Jump to content

Военный корабль США Лагарто

Координаты : 7 ° 55' с.ш., 102 ° 00' в.д.  /  7,917 ° с.ш., 102 000 ° в.д.  / 7,917; 102.000

Военный корабль США Лагарто (SS-371) на ходу, вероятно, на озере Мичиган во время испытаний, ок. конец 1944 года.
История
Соединенные Штаты
Имя Ящерица
Строитель Судостроительная компания Manitowoc , Манитовок, Висконсин [ 1 ]
Заложен 12 января 1944 г. [ 1 ]
Запущен 28 мая 1944 г. [ 1 ]
Введен в эксплуатацию 14 октября 1944 г. [ 1 ]
Судьба Потоплен японским минным заградителем Хацутака в Сиамском заливе 4 мая 1945 года. Все 88 человек погибли, в живых нет. [ 2 ]
Общие характеристики
Класс и тип «Балао класса ДЭПЛ » [ 2 ]
Смещение
Длина 311 футов 9 дюймов (95,02 м) [ 2 ]
Луч 27 футов 3 дюйма (8,31 м) [ 2 ]
Черновик Максимум 16 футов 10 дюймов (5,13 м) [ 2 ]
Движение
Скорость
Диапазон 11 000 морских миль (20 000 км) на поверхности со скоростью 10 узлов (19 км/ч). [ 3 ]
Выносливость
  • 48 часов на скорости 2 узла (3,7 км/ч) под водой. [ 3 ]
  • 75 дней в патруле
Глубина испытания 400 футов (120 м) [ 3 ]
Дополнить 10 офицеров, 70–71 зачислено [ 3 ]
Вооружение

USS Lagarto (SS-371) , Balao класса подводная лодка , была единственным кораблем ВМС США , названным в честь лагарто , рыбы-ящерицы .

Строительство и ввод в эксплуатацию

[ редактировать ]

« Лагарто » Киль был заложен 12 января 1944 года судостроительной компанией Manitowoc из Манитовока , штат Висконсин . Он был спущен на воду 28 мая 1944 года при финансовой поддержке Эмили Тафт Дуглас , конгрессмена от штата Иллинойс , а затем сенатора США от штата Иллинойс , и вступил в строй 14 октября 1944 года под командира командованием Фрэнка Д. Латты. Латта был ветераном девяти военных патрулей и обладателем Военно-морского креста , полученного во время командования подводной лодкой USS Narwhal (SS-167) .

Операционная история

[ редактировать ]

Ноябрь – декабрь 1944 г.

[ редактировать ]

Плававшая высоко и сухо в плавучем сухом доке по реке Миссисипи , среди островов и каналов, где ее капитан впервые «почувствовал зов моря» еще в юности, Лагарто покинула Новый Орлеан , штат Луизиана, 12 ноября 1944 года. в Панаму в сопровождении истребителя подводных лодок SC-512 . Освободив свой эскорт 15 ноября, Лагарто сообщила командующему Панамской морской границей, что через два дня должна начать вылазку. Капитан Джон Дж. Джонс руководил тренировкой лодки в период с 20 ноября по 5 декабря 1944 года. К сожалению, в этот период, 3 декабря, помощник главного машиниста Пэт Коул умер от коронарного тромбоза, пока Лагарто лежал в якоре Сабойя, недалеко от острова Перлас . Панама.

Пройдя Бальбоа , зона канала , 9 декабря 1944 года, Лагарто достигла Перл-Харбора на Рождество 1944 года. На следующий день она начала период обучения (под руководством капитана Джесси Л. Халла на протяжении всего периода) и специальную готовность. На последнем была установлена ​​вторая 5-дюймовая (130-мм) пушка и заменена 20-мм пушка двумя 40-мм установками, установлены дополнительные надводные готовые рундуки, восемь надводных установок для калибра .50 калибра (12,7 мм) пулеметов , Помимо других внутренних работ, включая переделку магазина стрелкового оружия для размещения дополнительной 5-дюймовой (130-мм) боекомплекта, в результате чего общая вместимость лодки достигла 220 патронов. Кроме того, звуковая проверка в Панамском заливе выявила «поющий» винт левого борта, который был заменен. Период специальной подготовки и готовности завершился 23 января 1945 года.

Январь – март 1945 г.

[ редактировать ]

Лагарто в сопровождении Хэддока покинул Перл-Харбор 24 января 1945 года в сопровождении первоначально PC-486 . Освободив свой эскорт на четыре с половиной часа, две лодки продолжили путь вместе, ежедневно проводя погружения и учения, а в разные дни выступая друг для друга в качестве мишеней. В конце концов пара достигла Марианских островов 4 февраля, обменявшись сигналами опознания с дружественными самолетами, когда они приближались к Сайпану . в сопровождении пехотного десантного корабля LCI-677 5 февраля Лагарто пришвартовалась в гнезде рядом с Англером , когда она лежала рядом с Фултоном в гавани Танапаг . Хэддок пришвартовался за бортом.

Однако трагедия произошла на следующий день, когда в автомобильной катастрофе на Сайпане серьезные ранения получили двое Лагарто наиболее опытных офицеров : лейтенант Уолтер Р. Шоу, «мустанг» (зачисленный из рядовых), ветеран трех военных патрулей. и прапорщик Аллен Дж. Брюингтон, который, как и Шоу, был мустангом, но ветераном девяти патрулей, в том числе одного в Хэддоке , за который он получил Серебряную звезду . Кроме того, в результате несчастного случая трое офицеров Хэддока были выведены из строя в , том числе командир Джон П. «Битл» Роуч, ее шкипер и в Военно-морской академии одноклассник Лагарто командира . Следовательно, лейтенант Роберт Дж. Уильямс (пять военных патрулей) и лейтенант младшего ранга Уолтер Б. Фелпс (четыре военных патруля) прибыли по воздуху с Гуама, явившись на борт Лагарто поздно вечером 7 февраля, чтобы заменить Шоу и Брюингтона.

Во время первого собачьего дежурства 7 февраля 1945 года в сопровождении моторного тральщика YMS-426 «Уланы Латты» (оперативная группа 17.13) сформировали колонну — Лагарто , Хэддока и Сеннета — и направились к островам Бонин для уничтожения «пикета». лодки» перед ударами по авианосцам, которые оперативная группа 38 планирует нанести в середине месяца. Выпустив YMS-426 в полночь, Лагарто расшифровал депешу чуть более чем через два часа после середины вахты 8 февраля, однако, сообщив печальную новость о смерти лейтенанта Шоу («Его потеря стала серьезным ударом для Лагарто », - написал капитан Уиллард Дж. Суитс, командир 22-й эскадрильи подводных лодок «и подводной службы») о травмах, полученных в результате автомобильной катастрофы 6-го числа. В полдень того же дня (8 февраля), пока Лагарто оплакивала свою потерю, командир Латта сообщил « волчьей стае », что ее отставание от графика не позволит провести скоординированные тренировочные стрельбы.

12 – 13 февраля

[ редактировать ]

Войдя в назначенный район патрулирования 11 февраля 1945 года, «Уланы Латты» приступили к поискам своей добычи. Через четверть часа после первого дежурства 12 февраля Лагарто заметил четыре B-29 ; связавшись с двумя через свое радиооборудование УКВ (очень высокой частоты), она «получила наркотик на пикетных судах», которые они искали. Хэддок также получил контактные данные от Суперкрепостей. Предупрежденный таким образом, Хэддок получил первый радиолокационный контакт за час до окончания первого дежурства 12 февраля; открыв полигон, она начала отслеживать то, что оказалось «сторожевыми катерами» (переоборудованными траулерами) № 8 «Котосиро Мару» (109 тонн) и № 3 «Сёва Мару» (76 тонн), ни одно из судов не шло ходом.

«Обладая превосходной связью SCR (Set, Complete, Radio), командир Латта «изложил [] план другим капитанам так легко, как если бы мы находились в одной кают-компании». Он приказал Сеннет двигаться на запад, поддерживая связь с ее радаром SJ , в то время как Лагарто поддерживала связь с Хэддоком таким же образом . С наступлением средней вахты 13 февраля 1945 года японский корабль все еще стоял, «по-видимому, не поднятый по тревоге». Следовательно, Латта приказал Хэддоку разорвать контакт, и его лодка сформировала линию пеленга на Сеннета . Лагарто начал открываться на запад в 04:15, а в 05:40 начал движение на поверхность к последней известной позиции — Котосиро Мару №8 и Сёва Мару №3 . С Сеннетом на левом фланге, Хэддоком на правом и Лагарто в качестве проводника в центре, на расстоянии примерно 3000 ярдов (2700 м) друг от друга, Латта планировал подойти на расстояние 7000 ярдов (6400 м), а затем повернуть направо примерно на 50 градусов, поставить море и ветер в наиболее благоприятное положение и при этом закрыть дальность, выделив Сеннету пикет на севере, Пикша — тот, что на юге; Тем временем Лагарто направлял огонь на то судно, которое «оказывало наибольшее сопротивление».

В 06:20 13 февраля 1945 года Лагарто укомплектовала свои боевые надводные посты и 12 минут спустя открыла огонь из своей первой 5-дюймовой (13 см) пушки по явно ничего не подозревающему противнику, который «хорошо очерчивался на фоне красных восточных небо» на расстоянии 7200 ярдов (6600 м). «Японцы начали тараторить на полную катушку на скорости 4475 KCS !» Латта впоследствии сообщила, что одному из сторожевых катеров удалось передать сообщение, когда на него внезапно обрушился хаос: «Орудийная атака подводных лодок на позициях 30-00 северной широты, 136-30 восточной долготы...» Лагарто, Фотограф казалось, был в восторге (в « счастливое изумление», — сообщил командир) при очевидно фотогеничном аспекте происходящего, который он записывал, повторяя «Ой, ой, ой!»

Однако такой восторг не овладел противником, который по ходу боя решительно отбивался от своих более тяжелых противников, используя оружие любого калибра, находившееся под рукой. №8 Котосиро Мару и №3 Сёва Мару начали поворачивать на север, открывая ответный огонь из оружия, похожего на «40-миллиметровый размер». Лагарто зафиксировала «многочисленные брызги в пределах двадцати ярдов (18 м) от корабля...» Лагарто , сопровождаемая Сеннетом и Хэддоком , сосредоточила свой огонь на № 8 «Котоширо Мару» , ведущем и северном судне, когда оно, казалось, ставило дымовую завесу. чтобы скрыть свою младшую сестру; Хэддок заставил замолчать переднюю пушку головной лодки. Не прошло и десяти минут, как огонь американцев начал сказываться, когда загорелся первый карьер; дым начал скрывать ее из виду. Хэддок Тем временем перенес огонь на №3 Сёва Мару , заметив, что один особенно дерзкий японский матрос стрелял в ответ из винтовки, в то время как Сеннет заглушил , которого Лагарто , развернулся влево и упал на корму лодки командира стаи. перенеся свой огонь на Хэддока Цель тоже.

Однако, когда No.3 Showa Maru начал гореть, дым рассеялся над более крупной сторожевой лодкой, показывая, что она все еще идет и полна боя. Сеннет «начал преследование» №8 Котосиро Мару . Лагарто также закрыла дальность действия более крупного патрульного корабля, открыв огонь из своих 40-миллиметровых орудий с дистанции 2000 ярдов (1800 м); к 06:45 №8 Котоширо Мару орудия замолчали, и она валялась в море, яростно горя, в то время как №3 Сёва Мару также лежал в крайнем состоянии. Хэддок , израсходовав последние 5-дюймовые (13 см) боеприпасы, направилась к последней, лежащей изрешеченной и горящей, чтобы прикончить ее, но № 3 Showa Maru затонула прежде, чем подводники успели укомплектовать ее 40-миллиметровые орудия. Хэддок несколько раз обошел обломки, «чтобы посмотреть, сможем ли мы подобрать каких-нибудь японцев или материалы, но ни того, ни другого найти не удалось». Сеннет подошел к стороне №8 Котоширо Мару , «чтобы посмотреть, осталось ли что-нибудь стоящее», но, очевидно, обнаружил, что там «слишком жарко», и оторвался. Латта приказала ей затопить затонувший корабль. Сеннет ускорил гибель восьмого номера Котоширо Мару , сделав «пару раундов по 5» с близкого расстояния».

«Уланы Латты», без потерь для себя расправившись с двумя сторожевыми катерами (ни на одном из японских судов не осталось в живых), Лагарто , Хэддок и Сеннет сформировали разведывательную линию и продолжили поиски. Чуть менее четырех часов спустя наблюдатель в Лагарто заметил патрулирующую «Бетти» ( Mitsubishi G4M Type 0 сухопутный штурмовик ), пересекающую корму и направляющуюся в Хэддок ; Лагарто затонул; Хэддок заметил «Бетти» и сделал то же самое; на обеих лодках зафиксированы взрывы, которые, к счастью, не причинили ущерба.

Во время первого собачьего дежурства 13 февраля 1945 года наблюдатель в Хэддоке , несмотря на плохую видимость, заметил еще два сторожевых катера, лежащих на расстоянии примерно 10 000 ярдов (9 100 м). Отправив отчет о контакте двум своим товарищам по стае, Хэддок поддерживала связь в течение дня. Лагарто обменялся звонками с Сеннетом на SJ и приказал этому судну закрыть Хэддока . «Наш выбор направления необъективен», - объяснил позже Латта, - «ни лодка [ Лагарто , ни Сеннет ] не увидела ничего за два дня». В 22:49 Лагарто связался с Хэддоком через SJ. «Находясь в пределах досягаемости хорошей связи SCR [например, которая способствовала уничтожению № 8 Котосиро Мару и № 3 Сёва Мару ] [Латта] изложил обоим шкиперам план, ранее предложенный командиром [Джорджем Э.] Портером [младшим. , . командир Сеннета ]» Поскольку Хэддок израсходовала последние 5-дюймовые (13 см) боеприпасы в бою с двумя пикетами тем утром, Латта приказала ей поддерживать контакт, пока Лагарто и Сеннет открыли огонь на запад, когда до. Эти две лодки на рассвете нанесут артиллерийский огонь и Хэддок предпринял атаку подводной торпедой с близкого расстояния. По иронии судьбы, , капитан Хэддока командир Уильям Х. Брокман-младший, независимо пришел к такому же решению.

14 февраля

[ редактировать ]

Лагарто начала свой подход к атаке на восток в 05:50 14 февраля 1945 года. «Сегодня нет вероятности ясного восточного неба», - позже рассказывал ее командир, - «все сильно серое, пасмурно, а море менее благоприятно для артиллерийского огня». Выйдя на «боевую поверхность» через 15 минут, Лагарто открыла огонь по правому судну на расстоянии 5600 ярдов (5100 м), развернувшись вправо, чтобы направить обе свои 5-дюймовые (13 см) установки в «холодное море». омывает артиллерийские расчеты». Японцы сопротивлялись более энергично, чем накануне. «Ответный огонь сильнее, чем вчера», - отметил Латта в своем отчете о патрулировании, - «но цели двигаются медленнее». Сеннет сообщил о многочисленных дырах в ее надстройке и о ранении одного человека в результате «чрезвычайно точного» огня, но Лагарто вышел из боя невредимым. Хэддок выпустил одну торпеду на расстоянии 300 ярдов (270 м) по одному из сторожевых катеров, но промахнулся. Лагарто и Сеннет , израсходовав остатки своих 5-дюймовых (13 см) боеприпасов, к 07:00 прервали бой и отошли от места боя, оставив позади один сторожевой катер, № 3 Канно Мару (98 тонн), поврежден.

20 февраля

[ редактировать ]

Отправив Сеннет в назначенную ей зону патрулирования, а Хэддока в свою, Лагарто приступила к выполнению оставшейся части патрулирования. За пределами наблюдений самолетов 17, 19 и 20 февраля казалось, что он лишен контактов до утренней вахты 24 февраля 1945 года у Окино-Сима . Опознав « подводную лодку класса RO » в 10:58, Лагарто занял позицию и выпустил четыре торпеды в 11:18; она зарегистрировала звук того, что выглядело как взрыв на цели, и второй взрыв, который, казалось, отражал удар торпеды о подводный утес. Ее жертва получила отчет: «Торпедная атака на позиции 32-41 северной широты, 132-36 восточной долготы. Повреждения получены...» Винты цели, похоже, остановились вскоре после взрыва, а менее чем через десять минут последовал «сильный подводный взрыв». как [] обрушившийся корпус...» Жертвой , Лагарто судя по всему, была японская подводная лодка I-371 (лейтенант Камидзюкоку Ясуо), которая отправилась из Трука в Йокосука 31 января 1945 года. 880-тонное торговое судно Тацумомо Мару в Лагарто кажется сомнительным, учитывая, что Лагарто провел только одну атаку по одной цели, указанной как подводная лодка, в условиях отличной видимости. Вскоре после этого, осмотрев местность перископом, Лагарто увидела только пустой океан. Позже в тот же день она услышала «отдаленные тяжелые взрывы глубинных бомб», что побудило Латту написать: «Надеюсь, Хэддок не платит за нашу атаку…»

На следующий день, 25 февраля 1945 года, Лагарто погрузился под воду для патрулирования пролива Ван-Димен , и сильное волнение затруднило контроль; между наблюдениями с помощью перископа она столкнулась с перекатами под углом 8–10 градусов на глубине 8 футов (2,4 м). На следующий день она провела подводное патрулирование у Бунго Суидо , заметив настоящий парад сторожевых катеров, похожих на те, которые встретились и были уничтожены менее двух недель назад. Она сфотографировала ближайший (2500 ярдов) и позже, «за этими ребятами ничего не последовало», захватила с боевых постов. 27-го числа она столкнулась с тем, что, по ее словам, была миниатюрной подводной лодкой безуспешно . В конечном итоге прошло еще несколько бесплодных дней, после чего она поменялась районами патрулирования с Хэддоком 7 марта .

В конечном итоге Лагарто покинула зону патрулирования 13 марта 1945 года, направляясь в Субик-Бей и на ремонт, и проложила курс для встречи с Хэддоком на следующее утро. 14 марта в 06:12 Лагарто заметила подводную лодку через свой высокий перископ и начала звонить Хэддоку на SCR . Однако в 06:48 Лагарто заметил еще одну подводную лодку, идущую в противоположном направлении. «Один из них, - вспоминал позже Латта, - вероятно, враг, но какой?»

Установление голосовой связи с Хэддоком в 07:03 определило, что она была первым контактом, поэтому Лагарто сообщила своей родственной лодке о втором - очевидно вражеском - контакте. Из-за того, что ее главный двигатель номер два временно вышел из строя, Лагарто У Хэддока четыре двигателя вместо наших трех», - сетовала Латта) приказала Хэддоку сделать обход, а затем атаковать, как только она займет удобную для этого позицию. Слежение за противником все утро позволило Лагарто улучшить пеленгацию, опознав ее как « подводную лодку I-класса ». Уменьшая дальность, обе американские лодки догнали противника, но « Хэддок нашел еще несколько поворотов и начал быстро вырваться вперед». Латта пожелал командиру Брокману удачи. Однако в конечном итоге японская лодка сорвала планы американцев, затонув и ускользнув от обоих. «После заключительного разговора с коммандером Брокманом и взаимных добрых пожеланий, - писал впоследствии Латта, - [ Лагарто ] вылетел и взял курс на ранее назначенный маршрут в Субик-Бей».

Лагарто присоединилась к своему эскорту Дугласу А. Манро через час после утренней вахты 20 марта 1945 года и после того, как встала на якорь для звуковых испытаний в Субик-Бей, пришвартовалась рядом с тендером подводных лодок Говарда В. Гилмора, чтобы начать ремонт. Из патруля она вернулась «чистой и в хорошем состоянии, с минимальным количеством материальных дефектов».

Апрель – май 1945 г.

[ редактировать ]

Лагарто покинул Субик-Бей 12 апреля 1945 года, направляясь в Южно-Китайское море , и 27 апреля получил приказ патрулировать внешние воды Сиамского залива . Чуть меньше часа после утренней вахты 2 мая Бая обменялся звонками с Лагарто с помощью радара SJ. Позже, через час после полудня 2 мая, Бая заметил капера Consolidated PB4Y-2 и связался с ним по УКВ . Хотя «допинга для нас у него не было», — писал позднее капитан «Байи» , подводная лодка проинформировала авиаторов о близости Лагарто и Каймана . В 20:55 Бая снова перезвонил Лагарто ; Менее чем через час она замедлила шаг, чтобы измерить глубину, и зафиксировала семь саженей. Она изменила курс и стала параллельно побережью.

зафиксировал SJ Байи четыре контакта на расстоянии 15 000 ярдов (14 000 м) в 21:55 2 мая 1945 года; ее группа слежения за боевыми станциями заняла свои места. В 22:10 Бая отчет о контакте отправил Лагарто . В 22:45 Латта ответил, что его лодка контактировала с конвоем, отслеживая его по базовому курсу 310° (Т), скорости девять узлов (17 км/ч), идущему по кривой от 5 до 7 саженей (10 м). ). Там был один большой корабль, один средний и два эскорта, оба из которых, по-видимому, были оснащены 10-сантиметровым радаром. Под ясным темным небом «Байя» начала атаку на скорости 12 узлов (22 км/ч) по ровному морю с правого борта конвоя, настроив свои торпеды на высоту четырех футов. Вскоре она начала сталкиваться с помехами SJ и 10-сантиметровых радаров «по всему циферблату». Материализовались еще два контакта — один оказался большой трехмачтовой джонкой , другой — «Лагарто» . Однако у Байи вскоре были заняты дела; как позже сообщил ее командир: «Японская артиллерийская стрельба плохая, но ее много. Трассеры проходят по обеим сторонам перископических ножниц и над головой...» Оба корабля сопровождения - один из которых Бая, идентифицированные как « Сиретака минный заградитель типа », дали о себе хорошую оценку; в 23:33 Бая сообщил Лагарто , «что нас отогнали обстрелом». Бая Капитан « » позже размышлял: «Это не что иное, как чудо, что мы выдержали такой сильный обстрел без единого попадания». «Мы находились под непрерывным градом свинца, огня и стали и не получили ни царапины».

Во время средней вахты 3 мая 1945 года Бая встретился с Лагарто , и их капитаны обсудили планы. Последний предложил нырнуть на след конвоя и установить контакт в 14:00, в середине дневного дежурства; Бая будет находиться на 10–15 миль (24 км) дальше по трассе, «если контакта не будет, мы [ Бая ] должны были перехватить конвой в 20:00 на возможной позиции конвоя в 21:30». После этого лодки взяли курс на назначенные им станции.

В 15:00 3 мая 1945 года Бая первое «из многочисленных сообщений о контактах отправил Лагарто ». К 23:47, «отправляя отчеты о контактах с Лагарто почти каждые полчаса без квитанции», Бая решил действовать в одиночку. Однако японский эскорт снова отогнал Байю , когда она атаковала во время средней вахты 4 мая, снова спасая свои подопечные от уничтожения.

Послевоенное изучение японских записей выявило наиболее вероятную причину Лагарто молчания . Один из двух эскортов, минный заградитель Хацутака , 3 мая совершил атаку на затопленную подводную лодку на глубине 30 саженей (180 футов; 55 м) у 7 ° 55' с.ш., 102 ° 00' в.д.  /  7,917 ° с.ш., 102 000 ° в.д.  / 7,917; 102.000 .

Объявленный 10 августа 1945 года «просроченным из патрулирования и считающимся потерянным», «Лагарто» был исключен из Регистра военно-морских судов 1 сентября 1945 года.

Обнаружение затонувшего корабля, 2005–2006 гг.

[ редактировать ]

В мае 2005 года группа частных глубоководных дайверов под руководством британского дайвера Джейми МакЛауда обнаружила затонувший корабль на глубине 70 метров (230 футов) в Сиамском заливе . Затонувший корабль практически не поврежден и стоит вертикально на дне океана. Во время погружения в районе левого носа была обнаружена большая трещина, что позволяет предположить, что катализатором ее затопления стала глубинная бомба. Во время пикирования также была замечена открытая дверца торпедного аппарата с пустым торпедным аппаратом за ней, что позволяет предположить, что Лагарто выпустила торпеду незадолго до того, как затонула.

В июне 2006 года водолазы ВМС с авианосца «Сальвор» в течение шести дней обследовали и фотографировали место крушения. Было замечено больше доказательств того, что это Лагарто . На носовой и кормовой частях корабля виднелась пара 5-дюймовых артиллерийских установок. «Манитовок» был замечен на винтах, обеспечивающих связь с верфью Манитовок, штат Висконсин. Снимки были отправлены обратно военно-морским археологам для дальнейшего изучения. После просмотра доказательств, предоставленных дайверами Сальвора , было подтверждено, что это действительно был Лагарто . [ 5 ]

Лагарто получил одну боевую звезду за службу во время Второй мировой войны .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Фридман, Норман (1995). Подводные лодки США до 1945 года: иллюстрированная история конструкции . Аннаполис, Мэриленд : Военно-морской институт США . стр. 285–304. ISBN  1-55750-263-3 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Бауэр, К. Джек; Робертс, Стивен С. (1991). Реестр кораблей ВМС США, 1775–1990: Основные бойцы . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press. стр. 275–280. ISBN  0-313-26202-0 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Подводные лодки США в 1945 году, стр. 305–311.
  4. ^ Jump up to: а б Подводные лодки США в 1945 году, стр. 305–311.
  5. ^ «Затонувшая субмарина оказалась военным кораблем Лагарто» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2006 года . Проверено 26 июля 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 221b9c8842d8ec655d2144f20d0c7211__1718764080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/11/221b9c8842d8ec655d2144f20d0c7211.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
USS Lagarto - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)