Подводная лодка класса Дельта III
![]() Подводная лодка класса Дельта III.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Дельта III класс |
Строители | Severnoye Mashinostroitelnoye Predpriyatie Severodvinsk |
Операторы | ![]() ![]() |
Предшественник | Дельта II класс |
Преемник | Класс Дельта IV и класс Тайфун |
Подклассы | проекта 09786 Подводная лодка специального назначения |
Построен | 1974-1982 |
В эксплуатации | 1976-настоящее время |
Завершенный | 14 |
Активный | 1 [ 1 ] |
Ушедший на пенсию | 13 [ 1 ] |
Общие характеристики [ 2 ] [ 3 ] | |
Тип | Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 166 м (545 футов) |
Луч | 12,3 м (40 футов) |
Черновик | 8,7 м (29 футов) |
Глубина |
|
Движение | Реакторная система ОК-700А (два ВМ-4С (2*90 МВт) PWR), питающая 2 паровые турбины мощностью 44 700 кВт (59 900 л.с.) на 2 пятилопастных винта фиксированного шага с кожухом. |
Скорость |
|
Диапазон | Неограниченно, кроме поставок продуктов питания |
Дополнить | 40 офицеров, 90 рядовых |
Вооружение |
|
Подводная лодка класса «Дельта III», советское обозначение проекта 667БДР «Кальмар » («Кальмар»), — большая подводная лодка с баллистическими ракетами, находящаяся на вооружении ВМФ России . Как и другие предыдущие подводные лодки класса «Дельта» , класс «Дельта III» представляет собой конструкцию с двойным корпусом , с тонким внешним корпусом из маломагнитной стали, обернутым вокруг более толстого внутреннего прочного корпуса .
Дизайн
[ редактировать ]Техническое описание и требования к новой подводной лодке с баллистическими ракетами были опубликованы в 1972 году. Разработка проекта 667БДР была начата в ЦКБ морской техники «Рубин». [ 4 ] под руководством главного дизайнера Сергея Никитина Ковалёва (Сергей Икитич Коваёв). Подлодка должна была стать преемницей проекта 667БД. Подводные лодки класса «Дельта III» значительно тише и имеют более высокий ракетный отсек для новых ракет большей дальности.
Корпус разделен на десять водонепроницаемых секций. Первая, третья и десятая секции являются аварийными с аварийными люками и поперечными стойками, добавленными для повышения устойчивости к давлению. новая модульная фреоновая Установлена система пожаротушения. Для улучшения условий жизни предполагалось построить солярий и спортзал.
Главная двигательная установка ОК-700А состоит из двух водо-водяных реакторов ВМ-4С (2×90 МВт) с двумя паровыми турбинами мощностью на валу 60 000 л.с. (45 000 кВт) и двух пятилопастных экранированных винтов фиксированного шага с усовершенствованной гидросистемой. -акустические характеристики. Также были установлены два резервных турбогенератора ТГ-3000. Средний период между заправками и капитальным ремонтом составляет около десяти лет.
Класс «Дельта III» оснащен новой гидроакустической системой МГК-400 «Рубикон» (на подводной лодке К-424 устанавливался более старый МГК-100 «Керчь»), разработанной под руководством главного конструктора С.М. Шелехова. «Рубикон» может работать на инфразвуковых частотах и содержит автоматизированные системы классификации целей. Его максимальная дальность полета в идеальных гидрологических условиях составляет около 200 км (120 миль). Класс «Дельта III» оснащен новой системой управления боем — огнем «Алмаз-БДР» (или МВУ-ЖЗБДР ) управлением торпедным . новая инерциальная навигационная Для повышения скрытности была установлена система «Тобол-М-1» (на более новых кораблях «Тобол-М-2»), обладающая более высокой точностью. «Тобол-М» работает с данными двух обсерваторий, которые сохраняются в течение двух суток, а также содержит гидроакустическую навигационную станцию ( «Шмель» или «Шмель»), позволяющую подводной лодке определять свое положение по гидроакустическим буям. Класс «Дельта III» включает систему связи «Молния-М» со спутниковыми возможностями, обеспечиваемыми подсистемой «Цунами» .
В феврале 1973 года Государственный ракетный центр имени Макаева приступил к разработке новой двухступенчатой жидкостной баллистической ракеты Р-29Р (3М40, РСМ-50, СС-Н-18) . Улучшения в Р-29Р по сравнению с исходной Р-29 включают возможность установки РГЧ и модернизированную инерциальную навигационную систему со спутниковой навигацией, что придает новой ракете большую точность (~ 900 м (3000 футов)), увеличивая ее потенциал поражения против всех типов ракет. военные цели, будь то «мягкие» или «жесткие». Управление огнем Р-29Р осуществляется за счет баллистической ракетной системы Д-9Р, содержащей шестнадцать аппаратов БРПЛ , как и предыдущий проект 667БД. Класс Дельта III чаще всего нес 16 ракет Р-29Р (высота: 16,635 м (54,58 футов); диаметр: 1,8 м (5,9 футов); стартовая масса: 36,3 тонны) ракет, каждая из которых несла по 3 РГЧ (0,2 мт каждая) с дальность действия около 6500 км (4000 миль). Они также могут нести Р-29РК с семью РГЧ (0,1 мт) и дальностью около 6500 км или Р-29РЛ с одиночной (0,45 мт) боеголовкой и дальностью около 9000 км (5600 миль). В сочетании с возможностями Р-29Р и характеристиками Д-9Р ВМФ России впервые обладает возможностью запуска любого количества ракет за один залп с меньшими интервалами пуска.
Подводные лодки имеют четыре носовых торпедных аппарата диаметром 533 мм и несут шестнадцать торпед типов СЭТ-65, САЭТ-60М, 53-65К, 53-65М или любой их комбинации.
История
[ редактировать ]
Первый корабль класса, К-424 , был заложен 30 января 1974 года в Северном машиностроительном предприятии (Севмаш) , Северодвинск , как последний корабль класса «Дельта II» . При постройке новый ракетный комплекс Д-9Р был интегрирован в корпус Delta II без каких-либо изменений в остальном оборудовании. Корабль был спущен на воду 11 февраля 1976 года и прошел ходовые испытания в ноябре 1976 года. Затем начались испытания нового ракетного комплекса в Белом и Баренцевом морях ; Запущено 22 ракеты (четыре Р-29ПЛ, шесть Р-29Р, двенадцать Р-29РК), ракетный комплекс принят в эксплуатацию в сентябре 1978 года.
Большинство подводных лодок служило на Тихоокеанском флоте на базе подводных лодок Рыбачий под Петропавловском-Камчатским . С 1980 года совершено семь подледных арктических рейсов и два по южным территориям. Подледные рейсы были очень трудными. В некоторых местах глубина моря составляет менее 50 метров (160 футов), а толщина льда около 15 метров (49 футов). Это дает всего несколько метров вокруг подводной лодки.
Две подводные лодки служили на Северном флоте на базе подводных лодок Гажиево и три на базе подводных лодок Оленья. С 1990-х годов в Гажиево дислоцировались все подводные лодки Северного флота.
Все подводные лодки класса «Дельта III» проходили капитальный ремонт, дозаправку и модернизацию на судостроительном заводе «Звездочка» в Северодвинске или на заводе «Звезда» в Большом Камне начиная с 1991 года, когда распался Советский Союз . Модернизированный ракетный комплекс Д-9Р с слегка модифицированными ракетами Р-29Р поставлялся с 1987 по 1990 год. На некоторых кораблях гидроакустическая станция «Аврора-1» была установлена .
Большая часть кораблей была выведена из эксплуатации с 1995 года, когда настал срок их очередного капитального ремонта. Только новейшая подводная лодка К-44 «Рязань » прошла второй капитальный ремонт и дозаправку в течение 2005–2007 годов, что обеспечило ей потенциальный срок службы до 2017 года. Очередной капитальный ремонт она прошла в 2012 году и вернулась в строй в 2017 году. [ 5 ]
В 1994–2002 годах подводная лодка К-129 была перестроена на заводе «Звездочка» в подводную лодку специального назначения проекта 09786 (носитель мини-ПЛ) и переименована в БС-136 «Оренбург» .
30 сентября 2008 года представитель ВМФ России сообщил, что Рязань успешно завершила 30-дневный переход от базы на севере России под арктической ледяной шапкой до базы подводных лодок Рыбачий на полуострове Камчатка . В ВМФ добавили, что вскоре Рязани будет поручено регулярное патрулирование Тихого океана. [ 6 ] В июле 2008 года в эксплуатации находились шесть лодок Delta III, две из которых, как предполагалось, находились в процессе вывода из эксплуатации . [ 7 ]
К-433 «Святой Георгий Победоносец» 22 сентября 2011 года столкнулась с рыболовным судном. Серьезных повреждений подводная лодка не получила. [ 8 ]
17 октября 2019 года в рамках российских военных учений «Гром-2019» Рязань предприняла попытку запустить две баллистические ракеты Р-29Р. Однако это удалось сделать только одной, а вторая осталась в пусковой трубе. [ 9 ]
Секции прочного корпуса
[ редактировать ]- Передний торпедный отсек
- Батарея и передняя обитаемая секция
- Отдел управления и контроля
- Передняя ракетная секция
- Задняя ракетная секция
- Вспомогательный механизм и задняя обитаемая секция
- Секция ядерного реактора
- Передняя часть турбины
- Задняя часть турбины
- Кормовая часть
Лодки
[ редактировать ]# | Верфь | Имя | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Флот | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|---|
К-424 | СЕВМАШ, Северодвинск | ЧТО | 30 января 1974 г. | 11 февраля 1976 г. | 30 декабря 1976 г. | Северный | Списан 28 марта 1995 г. на слом. [ 10 ] |
К-441 | СЕВМАШ, Северодвинск | ЧТО | 7 мая 1974 г. | 25 мая 1976 г. | 31 октября 1976 г. | Тихий океан | Списан 28 марта 1995 г. на слом. [ 10 ] |
К-449 | СЕВМАШ, Северодвинск | ЧТО | 19 июля 1974 г. | 29 июля 1976 г. | 5 февраля 1977 г. | Тихий океан | в резерве с 1996 г., [ 10 ] выведен из эксплуатации в 2001 г., списан в 2008 г. |
К-455 | СЕВМАШ, Северодвинск | ЧТО | 16 октября 1974 г. | 16 августа 1976 г. | 30 декабря 1976 г. | Тихий океан | в резерве с 1998–99, [ 10 ] вероятно, выведен из эксплуатации |
К-490 | СЕВМАШ, Северодвинск | ЧТО | 6 марта 1975 г. | 27 января 1977 г. | 30 сентября 1977 г. | Тихий океан | в резерве с 1998–99, [ 10 ] вероятно, выведен из эксплуатации |
К-487 | СЕВМАШ, Северодвинск | ЧТО | 9 июня 1975 г. | 4 апреля 1977 г. | 27 декабря 1977 г. | Северный | в резерве с 1998–99, [ 10 ] вероятно, выведен из эксплуатации |
К-496 | СЕВМАШ, Северодвинск | Borisoglebsk | 23 сентября 1975 г. | 13 августа 1977 г. | 30 декабря 1977 г. | Северный [ 10 ] | Списан 9 декабря 2008 г., [ 11 ] топливо слито. [ 4 ] |
К-506 | СЕВМАШ, Северодвинск | Зеленоград | 29 декабря 1975 г. | 26 января 1978 г. | 30 ноября 1978 г. | Тихий океан | Снят с вооружения в 2010 г., списан в июне 2010 г. |
К-211 | СЕВМАШ, Северодвинск | Petropavlovsk-Kamchatskiy | 19 августа 1976 г. | 13 января 1979 г. | 28 сентября 1979 г. | Тихий океан | Снят с действительной службы в декабре 2010 г., в резерве в 2012 г. [ 12 ] |
К-223 | СЕВМАШ, Северодвинск | Подольск | 19 февраля 1977 г. | 30 апреля 1979 г. | 27 ноября 1979 г. | Тихий океан | Снят с действительной службы в 2018 году. [ 13 ] |
К-180 | СЕВМАШ, Северодвинск | ЧТО | 27 декабря 1977 г. | 8 января 1980 г. | 25 сентября 1980 г. | Тихий океан [ 10 ] | В резерве с 2004 г., списан в 2008 г. [ 14 ] |
К-433 | СЕВМАШ, Северодвинск | Svyatoy Georgiy Pobedonosets | 24 августа 1978 г. | 20 июня 1980 г. | 15 декабря 1980 г. | Тихий океан | Снят с действительной службы в 2018 году. [ 13 ] |
БС-136 (бывший К-129) | СЕВМАШ, Северодвинск | Оренбург | 9 апреля 1979 г. | 15 апреля 1981 г. | 5 ноября 1981 г. | Северный | 1994–2002 годы – переоборудование в подводную лодку специального назначения проекта 09786 (носитель мини-подводной лодки). Предположительно переоборудован в 2021 году. [ 15 ] |
К-44 | СЕВМАШ, Северодвинск | Рязань | 31 января 1980 г. | 19 января 1982 г. | 17 сентября 1982 г. [ 16 ] | Тихий океан | Выведен из эксплуатации [ 1 ] |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с "Подводные лодки. Проект 667БДР" . www.deepstorm.ru . Retrieved 14 May 2024 .
- ^ "Океанский щит России: Часть 2" [Ocean Shield of Russia: Part 2]. flot.com (in Russian). Archived from the original on 11 July 2011.
- ^ «Проект 667БДР «Кальмар» (НАТО — «Дельта III»)» [Проект 667БДР «Кальмар»]. DeepStorm (на русском языке). Архивировано из оригинала 29 сентября 2011 года.
- ^ «Подводная лодка проекта 667БДР «Рязань» снова в строю» . Russianforces.org . 15 февраля 2017 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2018 года . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «Российская подводная лодка завершила 30-дневное плавание под Арктикой». Хьюстонские хроники . Макклатчи-Трибьюн . 1 октября 2008 г. с. 9.
- ^ Подвиг, Павел (28 ноября 2008 г.). «Стратегический флот» . RussianForces.org . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 30 сентября 2010 г.
- ^ «Российская атомная подводная лодка легко пострадала в результате столкновения» . Новости обороны . 22 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 29 июля 2012 г. Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ Марроу, Александр (21 октября 2019 г.). «Российская атомная подводная лодка прервала испытания баллистической ракеты» . Рейтер . Проверено 21 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Apalkov, Yu.V. (2002). Корабли ВМФ СССР (Vol. 1, Part 1) [ Ships of the Soviet Navy ]. Sankt-Peterburg: Galeya Print. ISBN 5-8172-0069-4 .
- ^ "Началась утилизация АПЛ «Борисоглебск»" [The dismantling of the Borisoglebsk nuclear submarine has begun]. Bellona.ru (in Russian). 9 December 2008. Archived from the original on 5 September 2011 . Retrieved 30 September 2010 .
- ^ "К-211, "Петропавловск-Камчатский", Проект 667БДР" [K-211, "Petropavlovsk-Kamchatsky", Project 667BDR]. DeepStorm (in Russian). Archived from the original on 7 October 2018 . Retrieved 16 May 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б Подвиг, Павел (14 марта 2018 г.). «Две подводные лодки проекта 667БДР выведены из боевого состава» . Стратегические ядерные силы России . Архивировано из оригинала 27 июля 2018 года . Проверено 30 марта 2018 г.
- ^ «К-180, рейс 667БДР» [К-180, проект 667БДР]. Дипшторм (на русском языке). Архивировано 29 сентября. из оригинала Получено 21 октября.
- ^ «К-129, КС-129, БС-136, «Оренбург», проекты 667БДР, 09786» [К-129, КС-129, БС-136, «Оренбург», проекты 667БДР, 09786]. DeepStorm (на русском языке). Архивировано из оригинала 29 сентября 2011 года . Проверено 30 сентября 2010 г.
- ^ «Российская атомная подводная лодка совершила 30-дневный поход подо льдом Арктики» . Руснави.com . 1 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 14 сентября 2011 г. Проверено 30 сентября 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]