Подводная лодка класса «Эхо»
![]() Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 675 («Эхо II»)
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители |
|
Операторы | |
Предшественник | Класс виски Лонг Бин |
Преемник | |
В комиссии | 19 ноября 1960 г. – 15 июля 1994 г. |
Завершенный |
|
Общие характеристики | |
Тип | Атомная подводная лодка |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Черновик |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 18 000–30 000 миль (29 000–48 000 км) |
Выносливость | 50 дней |
Глубина испытания | 300 м (984 футов) |
Дополнить | 104-109 человек (в том числе 29 офицеров) |
Вооружение |
|
Класс «Эхо» — атомные подводные лодки с крылатыми ракетами ВМФ СССР , построенные в 1960-х годах. Их советское обозначение было проектом 659 для первых пяти кораблей и проектом 675 для следующих двадцати девяти. Их имена в отчетах НАТО были «Эхо I» и «Эхо II». Все они были выведены из эксплуатации к 1994 году. [ 1 ] [ 2 ]
Эхо I класса
[ редактировать ]Советские ПЛАРК класса «Эхо I» (класс проекта 659) были построены в Комсомольске на Дальнем Востоке СССР в 1960–1963 годах. Класс «Эхо I» классифицировался как ПЛАРК, вооруженные шестью пусковыми установками для Р-5 «Пятёрка » (SS-N-3C). наземного нападения Шеддок») крылатая ракета . Классу «Эхо I» приходилось выполнять стратегическую, а не противокорабельную роль из-за отсутствия радаров управления огнем и наведения.


советских сил ПЛАРБ По мере наращивания проекта 659Т. потребность в этих лодках уменьшалась, поэтому в период с 1969 по 1974 год они были переоборудованы в ПЛАРБ Переоборудование включало удаление крылатых ракет, обшивку и обтекание корпуса для уменьшения подводного плавания. шумность пусковых установок и доработка гидроакустических систем до стандарта ПЛА класса «Ноябрь ».
Все «Эхо-Ис» были развернуты на Тихоокеанском флоте . Последние две лодки были списаны в начале 1990-х годов.
Корабли
[ редактировать ]# | Верфь | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Флот | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|
К-45 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 20 декабря 1958 г. | 12 мая 1960 г. | 28 июня 1961 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1989 году на слом. |
К-59 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 30 сентября 1959 г. | 25 сентября 1960 г. | 16 декабря 1961 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1989 году на слом. |
К-66 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 26 марта 1960 г. | 30 июля 1961 г. | 28 декабря 1961 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1985 году на слом. |
К-122 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 21 января 1961 г. | 17 сентября 1961 г. | 6 июля 1962 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1985 году на слом. |
К-151 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 21 апреля 1962 г. | 30 сентября 1962 г. | 28 июля 1963 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1989 году на слом. |
Эхо II класс
[ редактировать ]Класс «Эхо II» (класс проекта 675) строился в Северодвинске (18 судов) и Комсомольске (11 судов) в период с 1962 по 1967 год как противопалубные ракетные подводные лодки. Класс Echo II нес восемь противокорабельных крылатых ракет P-6 (SS-N-3a «Шэддок»), установленных попарно над прочным корпусом .


Для запуска ракет корабль должен был всплыть, и ракета была поднята на 15 градусов. [ 3 ] Класс Echo II также имел радар управления огнем и наведения. Класс Echo II мог запустить все восемь ракет за 30 минут, но ему пришлось бы ждать на поверхности, пока не будут отправлены корректировка полета ракеты и окончательный выбор цели, если только наведение не будет передано третьей стороне.
С середины 1970-х годов четырнадцать из 29 самолетов класса «Эхо II» были переоборудованы в ходе капитального ремонта для перевозки противокорабельной крылатой ракеты П-500 «Базальт» (SS-N-12 «Песочница») с дальностью полета 550 километров (340 миль). . Конверсии (проект 675М) можно было отличить по выступам по бокам паруса .
Три из этих модифицированных единиц были дополнительно модернизированы по проекту 675МКВ ближе к концу холодной войны . П -1000 Вулкан (ГРАУ 3М70) летел быстрее (2,3–2,5 Маха). [ 4 ] чем P-500, и его дальность была увеличена до 700 километров (430 миль). [ 4 ] Он заменил стальные компоненты на титановые для снижения веса и имел улучшенную двигательную установку. Судя по всему, он использовал систему управления огнем, аналогичную П-500, РЛС «Аргон-КВ» и «Аргумент». [ 5 ] П-1000 устанавливалась на три подразделения Северного флота в период с 1987 по 1993 год. От переоборудования двух лодок ТОФ, К-10 и К-34 , отказались из-за отсутствия средств. [ 5 ]
Класс «Эхо II» был поровну разделен между Тихоокеанским и Северным флотами . Лодки устарели к середине 1980-х годов и были сняты с вооружения в 1989 и 1995 годах.
Корабли
[ редактировать ]# | Верфь | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Флот | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|
К-166 | СЕВМАШ, Северодвинск | 30 мая 1961 г. | 6 сентября 1962 г. | 31 октября 1963 г. [ 3 ] | Северный | Списан в 1989 году на слом. |
К-104 | СЕВМАШ, Северодвинск | 11 января 1962 г. | 16 июня 1963 г. | 15 декабря 1963 г. [ 3 ] | Северный | Списан в 1990 году на слом. |
К-170 ( К-86 , КС-86 ) | СЕВМАШ, Северодвинск | 16 мая 1962 г. | 4 августа 1963 г. | 26 декабря 1963 г. [ 3 ] | Северный | Списан в 1991 году на слом. |
К-175 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 17 марта 1962 г. | 30 сентября 1962 г. | 30 декабря 1963 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1990 году на слом. |
К-184 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 2 февраля 1963 г. | 25 августа 1963 г. | 31 марта 1964 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1990 году на слом. |
К-172 | СЕВМАШ, Северодвинск | 8 августа 1962 г. | 25 декабря 1963 г. | 30 июля 1964 г. [ 3 ] | Северный | Списан в 1990 году на слом. |
К-47 ( Б-47 ) | СЕВМАШ, Северодвинск | 7 августа 1962 г. | 10 февраля 1964 г. | 31 августа 1964 г. [ 3 ] | Северный | Списан в 1994–95 гг. На слом. |
К-1 (1963) | СЕВМАШ, Северодвинск | 11 января 1963 г. | 30 апреля 1964 г. | 30 сентября 1964 г. [ 3 ] | Северный | Списан в 1992 году на слом. |
К-28 ( К-428 ) | СЕВМАШ, Северодвинск | 26 апреля 1963 г. | 30 июня 1964 г. | 16 декабря 1964 г. [ 3 ] | Северный | Списан в 1990 году на слом. |
К-35 | СЕВМАШ, Северодвинск | 6 января 1964 г. | 27 января 1965 г. | 30 июня 1965 г. [ 3 ] | Северный | Списан в 1993 году на слом. |
К-189 ( К-144 ) | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 6 апреля 1963 г. | 9 мая 1964 г. | 24 июля 1965 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1991 году на слом. |
К-74 | СЕВМАШ, Северодвинск | 23 июля 1963 г. | 30 сентября 1964 г. | 30 июля 1965 г. [ 3 ] | Северный | Списан в 1992 году на слом. |
К-22 | СЕВМАШ, Северодвинск | 14 октября 1963 г. | 29 ноября 1964 г. | 7 августа 1965 г. [ 3 ] | Северный | Списан в 1995 году на слом. [ 5 ] |
К-90 ( К-111 ) | СЕВМАШ, Северодвинск | 29 февраля 1964 г. | 17 апреля 1965 г. | 25 сентября 1965 г. [ 3 ] | Северный | Списан в 1989 году на слом. |
К-31 ( К-431 ) | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 11 января 1964 г. | 8 сентября 1964 г. | 30 сентября 1965 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1987 году на слом. |
К-116 | СЕВМАШ, Северодвинск | 8 июня 1964 г. | 19 июня 1965 г. | 29 октября 1965 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1985 году на слом. |
К-57 ( К-557 ) | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 19 октября 1963 г. | 26 сентября 1964 г. | 31 октября 1965 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1992 году на слом. |
К-125 | СЕВМАШ, Северодвинск | 1 сентября 1964 г. | 11 сентября 1965 г. | 18 декабря 1965 г. [ 3 ] | Северный | Списан в 1991 году на слом. |
К-48 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 11 апреля 1964 г. | 16 июня 1965 г. | 31 декабря 1965 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1990 году на слом. |
К-128 ( К-62 ) | СЕВМАШ, Северодвинск | 29 октября 1964 г. | 30 декабря 1965 г. | 25 августа 1966 г. [ 3 ] | Северный | Списан в 1990 году на слом. |
К-56 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 30 мая 1964 г. | 10 августа 1965 г. | 26 августа 1966 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1992 году на слом. |
К-131 ( Б-131 ) | СЕВМАШ, Северодвинск | 31 декабря 1964 г. | 6 июня 1966 г. | 30 сентября 1966 г. [ 3 ] | Северный | Списан в 1994 году на слом. |
К-10 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 24 октября 1964 г. | 29 сентября 1965 г. | 15 октября 1966 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1989 году на слом. |
К-135 | СЕВМАШ, Северодвинск | 27 февраля 1965 г. | 27 июля 1967 г. | 25 ноября 1966 г. [ 3 ] | Северный | Списан в 1988 году на слом. |
К-94 ( К-204 ) | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 20 марта 1965 г. | 20 мая 1966 г. | 27 декабря 1966 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1992 году на слом. |
К-108 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 24 июля 1965 г. | 26 августа 1966 г. | 31 марта 1967 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1990 году на слом. |
К-7 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 6 ноября 1965 г. | 25 сентября 1966 г. | 30 сентября 1967 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1990 году на слом. |
К-23 | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 23 февраля 1966 г. | 18 июня 1967 г. | 30 декабря 1967 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1992 году на слом. |
К-34 ( К-134 ) | Leninskiy Komsomol Shipyard, Komsomolsk-na-Amure | 18 июня 1966 г. | 23 сентября 1967 г. | 30 декабря 1968 г. [ 3 ] | Тихий океан | Списан в 1994 году на слом. |
Несчастные случаи
[ редактировать ]Подводные лодки класса «Эхо» попали в несколько аварий:
- 20 июня 1970 г.
- К-108 («Эхо II») столкнулась с подводной лодкой USS Tautog в Охотском море на глубине 45 метров (148 футов). Внешний корпус К-108 был поврежден в районе VIII и IX отсеков, поврежден парус Таутога и затоплен люк доступа в него. Погибших не было.
- 14 июня 1973 г.
- К-56 («Эхо II») столкнулась с советским большим рефрижераторным траулером «Академик Берг» . Подводная лодка получила пробоину в носовой части, 27 человек погибли в результате затопления I и II отсеков.
- 20 августа 1973 г.
- К-1 (Эхо II) нанес удар по Банку ( 21 ° 35'00 ″ с.ш. 80 ° 40'00 ″ з.д. / 21,5833 ° с.ш. 80,6667 ° з.д. ) в Карибском море на глубине 120 метров (390 футов) на скорости 16 узлов (30 км/ч). Лук был значительно поврежден.
- 28 августа 1976 г.
- К-22 («Эхо II») столкнулась с фрегатом USS Voge в Средиземном море ( 36 ° 02'00 "N 20 ° 36'00" E / 36,0333 ° N 20,6000 ° E ), причем оба корабля получили серьезные повреждения. К-22 имела повреждения ракетного контейнера №1, удлинительных устройств и килевой конструкции и отправилась на ремонт в Кифиру в Эгейском море. Американский фрегат получил повреждение кормы, и его пришлось отбуксировать на Крит . [ 6 ]
- 24 сентября 1976 г.
- К-47 («Эхо II») во время пребывания в Северной Атлантике из-за короткого замыкания вспыхнул пожар в VIII отсеке (жилом помещении). Трое погибли в результате отравления угарным газом .
- 2 июля 1979 г.
- На К-116 («Эхо II») произошла авария на реакторе (утечка теплоносителя активной зоны из левого реактора) во Владимирской губе Японского моря. Часть экипажа получила большую дозу радиации, но погибших не было.
- 21 августа 1980 г.
- На К-122 («Эхо I») произошел пожар в VII отсеке (турбоэлектрический) в 85 милях (137 км) к востоку от Окинавы. Четырнадцать погибших из-за отравления угарным газом.
- 10 сентября 1981 г.
- К-45 с советским рыболовным траулером «Новокачалинск» («Эхо I») столкнулась ночью . Серьезные повреждения получила носовая часть внешнего корпуса и гидроакустическая система подводной лодки. Траулер затонул.
- 18 июня 1984 г.
- На К-131 («Эхо II») из-за нарушения техники безопасности электриком, находясь в Баренцевом море, в VIII отсеке возник пожар. Четырнадцать погибших [ 7 ]
- 10 августа 1985 г.
- На К-431 (бывший К-31 ) («Эхо II») произошел взрыв реактора во время дозаправки на верфи в бухте Чажма , Японское море. Десять погибших (300 человек из спасательных отрядов получили различные дозы радиации, несколько позже скончались).
- ноябрь 1986 г.
- На К-175 («Эхо II»), находясь на своей базе (Тихоокеанский флот), произошел взрыв в реакторном отсеке, вызвавший выброс радиоактивности и загрязнение близлежащей территории. Никаких смертельных исходов.
- 1989
- К-1 (мод. Echo II). Авария реактора [ 5 ]
- 26 июня 1989 г.
- На К-192 (бывшая К-172 ) («Эхо II») произошла авария реактора (обрыв первого контура реактора правого борта) у острова Медвежий в Баренцевом море. Экипаж получил дозу радиации, но погибших нет.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Подводные лодки. Проект 659" .
- ^ "Подводные лодки. Проект 675" .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть Podvodnye Lodki Rossii, Atomnye Pervoye Pokoleniye, Tom IV, Chast 1, Defense Ministry Central Design Bureau No.1 & Central Marine Equipment Design Bureau Rubin, Sankt Peterburg, 1996
- ^ Jump up to: а б Фридман, Норман (1997). Путеводитель Военно-морского института по мировым системам военно-морского вооружения, 1997-1998 гг . Издательство Военно-морского института. п. 789. ИСБН 9781557502681 .
- ^ Jump up to: а б с д Фридман, Норман (1997). Путеводитель Военно-морского института по мировым системам военно-морского вооружения, 1997-1998 гг . Издательство Военно-морского института. п. 246. ИСБН 9781557502681 .
- ^ «Столкновение с советской подводной лодкой» . Государственный департамент США . 29 августа 1976 г. Проверено 2 апреля 2010 г.
- ^ "Atomnaya Podvodnaya Ehpopeya"; L. Osipenko, L. Zhiltsov, N. Mormul; Moscow, 1994
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хэмпшир, Эдвард (2018). Советские подводные лодки с крылатыми ракетами времен холодной войны . Лондон: Издательство Osprey. ISBN 978-1-47282-499-8 .
- Павлов А.С. (1997). Боевые корабли СССР и России 1945–1995 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-671-Х .
- Полмар, Норман и Мур, Кеннет Дж. (2004). Подводные лодки холодной войны: проектирование и строительство американских и советских подводных лодок . Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. ISBN 978-1-57488-594-1 .
- Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-570-1 .
- Вильчес Аларкон, Алехандро А. (2022). От Джульетты до Ясеня: развитие и история эксплуатации советских подводных лодок с крылатыми ракетами . Европа @ Война (22). Уорик, Великобритания: ISBN Helion & Co. 978-1-915070-68-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Корабельная энциклопедия - Проект 659. Архивировано 6 февраля 2008 г. в Wayback Machine (на русском языке).
- Корабельная энциклопедия - Проект 675. Архивировано 6 февраля 2008 г. в Wayback Machine (на русском языке).
- Федерация американских ученых