Jump to content

Образование в Шотландии раннего Нового времени

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Резьба классной комнаты семнадцатого века с домино и десятью его учениками из школы Джорджа Хериота , Эдинбург.

Образование в Шотландии раннего Нового времени включает все формы образования в пределах современных границ Шотландии, между концом Средневековья в конце пятнадцатого века и началом Просвещения в середине восемнадцатого века. К шестнадцатому веку в Шотландии были созданы такие формальные учебные заведения, как гимназии , мелкие школы и школы шитья для девочек, а дети дворян часто обучались у частных репетиторов. В Шотландии было три университета, но учебная программа была ограничена, и шотландским ученым приходилось уезжать за границу, чтобы получить вторую степень. Эти контакты были одним из наиболее важных способов внедрения новых идей гуманизма в интеллектуальную жизнь Шотландии. Гуманистическая забота об образовании и латыни достигла кульминации в Законе об образовании 1496 года .

После Реформации гуманистическая забота об образовании стала частью программы благочестивого образования с попыткой создать систему приходских школ, находящихся в ведении Шотландской церкви («Кирк»). В Эдинбурге был основан новый университет, а существующие университеты претерпели ряд реформ, связанных с Эндрю Мелвиллом , которые оживили их и привели к стандартам гуманистической науки и методам преподавания других учреждений. В XVII веке предпринимались попытки организовать и финансировать систему приходских школ и успешное расширение университетской системы. К началу восемнадцатого века сеть приходских школ была достаточно полной в Лоулендах , но ограничена в Хайленде , где она была дополнена Шотландским Обществом Распространения Христианских Знаний . Шотландия начала пожинать плоды своей университетской системы, и среди первых деятелей Просвещения были Фрэнсис Хатчесон , Колин Маклорен. и Дэвид Хьюм .

Предыстория [ править ]

Обучение [ править ]

Французская иллюстрация преподавания конца четырнадцатого века.

Сохранившиеся источники образования в средневековой Шотландии крайне ограничены. Если не считать случайных упоминаний в документах, посвященных другим вопросам, они представляют собой горстку городских записей и монастырских и епископских реестров. В Хайленде есть признаки системы гэльского образования, связанной с профессиями поэзии и медицины, с Ферлейном , который, возможно, преподавал богословие и искусство, и с rex sciencerum меньшего статуса, но свидетельства формального школьного образования в основном сохранились только на месте. имена. [1] К концу Средневековья в большинстве крупных церквей, вероятно, были песенные школы, открытые для всех мальчиков. Гимназии , основанные на преподавании латинской грамматики для мальчиков, можно было найти во всех основных шотландских городах и некоторых небольших городах. [2] Обеспечение образованием, вероятно, было лучше в городах; [3] в сельской местности начальное образование давали мелкие школы. [4] Они были почти исключительно ориентированы на мальчиков, но к концу пятнадцатого века в Эдинбурге появились школы и для девочек. Иногда их называли «швейными школами», название которых, вероятно, указывает на одну из их основных функций, хотя, возможно, также обучали чтению. [3] и обычно ими управляли мирянки или монахини. [2] [4] Также было развито частное обучение в семьях лордов и богатых горожан. [2] Иногда они превращались в «домашние школы», которые также могли обслуживать соседей-фермеров и родственников, а также сыновей домашнего хозяйства лэрда . Существуют документальные свидетельства существования около 100 школ такого типа до Реформации. [1] Растущий гуманистический акцент на образовании в позднем средневековье завершился принятием Закона об образовании 1496 года , который постановил, что все сыновья баронов и собственников имущества должны посещать гимназии, и поддержал стремление гуманистов выучить «идеальный Латин». Все это привело к росту грамотности, хотя она была в основном сконцентрирована среди мужской и богатой элиты. [2] к началу шестнадцатого века, возможно, 60 процентов дворянства были грамотными. [5]

Университеты [ править ]

Часовня Королевского колледжа в Абердине , построенная в пятнадцатом веке.

С конца одиннадцатого века по всей Европе были основаны университеты, которые развивались как полуавтономные учебные центры, часто преподающие теологию, математику, право и медицину. [6] К пятнадцатому веку, начиная с северной Италии, университеты оказались под сильным влиянием гуманистического мышления. Это сделало упор на классических авторов, поставило под сомнение некоторые общепринятые истины устоявшегося мышления и проявилось в преподавании новых предметов, особенно посредством греческого языка. [7] В пятнадцатом веке университетские колледжи были основаны в колледже Святого Иоанна в Сент-Эндрюсе (1418 г.), а колледж Святого Сальватора в 1450 году был добавлен . Глазго был основан в 1451 году, а Королевский колледж в Абердине - в 1495 году. колледж Святого Леонарда В Сент-Эндрюсе был добавлен . в 1511 году. Первоначально они предназначались для обучения священнослужителей, но их все чаще стали использовать миряне, которые начали оспаривать клерикальную монополию на административные должности в правительстве и законе. [8]

В этот период в шотландских университетах в основном существовала учебная программа по латыни, предназначенная для духовенства, а также гражданских и канонических юристов . Они не преподавали греческий язык, который был основополагающим для новой гуманистической науки, сосредотачиваясь на метафизике и по большей части безоговорочно доверяя работам Аристотеля , чей авторитет будет оспорен в эпоху Возрождения . [9] Они давали только базовые степени. Тем, кто хотел получить более высокие степени, которые были распространены среди европейских ученых, нужно было поступать в университеты других стран. В результате большое количество шотландцев продолжили обучение на континенте и в английских университетах. [8] Эти международные контакты помогли интегрировать Шотландию в более широкий европейский научный мир и стали одним из наиболее важных способов внедрения новых идей гуманизма в интеллектуальную жизнь Шотландии. [5] К 1497 году гуманист и историк Гектор Боэс , родившийся в Данди и учившийся в Париже, вернулся, чтобы стать первым директором нового университета Абердина. [8] Другой важной фигурой был Арчибальд Уайтлоу, учитель в Сент-Эндрюсе и Кельне, который позже стал наставником молодого Якова III и служил королевским секретарем с 1462 по 1493 год. [10]

Шестнадцатый век [ править ]

Гуманизм и протестантизм [ править ]

Мария де Гиз , покровительница публичных лекций в Эдинбурге, которые стали «Колледжем Туниса», и муж Джеймс V из Шотландии.

Гражданские ценности гуманизма, подчеркивавшие важность порядка и морали, начали оказывать серьезное влияние на образование и к концу шестнадцатого века стали доминировать в университетах и ​​школах. [11] Королевский колледж Абердина был вновь основан в 1515 году. Помимо основной учебной программы по искусству, он предлагал теологию, гражданское и каноническое право и медицину. [12] Колледж Святого Леонарда был основан в Абердине в 1511 году архиепископом Александром Стюартом . Джон Дуглас возглавил преобразование Колледжа Святого Иоанна в Колледж Святой Марии в Сент-Эндрюсе в 1538 году как гуманистическую академию для подготовки священнослужителей с упором на изучение Библии. [13] Роберт Рид , аббат Кинлосса , а затем епископ Оркнейских островов , был ответственен в 1520-х и 1530-х годах за приглашение итальянского гуманиста Джованни Феррарио преподавать в аббатстве Кинлосс , где он основал впечатляющую библиотеку и написал труды по истории и биографии Шотландии. Рид также сыграл важную роль в организации публичных лекций по праву, греческому, латыни и философии, которые проводились в Эдинбурге в 1540-х годах под патронажем королевы-консорта Марии Гиз . Они превратились в городской «Тунисский колледж», который в конечном итоге стал Эдинбургским университетом. [10]

В середине шестнадцатого века в Шотландии произошла протестантская Реформация , которая отвергла папскую власть и многие аспекты католического богословия и практики. Он создал преимущественно кальвинистскую национальную церковь, известную как Кирк , которая была строго пресвитерианской по мировоззрению, серьезно ограничивая полномочия епископов, хотя первоначально не отменяя их. [14] Это дало значительную власть в новом кирке местным лордам , которые часто контролировали назначение духовенства и играли важную роль в создании и финансировании школ. [15] Также произошел сдвиг от акцента на ритуале к акценту на слове, что сделало Библию и умение читать Библию фундаментальными для шотландской религии. [16]

Реформация школ [ править ]

Гуманистическую озабоченность расширением доступа населения к образованию разделяли протестантские реформаторы, которые рассматривали школы как средство предоставления морального и религиозного образования для более благочестивого общества. После того, как в 1560 году протестантская партия стала доминирующей, в Первой книге дисциплины был изложен план открытия школы в каждом приходе, но это оказалось невозможным с финансовой точки зрения. [17] В городах существующие школы в основном сохранились, а песенные школы и ряд новых фондов превратились в реформированные гимназии или обычные приходские школы. Школы поддерживались за счет комбинации фондов Кирка, пожертвований местных наследников или городских советов, а также родителей, которые могли платить. Их проверяли кирки местных старейшин, на которых проверялось качество преподавания и доктринальная чистота. [18] Существовало также большое количество нерегулируемых частных «школ приключений». Они часто создавались неофициально родителями по согласованию с нелицензированными школьными учителями с использованием имеющихся зданий и в основном очевидны в исторических записях через жалобы и попытки подавить их с помощью кирковых собраний, поскольку они забирали учеников из официальных приходских школ. Однако такие частные школы часто были необходимы, учитывая большую численность населения и масштабы некоторых приходов. Они часто молчаливо принимались церковью и местными властями и, возможно, имели особое значение для девочек и детей из бедных семей. [19] За пределами существующих городских школ, которые, как правило, лучше финансировались и имели больше возможностей платить учителям, учителя часто совмещали свою должность с другой работой, особенно с второстепенными должностями в церкви, такими как клерки. [18] Сразу после Реформации их не хватало, но есть свидетельства того, что расширение университетской системы обеспечило к семнадцатому веку большое количество выпускников. Есть данные о существовании около 800 школ в период между 1560 и 1633 годами. Приходские школы были школами «Инглис», в которых преподавали на местном языке и принимали детей примерно до 7 лет, а в гимназии принимали мальчиков примерно до 12 лет. [1] В лучших гимназиях учебная программа включала катехизис , латынь , французский язык , классическую литературу и спорт. [20]

Эндрю Мелвиллу , которому приписывают крупные реформы в шотландских университетах в шестнадцатом веке.

Широко распространенное убеждение в ограниченности интеллектуальных и моральных способностей женщин вступило в противоречие с усилившимся после Реформации желанием женщин взять на себя большую личную моральную ответственность, особенно в качестве жен и матерей. В протестантизме это требовало способности изучать и понимать катехизис и даже уметь самостоятельно читать Библию, но большинство комментаторов того периода, даже те, которые были склонны поощрять образование девочек, считали, что они не должны получать такое же академическое образование. как мальчики. [17] Девочек принимали в приходские школы только тогда, когда мальчиков было недостаточно, чтобы обеспечить достойное существование школьным учителям. В низших слоях общества девочки получили выгоду от расширения системы приходских школ, которое произошло после Реформации, но обычно их было меньше, чем мальчиков, и они часто обучались отдельно, в течение более короткого времени и на более низком уровне. Девочек часто учили чтению, шитью и вязанию, но не письму. [21] Среди знати было много образованных и культурных женщин, таких как Мария, королева Шотландии . [22]

Реформация университетов [ править ]

После Реформации университеты Шотландии претерпели ряд реформ, связанных с Эндрю Мелвиллом , который вернулся из Женевы и стал директором Университета Глазго в 1574 году. Выдающийся лингвист, философ и поэт, он получил образование в Париже и изучал право в Пуатье , прежде чем переехать в Женеву и проявить интерес к протестантскому богословию. Под влиянием антиаристотелевца Петруса Рамуса он сделал упор на упрощенную логику и поднял языки и науки до того же статуса, что и философия, позволяя бросить вызов общепринятым идеям во всех областях. [9] Он ввел новый специализированный преподавательский состав, заменив систему «регентинга», когда один наставник проводил студентов по всей учебной программе по искусству. [23] От метафизики отказались, и в первый год обучения обязательным стал греческий язык, за ним последовали арамейский , сирийский и иврит , положив начало новой моде на древние и библейские языки. До его приезда набор студентов в Университет Глазго снижался, но теперь студенты начали прибывать в больших количествах. Он участвовал в реконструкции Маришальского колледжа как второй университетский колледж в городе в Абердине, основанного в 1593 году Джорджем Кейтом , пятым графом Маришалем , и, чтобы сделать для Сент-Эндрюса то, что он сделал для Глазго, он был назначен директором колледжа. Колледж Святой Марии, Сент-Эндрюс , 1580 год. [10] «Тунисский колледж», основанный в середине шестнадцатого века, в 1582 году стал Эдинбургским университетом . [10] Реформы Мелвилла привели к возрождению всех шотландских университетов, которые теперь обеспечивали качество образования, равное качеству самых уважаемых высших учебных заведений в Европе. [9]

Семнадцатый век [ править ]

Приходские школы [ править ]

Колледж Хай-Стрит Университета Глазго, построенный в рамках Содружества.

В 1616 году постановление Тайного совета предписывало каждому приходу открыть школу, «там, где есть удобные средства». После того, как парламент Шотландии ратифицировал этот закон и Закон об образовании 1633 года , был введен налог на местных землевладельцев, чтобы обеспечить необходимые пожертвования. [24] С 1638 года Шотландия претерпела «вторую Реформацию» с широкой поддержкой Национального соглашения , возражая против литургических нововведений Карла I и вновь подтверждая кальвинизм и пресвитерианство кирки. После епископских войн (1639–1640 гг.) Шотландия получила фактическую независимость от правительства Вестминстера. [25] Образование оставалось основополагающим для идей ковенантеров. Лазейка, позволявшая уклоняться от налога на образование, была закрыта в Законе об образовании 1646 года , который установил прочную институциональную основу для школ на принципах Ковенантера. [24] подчеркивая роль пресвитерий в надзоре. [26] Хотя Восстановление монархии в 1660 году привело к изменению положения 1633 года, в 1696 году новое законодательство восстановило положения 1646 года вместе со средствами принуждения, «более подходящими для того времени», и подчеркнуло цель иметь школу в каждом приходе. В сельских общинах эти законы обязывали местных землевладельцев (наследников) предоставлять здание школы и платить школьному учителю, известному в Шотландии как домини , в то время как министры и местные пресвитерии следили за качеством образования. Во многих шотландских городах городские школы находились в ведении местных советов. [24] существовала практически полная сеть приходских школ К концу семнадцатого века в Лоулендах , но в Хайленде во многих районах все еще отсутствовало базовое образование. [27]

Рост университетов [ править ]

При Содружестве (1652–1660 гг.) университеты увидели улучшение в финансировании, поскольку они получали доход от деканатов, несуществующих епископств и акцизов , что позволило завершить строительство зданий, включая колледж на Хай-стрит в Глазго. Они по-прежнему в основном рассматривались как школы подготовки духовенства и находились под контролем протестующих , придерживающихся жесткой линии, которым режим в целом благоволил из-за их большей антипатии к роялизму, а ведущий протестующий Патрик Гиллеспи был назначен директором Глазго в 1652 году. [28] После Реставрации произошла чистка пресвитерианцев из университетов, но большая часть интеллектуальных достижений предшествующего периода сохранилась. [29] Пять шотландских университетов оправились от потрясений, вызванных годами гражданской войны и Реставрации, благодаря учебной программе, основанной на лекциях, которая могла охватывать экономику и науку, предлагая высококачественное гуманитарное образование сыновьям знати и дворянства. [27] Все видели создание или восстановление кафедр математики. Астрономии способствовало строительство обсерваторий в Сент-Эндрюсе, а также в колледжах Кингс и Маришаль в Абердине. Роберт Сиббальд был назначен первым профессором медицины в Эдинбурге и стал соучредителем Королевского колледжа врачей Эдинбурга в 1681 году. [30] Эти события помогли университетам стать крупными центрами медицинского образования и поставили Шотландию на передний план мышления Просвещения. [27]

Начало восемнадцатого века [ править ]

Ограничения школьной системы [ править ]

Фрэнсис Хатчесон , профессор моральной философии в Глазго с 1729 по 1746 год и один из главных деятелей раннего Просвещения.

Одним из последствий разветвленной сети приходских школ стал рост «демократического мифа», который в девятнадцатом веке породил широко распространенное убеждение, что многие «парные парни» смогли подняться по системе и занять высокие должности. офис, и что грамотность была гораздо более распространена в Шотландии, чем в соседних штатах, особенно в Англии. [27] Историки теперь признают, что очень немногие мальчики могли пойти по этому пути к социальному продвижению и что грамотность не была заметно выше, чем в сопоставимых странах, поскольку образование в приходских школах было базовым и коротким, а посещение не было обязательным. [31]

К восемнадцатому веку многие девочки из бедных семей обучались в женских школах , неофициально организованных вдовой или старой девой для обучения чтению, шитью и кулинарии. [32] Среди членов аристократии к началу восемнадцатого века ожидалось, что образование девочек будет включать базовые навыки грамоты и счета, рукоделие, кулинарию и ведение домашнего хозяйства, при этом вежливости и благочестию. особое внимание уделялось [33] Уровень женской неграмотности, основанный на подписях среди служанок, составлял около 90 процентов с конца семнадцатого до начала восемнадцатого веков и, возможно, 85 процентов для женщин всех рангов к 1750 году по сравнению с 35 процентами для мужчин. [21] Общий уровень грамотности был немного выше, чем в Англии в целом, но уровень грамотности среди женщин был намного ниже, чем среди их английских коллег. [34]

В Шотландском Хайленде народное образование было затруднено проблемами расстояния и физической изоляции, а также ограниченным знанием учителями и священниками шотландского гэльского языка , основного местного языка. Здесь приходские школы Кирка были дополнены школами, основанными с 1709 года Обществом распространения христианских знаний в Шотландии (SSPCK). Его целью в Хайленде было преподавать английский язык и положить конец привязанности к римскому католицизму, связанной с мятежным якобитизмом . Хотя в школах SSPCK в конечном итоге преподавали на гэльском языке, общий эффект способствовал эрозии культуры Хайленда. [35] Уровень грамотности в Хайленде был ниже, чем в сопоставимом сельском обществе Лоуленда, и, несмотря на эти усилия, неграмотность оставалась широко распространенной в девятнадцатом веке. [36]

Начало Просвещения [ править ]

Доступ к шотландским университетам, вероятно, был более открытым, чем в современной Англии, Германии или Франции. Посещение было менее дорогим, а студенческий состав был более представительным для общества в целом. [37] В восемнадцатом веке Шотландия воспользовалась интеллектуальными преимуществами этой системы, внося свой вклад в европейское Просвещение . [38] Ключевыми фигурами шотландского Просвещения, оставившими свой след до середины восемнадцатого века, были Фрэнсис Хатчесон (1694–1746), который был профессором моральной философии в Глазго с 1729 по 1746 год. Он был важным связующим звеном между идеями Шефтсбери и более поздняя школа шотландского реализма здравого смысла , развивающая утилитаризм и консеквенциалистское мышление. Колин Маклорен (1698–1746), назначенный на кафедру математики в возрасте 19 лет в Маришаль-колледже, был ведущим британским математиком своего времени. Вероятно, самой значительной интеллектуальной фигурой раннего Нового времени в Шотландии был Дэвид Юм (1711–1776), чей «Трактат о человеческой природе» (1738) и «Очерки, моральные и политические» (1741) помогли очертить параметры философского эмпиризма и скептицизма . [39] Он окажет большое влияние на более поздних деятелей Просвещения, включая Адама Смита , Иммануила Канта и Джереми Бентама . [40]

Примечания [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с С. Мердок, «Школы и обучение: от I до 1696 года», в издании М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 561–3.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д П. Дж. Боукатт и Дж. Х. Уильямс, спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN   1-84384-096-0 , стр. 29–30.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Э. Юэн, «Хамперит в одном меде пришел»: виды, звуки и запахи в средневековом городе», в книге Э. Дж. Коуэна и Л. Хендерсона, « История повседневной жизни в средневековой Шотландии: с 1000 по 1600 годы» (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета). , 2011), ISBN   0748621571 , с. 126.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Нью-Йорк, Нью-Йорк: Random House, 2011), ISBN   1-4464-7563-8 , стр. 104–7.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0-7486-0276-3 , стр. 68–72.
  6. ^ И. Вэй, «Рост университетов» в книге А. Маккея, изд., Атлас средневековой Европы (Лондон: Routledge, 1997), ISBN   0415019230 , стр. 241–3.
  7. ^ В. Рюэгг, «Рост гуманизма», в книге Хильде де Риддер-Симоенс, изд., История университета в Европе: Том 1, Университеты в средние века (Кембридж: Cambridge University Press, 2003), ISBN   0521541131 , стр. 452–9.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: формирование идентичности (St. Martin's Press, 1997), ISBN   0-333-56761-7 , стр. 124–5.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0-7486-0276-3 , стр. 183–4.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д А. Томас, Возрождение , в Т. М. Дивайне и Дж. Вормалде, Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0-19-162433-0 , стр. 196–7.
  11. ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748614559 , стр. 340–1.
  12. ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748614559 , с. 55.
  13. ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748614559 , с. 187.
  14. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 102–4.
  15. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 121–33.
  16. ^ Г. Д. Хендерсон, Религиозная жизнь в Шотландии семнадцатого века (Кембридж: Cambridge University Press, 2011), ISBN   0521248779 , стр. 1–4.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Р.А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN   0-521-89088-8 , с. 5.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б М. Тодд, Культура протестантизма в Шотландии раннего Нового времени (Yale University Press, 2002), ISBN   0-300-09234-2 , стр. 59–62.
  19. ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN   0-521-89088-8 , стр. 115–6.
  20. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0-7486-0276-3 , стр. 183–3.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Р.А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN   0521890888 , стр. 63–8.
  22. ^ К. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от реформации до революции (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2004), ISBN   0748612998 , с. 187.
  23. ^ Дж. Кирк, «Мельвиллианская реформа» и шотландские университеты», в книге А. А. Макдональда и М. Линча, ред., « Возрождение в Шотландии: исследования в области литературы, религии, истории и культуры, предложенные Джону Дархану» (BRILL, 1994). , ISBN   90-04-10097-0 , с. 280.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Школьное образование до 1873 года» , Scottish Archive Network , 2010, заархивировано из оригинала 28 сентября 2011 года .
  25. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , с. 204.
  26. ^ Дж. Р. Янг, «Ковенантеры и шотландский парламент 1639–1651: правление Благочестивых и вторая шотландская Реформация», в Э. Боран и К. Гриббен, Проведение реформации в Ирландии и Шотландии: 1550–1700 (Олдершот: Эшгейт , 2006), ISBN   0754682234 , с. 143.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Р. Андерсон, «История шотландского образования до 1980 года», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN   0-7486-1625-X , стр. 219–28.
  28. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , стр. 227–8.
  29. ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Random House, 2011), ISBN   1-4464-7563-8 , с. 262.
  30. ^ TM Devine, «Взлет и падение шотландского Просвещения», в TM Devine и J. Wormald, The Oxford Handbook of Modern Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2012), ISBN   0-19-162433-0 , с. 373.
  31. ^ TM Devine, Шотландская нация, 1700–2000 (Лондон: Penguin Books, 2001), ISBN   0-14-100234-4 , стр. 91–100.
  32. ^ Б. Гатерер, «Шотландские учителя», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN   0-7486-1625-X , с. 1022.
  33. ^ К. Гловер, Элитные женщины и вежливое общество в Шотландии восемнадцатого века (Boydell Press, 2011), ISBN   1843836815 , с. 26.
  34. ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN   0521890888 , с. 72.
  35. ^ К. Кидд, Британская идентичность до национализма: этническая принадлежность и государственность в атлантическом мире, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 1999), ISBN   0521624037 , с. 138.
  36. ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN   0521890888 , с. 70.
  37. ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN   0-521-89088-8 , с. 245.
  38. ^ А. Герман , Как шотландцы изобрели современный мир (Лондон: Crown Publishing Group, 2001), ISBN   0-609-80999-7 .
  39. ^ Р. Митчисон, Светлость патронажа, Шотландия 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   074860233X , с. 150.
  40. ^ Б. Фрейдберг, Дэвид Хьюм: философ-платонист, континентальный предок (Suny Press, 2012), ISBN   1438442157 , с. 105.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa1a1505fc16f2e729ba26f6a0f5502a__1717438080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/2a/fa1a1505fc16f2e729ba26f6a0f5502a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Education in early modern Scotland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)