Музыка в Шотландии раннего Нового времени
Музыка в Шотландии раннего Нового времени включает все формы музыкального производства в Шотландии с начала шестнадцатого до середины восемнадцатого века. В этот период двор следовал европейской тенденции к инструментальному сопровождению и игре. Шотландские монархи шестнадцатого века были покровителями религиозной и светской музыки, а некоторые из них были опытными музыкантами. В шестнадцатом веке игра на музыкальных инструментах и пение стали ожидаемым достижением знатных мужчин и женщин. Отъезд Якова VI к власти в Лондоне в Союзе Корон в 1603 году означал, что Королевская капелла в замке Стерлинг в значительной степени пришла в упадок, а главный источник покровительства был удален из страны. Важными композиторами начала шестнадцатого века были Роберт Карвер и Дэвид Пиблз . Лютеранство « ранней Реформации сочувствовало включению католических музыкальных традиций и народных песен в богослужение, примером чего являются Гуд» и Годли Баллатис (1567). Однако Кальвинизм , который стал доминировать в шотландском протестантизме, привел к закрытию песенных школ, роспуску хоров, изъятию органов и уничтожению нотных книг и рукописей. Особое внимание было уделено псалмам, в результате чего была создана серия Псалтирей и создана традиция пения без сопровождения.
Несмотря на попытки Кирка ограничить традицию светской популярной музыки, она продолжалась. В этот период были приняты горные волынки и скрипки . Баллады , некоторые из которых, вероятно, датируются средневековьем , существовали как часть своеобразной устной традиции. Аллан Рэмси выступал за создание национальной музыкальной традиции и сотрудничал с итальянским композитором и виолончелистом Лоренцо Бокки над первой шотландской оперой «Кроткий пастырь» . Вокруг Эдинбурга развивалась музыкальная культура, и ряд композиторов начали создавать сборники мелодий Лоулэнда и Хайленда, привитых к итальянским музыкальным формам. К середине восемнадцатого века ряд итальянских музыкантов и композиторов проживали в Шотландии, и начали появляться шотландские композиторы национального значения.
Двор и дворянские семьи
[ редактировать ]
В эту эпоху Шотландия следовала тенденции дворов эпохи Возрождения в отношении инструментального сопровождения и игры. Яков V не только был крупным покровителем духовной музыки, но и был талантливым лютнистом и представил французский шансон и виолончели , хотя от этой светской камерной музыки почти ничего не сохранилось. своему двору [ 1 ] Возвращение Марии, королевы Шотландии из Франции в 1561 году, чтобы начать ее личное правление, и ее положение католички дали новую жизнь хору Королевской капеллы, но разрушение шотландских церковных органов означало, что инструменты Для сопровождения мессы приходилось нанимать оркестры музыкантов с трубами, барабанами, флейтами, волынками и таборами. Как и ее отец, она играла на лютне, вирджиналах и (в отличие от отца) была прекрасной певицей. [ 2 ] Она принесла с собой французские музыкальные влияния, наняв в свой дом лютнистов и скрипачей. [ 3 ]
Яков VI (годы правления 1566–1625) был крупным покровителем искусств в целом. Он перестроил Королевскую капеллу в Стерлинге в 1594 году, и хор использовался для государственных мероприятий, таких как крещение его сына Генри . [ 4 ] Он следовал традиции нанимать лютнистов для своих личных развлечений, как и другие члены его семьи. [ 5 ] Когда он отправился на юг, чтобы занять трон Англии в 1603 году как Яков I, он уничтожил один из основных источников покровительства в Шотландии. Королевская капелла теперь начала приходить в упадок, и двор Вестминстера стал единственным крупным источником королевского музыкального покровительства. [ 4 ] Холирудское аббатство было переоборудовано в часовню для Карла I королевского визита в 1633 году и возвращено Карлом II после Реставрации , снова став центром поклонения во время резиденции будущего Якова VII в начале 1680-х годов, но было разграблено антикоролевскими властями. -папистская толпа во время Славной революции 1688 года. [ 6 ]
Эта мода распространилась в дворянских домах, где работали местные музыканты, в том числе скрипачи и лютнисты. Как и везде в Европе, музыкальные способности стали одним из главных достижений, ожидаемых от дворянина или женщины. Музыканты явно нанимались учителями для детей в семье, как мужчин, так и женщин. [ 7 ] Есть свидетельства того, что в конце шестнадцатого и начале семнадцатого веков давались уроки игры на различных инструментах и пении, а также покупались ноты и инструменты (включая вирджинали и клавесины). В Хайленде вожди кланов продолжали нанимать арфистов и все чаще волынщиков в качестве фили и бардов , чье мастерство и способность прославлять своих предков были ключевым элементом, определявшим статус и наследие клана в семнадцатом веке. [ 8 ] Самый ранний печатный сборник светской музыки в Шотландии был издан издателем Джоном Форбсом в Абердине в 1662 году. «Песни и фантазии: к трем, четырем или пяти партиям, как для голосов, так и для альтов» Форбса , известный как Cantus , был напечатан трижды в ближайшие двадцать лет. В него вошли 77 песен, из которых 25 были шотландского происхождения. [ 9 ]
Церковная музыка
[ редактировать ]
Выдающимся шотландским композитором первой половины шестнадцатого века был Роберт Карвер (ок. 1488–1558), каноник аббатства Скоун . Его сложная полифоническая музыка могла быть исполнена только большим и высококвалифицированным хором, таким как тот, который работал в Шотландской Королевской капелле . Джеймс V также был покровителем таких фигур, как Дэвид Пиблс (ок. 1510–79?), чье самое известное произведение «Si quis diligit me» (текст из Иоанна 14:23) представляет собой мотет для четырех голосов. Вероятно, это были лишь двое из многих опытных композиторов той эпохи, чьи произведения сохранились лишь фрагментами. [ 10 ] Многое из того, что сохранилось от церковной музыки первой половины шестнадцатого века, связано с усердной работой Томаса Воде (ум. 1590), викария Сент-Эндрюса, который составил книгу из ныне утраченных источников, которую продолжил неизвестный руки после его смерти. [ 11 ]
Реформация . оказала значительное влияние на церковную музыку Певческие школы при аббатствах, соборах и коллегиальных церквях были закрыты, хоры распущены, нотные книги и рукописи уничтожены, а органы изъяты из церквей. [ 12 ] Лютеранство , повлиявшее на раннюю шотландскую Реформацию, пыталось приспособить католические музыкальные традиции к богослужению, опираясь на латинские гимны и народные песни. Самым важным продуктом этой традиции в Шотландии были «Гуд и Годли Баллатис» (1567), которые представляли собой духовные сатиры на популярные баллады, сочиненные братьями Джеймсом , Джоном и Робертом Веддербернами . Никогда не принятые кирком, они, тем не менее, оставались популярными и переиздавались с 1540-х по 1620-е годы. [ 13 ]
Кальвинизм , который стал доминировать в ходе шотландской Реформации, стремился заменить католическую музыкальную традицию и популярную музыку метрическими версиями Псалмов , которые он считал по своей сути более библейскими. Шотландская Псалтырь 1564 года была написана по заказу Ассамблеи Церкви . Он опирался на работы французского музыканта Клемана Маро , вклад Кальвина в Страсбургскую Псалтырь 1539 года и английских писателей, в частности, на издание Псалтыри 1561 года, созданное Уильямом Уиттингемом для английской общины в Женеве. Намерение состояло в том, чтобы создать отдельные мелодии для каждого псалма, но из 150 псалмов 105 имели собственные мелодии, а в семнадцатом веке общие мелодии, которые можно было использовать для псалмов с одинаковым размером, стали более частыми в семнадцатом веке. [ 14 ] Поскольку теперь эти псалмы пели целые общины, в отличие от подготовленных хоров, которые пели многие части полифонических гимнов. [ 13 ] существовала потребность в простоте, и большинство церковных композиций ограничивались гомофонной обстановкой. [ 15 ]
Во время своего личного правления Яков VI попытался возродить певческие школы, приняв в 1579 году парламентский акт, требующий, чтобы советы крупнейших городов создали «an sang scuill с ane maister, достаточным и способным для обучения молодежи указанной науке». музыки». [ 16 ] Пять новых школ были открыты в течение четырех лет после принятия закона, а к 1633 году их было не менее двадцати пяти. Большинство из тех, у кого не было песенных школ, обеспечивали себя в своих гимназиях. [ 16 ] Полифония была включена в издания Псалтири 1625 года, но в тех немногих местах, где использовались эти настройки, прихожане пели мелодию и обучали певцов контратенору , высоким и басовым партиям . [ 13 ] Однако триумф пресвитериан в Национальном завете 1638 года привел к прекращению многоголосия, и в 1650 году был опубликован новый псалтырь общим размером, но без мелодий. [ 17 ] В 1666 году в Абердине были впервые опубликованы «Двенадцать мелодий для Шотландской церкви», состоящие из четырех частей (которые на самом деле содержали 14 мелодий), предназначенные для использования с Псалтирью 1650 года. К 1720 году оно выдержало пять изданий. К концу семнадцатого века эти два произведения стали основным корпусом псалмов, исполняемых в церкви. [ 18 ]
Популярная музыка
[ редактировать ]
Светская популярная музыкальная традиция продолжалась, несмотря на попытки Кирка, особенно в Лоулендс, запретить танцы и такие мероприятия, как свадьбы за гроши , на которых играли мелодии. Большое количество музыкантов продолжали выступать, в том числе скрипач Патти Бирни и волынщик Хабби Симпсон (1550–1620). [ 19 ]
Первое четкое упоминание об использовании хайлендских волынок содержится во французской истории, где упоминается их использование в битве при Пинки-Кле в 1547 году. [ 20 ] Джордж Бьюкенен утверждал, что они заменили трубу на поле боя. В этот период была создана ceòl mór (великая музыка) волынки, которая отражала ее боевое происхождение, с боевыми мелодиями, маршами, собраниями, приветствиями и плачем. [ 20 ] В Хайленде в начале семнадцатого века наблюдалось развитие семей волынок, включая МакКриммондов , Макартуров, МакГрегоров и Маккеев из Гейрлоха . Есть также свидетельства распространения скрипки в Хайленде: Мартин Мартин (1703 г.) отметил в своем «Описании западных островов Шотландии» , что он знал восемнадцать игроков только в Льюисе. [ 21 ]
Есть свидетельства баллад этого периода. Некоторые из них могут относиться к эпохе позднего Средневековья и касаться событий и людей, которые можно проследить вплоть до тринадцатого века, включая « сэра Патрика Спенса » и « Томаса Рифмера », но свидетельств о которых у нас нет до тех пор, пока восемнадцатый век. [ 22 ] Шотландские баллады отличаются друг от друга, демонстрируя дохристианское влияние во включении сверхъестественных элементов, таких как феи в шотландской балладе « Там Лин ». [ 23 ] Они оставались устной традицией до тех пор, пока возросший интерес к народным песням в восемнадцатом веке не привел таких коллекционеров, как епископ Томас Перси, к публикации томов популярных баллад. [ 23 ] Притеснение светской музыки и танцев начало ослабевать примерно между 1715 и 1725 годами, и уровень музыкальной активности отразился в потоке музыкальных публикаций в газетах и музыкальных сборниках, таких как Макара Аллана Рамзи сборник стихов «Сборник чайного стола» (The Tea Table Miscellany ). 1723) и Уильяма Томсона » «Орфей Каледоний (1725). [ 19 ]
Классическая музыка
[ редактировать ]
С конца семнадцатого века музыка стала не столько достижением благородных классов, сколько навыком, которым занимаются профессионалы. Им наслаждались в тихих концертных залах, а не в качестве случайного развлечения в домах королевской семьи и знати. [ 24 ] Немецкая флейта , вероятно, была завезена в Шотландию в конце семнадцатого века. [ 25 ] Итальянский стиль классической музыки, вероятно, впервые был привезен в Шотландию итальянским виолончелистом и композитором Лоренцо Бокки, который путешествовал по Шотландии в 1720-х годах, познакомил страну с виолончелью, а затем разработал настройки для песен равнинных шотландцев. Возможно, он приложил руку к первой шотландской опере, пасторали «Кроткий пастырь » на либретто Аллана Рамзи. [ 26 ] Музыка в Эдинбурге процветала благодаря покровительству таких деятелей, как купец сэр Джон Клерк из Пеникуика , который также был известным композитором, скрипачом и клавесинистом. [ 27 ] Рост музыкальной культуры в столице ознаменовался созданием в 1728 году Музыкального общества Эдинбурга. [ 28 ]
Группа шотландских композиторов начала откликаться на призыв Аллана Рэмси «владеть и совершенствовать» свою собственную музыкальную традицию, создавая то, что Джеймс Джонсон охарактеризовал как «стиль шотландской гостиной», взяв в основном шотландские мелодии Лоуленда и добавив простые фигурные басовые партии и другие особенности итальянской музыки, которые сделали их приемлемыми для аудитории среднего класса. [ 29 ] Он набрал обороты, когда такие крупные шотландские композиторы, как Джеймс Освальд и Уильям Макгиббон примерно в 1740 году к нему присоединились . «Любопытный сборник шотландских песен» Освальда (1740) был одним из первых, включивших гэльские мелодии наряду с мелодиями Лоуленда, что установило моду, распространенную к середине века. и помощь в создании единой шотландской музыкальной идентичности. Однако с изменением моды количество публикаций специфически шотландских сборников мелодий сократилось в пользу их включения в британские сборники. [ 29 ] К середине восемнадцатого века в Шотландии проживали итальянцы, выступавшие в качестве композиторов и исполнителей. В их число входили Николо Паскуали, Джусто Тендуччи и Франческо Барсанти. [ 30 ] Томас Эрскин, шестой граф Келли (1732–1781), был одним из самых выдающихся британских композиторов своей эпохи и первым шотландцем, сочинившим симфонию . [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дж. Патрик, Возрождение и Реформация (Лондон: Маршалл Кавендиш, 2007), ISBN 0-7614-7650-4 , стр. 1264.
- ^ А. Фрейзер, Мария, королева Шотландии (Лондон: Book Club Associates, 1969), стр. 206–7.
- ^ М. Спринг, Лютня в Великобритании: история инструмента и его музыки (Оксфорд: Oxford University Press, 2006), ISBN 0-19-518838-1 , с. 452.
- ^ Перейти обратно: а б П. Ле Юрей, Музыка и Реформация в Англии, 1549–1660 (Кембридж: Cambridge University Press, 1978), ISBN 0-521-29418-5 , стр. 83–5.
- ^ Т. Картер и Дж. Батт, Кембриджская история музыки семнадцатого века (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN 0-521-79273-8 , стр. 280, 300, 433 и 541.
- ^ DJ Смит, «Клавишная музыка в Шотландии: жанр, пол, контекст», в изд. Дж. Портера, « Определение штаммов: музыкальная жизнь шотландцев в семнадцатом веке » (Питер Ланг, 2007), ISBN 3-03910-948-0 , с. 99.
- ^ Д. Маккиннон, «Теперь у меня есть книга написанных ею песен: шотландские семьи, устная речь, грамотность и передача музыкальной культуры около 1500–1800 годов», в книге Э. Юэна и Дж. Ньюджента, « В поисках Семья в средневековой и ранней современной Шотландии (Эшгейт, 2008), ISBN 0-7546-6049-4 , стр. 44–6.
- ^ К. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от реформации до революции (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2004), ISBN 0-7486-1299-8 , стр. 216–18.
- ^ Форбса А.Д. МакЛукас, «Возвращение к кантусу, песням и фантазиям », в изд. Дж. Портера, « Определение штаммов: музыкальная жизнь шотландцев в семнадцатом веке » (Питер Ланг, 2007), ISBN 3-03910-948-0 , с. 269.
- ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0-7486-1455-9 , с. 118.
- ^ Дж. Р. Бакстер, «Культура: Возрождение и Реформация (1460–1560)», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 130–2.
- ^ А. Томас, «Возрождение», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-162433-0 , стр. 198–9.
- ^ Перейти обратно: а б с Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0-7486-0276-3 , стр. 187–90.
- ^ Т. Дугид, Метрическая псалмодия в печати и на практике: английские «Singing Psalms» и шотландские «Psalm Buiks», 1547–1640 (Ashgate, 2014), стр. 171–179.
- ^ Томас, «Возрождение», с. 198.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Манро, «Школы пения» и «музыкальные школы»: музыкальное образование в Шотландии 1560–1650», в книге С.Ф. Вайса, Р.Э. Мюррея-младшего и К.Дж. Сайруса, Музыкальное образование в средние века и эпоху Возрождения (Университет Индианы). Пресс, 2010), ISBN 0-253-00455-1 , с. 67.
- ^ Дж. Р. Бакстер, «Церковная музыка», в издании М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 431–2.
- ^ BD Spinks, Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди (Scarecrow Press, 2009), ISBN 0-8108-6981-0 , стр. 143–4.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Портер, «Введение» в книгу Дж. Портера, изд., « Определение штаммов: музыкальная жизнь шотландцев в семнадцатом веке» (Питер Ланг, 2007), ISBN 3-03910-948-0 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0-7486-1455-9 , с. 169.
- ^ Дж. Портер, «Введение» в книге Дж. Портера, изд., Определение штаммов: музыкальная жизнь шотландцев в семнадцатом веке (Питер Ланг, 2007), ISBN 3-03910-948-0 , с. 35.
- ^ Э. Лайл, Шотландские баллады (Эдинбург: Canongate Books, 2001), ISBN 0-86241-477-6 , стр. 9–10.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Блэк и др., редакторы, «Популярные баллады» в Антологии британской литературы Бродвью: Реставрация и восемнадцатый век (Broadview Press, 2006), ISBN 1-55111-611-1 , стр. 610–17.
- ^ Эдвард Ли, Народная музыка: исследование популярной музыки в Великобритании (Лондон: Barrie & Jenkins, 1970), стр. 53.
- ^ П. Холман, «Немного света на Лоренцо Бокки: итальянец в Эдинбурге и Дублине», в Р. Каугилле и П. Холмане, ред., Музыка в британских провинциях, 1690–1914 (Олдершот: Эшгейт, 2007), ISBN 0-7546-3160-5 , с. 79.
- ^ Р. Каугилл и П. Холман, «Введение: центры и периферии», в Р. Каугилл и П. Холман, ред., Музыка в британских провинциях, 1690–1914 (Олдершот: Эшгейт, 2007), ISBN 0-7546-3160-5 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Н. Уилсон, Эдинбург (Lonely Planet, 3-е изд., 2004 г.), ISBN 1-74059-382-0 , с. 33.
- ^ Э. Г. Бреслав, доктор Александр Гамильтон и провинциальная Америка (Издательство государственного университета Луизианы, 2008), ISBN 0-8071-3278-0 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б М. Гелбарт, Изобретение «народной музыки» и «художественной музыки» (Кембридж: Cambridge University Press, 2007), ISBN 1-139-46608-9 , с. 30.
- ^ Гелбарт, Изобретение «народной музыки» и «художественной музыки» , с. 36.
Библиография
[ редактировать ]- Бакстер, младший, «Музыка церковная», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии » (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 .
- Блэк, Дж. и др., редакторы, «Популярные баллады» в Антологии британской литературы Бродвью: Реставрация и восемнадцатый век (Broadview Press, 2006), ISBN 1-55111-611-1 .
- Бреслав, Е.Г., доктор Александр Гамильтон и провинциальная Америка (издательство Университета штата Луизиана, 2008 г.), ISBN 0-8071-3278-0 .
- Браун К., Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от реформации до революции (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2004 г.), ISBN 0-7486-1299-8 .
- Картер Т. и Батт Дж. Кембриджская история музыки семнадцатого века (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN 0-521-79273-8 .
- Каугилл Р. и Холман П. «Введение: центры и периферии», в книге Р. Каугилла и П. Холмана, ред., « Музыка в британских провинциях, 1690–1914 » (Олдершот: Эшгейт, 2007), ISBN 0-7546-3160-5 .
- Доусон, JEA, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0-7486-1455-9 .
- Дугид Т., Метрическая псалмодия в печати и на практике: английские «Singing Psalms» и шотландские «Psalm Buiks», 1547–1640 гг. (Ashgate, 2014), ISBN 9781409468929 .
- Фрейзер, А., Мария, королева Шотландии (Лондон: Book Club Associates, 1969).
- Гелбарт, М., Изобретение «народной музыки» и «художественной музыки» (Кембридж: издательство Кембриджского университета), ISBN 1-139-46608-9 .
- Холман, П., «Немного света на Лоренцо Бокки: итальянец в Эдинбурге и Дублине», в Р. Каугилле и П. Холмане, ред., Музыка в британских провинциях, 1690–1914 (Олдершот: Эшгейт, 2007), ISBN 0-7546-3160-5 .
- Ле Юрей, П., Музыка и Реформация в Англии, 1549–1660 (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1978), ISBN 0-521-29418-5 .
- Ли, Эдвард, Народная музыка: исследование популярной музыки в Великобритании (Лондон: Barrie & Jenkins, 1970).
- Лайл, Э., Шотландские баллады (Эдинбург: Canongate Books, 2001), ISBN 0-86241-477-6 .
- Маккиннон, Д., «Теперь у меня есть сборник песен, написанных ею: шотландские семьи, устная речь, грамотность и передача музыкальной культуры около 1500–1800 годов», в книге Э. Юэна и Дж. Ньюджента, « В поисках Семья в средневековой и ранней современной Шотландии (Эшгейт, 2008), ISBN 0-7546-6049-4 .
- МакЛукас, А.Д., «Возвращение к кантусу, песням и фантазиям Форбса», в изд. Дж. Портера, « Определение штаммов: музыкальная жизнь шотландцев в семнадцатом веке » (Питер Ланг, 2007), ISBN 3-03910-948-0 .
- Манро, Г., «Школы пения» и «музыкальные школы»: музыкальное образование в Шотландии 1560–1650», в книге С.Ф. Вайса, Р.Э. Мюррея-младшего и К.Дж. Сайруса, Музыкальное образование в средние века и эпоху Возрождения (Индиана). Университетское издательство, 2010), ISBN 0-253-00455-1 .
- Патрик, Дж., Возрождение и Реформация (Лондон: Маршалл Кавендиш, 2007), ISBN 0-7614-7650-4 .
- Портер, Дж., «Введение» в изд. Дж. Портера, « Определение штаммов: музыкальная жизнь шотландцев в семнадцатом веке» (Питер Ланг, 2007), ISBN 3-03910-948-0 .
- Смит, ди-джей, «Клавишная музыка в Шотландии: жанр, пол, контекст», в изд. Дж. Портера, « Определение штаммов: музыкальная жизнь шотландцев в семнадцатом веке » (Питер Лэнг, 2007), ISBN 3-03910-948-0
- Спинкс, Б.Д., Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди (Scarecrow Press, 2009), ISBN 0-8108-6981-0 .
- Спринг, М., Лютня в Британии: история инструмента и его музыки (Оксфорд: Oxford University Press, 2006), ISBN 0-19-518838-1 .
- Томас А., «Возрождение», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, Оксфордском справочнике по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-162433-0 .
- Уилсон, Н., Эдинбург (Lonely Planet, 3-е изд., 2004 г.), ISBN 1-74059-382-0 .
- Вормальд, Дж., Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0-7486-0276-3 .