Jump to content

Женщины в Шотландии раннего Нового времени

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Агнес Дуглас, графиня Аргайл (1574–1607), приписываемая Адриану Вансону

Женщины в Шотландии раннего Нового времени , между эпохой Возрождения в начале шестнадцатого века и началом индустриализации в середине восемнадцатого века, были частью патриархального общества, хотя соблюдение этого социального порядка не было абсолютным во всех аспектах. Женщины при замужестве сохраняли свои фамильные фамилии и не присоединялись к родственным группам мужа. В более высоких социальных слоях браки часто носили политический характер и были предметом сложных переговоров, в которых женщины как свахи или матери могли играть важную роль. Женщины составляли основную часть рабочей силы: многие незамужние женщины работали в качестве прислуги на фермах, а замужние женщины играли роль во всех основных сельскохозяйственных работах, особенно во время сбора урожая. Можно было найти вдов, которые вели школы, варили эль и торговали, но многие из низов общества вели маргинальное существование.

Женщины имели ограниченный доступ к формальному образованию, а девочки получали меньшую выгоду, чем мальчики, от расширения системы приходских школ . Некоторых женщин учили чтению, домашним делам, но часто не письму. В дворянских семьях некоторые получили частное образование, а некоторые женщины-литераторы появились в XVII веке. Религия, возможно, была особенно важна как средство самовыражения для женщин, и с семнадцатого века женщины, возможно, имели больше возможностей для религиозного участия в движениях за пределами установленной церкви . В начале периода у женщин было очень мало правового статуса, они не могли выступать в качестве свидетелей или нести юридическую ответственность за свои действия. С середины шестнадцатого века их все больше криминализировали, а законы позволяли привлекать их к ответственности за детоубийство и как ведьм. Семьдесят пять процентов из примерно 6000 человек, привлеченных к ответственности за колдовство в период с 1563 по 1736 год, были женщинами, и около 1500 человек были казнены. В результате некоторые историки считают, что этот период характеризуется растущей заботой о женщинах и попытками их контролировать и ограничивать.

Титульный лист книги Джона Нокса « Первый взрыв » из издания 1766 года с модернизированной орфографией.

Шотландия раннего Нового времени была патриархальным обществом, в котором мужчины имели полную власть над женщинами. [ 1 ] С 1560-х годов служба бракосочетания после Реформации подчеркивала это, заявляя, что жена «находится в подчинении и под управлением своего мужа, пока они оба продолжают жить». [ 2 ] Как это было принято в Западной Европе, шотландское общество подчеркивало обязанности дочери перед отцом, обязанности жены перед мужем, а также добродетели целомудрия и послушания. [ 3 ] Учитывая очень высокий уровень смертности, женщины могли унаследовать важные обязанности от своих отцов и мужей, став вдовами. Данные из городов показывают, что примерно каждое пятое домохозяйство возглавляется женщиной, часто продолжающей существующие деловые интересы. [ 4 ] [ 5 ] В благородном обществе вдовство породило некоторых очень богатых и влиятельных женщин, в том числе Кэтрин Кэмпбелл, которая стала самой богатой вдовой в королевстве, когда ее муж, девятый граф Кроуфорд , умер в 1558 году, и дважды овдовевшую Маргарет Кер, вдовствующую леди Йестер , описан в 1635 году как имеющий «величайшее объединенное право [вотчину], какое только может быть у какой-либо женщины в Шотландии». [ 6 ]

В политике теория патриархата осложнялась регентством во главе с Маргаритой Тюдор и Марией де Гиз , а также появлением царствующей королевы Марии, королевы Шотландии с 1561 года. Обеспокоенность по поводу этой угрозы мужской власти была проиллюстрирована Джона Нокса « книгой Первый трубный звук против чудовищного женского полка (1558 г.), призывавший к свержению всех правящих королев. Большая часть политической нации прагматично смотрела на ситуацию, принимая Марию как королеву, но напряженность, вызванная этим парадоксом, возможно, сыграла свою роль в более поздних трудностях правления. [ 7 ] Как именно патриархат действовал на практике, понять сложно. Шотландские женщины в этот период имели среди иностранных наблюдателей репутацию откровенных личностей, а посол Испании при дворе Якова IV отмечал, что они были «абсолютными хозяйками своего дома и даже своих мужей». [ 3 ]

Семья и брак

[ редактировать ]

В отличие от Англии, где родство было преимущественно родственным (происходило как от мужчин, так и от женщин), в Шотландии родство было по мужской линии , при этом члены группы имели общего (иногда вымышленного) общего предка. Женщины сохраняли свою первоначальную фамилию при замужестве, что символизировало, что они не присоединялись к роду своего мужа, а браки были предназначены для создания дружбы между родственными группами, а не для создания новых родственных уз. [ 8 ] [ 9 ] Женщины могли выходить замуж с 12 лет (в то время как мальчики — с 14 лет), и хотя многие девушки из социальной элиты выходили замуж в подростковом возрасте, большинство жителей Лоуленда выходили замуж только после периода жизненного цикла службы, в возрасте двадцати лет. благодаря чему они накопили ресурсы, статус и навыки, которые позволили бы им создать домашнее хозяйство. [ 10 ] Обычно брак следовал за обручением , периодом помолвки, который в Хайленде мог фактически быть периодом пробного брака, в котором сексуальная активность могла быть признана законной. [ 11 ] Женщины из Хайленда, судя по более высокой рождаемости в Хайленде, могли выйти замуж раньше, чем их коллеги из Лоуленда. [ 12 ]

Детали Джона Спида карты Шотландии в версии, опубликованной в «Междуцарствии» , на которой изображены женщины Лоуленда и Хайленда.

Браки, особенно высших слоев общества, часто носили политический характер и были предметом сложных переговоров по поводу точера ( приданого ). Некоторые матери играли ведущую роль в заключении браков, как это делала леди Гленорчи для своих детей в 1560-х и 1570-х годах, или в качестве свах , находя подходящих и совместимых партнеров для других. До Реформации обширные запреты на брак из-за родства означали, что для большинства благородных браков требовалось разрешение папы , которое позже могло быть использовано в качестве основания для аннулирования, если брак оказался политически или лично неудобным, хотя развода как такового не было. [ 1 ] Разлучение с постелью и питанием допускалось в исключительных случаях, обычно при супружеской измене. При реформированном Кирке развод разрешался на основании прелюбодеяния или дезертирства. Шотландия была одной из первых стран, разрешивших дезертирство в качестве законного основания для развода, и, в отличие от Англии, дела о разводе инициировались относительно на более низких уровнях социальной лестницы. [ 13 ]

Женщины выступали в качестве важной части рабочей силы. Помимо домашней работы, выполняемой женами и служанками, многие незамужние женщины работали вдали от своих семей в качестве сельскохозяйственных прислуг, а замужние женщины работали вместе со своими мужьями на ферме, принимая участие во всех основных сельскохозяйственных работах. Они играли особую роль в качестве стрижки урожая, составляя большую часть жнецской команды бандвина . Женщины также играли важную роль в развивающейся текстильной промышленности, прядя и устанавливая основы для ткачества мужчин. В Хайленде они, возможно, были еще более значительными, поскольку есть свидетельства того, что многие мужчины считали сельскохозяйственную работу ниже своего статуса, а в некоторых местах они могли составлять большинство сельской рабочей силы. [ 14 ] Были роли, которые были прерогативой только женщин, в том числе акушерок и кормилиц . [ 15 ] Есть свидетельства того, что одинокие женщины занимаются независимой экономической деятельностью, особенно вдовы, которые ведут школы, варят эль и занимаются торговлей. [ 14 ] Некоторые из них были очень успешными, как, например, Джанет Фоккарт , эдинбургская вдова или ростовщица, которая осталась вдовой с семью детьми после самоубийства третьего мужа и которая вела свои дела настолько успешно, что накопила благодаря ей движимое имущество стоимостью 22 000 фунтов стерлингов. смерть в конце шестнадцатого века. [ 16 ] На нижних уровнях социальной лестницы списки помощи бедным указывают на то, что большое количество вдов с детьми вело маргинальное существование и были особенно уязвимы во времена экономических трудностей. [ 14 ] «Женщины без хозяина», у которых не было ответственных отцов или мужей, возможно, составляли до 18 процентов всех домохозяйств, и это особенно беспокоило власти, которые давали указание обратить на них особое внимание. [ 17 ]

Образование и письмо

[ редактировать ]
Гравюра Г. Дж. Стодарта с изображением леди Гризель Бэйли (1645–1746) по портрету Марии Верелст.

К концу пятнадцатого века в Эдинбурге были школы для девочек, иногда называемые «школами шитья», в которых, вероятно, преподавали мирянки или монахини. [ 18 ] [ 19 ] В семьях лордов и богатых горожан также развивалось частное обучение, которое, возможно, распространялось и на женщин. [ 18 ] С середины семнадцатого века существовали школы-интернаты для девочек, особенно в Эдинбурге и Лондоне. Зачастую это были семейные учреждения, возглавляемые женщинами. Первоначально они были нацелены на девушек из дворянских семей, но к восемнадцатому веку появились жалобы на то, что дочери торговцев и ремесленников следовали за своими социальными начальниками в эти учреждения. [ 20 ] К восемнадцатому веку многие девочки из бедных семей обучались в женских школах , неофициально организованных вдовой или старой девой для обучения чтению, шитью и кулинарии. [ 21 ]

Широко распространенное убеждение в ограниченности интеллектуальных и моральных способностей женщин соперничало с усилившимся после Реформации желанием женщин взять на себя личную моральную ответственность, особенно в качестве жен и матерей. В протестантизме это требовало способности изучать и понимать катехизис и даже уметь самостоятельно читать Библию, но большинство комментаторов, даже те, которые были склонны поощрять образование девочек, считали, что они не должны получать такое же академическое образование, как мальчики. В низших слоях общества они извлекли выгоду из расширения системы приходских школ, которое произошло после Реформации, но их численность обычно превосходила мальчиков, часто обучавшихся отдельно, в течение более короткого времени и на более низком уровне. Их часто учили чтению, шитью и вязанию, но не письму. Уровень женской неграмотности, основанный на подписях среди служанок, составлял около 90 процентов с конца семнадцатого до начала восемнадцатого веков и, возможно, 85 процентов для женщин всех рангов к 1750 году по сравнению с 35 процентами для мужчин. [ 22 ]

Среди знати было много образованных и культурных женщин, наиболее ярким примером которых является королева Мария. [ 23 ] Ожидалось, что к началу восемнадцатого века их образование будет включать в себя базовые навыки грамоты и счета, [ 24 ] музыкальные инструменты (включая лютню, скрипку и клавишные), [ 25 ] рукоделие, кулинария и ведение домашнего хозяйства, при этом особое внимание уделялось вежливости и благочестию. [ 24 ] С семнадцатого века это были известные писательницы-аристократы. Первой книгой, написанной женщиной и опубликованной в Шотландии, была Элизабет Мелвилл » «Сон Годли в 1603 году. [ 26 ] Среди более поздних крупных фигур были леди Элизабет Уордлоу (1627–1727) и леди Гризель Бэйли (1645–1746). [ 27 ] С конца семнадцатого по начало восемнадцатого века сохранилось 50 автобиографий, из которых 16 были написаны женщинами, и все они в основном религиозны по содержанию. [ 28 ]

Историк Кэтрин Гловер утверждает, что у женщин было меньше средств для участия в общественной жизни, чем у мужчин, и что в результате благочестие и активная религиозная жизнь могли быть более важными для женщин из социальной элиты. Посещение церкви играло важную роль в жизни многих женщин. Женщины были в основном исключены из управления кирком, но когда главы семей проголосовали за назначение нового министра, некоторые приходы разрешили женщинам на этом посту участвовать. [ 29 ]

Перевороты семнадцатого века привели к тому, что женщины самостоятельно приняли участие в радикальной религии. [ 29 ] Наиболее яркими примерами были женщины, которые бросили свои табуретки в декана, читавшего новый «английский» богослужебный справочник в соборе Сент-Джайлс в 1637 году, что спровоцировало епископские войны (1639–1640 гг.) между пресвитерианскими ковенантерами и король, который выступал за епископальную структуру церкви, подобную той, которая существует в Англии. Позже сообщалось, что их возглавила жительница Эдинбурга Дженни Геддес . [ 30 ] По мнению Р.А.Хьюстона, женщины, вероятно, имели больше свободы самовыражения и контроля над своей духовной судьбой в группах за пределами установленной церкви, таких как квакеры , которые присутствовали в стране с середины семнадцатого века. [ 31 ] Принцип мужской власти может быть поставлен под сомнение, когда женщины выбирают других религиозных лидеров из числа своих мужей и отцов. [ 29 ] Среди камерунцев , которые откололись от церкви, когда епископальность была восстановлена ​​во время Реставрации в 1660 году, в нескольких сообщениях указывается, что женщины могли проповедовать и отлучать от церкви, но не крестить. Известно, что несколько женщин были казнены за участие в движении. [ 32 ]

Преступление и закон

[ редактировать ]
Иллюстрация ведьм, возможно, подвергавшихся пыткам до Якова VI , из его «Демонологии» (1597 г.)

В начале периода женщины имели очень ограниченный правовой статус. Замужняя женщина имела мало прав собственности и не могла составить завещание без разрешения мужа, хотя юристы ожидали, что оно будет получено. [ 13 ] Мужчины имели значительную свободу действий в дисциплинарном взыскании с женщин, находящихся под их юрисдикцией, и хотя несколько дел были переданы в суды более высокой инстанции, а сессия кирка действительно вмешивалась, чтобы защитить женщин от домашнего насилия, обычно это происходило только тогда, когда насилие начинало нарушать общественный порядок. [ 3 ] Уголовные суды отказывались признавать женщин свидетелями или независимыми преступниками, а ответственность за их действия лежала на их мужьях, отцах и родственниках. [ 14 ] В результате замужняя женщина не могла продавать имущество, предъявлять иски в суд или заключать контракты без разрешения мужа. [ 33 ]

В послереформационный период произошла криминализация женщин. [ 14 ] Женщин подвергали дисциплинарным взысканиям на заседаниях кирков и в гражданских судах за стереотипные правонарушения, включая ругань и проституцию, которые считались девиантными, а не преступными. [ 34 ] В 1640-х годах были созданы независимые комиссии для суда над женщинами за убийство детей, и под давлением церкви закон 1690 года возложил презумпцию виновности на женщину, которая скрыла беременность и роды и чей ребенок позже умер. [ 14 ] После первоначального урегулирования Реформации парламент принял Закон о колдовстве 1563 года , аналогичный тому, который был принят в Англии годом ранее, который объявил саму практику колдовства и консультации с ведьмами смертной казнью. [ 35 ] Между принятием закона и его отменой в 1736 году около 6000 человек были осуждены за колдовство в Шотландии. [ 35 ] Большинство обвиняемых, около 75 процентов, были женщинами, более 1500 из них были казнены, а охота на ведьм в Шотландии рассматривалась как средство контроля над женщинами. [ 36 ] Историки выдвигают различные причины охоты на ведьм в Шотландии и ее более интенсивного характера, чем в Англии. Многие из основных периодов судебного преследования совпадали с периодами серьезных экономических потрясений. [ 37 ] и некоторые обвинения, возможно, последовали за прекращением благотворительной деятельности со стороны маргинальных фигур, особенно одиноких женщин, которые составляли многие из обвиняемых. [ 38 ] Также было отмечено изменение отношения к женщинам, особенно в реформированном кирке, который, возможно, воспринимал женщин как большую моральную угрозу. [ 39 ] Распространение частичных объяснений охоты на ведьм побудило некоторых историков предложить концепцию «сопутствующих обстоятельств», а не одной важной причины. [ 39 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0-7486-1455-9 , стр. 62–3.
  2. ^ EP Dennison, «Женщины: от 1 до 1700», в издании М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 645–6.
  3. ^ Jump up to: а б с Э. Юэн, «Ранняя современная семья» в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0-19-956369-1 , с. 274.
  4. ^ М. Линч, Город раннего Нового времени в Шотландии (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1987), ISBN   0-7099-1677-9 , с. 208.
  5. ^ Доусон, Реформированная Шотландия , с. 22.
  6. ^ К. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от реформации до революции (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2004), ISBN   0-7486-1299-8 , с. 73.
  7. ^ Доусон, Реформированная Шотландия , с. 243.
  8. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0-7486-0276-3 , стр. 29–35.
  9. ^ Мастерская истории, Что в фамилии? Ребекка Мейсон
  10. ^ Юэн, «Ранняя современная семья», с. 271.
  11. ^ Юэн, «Ранняя современная семья», с. 272.
  12. ^ А. Лоуренс, «Женщины на Британских островах в шестнадцатом веке», в Р. Титтлер и Н. Джонс, ред., «Спутник Британии Тюдоров» (Оксфорд: Blackwell John Wiley & Sons, 2008), ISBN   1405137401 , с. 384.
  13. ^ Jump up to: а б Юэн, «Ранняя современная семья», с. 273.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж Р. Митчисон, Светлость и покровительство, Шотландия, 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   0-7486-0233-X , стр. 86–8.
  15. ^ Юэн, «Ранняя современная семья», с. 277.
  16. ^ Доусон, Реформированная Шотландия , с. 322.
  17. ^ М. Линч, «Проповедь обращенным?: Перспективы шотландской Реформации», в книге А. Аласдера А. Макдональда, М. Линча и И. Б. Коуэна, « Возрождение в Шотландии: предлагаемые исследования в области литературы, религии, истории и культуры». Джону Дархану (BRILL, 1994), ISBN   90-04-10097-0 , с. 340.
  18. ^ Jump up to: а б П. Дж. Боукатт и Дж. Х. Уильямс, спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN   1-84384-096-0 , стр. 29–30.
  19. ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Random House, 2011), ISBN   1-4464-7563-8 , стр. 104–7.
  20. ^ К. Гловер, Элитные женщины и вежливое общество в Шотландии восемнадцатого века (Boydell Press, 2011), ISBN   1-84383-681-5 , с. 36.
  21. ^ Б. Гатерер, «Шотландские учителя», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN   0-7486-1625-X , с. 1022.
  22. ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN   0-521-89088-8 , стр. 63–8.
  23. ^ Браун, Благородное общество в Шотландии , с. 187.
  24. ^ Jump up to: а б К. Гловер, Элитные женщины и вежливое общество в Шотландии восемнадцатого века (Boydell Press, 2011), ISBN   1-84383-681-5 , с. 26.
  25. ^ Д. Маккиннон, «Теперь у меня есть сборник песен, написанных ею»: шотландские семьи, устная речь, грамотность и передача музыкальной культуры около 1500–1800 годов», в книге Э. Юэна и Дж. Ньюджента, « Нахождение» Семья в Шотландии средневековья и раннего Нового времени (Олдершот: Ashgate Publishing, Ltd., 2008), ISBN   0-7546-6049-4 , с. 45.
  26. ^ И. Мортимер, Путеводитель по елизаветинской Англии для путешественников во времени (Random House, 2012), ISBN   1-84792-114-0 , с. 70.
  27. ^ Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN   0-19-538623-X , стр. 224, 248 и 257.
  28. ^ Д. Г. Муллан, Жизненное письмо женщин в Шотландии раннего Нового времени: написание евангелического «я», ок. 1670-ок. 1730 г. (Олдершот: Эшгейт, 2003 г.), ISBN   0-7546-0764-X , с. 1.
  29. ^ Jump up to: а б с К. Гловер, Элитные женщины и вежливое общество в Шотландии восемнадцатого века (Boydell Press, 2011), ISBN   1-84383-681-5 , с. 135.
  30. ^ М. Беннетт, Опыт гражданских войн: Великобритания и Ирландия, 1638–1661 (Лондон: Routledge, 2005), ISBN   1-134-72454-3 , с. 2.
  31. ^ Р. А. Хьюстон, «Женщины в экономике и обществе в Шотландии» в Р. А. Хьюстон и И. Д. Уайт, Шотландское общество, 1500–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN   0-521-89167-1 , с. 137.
  32. ^ Р. Л. Гривз, Тайны королевства: британские радикалы от папского заговора до революции 1688–1689 годов (Stanford University Press, 1992), ISBN   0-8047-2052-5 , с. 75.
  33. ^ Юэн, «Ранняя современная семья», с. 275.
  34. ^ А.-М. Килдей, Женщины и насильственные преступления в Шотландии эпохи Просвещения (Лондон: Boydell & Brewer, 2007), ISBN   0-86193-287-0 , с. 19.
  35. ^ Jump up to: а б К. А. Эдвардс, «Колдовство в Тюдорах и Стюартах Шотландии», в книге К. Картрайт, « Спутник литературы Тюдоров», «Спутники Блэквелла по литературе и культуре» (Оксфорд: John Wiley & Sons, 2010), ISBN   1-4051-5477-2 , с. 32.
  36. ^ С. Дж. Браун, «Религия и общество до 1900 года», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормалде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0-19-956369-1 , с. 81.
  37. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество , стр. 168–9.
  38. ^ Л. Мартин, «Дьявол и домашнее хозяйство: колдовство, ссоры и женская работа в Шотландии», в изд. Дж. Гудэра, « Шотландская охота на ведьм в контексте » (Манчестер: Manchester University Press, 2002), ISBN   0-7190-6024-9 , с. 75.
  39. ^ Jump up to: а б Р. Митчисон, Светлость и покровительство, Шотландия, 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   0-7486-0233-X , стр. 88–9.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бокатт, П.Дж. и Уильямс, Дж.Х., Спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN   1-84384-096-0 .
  • Беннетт, М., Опыт гражданских войн: Британия и Ирландия, 1638–1661 гг. (Лондон: Routledge, 2005), ISBN   1-134-72454-3 .
  • Браун К., Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от реформации до революции (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2004 г.), ISBN   0-7486-1299-8 .
  • Браун, С. Дж., «Религия и общество до 1900 года», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0-19-956369-1 .
  • Кроуфорд, Р., Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN   0-19-538623-X .
  • Доусон, JEA, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0-7486-1455-9 .
  • Деннисон, EP, «Женщины: от 1 до 1700», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии » (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 .
  • Эдвардс, К.А., «Колдовство в Тюдорах и Стюартах Шотландии», в книге К. Картрайт, «Спутник литературы Тюдоров» «Спутники Блэквелла по литературе и культуре» (Оксфорд: John Wiley & Sons, 2010), ISBN   1-4051-5477-2 .
  • Юэн, Э., «Ранняя современная семья» в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0-19-956369-1 .
  • Гатерер, Б., «Шотландские учителя», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN   0-7486-1625-X .
  • Гловер К., Элитные женщины и вежливое общество в Шотландии восемнадцатого века (Boydell Press, 2011), ISBN   1-84383-681-5 .
  • Гривз, Р.Л., Тайны королевства: британские радикалы от папистского заговора до революции 1688–1689 годов (Stanford University Press, 1992), ISBN   0-8047-2052-5 , с. 75.
  • Хьюстон, Р.А., «Женщины в экономике и обществе Шотландии» в Р.А. Хьюстоне и И.Д. Уайте, изд., Шотландское общество, 1500–1800 гг . (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN   0-521-89167-1 .
  • Хьюстон, Р.А., Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 гг. (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN   0-521-89088-8 .
  • Килдей, А.-М., Женщины и насильственные преступления в Шотландии эпохи Просвещения (Лондон: Boydell & Brewer, 2007), ISBN   0-86193-287-0 .
  • Линч, М., «Проповедь обращенным?: взгляды на шотландскую Реформацию», в книге А. Аласдера А. Макдональда, М. Линча и И. Б. Коуэна, « Возрождение в Шотландии: предлагаемые исследования в области литературы, религии, истории и культуры». Джону Дархану (BRILL, 1994), ISBN   90-04-10097-0 .
  • Линч, М., Шотландия: новая история (Random House, 2011), ISBN   1-4464-7563-8 .
  • Линч, М., Город раннего Нового времени в Шотландии (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1987), ISBN   0-7099-1677-9 .
  • Маккиннон, Д., «Теперь у меня есть сборник песен, написанных ею»: шотландские семьи, устная речь, грамотность и передача музыкальной культуры около 1500–1800 годов», в книге Э. Юэна и Дж. Ньюджента, « Нахождение» Семья в Шотландии средневековья и раннего Нового времени (Олдершот: Ashgate Publishing, Ltd., 2008), ISBN   0-7546-6049-4 .
  • Мартин, Л., «Дьявол и домашнее хозяйство: колдовство, ссоры и женская работа в Шотландии», в издании Дж. Гудара, « Шотландская охота на ведьм в контексте » (Манчестер: Manchester University Press, 2002), ISBN   0-7190-6024-9 ..
  • Митчисон, Р., Светлость и покровительство, Шотландия, 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   0-7486-0233-X .
  • Мортимер И., Путеводитель по елизаветинской Англии для путешественников во времени (Random House, 2012), ISBN   1-84792-114-0 , с. 70.
  • Муллан, Д.Г., « Жизненное письмо женщин в Шотландии раннего Нового времени: написание евангелического «я», ок. 1670-ок. 1730 г. (Олдершот: Эшгейт, 2003 г.), ISBN   0-7546-0764-X .
  • Вормальд, Дж., Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0-7486-0276-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f38f534e0a99f973a8b062c4bd89d11__1718071200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/11/0f38f534e0a99f973a8b062c4bd89d11.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women in early modern Scotland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)