HDMS Нильс Юэль (1918)
Нильс Юэль около 1938 года.
| |
История | |
---|---|
Дания | |
Имя | Нильс Юэль |
Тезка | Нильс Юэль |
Строитель | Орлогсверфтет , Копенгаген |
Заложен | 21 сентября 1914 г. |
Запущен | 3 июля 1918 г. |
Введен в эксплуатацию | 23 мая 1923 г. |
пораженный | 29 августа 1943 г. |
Захваченный | 29 августа 1943 г. |
Судьба | Сел на мель , 29 августа 1943 года. |
Нацистская Германия | |
Имя | Нильс Юэль |
Приобретенный | Снят с мели , октябрь 1943 г. |
Переименован | Нордланд |
пораженный | 3 мая 1945 г. |
Судьба | Продан на металлолом , 1952 год. |
Общие характеристики | |
Тип | Корабль береговой обороны |
Смещение | 3800 длинных тонн (3861 т) ( стандарт ) |
Длина | 90 м (295 футов 3 дюйма) |
Луч | 16,3 м (53 фута 6 дюймов) |
Черновик | 5 м (16 футов 5 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала; 2 паровые машины тройного расширения |
Скорость | 14,5 узлов (26,9 км/ч; 16,7 миль в час) |
Диапазон | 6000 миль (11000 км; 6900 миль) на скорости 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час) |
Дополнить | 310–369 |
Вооружение |
|
Броня |
|
HDMS [ Примечание 1 ] Niels Juel был учебным кораблем, построенным для Королевского военно-морского флота Дании в период с 1914 по 1923 год. Первоначально спроектированный перед Первой мировой войной как монитор , строительство было замедлено из-за войны, и он был перепроектирован в учебный крейсер . Завершенный в 1923 году, он совершил тренировочные круизы по Черному и Средиземному морям , Южной Америке и многочисленные короткие визиты в порты Северной Европы. Корабль часто служил флагманом и изредка использовался как королевская яхта для посещения заморских владений и других стран.
Niels Juel был тщательно модернизирован в середине 1930-х годов и продолжал работать после того, как нацистская Германия оккупировала Данию в 1940 году . Когда немцы попытались захватить датский флот в августе 1943 года, корабль попытался уйти в Швецию, но был атакован и поврежден немецкими бомбардировщиками. Ее команда намеренно села на мель, чтобы не дать судну немцам, но Нильс Юэль не сильно пострадал. Через несколько месяцев корабль был снят с мели и отремонтирован немцами. Они переименовали его в «Нордланд» и использовали в качестве учебного корабля. Она была затоплена ими в мае 1945 года, а ее обломки удалось спасти в 1952 году.
Фон
[ редактировать ]Niels Juel изначально задумывался как улучшенная версия Peder Skram , Herluf Trolle корабля береговой обороны класса . Как и этот класс , он имел очень низкий надводный борт и должен был быть вооружен двумя 30,5-сантиметровыми (12-дюймовыми) орудиями в одноорудийных башнях в носовой и кормовой части надстройки , а также дополнительным вооружением из восьми 10,5-сантиметровых (4,1 дюйма) орудий. пистолеты. Датчане заказали основные орудия и башни у немецкой компании Krupp в июле, за месяц до начала Первой мировой войны, но с началом войны заказ был приостановлен. После закладки в сентябре 1914 года строительство корабля было сильно задержано из-за нехватки рабочей силы и материалов, и он был спущен на воду только в 1918 году. [ 1 ]
Сообщения о боях между британцами и немцами заставили датчан сменить ее вторичное вооружение на 120-миллиметровые (4,7 дюйма) орудия в 1917 году, но работы полностью прекратились, когда война закончилась 11 ноября 1918 года. Датские политики считали, что 30,5-сантиметровые орудия их соседи могли счесть пушки провокационными, и они решили переоборудовать корабль в безобидный учебный корабль, добавив дополнительную палубу к существующей. корпуса и замену основного вооружения на 15-сантиметровые (5,9 дюйма) орудия. Новый проект был утвержден в 1920 году, а корабль был достроен в 1923 году. [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Нильс Юэль имел общую длину 90 метров (295 футов 3 дюйма) и длину по ватерлинии 87 метров (285 футов 5 дюймов) . Корабль имел ширину 16,3 метра (53 фута 6 дюймов) и среднюю осадку 5 метров (16 футов 5 дюймов). Его водоизмещение 3800 длинных тонн (3900 т) при стандартной загрузке и 4100 длинных тонн (4200 т) при глубокой загрузке . Нильса Юэля насчитывал от 310 до 369 офицеров и матросов. Экипаж [ 3 ] Ее корпус был разделен на 10 водонепроницаемых отсеков и имел двойное дно . [ 4 ]
Корабль имел пару вертикальных паровых двигателей тройного расширения , каждая из которых приводила в движение один трехлопастной гребной винт длиной 3,35 метра (11 футов 0 дюймов) , использующий пар, подаваемый четырьмя котлами Ярроу с пароперегревателями , работавшими при температуре 275 ° C ( 527 °Ф). Передняя пара котлов работала на жидком топливе, а задняя пара - на угле. Двигатели были рассчитаны на мощность 6000 лошадиных сил (4500 кВт ) при скорости 14,5 узлов (26,9 км/ч ; 16,7 миль в час ). Во время ходовых испытаний они выдали 6061 л.с. (4520 кВт), а Нильс Юэль достиг максимальной скорости 16,1 узла (29,8 км/ч; 18,5 миль в час). Корабль перевозил 223 метрических тонны (219 длинных тонн) мазута и 244 метрических тонны (240 длинных тонн) угля, что давало дальность полета 6000 морских миль (11000 км; 6900 миль) при скорости 9 узлов (17 км / ч; 10 миль в час). [ 5 ]
Вооружение и управление огнем
[ редактировать ]корабля Военно-морской флот столкнулся с трудностями в закупке 15-сантиметровых орудий, которые он хотел для главной батареи , отвергнув предложения французских, британских и шведских производителей как неудовлетворительные. Хотя «Круппу» по условиям Версальского договора не разрешалось поставлять готовые орудия , он заключил сделку со шведской компанией «Бофорс» , которая должна была закончить и поставить орудия датчанам. Нильс Юэль установил десять 15-сантиметровых ПК L/45. [ Примечание 2 ] орудий, пара расположенных рядом друг с другом на баке в носовой части надстройки, по три на каждом борте в миделе корабля и пара суперстрелков в кормовой части надстройки, все они защищены орудийными щитами . [ 6 ] Установки имели диапазон возвышения от -10 ° до +30 °, а орудия стреляли 46-килограммовыми (101 фунт) снарядами с начальной скоростью 835 м / с (2740 футов / с). [ 7 ] со скоростью пять-семь выстрелов в минуту. Орудия имели дальность действия 17 800 метров (19 500 ярдов). [ 8 ]
Пара 57-миллиметровых (2,2 дюйма) зенитных орудий /30 устанавливалась на платформе позади воронки ABK L . Максимальный угол возвышения установок составлял 70°, а эффективная скорострельность орудия составляла около 16 выстрелов в минуту. Его снаряды стреляли с начальной скоростью от 500 до 530 м/с (от 1600 до 1700 футов/с), что давало дальность полета 7500 метров (8200 ярдов). Корабль был оснащен парой подводных 450-миллиметровых (17,7 дюйма) торпедных аппаратов , по одному на каждом борте. Торпеда Типа H имела боеголовку массой 121,5 кг (268 фунтов) и дальность действия 8000 метров (8700 ярдов) при скорости 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час). [ 9 ]
Корабль был оснащен парой 3-метровых (9 футов 10 дюймов) Zeiss стереоскопических дальномеров , один на крыше боевой рубки , а другой на платформе позади грот-мачты . Данные от дальномеров передавались на передающую станцию, расположенную на главной палубе под боевой рубкой, где они преобразовывались в данные о возвышении и отклонении для использования орудиями. [ 10 ]
Защита
[ редактировать ]Нильс Юэль был защищен цементированной броней Krupp (KCA) производства Bethlehem Steel . Ее ватерлиния имела толщину 195 миллиметров (7,7 дюйма) на миделе корабля и утончалась до 155 миллиметров (6,1 дюйма) к концам корабля, но не доходила ни до носа, ни до кормы. Броневые листы имели высоту 2,1 метра (6 футов 11 дюймов) с нижней кромкой на 1,1 метра (3 фута 7 дюймов) ниже ватерлинии . Две поперечные переборки толщиной 175 миллиметров (6,9 дюйма) (впереди) и 165 миллиметров (6,5 дюйма) (в корме) закрывали торцы броневой цитадели . Щиты 15-сантиметровых орудий имели грани 50 миллиметров (2,0 дюйма) и борта 10–20 миллиметров (0,4–0,8 дюйма). плиты толщиной 55 миллиметров (2,2 дюйма) Палубные опирались на верхнюю кромку поясной брони и не были изготовлены из KCA. Боевая рубка имела 170-миллиметровую (6,7 дюйма) броню по бортам и 40-миллиметровую (1,6 дюйма) крышу. [ 11 ]
Модификации и модернизации
[ редактировать ]В 1929 году трехметровые дальномеры были переданы однотипным кораблям «Педер Скрам» и «Ольферт Фишер», а Нильс Юэль получил Barr & Stroud взамен 3,66-метровый (12 футов 0 дюймов) дальномер . В следующем году его заменил 5-метровый (16 футов 5 дюймов) дальномер Zeiss. Когда Niels Juel модернизировалась в 1935 и 1936 годах, первоочередной задачей была модернизация ее систем управления огнем . Ее тренога-мачта была заменена шестовой мачтой, увенчанной двухэтажной диспетчерской вышкой , оснащенной голландским наводчиком артиллерийского огня Hazemeyer , который передавал информацию на аналоговый артиллерийский компьютер на передающей станции внизу. ВМС закупили у Zeiss три 6-метровых (19 футов 8 дюймов) дальномеров для переоснащения корабля, заменили устаревшие 57-миллиметровые зенитные орудия десятью Madsen RK M/31 20-миллиметровыми (0,79 дюйма) автопушками в пяти спаренных пушках. артиллерийские установки и дополнительные баки для химической дымовой завесы на корме корабля. В апреле 1937 года ее зенитное вооружение было дополнено четырнадцатью 8-миллиметровыми (0,3 дюйма) пушками. Madsen RK L/75 M/37 Пулеметы в спаренных установках. В начале 1941 года была добавлена пара 40-миллиметровых легких зенитных орудий «Бофорс» в одиночных установках, снятых с пары подводных лодок. Год спустя имеющееся 8- и 20-мм орудие было заменено 10 скорострельными 20-миллиметровыми автопушками Madsen L/60 M/41 в одиночных установках. [ 12 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Niels Juel , названный в честь одноименного датского адмирала , был заложен 21 сентября 1914 года на Orlogsværftet (Королевской датской военно-морской верфи) в Копенгагене . Корабль был спущен на воду 3 июля 1918 года, но он застрял на стапеле более часа, прежде чем его удалось освободить и соскользнуть в воду. Строительство было остановлено несколько месяцев спустя, поскольку ее проект был пересмотрен. Строительство началось снова в 1920 году по новому проекту, и судно было сдано в эксплуатацию в мае 1923 года и 28 мая начало рабочий круиз с наследным принцем Фредериком на борту, посетив Фарерские острова , Берген , Норвегия , Лейт , Шотландия и Гетеборг , Швеция , прежде чем вернулся домой 6 августа. [ 13 ]
21 октября Нильс Джуэль совершила свой первый тренировочный круиз, посетив Дартмут ( Великобритания) , Кадис ( Испания) , Мадейру , Португалия и острова Зеленого Мыса по пути в Южную Америку . На обратном пути после выхода с Азорских островов она столкнулась с сильным штормом , из-за которого у нее сломались цепи руля , и ей пришлось управлять, используя только гребные винты, пока не удалось установить аварийное рулевое управление. Корабль вернулся домой 23 февраля 1924 года после ремонта в Плимуте , Великобритания. Позже в том же году Нильс Юэль стал флагманом учебной артиллерийской эскадрильи , а затем флагманом эскадрильи общей подготовки. В 1925 году она совершила краткие визиты в Финляндию , Эстонию , Латвию и Германию . В следующем году корабль совершил круиз на Фарерские острова и в Исландию с королевской семьей на борту. Нильс Юэль служил королевской яхтой во время государственного визита в Финляндию в 1928 году, во время которого ее сопровождал крейсер Heimdal . [ 14 ]
В 1929 году корабль совершил учебный круиз по Средиземному морю, где посетил порты Франции, Испании, Италии и Ливии , а также Лиссабон , Португалия. По возвращении она снова заняла позицию флагмана учебной эскадрильи. Начиная с 22 мая 1930 года, Нильс Юэль служил королевской яхтой для королевского тура по Фарерским островам и Исландии, а также в качестве учебного корабля для военно-морских кадетов. В следующем году он стал первым датским военным кораблем, посетившим Черное море , посетив Стамбул , Турцию , Одессу в Советском Союзе , а также порты Греции , Италии, Алжира и Франции по пути домой. Нильс Юэль был выведен из эксплуатации 3 сентября 1931 года после возвращения. Корабль модернизировался в 1935 и 1936 годах, вновь вступил в строй 9 июля, а затем остаток 1936 года провел в работах. [ 15 ]
Нильс Юэль присутствовал на смотре флота в Спитхеде для Георга VI Соединенного Королевства 20 мая 1937 года, а затем участвовал в учениях флота, кульминацией которых стал визит в Хельсингборг , Швеция. В 1938 году она сопровождала флотилию торпедных катеров во время визита в Турку посетила Сённерборг , Финляндия, в августе, а в следующем месяце вместе с остальной частью учебной эскадрильи , Дания. Запланированный тренировочный круиз в Соединенные Штаты для посещения Всемирной выставки 1939 года в Нью-Йорке в мае был отменен из-за роста напряженности в Европе, и Нильс Юэль тренировался с мобилизованным Педером Скрамом с мая по июль. В конце августа корабль готовился к визиту в Осло , Норвегия, но визит был отменен, когда ему было приказано взорвать все снаряды для подготовки к войне. Ее экипаж пополнился по мере мобилизации ВМФ, и Нильс Юэль присоединился к остальному флоту недалеко от Орхуса . Зимний лед вынудил корабль вернуться в Копенгаген в январе 1940 года, хотя этот порт тоже был скован льдом. Поскольку возможности действовать было мало, ее экипажу дали отпуск. Ее экипаж был отозван 8 апреля, но Нильс Юэль не был готов к войне, когда на следующий день вторглись немцы. Немцы разрешили датчанам сохранить свои корабли и разрешили им тренироваться в датских водах. [ 16 ]
Операция Сафари
[ редактировать ]После усиления сопротивления Дании немецкому правлению и введения военного положения 28 августа 1943 года немецкая армия на следующее утро двинулась к захвату датского флота в гавани Копенгагена, операция под кодовым названием « Операция Сафари» . Нильс Юэль находился в Хольбеке, когда ее капитану , командиру Карлу Вестерманну, было приказано отвезти его корабль для интернирования в Швецию. Немцы заметили ее после того, как она подняла пар и ушла. Прежде чем корабль смог покинуть Исе-фьорд , Вестерманну сообщили, что немцы заявили, что они заминировали выход, и он заметил вдалеке три немецких корабля, торпедный катер Т17 и два электронных катера . Немецкая авиация атаковала корабль бомбами и обстрелами . Ни одна из бомб не попала в Нильса Юэля , но ударные повреждения от близкого попадания вывели из строя электроэнергию и деформировали некоторые обшивку корпуса и переборки. Понимая, что надежды достичь Швеции мало, Вестерманн решил посадить корабль на мель возле Нюкёбинга Сьелланда . Затем экипаж попытался затопить корабль, но первая попытка взорвать корабль не удалась. Экипаж решил затопить магазин , открывая забортные краны , чтобы затопить остальную часть корпуса, а также систематически уничтожать оборудование, прежде чем немцы смогут захватить корабль. [ 17 ]
1944 по 1952 год
[ редактировать ]Несколько дней спустя датская спасательная компания осмотрела севший на мель корабль и не обнаружила никаких повреждений корпуса, руля направления или гребных винтов, но отметила, что судно было затоплено водой на высоту 1,5 метра (4 фута 11 дюймов) ниже уровня воды. бронепалуба. В октябре немцы использовали немецкую компанию для спасения корабля и отбуксировали его в Киль (Германия) для ремонта. Он был разоружен, переименован в «Нордланд» и введён в состав Кригсмарине в сентябре 1944 года, после чего стал стационарным учебным кораблем в Штольпмюнде (современная Устка , Польша ). 18 февраля 1945 года корабль направился в Киль, чтобы избежать наступления русских войск. 3 мая он был затоплен во второй раз в заливе Эккернфёрде . Затонувший корабль был частично разобран несанкционированными спасателями, прежде чем датчане продали его немецкой фирме в 1952 году на металлолом . Они удалили все, что находится над морским дном, но его останки лежат под водой на глубине 28 метров (92 фута). [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Висманн, стр. 9–10
- ^ Висманн, стр. 10–11
- ^ Вестерлунд, стр. 352.
- ^ Висманн, с. 10
- ^ Висманн, стр. 12–14
- ^ Турист, стр. 13, 15
- ^ Кэмпбелл, стр. 248–249.
- ^ Висманн, стр. 16
- ^ Висманн, стр. 13, 15–16
- ^ Висманн, стр. 14, 27
- ^ Висманн, стр. 14, 16
- ^ Висманн, стр. 15–17, 27.
- ^ Висманн, стр. 10–11, 18
- ^ Висманн, стр. 18–19
- ^ Висманн, стр. 19–21
- ^ Висманн, стр. 21–22
- ^ Висманн, стр. 22–26
- ^ Висманн, стр. 26–27
Библиография
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Вестерлунд, Карл-Эрик (1985). "Дания". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 351–354. ISBN 0-85177-245-5 .
- Висман, Том (2018). « Нильс Юэль : «Забавный маленький датский военный корабль» . В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2018 года . Оксфорд, Великобритания: Оспри. стр. 8–27. ISBN 978-1-4728-2999-3 .
54 ° 28'02" с.ш. 9 ° 58'00" в.д. / 54,4672 ° с.ш. 9,9667 ° в.д.
- корабли 1918 года
- Корабли, построенные в Копенгагене
- Корабли береговой обороны Королевского флота Дании
- Затопленные суда
- Военно-морские корабли Дании, захваченные Германией во время Второй мировой войны
- Морские инциденты в августе 1943 г.
- Морские инциденты в мае 1945 г.
- Корабли береговой обороны времен Второй мировой войны