Образование в Шотландии раннего Нового времени

Образование в Шотландии раннего Нового времени включает все формы образования в пределах современных границ Шотландии, между концом Средневековья в конце пятнадцатого века и началом Просвещения в середине восемнадцатого века. К шестнадцатому веку в Шотландии были созданы такие формальные учебные заведения, как гимназии , мелкие школы и школы шитья для девочек, а дети дворян часто обучались у частных репетиторов. В Шотландии было три университета, но учебная программа была ограничена, и шотландским ученым приходилось уезжать за границу, чтобы получить вторую степень. Эти контакты были одним из наиболее важных способов внедрения новых идей гуманизма в интеллектуальную жизнь Шотландии. Гуманистическая забота об образовании и латыни достигла кульминации в Законе об образовании 1496 года .
После Реформации гуманистическая забота об образовании стала частью программы благочестивого образования с попыткой создать систему приходских школ, находящихся в ведении Шотландской церкви («Кирк»). В Эдинбурге был основан новый университет, а существующие университеты претерпели ряд реформ, связанных с Эндрю Мелвиллом , которые оживили их и привели к стандартам гуманистической науки и методам преподавания других учреждений. В XVII веке предпринимались попытки организовать и финансировать систему приходских школ и успешное расширение университетской системы. К началу восемнадцатого века сеть приходских школ была достаточно полной в Лоулендах , но ограничена в Хайленде , где она была дополнена Шотландским Обществом Распространения Христианских Знаний . Шотландия начала пожинать плоды своей университетской системы, и среди первых деятелей Просвещения были Фрэнсис Хатчесон , Колин Маклорен. и Дэвид Хьюм .
Предыстория [ править ]
Обучение [ править ]

Сохранившиеся источники образования в средневековой Шотландии крайне ограничены. Если не считать случайных упоминаний в документах, посвященных другим вопросам, они представляют собой горстку городских записей и монастырских и епископских реестров. В Хайленде есть признаки системы гэльского образования, связанной с профессиями поэзии и медицины, с Ферлейном , который, возможно, преподавал богословие и искусство, и с rex sciencerum меньшего статуса, но свидетельства формального школьного образования в основном сохранились только на месте. имена. [1] К концу Средневековья в большинстве крупных церквей, вероятно, были песенные школы, открытые для всех мальчиков. Гимназии , основанные на преподавании латинской грамматики для мальчиков, можно было найти во всех основных шотландских городах и некоторых небольших городах. [2] Обеспечение образованием, вероятно, было лучше в городах; [3] в сельской местности начальное образование давали мелкие школы. [4] Они были почти исключительно ориентированы на мальчиков, но к концу пятнадцатого века в Эдинбурге появились школы и для девочек. Иногда их называли «швейными школами», название которых, вероятно, указывает на одну из их основных функций, хотя, возможно, также обучали чтению. [3] и обычно ими управляли мирянки или монахини. [2] [4] Также было развито частное обучение в семьях лордов и богатых горожан. [2] Иногда они превращались в «домашние школы», которые также могли обслуживать соседей-фермеров и родственников, а также сыновей домашнего хозяйства лэрда . Существуют документальные свидетельства существования около 100 школ такого типа до Реформации. [1] Растущий гуманистический акцент на образовании в позднем средневековье завершился принятием Закона об образовании 1496 года , который постановил, что все сыновья баронов и собственников имущества должны посещать гимназии, и поддержал стремление гуманистов выучить «идеальный Латин». Все это привело к росту грамотности, хотя она была в основном сконцентрирована среди мужской и богатой элиты. [2] к началу шестнадцатого века, возможно, 60 процентов дворянства были грамотными. [5]
Университеты [ править ]

С конца одиннадцатого века по всей Европе были основаны университеты, которые развивались как полуавтономные учебные центры, часто преподающие теологию, математику, право и медицину. [6] К пятнадцатому веку, начиная с северной Италии, университеты оказались под сильным влиянием гуманистического мышления. Это сделало упор на классических авторов, поставило под сомнение некоторые общепринятые истины устоявшегося мышления и проявилось в преподавании новых предметов, особенно посредством греческого языка. [7] В пятнадцатом веке университетские колледжи были основаны в колледже Святого Иоанна в Сент-Эндрюсе (1418 г.), а колледж Святого Сальватора в 1450 году был добавлен . Глазго был основан в 1451 году, а Королевский колледж в Абердине - в 1495 году. колледж Святого Леонарда В Сент-Эндрюсе был добавлен . в 1511 году. Первоначально они предназначались для обучения священнослужителей, но их все чаще стали использовать миряне, которые начали оспаривать клерикальную монополию на административные должности в правительстве и законе. [8]
В этот период в шотландских университетах в основном существовала учебная программа по латыни, предназначенная для духовенства, а также гражданских и канонических юристов . Они не преподавали греческий язык, который был основополагающим для новой гуманистической науки, сосредотачиваясь на метафизике и по большей части безоговорочно доверяя работам Аристотеля , чей авторитет будет оспорен в эпоху Возрождения . [9] Они давали только базовые степени. Тем, кто хотел получить более высокие степени, которые были распространены среди европейских ученых, нужно было поступать в университеты других стран. В результате большое количество шотландцев продолжили обучение на континенте и в английских университетах. [8] Эти международные контакты помогли интегрировать Шотландию в более широкий европейский научный мир и стали одним из наиболее важных способов внедрения новых идей гуманизма в интеллектуальную жизнь Шотландии. [5] К 1497 году гуманист и историк Гектор Боэс , родившийся в Данди и учившийся в Париже, вернулся, чтобы стать первым директором нового университета Абердина. [8] Другой важной фигурой был Арчибальд Уайтлоу, учитель в Сент-Эндрюсе и Кельне, который позже стал наставником молодого Якова III и служил королевским секретарем с 1462 по 1493 год. [10]
Шестнадцатый век [ править ]
Гуманизм и протестантизм [ править ]

Гражданские ценности гуманизма, подчеркивавшие важность порядка и морали, начали оказывать серьезное влияние на образование и к концу шестнадцатого века стали доминировать в университетах и школах. [11] Королевский колледж Абердина был вновь основан в 1515 году. Помимо основной учебной программы по искусству, он предлагал теологию, гражданское и каноническое право и медицину. [12] Колледж Святого Леонарда был основан в Абердине в 1511 году архиепископом Александром Стюартом . Джон Дуглас возглавил преобразование Колледжа Святого Иоанна в Колледж Святой Марии в Сент-Эндрюсе в 1538 году как гуманистическую академию для подготовки священнослужителей с упором на изучение Библии. [13] Роберт Рид , аббат Кинлосса , а затем епископ Оркнейских островов , был ответственен в 1520-х и 1530-х годах за приглашение итальянского гуманиста Джованни Феррарио преподавать в аббатстве Кинлосс , где он основал впечатляющую библиотеку и написал труды по истории и биографии Шотландии. Рид также сыграл важную роль в организации публичных лекций по праву, греческому, латыни и философии, которые проводились в Эдинбурге в 1540-х годах под патронажем королевы-консорта Марии Гиз . Они превратились в городской «Тунисский колледж», который в конечном итоге стал Эдинбургским университетом. [10]
В середине шестнадцатого века в Шотландии произошла протестантская Реформация , которая отвергла папскую власть и многие аспекты католического богословия и практики. Он создал преимущественно кальвинистскую национальную церковь, известную как Кирк , которая была строго пресвитерианской по мировоззрению, серьезно ограничивая полномочия епископов, хотя первоначально не отменяя их. [14] Это дало значительную власть в новом кирке местным лордам , которые часто контролировали назначение духовенства и играли важную роль в создании и финансировании школ. [15] Также произошел сдвиг от акцента на ритуале к акценту на слове, что сделало Библию и умение читать Библию фундаментальными для шотландской религии. [16]
Реформация школ [ править ]
Гуманистическую озабоченность расширением доступа населения к образованию разделяли протестантские реформаторы, которые рассматривали школы как средство предоставления морального и религиозного образования для более благочестивого общества. После того, как в 1560 году протестантская партия стала доминирующей, в Первой книге дисциплины был изложен план открытия школы в каждом приходе, но это оказалось невозможным с финансовой точки зрения. [17] В городах существующие школы в основном сохранились, а песенные школы и ряд новых фондов превратились в реформированные гимназии или обычные приходские школы. Школы поддерживались за счет комбинации фондов Кирка, пожертвований местных наследников или городских советов, а также родителей, которые могли платить. Их проверяли кирки местных старейшин, на которых проверялось качество преподавания и доктринальная чистота. [18] Существовало также большое количество нерегулируемых частных «школ приключений». Они часто создавались неофициально родителями по согласованию с нелицензированными школьными учителями с использованием имеющихся зданий и в основном очевидны в исторических записях через жалобы и попытки подавить их с помощью кирковых собраний, поскольку они забирали учеников из официальных приходских школ. Однако такие частные школы часто были необходимы, учитывая большую численность населения и масштабы некоторых приходов. Они часто молчаливо принимались церковью и местными властями и, возможно, имели особое значение для девочек и детей из бедных семей. [19] За пределами существующих городских школ, которые, как правило, лучше финансировались и имели больше возможностей платить учителям, учителя часто совмещали свою должность с другой работой, особенно с второстепенными должностями в церкви, такими как клерки. [18] Сразу после Реформации их не хватало, но есть свидетельства того, что расширение университетской системы обеспечило к семнадцатому веку большое количество выпускников. Есть данные о существовании около 800 школ в период между 1560 и 1633 годами. Приходские школы были школами «Инглис», в которых преподавали на местном языке и принимали детей примерно до 7 лет, а в гимназии принимали мальчиков примерно до 12 лет. [1] В лучших гимназиях учебная программа включала катехизис , латынь , французский язык , классическую литературу и спорт. [20]

Широко распространенное убеждение в ограниченности интеллектуальных и моральных способностей женщин вступило в противоречие с усилившимся после Реформации желанием женщин взять на себя большую личную моральную ответственность, особенно в качестве жен и матерей. В протестантизме это требовало способности изучать и понимать катехизис и даже уметь самостоятельно читать Библию, но большинство комментаторов того периода, даже те, которые были склонны поощрять образование девочек, считали, что они не должны получать такое же академическое образование. как мальчики. [17] Девочек принимали в приходские школы только тогда, когда мальчиков было недостаточно, чтобы обеспечить достойное существование школьным учителям. В низших слоях общества девочки получили выгоду от расширения системы приходских школ, которое произошло после Реформации, но обычно их было меньше, чем мальчиков, и они часто обучались отдельно, в течение более короткого времени и на более низком уровне. Девочек часто учили чтению, шитью и вязанию, но не письму. [21] Среди знати было много образованных и культурных женщин, таких как Мария, королева Шотландии . [22]
Реформация университетов [ править ]
После Реформации университеты Шотландии претерпели ряд реформ, связанных с Эндрю Мелвиллом , который вернулся из Женевы и стал директором Университета Глазго в 1574 году. Выдающийся лингвист, философ и поэт, он получил образование в Париже и изучал право в Пуатье , прежде чем переехать в Женеву и проявить интерес к протестантскому богословию. Под влиянием антиаристотелевца Петруса Рамуса он сделал упор на упрощенную логику и поднял языки и науки до того же статуса, что и философия, позволяя бросить вызов общепринятым идеям во всех областях. [9] Он ввел новый специализированный преподавательский состав, заменив систему «регентинга», когда один наставник проводил студентов по всей учебной программе по искусству. [23] От метафизики отказались, и в первый год обучения обязательным стал греческий язык, за ним последовали арамейский , сирийский и иврит , положив начало новой моде на древние и библейские языки. До его приезда набор студентов в Университет Глазго снижался, но теперь студенты начали прибывать в больших количествах. Он участвовал в реконструкции Маришальского колледжа как второй университетский колледж в городе в Абердине, основанного в 1593 году Джорджем Кейтом , пятым графом Маришалем , и, чтобы сделать для Сент-Эндрюса то, что он сделал для Глазго, он был назначен директором колледжа. Колледж Святой Марии, Сент-Эндрюс , 1580 год. [10] «Тунисский колледж», основанный в середине шестнадцатого века, в 1582 году стал Эдинбургским университетом . [10] Реформы Мелвилла привели к возрождению всех шотландских университетов, которые теперь обеспечивали качество образования, равное качеству самых уважаемых высших учебных заведений в Европе. [9]
Семнадцатый век [ править ]
Приходские школы [ править ]

В 1616 году постановление Тайного совета предписывало каждому приходу открыть школу, «там, где есть удобные средства». После того, как парламент Шотландии ратифицировал этот закон и Закон об образовании 1633 года , был введен налог на местных землевладельцев, чтобы обеспечить необходимые пожертвования. [24] С 1638 года Шотландия претерпела «вторую Реформацию» с широкой поддержкой Национального соглашения , возражая против литургических нововведений Карла I и вновь подтверждая кальвинизм и пресвитерианство кирки. После епископских войн (1639–1640 гг.) Шотландия получила фактическую независимость от правительства Вестминстера. [25] Образование оставалось основополагающим для идей ковенантеров. Лазейка, позволявшая уклоняться от налога на образование, была закрыта в Законе об образовании 1646 года , который установил прочную институциональную основу для школ на принципах Ковенантера. [24] подчеркивая роль пресвитерий в надзоре. [26] Хотя Восстановление монархии в 1660 году привело к изменению положения 1633 года, в 1696 году новое законодательство восстановило положения 1646 года вместе со средствами принуждения, «более подходящими для того времени», и подчеркнуло цель иметь школу в каждом приходе. В сельских общинах эти законы обязывали местных землевладельцев (наследников) предоставлять здание школы и платить школьному учителю, известному в Шотландии как домини , в то время как министры и местные пресвитерии следили за качеством образования. Во многих шотландских городах городские школы находились в ведении местных советов. [24] существовала практически полная сеть приходских школ К концу семнадцатого века в Лоулендах , но в Хайленде во многих районах все еще отсутствовало базовое образование. [27]
Рост университетов [ править ]
При Содружестве (1652–1660 гг.) университеты увидели улучшение в финансировании, поскольку они получали доход от деканатов, несуществующих епископств и акцизов , что позволило завершить строительство зданий, включая колледж на Хай-стрит в Глазго. Они по-прежнему в основном рассматривались как школы подготовки духовенства и находились под контролем протестующих , придерживающихся жесткой линии, которым режим в целом благоволил из-за их большей антипатии к роялизму, а ведущий протестующий Патрик Гиллеспи был назначен директором Глазго в 1652 году. [28] После Реставрации произошла чистка пресвитерианцев из университетов, но большая часть интеллектуальных достижений предшествующего периода сохранилась. [29] Пять шотландских университетов оправились от потрясений, вызванных годами гражданской войны и Реставрации, благодаря учебной программе, основанной на лекциях, которая могла охватывать экономику и науку, предлагая высококачественное гуманитарное образование сыновьям знати и дворянства. [27] Все видели создание или восстановление кафедр математики. Астрономии способствовало строительство обсерваторий в Сент-Эндрюсе, а также в колледжах Кингс и Маришаль в Абердине. Роберт Сиббальд был назначен первым профессором медицины в Эдинбурге и стал соучредителем Королевского колледжа врачей Эдинбурга в 1681 году. [30] Эти события помогли университетам стать крупными центрами медицинского образования и поставили Шотландию на передний план мышления Просвещения. [27]
Начало восемнадцатого века [ править ]
Ограничения школьной системы [ править ]

Одним из последствий разветвленной сети приходских школ стал рост «демократического мифа», который в девятнадцатом веке породил широко распространенное убеждение, что многие «парные парни» смогли подняться по системе и занять высокие должности. офис, и что грамотность была гораздо более распространена в Шотландии, чем в соседних штатах, особенно в Англии. [27] Историки теперь признают, что очень немногие мальчики могли пойти по этому пути к социальному продвижению и что грамотность не была заметно выше, чем в сопоставимых странах, поскольку образование в приходских школах было базовым и коротким, а посещение не было обязательным. [31]
К восемнадцатому веку многие девочки из бедных семей обучались в женских школах , неофициально организованных вдовой или старой девой для обучения чтению, шитью и кулинарии. [32] Среди членов аристократии к началу восемнадцатого века ожидалось, что образование девочек будет включать базовые навыки грамоты и счета, рукоделие, кулинарию и ведение домашнего хозяйства, при этом вежливости и благочестию. особое внимание уделялось [33] Уровень женской неграмотности, основанный на подписях среди служанок, составлял около 90 процентов с конца семнадцатого до начала восемнадцатого веков и, возможно, 85 процентов для женщин всех рангов к 1750 году по сравнению с 35 процентами для мужчин. [21] Общий уровень грамотности был немного выше, чем в Англии в целом, но уровень грамотности среди женщин был намного ниже, чем среди их английских коллег. [34]
В Шотландском Хайленде народное образование было затруднено проблемами расстояния и физической изоляции, а также ограниченным знанием учителями и священниками шотландского гэльского языка , основного местного языка. Здесь приходские школы Кирка были дополнены школами, основанными с 1709 года Обществом распространения христианских знаний в Шотландии (SSPCK). Его целью в Хайленде было преподавать английский язык и положить конец привязанности к римскому католицизму, связанной с мятежным якобитизмом . Хотя в школах SSPCK в конечном итоге преподавали на гэльском языке, общий эффект способствовал эрозии культуры Хайленда. [35] Уровень грамотности в Хайленде был ниже, чем в сопоставимом сельском обществе Лоуленда, и, несмотря на эти усилия, неграмотность оставалась широко распространенной в девятнадцатом веке. [36]
Начало Просвещения [ править ]
Доступ к шотландским университетам, вероятно, был более открытым, чем в современной Англии, Германии или Франции. Посещение было менее дорогим, а студенческий состав был более представительным для общества в целом. [37] В восемнадцатом веке Шотландия воспользовалась интеллектуальными преимуществами этой системы, внося свой вклад в европейское Просвещение . [38] Ключевыми фигурами шотландского Просвещения, оставившими свой след до середины восемнадцатого века, были Фрэнсис Хатчесон (1694–1746), который был профессором моральной философии в Глазго с 1729 по 1746 год. Он был важным связующим звеном между идеями Шефтсбери и более поздняя школа шотландского реализма здравого смысла , развивающая утилитаризм и консеквенциалистское мышление. Колин Маклорен (1698–1746), назначенный на кафедру математики в возрасте 19 лет в Маришаль-колледже, был ведущим британским математиком своего времени. Вероятно, самой значительной интеллектуальной фигурой раннего Нового времени в Шотландии был Дэвид Юм (1711–1776), чей «Трактат о человеческой природе» (1738) и «Очерки, моральные и политические» (1741) помогли очертить параметры философского эмпиризма и скептицизма . [39] Он окажет большое влияние на более поздних деятелей Просвещения, включая Адама Смита , Иммануила Канта и Джереми Бентама . [40]
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с С. Мердок, «Школы и обучение: от I до 1696 года», в издании М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 561–3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д П. Дж. Боукатт и Дж. Х. Уильямс, спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN 1-84384-096-0 , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Э. Юэн, «Хамперит в одном меде пришел»: виды, звуки и запахи в средневековом городе», в книге Э. Дж. Коуэна и Л. Хендерсона, « История повседневной жизни в средневековой Шотландии: с 1000 по 1600 годы» (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета). , 2011), ISBN 0748621571 , с. 126.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Нью-Йорк, Нью-Йорк: Random House, 2011), ISBN 1-4464-7563-8 , стр. 104–7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0-7486-0276-3 , стр. 68–72.
- ^ И. Вэй, «Рост университетов» в книге А. Маккея, изд., Атлас средневековой Европы (Лондон: Routledge, 1997), ISBN 0415019230 , стр. 241–3.
- ^ В. Рюэгг, «Рост гуманизма», в книге Хильде де Риддер-Симоенс, изд., История университета в Европе: Том 1, Университеты в средние века (Кембридж: Cambridge University Press, 2003), ISBN 0521541131 , стр. 452–9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: формирование идентичности (St. Martin's Press, 1997), ISBN 0-333-56761-7 , стр. 124–5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0-7486-0276-3 , стр. 183–4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д А. Томас, Возрождение , в Т. М. Дивайне и Дж. Вормалде, Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-162433-0 , стр. 196–7.
- ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748614559 , стр. 340–1.
- ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748614559 , с. 55.
- ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748614559 , с. 187.
- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0748602763 , стр. 102–4.
- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0748602763 , стр. 121–33.
- ^ Г. Д. Хендерсон, Религиозная жизнь в Шотландии семнадцатого века (Кембридж: Cambridge University Press, 2011), ISBN 0521248779 , стр. 1–4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Р.А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0-521-89088-8 , с. 5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б М. Тодд, Культура протестантизма в Шотландии раннего Нового времени (Yale University Press, 2002), ISBN 0-300-09234-2 , стр. 59–62.
- ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0-521-89088-8 , стр. 115–6.
- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0-7486-0276-3 , стр. 183–3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Р.А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0521890888 , стр. 63–8.
- ^ К. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от реформации до революции (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2004), ISBN 0748612998 , с. 187.
- ^ Дж. Кирк, «Мельвиллианская реформа» и шотландские университеты», в книге А. А. Макдональда и М. Линча, ред., « Возрождение в Шотландии: исследования в области литературы, религии, истории и культуры, предложенные Джону Дархану» (BRILL, 1994). , ISBN 90-04-10097-0 , с. 280.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Школьное образование до 1873 года» , Scottish Archive Network , 2010, заархивировано из оригинала 28 сентября 2011 года .
- ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN 0140136495 , с. 204.
- ^ Дж. Р. Янг, «Ковенантеры и шотландский парламент 1639–1651: правление Благочестивых и вторая шотландская Реформация», в Э. Боран и К. Гриббен, Проведение реформации в Ирландии и Шотландии: 1550–1700 (Олдершот: Эшгейт , 2006), ISBN 0754682234 , с. 143.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Р. Андерсон, «История шотландского образования до 1980 года», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN 0-7486-1625-X , стр. 219–28.
- ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN 0140136495 , стр. 227–8.
- ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Random House, 2011), ISBN 1-4464-7563-8 , с. 262.
- ^ TM Devine, «Взлет и падение шотландского Просвещения», в TM Devine и J. Wormald, The Oxford Handbook of Modern Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-162433-0 , с. 373.
- ^ TM Devine, Шотландская нация, 1700–2000 (Лондон: Penguin Books, 2001), ISBN 0-14-100234-4 , стр. 91–100.
- ^ Б. Гатерер, «Шотландские учителя», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN 0-7486-1625-X , с. 1022.
- ^ К. Гловер, Элитные женщины и вежливое общество в Шотландии восемнадцатого века (Boydell Press, 2011), ISBN 1843836815 , с. 26.
- ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0521890888 , с. 72.
- ^ К. Кидд, Британская идентичность до национализма: этническая принадлежность и государственность в атлантическом мире, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 1999), ISBN 0521624037 , с. 138.
- ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0521890888 , с. 70.
- ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0-521-89088-8 , с. 245.
- ^ А. Герман , Как шотландцы изобрели современный мир (Лондон: Crown Publishing Group, 2001), ISBN 0-609-80999-7 .
- ^ Р. Митчисон, Светлость патронажа, Шотландия 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN 074860233X , с. 150.
- ^ Б. Фрейдберг, Дэвид Хьюм: философ-платонист, континентальный предок (Suny Press, 2012), ISBN 1438442157 , с. 105.