АРА Санта-Фе (S-21)
![]() Сом на ходу, во время визита на Дальний Восток, 1956 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Военный корабль США « Сом» |
Тезка | Сом |
Строитель | Компания по производству электрических лодок , Гротон, Коннектикут [ 1 ] |
Заложен | 6 января 1944 г. [ 1 ] |
Запущен | 19 ноября 1944 г. [ 1 ] |
Введен в эксплуатацию | 19 марта 1945 г. [ 1 ] |
Выведен из эксплуатации | 1 июля 1971 г. [ 1 ] |
В эксплуатации |
|
пораженный | 1 июля 1971 г. [ 2 ] |
Идентификация | СС-339 |
Судьба | Передан Аргентине 1 июля 1971 г. [ 1 ] |
![]() | |
Имя | АРА Санта Фе |
Тезка | Санта-Фе |
Приобретенный | 1 июля 1971 г. |
В эксплуатации | Фолклендская война |
Судьба | Захвачен британцами во время Фолклендской войны и затоплен. |
Общие характеристики (По завершении) | |
Класс и тип | «Балао класса ДЭПЛ » [ 2 ] |
Смещение | |
Длина | 311 футов 9 дюймов (95,02 м) [ 2 ] |
Луч | 27 футов 3 дюйма (8,31 м) [ 2 ] |
Черновик | Максимум 16 футов 10 дюймов (5,13 м) [ 2 ] |
Движение |
|
Скорость | |
Диапазон | 11 000 морских миль (20 000 км) на поверхности со скоростью 10 узлов (19 км/ч). [ 3 ] |
Выносливость |
|
Глубина испытания | 400 футов (120 м) [ 3 ] |
Дополнить | 10 офицеров, 70–71 зачислено [ 3 ] |
Вооружение |
|
Общая характеристика (Гуппи II) | |
Класс и тип | никто |
Смещение | |
Длина | 307 футов (93,6 м) [ 5 ] |
Луч | 27 футов 4 дюйма (7,4 м) [ 5 ] |
Черновик | 17 футов (5,2 м) [ 5 ] |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 15 000 морских миль (28 000 км) на поверхности со скоростью 11 узлов (20 км/ч) [ 5 ] |
Выносливость | 48 часов на скорости 4 узла (7 км/ч) под водой. [ 5 ] |
Дополнить |
|
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
ARA Santa Fe — аргентинская «Балао» класса подводная лодка , погибшая во время Фолклендской войны . Построенный США во время Второй мировой войны , корабль эксплуатировался в ВМС США как USS Catfish (SS-339) до 1971 года, когда он был передан ВМС Аргентины . Он прослужил до 1982 года, когда был захвачен британцами в Южной Георгии после серьезного повреждения и впоследствии затонул у пирса, и только боевая рубка над ватерлинией была видна (парус). Подводная лодка была поднята, отбуксирована из бухты и затоплена на глубокой воде в 1985 году.
служба ВМС США
[ редактировать ]Catfish был спущен на воду 19 ноября 1944 года компанией Electric Boat Co., Гротон, Коннектикут ; спонсируется г-жой Джей Джей Кроули; и вступил в строй 19 марта 1945 г.
«Сом» отплыл из Нью-Лондона 4 мая 1945 года в Перл-Харбор и прибыл 29 июня. После обучения и установки нового оборудования она отправилась на Гуам для прохождения специальной подготовки, а затем 8 августа отправилась в свой первый военный патруль - специальную миссию по обнаружению минного поля у Кюсю . Когда 15 августа был отдан приказ о прекращении огня, ей было приказано отправиться в Желтое море для надводного патрулирования и спасательной службы. Она вернулась на Гуам 4 сентября, оттуда на западное побережье и прибыла в Сиэтл 29 сентября.
Базируясь в Сан-Диего , Catfish действовала на западном побережье и совершила два круиза на Дальний Восток, во время которых проводила имитацию военного патрулирования и предоставляла услуги Седьмому флоту .
Catfish была значительно модернизирована в модификации GUPPY II (август 1948 г. – май 1949 г.), что придало ей большую скорость и выносливость под водой. Она была в другом дальневосточном круизе, когда разразилась война в Корее . Уже в этом районе она совершила разведывательный патруль в поддержку сил ООН . Сом вернулся в Штаты 20 октября 1950 года и обосновался в Сан-Диего.
После этого подводная лодка провела учения с военно-морским резервом у западного побережья, действовала с канадскими вооруженными силами в совместных учениях по противолодочной борьбе и совершила несколько походов на Дальний Восток.
Catfish был выведен из эксплуатации и передан ВМС Аргентины 1 июля 1971 года.
Награды
[ редактировать ]- Медаль за Азиатско-Тихоокеанскую кампанию с одной боевой звездой
- Медаль за победу во Второй мировой войне
- Медаль за оккупацию ВМФ с застежкой «АЗИЯ».
- Медаль за службу в Китае
- Медаль за службу национальной обороны со звездой
- Корейская медаль за службу
- Экспедиционная медаль Вооруженных Сил со звездой
- Медаль за службу во Вьетнаме с двумя звездами кампании
- Медаль Организации Объединенных Наций в Корее
- Медаль кампании Республики Вьетнам
Аргентинский сервис
[ редактировать ]Catfish был переименован в ARA Santa Fe (S-21) после того, как он был приобретен Аргентиной в 1971 году вместе со своим однотипным кораблем USS Chivo (SS-341), который был переименован в ARA Santiago del Estero (S-22), корабль Balao класса . Подводная лодка ГУППИ 1А. [ 7 ]
Чилийский конфликт
[ редактировать ]В конфликте 1978 года между Аргентиной и Чили Аргентинские подводные силы задействовали все четыре подводные лодки, включая «Санта Фе» и ее однотипный корабль «Сантьяго дель Эстеро» , которые совершили несколько патрулей в районе конфликта. Мир был достигнут 21 декабря, отчасти благодаря визиту Папы и дипломатическому вмешательству обеих стран, и войны удалось избежать. Все аргентинские корабли вернулись в порт без каких-либо происшествий. [ нужна ссылка ]
Фолклендская война
[ редактировать ]В 1982 году командиром корабля стал капитан Орасио Бикаин. [ 7 ] В марте 1982 года «Санта-Фе» участвовал в учениях «Симаррон» вместе с ВМС Уругвая. Ее родственный корабль «Сантьяго дель Эстеро » больше не находился в эксплуатации. Она приняла участие в Фолклендской войне (2 апреля – 14 июня 1982 г.) вместе с «Сан-Луисом» , немецкой подводной лодкой типа 209, которая была еще одной боевой аргентинской подводной лодкой. [ 8 ]
Санта-Фе поддержал высадку 2 апреля в рамках операции «Росарио» , доставив водолазов из Agrupacion de Buzos Tacticos в Плайя-Роха ( залив Йорк ) и обозначив пляж для основных десантных сил, выполнив эту задачу в 3 часа ночи; Основной штурм Плайя-Роха начался в 6.30 утра. В рамках операции «Росарио» водолазы ARA Santa Fe также захватили маяк на мысе Пембрук. По завершении миссии подводная лодка вернулась в Аргентину и прибыла 7 апреля. [ 8 ]
12 апреля Санта-Фе было приказано переправить группу аргентинских морских пехотинцев и припасы в Грютвикен на Южной Георгии . Остров Южная Георгия расположен в 784 морских милях к юго-востоку от Фолклендских островов, в 1300 морских милях к востоку от Южной Америки, в 2600 морских милях к западу от Африки и в 720 морских милях к северу от Антарктиды. Санта-Фе покинул Мар-дель-Плату рано утром 16 апреля, будучи вооруженным торпедами Mk 14 времен Второй мировой войны и Mk 37 времен Холодной войны, а также с припасами для аргентинского гарнизона, находившегося на острове с 3 апреля. [ 9 ] 24 апреля подводная лодка достигла острова и начала разгрузку припасов. Члены аргентинского гарнизона спасли поврежденный катер BAS , который использовался для разгрузки груза. [ 10 ] Среди других поставок были противотанковые ракеты Bantam и безоткатное орудие; тяжелое оборудование, которое приходилось вручную переносить через люк, а затем на небольшой катер, совершивший три рейса с переправкой войск и припасов. Эта часть миссии завершилась в 5:44 утра 25 апреля, а затем Санта-Фе быстро улетел, пытаясь достичь глубины океана, достаточной для безопасного погружения. [ 11 ]
Фатальная атака
[ редактировать ]23 апреля Королевского флота корабли HMS Brilliant , HMS Antrim , HMS Plymouth и ледовый патрульный корабль HMS Endurance были отправлены для возвращения острова Южная Георгия вместе с отрядом королевской морской пехоты и специальной лодочной эскадрильи коммандос . Это была операция «Параке». Около 6 утра 25 апреля, после выхода из Грютвикена, Санта-Фе был обнаружен на радаре лейтенантом Крисом Пэрри , наблюдателем Westland Wessex противолодочного вертолёта HAS.3 из Антрима , и атакован глубинными бомбами . Это нападение вызвало обширные внутренние повреждения, включая раскол балластной цистерны, демонтаж электрических компонентов и удары по оборудованию. Пока подводная лодка изо всех сил пыталась вернуться в Грютвикен на поверхности, «Плимут» запустил вертолет Westland Wasp HAS.1 , а «Бриллиант» запустил вертолет Westland Lynx HAS.2 . «Рысь» сбросила торпеду Mk 46 , которая не попала в цель, но обстреляла подводную лодку из установленного на цапфе 7,62-мм пулемета общего назначения L7 (GPMG). «Уэссекс» также обстрелял Санта-Фе. со своим GPMG. «Оса» с корабля « Плимут» и два других «Осы», запущенные с корабля «Эндьюранс», выпустили AS-12 класса «воздух-поверхность» противокорабельные ракеты по подводной лодке . Благодаря стекловолоконному материалу паруса корабля ракеты проходили из стороны в сторону. Капрал Альберто Масиас был тяжело ранен, позже ему ампутировали ногу. Пулеметный огонь был использован для ответа на атаку корабля, отступавшего обратно в Грютвикен. «Санта-Фе» был оборудован дверцами у паруса, из которых можно было вести стрельбу во время плавания в надводном положении. Эту особенность большинство американских подводников считали ненужной, поскольку вряд ли она будет использоваться в современной войне. [ 7 ]
Выбравшись на берег, экипаж «Санта-Фе » и аргентинский гарнизон Южной Георгии, все еще подвергавшийся атаке, попытались открыть огонь из винтовок, пулеметов и «Бантам» противотанковой ракеты по самолету, но промахнулись. Аргентинская лодка была настолько сильно повреждена, что лишила ее возможности плавать. Британская авиация решила прекратить атаку и отступить к своим кораблям. Экипаж покинул кренящуюся подводную лодку у причала Грютвикен. [ 12 ] [ 13 ] В 17:00 25 апреля командир Грютвикена сдался после предупреждения от главных орудий кораблей HMS Plymouth (F-126) и HMS Antrim (D-18); В этом районе также находилось несколько вертолетов, доставляющих коммандос SAS и SBS в стратегические точки. Лейтенант Альфредо Астис и пятнадцать его людей в Порт-Лите сначала отказались сдаться 25 апреля, но сделали это утром 26 апреля. [ 14 ] [ 15 ]
Рекультивация и утилизация
[ редактировать ]Офицер Королевского военно-морского флота сообщил капитану Санта-Фе капитану. Орасио Бикайну, что им придется работать вместе, чтобы переместить подводную лодку от главного пирса в Грютвикене к китобойному причалу, расположенному примерно в 2000 ярдах от него. Для осуществления переезда был назначен сокращенный экипаж - кап. Бикаин – один из них. Британцы выделили несколько охранников. Феликс Артузо, находившийся под охраной на подводной лодке британского королевского морского пехотинца ВМС Аргентины Старшина , был по ошибке застрелен 26 апреля, будучи военнопленным . Его тело было похоронено на Грютвикенском кладбище. [ 16 ] [ 17 ] Артузо застрелили, поскольку считалось, что он пытался диверсировать судно. [ 14 ] По словам некоторых членов ее экипажа, в разгар возникшей после инцидента неразберихи ряд клапанов и люков остался открытым, подводная лодка затопилась и затонула у причала, над поверхностью виднелась только поврежденная в боях боевая рубка. . [ 18 ] [ 19 ] Артузо — единственный аргентинец, похороненный в Джорджии, и единственный аргентинский подводник, погибший на войне. [ 7 ]
Прежде чем конфликт закончился 14 июня, экипаж ARA Santa Fe был доставлен в качестве военнопленных на остров Вознесения , откуда зафрахтованный Красным Крестом авиалайнер доставил их в Уругвай . Полузатонувшая подводная лодка осталась в Грютвикене. В июне 1982 года буксиры оттащили его к мелководному заливу под названием Морейн-фьорд, при этом часть паруса все еще была видна. Подводную лодку сочли бесполезной в качестве военного трофея, поскольку она была нестандартной, устаревшей, сильно поврежденной и слишком дорогой в ремонте. В 1983 году была предпринята первая попытка избавиться от корабля, но разразился шторм, и он полностью затонул на несколько более глубокой воде, где оставался более года. Однако подводная лодка по-прежнему была загружена торпедами, из нее вытекало масло, в аккумуляторах кислый электролит, отслаивалась свинцовая краска. В результате в 1985 году Министерство обороны Великобритании организовало окончательную утилизацию корабля — операцию «Окегемптон». В этой дорогостоящей операции участвовали специализированное судно MV Salvageman и государственное судно RMAS. Гусандер , водолазы и специальное оборудование для поднятия подводной лодки на поверхность. Подводная лодка была временно поднята 11 февраля, загрязняющие элементы были удалены в течение восьми дней, а 20 февраля 1985 года подводная лодка была отбуксирована на глубокую воду и затоплена к северу от Южной Георгии, примерно в 5 милях от нее. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фридман, Норман (1995). Подводные лодки США до 1945 года: иллюстрированная история конструкции . Аннаполис, Мэриленд : Военно-морской институт США . стр. 285–304. ISBN 1-55750-263-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бауэр, К. Джек; Робертс, Стивен С. (1991). Реестр кораблей ВМС США, 1775–1990: Major Combatants . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press. стр. 275–280. ISBN 0-313-26202-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Подводные лодки США в 1945 году, стр. 305-311.
- ^ Перейти обратно: а б Подводные лодки США в 1945 году, стр. 305–311.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Подводные лодки США с 1945 г. стр. 242.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фридман, Норман (1994). Подводные лодки США с 1945 года: иллюстрированная история конструкции . Аннаполис, Мэриленд : Военно-морской институт США . стр. 11–43. ISBN 1-55750-260-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и jwh1975 (18 июля 2020 г.). «Последний рейс АРА Санта Фе 1982» . Вторая мировая война после Второй мировой войны . Проверено 24 марта 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б jwh1975 (18 июля 2020 г.). «Последний рейс АРА Санта Фе 1982» . Вторая мировая война после Второй мировой войны . Проверено 8 апреля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Боведа, Хорхе (2007). Одиссея подводной лодки Санта-Фе . Редакция IPN, стр. 79–90. ISBN 978-950-899-073-0 (на испанском языке)
- ^ Боведа, стр. 105–106 и 122.
- ^ Аргентинские подводные лодки на Мальвинских островах в 1982 г. , извлечены 8 апреля 2022 г.
- ^ Синди Бакстон; Энни Прайс (1983). Выживание: Южная Атлантика . ХарперКоллинз. п. 172. ИСБН 0-246-12087-8 .
- ^ Биггс, Си (25 апреля 2020 г.). «Операция Паракет — Южная Георгия» . История RoyalMarines .
- ^ Перейти обратно: а б Йейтс, Д. (2006). Аллея бомб – Фолклендская война 1982 года: на борту HMS Antrim во время войны . Ручка и меч Морской. стр. 95–105. ISBN 1-84415-417-3 .
- ^ Хранилище, стр. 110–123
- ^ Эванс, Майкл (5 октября 2007 г.). «Морской пехотинец убил аргентинца во время войны на Фолклендских островах» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 27 июля 2008 года . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ «АРТУЗО, Феликс» .
- ^ «Война, которую не видели» . Нация (на испанском языке). 6 апреля 1997 года.
После докования и воспользовавшись отвлечением внимания британцев из-за инцидента, стоившего жизни старшине Феликсу Артузо, экипаж подводной лодки сумел уклониться от охраны и тайно открыл корабельные клапаны и люки, в результате чего оно утонет. Пришёл в негодность не только Санта-Фе , но и причал.
[ постоянная мертвая ссылка ] - ^ «Обломки Санта-Фе » . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 9 сентября 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотогалерея сома в NavSource Naval History без национальности или приставки;
54 ° 10'59 "ю.ш. 36 ° 22'32" з.д. / 54,18306 ° ю.ш. 36,37556 ° з.д.
- Подводные лодки класса Балао
- Подводные лодки типа «Балао» ВМС Аргентины
- Корабли построены в Гротоне, Коннектикут.
- корабли 1944 года
- Подводные лодки США времен Второй мировой войны
- Подводные лодки США времен холодной войны
- Подводные лодки США в Корейской войне
- Корабли переданы из ВМС США ВМС Аргентины.
- Подводные лодки Аргентины времен холодной войны
- Фолклендские военные корабли Аргентины
- Мар-дель-Плата
- Фолклендская война в Южной Георгии
- Подводные лодки, потопленные самолетами
- Морские инциденты в 1982 году
- Морские инциденты в 1985 году
- Кораблекрушения Фолклендской войны
- Затопленные суда
- Корабли, потопленные британской авиацией
- Захваченные корабли
- Затерянные подводные лодки Аргентины