Подводная лодка класса «Фокстрот»
![]() | |
![]() Кубинский фокстрот в разгаре | |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Sudomekh, Leningrad |
Операторы | |
Предшественник | |
Преемник | Подводная лодка класса Танго |
Подклассы | |
Построен | 1957–1983 |
В эксплуатации | 1958–2014 |
В комиссии | 1958–2014 |
Завершенный | 75 |
Потерянный | 1 |
Сохранился | 7 |
Общие характеристики | |
Тип | Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 89,9 м (294 футов 11 дюймов) |
Луч | 7,4 м (24 фута 3 дюйма) |
Черновик | 5,9 м (19 футов 4 дюйма) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Выносливость | 3-5 дней под водой |
Глубина испытания | 246–296 м (807–971 футов) |
Дополнить | 12 офицеров, 10 прапорщиков, 56 матросов. |
Вооружение |
|
Класс «Фокстрот» — это отчетное название НАТО класса дизель-электрических патрульных подводных лодок , построенных в Советском Союзе . Советское обозначение этого класса — проект 641 . Класс «Фокстрот» был разработан для замены более раннего класса «Зулу» , который страдал от структурных недостатков и проблем с гармонической вибрацией, которые ограничивали его рабочую глубину и скорость под водой. Первый киль «Фокстрот» был заложен в 1957 году и введен в эксплуатацию в 1958 году, последний был построен в 1983 году. Всего для ВМФ СССР было построено 58 килей на судомехском отделении Адмиралтейского завода (ныне Адмиралтейские верфи) в Санкт-Петербурге. [1] Дополнительные корпуса были построены для других стран.
Класс «Фокстрот» по характеристикам и вооружению был сопоставим с большинством современных образцов. Однако три винта делали его более шумным, чем большинство западных моделей. Более того, класс «Фокстрот» был одним из последних проектов, представленных до принятия на вооружение каплевидного корпуса , который обеспечивал гораздо лучшие подводные характеристики. Кроме того, хотя «Фокстрот» был больше подводной лодки класса «Зулу», у класса «Фокстрот» были две из трех палуб, предназначенных для батарей. Это давало ему автономность под водой 10 дней, но из-за веса батарей средняя скорость «Фокстрота» составляла 2 узла (3,7 км / ч) при максимальном времени пребывания под водой. Из-за того, что батареи занимали две палубы, на борту было тесно, а пространство было относительно небольшим даже по сравнению со старыми подводными лодками, такими как гораздо более старая американская «Балао» подводная лодка класса . К моменту спуска на воду последней подводной лодки класс «Фокстрот» полностью устарел. год ; Последние свои «Фокстроты» ВМФ России списал в период с 1995 по 2000 [2] единицы были списаны и утилизированы для музейных целей. [3] В ходе раздела Черноморского флота СССР в 1997 году одна подводная лодка класса «Фокстрот» (позже переименованная в « Запорожье ») была передана Украине, поскольку с 1991 года она не находилась в боевом составе. Корабль никогда эффективно не служил в ВМС Украины и находился в ремонте. В 2005 году Министерство обороны Украины хотело его продать, но безуспешно. После успешных послеремонтных испытаний в июне 2013 года он был признан работоспособным. [4] Однако 22 марта 2014 года он был сдан или захвачен Россией в рамках российской аннексии Крыма . [5] Россия решила его не принимать из-за возраста и эксплуатационной непригодности. Его последующий статус неизвестен.
Кубинский ракетный кризис
[ редактировать ]Проект 641 сыграл центральную роль в некоторых из самых драматических инцидентов кубинского ракетного кризиса . Советский ВМФ перебросил на Кубу четыре подводные лодки проекта 641. ВМС США Эсминцы сбросили учебные глубинные бомбы возле подводных лодок проекта 641 недалеко от Кубы, пытаясь заставить их всплыть и быть идентифицированными. Три из четырех подводных лодок проекта 641 были вынуждены всплыть, однако одна ускользнула от сил США. [1] Позднее всем четырем лодкам было приказано вернуться в порт России.
Единицы
[ редактировать ]Ниже приводится список 58 из 75 [6] Подводные лодки класса «Фокстрот», построенные по советскому проекту 641, на заводе 196 в Ленинграде.

Число | Заложен | Запущен | Выведен из эксплуатации | Статус |
---|---|---|---|---|
Б-94 | 3 октября 1957 г. | 28 декабря 1957 г. | 1 октября 1984 г. | Списан на слом [1] |
Б-95 | 2 февраля 1958 г. | 25 апреля 1958 г. | 22 февраля 1980 г. | Списан на слом [1] |
Б-36 | 29 апреля 1958 г. | 31 августа 1958 г. | 24 августа 1993 г. | Списан на слом [1] |
Б-37 | 18 июля 1958 г. | 5 ноября 1958 г. | 11 января 1962 г. | Затонул после пожара и многочисленных взрывов. |
Б-133 | 27 сентября 1958 г. | 26 января 1959 г. | 1 октября 1983 г. | Переименован в B-833. |
Б-135 | 20 декабря 1958 г. | 30 марта 1959 г. | 1 июля 1977 г. | - |
Б-139 | 25 февраля 1959 г. | 30 мая 1959 г. | 1 октября 1976 г. | Переименован в B-839. |
Б-116 | 9 июня 1959 г. | 10 октября 1959 г. | 28 сентября 1994 г. | - |
Б-130 | 22 августа 1959 г. | 17 декабря 1959 г. | 1 октября 1988 г. | - |
Б-85 | 23 декабря 1959 г. | 19 марта 1960 г. | 19 апреля 1990 г. | - |
Б-59 | 21 февраля 1960 г. | 6 июня 1960 г. | 19 апреля 1990 г. | - |
Б-156 | 20 апреля 1960 г. | 2 августа 1960 г. | 19 апреля 1991 г. | - |
Б-153 | 6 августа 1960 г. | 31 января 1961 г. | 24 июня 1991 г. | Переименован в B-854. |
Б-164 | 26 октября 1960 г. | 2 августа 1960 г. | 3 июля 1992 г. | - |
Б-33 | 3 февраля 1961 г. | 27 апреля 1961 г. | 24 июня 1991 г. | - |
Б-105 | 1 июля 1961 г. | 1 октября 1961 г. | 24 августа 1993 г. | - |
Б-169 | 17 августа 1961 г. | 29 ноября 1961 г. | 19 апреля 1990 г. | - |
Б-38 | 30 октября 1961 г. | 31 января 1962 г. | 25 апреля 1989 г. | - |
Б-53 | 8 января 1962 г. | 12 апреля 1962 г. | 19 апреля 1990 г. | переименован в Б-853 |
Б-50 | 7 марта 1962 г. | 15 июня 1962 г. | 3 июля 1992 г. | - |
Б-8 | 9 мая 1962 г. | 21 июля 1962 г. | 19 апреля 1990 г. | - |
Б-31 | 18 августа 1962 г. | 3 ноября 1962 г. | 24 июня 1991 г. | - |
Б-2 | 27 октября 1962 г. | 25 января 1963 г. | 24 июня 1991 г. | - |
Б-55 | 22 января 1963 г. | 5 апреля 1963 г. | 3 июля 1992 г. | переименован в Б-855 |
Б-98 | 4 апреля 1963 г. | 15 июня 1963 г. | 2001 | Переименован в 292 Вилк. |
Б-101 | 19 июня 1963 г. | 30 августа 1963 г. | 30 июня 1993 г. | - |
Б-6 | 9 августа 1963 г. | 30 ноября 1963 г. | 24 августа 1994 г. | - |
Б-103 | 14 декабря 1963 г. | 16 апреля 1964 г. | 24 июня 1991 г. | - |
Б-109 | 22 февраля 1964 г. | 17 июня 1964 г. | 28 сентября 1997 г. | - |
Б-107 | 18 апреля 1964 г. | 25 июля 1964 г. | 4 августа 1995 г. | переименован в Б-807 |
Б-112 | 19 июня 1964 г. | 27 октября 1964 г. | 19 апреля 1990 г. | - |
Б-25 | 26 августа 1964 г. | 22 декабря 1964 г. | 3 июля 1992 г. | - |
Б-205 | 17 июня 1969 г. | 29 августа 1969 г. | 31 января 1996 г. | - |
Б-143 | 21 октября 1959 г. | 17 февраля 1960 г. | 24 июня 1991 г. | |
Б-15 | 10 октября 1963 г. | 21 февраля 1964 г. | 29 октября 1992 г. | - |
Б-427 | 10 апреля 1971 г. | 22 июня 1971 г. | 28 апреля 1994 г. | Бывший музей, Лонг-Бич, Калифорния , США. |
Б-39 | 9 февраля 1967 г. | 15 апреля 1967 г. | 5 июля 1994 г. | Бывший музей, Сан-Диего , Калифорния , США. Продан на металлолом в 2022 году. |
Б-440 | 1 июня 1970 г. | 16 сентября 1970 г. | 1999 | Музей, Вытегра , Россия |
Б-435 | 24 марта 1970 г. | 29 мая 1970 г. | Неизвестный | Как У-01 « Запорожье » в Украине |
Б-9 | 26 декабря 1964 г. | 31 марта 1965 г. | 17 июля 1997 г. | - |
Б-4 | 14 июня 1960 г. | 3 октября 1960 г. | 24 июня 1991 г. | - |
Б-57 | 23 апреля 1959 г. | 15 августа 1959 г. | 24 июня 1991 г. | - |
Б-7 | 14 апреля 1961 г. | 29 июня 1961 г. | 19 апреля 1990 г. | - |
Б-21 | 29 октября 1964 г. | 16 февраля 1965 г. | 3 июля 1995 г. | бывший музей набережной Зебрюгге, Бельгия. 2019 г. отбуксирован на слом в Генте. |
Б-26 | 6 мая 1965 г. | 10 августа 1965 г. | 24 июня 1991 г. | - |
Б-28 | 24 мая 1965 г. | 10 августа 1965 г. | 30 июня 1993 г. | - |
Б-34 | 13 августа 1965 г. | 16 ноября 1965 г. | 24 июня 1991 г. | - |
Б-40 | 24 сентября 1965 г. | 16 ноября 1965 г. | 30 июня 1993 г. | - |
Б-29 | 25 марта 1966 г. | 20 мая 1966 г. | 2003 | 1988 г. Переименован в 293 Кабан. |
Б-41 | 7 апреля 1966 г. | 20 мая 1966 г. | 24 августа 1993 г. | - |
Б-46 | 13 августа 1966 г. | 24 декабря 1966 г. | 30 июня 1993 г. | - |
Б-49 | 12 октября 1966 г. | 24 декабря 1966 г. | 31 декабря 1993 г. | Как « Фокстрот B-39 U-475 Черная вдова », бывший музей, ожидающий реставрации, на реке Медуэй недалеко от Рочестера, Кент , Англия. |
Б-397 | 7 мая 1967 г. | 22 августа 1967 г. | 30 июня 1993 г. | - |
Б-400 | 29 мая 1967 г. | 22 августа 1967 г. | 24 сентября 1991 г. | - |
Б-413 | 28 июня 1968 г. | 7 октября 1968 г. | 1999 | Музей, Калининград , Россия |
Б-416 | 18 июля 1968 г. | 25 февраля 1969 г. | 3 июля 1992 г. | - |
Б-213 | 1 октября 1969 г. | 20 января 1970 г. | 30 июня 1993 г. | - |
Б-409 | 18 декабря 1970 г. | 2 марта 1971 г. | 30 июня 1993 г. | - |
Операторы
[ редактировать ]Большинство из них прошли службу в ВМФ СССР . Фокстроты также строились для ВМС Индии (восемь единиц, с 1967 по 1974 год), Ливии (шесть единиц, с 1978 по 1980 год) и Кубы (шесть единиц, с 1978 по 1983 год). Некоторые советские фокстроты позже служили в ВМС Польши и Украины .
Советский Союз
Советский ВМФ (передан государствам-преемникам)
Россия
Индия
ВМС Индии - варианты, известные как «Калвари» класс и «Вела» класс , сейчас выведены из эксплуатации ( INS Kursura преобразована в музей) [8]
Ливия
Куба
Кубинский революционный флот - три единицы (бортовые номера 309, 510 и 586, кстати, это был последний построенный «Фокстрот»)
Польша
ВМС Польши - 2 единицы (бывший ВМФ СССР), ОРП Вилк (1987–2003 гг.) и ОРП Дзик (1988–2003 гг.)
Украина
ВМС Украины — 1 подразделение ( Запорожье ), захвачено российскими войсками во время аннексии Крыма в 2014 году .
На дисплее
[ редактировать ]Несколько фокстротов выставлены в музеях по всему миру, в том числе:
- Б-413 в Калининграде, Россия .
- B-427 на авиабазе RMS Queen Mary в Лонг-Бич, Калифорния , США .
- Б-440 в Вытегре , порту на Волго-Балтийском водном пути в России. [10]
- U-475 Black Widow в Струде , Кент , Великобритания
- Индийская подводная лодка «Фокстрот» INS Kursura (S20) на пляже Рама Кришна, Вишакхапатнам , Индия .
- Ливийская подводная лодка «Фокстрот» пришвартована в Бенгази , Ливия.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Korabli VMF SSSR, Vol. 1, Part 2, Yu. Apalkov, Sankt Peterburg, 2003, ISBN 5-8172-0072-4
- ^ «Российский флот» . Фас.орг. 30 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2015 г. Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ "Подводные лодки. Проект 641" .
- ^ В Sevastopol открыли целый год, включая большой submarine "Zaporizhia" к fleet as combat ready (В Севастополе отметили годовщину принятия большой подводной лодки "Запорожье" в боевой состав флота) . Ministry of Defence of Ukraine. 21 января 2013
- ^ «Украинские моряки сдали подводную лодку ВМФ России» . Новости Эн-Би-Си . 22 марта 2014 г.
- ^ Cold War Submarines, Polmar & Moore, Brassey's Inc., Washington, D.C. 2004; Podvodnye Lodki Kholodnoy Voyny, OAO SPMBM Malakhit, Sankt Peterburg, 2011
- ^ Все фотографии, сделанные внутри корабля-музея, предоставлены пользователю: Mario52.
- ^ ВМФ выводит из эксплуатации последнюю подводную лодку класса Кальвари INS Vagli.
- ^ «Подводные силы (Ливия), Подводные лодки - Подводные силы» . Джейнс. 10 ноября 2010 г. Проверено 11 марта 2011 г.
- ^ Подводная лодка Б-440 (Submarine B-444) (in Russian)
Ссылки
[ редактировать ]- Миллер, Дэвид (2002). Иллюстрированный справочник подводных лодок мира . Лондон: Книги Саламандры. ISBN 1-84065-375-2 .
- А.Б. Широкорад: Советские подводные лодки послевоенной постройки (A.B. Shirokorad: Sowjet Submarines built after WWII ) Moscow, 1997, ISBN 5-85139-019-0 (русский)
- Y. Apalkow: Корабли ВМФ СССР. Многоцелевые ПЛ и ПЛ спецназначания ("Ships of the USSR - Multi-purpose submarines and Special submarines"), St Petersburg, 2003, ISBN 5-8172-0069-4 (русский)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- https://fas.org/man/dod-101/sys/ship/row/rus/641.htm. Архивировано 6 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- https://fas.org/man/dod-101/sys/ship/row/rus/index.html Архивировано 8 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- Страница корабля HNSA: Советский B-413
- Подводные лодки класса «Фокстрот» - полный список кораблей (на английском языке)
- Проект 641 на deepstorm.ru (рус.)
- Фотографии и история подводной лодки «Фокстрот» в Рочестере, Великобритания