Jump to content

Советская подводная лодка К-431

История
Советский Союз
Имя К-431
Строитель Leninskiy Komsomol Shipyard , Komsomolsk-on-Amur
Заложен 11 января 1964 г.
Запущен 8 сентября 1964 г.
Введен в эксплуатацию 30 сентября 1965 г.
Выведен из эксплуатации 1987
Судьба Списано
Общие характеристики
Класс и тип класса «Эхо» Подводная лодка
Смещение
  • Всплыло 4415 длинных тонн (4486 т)
  • 5760 длинных тонн (5852 т) под водой
Длина 115,4 м (378 футов 7 дюймов)
Луч 9,3 м (30 футов 6 дюймов)
Черновик 7,4 м (24 фута 3 дюйма)
Движение 2 реактора с водяным охлаждением под давлением по 70 000 л.с. (52 МВт) каждый, 2 паровые турбины, 2 вала
Скорость
  • 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) на поверхности
  • 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) под водой
Диапазон 18 000–30 000 миль (33 000–56 000 км; 21 000–35 000 миль)
Выносливость 50 дней
Глубина испытания 300 м (984 футов)
Дополнить 104-109 человек (в том числе 29 офицеров)
Вооружение
  • 8 × крылатых ракет П-6
  • 4 носовых торпедных аппарата 533 мм (21 дюйм)
  • 2 кормовых торпедных аппарата 400 мм (16 дюймов)

К-431 ( русский : К-431 ; первоначально К-31 ) — советская атомная подводная лодка , на которой произошла авария реактора 10 августа 1985 года. [1] Вступила в строй 30 сентября 1965 года. В 1985 году взрыв произошёл во время дозаправки подводной лодки в бухте Чажма , Дунай , Владивосток . [2] Десять человек погибли, еще 49 человек получили радиационные травмы. Time Журнал назвал эту аварию одной из «самых страшных ядерных катастроф в мире». [1]

Катастрофа при дозаправке реактора

[ редактировать ]

К-431 , построенная примерно в 1965 году как блок К-31 , представляла собой подводную лодку проекта 675 или класса «Эхо II» с двумя водо-водяными реакторами каждый мощностью 70 МВт и использующими в качестве топлива 20% -обогащенный уран . [3] 10 августа 1985 года подводная лодка проходила дозаправку на военно-морской базе в бухте Чажма под Владивостоком . Подводная лодка была дозаправлена ​​топливом и заменена крышка реакторного бака. Крышка была уложена неправильно, и ее пришлось снова поднимать с прикрепленными тягами управления. Балка должна была препятствовать поднятию крышки слишком далеко, но эта балка была расположена неправильно, и крышка с тягами управления была поднята слишком высоко. В 10:55 реактор правого борта стал критическим , что привело к повышению критичности примерно на 5·10. 18 деление и тепловой/паровой взрыв. В результате взрыва вылетела новая загрузка топлива, были разрушены машинные ограждения, разрушен прочный корпус и кормовая переборка подводной лодки, частично разрушена заправочная хижина, крыша которой упала в воду на высоте 70 метров. Последовал пожар, который был потушен через 4 часа, после чего началась оценка радиоактивного загрязнения . Большая часть радиоактивных обломков упала в пределах 50–100 метров (160–330 футов) от подводной лодки, но облако радиоактивного газа и твердых частиц унесло на северо-запад через 6-километровый участок полуострова Дунай , пропав без вести. город Шкотово-22 , в 1,5 км от причала. Позднее было обследовано загрязненное лесное пространство площадью 2 км. 2 (490 акров) на полосе длиной 3,5 км (2,2 мили) и шириной от 200 до 650 м (от 660 до 2130 футов). Первоначальные оценки радиоактивного выброса составляли около 74 ПБк (2 МКи ) благородных газов и 185 ПБк (5 МКи) других продуктов деления . [4] но по большей части это были короткоживущие изотопы ; Предполагаемый объем выбросов через час после аварии составил около 37 ТБк (1000 Ки) неблагородных продуктов деления. Отчасти потому, что в реакторе не содержалось накопленного отработанного ядерного топлива , доля биологически активных изотопов была гораздо меньше, чем в случае чернобыльской катастрофы .

М. Такано и др. предполагают, что только 29 ГБк 131 Меня отпустили, но на более крупные суммы (620 ГБк 133 I и 1840 ГБк 135 I ) других изотопов. [5] Тот же источник предполагает, что общий выброс составил около 259 ПБк, но из-за радиоактивного распада через 24 часа он снизился до 43 ТБк. Тот же источник предполагает, что выход деления составлял 5·10 18 деления (1,95 мг урана-235), которые доставят 156 МДж (37,3 кг тротилового эквивалента в реактор ).

Десять военнослужащих ВМФ погибли (8 офицеров и 2 рядовых), вероятно, в результате самого взрыва, а не от радиационных поражений . Лучевое поражение наблюдалось у 49 человек, у 10 развилась лучевая болезнь ; в последнюю цифру вошли в основном пожарные, некоторые из которых получили устойчивые дозы до 220 рад (2,2 Гр ) снаружи и 400 бэр (4 Зв ) для щитовидной железы . Из 2000 человек, участвовавших в операциях по очистке, 290 подверглись более высокому уровню радиации по сравнению с обычными стандартами.

Высокоактивные отходы , собранные в ходе работ по очистке, были размещены на полигонах временного захоронения. Из-за быстрого распада большей части продуктов деления и операций по очистке некоторые объекты верфи возобновили работу через четыре дня. Примерно через два месяца после аварии радиоактивность воды в бухте была сопоставима с фоновым уровнем , а через 5–7 месяцев после аварии уровень радиации считался нормальным на всей территории дока. Поврежденную подводную лодку отбуксировали в Павловскую губу и поставили там на якорь .

  1. ^ Jump up to: а б «Самые страшные ядерные катастрофы» . ВРЕМЯ . 2012. Архивировано из оригинала 30 марта 2009 года . Проверено 25 февраля 2012 г.
  2. ^ «Холодная война: Сломанные стрелы (1980b)» . CNN.com. 1998. Архивировано из оригинала 28 марта 2007 года . Проверено 17 июня 2007 г.
  3. Некоторые источники путают эту подводную лодку с К-314 — подводной лодкой проекта 671 или класса «Виктор I» , которая была спущена на воду в 1972 году и выведена из эксплуатации после аварии на реакторе в декабре 1985 года.
  4. ^ Сивинцев, Юрий В. (июнь 2003 г.). «Была ли авария в Чажме дальневосточным Чернобылем?» . Атомная энергия . 94 (6): 421–427. дои : 10.1023/A:1025521315143 . S2CID   92243735 .
  5. ^ Такано, Макото; Романова, Ваня; Ямадзава, Хироми; Сивинцев Юрий; Комптон, Кейт; Новиков Владимир; Паркер, Фрэнк (7 февраля 2012 г.). «Реактивная авария атомной подводной лодки под Владивостоком». Журнал ядерной науки и технологий . 37 (2): 143–157. дои : 10.1080/18811248.2001.9715017 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-570-1 .
  • Вильчес Аларкон, Алехандро А. (2022). От Джульетты до Ясеня: развитие и история эксплуатации советских подводных лодок с крылатыми ракетами . Европа @ Война (22). Уорик, Великобритания: ISBN Helion & Co.  978-1-915070-68-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 59ebe68d763bdc7200d950b7d42384d6__1721133540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/d6/59ebe68d763bdc7200d950b7d42384d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soviet submarine K-431 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)