Индивидуальный
Индивидуальный
| |
---|---|
![]() Вид с воздуха на Лейт и Ферт-оф-Форт | |
Расположение на территории муниципального совета Эдинбурга. | |
Население | 50,030 ( 2011 ) |
Район Совета | |
Лейтенантский район | |
Страна | Шотландия |
Суверенное государство | Великобритания |
Почтовый город | ЭДИНБУРГ |
Почтовый индекс района | ЕН6 |
Телефонный код | 0131 |
Полиция | Шотландия |
Огонь | шотландский |
Скорая помощь | шотландский |
Парламент Великобритании | |
Шотландский парламент | |
Лейт ( / l iː θ / ; шотландский гэльский : Lìte ) — портовая зона на севере Эдинбурга , Шотландия, основанная в устье реки Лейт .
Самые ранние сохранившиеся исторические упоминания содержатся в королевской хартии, разрешающей строительство Холирудского аббатства в 1128 году, в которой оно называется Инверлет (Инверлейт). [1] [2] После столетий контроля со стороны Эдинбурга Лейт в 1833 году стал отдельным городом, но в 1920 году был объединен с Эдинбургом. [3]
Лейт расположен на южном побережье Ферт- оф-Форт и находится в пределах муниципальной территории Эдинбурга ; с 2007 года образовался один из 17 многомандатных приходов города.
История
[ редактировать ]Как главный порт, обслуживающий Эдинбург, Лейт стал свидетелем многих важных событий в истории Шотландии.
Первое поселение
[ редактировать ]Самые ранние свидетельства поселения в Лейте получены в результате нескольких археологических раскопок, проведенных в районе Берега в конце 20 века. Среди находок были средневековые пристани XII века. Эта дата соответствует самому раннему документальному свидетельству поселения в Лейте, учредительному уставу Холирудского аббатства.
Мария Гельдерская , невеста Якова II , прибыла 18 мая 1449 года и покоилась в монастыре Святого Антония. [4] Среди выдающихся купцов и судовладельцев Лейта был Джеймс Макисон, который в 1498 году поставил гобелены Якову IV для его нового жилища в замке Стерлинг , а в 1503 году импортировал из Франции деревянный киль для строительства одного из королевских кораблей. [5]
1500-е годы
[ редактировать ]Город был сожжен графом Хартфордом (по приказу Генриха VIII ) в отместку за отклонение Гринвичского договора парламентом Шотландии в 1543 году. Мария Гиз управляла Шотландией из Лейта в 1560 году в качестве регента , в то время как ее дочь, Мария, королева Шотландии, осталась во Франции. Мария де Гиз перенесла шотландский суд в Лейт, на место, которое сейчас является Парламентской улицей, недалеко от Коулхилла. По словам историка XVIII века Уильяма Мейтленда , ее дворец располагался на Роттен-Роу, ныне Уотер-стрит. Артефакты из снесенной резиденции хранятся в Национальном музее Шотландии , а ее скульптурный герб, датированный 1560 годом, можно увидеть в приходской церкви Саут-Лейт . Когда крупный французский гарнизон, дислоцированный в Лейте, подвергся нападению шотландских протестантских лордов , усиленный войсками и артиллерией, присланными из Англии, Мария Гиз была вынуждена запереться в Эдинбургском замке . В июне 1560 года Мария де Гиз умерла, и осада Лейта закончилась уходом французских войск в соответствии с Лейтским договором, также известным как Лейтский договор. Эдинбургский договор .

Два кургана на Лейт-Линксе , известные как «Брей Гиганта» и «Брей леди Файф», идентифицированные как Батарея Сомерсета и Батарея Пелхэма соответственно, считаются артиллерийскими курганами, созданными для осады в апреле 1560 года, и внесены в список запланированных памятников, но могут быть естественными холмами. [6] Лучше всего задокументирован день осады 7 мая 1560 года, когда англичане и шотландцы атаковали стены Лейта лестницами, которые оказались слишком короткими. Джон Нокс записывает радость Марии де Гиз по поводу провала атаки, а английские источники сообщают о 1000 жертвах. [7]

19 августа 1561 года Мария, королева Шотландии, прибыла в Лейт и, не найдя никого, кто бы ее принял, сделала короткую остановку в доме Эндрю Лэмб, прежде чем его забрали и сопроводили тренером во дворец Холируд , чтобы начать ее злополучное шестилетнее правление. [8] Придворные Марии приезжали на пески Лейта, чтобы насладиться конными турнирами по « бегу на ринге », проводимыми придворными и дипломатами в экзотических костюмах. [9]

После отречения Марии, королевы Шотландии в 1567 году , во время последовавшей гражданской войны, войска, сражавшиеся за Якова VI Шотландии против сторонников его матери в Эдинбургском замке, базировались в Лейте с 1571 по 1573 год, период, названный «Войны между Лейтом и Эдинбургом». " . В январе 1581 года на Берегу произошел имитационный бой, включавший нападение на Папский замок Сант-Анджело , построенный на лодках для свадьбы Элизабет Стюарт, 2-й графини Морей , и Джеймса Стюарта для развлечения гостей, включая Джеймса VI. [10] В 1590 году жена Джеймса, Анна Датская поселилась в Королевском Варке . , по прибытии [11]
1600-е годы
[ редактировать ]В 1622 году произошел конфликт между каперскими « Дюнкеркерскими кораблями » под испанским флагом и кораблями Голландской республики . [12] Король Джеймс позволил «Дюнкеркеру» стоять на Лейт-Роудс в июне 1622 года, и солдаты с корабля смогли сойти на берег в Лейте. Три голландских корабля под командованием Виллема де Зете лорда Отена, адмирала Зеландии , , прибыли и ночью атаковали «Дюнкеркер». Бои прекратились утром, когда прилив выкинул корабли на берег. Власти Шотландии потребовали прекращения боевых действий. Корабли были допущены в гавань Лейта, где артиллерия Эдинбургского замка . для обеспечения порядка была размещена [13]
Лейт пострадал во время вспышки чумы 1645 года, в результате которой погибло более 50% населения южного округа. Археологические раскопки, проведенные Уорделлом Армстронгом в 2016 году в начальной школе Святой Марии RC в рамках планирования, обнаружили братскую могилу 81 тела от чумы 1645 года. Археологи предположили, что существовал крайний страх умереть от этой чумы, вероятно, легочной , поскольку многие тела были поспешно похоронены в одежде, и на них все еще оставались деньги и другие личные вещи, что указывало на то, что люди не хотели прикасаться к телам. даже чтобы снять деньги. [14]
В 1650 году Лейт стал перспективным полем битвы, когда Армия Завета во главе с генералом Дэвидом Лесли воздвигла земляной вал между Калтон-Хилл и Лейтом, чтобы защитить северный подход к Эдинбургу от Оливера Кромвеля сил . Этот вал стал линией одной из самых длинных улиц Эдинбурга, Лейт-Уок . После победы Кромвеля в битве при Данбаре в 1650 году и последующей оккупации Шотландии в 1656 году был построен форт, известный как Цитадель Лейт, для регулирования портового движения. Все, что осталось от форта сегодня, — это сводчатый транс на Док-стрит, который был его главным входом. Новая промышленность в Лейте включала в себя « Сахарный дом Лейта» , основанный в 1677 году. [15]
1700-е годы
[ редактировать ]
Во время американской войны за независимость шотландец Джон Пол Джонс , который вместе с Джоном Барри считается основателем ВМС США , 14 августа 1779 года отправился в плавание в качестве коммодора эскадры из семи кораблей с намерением уничтожить британскую торговлю в Северное море. Он намеревался захватить порт Лейт и удержать его ради выкупа, но его план был сорван, когда шторм 16 сентября задержал его в устье Ферт-оф-Форт. Вызванная им паника привела к поспешному возведению форта Лейт с батареей из девяти орудий, спроектированного Джеймсом Крейгом , архитектором Нового города Эдинбурга, и построенного в 1780 году. Терраса в георгианском стиле на северо-востоке служила офицерскими помещениями. и был известен как «Лондон-Роу», потому что, будучи построенным из кирпича, он больше походил на лондонскую террасу, чем на любую другую в Эдинбурге. Форт активно использовался до 1955 года, а затем служил для национальной службы обучения . Большая часть казарм была снесена, чтобы построить жилищный комплекс Совета с центром в Форт-Хаусе, окруженный старыми стенами форта. В свое время (1955 г.) застройка Совета была удостоенной наград схемой, но здание было снесено в январе 2013 года, а территория была перестроена за счет нового жилья с низкой плотностью застройки, снова отмеченного наградами. У южного входа в комплекс сохранилась пара ворот старого форта.
С двенадцатого века Южный Лейт входил в состав прихода Ресталриг и не имел собственной церкви. После шотландской Реформации главной приходской церковью Лейта была приходская церковь Саут-Лейта, первоначально построенная в 1483 году. В июне 1811 года перепись показала, что население Южного Лейта составляло 15 938 человек; Норт Лейт 4875. 11 апреля 1814 года с процессией и церемонией был заложен фундамент новой церкви прихода Норт-Лейт. [16]

Лейт был портом прибытия короля Георга IV в Шотландию , а затем отель Old Ship и Королевская Гавань получили новое название, чтобы отметить прибытие короля на корабельном судне в Лейт- Шор для этого события, и этот монарх был приветствуется Высшей полицией порта Лейт (Leith High Constables) . Картина, посвященная этому событию, висела в ратуше Лейта , ныне полицейском участке Лейта. [17]
1800-е годы
[ редактировать ]20 мая 1806 года состоялась процессия лорда -мэра Эдинбурга , Бейлиса и Совета вместе с многочисленной компанией дам и джентльменов на открытие первого нового мокрого дока, первого в своем роде в Шотландии. Пакет «Файф» под названием «Бакклю» первым вошёл в док с гражданскими сановниками на борту на фоне артиллерийских выстрелов из форта и военных кораблей Его Величества на Лейт-Роудс. Первый камень в фундамент второго (среднего) мокрого дока был заложен 14 марта 1811 года, который был завершен и торжественно открыт в 1817 году лордом-мэром Арбетнотом. В том же году Тринити-хаус в Киркгите был построен в греческом архитектурном стиле за 2500 фунтов стерлингов. [18]
В 1809 году « Талли Тоор» была построена башня Мартелло для защиты входа в гавань во время наполеоновских войн . [19] Сейчас это запланированный памятник на территории порта. [20]
Акт парламента | |
![]() | |
Цитирование | 7 и 8 гео. 4 . в. cxii |
---|---|
Даты | |
Королевское согласие | 2 июля 1827 г. |
Другое законодательство | |
Отменено | Закон Лейта о муниципальной и полиции 1848 г. |
Текст закона в первоначально принятом виде |
Исторически Лейтом управлял городской совет Эдинбурга с отдельно организованными приставами, назначаемыми различными органами без контакта друг с другом. Результат стал очень неудовлетворительным, и половина Лейта осталась без какого-либо муниципального управления или каких-либо местных магистратов . Парламентский акт 1827 года ( 7 и 8 Geo. 4. c. cxii) организовал муниципальное управление и отправление правосудия в городе, обеспечивая наблюдение, мощение, уборку и освещение, при этом Совет Эдинбурга отвечал на мнения горожан Лейта. Закон о реформе Бурга 1833 года ( 3 и 4 завещания 4. c. 46) сделал Лейт парламентским городом, который вместе с Портобелло и Массельбургом был представлен одним членом парламента (депутатом). 1 ноября 1833 года Лейт стал отдельным муниципальным городом со своим проректором, магистратами и советом и больше не находился под управлением судебных приставов. [21] Исторически лорд-проректор Эдинбурга был по должности адмиралом Ферт- оф-Форт , проректор Лейта был адмиралом порта, а четыре его бейли были адмиралами-заместителями. [22]
Российский император Николай II прибыл морем в Лейт со своей семьей и свитой во вторник 22 сентября 1896 года. [23] Шотландскому анархисту Томасу Хэсти Беллу удалось выйти ему в лицо и раскритиковать его. [24]
1900-е и 2000-е годы
[ редактировать ]Лейт был местом забастовки докеров в 1913 году. [25] [26] [27] рассказывается в книге «Красная Шотландия» . [28]
Продолжающийся рост означал, что Лейт и Эдинбург образовали непрерывную городскую территорию. Лейт был объединен с Эдинбургом 1 ноября 1920 года. [29] несмотря на плебисцит , на котором жители Лейта проголосовали против слияния 26 810 против 4 340. Население Лейта на момент слияния составляло 80 000 человек, что составляло 20% населения примерно на 5% территории города, что отражает высокую плотность города. На момент слияния это был шестой по величине город Шотландии. [30]
До 1923 года между Лейтом и Эдинбургом не было прямого трамвайного сообщения; на границе с Лейт-Уок необходимо было перейти с трамвая Лейта (с электрическим приводом) на эдинбургский трамвай (кабельный) до электрификации трамваев Эдинбургской корпорации в начале 1920-х годов.

Лейт претерпел значительную реконструкцию и теперь является оживленным портом, посещаемым круизными лайнерами, домом для королевской яхты «Британия» , Ocean Terminal торговым центром и административными офисами нескольких департаментов шотландского правительства . «Проект Лейта» совета и правительства обеспечил дальнейший экономический импульс. Прибрежная зона Лейта, когда-то непривлекательная, теперь является центром множества новых пабов и ресторанов в очаровательной обстановке. [31] [32] 6 ноября 2003 года Лейт стал местом проведения церемонии вручения наград MTV Europe Music Awards , а рядом с Ocean Terminal построили временную площадку. [33]
Традиционные отрасли
[ редактировать ]Лейт на протяжении многих столетий был лидером Шотландии в нескольких отраслях промышленности. Из них наиболее заметными являются:
- Стекло. Стекольный завод Лейта находился на Балтийской улице и был построен в 1746 году. Есть также некоторые упоминания о более раннем производстве стекла с 1682 года в Цитадели Лейта. Лейт специализировался на производстве винных бутылок, в основном для экспорта во Францию и Испанию. На пике своего развития ( ок. 1770 г. ) производство составляло один миллион бутылок в неделю. Бутылка с узором Лейта — это бутылка с параллельными стенками, закругленными плечами и узким горлышком, которая сейчас доминирует в винодельческой промышленности. Около 1770 года компания начала производство свинцового хрусталя, в основном для люстр . Это было новое название компании Edinburgh Crystal Company, но находилось на том же месте в Лейте (по иронии судьбы, эта компания никогда на самом деле не была в «Эдинбурге»).
- Мыло – мыловаренный завод Anchor был основан на Уотер-стрит около 1680 года. При производстве в основном использовался китовый жир. Это продолжалось примерно до 1930 года.

- Хранилище для вина и виски. Хранилище для вина в Лейте датируется по крайней мере началом 16 века и, в частности, связано с хранилищами на Хендерсон-стрит того времени. На пике своего развития здесь было около 100 складов, где хранилось вино и бренди. В конце 1880-х годов, из-за падения урожая вина в Европе, большинство из них были «переоборудованы» для хранения виски, используемого в растущем бизнесе по купажированию и розливу виски. Важную роль в этом бизнесе играли Уильям Сандерсон с Vat 69 , Джон Крэбби , который также производил зеленое имбирное вино, и Macdonald & Muir, которые позже купили винокурню Glenmorangie . В 1960-е годы в Лейте находилось около 85 таможенных складов. Последняя облигация на Уотер-стрит закрылась примерно в 1995 году. Ответвлением винодельческой промышленности было несколько предприятий по производству уксуса.
- Сок лайма. Сок лайма Роуз был основан Лахланом Роузом в Лейте на Коммершл-стрит в 1868 году. Первоначально компания была ориентирована в первую очередь на обеспечение витамином С. моряков
- Судостроение - первоначально сосредоточенное на воде Лейта и ограниченное по масштабам из-за мелководья, судостроение Лейта начало приходить в упадок по мере увеличения размеров судов. В последнее время Лейт строил специализированные типы судов: буксиры, суда-гостиницы, кабелеукладчики и т. д. Хотя самая известная крупная верфь ( Генри Робба ) закрылась в 1983 году, ее технически пережила очень маленькая судостроительная компания на Шерифе Брэе (управляемая шотландской компанией Кооперативное общество), которое закрылось примерно в 1988 году. Наиболее известными кораблями, построенными в Лейте, являются SS Sirius , один из первых пароходов, пересекших Атлантику, и SS Copenhagen , один из крупнейших когда-либо построенных кораблей с такелажем. Верфь Робба также внесла большой вклад в RN и MN во время Второй мировой войны, построив сорок два судна для Королевского флота, четырнадцать торговых судов, а также переоборудовав и отремонтировав почти 3000 кораблей Королевского и торгового флота. Это означает, что в среднем каждые шесть недель спускался на воду один новый корабль и каждый день этого долгого и кровавого конфликта ремонтировался корабль. В список RN вошли корветы классов «Цветок» и «Замок», а также фрегаты классов «Ривер», «Лох» и «Бэй». [34]
- Свинец. Крупнейшие свинцовые работы Шотландии находились на углу Митчелл-стрит и Конституцион-стрит. Основанный около 1760 года, оперативная часть проработала до 1970-х годов, а пустующие здания простояли до конца 1980-х годов. Офисы на улице Конституции сохранились до сих пор. Компания специализировалась на свинцовых трубах для водоснабжения и свинцовых водосточных трубах. Они также производили свинцовый лист для кровли и свинцовую дробь для оружия.
- Рафинирование сахара было разработано в Leith Sugar House Робертом Дугласом, известным мыловаренным заводом, с 1677 года. [35]
- Китобойный промысел – изначально ориентирован на местные и исландские воды (последний кит в заливе Ферт-оф-Форт был пойман в 1834 году); к середине 19 века корабли направлялись в Антарктику . В начале 1900-х годов компания Christian Salvesen проявила значительный интерес к китобойному промыслу сначала в Арктике, а затем в Антарктике. Среди своих многочисленных китобойных станций в Южной Атлантике они создали и работали с базы на острове Южная Георгия, к юго-востоку от Фолклендских островов, в гавани Лейт (названной в честь их базы в Шотландии). Южная Георгия позже прославилась в начале Фолклендской войны ). Компания переехала из Лейта в район Феттс в Эдинбурге примерно в 1980 году, а затем вообще покинула Эдинбург в середине 1990-х годов. Основатель Кристиан Салвесен похоронен на кладбище Роузбанк. Китобойные суда из Лейта доставили первых пингвинов в Эдинбургский зоопарк примерно в 1900 году.
- Торговля кукурузой. В 1861 году на улице Конституции была построена кукурузная биржа . [36]
- Рыболовство. В 19 веке Лейт стал важным перевалочным пунктом для торговли шотландской сельдью: в 1907 году экспорт достиг пика в 388 899 баррелей. [37]
География
[ редактировать ]
После десятилетий промышленного спада, деиндустриализации , расчистки трущоб и, как следствие, депопуляции в послевоенную эпоху, в конце 1980-х годов состояние Лейта постепенно начало расти. Несколько старых промышленных объектов были построены со скромным доступным жильем, а небольшие промышленные предприятия были построены в Суонфилде, Боннингтоне, Сифилде и недалеко от Линдси-роуд. На берегу появилось множество элитных ресторанов, в том числе первый из сети отелей Мальмезона, преобразованный в миссию моряков, в то время как некогда загрязненные промышленностью и пустынные берега реки Уотер-оф-Лейт были очищены и открыты общественные дорожки.
Постепенному возрождению Лейта также способствовало решение тогдашнего шотландского офиса разместить свои новые офисы в доках Лейта (к северу от старого заполненного Восточного дока). Это место было выбрано в рамках конкурса на проектирование и строительство среди других объектов в Хеймаркете и Мэрионвилле. Оно было завершено в 1994 году. Ожидаемый приток хорошо оплачиваемых рабочих мест на государственной службе не оказал большого влияния на местный уровень, поскольку большинство из них ездят в офис, и лишь небольшой процент выходит за пределы офиса во время обеда. Это еще больше способствовало растущей репутации Лейта как места для малого бизнеса для белых воротничков . Затем последовало дальнейшее крупномасштабное развитие услуг и туризма, включая Ocean Terminal и постоянно пришвартованную королевскую яхту Britannia.
Расширение линии легкорельсового транспорта Эдинбурга от центра города до Ньюхейвена открылось для пассажиров в июне 2023 года, предоставив Лейту и новым докам быстрый и удобный маршрут как для местных пассажиров, так и для посетителей.
В 2004 году владелец доков, Форт Портс , объявил о планах в конечном итоге закрыть порт и провести капитальную реконструкцию территории. [38] Запланированная застройка, которая получила дополнительные рекомендации по планированию со стороны городского совета Эдинбурга в 2004 году, представляла собой небольшой городок с 17 000 новых домов. [39]
Область
[ редактировать ]Одним из районов является Тимбер Буш , который изначально использовался как рынок древесины. [40]
До его слияния с Эдинбургом в 1920 году самой южной границей города была середина улицы Пилриг. [41]
Расширение в георгианскую эпоху привело к появлению таких улиц, как улица Королевы Шарлотты, названная в честь Шарлотты , супруги Георга III . [42]
Религия
[ редактировать ]

Исторически, из-за своих католических связей (и французского гарнизона), Лейт был одним из последних городов, имевших католические симпатии до Реформации. [ нужны разъяснения ] Хотя прецептория (небольшой монастырь) Святого Антония была разрушена вскоре после 1560 года, другие церкви были быстро приспособлены для использования протестантами. Рядом с Капплс-Винд (позже переименованным в Кейблс-Винд) с 1688 года находился епископальный молитвенный дом, который почему-то необъяснимым образом назывался церковью Джона Нокса. Церковь действовала с 1688 года, и в последний раз ее посетил Джон Уэсли, но огромная толпа, которую он собрал, была слишком велика, чтобы вместить ее. [43]
В Лейте до сих пор есть несколько известных исторических церквей, в том числе приходская церковь Норт-Лейт и приходская церковь Саут-Лейт (обе принадлежат Шотландской церкви ), а также римско-католическая Морская звезда Святой Марии . В этом районе есть сикхские и индуистские храмы, шиитская имамбарга , суннитская мечеть и общественный центр, пятидесятнический центр и украинская греко-католическая церковь . Здесь также есть бывшая норвежская церковь , в которой сейчас находится Школа искусств Лейта .
По состоянию на 2011 год (последняя перепись, данные по которой доступны) религиозный состав Лейта был следующим: [44]
Религия в Лейте (2011)
Транспорт
[ редактировать ]С середины 18 века между Бернард-стрит и Старым городом Эдинбурга курсировало регулярное автобусное сообщение. К 1863 году это был омнибус, запряженный лошадьми, курсирующий каждые 5 минут с 9:00 до 22:00. [45] Это было поставлено на рельсы где-то около 1880 года. [46] фактически затем превратившись в конку. Лейт был первым городом в Шотландии, электрифицировавшим трамвайную систему (1905 г.). [47] Leith Corporation Tramways были объединены с Edinburgh Corporation Tramways в результате слияния двух городских советов в 1920 году. [48] Трамвайное сообщение действовало до 1956 года, а затем было заменено автобусами из-за современного восприятия их большей гибкости.
В середине 19 века появились железные дороги. У Лейта была одна конная линия, предшествовавшая паровозам, которая доставляла уголь из Далкита на станцию в северном конце улицы Конституции для обслуживания тамошнего стекольного завода. Это датировано концом 18 века. Паровые поезда появились в 1840-х годах и стали одними из первых линий в Великобритании. Когда железные дороги были на пике своего развития, в Лейте было четыре пассажирских станции и множество товарных станций. [49] Однако в 1960-х годах в отчете Бичинга рекомендовалось закрыть почти всю железнодорожную инфраструктуру Лейта. Сегодня используется только одна грузовая линия, которая соединяется с причалом.
Хотя пассажирских железнодорожных перевозок, обслуживающих Лейт, больше нет, частично сохранились два здания вокзала:
- Лейт-Сентрал , на углу Лейт-Уок и Дьюк-стрит. Станционные часы, офисы и трактир (Центральный бар) остались.
- Цитадель Лейта , на Коммерческой улице. Сейчас в здании находится молодежный центр.
SS , став первым пароходом , Sirius (построенный в Лейте) на один день опередил SS Great Western пересекшим Атлантику, но, как гораздо меньший по размеру корабль, его затмило освещение в прессе более крупного корабля. Лейт предлагал паромные перевозки во многие европейские порты, включая Гамбург и Осло.
Сегодня Лейт обслуживается различными автобусами компании Lothian Buses и трамваями компании Edinburgh Trams . Этот трамвай должен был обслуживать Лейт в 2011 году, однако из-за проблем со строительством и финансированием участок линии в направлении Лейта и Ньюхейвена был отложен. Он открылся сразу после полудня 7 июня 2023 года с остановками Лейт на Бальфур-стрит (Лейт-Уок), Foot of the Walk (Конституция-стрит), Берегу (Конституция-стрит), порту Лейт и Оушен-терминал. [50]
Культура и сообщество
[ редактировать ]
Лейт имеет долгую историю новаторских социальных достижений, некоторые из которых были первыми в своем роде в Шотландии:
С 1555 года все мальчики получали бесплатное образование. За это заплатили местные торговые гильдии. Все девочки получали образование с 1820 года, намного позже мальчиков, но это был очень ранний пример бесплатного образования для женщин (требуется только по закону с 1876 года). Бесплатные больничные услуги предоставлялись с 1777 года за счет местного налога, а койки спонсировались местными магазинами. В Лейте было электрическое уличное освещение с 1890 года и электрические трамваи с 1905 года (ранее в Великобритании был только Блэкпул). Первая общественная канализация в Шотландии была построена на Бернард-стрит в 1780 году; это втекло в Воду Лейта. [51]
Лейт раньше был портом, связанным с торговлей Ганзейского союза . [52]
Лейт также является домом для бывшей плавучей королевской резиденции королевы, королевской яхты «Британия», которая теперь является пятизвездочной достопримечательностью для посетителей и местом проведения вечерних мероприятий, постоянно пришвартованной в торговом центре Ocean Terminal. [53]
назвал Лейт четвертым «самым крутым районом в мире» В 2021 году журнал Time Out . [54]
Строящийся в настоящее время завод по производству виски в Порт-оф-Лейт вскоре станет единственным вертикальным заводом по производству виски в Великобритании. [55]
Образовательные учреждения
[ редактировать ]Лейт является домом для Академии Лейта , одной из старейших школ Шотландии, и Школы искусств Лейта, которая вместе со Школой искусств Глазго является одной из двух независимых художественных школ в Шотландии.
С 1855 по 1987 год Морской колледж Лейта проводил обучение моряков торгового флота в Шотландии. [56] [57]
СМИ и искусство
[ редактировать ]Фестивали проводятся в течение года, в том числе фестиваль Лейт , фестиваль Лейт Поздний, [58] PLU «Родители любят нас» и Эдинбургская мела на Лейт-Линкс, которая является частью Эдинбургского фестиваля с 2010 года. Гала-концерт Лейта, ныне известный как Гала-день Фестиваля Лейта, — это ежегодное мероприятие, которое проводится с 1907 года; Первоначально это была благотворительная акция с целью привлечения спонсоров для местных больничных коек до того, как была создана Национальная организация здравоохранения. Он превратился в общественный фестиваль Лейта.
В Лейте находится значительное количество студий культурного искусства и малых независимых предприятий, в том числе Театр Лейта на Ферри-роуд, Школа искусств Лейта на Норт-Джанкшен-стрит, WASP Studios by The Shore и Out of the Blue в бывшем тренировочном зале на Далмени-стрит .
Leith FM (позже переименованная в Castle FM) начиналась как недельная станция RSL в конце 1990-х, связанная с фестивалем Leith. Спустя несколько лет ежегодных 28-дневных трансляций станция подала заявку и выиграла постоянную лицензию общественного радио и в течение нескольких лет вещала на частоте 98,8 FM и в Интернете. В декабре 2013 года Leith Dockers Club запретил станции арендовать помещения из-за «существенного» долга перед станцией, и будущее станции в настоящее время находится под вопросом.
В популярной культуре
[ редактировать ]Шотландский фолк-рок-дуэт The Proclaimers назвал свой второй альбом Sunshine on Leith в честь города, включая одноименный трек . [59] Это породило одноименный мюзикл , включивший музыку из The Proclaimers, который сам был экранизирован в 2013 году. [60] [61]
Ирвина Уэлша Хендерсон - Драма «Свадебные красавицы» (2007) на канале Channel 4 снималась на стрит . [62] Роман Уэлша «На игле» и его приквел «Скагбои» касаются группы потребителей наркотиков, живших в районе Лейта в 1980-х годах. [63]
Действие драмы BBC « Вина» происходит в Лейте, а места съемок включают Восточное кладбище. Шоу написано Нилом Форсайтом , бывшим жителем Лейта, а в главных ролях Марк Боннар и Джейми Сивс, оба посещали Академию Лейта. [64]
В BBC Radio 4 драматическом сериале «МакЛеви» представлены истории, во многом основанные на историческом деятеле Джеймсе МакЛеви , который действовал в горячих точках преступности Лейта, а также в других местах Эдинбурга. [65]
Этническая принадлежность
[ редактировать ]Лейт по сравнению (данные переписи 2011 г.) | Индивидуальный | Эдинбург |
---|---|---|
Белый | 92.2% | 91.7% |
Азиатский | 4.6% | 5.5% |
Африка/Карибский бассейн | 1.4% | 1.2% |
Смешанное/Другое | 1.8% | 1.6% |
Перепись Соединенного Королевства (2011 г.). «Таблица KS201UK – Этническая группа: Все люди» . Национальные рекорды Шотландии . Проверено 27 июня 2021 г.
Спорт
[ редактировать ]
Лейт является домашним стадионом футбольного клуба «Хиберниан», который является членом шотландской премьер-лиги .
Футбольный клуб «Лейт Атлетик» был частью спортивной культуры Лейта с момента его основания в 1887 году до закрытия в 1955 году. Реформированный в 1996 году, он объединился с «Эдинбург Атлетик» в 2008 году и в 2011 году добился перехода в Премьер-дивизион Востока Шотландии. Они проводят домашние игры на стадионе «Пеффермилл». 3G.
Лейт-Линкс на протяжении многих веков использовался как зона спорта и отдыха.
Лейт сыграл важную роль в историческом развитии правил игры в гольф , поскольку Почетная компания эдинбургских игроков в гольф играла там до переезда в Масселбург Линкс , а затем в Мюрфилд . [66] Официальные правила гольфа , первоначально сформулированные в Лейте в 1744 году, позже были приняты Королевским и старинным гольф-клубом Сент-Эндрюса . Единственным отличием, внесенным в эти правила (которые остаются правилами гольфа), было отсутствие одного правила, касающегося таких опасностей, как траншеи.
По крайней мере, с 1600 по 1816 год скачки Лейта проводились на Лейт-Сэндс, территории, расположенной непосредственно к северу от нынешнего Линкса и теперь застроенной. Долгое время они считались одними из самых важных скачек в Шотландии , прежде чем с 1816 года скачки навсегда переехали в Массельбург.
Лейт Линкс также имеет одно из старейших полей для крикета в Шотландии, построенное в 1820 году.
Плавательный центр Лейт-Виктория на Джанкшен-Плейс открылся в 1899 году. [67]
Бывшие проректоры
[ редактировать ]Источник: [68]
- Адам Уайт (1760–1843), служил в 1833–1839 гг.
- Джеймс Риоч (1768–1845), служил в 1839–1845 гг.
- Томас Хатчисон (1796–1852), служил в 1845–1848 гг.
- Джордж Адистон Макларен (1801–1881), служил в 1848–1851 гг.
- Роберт Филип (ум. 1887), служил в 1851–1855 гг.
- Джеймс Тейлор (1800–1890), служил в 1855–1860 гг.
- Уильям Линдсей (1819–1884), служил в 1860–1866 гг.
- Джеймс Ватт (1806–1881), служил в 1866–1875 гг.
- Доктор Джон Хендерсон (1818–1901), служил в 1875–1881 годах, инициировал План улучшения Лейта и создал Хендерсон-стрит.
- Джеймс Прингл (1822–1886), служил в 1881–1886 гг.
- Доктор Джон Хендерсон (1818–1901) отбыл второй срок в 1886–1887 годах после смерти Прингла на посту.
- Томас Эйткен (1833–1912), служил в 1887–1893 гг.
- Джон Беннет (1820–1902), служил в 1893–1899 гг.
- Сэр Ричард Маки (1851–1923), служил в 1899–1908 гг.
- Малькольм Смит (1856–1935), служил в 1908–1917 гг.
- Джон Аллан Линдси (1865–1942), служил в 1917–1920 годах, последний проректор Лейта.
Известные жители
[ редактировать ]- Уильям Линдси Александр (1808–1884), теолог
- Томас Андерсон (1819–1874), химик
- Джон Армстронг (1771–1797), журналист и поэт.
- Адам Арчибальд (1879–1957), обладатель Креста Виктории во время Первой мировой войны.
- Хьюго Арно (1749–1786), историк, похоронен на кладбище Саут-Лейт.
- Эндрю Бартон (ок. 1466–1511), капер, лорд-верховный адмирал Шотландии.
- Роберт Бартон (умер в 1540 г.), брат вышеупомянутого, капер и лорд-казначей Шотландии
- Эдит Мэриан Бегби (1866–1932), воинствующая суфражистка и член WSPU.
- Уолтер Леонард Белл (1865-1932) хирург и антиквар.
- Кеннет Бортвик (1915–2017) , лорд-проректор Эдинбурга, 1977–80, председатель Игр Содружества 1986 года .
- Сэр Томас Джеймисон Бойд (1818–1902), лорд- Эдинбурга мэр 1877–82
- Эрик «Винкль» Браун (1919–2016), летчик-испытатель рекордного количества типов самолетов.
- Джеймс Браун (1907 – неизвестно), футболист
- Кен Бьюкенен (1945-2023), абсолютный чемпион мира в легком весе.
- Пэдди Бакли , футболист
- Ян Чарльсон (1949–1990), актер театра и кино.
- Джон Чейн , хирург
- Джон Чисхолм (1560-е гг.), хранитель королевской артиллерии в Королевском Варке.
- Джон Колдстрим (1806–1863), врач
- Малькольм Росс , музыкант
- Джеймс Скарт Комб (1796–1883), хирург (впервые описал злокачественную анемию )
- Дэвид Кузен (1809–1878), архитектор
- Джон Крэбби, основатель Crabbie's на Грейт-Джанкшен-стрит
- Дэвид Крейги (1793–1866) писатель-медик.
- Профессор Эрнест Круикшанк , диетолог и брат-близнец бригадный генерал Мартин Мелвин Круикшанк FRSE
- Хелен Крамми (1920–2011), основательница Фестивального общества Крейгмиллара для местного сообщества.
- Роберт Джеймс Блэр Кунингем, физиолог и судмедэксперт
- Джеймс Карри (судовладелец) Президент Королевского общества Эдинбурга , судовладелец и судостроитель, владелец компаний James Currie & Co и Currie Line (судоходство)
- Гордон Дональдсон , историк
- Фрэнк Доран , лейбористский политик
- Хэндисайд Эдгар , врач
- Сэр Том Фармер , основатель Kwik-Fit и бывший владелец футбольного клуба «Хиберниан»
- Дик Гоэн , фолк-певец
- Джон Гибсон Гибсон (1889–1970) физик и математик
- Роберт Гилкрист (1821–1905), первоклассный игрок в крикет.
- Доктор Джордж Ричи Гилрут (1842–1921) хирург
- Джон Гладстон , член парламента и отец Уильяма Юарта Гладстона
- Томас Гладстонс , купец и отец Джона Гладстона
- Профессор Джон Рассел Грейг, директор Исследовательского института Моредан
- Таллула Грейв , актриса
- Ли Гриффитс , футболист
- Джон Холл , модератор Генеральной ассамблеи Шотландской церкви , какое-то время служитель Лейта.
- Питер Хитли , дайвер
- Джон Хоум (1722–1808), поэт и драматург.
- Джон Хьюз (1964 г.р.), футбольный менеджер, ранее игравший в «Фалкирк» и «Хиберниан»
- Джон Хантер , второй губернатор Нового Южного Уэльса
- Рассел Хантер , актер
- Джеймс Кэмпбелл Айронс (р. 1840), автор права и историк, автор книги «Древности Лейта».
- Роберт Джеймсон (1774–1854), натуралист и минералог.
- Уильям Джеймсон (1815–1882), ботаник, ответственный за продвижение выращивания чая в северной Индии.
- Уильям Джонстон , получатель Креста Виктории
- Доктор Джордж Келли (1720–1779), хирург, и его внук доктор Джордж Келли FRSE (1781–1829).
- Доктор Томас Латта изобретатель капельного солевого раствора
- Дэвид Линдсей (епископ Росса) , капеллан Якова VI Шотландии и епископ Росса . Здесь похоронен
- Джек Лоуден , шотландский актер
- Гарольд Махони , ирландский теннисист, у которого был дом в Далмор Лодж в Лейте.
- Сэм МакКласки , лейбористский политик и профсоюзный деятель
- Эндрю Макдональд (поэт), родившийся у подножия Лейт-Уок
- Преподобный Роберт Макдональд (1813–1893), министр Свободной церкви Норт-Лейт, модератор Генеральной ассамблеи Свободной церкви Шотландии 1882/83.
- Уна Маклин , актриса
- Уилли Меррилис , спасатель и выдающийся полицейский, позже главный констебль полиции Лотиана и Пиблса.
- Александр Морган (математик)
- Джеймс Мортон , футболист
- Томас Мортон , кораблестроитель и изобретатель ( патентный лист )
- Эрскин Никол (1825–1904) художник
- Эдуардо Паолоцци (1924–2005), поп-художник и скульптор.
- Чарли и Крейг Рид из фолк-группы The Proclaimers
- Джордж Т. Х. Рид , модератор Генеральной ассамблеи Шотландской церкви, 1973/4 г.
- Генри Робб , судостроитель
- Джоан Роулинг , автор
- Кларис Шоу (1883–1946), женщина-новатор, лейбористский политик и член парламента.
- Марджери Сэмпсон (1890–1915) первая женщина-звонарь Шотландии.
- Джеймс Симпсон (1830-1894) архитектор, создатель Схемы улучшения Лейта.
- Джон Слайго из Кармила (1794–1858) купец и геолог-любитель.
- Крис Смолл , профессиональный в снукер игрок
- Нил Смит , географ
- Ральф Стокман (1861–1946) и его младший брат Стюарт Стокман (1869–1926)
- Уильям Струт (1875–1956), футбольный менеджер Рейнджерс (1920–1954)
- Дэнни Суонсон , футболист Питерборо Юнайтед
- Дерек Трэйл (1946 г.р.), бывший шотландский профессиональный футболист
- Единорог Кид (Оливер Сабин, р. 1991), композитор электронной/чип-музыки
- Ирвин Уэлш , автор журнала Trainspotting
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Запись места Эдинбурга, Лейт, Генерал Норт Лейт; Подробности Южного Лейта (Кенмор)» . РКАХМС . Проверено 6 марта 2012 г.
- ^ Кэмпбелл 1827 , с. 2.
- ^ «История» . Лейт-Театр Траст. Архивировано из оригинала 28 ноября 2015 года . Проверено 11 августа 2015 г.
- ^ Розалинд К. Маршалл, Шотландские Квинс: 1034–1714 (Джон Дональд: Эдинбург, 2007), стр. 60: Казначейские ведомости , 5 (Эдинбург, 1882 г.), с. 382.
- ^ Томас Диксон, Отчеты казначея , том. 1 (Эдинбург, 1877 г.), стр. 366–9: Норман Макдугалл , Джеймс IV (Таквелл, 1997 г.).
- ^ Харрис, Стюарт, «Укрепления и осада Лейта», PSAS , 121 (1991), 361–62 и сн.21
- ^ Календарные государственные документы Шотландии , том. 1 (Эдинбург, 1898 г.): HMC Hatfield Manuscripts , vol. i: Документы Сэдлера (Эдинбург, 1809 г.): Forbes Full View , vol. 1 (Лондон, 1740 г.): История Реформации , Джон Нокс и др.,
- ^ Дэвид Хэй Флеминг , Мария, королева Шотландии (Лондон, 1897), стр. 44: Опись древних памятников города Эдинбурга (Эдинбург: HMSO, 1951), стр. 44. 257.
- ^ Джон Гай, Мария, королева Шотландии: Мое сердце принадлежит мне (Четвертая власть, 2009), с. 154.
- ^ Календарные государственные документы Шотландии: 1574–1581 , том. 5 (Эдинбург, 1907), с. 611.
- ^ Календарные государственные документы Шотландии , том. 10 (Эдинбург, 1936), стр. 186, 863: Дэвид Стивенсон, Последняя королевская свадьба Шотландии (Джон Дональд: Эдинбург, 1997), стр. 10 (Эдинбург, 1936). 100.
- ^ Морин Мейкл , Шотландский народ 1490-1625 (Лулу, 2013), стр. 150.
- ^ Документы Мелроса , том. 2 (Эдинбург, 1837 г.), стр. 456–9.
- ^ «Том 86 (2019 г.): «Большие страхи перед болезнью здесь, в городе… Боже, храни нас всех…» Чумное кладбище в Лейте, 1645 год: археологические раскопки в начальной школе Сент-Мэри (Лейт), Лейт-Линкс, Эдинбург Шотландские археологические интернет-отчеты» . Journals.socantscot.org . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ TC Smout, «Ранние шотландские сахарные дома, 1660–1720», «Обзор экономической истории» , 14:2 (1961), стр. 248–250.
- ^ Гилберт 1901 , стр. 54, 58.
- ^ Вуд, Эндрю Дик (1972). Высшая полиция порта Лейт; краткая история . Заем: Macdonald Printers (Edinburgh) Ltd. ISBN 978-0-9502550-0-2 . OCLC 629063 .
- ^ Гилберт 1901 , стр. 42, 64–65.
- ^ Историческая среда Шотландии . «Эдинбург, Лейт-Докс, Башня Мартелло (51960)» . Кенмор . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ Историческая среда Шотландии . «СМ2418 (СМ2418)» . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ «История Лейта - XXXIII. Как управляли Лейтом» . www.electricscotland.com .
- ^ Грант , с. 89.
- ^ , чтобы начать свой визит в Шотландию Кеннет. «Царь Николай II в Шотландии» . www.rusartnet.com . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ «Живу своей жизнью | Анархистская библиотека» . revoltlib.com . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ Кинг, контент – Краеведческое общество Лейта, веб-дизайн – Дэвид. «Крайняя история Лейта: хронология» . www.leithlocalhistorysociety.org.uk . Проверено 16 декабря 2016 г. .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «ЛЕЙТ ДОКЕРС. – ВОЗОБНОВЛЕНИЕ РАБОТЫ. ЛОНДОН, 14 августа. – The Advertiser (Аделаида, ЮАР: 1889–1931) – 16 августа 1913 г.» . Рекламодатель . 16 августа 1913 года . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ «Демонстрация Лейта Докерса – Берег, Лейт, 1913 год» . www.edinphoto.org.uk . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ Кенефик, Уильям (15 июля 2007 г.). Красная Шотландия!: Взлет и падение радикальных левых, ок. 1872–1932: Взлет и падение радикальных левых, ок. 1872-1932 гг . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748630820 .
- ^ Перерисовка Эдинбурга: Проект столетия расширения границы Эдинбурга 1920 года , Городской совет Эдинбурга
- ^ Эдинбург и его окрестности: Руководство по замкам приходов
- ^ Куреши, Аруса (12 октября 2021 г.). «Культурные пространства вдыхают жизнь в самый крутой район Эдинбурга» . Тайм-аут по всему миру . Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ Нокс, Анниероз (12 октября 2021 г.). «Лейт: один из самых крутых районов в мире | VisitScotland» . Блог . Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ Брайан, Анна (21 января 2023 г.). «Вспоминая тот момент, когда Бейонсе и Джастин Тимберлейк посетили Лейта на церемонии MTV Music Awards» . Эдинбургские новости . Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ «Лейт строил корабли в 1939–45» . Верфи Лейт. Архивировано из оригинала 4 октября 2013 года.
- ^ TC Smout, «Ранние шотландские сахарные дома, 1660–1720», «Обзор экономической истории» , 14:2 (1961), стр. 248–250.
- ^ Историческая среда Шотландии . «Кукурузная биржа, 29, 31, 33, 35 Конституция-стрит, Лейт, Эдинбург (LB27140)» . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ «Шотландская континентальная торговля сельдью 1810–1914» . Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ «Конец пути в порт Лейт» . Архивировано из оригинала 12 ноября 2007 года.
- ^ «Лейт настроен на серьезное развитие» . 10 февраля 2005 г. – через news.bbc.co.uk.
- ^ «Происхождение названий улиц Эдинбурга» . Архивировано из оригинала 21 июня 2012 года . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ «Доведенный до предела новым именем» . Scotsman.com . 11 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2020 г. Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ «Происхождение названий улиц Эдинбурга» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2012 года . Проверено 22 января 2013 г.
- ^ Старый и Новый Эдинбург Касселла ; том. 6, гл. 25
- ^ «Перепись 2011 года — Профили муниципальных округов» . Городской совет Эдинбурга .
- ^ Справочник Брэдшоу, 1863 : Лейт
- ^ многочисленные современные фотографические свидетельства
- ^ Маршалл 1986 .
- ^ Транспорт Эдинбурга ; DHG Hunter: Хаддерсфилд: Advertiser Press: 1964: стр. 180
- ^ «Железнодорожные станции Лейт» . www.edinphoto.org.uk . Проверено 3 октября 2021 г.
- ^ Эдинбургских трамваев Веб-сайт
- ^ «Хронология» . История Лейта . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Рассел, Джон (1922). «Лейт» . Нельсон.
- ^ Хаббард, Лорен (30 сентября 2018 г.). «История яхты королевской семьи Британия» . Город и страна . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Hearst Magazine Media, Inc. Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ Кларк, Джон Пол (6 октября 2021 г.). «Эдинбургский Лейт вошел в пятерку самых крутых мест в мире» . ЭдинбургLive . Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ « Это захватывающее время!» Как шотландская индустрия виски перешла от краха к буму» . Хранитель . 25 января 2023 г. Проверено 30 января 2023 г.
- ^ «Встреча бывших студентов Морского колледжа Лейта» . Шотландец. 25 апреля 2018 года . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ Морские владения: история Морского колледжа Лейта, 1855–1987 гг . Лондон: Совет управляющих Лейтского морского колледжа. 1987. ISBN 978-0951240809 .
- ^ «Полупоздний» . Полупоздний .
- ^ Колин Ларкин , изд. (2003). Энциклопедия музыки восьмидесятых Virgin (Третье изд.). Девственные книги . п. 392. ИСБН 1-85227-969-9 .
- ^ Фишер, Марк (28 апреля 2007 г.). «Солнечный свет на Лейте: мюзикл» . Хранитель . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ «Солнечный свет на Лейте» . ТИФФ . Архивировано из оригинала 16 августа 2013 года . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Джон Гибсон (5 марта 2007 г.). «Я так рад, что наладил отношения с Марти» . Эдинбургские вечерние новости . Проверено 14 апреля 2011 г.
- ^ «Выберите Лейт? Места для наблюдения за поездами открывают меняющееся лицо Эдинбурга» . Хранитель . 5 февраля 2015 года . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Хоган, Майкл (30 октября 2019 г.). «Вина, обзор первой серии» . Телеграф . Архивировано из оригинала 14 декабря 2019 года . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ «Знакомьтесь, Джеймс МакЛеви — оригинальный детектив №1» . Шотландец . 30 мая 2007 года . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ «История гольфа» . Историческая Великобритания . Проверено 31 августа 2014 г.
- ^ «В картинках: викторианские бассейны Эдинбурга и где их найти» . Эдинбургские вечерние новости. 27 декабря 2022 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ «ПРОВОСТИ ЛЕИТА 1833–1920» . История Лейта, Эдинбург.
Библиография
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Алекс (1827). История Лейта, от самых ранних отчетов до наших дней . Лейт: Уильям Рид и сын.
- Гилберт, WM, изд. (1901), Эдинбург в девятнадцатом веке
- Грант, Джеймс. Старый и Новый Эдинбург . Том. VI.
- Маршалл, Дж. М. (1986). Жизнь и времена Лейта . Джон Дональд. ISBN 978-085976-128-4 .
- Нейш, Р.О. (2020). Когда-то они были кораблестроителями. Корабли, построенные под лейтом, том. Я (Мягкая обложка). Данбит, Шотландия: Издательство Whittles. ISBN 978-184995-443-3 .
- Нейш, Р.О. (2021). Верфи Leith, 1918–1939 гг. Суда, построенные Leith, Vol. II (Мягкая обложка). Данбит, Шотландия: Издательство Whittles. ISBN 978-184995-481-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Лейтом, на Викискладе?
Путеводитель по Лейту от Wikivoyage
- The Leither Magazine ориентированный на свободное сообщество, , журнал, освещающий новости, культуру, обзоры и блоги с окраин Эдинбурга.
- Leith Festival - общественный фестиваль.
Тексты в Wikisource:
- « Лейт ». Американская Циклопедия . 1879.
- « Лейт ». Новая международная энциклопедия . 1905.
- « Лейт ». Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911.
- « Лейт ». Справочник нового студента . 1914.
- « Лейт ». Американская энциклопедия . 1920.
- « Лейт ». Новая энциклопедия Кольера . 1921.