Jump to content

Шотландская Реформация

Статуя Джона Нокса , ведущего деятеля шотландской Реформации.

Шотландская Реформация была процессом, посредством которого Шотландия отделилась от католической церкви и основала протестантскую церковь Шотландии . [а] Оно является частью более широкой европейской протестантской Реформации 16-го века .

С первой половины 16 века шотландские учёные и религиозные деятели находились под влиянием учения протестантского реформатора Мартина Лютера . В 1560 году группа шотландской знати, известная как Лорды Конгрегации, получила контроль над правительством. Под их руководством шотландский реформационный парламент принял закон, устанавливавший протестантское вероучение и отвергавший верховенство Папы , хотя формально они были ратифицированы Яковом VI и мной только в 1567 году.

возглавляемая Джоном Ноксом Новая Церковь Шотландии, , приняла пресвитерианскую структуру и в основном кальвинистскую доктрину . Реформация привела к серьезным изменениям в шотландском образовании, искусстве и религиозной практике. Сама кирка стала предметом национальной гордости, и многие шотландцы видели в своей стране новый Израиль.

Дореформационная Шотландия

Pre-Reformation church[edit]

Henry Wardlaw (died 1440), Bishop of St Andrews, royal tutor and adviser, founder of The University of St Andrews and key figure in fighting Lollardy

Structure[edit]

Christianity spread in Scotland from the 6th century, with evangelisation by Irish-Scots missionaries and, to a lesser extent, those from Rome and England.[1] The church in Scotland attained clear independence from England after the Papal Bull of Celestine III (Cum universi, 1192), by which all Scottish bishoprics except Galloway became formally independent of York and Canterbury. The whole Ecclesia Scoticana, with individual Scottish bishoprics (except Whithorn/Galloway), became the "special daughter of the see of Rome".[2] It was run by special councils made up of all the Scottish bishops, with the bishop of St Andrews emerging as the most important figure.[2] The administration of parishes was often given to local monastic institutions in a process known as appropriation. By the time of the Reformation in the mid-16th century 80% of Scottish parishes were appropriated, leaving few resources for the parish clergy.[3]

In 1472 St Andrews became the first archbishopric in the Scottish church, to be followed by Glasgow in 1492.[2] The collapse of papal authority in the Papal Schism (1378–1418) allowed the Scottish Crown to gain effective control of major ecclesiastical appointments within the kingdom. This de facto authority over appointments was formally recognised by the Papacy in 1487. The Crown placed clients and relatives of the king in key positions, including James IV's (r. 1488–1513) illegitimate son Alexander Stewart, who was nominated as Archbishop of St. Andrews at the age of 11. This practice strengthened royal influence but it also made the Church vulnerable to criticisms of venality and nepotism.[4] Relationships between the Scottish Crown and the Papacy were generally good, with James IV receiving tokens of papal favour.[2]

Medieval popular religion[edit]

Traditional Protestant historiography tended to stress the corruption and unpopularity of the late Medieval Scottish church. Since the late 20th century, research has indicated the ways in which it met the spiritual needs of different social groups.[5][6] Historians have discerned a decline of monastic life in this period, with many religious houses maintaining smaller numbers of monks. Those remaining often abandoned communal living for a more individual and secular lifestyle. The rate of new monastic endowments from the nobility also declined in the 15th century.[5][7] In contrast, the burghs saw the flourishing of mendicant orders of friars in the later 15th century, who, unlike the older monastic orders, placed an emphasis on preaching and ministering to the population. The order of Observant Friars were organised as a Scottish province from 1467, and the older Franciscans and the Dominicans were recognised as separate provinces in the 1480s.[4]

A mid-16th-century oak panel carving from a house in Dundee

In most Scottish burghs there was usually only one parish church, in contrast to English towns where churches and parishes tended to proliferate.[2] As the doctrine of Purgatory gained importance in the late Middle Ages, the number of chapelries, priests, and masses for the dead prayed within them, designed to speed the passage of souls to Heaven, grew rapidly.[8] The number of altars dedicated to saints, who could intercede in this process, also increased dramatically. St. Mary's in Dundee had perhaps 48 such altars and St Giles' in Edinburgh more than 50.[2] The number of saints celebrated in Scotland also proliferated, with about 90 being added to the missal used in St Nicholas church in Aberdeen.[9] New cults of devotion related to Jesus and the Virgin Mary began to reach Scotland in the 15th century, including the Five Wounds, the Holy Blood, and the Holy Name of Jesus. New religious feasts arose, including celebrations of the Presentation, the Visitation, and Mary of the Snows.[2][9]

In the early 14th century, the Papacy managed to minimise the problem of clerical pluralism, by which clerics held two or more livings, which elsewhere resulted in parish churches being without priests, or served by poorly-trained and paid vicars and clerks. The number of poor clerical livings and a general shortage of clergy in Scotland, particularly after the Black Death, meant that in the 15th century the problem intensified.[10] As a result, parish clergy were largely drawn from the lower ranks of the profession, leading to frequent complaints about their standards of education or abilities. Although there is little clear evidence that standards were declining, this was expressed as one of the major grievances of the Reformation.[4] Heresy, in the form of Lollardry, began to reach Scotland from England and Bohemia in the early 15th century. Lollards were followers of John Wycliffe (c. 1330 –84) and later Jan Hus (c. 1369 –1415), who called for reform of the Church and rejected its doctrine on the Eucharist. Despite evidence of the burning of heretics and some popular support for its anti-sacramental elements, it probably remained a small movement.[11]

Pressure to reform[edit]

Humanism[edit]

A coloured painting showing a man in a cap and black gown over red clothes with writing materials on a table in front of him
Portrait of Hector Boece (1465–1536), a major figure in European humanism, who returned to be the first principal of the University of Aberdeen

From the 15th century, Renaissance humanism encouraged critical theological reflection and calls for ecclesiastical renewal in Scotland. As early as 1495 some Scots were in contact with Desiderius Erasmus (1466–1536), the Netherlands-born leading figure in the northern humanist movement. They were also in contact with Jacques Lefèvre d'Étaples (c. 1455 – 1536), a French humanist and scholar who like Erasmus argued strongly for reform of the Catholic Church by the elimination of corruption and abuses.[12] Scottish scholars often studied on the Continent and at English universities.[13] Humanist scholars trained on the Continent were recruited to the new Scottish universities founded at St Andrews, Glasgow, and Aberdeen.[14] These international contacts helped integrate Scotland into a wider European scholarly world and were one of the most important ways in which the new ideas of humanism entered Scottish intellectual life.[14] By 1497 the humanist and historian Hector Boece, who was born in Dundee and studied at Paris, returned to become the first principal at the new university of Aberdeen.[13]

The continued movement of scholars to other universities resulted in a school of Scottish nominalists at Paris by the early 16th century, the most important of whom was John Mair, generally described as a scholastic. His Latin History of Greater Britain (1521) was sympathetic to the humanist social agenda. In 1518 he returned to become Principal of the University of Glasgow.[15] Another major figure was Archibald Whitelaw, who taught at St. Andrews and Cologne, becoming a tutor to the young James III and royal secretary in 1462–1493. Robert Reid, Abbot of Kinloss and later Bishop of Orkney, was responsible in the 1520s and 1530s for bringing the Italian humanist Giovanni Ferrario to teach at Kinloss Abbey. Ferrario established an impressive library and wrote works of Scottish history and biography.[16] Reid was to leave sufficient endowment in his will, for the foundation of Edinburgh University. James McGoldrick suggests that there was a circle of "Erasmian-type scholar-reformers" at the royal court in the first decade of the sixteenth century.[13]

Lutheranism[edit]

The Martyrs' Monument at Saint Andrews commemorates Protestants executed before the Reformation, including Patrick Hamilton and George Wishart.

From the 1520s the ideas of Martin Luther began to have influence in Scotland, with Lutheran literature circulating in the east-coast burghs. In 1525 Parliament banned their importation.[17] In 1527, the English ambassador at Antwerp noted that Scottish merchants were taking William Tyndale's New Testament to Edinburgh and St. Andrews.[18] In 1528 the nobleman Patrick Hamilton, who had been influenced by Lutheran theology while at the universities of Wittenberg and Marburg, became the first Protestant martyr in Scotland. He was burned at the stake for heresy outside St Salvator's College at Saint Andrews.[19] Hamilton's execution inspired more interest in the new ideas. The Archbishop of St Andrews was warned against any further such public executions as "the reek [smoke] of Maister Patrik Hammyltoun has infected as many as it blew upon".[20]

Political background (1528–1559)[edit]

James V[edit]

After entering his personal reign in 1528, James V avoided pursuing the major structural and theological changes to the church undertaken by his contemporary Henry VIII in England. In exchange for his loyalty to Rome, he was able to appoint his many illegitimate children and favourites to office in the Church, particularly David Beaton[citation needed] who became a Cardinal in 1538 and Archbishop of Saint Andrews in 1539. James increased crown revenues by heavily taxing the church, taking £72,000 in four years. The results of such appointments and taxation undermined both the status and finances of the Church.[21] The Church was also divided by jurisdictional disputes between Gavin Dunbar, Archbishop of Glasgow and James Beaton, Archbishop of St. Andrews until his death in 1539. As a result, in 1536 the first provincial church council called since 1470 failed to achieve major reforms or a united front against heresy.[22] After the execution of Patrick Hamilton, the Crown prosecuted some men and a small number of executions followed in the 1530s and 1540s, but there was no systematic persecution, as the king was not interested in wide-scale bloodletting. An increasing number of lairds and nobles began to favour reform, particularly in Angus, the Mearns, Fife and within the University of St Andrews.[23] Leading figures included Alexander Cunningham, 5th Earl of Glencairn and John Erskine of Dun.[24] In 1541 Parliament passed legislation to protect the honour of the Mass, prayer to the Virgin Mary, images of the saints, and the authority of the pope.[25]

Rough Wooing[edit]

Cardinal Beaton, defender of the old faith, and leader of the pro-French faction.

James V died in 1542, leaving the infant Mary, Queen of Scots as his heir, with the prospect of a long minority. At the beginning of Mary's reign, the Scottish political nation was divided between a pro-French faction, led by Cardinal Beaton and by the Queen's mother, Mary of Guise, and a pro-English faction, headed by Mary's prospective heir James Hamilton, Earl of Arran.[26] Initially Arran became Regent, backed by the small "evangelical party" at court, who favoured religious reform. The act of Parliament of 1543 removed the prohibition against reading the Bible in the vernacular.[27] A planned marriage between Mary and Edward, the son of Henry VIII of England, which had been agreed under the Treaty of Greenwich (1543), led to a backlash in Scotland and a coup led by Cardinal Beaton. He repudiated the reforming policies, and all consideration of an English marriage for the Queen, angering the English.[28] They invaded to enforce the match, an action later known as the "rough wooing", which devastated south-east Scotland.[28]

In 1546, George Wishart, a preacher who had come under the influence of Swiss reformer Huldrych Zwingli, was arrested and burnt at the stake in St. Andrews on the orders of Cardinal Beaton. Wishart's supporters, who included a number of Fife lairds, assassinated Beaton soon after and seized St. Andrews Castle, which they held for a year while under siege, before they were defeated with the help of French forces. The survivors, including chaplain John Knox, were condemned to be galley slaves, helping to create resentment of the French and martyrs for the Protestant cause.[29]

In 1547, the English under Edward Seymour, 1st Duke of Somerset renewed their invasion and defeated the Scots at Pinkie, occupied south-east Scotland with forts at Lauder, Haddington and an outpost at Dundee. This occupation (1547–1549) encouraged the reforming cause. The English supplied books and distributed Bibles and Protestant literature in the Lowlands.[30] Several earls pledged themselves 'to cause the word of God to be taught and preached'.[31] To counter the English, the Scots secured French help, the price of which was the betrothal of the infant Queen to the French dauphin, the future Francis II. She departed for France in 1548, where she was to be raised and educated. At this point, "the policy of Henry VIII had failed completely".[32] French ascendancy was made absolute over the next decade. In 1554, Arran was given the title Duke du Châtellerault and removed from the regency in favour of Mary of Guise (the Queen Mother).[32]

Regency of Mary of Guise[edit]

Arms of Mary of Guise in the Magdalen Chapel, Edinburgh

During her regency (1554–1560), the Queen's mother ensured the predominance of France in Scottish affairs. She put Frenchmen in charge of the treasury and the Great Seal, and the French ambassador Henri Cleutin sometimes attended the Privy Council.[33] At first Mary of Guise cultivated a policy of limited toleration of Protestants, hoping to gain their support for her pro-French policies and against England, which from 1553 was under the rule of the Catholic Mary Tudor, who married the future Philip II of Spain in 1554.[34] Hopes for reform of the existing church helped keep the political nation unified.[35] But the marriage of Mary Queen of Scots to the dauphin in 1558 heightened fears that Scotland would become a French province. Reformers were given hope by the accession, in England, of the Protestant Queen Elizabeth in 1558, which created a confessional frontier in Great Britain.[36]

Reforming Councils[edit]

The Church responded to some of the criticisms being made against it. John Hamilton, Archbishop of St Andrews, instigated a series of provincial councils (in 1549, 1552, probably in 1556 and in 1559), modelled on the contemporaneous Council of Trent.[37] These blamed the advance of the Protestant heresies on "the corruption of morals and the profane lewdness of life in churchmen of all ranks, together with crass ignorance of literature and of the liberal arts". In 1548, attempts were made to eliminate concubinage, clerical pluralism, clerical trading, and non-residence, and to prohibit unqualified people from holding church offices. Further, the clergy were enjoined to scriptural reflection, and bishops and parsons instructed to preach at least four times a year. Monks were to be sent to university, and theologians appointed for each monastery, college, and cathedral. But in 1552, it was acknowledged that little had been accomplished. Attendance at Mass was still sparse and "the inferior clergy of this realm and the prelates have not, for the most part, attained such proficiency in the knowledge of the Holy Scriptures as to be able by their own efforts rightly to instruct the people in the Catholic faith and other things necessary to salvation or to convert the erring."[38]

Expansion of Protestantism[edit]

Lord James Stewart, later the 1st Earl of Moray, one of the nobles whose change of sides in 1559 helped precipitate the Reformation crisis

Protestantism continued to expand in this period and became more distinct from those who wanted reform within the existing church. Originally organised as conventicles that consisted of members of a laird's family, or kin group and social networks, who continued to attend the Catholic Church, Protestants began to develop a series of privy kirks (secret churches), whose members increasingly turned away from existing church structures. Their organisation was sufficient in 1555 for Knox to return to Scotland. He administered a Protestant communion and carried out a preaching tour of the privy kirks. He urged the members to reject Nicodemism, by which they held Protestant convictions, but attended Catholic services. Despite being offered protection by the Earl of Argyll, he returned to Geneva in 1556.[39] In the absence of a leading clerical figure, the leadership of the movement was taken by the few nobles who had embraced Protestantism and a new generation that included Argyll's son Lord Lorne, the illegitimate son of the late King James V, Lord James Stewart (later the Earl of Moray), and Lord John Erskine.[40] In 1557 a "first bond" was signed by Argyll, Glencairn, Morton, Lorne, and Erskine, for mutual support against "Sathan and all wicked power that does intend tyranny and truble against the foresaid congregation." This group, which eventually became known as 'the Lords of the Congregation', was a direct challenge to the existing regime.[41]

Reformation crisis (1559–1560)[edit]

On 1 January 1559 the anonymous Beggars' Summons was posted on the doors of friaries, threatening friars with eviction on the grounds that their property belonged to the genuine poor. This was calculated to appeal to the passions of the populace of towns who appeared to have particular complaints against friars.[42][42] Knox returned to Scotland and preached at the church of St. John the Baptist's at Perth on 11 May on Christ cleansing the temple. The congregation responded by stripping the shrines, images and altars of the church and then sacked the local friaries and Carthusian house. The regent responded by sending troops to restore order and Glencairn led a force to defend the town's new Protestant status. A royal delegation, including Argyll and James Stuart persuaded the burgh to open its gates, but the heavy handed treatment by the regent's forces led to a breakdown in negotiations. Argyll and Stuart changed sides and the Lords of the Congregation now began raising their followers for an armed conflict.[43]

Map of the Siege of Leith dated 7 May 1560 from Petworth House

A series of local reformations followed, with Protestant minorities gaining control of various regions and burghs, often with the support of local lairds and using intimidation, while avoiding the creation of Catholic martyrs, to carry out a "cleansing" of friaries and churches, followed by the appointment of Protestant preachers. Such reformations occurred in conservative Aberdeen and the ecclesiastical capital of St. Andrews together with other eastern ports. In June, Mary of Guise responded by dispatching a French army to St. Andrews to restore control, but it was halted by superior numbers at Cupar Muir and forced to retreat.[44] Edinburgh fell to the Lords in July, and Mary moved her base to Dunbar. The arrival of French reinforcements of 1,800 men forced the Lords onto the defensive and they abandoned the capital.[45]

The Lords appealed for help from England and Mary from France. English agents managed the safe return of Earl of Arran, the eldest son and heir of Chatelherault, allowing him to accept the leadership of the Lords.[45] In October the regent was declared "suspended" and replaced by a "great council of the realm".[46] Mary of Guise's forces continued to advance, once again threatening St. Andrews. The situation was transformed by the arrival of the English fleet in the Firth of Forth in January 1560, and the French retreated to the stronghold of Leith near Edinburgh.[47] The English and the Lords agreed further support by the Treaty of Berwick in February 1560 and an English army crossed the border to lay siege to the French in Leith. Mary of Guise fell ill and died in June. With no sign of reinforcements, the French opened negotiations. Under the Treaty of Edinburgh (5 July 1560) both the French and English removed their troops from Scotland, leaving the Protestant Lords in control of the country. The Lords accepted Mary Queen of Scots and her husband, now Francis II of France, as monarchs and were given permission to hold a parliament, although it was not to touch the issue of religion.[47]

Reformation Parliament[edit]

Mary Queen of Scots and her teenage husband Francis II of France in 1559, in whose names the Scottish Reformation Parliament was called

The Scottish Parliament met in Edinburgh 1 August 1560.[46] Fourteen earls, six bishops, nineteen lords, twenty-one abbots, twenty-two burgh commissioners and over a hundred lairds, claimed the right to sit.[48] Ignoring the provisions of the Treaty of Edinburgh, on 17 August, Parliament approved a Reformed Confession of Faith (the Scots Confession), and on 24 August it passed three Acts that abolished the old faith in Scotland. Under these, all previous acts not in conformity with the Reformed Confession were annulled. The sacraments were reduced to two (Baptism and Communion) to be performed by reformed preachers alone. The celebration of the Mass was made punishable by a series of penalties (ultimately death) and Papal jurisdiction in Scotland was repudiated.[49] The Queen declined to endorse the acts that Parliament had passed and the new kirk existed in a state of legal uncertainty.[50]

First Book of Discipline[edit]

The Lords had intended Parliament to consider a Book of Reformation, which they had commissioned and was largely the work of Knox. They were unhappy with the document and established a committee of "six Johns", including Knox, John Winram, John Spottiswood, John Willock, John Douglas, and John Row, to produce a revised version. The result of the delay was that the document, known as the First Book of Discipline, was considered not by the full Parliament, but only by a thinly-attended convention of nobles and about 30 lairds in January 1561 and then only approved individually and not collectively.[48] The Book proposed a programme of parish-based reformation that would use the resources of the old Church to pay for a network of ministers, a parish-based school system, university education and poor relief. This proposal for the use of church wealth was rejected. Instead, an Act of Council kept two-thirds of the Church's assets in the hands of its existing holders, while the remaining third was divided between the Crown and the reformist measures. The educational programme, was abandoned, ministers remained poorly paid, and the Church was underfunded.[51]

Post-Reformation church[edit]

Confession of faith[edit]

A later edition of the Scots Confession

The Scots Confession was produced by Knox and five colleagues in four days. Its structure parallels that of the Apostles' Creed, with 25 chapters based around themes of the Father, Son, Church and Consummation. It remained the standard of the Kirk until it was replaced by the Westminster Confession, negotiated with English Parliamentary allies during the English Civil War and adopted by the Kirk in 1647.[52] The Confession was strongly Calvinist in tone. It emphasised the "inscrutable providence" of God, who had determined all things. It stressed the extreme depravity of mankind, who deserved eternal damnation and the mercy of God in selecting a portion of humanity for salvation through grace alone.[53] It denied transubstantiation, but retained the real presence in the Eucharist. It largely avoided negative emotive condemnations of Catholicism, focusing on setting out the new faith in simple language. It saw the Kirk as a "catholik" community of, "the elect of all nations, realms, nations, tongues, Jews and Gentiles".[54] In 1581, as part of a reaction to the perceived threat of Catholicism, the court signed a King's, or Negative Confession, probably commissioned by James VI, that much more harshly denounced Catholicism.[55]

Liturgy and worship[edit]

Реформация привела к полной трансформации религиозных обрядов. Вместо многих святых дней и праздников католической церкви и периодического соблюдения мессы единственным сохранившимся святым днем ​​было воскресенье, и от мирян требовалось регулярное посещение и участие. От латыни отказались в пользу просторечия. Совместное пение псалмов заменило сложную полифонию обученных хоров. Особое внимание уделялось Библии и проповеди, которая часто длилась более часа, хотя во многих приходах, в которых не было священника, проводились только «служения чтецов», состоящие из псалмов, молитв и чтения Библии. Женевская Библия получила широкое распространение. [56] Протестантские проповедники, спасавшиеся от марианских преследований в Англии, привезли с собой Эдуарда VI вторую Книгу общей молитвы (1552 г.), получившую одобрение лордов Конгрегации. Нокс первоначально поддержал ее, но перед отъездом из Женевы и при поддержке Кальвина он написал свою собственную Книгу общего порядка , и именно она была напечатана и одобрена Генеральной Ассамблеей 1562 года. В расширенном виде она была переиздана вместе с «Исповеданием». и Псалмы размером в 1564 году , и он оставался стандартом до тех пор, пока не был заменен Вестминстерской директорией в 1643 году. [57] Гэльский перевод «Книги общего порядка» был выпущен в 1563 году и стал первой книгой, напечатанной на гэльском языке, но гэльской Библии не было до 18 века. [56]

Церковное устройство [ править ]

Руины собора Святого Андрея ; камень был взят и повторно использован во многих окрестных домах

Первая книга дисциплины предусматривала учреждение реформированных служителей в каждом из примерно 1080 приходов. К концу 1561 года 240 из этих мест были заполнены. К 1567 г. насчитывалось около 850 священнослужителей, а к 1574 г. - чуть более 1000. В основном они были сосредоточены на юге и востоке. В Хайленде была нехватка людей, и очень немногие местные жители говорили по-гэльски. Университеты не могли обеспечить достаточное количество подготовленных служителей на протяжении поколения, и многие (более трех четвертей в 1574 году) занимали младшие должности читателей, а не квалифицированных служителей. Большинство из них составляли бывшие католические священнослужители. [58] Неопрятная система тринадцати средневековых епархий должна была быть заменена десятью более рациональными округами, каждый из которых должен был контролироваться суперинтендантом . Этот план осложнился обращением в протестантизм трех епископов, которым разрешили остаться на своих постах. Было назначено несколько суперинтендантов, а для заполнения пробелов были назначены временные комиссары. В 1576 году, когда Генеральная ассамблея рассматривала структуру Кирка, она признала пять должностей: архиепископов, епископов, суперинтендантов, комиссаров и посетителей. [58]

Помимо этих должностей существовала система церковных судов кирковых сессий и пресвитерий , которые занимались дисциплиной и управлением. Некоторые местные сессии существовали до 1560 года, модераторы появились в 1563 году, но пресвитерия - только в 1580 году. К 1590-м годам Шотландия была организована примерно в 50 пресвитерий, примерно по 20 служителей в каждой. Над ними стояло около дюжины синодов, а на вершине — Генеральная ассамблея. [59] Система сессий кирка давала значительную власть в новом кирке местным лордам, которые могли принять на себя достоинство и авторитет старейшины . [60]

реформирования Продолжение

Мария, королева Шотландии, изображена со своим сыном Яковом VI и мной ; на самом деле Мэри в последний раз видела сына, когда ему было десять месяцев

В 1560-х годах большая часть населения, вероятно, все еще была католиками по убеждениям, и Кирку было трудно проникнуть в Хайленд и на острова, но начался постепенный процесс обращения и консолидации, который, по сравнению с реформациями в других местах, проводился с небольшими преследованиями. . Монастыри не были распущены, им было позволено вымереть вместе со своими монахами, и до 1573 года ни один бенефициар не был изгнан, даже за отказ подчиниться. [61] Сосредоточение внимания на приходской церкви как на центре богослужения означало отказ от большей части сложного религиозного обеспечения часовен, монастырей и соборов, многим из которых было позволено прийти в упадок или, как собор в Сент-Эндрюсе, были добыты для обработки камня для использоваться в местных домах. [62]

Второй кризис Реформации ( 1567 ) г.

Когда ее муж Франциск II умер в 1560 году, Мария, которой сейчас 19 лет, решила вернуться в Шотландию, чтобы принять на себя управление страной. Она добилась соглашения о том, что она будет единственным человеком, который на законных основаниях будет участвовать в католических службах, и не будет пытаться повторно навязать католицизм своим подданным, тем самым разгневав главных католических дворян. Ее шестилетнее личное правление было омрачено серией кризисов, во многом вызванных интригами и соперничеством ведущих дворян. За убийством ее секретаря Дэвида Риччио последовало убийство ее непопулярного второго мужа лорда Дарнли , отца ее маленького сына, а также ее похищение и брак с графом Ботвеллом , который был замешан в убийстве Дарнли. [63] Оппозиция Ботвеллу привела к формированию коалиции дворян, называвших себя лордами Конфедерации. [64] Майкл Линч описывает события 1567 года как «второй кризис Реформации». [65] Мэри и Ботвелл столкнулись с лордами в Карберри-Хилл 15 июня 1567 года, но их силы растаяли. Он сбежал, и она была заключена в тюрьму в замке Лохлевен . Через десять дней после конфронтации в Карберри-Хилл Генеральная Ассамблея собралась в Эдинбурге с целью искоренить «суеверия и идолопоклонство». Реформационное соглашение 1567 года было гораздо более кальвинистским, чем соглашение 1560 года. Ассамблея разработала программу реформ, которая включала ратификацию закона 1560 года, лучшее обеспечение министерства, новые ресурсы и рабочую силу для приходов, чистку преподавателей в университетах и ​​школах, а также более тесные отношения с парламентом. [66] В декабре был созван парламент, который позволил ратифицировать акты, принятые Парламентом Реформации. [67] Последующее религиозное урегулирование было разработано в 1570-х годах на фоне гражданской войны и нестабильного регентства. [66]

Якова VI ( 1567–1625 Правление )

Джеймс Дуглас, 4-й граф Мортон , который стал последним регентом во время правления Якова VI.

В июле 1567 года Мария была вынуждена отречься от престола в пользу своего 13-месячного сына Якова VI . Джеймс должен был быть воспитан протестантом, а правительство должно было управляться рядом регентов, начиная с Морея, пока Джеймс не начал отстаивать свою независимость в 1581 году. [68] В конце концов Мария сбежала и попыталась силой вернуть себе трон. После своего поражения в битве при Лэнгсайде в мае 1568 года силами, верными королевской партии во главе с Мореем, она укрылась в Англии, оставив сына в их руках. В Шотландии Королевская партия вела гражданскую войну от имени регентства против сторонников Марии. Это закончилось после английского вмешательства капитуляцией Эдинбургского замка в мае 1573 года. [69] В 1578 году была принята Вторая книга дисциплины, которая по своему мировоззрению была гораздо более явно пресвитерианской. [70]

В Англии Мария стала центром внимания католических заговорщиков и в конечном итоге была казнена за измену в 1587 году по приказу своей родственницы Елизаветы I. [69] [71] Джеймс был кальвинистом по доктрине, но решительно поддерживал епископство и сопротивлялся независимости или даже праву вмешиваться в правительство Кирка, который стал ассоциироваться с последователями Эндрю Мелвилла , известными как мелвиллианцы. Он использовал свои полномочия, чтобы созвать Генеральную Ассамблею там, где он хотел, ограничив возможность участия более радикального духовенства. Он платил за присутствие умеренного духовенства, вел переговоры с членами и манипулировал бизнесом, чтобы ограничить независимость Кирка. К 1600 году он назначил трёх парламентских епископов. К концу его правления насчитывалось 11 епископов, и епархиальное епископство было восстановлено, хотя внутри Кирка по-прежнему существовала сильная поддержка пресвитерианства. [72]

выживание Католическое

Хотя католицизм официально незаконен, в некоторых частях Шотландии он сохранился. Иерархия Церкви играла относительно небольшую роль, и инициатива оставалась за мирянами. Там, где дворяне или местные лорды предлагали защиту, оно продолжало процветать, как в случае с Кланранальдом на Южном Уисте или на северо-востоке, где граф Хантли был самой важной фигурой. В этих регионах католические таинства и обычаи сохранялись с относительной открытостью. [73] Представители знати, вероятно, не хотели преследовать друг друга по вопросам религии из-за сильных личных и социальных связей. В английском отчете 1600 года говорилось, что треть дворян и дворян по-прежнему придерживались католических взглядов. [74] На большей части территории Шотландии, за исключением Внешних Гебридских островов , католицизм стал подпольной религией в частных хозяйствах, связанных родственными узами. Такая зависимость от домашнего хозяйства означала, что женщины часто становились важными носителями и носителями веры, как, например, в случае с леди Фернихерст в Бордерс. Они превратили свои дома в центры религиозной деятельности и предоставили священникам безопасные места. [73]

Поскольку Реформация захватила существующие структуры и активы Церкви, любая попытка восстановления со стороны католической иерархии была чрезвычайно трудной. После краха дела Марии в гражданских войнах 1570-х годов и всякой надежды на национальное восстановление старой веры иерархия начала рассматривать Шотландию как территорию миссии. Ведущий орден Контрреформации , недавно основанный иезуит , поначалу проявлял относительно мало интереса к Шотландии как к объекту миссионерской работы. Их эффективность была ограничена соперничеством между различными орденами в Риме. Инициативу взяла на себя небольшая группа шотландцев, связанная с семьей Крайтон , которая снабжала епископов Данкельда . Они присоединились к ордену иезуитов и вернулись, чтобы предпринять попытку обращения. Их внимание было в основном сосредоточено на суде, что привело их к участию в ряде сложных политических заговоров и запутанных ситуаций. Большинство выживших шотландских последователей-мирян в значительной степени игнорировались. [73]

Влияние [ править ]

Образование [ править ]

Эндрю Мелвиллу , которому приписывают крупные реформы в шотландских университетах в 16 веке.

Гуманистическую озабоченность расширением образования разделяли протестантские реформаторы, и стремление к благочестивому народу заменило цель иметь образованных граждан. В Первой книге дисциплины был изложен план создания школы в каждом приходе, но это оказалось невозможным с финансовой точки зрения. [75] В городах старые школы были сохранены, а песенные школы и ряд новых фондов превратились в реформированные гимназии или обычные приходские школы. Школы поддерживались за счет комбинации фондов Кирка, пожертвований местных наследников или городских советов, а также родителей, которые могли платить. Их проверяли на сессиях Кирка, которые проверяли качество преподавания и доктринальную чистоту. Существовало также большое количество нерегулируемых «школ приключений», которые иногда удовлетворяли местные потребности, а иногда забирали учеников из официальных школ. За пределами существующих городских школ мастера часто совмещали свои должности с другой работой, особенно с второстепенными должностями в Кирке, такими как клерки. Тодд, М. (2002), Культура протестантизма в Шотландии раннего Нового времени , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, стр. 59–62, ISBN.  0-3000-9234-2 В лучшем случае учебная программа включала катехизис , латынь , французский язык , классическую литературу и спорт. [76]

Университеты Шотландии претерпели ряд реформ, связанных с Эндрю Мелвиллом, который вернулся из Женевы и стал директором Университета Глазго в 1574 году. Выдающийся лингвист, философ и поэт, он учился в Париже и изучал право в Пуатье , прежде чем переехать в Женеву. и развитие интереса к протестантскому богословию. Под влиянием антиаристотелевца Петруса Рамуса он сделал упор на упрощенную логику и поднял языки и науки до того же статуса, что и философия, позволяя бросить вызов общепринятым идеям во всех областях. [77] Он ввел новый специализированный преподавательский состав, заменив систему «регентинга», когда один наставник проводил студентов по всей учебной программе по искусству. [78] Метафизика была оставлена, и в первый год обучения обязательным стал греческий язык, за ним последовали арамейский , сирийский и иврит , положив начало новой моде на древние и библейские языки. До его приезда Глазго, вероятно, приходил в упадок как университет, но теперь студенты начали приезжать в больших количествах. Он участвовал в реконструкции Маришаль-колледжа в Абердине и, чтобы сделать для Сент-Эндрюса то же, что он сделал для Глазго, был назначен директором колледжа Святой Марии в Сент-Эндрюсе в 1580 году . Эдинбургский университет возник на основе публичных лекций, которые основанный в городе в 1540-х годах по юриспруденции, греческому, латыни и философии под патронажем Марии де Гиз . «Тунисский колледж» стал Эдинбургским университетом в 1582 году. [16] Результатом этих изменений стало оживление всех шотландских университетов, которые теперь давали качество образования, не уступающее тому, которое предлагалось где-либо в Европе. [77]

Литература [ править ]

Джордж Бьюкенен , драматург, поэт и политический теоретик, автор Арнольд Бронкорст

В средневековой Шотландии, вероятно, были свои собственные мистические пьесы , часто исполнявшиеся ремесленными гильдиями , подобные пьесе, описанной как ludi de ly haliblude и поставленной в Абердине в 1440 и 1445 годах и которая, вероятно, была связана с праздником Тела Христова , но никаких текстов не сохранилось. [79] Законодательство против народных пьес было принято в 1555 году, а против литургических пьес («клерковых пьес или комедий, основанных на канонических писаниях») в 1575 году Генеральной ассамблеей Шотландской церкви. [80] Попытки запретить народные пьесы применялись более мягко и менее успешно, чем предполагалось ранее. Они продолжались и в 17 веке: прихожан в Абердине упрекали за парады и танцы на улицах с колоколами на свадьбах и Йоле в 1605 году, Робин Гуд и Мэй играли в Келсо в 1611 году, а рождественские представления в Перте в 1634 году. [81] Кирк также разрешил некоторые пьесы, особенно в школах, когда они служили целям образования, как в комедии о блудном сыне , разрешенной в Сент-Эндрюсе в 1574 году. [81]

Более формальные пьесы включали пьесы Джеймса Веддерберна , который писал антикатолические трагедии и комедии на шотландском языке около 1540 года, прежде чем он был вынужден бежать в изгнание. К ним относятся « Обезглавливание Иоанна Крестителя» и « История Дионисия Тираонна» , которые были исполнены в Данди. [82] Дэвид Линдсей (ок. 1486–1555), дипломат и глава Лионского двора , был плодовитым поэтом и драматургом. интермедию Он поставил во дворце Линлитгоу для короля и королевы, которая считалась версией его пьесы «Три Эстайтис» 1540 года, в которой высмеивалась коррупция церкви и государства и которая является единственной законченной пьесой, сохранившейся до Реформации. [83] Джордж Бьюкенен (1506–1582) оказал большое влияние на континентальный театр своими пьесами, такими как «Иефет» и «Батист» , которые повлияли на Пьера Корнеля и Жана Расина , а через них и на неоклассическую традицию во французской драме, но его влияние в Шотландии было ограничено его выбором. латыни как средства массовой информации. [84] Анонимный «Манера Киринга одной пьесы» (до 1568 г.) [85] и «Филот» (опубликовано в Лондоне в 1603 году) представляют собой отдельные примеры сохранившихся пьес. Последний представляет собой народную шотландскую комедию ошибок, вероятно, предназначенную для придворного представления Марии, королевы Шотландии или Якова VI. [86] Та же система профессиональных трупп актеров и театров, которая сложилась в Англии в этот период, отсутствовала в Шотландии, но Яков VI дал понять о своем интересе к драме, организовав для труппы английских актеров возведение театра и выступление в 1599 году. [87]

Кирк также не одобрял поэзию, не носившую религиозного характера. Тем не менее, среди поэтов этого периода были Ричард Мейтленд из Летингтона (1496–1586), сочинявший медитативные и сатирические стихи; Джон Роллан (1530–1575), написавший аллегорические сатиры, а также придворный и министр Александр Юм (ок. 1556–1609), корпус произведений которого включает поэзию природы и эпистолярные стихи . Использование Александром Скоттом (?1520–82/3) коротких стихов, предназначенных для пения под музыку, открыло путь кастальским поэтам времен взрослого правления Якова VI. [88]

Искусство [ править ]

Редкий образец витража, пережившего Реформацию, в часовне Магдалины в Эдинбурге.

Церковное искусство Шотландии понесло тяжелые потери в результате иконоборчества Реформации с почти полной потерей средневековых витражей, религиозных скульптур и картин. [89] Единственный значительный сохранившийся витраж дореформации в Шотландии — это окно из четырех кругов в часовне Магдалины в Каугете , Эдинбург , завершенное в 1544 году. [90] Резьбу по дереву можно увидеть в Королевском колледже, Абердине и Данблейнском соборе . [91] В Западном Хайленде, где существовала наследственная каста скульпторов-монументалистов, неопределенность и потеря покровительства, вызванные отказом от памятников в эпоху Реформации, означали, что они перешли в другие ветви гэльских ученых орденов или занялись другими занятиями. Отсутствие передачи навыков резьбы заметно по ухудшению качества, когда надгробия были введены в эксплуатацию в следующий раз в начале 17 века. [92]

По мнению Н. Прайора, характер шотландской Реформации мог иметь более широкие последствия, ограничивая создание культуры публичного проявления и означая, что искусство было направлено на более строгие формы выражения с упором на частную и домашнюю сдержанность. [93] Утрата церковного покровительства в результате Реформации означала, что местные мастера и художники обратились к светским покровителям. Одним из результатов этого стал расцвет расписных потолков и стен в стиле шотландского Возрождения , при этом большое количество частных домов горожан, лордов и лордов часто приобретали очень подробные и цветные узоры и сцены, из которых сохранилось более 100 примеров. [89] Они были предприняты неназванными шотландскими художниками с использованием книг континентальных образцов, что часто приводило к включению гуманистической моральной и философской символики с элементами, призывающими к геральдике, благочестию, классическим мифам и аллегориям. [89] Самый ранний сохранившийся пример находится во дворце Гамильтона в Киннейле , Западный Лотиан, украшенном в 1550-х годах для тогдашнего регента Джеймса Гамильтона, графа Аррана . [94] Другие примеры включают потолок в Престонгрейндж-Хаусе , выполненный в 1581 году для Марка Керра, коммендата Ньюбаттла , и длинную галерею в Пинки-Хаусе , нарисованную для Александра Ситона , графа Данфермлина в 1621 году. [89]

Архитектура [ править ]

Приход Бернтайленд -Кирк, его первоначальный деревянный шпиль теперь заменен каменным.

Реформация произвела революцию в церковной архитектуре Шотландии. Кальвинисты отвергали украшения в местах богослужений, не видя необходимости в сложных зданиях, разделенных для ритуальных целей. Это привело к повсеместному разрушению средневековой церковной мебели, украшений и украшений. [95] Были построены новые церкви, а существующие церкви приспособлены для реформированных служб, в частности, путем размещения кафедры в центре церкви, поскольку проповедь была в центре богослужения. Многие из самых ранних зданий представляли собой простые прямоугольные остроконечные здания, стиль, который сохранялся и в 17 веке, как, например, замок Данноттар в 1580-х годах, Гринока Старый Западный Кирк (1591 г.) и Дернесс (1619 г.). [96] В этих церквях часто есть окна на южной стене (и нет окон на северной), что стало характерной чертой реформаторских кирков. Существовала преемственность с дореформационными материалами: в некоторых церквях в качестве стен использовали щебень, как в Кембаке в Файфе (1582 г.). Другие использовали тесаный камень и несколько дополнительных деревянных шпилей, как в Бернтисленде (1592 г.). [97] Церковь Грейфрайарс в Эдинбурге , построенная между 1602 и 1620 годами, имела прямоугольную планировку в основном готической формы, но церковь в Дирлтоне (1612 г.) имела более изысканный классический стиль. [96] Разновидностью прямоугольной церкви, разработанной в постреформационной Шотландии и часто используемой при адаптации существующих церквей, был Т-образный план, который позволял максимальному количеству прихожан находиться возле кафедры. Примеры можно увидеть в Кембаке и Престонпансе после 1595 года. Этот план продолжал использоваться и в 17 веке, как в Уиме (1600 г.), Анструтере Истере , Файфе (1634–1644 гг.) и Нью-Камноке , Эйршир (1657 г.). В 17 веке план греческого креста использовался для таких церквей, как Кавдор (1619 г.) и Фенвик (1643 г.). В большинстве этих случаев одна ветвь креста была закрыта как проход для лэрда, а это означало, что по сути это были церкви Т-образной формы. [96]

Музыка [ править ]

Перепечатка обложки книги «Гуд и Годли Баллатис» 1600 года.

Реформация оказала серьезное влияние на церковную музыку. Певческие школы при аббатствах, соборах и коллегиальных церквях были закрыты, хоры расформированы, нотные книги и рукописи уничтожены, а органы изъяты из церквей. [89] Лютеранство , повлиявшее на раннюю шотландскую Реформацию, пыталось приспособить католические музыкальные традиции к богослужению, опираясь на латинские гимны и народные песни. Самым важным продуктом этой традиции в Шотландии были «Гуд и Годли Баллатис» (1567), которые представляли собой духовную сатиру на популярные баллады, которые обычно приписывались братьям Джеймсу , Джону и Роберту Веддербернам . Никогда не принятые Кирком, они, тем не менее, оставались популярными и переиздавались с 1540-х по 1620-е годы. [98]

Позже кальвинизм, который стал доминировать в шотландской Реформации, был гораздо более враждебным по отношению к католической музыкальной традиции и популярной музыке, делая упор на библейское, то есть на псалмы . Шотландская Псалтырь 1564 года была написана по заказу Ассамблеи Церкви . Он опирался на работы французского музыканта Клемана Маро , вклад Кальвина в Страсбургскую Псалтирь 1539 года и английских писателей, в частности, на издание Псалтири 1561 года, созданное Уильямом Уиттингемом для английской общины в Женеве. Намерение состояло в том, чтобы создать отдельные мелодии для каждого псалма, но из 150 псалмов 105 имели собственные мелодии, а в 17 веке общие мелодии, которые можно было использовать для псалмов с одинаковым размером, стали более частыми. [99] Поскольку теперь эти псалмы пели целые общины, в отличие от подготовленных хоров, которые пели многие части полифонических гимнов. [98] была потребность в простоте, и большинство церковных композиций ограничивались гомофонной обстановкой. [89]

Во время своего личного правления Яков VI попытался возродить певческие школы, приняв в 1579 году парламентский акт, требующий, чтобы советы крупнейших городов создали «an sang scuill с ane maister, достаточным и способным для обучения молодежи в упомянутых городах». наука о музыке». Пять новых школ были открыты в течение четырех лет после вступления закона в силу, а к 1633 году их было не менее 25. Большинство городов, в которых не было песенных школ, обеспечивали себя в своих гимназиях. [100] Полифония была включена в издания Псалтири 1625 года, но в тех немногих местах, где использовались эти настройки, прихожане пели мелодию и обучали певцов контратенору , высоким и басовым партиям . [98] Победа пресвитериан в Национальном завете 1638 года привела к прекращению полифонии, и в 1650 году был опубликован новый псалтырь общим размером, без мелодий. [101] В 1666 году в Абердине были впервые опубликованы «Двенадцать мелодий для Шотландской церкви», состоящие из четырех частей (которые на самом деле содержали 14 мелодий), предназначенные для использования с Псалтирью 1650 года. К 1720 году оно выдержало пять изданий. К концу семнадцатого века эти два произведения стали основным корпусом псалмов, исполняемых в Кирке. [102]

Женщины [ править ]

Агнес Дуглас, графиня Аргайл (1574–1607), приписываемая Адриану Вансону

Ранняя современная Шотландия была патриархальным обществом, в котором мужчины имели полную власть над женщинами. [103] С 1560-х годов служба бракосочетания после Реформации подчеркивала это, заявляя, что жена «находится в подчинении и под управлением своего мужа, пока они оба продолжают жить». [104] В политике теория патриархата осложнялась регентством во главе с Маргаритой Тюдор и Марией де Гиз , а также появлением царствующей королевы Марии, королевы Шотландии с 1561 года. Обеспокоенность по поводу этой угрозы мужской власти была проиллюстрирована Джона Нокса « книгой Первый трубный звук против чудовищного женского полка (1558 г.), призывавший к свержению всех правящих королев. Большая часть политической нации прагматично смотрела на ситуацию, принимая Марию как королеву, но напряженность, вызванная этим парадоксом, возможно, сыграла свою роль в более поздних трудностях правления. [105]

До Реформации обширные запреты на брак по родству означали, что для большинства благородных браков требовалось разрешение папы , которое позже могло быть использовано в качестве основания для аннулирования, если брак оказался политически или лично неудобным, хотя развода как такового не было. [103] Разлучение с постелью и питанием допускалось в исключительных случаях, обычно при супружеской измене. При реформированном Кирке развод разрешался на основании прелюбодеяния или дезертирства. Шотландия была одной из первых стран, разрешивших дезертирство в качестве законного основания для развода, и, в отличие от Англии, дела о разводе инициировались относительно на более низких уровнях социальной лестницы. [106]

После Реформации усилилась борьба между широко распространенным убеждением в ограниченности интеллектуальных и моральных способностей женщин и желанием женщин взять на себя личную моральную ответственность, особенно в качестве жен и матерей. В протестантизме это требовало умения изучать и понимать катехизис и даже уметь самостоятельно читать Библию. Большинство комментаторов, даже те, которые были склонны поощрять образование девочек, считали, что они не должны получать такое же академическое образование, как мальчики. В низших слоях общества женщины извлекли выгоду из расширения системы приходских школ, которое произошло после Реформации, но их численность обычно превосходила мальчиков, часто обучавшихся отдельно, в течение более короткого времени и на более низком уровне. Их часто учили чтению, шитью и вязанию, но не письму. Уровень женской неграмотности, основанный на подписях среди служанок, составлял около 90% с конца 17 по начало 18 веков и, возможно, 85% для женщин всех рангов к 1750 году по сравнению с 35% для мужчин. [107] Среди знати было много образованных и культурных женщин, наиболее ярким примером которых является королева Мария. [108]

Посещение церкви играло важную роль в жизни многих женщин. Женщины были в основном исключены из управления Кирком, но когда главы семей проголосовали за назначение нового министра, некоторые приходы разрешили женщинам на этом посту участвовать. [109] В послереформационный период произошла криминализация женщин. [110] Женщин подвергали дисциплинарным взысканиям на заседаниях кирков и в гражданских судах за стереотипные правонарушения, включая ругань и проституцию, которые считались девиантными, а не преступными. Килдей, А.-М. (2007), Женщины и насильственные преступления в Шотландии эпохи Просвещения , Лондон: Boydell & Brewer, стр. 19, ISBN  978-0-8619-3287-0 Это изменение отношения может частично объяснить охоту на ведьм , которая произошла после Реформации и в которой женщины были самой большой группой жертв. [111]

Популярная религия [ править ]

Ведьмы Северного Бервика встречают Дьявола на местном кладбище, из современной брошюры « Новости из Шотландии» .

Шотландский протестантизм был сосредоточен на Библии, которая считалась непогрешимой и основным источником морального авторитета. Многие Библии представляли собой большие, иллюстрированные и очень ценные предметы. Женевский перевод широко использовался [112] до тех пор, пока в 1611 году Кирк не принял Авторизованную версию короля Иакова , а первая шотландская версия не была напечатана в Шотландии в 1633 году, но Женевская Библия продолжала использоваться и в 17 веке. [113] Библии часто становились предметом суеверий, использовались при гадании . [114] Дисциплина Кирка была фундаментальной для реформатского протестантизма и, вероятно, достигла апогея в 17 веке. На сессиях Кирка можно было применять религиозные санкции, такие как отлучение от церкви и отказ в крещении, чтобы принудить к благочестивому поведению и послушанию. В более сложных случаях аморального поведения они могли работать с местным судьей по системе, созданной по образцу той, которая применяется в Женеве. [115] К общественным мероприятиям относились с недоверием, и с конца 17 века на собраниях кирков предпринимались попытки искоренить такие виды деятельности, как красивое одевание , костры , переодевание , свадьбы за гроши и танцы. [116]

В эпоху позднего средневековья было несколько судебных преследований за вред, причиненный посредством колдовства, но принятие Закона о колдовстве 1563 года сделало колдовство или консультации с ведьмами тяжкими преступлениями. [117] Первой крупной серией судебных процессов в соответствии с новым законом были процессы над ведьмами в Северном Бервике , начавшиеся в 1589 году, в которых Яков VI играл важную роль в качестве «жертвы» и следователя. [118] Он заинтересовался колдовством и опубликовал статью в защиту охоты на ведьм в « Демонологии» в 1597 году, но, судя по всему, он становился все более скептически настроенным и в конечном итоге предпринял шаги по ограничению судебных преследований. По оценкам, за этот период от 4000 до 6000 человек, в основном из Шотландской низменности , были осуждены за колдовство, что намного выше, чем в соседней Англии. Крупные серии судебных процессов прошли в 1590–1591 , 1597 , 1628–1631, 1649–1650 и 1661–1662 годах . Семьдесят пять процентов обвиняемых составляли женщины, и по современным оценкам было казнено более 1500 человек. [119]

Национальная идентичность [ править ]

Кирк, возникший после 1560 года, стал символом всей Шотландии. Она стала предметом национальной гордости, и ее часто сравнивали с менее четко реформированной церковью в соседней Англии. Джейн Доусон предполагает, что потеря национального статуса в борьбе за доминирование в Британии между Англией и Францией, от которой пострадали шотландцы, возможно, побудила их подчеркнуть свои религиозные достижения. [120] Возникла теология, которая рассматривала Царство как находящееся в заветных отношениях с Богом. Многие шотландцы видели свою страну как новый Израиль, а себя как святой народ, ведущий борьбу между силами Христа и Антихриста, причем последний отождествлялся с возрождающимся папством и Римско-католической церковью. Эта точка зрения была подкреплена событиями в других местах, которые продемонстрировали, что реформатская религия находится под угрозой, такими как Варфоломеевская резня 1572 года во Франции и Испанская армада в 1588 году. [120] Эти взгляды были популяризированы через первые протестантские исторические труды, такие как «История Реформации » Нокса и Джорджа Бьюкенена » «Rerum Scoticarum Historia . [121] В этот период также наблюдался рост патриотической литературы, чему способствовал рост народной печати. Опубликованные издания средневековой поэзии Джона Барбура и Роберта Генрисона , а также пьесы Дэвида Линдсея приобрели новую аудиторию. [122]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Широко известный как «кирк».

Ссылки [ править ]

  1. ^ Флетчер 1999 , стр. 231–233.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Боукатт и Уильямс (2006) , стр. 26–29.
  3. ^ Маккуорри (2004) , стр. 109–117.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вормальд (1991) , стр. 75–87.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вормальд (1991) , стр. 76–87.
  6. ^ Паллисер (2000) , стр. 349–350.
  7. ^ Баррелл (2000) , с. 246.
  8. ^ Баррелл (2000) , с. 254.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Питерс (2004) , с. 147.
  10. ^ Баррелл (2000) , стр. 244–245.
  11. ^ Баррелл (2000) , с. 257.
  12. ^ МакГолдрик (1989) , с. 28.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вебстер (1997) , стр. 124–125.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вормальд (1991) , стр. 68–72.
  15. ^ Мейсон (2005) , с. 100.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томас (2012) , стр. 196–197.
  17. ^ Вормальд (1991) , с. 91.
  18. ^ Вормальд (1991) , с. 104.
  19. ^ Доусон (2007) , стр. 164–166.
  20. ^ Маки, Ленман и Паркер (1991) , с. 151.
  21. ^ Мейсон (2005) , с. 102.
  22. ^ Доусон (2007) , с. 129.
  23. ^ Доусон (2007) , стр. 144–145.
  24. ^ Вормальд (1991) , с. 107.
  25. ^ Райри (2006) , с. 42.
  26. ^ Вормальд (1991) , с. 100.
  27. ^ Доусон (2007) , с. 159.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грант и Стрингер (1995) , стр. 115–116.
  29. ^ Грэм (2000) , с. 414.
  30. ^ Вормальд (1991) , стр. 102–104.
  31. ^ Кирк (1989) , с. 11.
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маки, Ленман и Паркер (1991) , с. 144.
  33. ^ Маки, Ленман и Паркер (1991) , с. 139.
  34. ^ Вормальд (1991) , с. 102.
  35. ^ Доусон (2007) , с. 185.
  36. ^ Доусон (2007) , стр. 200–201.
  37. ^ Доусон (2007) , с. 186.
  38. ^ Кирк (1993) , с. 696.
  39. ^ Доусон (2007) , стр. 188–189.
  40. ^ Доусон (2007) , стр. 194–195.
  41. ^ Доусон (2007) , с. 195.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берли (1960) , с. 143.
  43. ^ Доусон (2007) , стр. 204–205.
  44. ^ Доусон (2007) , стр. 205–206.
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Доусон (2007) , с. 209.
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вормальд (1991) , с. 117.
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Доусон (2007) , с. 211.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линч (1992) , с. 197.
  49. ^ Маки, Ленман и Паркер (1991) , с. 153.
  50. ^ Браун и Макдональд (2010) , с. 48.
  51. ^ Маки, Ленман и Паркер (1991) , стр. 154–155.
  52. ^ Дж. Роджерс, Пресвитерианские символы веры: Путеводитель по Книге исповеданий (Вестминстер: John Knox Press, 1985), ISBN   0-6642-5496-9 , стр. 79–80.
  53. ^ Браун (2012) , с. 80.
  54. ^ Вормальд (1991) , стр. 120–121.
  55. ^ Рид (2013) , с. 96.
  56. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Доусон (2007) , стр. 227–229.
  57. ^ Берли (1960) , стр. 160–163.
  58. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линч (1992) , стр. 198–199.
  59. ^ Макнил и МакКуин (1996) , стр. 390–391.
  60. ^ Вормальд (1991) , с. 138.
  61. ^ Вормальд (1991) , стр. 121–133.
  62. ^ Доусон (2007) , стр. 217–218.
  63. ^ Митчисон (2002) , стр. 129–133.
  64. ^ Линч (1992) , с. 218.
  65. ^ Линч (1992) , с. 196.
  66. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линч (1992) , стр. 200–201.
  67. ^ Доусон (2007) , с. 268.
  68. ^ Уилсон (1963) , с. 19.
  69. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вормальд (1991) , с. 183.
  70. ^ Д.К. Макким и Д.Ф. Райт, Энциклопедия реформатской веры (Вестминстер: John Knox Press, 1992), ISBN   0-6642-1882-2 , с. 103.
  71. ^ Доусон (2007) , стр. 316–317.
  72. ^ Вормальд (1991) , стр. 128–129.
  73. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Доусон (2007) , с. 232.
  74. ^ Вормальд (1991) , с. 133.
  75. ^ Хьюстон (2002) , с. 5.
  76. ^ Вормальд (1991) , стр. 182–183.
  77. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вормальд (1991) , стр. 183–184.
  78. ^ Дж. Кирк, «Мельвиллианская реформа» и шотландские университеты», в книге А. А. Макдональда и М. Линча, ред., « Возрождение в Шотландии: исследования в области литературы, религии, истории и культуры, предложенные Джону Дархану» (BRILL, 1994). , ISBN   9-0041-0097-0 , с. 280.
  79. ^ Дэвидсон (2007) , с. 57.
  80. ^ Хартнолл (1993) , с. 745.
  81. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карпентер (2011) , с. 20.
  82. ^ Браун (2013) , с. 84.
  83. ^ Браун и др. (2007) , стр. 256–257.
  84. ^ Браун (2011) , стр. 1–3.
  85. ^ Ван Хейнсберген (2001) , стр. 127–128.
  86. ^ Карпентер (2011) , с. 15.
  87. ^ Карпентер (2011) , с. 21.
  88. ^ Ван Хейнсберген (2001) , стр. 129–130.
  89. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Томас (2012) , стр. 198–199.
  90. ^ TW West, Открытие шотландской архитектуры (Ботли: Osprey, 1985), ISBN   0-8526-3748-9 , с. 55.
  91. ^ Скотт (1993) , с. 208.
  92. ^ Доусон (2007) , с. 131.
  93. ^ Н. Прайор, Музеи и современность: художественные галереи и создание современной культуры (Берг, 2002), ISBN   1-8597-3508-8 , с. 102.
  94. ^ Доусон (2007) , с. 290.
  95. ^ Королевский институт британских архитекторов , Киркс на протяжении веков , Architecture.com, заархивировано из оригинала 14 октября 2007 г. , получено 13 января 2010 г.
  96. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Спайсер (2000) , с. 517.
  97. ^ Спайсер (2007) , стр. 53, 57.
  98. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вормальд (1991) , стр. 187–190.
  99. ^ Дугид, Т. (2014), Метрическая псалмодия в печати и на практике: английские «Singing Psalms» и шотландские «Psalm Buiks», 1547–1640 , Ашгейт, стр. 85–90, 173–179, 201–228, ISBN  978-1-4094-6892-9
  100. ^ Манро, Г. (2010), « Школы пения» и «музыкальные школы»: музыкальное образование в Шотландии 1560–1650», в Вайсе, Сан-Франциско; Мюррей, Р.Э. младший; Сайрус, CJ (ред.), Музыкальное образование в средние века и эпоху Возрождения , Издательство Индианского университета, стр. 67, ISBN  978-0-2530-0455-0
  101. ^ Бакстер, младший (2001), «Музыка церковная», в Линче, М. (ред.), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, стр. 431–432, ISBN  0-1921-1696-7
  102. ^ Спинкс, Б.Д. (2009), Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди , Scarecrow Press, стр. 143–144, ISBN  978-0-8108-6981-3
  103. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Доусон (2007) , стр. 62–63.
  104. ^ Деннисон (2001) , стр. 645–646.
  105. ^ Доусон (2007) , с. 243.
  106. ^ Юэн (2012) , с. 273.
  107. ^ Хьюстон (2002) , стр. 63–68.
  108. ^ Браун (2004) , с. 187.
  109. ^ Гловер (2011) , с. 135.
  110. ^ Митчисон (1983) , стр. 86–88.
  111. ^ Митчисон (1983) , стр. 88–89.
  112. ^ Хендерсон (2011) , стр. 1–4.
  113. ^ Вормальд (1991) , стр. 192–193.
  114. ^ Хендерсон (2011) , с. 12.
  115. ^ Хьюстон и Уайт (2005) , с. 30.
  116. ^ Хьюстон и Уайт (2005) , с. 34.
  117. ^ Эдвардс (2010) , с. 32.
  118. ^ Дж. Кей и Дж. Кей, Энциклопедия Коллинза Шотландии (Лондон: Харпер Коллинз, 1994), ISBN   0-0025-5082-2 , с. 556.
  119. ^ Браун (2012) , с. 81.
  120. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Доусон (2007) , стр. 232–233.
  121. ^ Эрскин (2013) , с. 636.
  122. ^ Линч (1992) , с. 184.

Первоисточники [ править ]

Вторичные источники [ править ]

  • Оксфордский национальный биографический словарь (2004) онлайн ; краткие научные биографии всех выдающихся людей
  • Баррелл, ADM (2000), Средневековая Шотландия , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  0--521-58602-Х
  • Бокатт, П.Дж.; Уильямс, Дж. Х. (2006), Спутник средневековой шотландской поэзии , Вудбридж: Брюэр, ISBN  1-8438-4096-0
  • Бакстер, младший (2001), «Церковная музыка», в Линче, М. (ред.), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  0-1921-1696-7
  • Браун, И. (2013), Шотландский театр: разнообразие, язык, преемственность , Родопи, ISBN  978-9-4012-0994-6
  • Браун, И. (2011), «Введение: живая традиция и коллективная амнезия», в книге Браун, И. (редактор), « Эдинбургский спутник шотландской драмы» , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  978-0-7486-4107-9
  • Браун, И.; Клэнси, Т.; Мэннинг, С.; Питток, М., ред. (2007), Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918) , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  978-0-7486-2481-2
  • Браун, К.М. (2004), Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от Реформации до революций , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  0-7486-1299-8
  • Браун, КМ; Макдональд, Арканзас, ред. (2010), Парламент в контексте, 1235–1707 , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  978-0-7486-1486-8
  • Браун, С. Дж. (2012), «Религия и общество до 1900 года», в Devine, TM; Вормальд, Дж. (ред.), Оксфордский справочник по современной истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  978-0-1995-6369-2
  • Берли, JHS (1960), История церкви Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  0-1921-3921-5
  • Карпентер, С. (2011), «Шотландская драма до 1650 года», в книге Брауна И. (редактор), «Эдинбургский спутник шотландской драмы» , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  978-0-7486-4107-9
  • Кросс, Флорида; Ливингстон, Э.А., ред. (1997), «Шотландия», Оксфордский словарь христианской церкви , Оксфорд: Oxford University Press, стр. 1471–1473, ISBN.  0--19-211655-X
  • Дэвидсон, К. (2007), Фестивали и пьесы в Британии позднего средневековья , Олдершот: Ашгейт, ISBN  978-0-7546-6052-1
  • Доусон, JEA (2007), Реформированная Шотландия, 1488–1587 , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  978-0-7486-1455-4
  • Деннисон, EP (2001), «Женщины: от 1 до 1700», в Линче, М. (ред.), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  0-1921-1696-7
  • Дугид, Т. (2014), Метрическая псалмодия в печати и на практике: английские «Singing Psalms» и шотландские «Psalm Buiks», 1547–1640 , Ashgate, ISBN  978-1-4094-6892-9
  • Эдвардс, штат Калифорния (2010), «Колдовство в Тюдорах и Стюартах Шотландии», в Картрайт, К. (редактор), « Спутник литературы Тюдоров» «Спутники Блэквелла по литературе и культуре» , Оксфорд: John Wiley & Sons, ISBN  978-1-4051-5477-2
  • Эрскин, К. (2013), «Джон Нокс, Джордж Букканан и шотландская проза», в Хэдфилде, А. (редактор), Оксфордский справочник по английской прозе 1500–1640 , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  978-0-1995-8068-2
  • Юэн, Э. (2012), «Ранняя современная семья», в Devine, TM; Вормальд, Дж. (ред.), Оксфордский справочник по современной истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  978-0-1995-6369-2
  • Флетчер, Р.А. (1999), Обращение в варваров: от язычества к христианству , University of California Press, ISBN  0-5202-1859-0
  • Гловер, К. (2011), Элитные женщины и вежливое общество в Шотландии восемнадцатого века , Вудбридж: Boydell Press, ISBN  978-1-8438-3681-0
  • Грэм, МФ (2000), «Шотландия», в Петтегри, А. (редактор), Мир Реформации , Лондон: Routledge, ISBN  0-4151-6357-9
  • Грант, А.; Стрингер, К.Дж. (1995), Объединение королевства?: Создание британской истории , Psychology Press, ISBN  3-0391-0948-0
  • Хартнолл, П., изд. (1993), Оксфордский компаньон театра , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  0-1928-2574-7
  • Ван Хейнсберген, Т. (2001), «Культура: 9 Ренессанса и Реформации: поэзия до 1603 года», в Линче, М. (ред.), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  0-1921-1696-7
  • Хендерсон, GD (2011), Религиозная жизнь в Шотландии семнадцатого века , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  978-0-5212-4877-8
  • Хьюстон, РА (2002), Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 , Кембридж: Cambridge University Press, ISBN  0-5218-9088-8
  • Хьюстон, РА; Уайт, ID (2005), «Введение», в Хьюстоне, РА; Уайт, ID (ред.), Шотландское общество, 1500–1800 гг ., Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  0-5218-9167-1
  • Келлар, К. (2003), Шотландия, Англия и Реформация: 1534–1561 гг ., Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  0-1992-6670-0
  • Килдей, А.-М. (2007), Женщины и насильственные преступления в Шотландии эпохи Просвещения , Лондон: Boydell & Brewer, ISBN  978-0-8619-3287-0
  • Кирк, Дж. (1989), Образцы реформ: преемственность и изменения в реформации Кирк , Эдинбург: T&T Clark, ISBN  0-5670-9505-3
  • Кирк, Дж. (1993), «Реформация в Шотландии», в де С. Кэмероне, Найджеле М.; Райт, Д.Ф.; Лахман, округ Колумбия; Мик, Д.Э. (ред.), Словарь истории и теологии шотландской церкви , Эдинбург: T&T Clark, ISBN  0-8308-1407-8
  • Кайл, Р.Г. (1991), «Христианское Содружество: видение Шотландии Джоном Ноксом», Журнал истории религии , 16 (3): 247–259, doi : 10.1111/j.1467-9809.1991.tb00667.x
  • Ламонт, С. (1991), Меченосец: Джон Нокс и европейская Реформация , Лондон: Ходдер и Стоутон, ISBN  0-3405-5240-9
  • Линч, М. (1992), Шотландия: Новая история , Лондон: Пимлико, ISBN  0-7126-9893-0
  • Линч, М. (2001), «Реформация», в книге Линч, М. (ред.), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN.  0-1921-1696-7
  • Макдональд, ИК (1998), Якобинский Кирк, 1567–1625: Суверенитет, литургия и государственное устройство , Олдершот: Эшгейт, ISBN  1--85928-373-X
  • Маки, доктор медицинских наук; Ленман, Б.; Паркер, Г. (1991), История Шотландии , Лондон: Penguin, ISBN  0-1401-3649-5
  • Мейсон, Р. (2005), «Ренессанс и Реформация: шестнадцатый век», в Уормалде, Дж. (редактор), Шотландия: История , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  0-1916-2243-5
  • Макголдрик, JE (1989), Шотландские связи Лютера , Associated University Press, ISBN  0-8386-3357-9
  • Макговерн, М. (редактор), Биографический словарь Чемберса (7-е изд. 2002 г.), Эдинбург: Чемберс, ISBN  0-5501-0051-2
  • Макнил, PGB; МакКуин, HL, ред. (1996), Атлас истории Шотландии до 1707 года , Эдинбург: шотландские медиевисты, ISBN  0-9503-9041-0
  • Маккуорри, А. (2004), Средневековая Шотландия: родство и нация , Трапп: Саттон, ISBN  0-7509-2977-4
  • Митчисон, Р. (1983), Светлость патронажу, Шотландия 1603–1745 , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  0--7486-0233-X
  • Митчисон, Р. (2002), История Шотландии (3-е изд.), Лондон: Routledge, ISBN  0-4152-7880-5
  • Муллан, DG (2000), шотландское пуританство, 1590–1638 , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  0-1982-6997-8
  • Манро, Г. (2010), « Школы пения» и «музыкальные школы»: музыкальное образование в Шотландии 1560–1650», в Вайсе, Сан-Франциско; Мюррей, Р.Э. младший; Сайрус, CJ (ред.), Музыкальное образование в средние века и эпоху Возрождения , Издательство Индианского университета, ISBN  978-0-2530-0455-0
  • Паллисер, DM (2000), Кембриджская городская история Великобритании: 600–1540 , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  0-5214-4461-6
  • Парк, Дж.Э. (2013), «Доктрина Джона Нокса о предопределении и ее практическое применение в его экклезиологии» , Puritan Reformed Journal , vol. 5, нет. 2, стр. 65–90.
  • Питерс, К. (2004), Женщины в Британии раннего Нового времени, 1450–1640 , Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан, ISBN  0--333-63358-X
  • Рид, SJ (2013), Гуманизм и кальвинизм: Эндрю Мелвилл и университеты Шотландии, 1560–1625 гг ., Олдершот: Эшгейт, ISBN  978-1-4094-8202-4
  • Райри, А. (2006), Истоки шотландской Реформации , Манчестер: Издательство Манчестерского университета, ISBN  0-7190-7105-4
  • Скотт, Х., изд. (1993), Шотландия: краткая история культуры , Mainstream, ISBN  1-8515-8581-8
  • Спайсер, А. (2000), «Архитектура», в Петтегри, А. (редактор), Мир Реформации , Лондон: Routledge, ISBN  0-4151-6357-9
  • Спайсер, А. (2007), Кальвинистские церкви в Европе раннего Нового времени , Манчестер: Издательство Манчестерского университета, ISBN  978-0-7190-5487-7
  • Спинкс, Б.Д. (2009), Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди , Scarecrow Press, ISBN  978-0-8108-6981-3
  • Томас, А. (2012), «Возрождение», в Devine, TM; Вормальд, Дж. (ред.), Оксфордский справочник по современной истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  978-0-1995-6369-2
  • Тодд, М. (2002), Культура протестантизма в Шотландии раннего Нового времени , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, ISBN  0-3000-9234-2
  • Вебстер, Б. (1997), Средневековая Шотландия: создание идентичности , Нью-Йорк, Нью-Йорк: St. Martin's Press, ISBN.  0-3335-6761-7
  • Уилсон, DH (1963) [1956], король Джеймс VI и I , Лондон: Jonathan Cape Ltd., ISBN  0-2246-0572-0
  • Вормальд, Дж. (1991), Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  0-7486-0276-3
  • Вормальд, Дж. (2001), Мария, королева Шотландии: политика, страсть и потерянное королевство , Таурис Парк в мягкой обложке, ISBN  1-8606-4588-7

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Браун, К.М. (1989), «В поисках благочестивого магистрата в реформационной Шотландии», Журнал церковной истории , 40 (1): 553–581, doi : 10.1017/S0022046900059017 , S2CID   159787456

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4beb886bfeb0a5e4acb217d82bba65ca__1714831260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/ca/4beb886bfeb0a5e4acb217d82bba65ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scottish Reformation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)