет собой дальнейшее развитие проекта 667, сохраняя двухкорпусную конструкцию с тонким внешним корпусом из маломагнитной стали, обернутым вокруг более толстого внутреннего прочного корпуса . Разработка началась в 1972 году в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» . [ нужна ссылка ] Подводная лодка была первой, которая могла запустить любое количество ракет за один залп, а также первой подводной лодкой, способной нести баллистические ракеты с разделяющимися головными частями независимого наведения . Подводная лодка несла 16 ракет Р-29Р, каждая из которых несла от 3 до 7 РГЧ, с дальностью полета от 6500 до 8000 км (от 4000 до 5000 миль), в зависимости от количества возвращаемых аппаратов.

По состоянию на 2023 год осталось два Delta-III; К-44 «Рязань» и сильно модифицированный БС-136 «Оренбург» .

Дельта IV (проект 667БДРМ Дельфин ) 7 лодок

[ редактировать ]
Подводная лодка класса Дельта IV.
Обзор класса
Имя Дельта IV класс
Строители Северодвинск
Операторы Советский Союз , Российская Федерация
Предшественник Классы Дельта III и Тайфун
Преемник Борей класс
Построен 1981-1992
В комиссии 1984-настоящее время
Завершенный 7
Активный 6
Общие характеристики
Движение 2 водо-водяных реактора, питающих 2 паровые турбины с двумя экранированными винтами фиксированного шага.
Скорость
  • На поверхности: 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час)
  • Под водой: 24 узла (44 км/ч; 28 миль в час)
Диапазон Неограниченно, кроме поставок продуктов питания
Вооружение
  • 16 Р-29РМУ «Синева» баллистических ракет ; каждая с 4 РГЧ
  • 4 носовых торпедных аппарата калибра 533 мм (21,0 дюйма)

Было построено семь подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин класса /Дельта IV» , которые стали очередным усовершенствованием класса «Дельта». Все они были сохранены и эксплуатировались ВМФ России . Подводные лодки базируются на военно-морской базе Сайда Губа и действуют на Северном флоте . Северодвинский » судостроительный завод строил эти суда в период с 1981 по 1992 год. Последним построенным судном стал К-407 «Новомосковск .

Вооружение

[ редактировать ]

Подводные лодки класса «Дельта IV» оснащены пусковой системой Д-9РМ и несут 16 Р-29РМУ «Синева» жидкотопливных ракет , каждая из которых несет по четыре боеголовки независимого наведения ( РГЧ ). В отличие от предыдущих модификаций, подводная лодка класса «Дельта IV» способна стрелять ракетами в любом направлении с постоянного курса в круговом секторе. Подводные стрельбы баллистическими ракетами могут вестись на глубине 55 метров (180 футов) при крейсерской скорости 6–7 узлов (11–13 км/ч; 6,9–8,1 миль в час). Все ракеты могут быть выпущены одним залпом.

Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» оснащены ракетно-торпедным комплексом ТРВ-671 РТМ, имеющим четыре носовых торпедных аппарата калибром 533 мм (21 дюйм). В отличие от конструкции класса Delta III, он совместим со всеми типами торпед , противолодочными торпедо-ракетами и противогидроакустическими устройствами . Система управления боем «Омнибус-БДРМ» управляет всеми боевыми действиями, обрабатывает данные и управляет торпедным и ракетно-торпедным вооружением. Навигационная система «Шлюз» обеспечивает повышенную точность ракет и способна осуществлять звездную навигацию на перископических глубинах. В навигационной системе также используются два плавающих антенных буя для приема радиосообщений, данных о пункте назначения и сигналов спутниковой навигации на большой глубине. Подлодки также оснащены гидроакустической системой «Скат-ВДРМ». [ нужна ссылка ]

Дельта IV выполнила операцию «Бегемот» ( русский язык : Бегемот ) во время заката Советского Союза; они остаются единственным классом ПЛАРБ, успешно запустившим всю свою полезную нагрузку баллистических ракет.

В 2011 году К-84 «Екатеринбург» успешно провела испытания новой версии ракеты СС-Н-23, получившей обозначение Р-29РМУ2 «Лайнер» . Ракета имеет повышенную живучесть против противоракет. [4] Позже К-114 «Тула» провела еще один успешный пуск. [5]

Развертывание

[ редактировать ]

Первоначально все подводные лодки класса «Дельта IV» базировались в составе Северного флота России в губе Оленья . Все подводные лодки этого класса несут службу в 12-й эскадре (бывшая 3-я флотилия) стратегических подводных лодок Северного флота, которая сейчас находится в бухте Ягельная . [6] [7]

Класс Дельта IV — Корабли класса
# Верфь Имя Заложен Запущен по заказу Флот Статус
К-51 СЕВМАШ, Северодвинск Верхотурье 23 февраля 1981 г. 7 марта 1984 г. 28 декабря 1984 г. Северный Действует, капитальный ремонт 2010–12 гг., капитальный ремонт завершен, [ нужна ссылка ] установлены модернизированные ракеты «Синева» [8]
К-84 СЕВМАШ, Северодвинск Екатеринбург 17 февраля 1982 г. 17 марта 1985 г. 30 декабря 1985 г. Северный Неактивен. Установлены модернизированные ракеты «Синева», [8] капитальный ремонт 2011–2014 гг. (29 декабря 2011 г., когда корабль находился в сухом доке, вспыхнул пожар, и судно было частично затоплено для борьбы с пламенем. [9] ) Повторно введен в эксплуатацию в декабре 2014 года. [10] Снят с вооружения и подготовлен к выводу из эксплуатации в 2020 году. [11]
БС-64 (бывший К-64 ) СЕВМАШ, Северодвинск Podmoskovye 18 декабря 1982 г. 2 февраля 1986 г. 23 декабря 1986 г. Северный Активный, [ нужна ссылка ] в 1999–2016 годах находился в переоборудовании в платформу специального назначения проекта 09787. [12] [13] Вырежьте все ракетные шахты. [14]
К-114 СЕВМАШ, Северодвинск Поэма 22 февраля 1984 г. 22 января 1987 г. 30 октября 1987 г. Северный В капитальном ремонте 2014–2017 гг., вернулся в строй в декабре 2017 г. [15] [16] установлены модернизированные ракеты «Синева» [8]
К-117 СЕВМАШ, Северодвинск Брянск 20 апреля 1985 г. 8 февраля 1988 г. 30 сентября 1988 г. Северный Активный, [ нужна ссылка ] капитальный ремонт 2002–08 гг., капитальный ремонт завершен, установлены модернизированные ракеты «Синева». [8] Техническую подготовку для продления срока службы на 3,5 года планируется начать после марта 2018 года. [17]
К-18 СЕВМАШ, Северодвинск Карелия 7 февраля 1986 г. 2 февраля 1989 г. 10 октября 1989 г. Северный Действует, капитальный ремонт 2004–10 гг., капитальный ремонт завершен, [18] установлены модернизированные ракеты «Синева» [8]
К-407 СЕВМАШ, Северодвинск Новомосковск 2 февраля 1987 г. 28 февраля 1990 г. 27 ноября 1990 г. Северный Активный, [ нужна ссылка ] капитальный ремонт 2008–2012 гг., капитальный ремонт завершен, [19] [20] установлены модернизированные ракеты «Синева» [8]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кот, доктор Оуэн Р. (март 2000 г.). «Третья битва: инновации в молчаливой борьбе ВМС США в холодной войне с советскими подводными лодками» . ВМС США . Архивировано из оригинала 10 апреля 2006 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
  2. ^ «Проект 667Б «Мурена» (НАТО – «Дельта»)» . deepstorm.ru . ГЛУБОКИЙ ШТОРМ . Проверено 9 января 2024 г.
  3. ^ Карлин, Майя (20 февраля 2024 г.). «Российские подводные лодки класса Дельта II имели только одну миссию» . Национальный интерес . Проверено 6 июня 2024 г.
  4. ^ «Российский лайнер БРПЛ завершил летные испытания» . РусВоенно-Морской Флот . 20 мая 2011 года. Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 года . Проверено 27 декабря 2011 г.
  5. ^ Центр обновления . Северныйфлот . Архивировано из оригинала 31 марта 2012 года . Проверено 27 декабря 2011 г.
  6. ^ Северный флот . Коммерсантъ . 25 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2013 г. Проверено 13 апреля 2012 г.
  7. ^ Кристенсен, Ханс М.; Корда, Мэтт (2021). «Российское ядерное оружие, 2021» . Бюллетень ученых-атомщиков . 77 (2): 90–108. Бибкод : 2021БуАтС..77б..90К . дои : 10.1080/00963402.2021.1885869 . ISSN   0096-3402 . Все Дельты IV входят в состав Северного флота и базируются в бухте Ягельная ( Гаджиево ) на Кольском полуострове.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Норрис, Роберт С.; Кристенсен, Ханс М. (январь 2010 г.). «Ядерные силы России, 2010» . Бюллетень ученых-атомщиков . 66 (1): 74–81. Бибкод : 2010БуАтС..66а..74Н . дои : 10.2968/066001010 . S2CID   145187667 . Проверено 7 августа 2011 г.
  9. ^ «Россия борется с пожаром на атомной подводной лодке» . Рейтер . 29 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2011 года . Проверено 29 декабря 2011 г.
  10. ^ Подвиг, Павел (19 декабря 2014 г.). «Екатеринбург и Владимир Мономах присоединяются к флоту» . Стратегические ядерные силы России . Архивировано из оригинала 19 декабря 2014 года . Проверено 23 декабря 2014 г.
  11. ^ Грашин, Рудольф. "Игорь Британов: командир, ушедший с гибнущей К-219 последним" [Igor Britanov: the commander who left the dying K-219 last]. Oblgazeta.ru (in Russian).
  12. ^ й-64, ая-64 оПНЕЙР 667адпл . DeepStorm (на русском языке). Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 года . Проверено 19 октября 2010 г.
  13. ^ «Подводная лодка специального назначения БС-64 «Подмосковье» проекта 09787 передана ВМФ России» . Признание ВМФ . Декабрь 2016. Архивировано из оригинала 3 января 2017 года . Проверено 2 января 2017 г.
  14. ^ "й-64, ая-64 оПНЕЙР 667адпл" . DeepStorm (на русском языке). Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
  15. ^ «Российская ПЛАРБ типа «Дельта» «Тула» покидает ангар во время ремонта» . Военно-морской флот сегодня . 27 февраля 2017 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2017 года . Проверено 5 марта 2017 г.
  16. ^ " "Звёздочка" завершила ремонт АПЛ "Тула" " [Zvezdochka completes repair of the nuclear submarine "Tula"]. Zvezdochka.ru (in Russian). 28 December 2017.
  17. ^ " "Звездочка" способна продлить срок службы АПЛ "Брянск" на 5 лет" [Zvezdochka can extend the service life of the nuclear submarine "Bryansk" by 5 years]. FlotProm (in Russian). Archived from the original on 4 January 2018 . Retrieved 3 January 2018 .
  18. ^ Подвиг, Павел (22 января 2010 г.). «Подводная лодка «Карелия» возвращается в строй» . Стратегические ядерные силы России . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 19 октября 2010 г.
  19. ^ "Продолжаются ремонт и модернизация РПКСН "Новомосковск" " [The repair and modernization of the SSBN "Novomoskovsk"]. Flot (in Russian). 19 November 2010. Archived from the original on 23 July 2011 . Retrieved 7 August 2011 .
  20. ^ «Идет ремонт и модернизация РПКСН «Новомосковск»» . РусВоенно-Морской Флот . 19 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 18 октября 2011 года . Проверено 7 августа 2011 г.
  • Джексон, Роберт (2006). Энциклопедия военных кораблей от Второй мировой войны до наших дней . Сан-Диего: Thunder Bay Press . ISBN  978-1-59223-627-5 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17741c4c1e8b75811ea9b7abc76e88e9__1720620600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/e9/17741c4c1e8b75811ea9b7abc76e88e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Delta-class submarine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)