Подводная лодка класса Джульетта
![]() К-77 — подводная лодка класса «Джульетта».
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | ![]() |
Предшественник | Эхо I класса |
Преемник | Класс Чарли |
Подклассы | 1960–1968 |
В комиссии | 1963–1994 |
Планируется | 35 |
Завершенный | 16 |
Отменено | 19 |
Ушедший на пенсию | 16 |
Сохранился | 1 |
Общие характеристики | |
Тип | Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 85,9 м (281 фут 10 дюймов) |
Луч | 9,7 м (31 фут 10 дюймов) |
Черновик | 3,29 м (10 футов 10 дюймов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 240 м (790 футов) |
Дополнить | 78 |
Датчики и системы обработки |
|
Электронная война и приманки | Изучил М ЭСМ |
Вооружение |
|
Проект 651 , известный на Западе под кодовым названием НАТО « Класс Джульетта» , представлял собой класс советских дизель -электрических подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами. Они были разработаны в конце 1950-х годов для обеспечения ВМФ СССР возможностью нанесения ядерных ударов по целям вдоль восточного побережья США и комбатантам противника (авианосцам). Руководителем конструкторской группы был Абрам Самуилович Касациер. Они несли четыре крылатые ракеты, способные нести ядерное оружие , с дальностью полета около 300 морских миль (560 км), которые могли быть запущены, когда подводная лодка находилась в надводном положении и двигалась менее четырех узлов (7,4 км/ч). После всплытия первая ракета могла быть запущена примерно через пять минут; последующие ракеты будут следовать примерно через десять секунд каждая. Первоначально это были ракеты с инерционным наведением Р-5 ( по классификации НАТО SS-N-3c Shaddock). Когда баллистические ракеты, запускаемые с подводных лодок , сделали P-5 устаревшими, их заменили на P-6 (также в отчетности НАТО название SS-N-3a Shaddock, хотя это совсем другая ракета), предназначенная для атаки авианосцев. Специальный 10 м. 2 РЛС наведения на цель была встроена в переднюю кромку конструкции паруса, открывавшуюся поворотом. В конечном итоге одна лодка была оснащена спутниковой линией связи «Касатка» для передачи информации о целеуказании для поддержки П-500 4К-80 «Базальт» ( SS-N-12 Sandbox противокорабельных крылатых ракет ). Класс «Джульетт» имел двойной корпус из аустенитной стали с низкой магнитной сигнатурой, покрытый черными плитками толщиной два дюйма (51 мм) из звукопоглощающей твердой резины.
Предыстория и описание
[ редактировать ]В конце 1950-х годов перед ВМФ СССР была поставлена задача нейтрализовать американские базы и авианосцы. оно начало строительство большого количества дорогостоящих атомных подводных лодок ( класса «Эхо» подводных лодок Для этого ), но не смогло построить достаточное количество ядерных реакторов для их своевременного оснащения. Несмотря на то, что класс «Джульетта» уступал «Эхо», его заказали в производство, поскольку он не требовал ресурсов, необходимых для атомных лодок. [ 1 ]
Лодки класса «Джульетт» представляют собой с двойным корпусом конструкцию , водоизмещением 3174 метрических тонны (3124 длинных тонны ) на поверхности и 3750 тонн (3690 длинных тонн) под водой. Лодки имеют общую длину 85,9 метра (281 фут 10 дюймов), ширину 9,7 метра (31 фут 10 дюймов) и осадку (корабль) 6,29 метра (20 футов 8 дюймов). У Julietts испытательная глубина составляет 240 метров (790 футов), а расчетная глубина - 300 метров (980 футов). Выдающиеся дефлекторы, вырезанные из внешнего корпуса за ракетными установками, делают подводные лодки очень шумными на высокой скорости. Их экипаж насчитывал 78 человек. [ 2 ]
Движение и производительность
[ редактировать ]Класс «Джульетт» приводится в движение дизель-электрической системой , состоящей из двух мощностью 4000 л.с. (2900 кВт 1Д43 дизельных двигателей ) и пары электродвигателей МГ-141 мощностью 3000 л.с. (2200 кВт) для движения в надводном положении. Два дополнительных электродвигателя мощностью 200 л.с. (150 кВт) предназначены для работы на малых скоростях под водой и питаются от четырех блоков свинцово-кислотных аккумуляторных батарей , которые подзаряжаются от дизель-генератора 1DL42 мощностью 1000 л.с. (740 кВт) . Лодки оснащены выдвижной трубкой , позволяющей дизельным двигателям работать под водой. [ 3 ]
В надводном положении подводные лодки развивают максимальную скорость 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час). Использование дизель-электрической системы во время подводного плавания дает Julietts дальность полета 18 000 морских миль (33 000 км; 21 000 миль) при скорости 7 узлов (13 км / ч; 8,1 миль в час). Используя только электродвигатели под водой, они имеют максимальную дальность полета 810 миль (1500 км; 930 миль) при скорости 2,74 узла (5,07 км/ч; 3,15 миль в час). Их лучшая скорость под водой на электродвигателях составляет 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час), хотя это уменьшает их дальность полета до 27,8 морских миль (51,5 км; 32,0 мили). Они могли нести достаточно припасов на 90 дней работы. [ 4 ] [ 5 ]
Вооружение
[ редактировать ]Для выполнения задачи «Джульеттов» по уничтожению боевых групп и баз американских авианосцев они были оснащены двумя парами ракетных пусковых установок, по одной в носовой и кормовой части паруса . Пусковые установки использовались двигателем наземного базирования SS-N-3 Shaddock семейством крылатых ракет большой дальности с турбореактивным . Версия P-5D получила кодовое название SS-N-3c в НАТО и представляла собой специальную ракету наземного нападения, которая могла быть оснащена либо фугасной, либо ядерной боеголовкой ; выведен из эксплуатации в 1965–1966 гг. с радиолокационным наведением Вариант П-6 (SS-N-3a) представлял собой противокорабельную ракету , которая также могла быть оснащена фугасными и ядерными боеголовками . [ 6 ]
Более традиционное вооружение «Джульеттов» состояло из шести 533-миллиметровых (21 дюйм) торпедных аппаратов , установленных в носовой части , и четырех 406-миллиметровых (16 дюймов) торпедных аппаратов в корме. Из-за нехватки места перезарядка носовых труб не предусматривалась, но каждая кормовая труба имела две перезарядки, всего двенадцать. [ 4 ]
Управление огнем и датчики
[ редактировать ]
Подводные лодки полагались на самолеты для наведения противокорабельных целей на большие расстояния, которые они получали через систему передачи данных «Успех-У» . Их собственный радар наведения ракет «Аргумент» (по классификации НАТО: Front Door) контролировал ракеты P-6 до тех пор, пока они не вышли за пределы досягаемости, через канал передачи данных под кодовым названием Front Piece. Бортовой радар ракеты будет обнаруживать цели и передавать изображение обратно на подводную лодку по каналу видеопередачи, чтобы экипаж мог выбрать, какую цель атаковать, после чего ракета полагалась на собственный радар для окончательного наведения. Радар «Аргумент» имеет массивную антенну, которая размещалась в передней части паруса и при использовании поворачивалась на 180°. Антенна Front Piece была установлена поверх антенны Argument. [ 7 ]
Лодки оснащены гидролокаторами «Феникс-М» (МГ-10) и МГ-13 «Артика-М» (МГ-200) и «Геркулес» (МГ-15), гидрофонами «Альбатрос РЛК-50». , поисковой радиолокационной станцией [ 3 ] (Отчетное имя НАТО: Snoop Tray). Они также оснащены системой средств обеспечения радиоэлектронной борьбы «Накат-М» . [ 8 ]


Первоначальные планы предусматривали строительство 35 подводных лодок этого класса, но было построено только 16: две, включая головную, на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге , а остальные - на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде . Они были введены в строй в 1963–1968 годах и прослужили до 1980-х годов. Последний был выведен из эксплуатации в 1994 году.
Класс «Джульетт» был построен из-за ожидаемых задержек в продолжении производства атомных подводных лодок проекта 659 «Эхо I» и 675 подводных лодок «Эхо» II с шестью и восемью ракетными пусковыми установками соответственно. Джульетты были разработаны после Эхо.
Единицы
[ редактировать ]Имя | Верфь | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
К-156 | Балтийский завод , Ленинград. | 16 ноября 1960 г. | 31 июля 1962 г. | 10 декабря 1963 г. | Списан в сентябре 1991 г. на слом. [ 9 ] |
К-85 | 25 октября 1961 г. | 31 января 1964 г. | 30 декабря 1964 г. | Списан на слом [ 9 ] | |
К-70 | Krasnoye Sormovo Shipyard , Gorky | 25 августа 1962 г. | 6 февраля 1964 г. | 31 декабря 1964 г. | Списан в 1994 году на слом. [ 9 ] |
К-24 | 15 октября 1961 г. | 15 декабря 1962 г. | 31 октября 1965 г. | Выведен из эксплуатации в 1994 году, продан в Германию как экспонат морского музея. [ 9 ] | |
К-68 | 25 января 1962 г. | 30 апреля 1963 г. | 28 декабря 1965 г. | Списан в 1990 году на слом. [ 9 ] | |
К-77 | 31 января 1963 г. | 11 марта 1965 г. | 31 октября 1965 г. | Выведен из эксплуатации в апреле 1992 года и продан как музейный экспонат в США. [ 9 ] Затонул после шторма в 2007 году и впоследствии сдан на слом. [ 10 ] | |
К-81 | 20 ноября 1963 г. | 7 августа 1964 г. | 14 декабря 1965 г. | Списан в 1994 году на слом. [ 9 ] | |
К-63 | 25 марта 1962 г. | 26 июля 1963 г. | 12 июня 1966 г. | Списан в сентябре 1991 г. на слом. [ 9 ] | |
К-58 | 15 июля 1963 г. | 2 февраля 1966 г. | 23 сентября 1966 г. | Списан в 1990 году на слом. [ 9 ] | |
К-73 | 1 августа 1964 г. | 31 мая 1966 г. | 15 декабря 1966 г. | Списан в 1990 году на слом. [ 9 ] | |
К-67 | 31 января 1965 г. | 29 октября 1966 г. | 30 сентября 1967 г. | Списан в 1994 году на слом. [ 9 ] | |
К-78 | 25 июля 1965 г. | 30 марта 1967 г. | 1 ноября 1967 г. | Списан в сентябре 1991 г. на слом. [ 9 ] | |
К-203 | 23 декабря 1965 г. | 30 июня 1967 г. | 2 декабря 1967 г. | Списан в сентябре 1992 г. на слом. [ 9 ] | |
К-304 | 6 августа 1966 г. | 24 ноября 1967 г. | 21 августа 1968 г. | Списан в сентябре 1991 г. на слом. [ 9 ] | |
К-318 | 29 марта 1967 г. | 29 марта 1968 г. | 29 сентября 1968 г. | Списан в 1994 году на слом. [ 9 ] | |
К-120 | 25 марта 1967 г. | 11 июля 1968 г. | 26 декабря 1968 г. | Списан в апреле 1991 года на слом. [ 9 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фридман, с. 344; Вильчес Аларкон, стр. 13–14
- ^ Павлов, с. 60; Вильчес Аларкон, с. 13
- ^ Jump up to: а б Хэмпшир, с. 24
- ^ Jump up to: а б Павлов, с. 60
- ^ Фридман, с. 402
- ^ Вилчес Аларкон, стр. 12, 18, 22; Полмар и Ноот, с. 289
- ^ Полмар и Мур, с. 97; Хэмпшир, стр. 26–27.
- ^ Хэмпшир, с. 25
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Korabli VMF SSSR, Vol. 1, Part 2, Yu. Apalkov, Sankt Peterburg, 2003, ISBN 5-8172-0072-4
- ^ «Джульетта 484 — Новости» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 1 июня 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Фридман, Норман (1995). «Советский Союз 1947–1991: Российская Федерация и государства-правопреемники 1991–». В Чамбли, Стивен (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 337–426. ISBN 1-55750-132-7 .
- Хэмпшир, Эдвард (2018). Советские подводные лодки с крылатыми ракетами времен холодной войны . Лондон: Издательство Osprey. ISBN 978-1-47282-499-8 .
- Павлов А.С. (1997). Боевые корабли СССР и России 1945–1995 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-671-Х .
- Полмар, Норман и Мур, Кеннет Дж. (2004). Подводные лодки холодной войны: проектирование и строительство американских и советских подводных лодок . Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. ISBN 978-1-57488-594-1 .
- Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-570-1 .
- Вильчес Аларкон, Алехандро А. (2022). От Джульетты до Ясеня: развитие и история эксплуатации советских подводных лодок с крылатыми ракетами . Европа @ Война (22). Уорик, Великобритания: ISBN Helion & Co. 978-1-915070-68-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- статья на английском языке от ФАС
- Статья на русском языке. Архивировано 6 февраля 2008 г. на Wayback Machine.