Женщины в Шотландии раннего Нового времени

Женщины в Шотландии раннего Нового времени , между эпохой Возрождения в начале шестнадцатого века и началом индустриализации в середине восемнадцатого века, были частью патриархального общества, хотя соблюдение этого социального порядка не было абсолютным во всех аспектах. Женщины при замужестве сохраняли свои фамильные фамилии и не присоединялись к родственным группам мужа. В более высоких социальных слоях браки часто носили политический характер и были предметом сложных переговоров, в которых женщины как свахи или матери могли играть важную роль. Женщины составляли основную часть рабочей силы: многие незамужние женщины работали в качестве прислуги на фермах, а замужние женщины играли роль во всех основных сельскохозяйственных работах, особенно во время сбора урожая. Можно было найти вдов, которые вели школы, варили эль и торговали, но многие из низов общества вели маргинальное существование.
Женщины имели ограниченный доступ к формальному образованию, а девочки получали меньшую выгоду, чем мальчики, от расширения системы приходских школ . Некоторых женщин учили чтению, домашним делам, но часто не письму. В дворянских семьях некоторые получили частное образование, а некоторые женщины-литераторы появились в XVII веке. Религия, возможно, была особенно важна как средство самовыражения для женщин, и с семнадцатого века женщины, возможно, имели больше возможностей для религиозного участия в движениях за пределами установленной церкви . В начале периода у женщин было очень мало правового статуса, они не могли выступать в качестве свидетелей или нести юридическую ответственность за свои действия. С середины шестнадцатого века их все больше криминализировали, а законы позволяли привлекать их к ответственности за детоубийство и как ведьм. Семьдесят пять процентов из примерно 6000 человек, привлеченных к ответственности за колдовство в период с 1563 по 1736 год, были женщинами, и около 1500 человек были казнены. В результате некоторые историки считают, что этот период характеризуется растущей заботой о женщинах и попытками их контролировать и ограничивать.
Статус
[ редактировать ]
Шотландия раннего Нового времени была патриархальным обществом, в котором мужчины имели полную власть над женщинами. [ 1 ] С 1560-х годов служба бракосочетания после Реформации подчеркивала это, заявляя, что жена «находится в подчинении и под управлением своего мужа, пока они оба продолжают жить». [ 2 ] Как это было принято в Западной Европе, шотландское общество подчеркивало обязанности дочери перед отцом, обязанности жены перед мужем, а также добродетели целомудрия и послушания. [ 3 ] Учитывая очень высокий уровень смертности, женщины могли унаследовать важные обязанности от своих отцов и мужей, став вдовами. Данные из городов показывают, что примерно каждое пятое домохозяйство возглавляется женщиной, часто продолжающей существующие деловые интересы. [ 4 ] [ 5 ] В благородном обществе вдовство породило некоторых очень богатых и влиятельных женщин, в том числе Кэтрин Кэмпбелл, которая стала самой богатой вдовой в королевстве, когда ее муж, девятый граф Кроуфорд , умер в 1558 году, и дважды овдовевшую Маргарет Кер, вдовствующую леди Йестер , описан в 1635 году как имеющий «величайшее объединенное право [вотчину], какое только может быть у какой-либо женщины в Шотландии». [ 6 ]
В политике теория патриархата осложнялась регентством во главе с Маргаритой Тюдор и Марией де Гиз , а также появлением царствующей королевы Марии, королевы Шотландии с 1561 года. Обеспокоенность по поводу этой угрозы мужской власти была проиллюстрирована Джона Нокса « книгой Первый трубный звук против чудовищного женского полка (1558 г.), призывавший к свержению всех правящих королев. Большая часть политической нации прагматично смотрела на ситуацию, принимая Марию как королеву, но напряженность, вызванная этим парадоксом, возможно, сыграла свою роль в более поздних трудностях правления. [ 7 ] Как именно патриархат действовал на практике, понять сложно. Шотландские женщины в этот период имели среди иностранных наблюдателей репутацию откровенных личностей, а посол Испании при дворе Якова IV отмечал, что они были «абсолютными хозяйками своего дома и даже своих мужей». [ 3 ]
Семья и брак
[ редактировать ]В отличие от Англии, где родство было преимущественно родственным (происходило как от мужчин, так и от женщин), в Шотландии родство было по мужской линии , при этом члены группы имели общего (иногда вымышленного) общего предка. Женщины сохраняли свою первоначальную фамилию при замужестве, что символизировало, что они не присоединялись к роду своего мужа, а браки были предназначены для создания дружбы между родственными группами, а не для создания новых родственных уз. [ 8 ] [ 9 ] Женщины могли выходить замуж с 12 лет (в то время как мальчики — с 14 лет), и хотя многие девушки из социальной элиты выходили замуж в подростковом возрасте, большинство жителей Лоуленда выходили замуж только после периода жизненного цикла службы, в возрасте двадцати лет. благодаря чему они накопили ресурсы, статус и навыки, которые позволили бы им создать домашнее хозяйство. [ 10 ] Обычно брак следовал за обручением , периодом помолвки, который в Хайленде мог фактически быть периодом пробного брака, в котором сексуальная активность могла быть признана законной. [ 11 ] Женщины из Хайленда, судя по более высокой рождаемости в Хайленде, могли выйти замуж раньше, чем их коллеги из Лоуленда. [ 12 ]

Браки, особенно высших слоев общества, часто носили политический характер и были предметом сложных переговоров по поводу точера ( приданого ). Некоторые матери играли ведущую роль в заключении браков, как это делала леди Гленорчи для своих детей в 1560-х и 1570-х годах, или в качестве свах , находя подходящих и совместимых партнеров для других. До Реформации обширные запреты на брак из-за родства означали, что для большинства благородных браков требовалось разрешение папы , которое позже могло быть использовано в качестве основания для аннулирования, если брак оказался политически или лично неудобным, хотя развода как такового не было. [ 1 ] Разлучение с постелью и питанием допускалось в исключительных случаях, обычно при супружеской измене. При реформированном Кирке развод разрешался на основании прелюбодеяния или дезертирства. Шотландия была одной из первых стран, разрешивших дезертирство в качестве законного основания для развода, и, в отличие от Англии, дела о разводе инициировались относительно на более низких уровнях социальной лестницы. [ 13 ]
Работа
[ редактировать ]Женщины выступали в качестве важной части рабочей силы. Помимо домашней работы, выполняемой женами и служанками, многие незамужние женщины работали вдали от своих семей в качестве сельскохозяйственных прислуг, а замужние женщины работали вместе со своими мужьями на ферме, принимая участие во всех основных сельскохозяйственных работах. Они играли особую роль в качестве стрижки урожая, составляя большую часть жнецской команды бандвина . Женщины также играли важную роль в развивающейся текстильной промышленности, прядя и устанавливая основы для ткачества мужчин. В Хайленде они, возможно, были еще более значительными, поскольку есть свидетельства того, что многие мужчины считали сельскохозяйственную работу ниже своего статуса, а в некоторых местах они могли составлять большинство сельской рабочей силы. [ 14 ] Были роли, которые были прерогативой только женщин, в том числе акушерок и кормилиц . [ 15 ] Есть свидетельства того, что одинокие женщины занимаются независимой экономической деятельностью, особенно вдовы, которые ведут школы, варят эль и занимаются торговлей. [ 14 ] Некоторые из них были очень успешными, как, например, Джанет Фоккарт , эдинбургская вдова или ростовщица, которая осталась вдовой с семью детьми после самоубийства третьего мужа и которая вела свои дела настолько успешно, что накопила благодаря ей движимое имущество стоимостью 22 000 фунтов стерлингов. смерть в конце шестнадцатого века. [ 16 ] На нижних уровнях социальной лестницы списки помощи бедным указывают на то, что большое количество вдов с детьми вело маргинальное существование и были особенно уязвимы во времена экономических трудностей. [ 14 ] «Женщины без хозяина», у которых не было ответственных отцов или мужей, возможно, составляли до 18 процентов всех домохозяйств, и это особенно беспокоило власти, которые давали указание обратить на них особое внимание. [ 17 ]
Образование и письмо
[ редактировать ]
К концу пятнадцатого века в Эдинбурге были школы для девочек, иногда называемые «школами шитья», в которых, вероятно, преподавали мирянки или монахини. [ 18 ] [ 19 ] В семьях лордов и богатых горожан также развивалось частное обучение, которое, возможно, распространялось и на женщин. [ 18 ] С середины семнадцатого века существовали школы-интернаты для девочек, особенно в Эдинбурге и Лондоне. Зачастую это были семейные учреждения, возглавляемые женщинами. Первоначально они были нацелены на девушек из дворянских семей, но к восемнадцатому веку появились жалобы на то, что дочери торговцев и ремесленников следовали за своими социальными начальниками в эти учреждения. [ 20 ] К восемнадцатому веку многие девочки из бедных семей обучались в женских школах , неофициально организованных вдовой или старой девой для обучения чтению, шитью и кулинарии. [ 21 ]
Широко распространенное убеждение в ограниченности интеллектуальных и моральных способностей женщин соперничало с усилившимся после Реформации желанием женщин взять на себя личную моральную ответственность, особенно в качестве жен и матерей. В протестантизме это требовало способности изучать и понимать катехизис и даже уметь самостоятельно читать Библию, но большинство комментаторов, даже те, которые были склонны поощрять образование девочек, считали, что они не должны получать такое же академическое образование, как мальчики. В низших слоях общества они извлекли выгоду из расширения системы приходских школ, которое произошло после Реформации, но их численность обычно превосходила мальчиков, часто обучавшихся отдельно, в течение более короткого времени и на более низком уровне. Их часто учили чтению, шитью и вязанию, но не письму. Уровень женской неграмотности, основанный на подписях среди служанок, составлял около 90 процентов с конца семнадцатого до начала восемнадцатого веков и, возможно, 85 процентов для женщин всех рангов к 1750 году по сравнению с 35 процентами для мужчин. [ 22 ]
Среди знати было много образованных и культурных женщин, наиболее ярким примером которых является королева Мария. [ 23 ] Ожидалось, что к началу восемнадцатого века их образование будет включать в себя базовые навыки грамоты и счета, [ 24 ] музыкальные инструменты (включая лютню, скрипку и клавишные), [ 25 ] рукоделие, кулинария и ведение домашнего хозяйства, при этом особое внимание уделялось вежливости и благочестию. [ 24 ] С семнадцатого века это были известные писательницы-аристократы. Первой книгой, написанной женщиной и опубликованной в Шотландии, была Элизабет Мелвилл » «Сон Годли в 1603 году. [ 26 ] Среди более поздних крупных фигур были леди Элизабет Уордлоу (1627–1727) и леди Гризель Бэйли (1645–1746). [ 27 ] С конца семнадцатого по начало восемнадцатого века сохранилось 50 автобиографий, из которых 16 были написаны женщинами, и все они в основном религиозны по содержанию. [ 28 ]
Религия
[ редактировать ]Историк Кэтрин Гловер утверждает, что у женщин было меньше средств для участия в общественной жизни, чем у мужчин, и что в результате благочестие и активная религиозная жизнь могли быть более важными для женщин из социальной элиты. Посещение церкви играло важную роль в жизни многих женщин. Женщины были в основном исключены из управления кирком, но когда главы семей проголосовали за назначение нового министра, некоторые приходы разрешили женщинам на этом посту участвовать. [ 29 ]
Перевороты семнадцатого века привели к тому, что женщины самостоятельно приняли участие в радикальной религии. [ 29 ] Наиболее яркими примерами были женщины, которые бросили свои табуретки в декана, читавшего новый «английский» богослужебный справочник в соборе Сент-Джайлс в 1637 году, что спровоцировало епископские войны (1639–1640 гг.) между пресвитерианскими ковенантерами и король, который выступал за епископальную структуру церкви, подобную той, которая существует в Англии. Позже сообщалось, что их возглавила жительница Эдинбурга Дженни Геддес . [ 30 ] По мнению Р.А.Хьюстона, женщины, вероятно, имели больше свободы самовыражения и контроля над своей духовной судьбой в группах за пределами установленной церкви, таких как квакеры , которые присутствовали в стране с середины семнадцатого века. [ 31 ] Принцип мужской власти может быть поставлен под сомнение, когда женщины выбирают других религиозных лидеров из числа своих мужей и отцов. [ 29 ] Среди камерунцев , которые откололись от церкви, когда епископальность была восстановлена во время Реставрации в 1660 году, в нескольких сообщениях указывается, что женщины могли проповедовать и отлучать от церкви, но не крестить. Известно, что несколько женщин были казнены за участие в движении. [ 32 ]
Преступление и закон
[ редактировать ]
В начале периода женщины имели очень ограниченный правовой статус. Замужняя женщина имела мало прав собственности и не могла составить завещание без разрешения мужа, хотя юристы ожидали, что оно будет получено. [ 13 ] Мужчины имели значительную свободу действий в дисциплинарном взыскании с женщин, находящихся под их юрисдикцией, и хотя несколько дел были переданы в суды более высокой инстанции, а сессия кирка действительно вмешивалась, чтобы защитить женщин от домашнего насилия, обычно это происходило только тогда, когда насилие начинало нарушать общественный порядок. [ 3 ] Уголовные суды отказывались признавать женщин свидетелями или независимыми преступниками, а ответственность за их действия лежала на их мужьях, отцах и родственниках. [ 14 ] В результате замужняя женщина не могла продавать имущество, предъявлять иски в суд или заключать контракты без разрешения мужа. [ 33 ]
В послереформационный период произошла криминализация женщин. [ 14 ] Женщин подвергали дисциплинарным взысканиям на заседаниях кирков и в гражданских судах за стереотипные правонарушения, включая ругань и проституцию, которые считались девиантными, а не преступными. [ 34 ] В 1640-х годах были созданы независимые комиссии для суда над женщинами за убийство детей, и под давлением церкви закон 1690 года возложил презумпцию виновности на женщину, которая скрыла беременность и роды и чей ребенок позже умер. [ 14 ] После первоначального урегулирования Реформации парламент принял Закон о колдовстве 1563 года , аналогичный тому, который был принят в Англии годом ранее, который объявил саму практику колдовства и консультации с ведьмами смертной казнью. [ 35 ] Между принятием закона и его отменой в 1736 году около 6000 человек были осуждены за колдовство в Шотландии. [ 35 ] Большинство обвиняемых, около 75 процентов, были женщинами, более 1500 из них были казнены, а охота на ведьм в Шотландии рассматривалась как средство контроля над женщинами. [ 36 ] Историки выдвигают различные причины охоты на ведьм в Шотландии и ее более интенсивного характера, чем в Англии. Многие из основных периодов судебного преследования совпадали с периодами серьезных экономических потрясений. [ 37 ] и некоторые обвинения, возможно, последовали за прекращением благотворительной деятельности со стороны маргинальных фигур, особенно одиноких женщин, которые составляли многие из обвиняемых. [ 38 ] Также было отмечено изменение отношения к женщинам, особенно в реформированном кирке, который, возможно, воспринимал женщин как большую моральную угрозу. [ 39 ] Распространение частичных объяснений охоты на ведьм побудило некоторых историков предложить концепцию «сопутствующих обстоятельств», а не одной важной причины. [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0-7486-1455-9 , стр. 62–3.
- ^ EP Dennison, «Женщины: от 1 до 1700», в издании М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 645–6.
- ^ Jump up to: а б с Э. Юэн, «Ранняя современная семья» в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-956369-1 , с. 274.
- ^ М. Линч, Город раннего Нового времени в Шотландии (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1987), ISBN 0-7099-1677-9 , с. 208.
- ^ Доусон, Реформированная Шотландия , с. 22.
- ^ К. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от реформации до революции (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2004), ISBN 0-7486-1299-8 , с. 73.
- ^ Доусон, Реформированная Шотландия , с. 243.
- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0-7486-0276-3 , стр. 29–35.
- ^ Мастерская истории, Что в фамилии? Ребекка Мейсон
- ^ Юэн, «Ранняя современная семья», с. 271.
- ^ Юэн, «Ранняя современная семья», с. 272.
- ^ А. Лоуренс, «Женщины на Британских островах в шестнадцатом веке», в Р. Титтлер и Н. Джонс, ред., «Спутник Британии Тюдоров» (Оксфорд: Blackwell John Wiley & Sons, 2008), ISBN 1405137401 , с. 384.
- ^ Jump up to: а б Юэн, «Ранняя современная семья», с. 273.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Р. Митчисон, Светлость и покровительство, Шотландия, 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN 0-7486-0233-X , стр. 86–8.
- ^ Юэн, «Ранняя современная семья», с. 277.
- ^ Доусон, Реформированная Шотландия , с. 322.
- ^ М. Линч, «Проповедь обращенным?: Перспективы шотландской Реформации», в книге А. Аласдера А. Макдональда, М. Линча и И. Б. Коуэна, « Возрождение в Шотландии: предлагаемые исследования в области литературы, религии, истории и культуры». Джону Дархану (BRILL, 1994), ISBN 90-04-10097-0 , с. 340.
- ^ Jump up to: а б П. Дж. Боукатт и Дж. Х. Уильямс, спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN 1-84384-096-0 , стр. 29–30.
- ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Random House, 2011), ISBN 1-4464-7563-8 , стр. 104–7.
- ^ К. Гловер, Элитные женщины и вежливое общество в Шотландии восемнадцатого века (Boydell Press, 2011), ISBN 1-84383-681-5 , с. 36.
- ^ Б. Гатерер, «Шотландские учителя», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN 0-7486-1625-X , с. 1022.
- ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0-521-89088-8 , стр. 63–8.
- ^ Браун, Благородное общество в Шотландии , с. 187.
- ^ Jump up to: а б К. Гловер, Элитные женщины и вежливое общество в Шотландии восемнадцатого века (Boydell Press, 2011), ISBN 1-84383-681-5 , с. 26.
- ^ Д. Маккиннон, «Теперь у меня есть сборник песен, написанных ею»: шотландские семьи, устная речь, грамотность и передача музыкальной культуры около 1500–1800 годов», в книге Э. Юэна и Дж. Ньюджента, « Нахождение» Семья в Шотландии средневековья и раннего Нового времени (Олдершот: Ashgate Publishing, Ltd., 2008), ISBN 0-7546-6049-4 , с. 45.
- ^ И. Мортимер, Путеводитель по елизаветинской Англии для путешественников во времени (Random House, 2012), ISBN 1-84792-114-0 , с. 70.
- ^ Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN 0-19-538623-X , стр. 224, 248 и 257.
- ^ Д. Г. Муллан, Жизненное письмо женщин в Шотландии раннего Нового времени: написание евангелического «я», ок. 1670-ок. 1730 г. (Олдершот: Эшгейт, 2003 г.), ISBN 0-7546-0764-X , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с К. Гловер, Элитные женщины и вежливое общество в Шотландии восемнадцатого века (Boydell Press, 2011), ISBN 1-84383-681-5 , с. 135.
- ^ М. Беннетт, Опыт гражданских войн: Великобритания и Ирландия, 1638–1661 (Лондон: Routledge, 2005), ISBN 1-134-72454-3 , с. 2.
- ^ Р. А. Хьюстон, «Женщины в экономике и обществе в Шотландии» в Р. А. Хьюстон и И. Д. Уайт, Шотландское общество, 1500–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN 0-521-89167-1 , с. 137.
- ^ Р. Л. Гривз, Тайны королевства: британские радикалы от папского заговора до революции 1688–1689 годов (Stanford University Press, 1992), ISBN 0-8047-2052-5 , с. 75.
- ^ Юэн, «Ранняя современная семья», с. 275.
- ^ А.-М. Килдей, Женщины и насильственные преступления в Шотландии эпохи Просвещения (Лондон: Boydell & Brewer, 2007), ISBN 0-86193-287-0 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б К. А. Эдвардс, «Колдовство в Тюдорах и Стюартах Шотландии», в книге К. Картрайт, « Спутник литературы Тюдоров», «Спутники Блэквелла по литературе и культуре» (Оксфорд: John Wiley & Sons, 2010), ISBN 1-4051-5477-2 , с. 32.
- ^ С. Дж. Браун, «Религия и общество до 1900 года», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормалде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-956369-1 , с. 81.
- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество , стр. 168–9.
- ^ Л. Мартин, «Дьявол и домашнее хозяйство: колдовство, ссоры и женская работа в Шотландии», в изд. Дж. Гудэра, « Шотландская охота на ведьм в контексте » (Манчестер: Manchester University Press, 2002), ISBN 0-7190-6024-9 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Р. Митчисон, Светлость и покровительство, Шотландия, 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN 0-7486-0233-X , стр. 88–9.
Библиография
[ редактировать ]- Бокатт, П.Дж. и Уильямс, Дж.Х., Спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN 1-84384-096-0 .
- Беннетт, М., Опыт гражданских войн: Британия и Ирландия, 1638–1661 гг. (Лондон: Routledge, 2005), ISBN 1-134-72454-3 .
- Браун К., Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от реформации до революции (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2004 г.), ISBN 0-7486-1299-8 .
- Браун, С. Дж., «Религия и общество до 1900 года», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-956369-1 .
- Кроуфорд, Р., Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN 0-19-538623-X .
- Доусон, JEA, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0-7486-1455-9 .
- Деннисон, EP, «Женщины: от 1 до 1700», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии » (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 .
- Эдвардс, К.А., «Колдовство в Тюдорах и Стюартах Шотландии», в книге К. Картрайт, «Спутник литературы Тюдоров» «Спутники Блэквелла по литературе и культуре» (Оксфорд: John Wiley & Sons, 2010), ISBN 1-4051-5477-2 .
- Юэн, Э., «Ранняя современная семья» в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-956369-1 .
- Гатерер, Б., «Шотландские учителя», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN 0-7486-1625-X .
- Гловер К., Элитные женщины и вежливое общество в Шотландии восемнадцатого века (Boydell Press, 2011), ISBN 1-84383-681-5 .
- Гривз, Р.Л., Тайны королевства: британские радикалы от папистского заговора до революции 1688–1689 годов (Stanford University Press, 1992), ISBN 0-8047-2052-5 , с. 75.
- Хьюстон, Р.А., «Женщины в экономике и обществе Шотландии» в Р.А. Хьюстоне и И.Д. Уайте, изд., Шотландское общество, 1500–1800 гг . (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN 0-521-89167-1 .
- Хьюстон, Р.А., Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 гг. (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0-521-89088-8 .
- Килдей, А.-М., Женщины и насильственные преступления в Шотландии эпохи Просвещения (Лондон: Boydell & Brewer, 2007), ISBN 0-86193-287-0 .
- Линч, М., «Проповедь обращенным?: взгляды на шотландскую Реформацию», в книге А. Аласдера А. Макдональда, М. Линча и И. Б. Коуэна, « Возрождение в Шотландии: предлагаемые исследования в области литературы, религии, истории и культуры». Джону Дархану (BRILL, 1994), ISBN 90-04-10097-0 .
- Линч, М., Шотландия: новая история (Random House, 2011), ISBN 1-4464-7563-8 .
- Линч, М., Город раннего Нового времени в Шотландии (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1987), ISBN 0-7099-1677-9 .
- Маккиннон, Д., «Теперь у меня есть сборник песен, написанных ею»: шотландские семьи, устная речь, грамотность и передача музыкальной культуры около 1500–1800 годов», в книге Э. Юэна и Дж. Ньюджента, « Нахождение» Семья в Шотландии средневековья и раннего Нового времени (Олдершот: Ashgate Publishing, Ltd., 2008), ISBN 0-7546-6049-4 .
- Мартин, Л., «Дьявол и домашнее хозяйство: колдовство, ссоры и женская работа в Шотландии», в издании Дж. Гудара, « Шотландская охота на ведьм в контексте » (Манчестер: Manchester University Press, 2002), ISBN 0-7190-6024-9 ..
- Митчисон, Р., Светлость и покровительство, Шотландия, 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN 0-7486-0233-X .
- Мортимер И., Путеводитель по елизаветинской Англии для путешественников во времени (Random House, 2012), ISBN 1-84792-114-0 , с. 70.
- Муллан, Д.Г., « Жизненное письмо женщин в Шотландии раннего Нового времени: написание евангелического «я», ок. 1670-ок. 1730 г. (Олдершот: Эшгейт, 2003 г.), ISBN 0-7546-0764-X .
- Вормальд, Дж., Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0-7486-0276-3 .