Советская подводная лодка С-99
![]() Профиль подводной лодки класса Кит
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | С-99 |
Строитель | Судомехский судостроительный завод , Ленинград. |
Заложен | 5 февраля 1951 г. |
Запущен | 5 февраля 1952 г. |
Завершенный | декабрь 1955 г. |
Введен в эксплуатацию | 26 марта 1956 г. |
Выведен из эксплуатации | 28 февраля 1964 г. |
реклассифицирован | Экспериментальная подводная лодка, 31 августа 1961 г. |
Судьба | Списан после 28 февраля 1964 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Экспериментальная подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 62,2 м (204 фута 1 дюйм) |
Луч | 6,08 м (19 футов 11 дюймов) |
Черновик | 5,08 м (16 футов 8 дюймов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Выносливость | 45 дней |
Глубина испытания | 170 м (560 футов) |
Дополнить | 51 |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение | 6 носовых торпедных аппарата 533 мм (21 дюйм) |
С -99 ( русский : С-99 ) Экспериментальная подводная лодка была единственным кораблем проекта 617 класса (под кодовым названием « Кит» ), построенным Советским Союзом в начале холодной войны . Она была единственной советской подводной лодкой, использовавшей немецкую «Вальтер», турбину работающую на высокопрочном перекиси (HTP). Вступив в строй в 1956 году, лодка была приписана к учебному отряду Балтийского флота . С-99 сильно пострадал от взрыва ПВТ в 1959 году и не ремонтировался. Подводная лодка была выведена из эксплуатации в 1964 году и впоследствии отправлена на слом .
Фон
[ редактировать ]В конце Второй мировой войны Советы захватили компоненты для подводной лодки типа XXVI, работавшей на ПВТ , а также инженеров и техников, которые работали над турбиной Вальтера, на которой использовалось ПВТ. Чтобы использовать эту новую технологию, в Германии было создано новое конструкторское бюро подводных лодок, которое возглавил инженер-капитан А. А. Антипин, бывший начальник Центрального конструкторского бюро № 18 (ЦКБ-18), которому был поручен сбор чертежей. и документы, относящиеся к типу XXVI и его компонентам. ЦКБ-18 начало проектировать копию немецкой подводной лодки проекта 616 в 1946 году, намереваясь заказать комплектующие из Восточной Германии , но это было отклонено советским ВМФ, поскольку оно не соответствовало советским стандартам по запасу плавучести и другим вопросам. Совместно с Центральным научно-исследовательским институтом кораблестроения № 45 бюро сразу же приступило к оригинальному проектированию с использованием турбины Вальтера ПВТ. Предварительные проектные работы по проекту 617 завершились в конце 1947 года. [ 1 ]
30 марта 1948 года было создано новое конструкторское бюро быстроходных подводных лодок ( СКБ-143 ), а Антипинское бюро вошло в состав новой организации под руководством Антипина. Зная, что турбинная технология Вальтера ПВТ не апробирована, он решил построить двигательную установку подводной лодки и ее корпусной отсек в здании Судомехского завода в Ленинграде . В турбине в максимально возможной степени использовались оригинальные компоненты немецкого производства, и она проходила испытания до начала 1951 года. В мае ее тщательно разобрали и при необходимости отремонтировали в рамках подготовки к установке на S-99, строительство которого началось за несколько месяцев до этого. [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]С-99 представляла собой двухкорпусную подводную лодку водоизмещением 950 тонн (930 длинных тонн ) на поверхности и 1500 тонн (1476 длинных тонн) под водой. Лодка имела общую длину 62,2 метра (204 фута 1 дюйм), ширину 6,08 метра (19 футов 11 дюймов) и осадку 5,08 метра (16 футов 8 дюймов). С-99 насчитывал Экипаж 51 офицера и рядового. Ее корпус был разделен на шесть отсеков; парус был очень маленьким и не имел отсека. Корпус был облицован безэховой плиткой захваченной у немцев . Лодка имела запас плавучести 28%, достаточный для того, чтобы оставаться на плаву при затоплении любого отдельного отсека, что более чем в два с половиной раза превышало аналогичный показатель у Типа XXVI. S-99 имел глубину испытаний 170 метров (560 футов) и проектную глубину 200 метров (660 футов). В эксплуатации она показала себя маневренной и очень шумной на полном ходу. [ 3 ]
Подводная лодка в основном приводилась в движение турбиной Walter HTP, которая приводила в движение единственный гребной вал с использованием пара, образующегося при распылении высококонцентрированной перекиси водорода на слой активированного угля для производства пара под высоким давлением и кислорода при температуре 963 ° C (1765 °). Ф). Он попадал в камеру сгорания, в которую керосин впрыскивали . В результате сгорания кислород превратился в углекислый газ и окись углерода , что еще больше увеличило температуру и давление смеси. Затем к смеси добавляли воду, чтобы снизить температуру примерно до 530 ° C (986 ° F), удвоить объем пара и преобразовать перенасыщенный пар в насыщенный пар, лучше подходящий для привода паровой турбины с редуктором . Смесь пара и газа пропускалась через конденсатор для восстановления воды, а дымовые газы выбрасывались в океан. S-99 могла Турбина генерировать 7250 лошадиных сил (5330 кВт ) на мелководье, но только 6050 л.с. (4450 кВт) на глубинах 30–40 метров (98–131 фут), потому что давление более глубокой воды создавало больше противодавление , которое снизило эффективность турбины. Турбина обеспечивала лодке скорость под водой более 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час). [ 4 ]
С-99 также оснащался дизель-электрической системой 8Ч-23/30 мощностью 600 л.с. (440 кВт) , состоящей из дизеля ПГ-100 мощностью 540 л.с. (400 кВт) электродвигателя и маршевого . Дополнительный электродвигатель мощностью 140 л.с. (100 кВт) предназначался для малых скоростей под водой и мог питаться либо от 112 аккумуляторных элементов Тип 26-СУ, либо от дизель-генератора ДГ-17 мощностью 450 л.с. (330 кВт) . Лодка была оснащена складной трубкой , позволяющей дизельным двигателям работать под водой. [ 5 ]
Максимальная скорость подводной лодки в надводном положении составляла 11 узлов (20 км/ч; 13 миль в час), дальность действия - 120 морских миль (220 км; 140 миль) при максимальной скорости на турбине Вальтера и 198 морских миль (367 км; 228). миль) на скорости 14,2 узла (26,3 км/ч; 16,3 миль в час). Использование ее дизель-электрической системы на поверхности дало S-99 дальность полета 8500 миль (15700 км; 9800 миль) при скорости 8,5 узлов (15,7 км / ч; 9,8 миль в час); использование трубки уменьшило скорость до 8000 миль (15000 км; 9200 миль) при скорости 5,8 узла (10,7 км/ч; 6,7 миль в час). Используя только электродвигатель под водой, подводная лодка имела дальность плавания 13,9 морских миль (25,7 км; 16,0 миль) при скорости 9,3 узла (17,2 км/ч; 10,7 миль в час). Она имела внутренние топливные баки на 88,5 т (87,1 длинных тонн) дизельного топлива и 13,9 т (13,7 длинных тонн) керосина. Пластиковые баллоны между прочным корпусом и внешним корпусом вмещали 103,4 т (101,8 длинных тонн) очень дорогой перекиси водорода. С-99 имел запас на 45 дней работы. [ 6 ] [ 7 ]
Вооружение лодки состояло из шести 533-миллиметровых (21 дюйм) торпедных аппаратов, установленных в носовой части , каждый с одной перезарядкой. Альтернативно 20 морских мин можно было бы нести AMD-1000. На С-99 были установлены гидролокатор «Тамир-5ЛС» , гидрофоны «Марс-24-КЭГ» и радиолокационная станция надводного поиска « Накат». [ 5 ] ( Название НАТО : Snoop Plate). [ 8 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]С-99 была заложена 5 февраля 1951 года на ССЗ № 196 и спущена на воду 5 февраля 1952 года. Военно-морские историки расходятся во мнениях о том, когда лодка была сдана в эксплуатацию или сдана в эксплуатацию: Павлов говорит, что она была сдана в эксплуатацию в декабре 1955 года, [ 6 ] но Фридман говорит, что она была введена в эксплуатацию 6 июня 1952 года. [ 9 ] лодки а Полмар и Мур дают 26 марта 1956 года. Ходовые испытания начались 16 июня 1952 года и длились несколько лет. Менее чем через год, в марте 1953 года, СКБ-143 было выведено из проекта 617 и ему было поручено разработать атомную подводную лодку ; Ответственность за проект взяло на себя ЦКБ-18. Несмотря на испытания турбины Вальтера на берегу, ходовые испытания показали, что у S-99 все еще были проблемы, когда ПВТ разлагалась при контакте с грязью или маслом, вызывая пожары или взрывы. [ 10 ]
За это время ЦКБ-18 работало над проектом 617М - увеличенной конструкцией с дополнительным ПВТ и топливом, а также улучшенным вооружением и датчиками. Бюро также рассматривало два варианта, в которых использовались дизельные двигатели замкнутого цикла : проект 635, водоизмещение 1660 т (1630 длинных тонн) (надводное водоизмещение) с двумя турбинами и еще более крупный катер водоизмещением 1865 т (1836 длинных тонн) проекта 643. Работы по всем этим проектам были отменены в 1960 году, когда были прекращены все проекты замкнутого цикла. [ 6 ] [ 10 ]
После ввода в строй С-99 был приписан к учебной бригаде Балтийского флота. В период с 1956 по 1959 год она выходила в море 98 раз, во время которых лодка прошла более 6000 миль (11000 км; 6900 миль) по поверхности и около 800 миль (1500 км; 920 миль) под водой. Около 315 миль (583 км; 362 мили) из последних использовали турбину Вальтера. 17 мая 1959 года S-99 шел на глубине 80 м (260 футов), когда заработала турбина. Это вызвало взрыв в турбинном отделении, когда ПВТ столкнулся с грязью в корпусном клапане подводящего трубопровода ПВТ. В результате разложения в прочном корпусе образовалась дыра диаметром 80 миллиметров (3,1 дюйма), в результате чего два задних отсека были частично затоплены. Подводная лодка смогла всплыть и достигла базы на аккумуляторной батарее. С-99 не ремонтировали, поскольку заменить все поврежденные немецкие детали было невозможно. Подводная лодка не была полностью отремонтирована и 31 августа 1961 года была переклассифицирована в экспериментальную подводную лодку. Выведена из эксплуатации 28 февраля 1964 года и позже списана на слом. [ 6 ] [ 11 ] [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Полмар и Мур, стр. 39–40, 342.
- ^ Полмар и Мур, стр. 41–42, 342.
- ^ Павлов, с. 81; Полмар и Мур, стр. 41–42
- ^ Фридман, с. 399; Полмар и Мур, с. 42; Рёсслер, с. 170; Томас, стр. S603–S604.
- ^ Перейти обратно: а б Фридман, с. 399; Павлов, с. 81; Полмар и Мур, с. 41
- ^ Перейти обратно: а б с д Павлов, с. 81
- ^ Полмар и Мур, с. 47
- ^ Фридман, с. 360
- ^ Фридман, с. 399
- ^ Перейти обратно: а б Полмар и Мур, с. 42
- ^ Полмар и Мур, стр. 42–43.
- ^ Томас, с. S603
Библиография
[ редактировать ]- Фридман, Норман (1995). «Советский Союз 1947–1991: Российская Федерация и государства-правопреемники 1991–». В Чамбли, Стивен (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 337–426. ISBN 978-1-55750-132-5 .
- Павлов А.С. (1997). Боевые корабли СССР и России 1945–1995 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-671-Х .
- Полмар, Норман и Мур, Кеннет Дж. (2004). Подводные лодки холодной войны: проектирование и строительство американских и советских подводных лодок . Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. ISBN 978-1-57488-594-1 .
- Рёсслер, Эберхард (2001) [1981]. Подводная лодка: эволюция и техническая история немецких подводных лодок . Лондон: Касселл. ISBN 0-304-36120-8 .
- Томас, Стив (ноябрь 2022 г.). «Огонь и вода: Британская программа быстрых подводных лодок». Приложение морских новостей: Военные корабли . 76 (11): С599–С613. ISSN 0966-6958 .