Советская подводная лодка К-431
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | К-431 |
Строитель | Leninskiy Komsomol Shipyard , Komsomolsk-on-Amur |
Заложен | 11 января 1964 г. |
Запущен | 8 сентября 1964 г. |
Введен в эксплуатацию | 30 сентября 1965 г. |
Выведен из эксплуатации | 1987 |
Судьба | Списано |
Общие характеристики | |
Класс и тип | класса «Эхо» Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 115,4 м (378 футов 7 дюймов) |
Луч | 9,3 м (30 футов 6 дюймов) |
Черновик | 7,4 м (24 фута 3 дюйма) |
Движение | 2 реактора с водяным охлаждением под давлением по 70 000 л.с. (52 МВт) каждый, 2 паровые турбины, 2 вала |
Скорость |
|
Диапазон | 18 000–30 000 миль (33 000–56 000 км; 21 000–35 000 миль) |
Выносливость | 50 дней |
Глубина испытания | 300 м (984 футов) |
Дополнить | 104-109 человек (в том числе 29 офицеров) |
Вооружение |
|
К-431 ( русский : К-431 ; первоначально К-31 ) — советская атомная подводная лодка , на которой произошла авария реактора 10 августа 1985 года. [1] Вступила в строй 30 сентября 1965 года. В 1985 году взрыв произошёл во время дозаправки подводной лодки в бухте Чажма , Дунай , Владивосток . [2] Десять человек погибли, еще 49 человек получили радиационные травмы. Time Журнал назвал эту аварию одной из «самых страшных ядерных катастроф в мире». [1]
Катастрофа при дозаправке реактора
[ редактировать ]К-431 , построенная примерно в 1965 году как блок К-31 , представляла собой подводную лодку проекта 675 или класса «Эхо II» с двумя водо-водяными реакторами каждый мощностью 70 МВт и использующими в качестве топлива 20% -обогащенный уран . [3] 10 августа 1985 года подводная лодка проходила дозаправку на военно-морской базе в бухте Чажма под Владивостоком . Подводная лодка была дозаправлена топливом и заменена крышка реакторного бака. Крышка была уложена неправильно, и ее пришлось снова поднимать с прикрепленными тягами управления. Балка должна была препятствовать поднятию крышки слишком далеко, но эта балка была расположена неправильно, и крышка с тягами управления была поднята слишком высоко. В 10:55 реактор правого борта стал критическим , что привело к повышению критичности примерно на 5·10. 18 деление и тепловой/паровой взрыв. В результате взрыва вылетела новая загрузка топлива, были разрушены машинные ограждения, разрушен прочный корпус и кормовая переборка подводной лодки, частично разрушена заправочная хижина, крыша которой упала в воду на высоте 70 метров. Последовал пожар, который был потушен через 4 часа, после чего началась оценка радиоактивного загрязнения . Большая часть радиоактивных обломков упала в пределах 50–100 метров (160–330 футов) от подводной лодки, но облако радиоактивного газа и твердых частиц унесло на северо-запад через 6-километровый участок полуострова Дунай , пропав без вести. город Шкотово-22 , в 1,5 км от причала. Позднее было обследовано загрязненное лесное пространство площадью 2 км. 2 (490 акров) на полосе длиной 3,5 км (2,2 мили) и шириной от 200 до 650 м (от 660 до 2130 футов). Первоначальные оценки радиоактивного выброса составляли около 74 ПБк (2 МКи ) благородных газов и 185 ПБк (5 МКи) других продуктов деления . [4] но по большей части это были короткоживущие изотопы ; Предполагаемый объем выбросов через час после аварии составил около 37 ТБк (1000 Ки) неблагородных продуктов деления. Отчасти потому, что в реакторе не содержалось накопленного отработанного ядерного топлива , доля биологически активных изотопов была гораздо меньше, чем в случае чернобыльской катастрофы .
М. Такано и др. предполагают, что только 29 ГБк 131 Меня отпустили, но на более крупные суммы (620 ГБк 133 I и 1840 ГБк 135 I ) других изотопов. [5] Тот же источник предполагает, что общий выброс составил около 259 ПБк, но из-за радиоактивного распада через 24 часа он снизился до 43 ТБк. Тот же источник предполагает, что выход деления составлял 5·10 18 деления (1,95 мг урана-235), которые доставят 156 МДж (37,3 кг тротилового эквивалента в реактор ).
Десять военнослужащих ВМФ погибли (8 офицеров и 2 рядовых), вероятно, в результате самого взрыва, а не от радиационных поражений . Лучевое поражение наблюдалось у 49 человек, у 10 развилась лучевая болезнь ; в последнюю цифру вошли в основном пожарные, некоторые из которых получили устойчивые дозы до 220 рад (2,2 Гр ) снаружи и 400 бэр (4 Зв ) для щитовидной железы . Из 2000 человек, участвовавших в операциях по очистке, 290 подверглись более высокому уровню радиации по сравнению с обычными стандартами.
Высокоактивные отходы , собранные в ходе работ по очистке, были размещены на полигонах временного захоронения. Из-за быстрого распада большей части продуктов деления и операций по очистке некоторые объекты верфи возобновили работу через четыре дня. Примерно через два месяца после аварии радиоактивность воды в бухте была сопоставима с фоновым уровнем , а через 5–7 месяцев после аварии уровень радиации считался нормальным на всей территории дока. Поврежденную подводную лодку отбуксировали в Павловскую губу и поставили там на якорь .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Самые страшные ядерные катастрофы» . ВРЕМЯ . 2012. Архивировано из оригинала 30 марта 2009 года . Проверено 25 февраля 2012 г.
- ^ «Холодная война: Сломанные стрелы (1980b)» . CNN.com. 1998. Архивировано из оригинала 28 марта 2007 года . Проверено 17 июня 2007 г.
- ↑ Некоторые источники путают эту подводную лодку с К-314 — подводной лодкой проекта 671 или класса «Виктор I» , которая была спущена на воду в 1972 году и выведена из эксплуатации после аварии на реакторе в декабре 1985 года.
- ^ Сивинцев, Юрий В. (июнь 2003 г.). «Была ли авария в Чажме дальневосточным Чернобылем?» . Атомная энергия . 94 (6): 421–427. дои : 10.1023/A:1025521315143 . S2CID 92243735 .
- ^ Такано, Макото; Романова, Ваня; Ямадзава, Хироми; Сивинцев Юрий; Комптон, Кейт; Новиков Владимир; Паркер, Фрэнк (7 февраля 2012 г.). «Реактивная авария атомной подводной лодки под Владивостоком». Журнал ядерной науки и технологий . 37 (2): 143–157. дои : 10.1080/18811248.2001.9715017 .
Библиография
[ редактировать ]- Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-570-1 .
- Вильчес Аларкон, Алехандро А. (2022). От Джульетты до Ясеня: развитие и история эксплуатации советских подводных лодок с крылатыми ракетами . Европа @ Война (22). Уорик, Великобритания: ISBN Helion & Co. 978-1-915070-68-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Беллона: Аварии с атомными подводными лодками (В этом отчете К-431 неверно идентифицируется как советская подводная лодка К-314 при описании аварии с критичностью дозаправки.)
- Подводные лодки Советского Союза времен Холодной войны.
- Подводные лодки класса «Эхо»
- Военные ядерные аварии и инциденты
- Корабли постройки Амурского судостроительного завода
- Корабли, построенные в Советском Союзе
- Аварии советских подводных лодок
- корабли 1964 года
- 1985 год в военной истории
- Морские инциденты в 1985 году