История университетов Шотландии

История университетов Шотландии включает в себя развитие всех университетов и университетских колледжей Шотландии с момента их основания в пятнадцатом веке до наших дней. До пятнадцатого века шотландцам, желающим поступить в университет, приходилось ехать в Англию или на континент. Эта ситуация была изменена основанием колледжа Святого Иоанна в Сент-Эндрюсе в 1418 году Генри Уордлоу , епископом Сент-Эндрюса. Колледж Святого Сальватора был добавлен к Сент-Эндрюсу в 1450 году. За ним последовали и другие великие епископства: Университет Глазго был основан в 1451 году и Королевский колледж в Абердине в 1495 году. Первоначально эти учреждения были предназначены для подготовки священнослужителей, но впоследствии они все чаще использоваться непрофессионалами. Международные контакты помогли интегрировать Шотландию в более широкий европейский научный мир и стали одним из наиболее важных способов внедрения новых идей гуманизма в интеллектуальную жизнь Шотландии в шестнадцатом веке.
Колледж Святого Леонарда был основан в Сент-Эндрюсе в 1512 году, а колледж Святого Иоанна как колледж Святой Марии в Сент-Эндрюсе был повторно основан в 1538 году как гуманистическая академия для подготовки священнослужителей. Публичные лекции, которые были созданы в Эдинбурге в 1540-х годах, в конечном итоге стали Эдинбургским университетом в 1582 году. После Реформации университеты Шотландии претерпели реформы, связанные с Эндрю Мелвиллом , который находился под влиянием антиаристотелевского Петруса Рамуса . В 1617 году Яков VI постановил, что городской колледж Эдинбурга должен называться Колледжем короля Якова. В 1641 году два колледжа Абердина были объединены указом Карла I (годы правления 1625–1649) и образовали «Абердинский университет короля Чарльза». При Содружестве (1652–1660 гг.) финансирование университетов улучшилось. После Реставрации произошла чистка пресвитерианцев из университетов, но большая часть интеллектуальных достижений предшествующего периода сохранилась. Колледжи Сент-Эндрюса были разделены. Пять шотландских университетских колледжей оправились от разрушения годы гражданской войны и Реставрации с лекционной учебной программой, которая могла охватывать экономику и науку, предлагая высококачественное гуманитарное образование сыновьям дворянства и дворянства.
В восемнадцатом веке университеты превратились из небольших приходских учреждений, в основном предназначенных для подготовки духовенства и юристов, в крупные интеллектуальные центры, стоящие на переднем крае шотландской идентичности и жизни, которые считались основополагающими для демократических принципов и возможностей для социального развития для шотландцев. талантливый. Во всех университетских городах были созданы медицинские кафедры. К 1740-м годам Эдинбургская медицинская школа была крупным центром медицины в Европе и ведущим центром в Атлантическом мире. Доступ к шотландским университетам, вероятно, был более открытым, чем в современной Англии, Германии или Франции. Посещение было менее дорогим, а студенческий состав был более представительным для общества в целом. Система была гибкой, а учебная программа стала современной философской и научной, отвечающей современным потребностям в совершенствовании и прогрессе. Шотландия воспользовалась интеллектуальными преимуществами этой системы, внося свой вклад в европейское Просвещение . Многие ключевые фигуры Шотландскими Просвещителями были университетские профессора, которые развивали свои идеи на университетских лекциях.
В начале девятнадцатого века в пяти университетских колледжах Шотландии не было вступительных экзаменов: студенты обычно поступали в возрасте 15 или 16 лет, посещали их всего два года, выбирали, какие лекции посещать, и уходили, не получив квалификации. В учебной программе доминировали вопросы божественности и закона, и была предпринята согласованная попытка модернизировать учебную программу, в частности, путем введения степеней в области физических наук и необходимости реформирования системы для удовлетворения потребностей формирующегося среднего класса и профессий. Результатом этих реформ стало возрождение шотландской университетской системы, которая к концу века расширилась до 6254 студентов и выпустила ведущих деятелей как в области искусства, так и в науке. В первой половине двадцатого века шотландские университеты отставали от университетов Англии и Европы по уровню участия и инвестиций. После доклада Роббинса 1963 года в Шотландии произошел быстрый рост высшего образования. К концу десятилетия количество шотландских университетов удвоилось. Новые университеты включали Университет Данди , Стратклайд , Хериот-Уотт , Стерлинг . С 1970-х годов правительство предпочитало расширять высшее образование в неуниверситетском секторе, и к концу 1980-х годов примерно половина студентов высших учебных заведений обучалась в колледжах. В 1992 году в соответствии с Законом о дальнейшем и высшем образовании 1992 года различие между университетами и колледжами было снято, были созданы новые университеты в Абертае , Глазго Каледониан , Нейпире , Пейсли и Роберте Гордоне .
История [ править ]
Средневековье [ править ]
Предыстория [ править ]

С конца одиннадцатого века по всей Европе создавались университеты, развивавшиеся как полуавтономные учебные центры, часто преподающие теологию, математику, право и медицину. [1] До пятнадцатого века шотландцам, желающим поступить в университет, приходилось ехать в Англию, в Оксфорд или Кембридж или на континент. Было установлено, что в период с двенадцатого века по 1410 год этим занимались чуть более 1000 студентов. [2] Среди направлений Париж самым важным был , а также Кёльн , Орлеан , Виттенберг , Лувен и Вена . [3]
Среди этих странствующих ученых наиболее важной интеллектуальной фигурой был Джон Дунс Скот (ок. 1266–1308), который учился в Оксфорде, Кембридже и Париже. Вероятно, он умер в Кельне в 1308 году, оказав большое влияние на религиозную мысль позднего Средневековья. [4] После начала Войн за независимость (1296–1357 гг.), за редкими исключениями в рамках охранной грамоты, английские университеты были закрыты для шотландцев, а континентальные университеты стали более значимыми. [2] Некоторые шотландские ученые стали преподавателями в континентальных университетах. В Париже в их число входили Джон де Рэйт (умер около 1355 г.) и Уолтер Уордлоу (умер около 1387 г.) в 1340-х и 1350-х годах, Уильям де Тредбрум в 1380-х годах и Лоуренс де Линдорес (1372–1437) в начале 1500-х годов. [2] Продолжающееся движение в другие университеты привело к возникновению школы шотландских номиналистов в Париже в начале шестнадцатого века, Джон Мэр наиболее важной фигурой в которой был (1467–1550). Вероятно, он учился в шотландской гимназии, а затем в Кембридже, прежде чем переехать в Париж, где поступил в институт в 1493 году. [2]
Первые шотландские университеты [ править ]

Эта ситуация была изменена основанием Колледжа Святого Иоанна в Сент-Эндрюсе в 1418 году. Генри Уордлоу , епископ Сент-Эндрюса, обратился с петицией к антипапе Бенедикту XIII на поздних стадиях Великого западного раскола , когда Шотландия была одной из немногих его оставшиеся сторонники. Уордлоу утверждал, что шотландских ученых в других университетах преследовали за их лояльность антипапе. [5] Колледж Святого Сальватора был добавлен к Сент-Эндрюсу в 1450 году. За ним последовали другие великие епископства: Университет Глазго был основан в 1451 году и Королевский колледж в Абердине в 1495 году. Оба они также были папскими фондами Николая V и Александра VI соответственно. [6] Сент-Эндрюс был намеренно создан по образцу Парижа, и хотя Глазго перенял статуи Болонского университета , там, как и в Абердине, росло влияние Парижа, отчасти потому, что все его первые регенты получили образование в Париже. [7] Первоначально эти учреждения были предназначены для подготовки священнослужителей, но они все чаще использовались мирянами, которые начали оспаривать клерикальную монополию на административные должности в правительстве и законодательстве. [2] Они давали только базовые степени. Тем, кто хотел получить более высокие степени, которые были распространены среди европейских ученых, все еще приходилось поступать в университеты других стран. В результате шотландские ученые продолжали посещать континент и вернулись в английские университеты после того, как они вновь открылись для шотландцев в конце пятнадцатого века. [2]
К пятнадцатому веку, начиная с северной Италии, университеты оказались под сильным влиянием гуманистического мышления. Это сделало упор на авторов-классиков, ставя под сомнение некоторые общепринятые истины устоявшегося мышления и проявляясь в преподавании новых предметов, особенно посредством греческого языка. [8] Однако в этот период в шотландских университетах в основном существовала учебная программа по латыни, предназначенная для духовенства, гражданских и обычных юристов . Они не преподавали греческий язык, который был фундаментальным для новой гуманистической науки, сосредоточившись на метафизике и по большей части безоговорочно доверяя работам Аристотеля , авторитет которого будет оспорен в эпоху Возрождения . [9] К концу пятнадцатого века гуманистическое влияние становилось все более очевидным. [2] Важной фигурой был Арчибальд Уайтлоу, учитель в Сент-Эндрюсе и Кельне, который позже стал наставником молодого Якова III и служил королевским секретарем с 1462 по 1493 год. [10] К 1497 году гуманист и историк Гектор Боэс , родившийся в Данди и учившийся в Париже, вернулся, чтобы стать первым директором нового университета Абердина. [2] В 1518 году Майр вернулся в Шотландию, чтобы стать ректором Университета Глазго. Он перешел в Сент-Эндрюс в 1523 году, а в 1533 году был назначен проректором колледжа Святого Сальватора. В то время как в Шотландии среди его учеников были Джон Нокс и Джордж Бьюкенен . [11] Эти международные контакты помогли интегрировать Шотландию в более широкий европейский научный мир и стали одним из наиболее важных способов внедрения новых идей гуманизма в интеллектуальную жизнь Шотландии в шестнадцатом веке. [3]
Раннее Новое время [ править ]
Ренессанс [ править ]

Гражданские ценности гуманизма, подчеркивавшие важность порядка и морали, начали оказывать серьезное влияние на образование и к концу шестнадцатого века стали доминировать в университетах и школах. [12] К 1497 году гуманист и историк Гектор Боэс , родившийся в Данди и учившийся в Париже, вернулся, чтобы стать первым директором нового университета Абердина. [2] Другой важной фигурой был Арчибальд Уайтлоу, учитель в Сент-Эндрюсе и Кельне, который позже стал наставником молодого Якова III и служил королевским секретарем с 1462 по 1493 год. [10] Королевский колледж Абердина был вновь основан в 1515 году. Помимо основной учебной программы по искусству, он предлагал теологию, гражданское и каноническое право и медицину. [13] Колледж Святого Леонарда был основан в Абердине в 1511 году архиепископом Александром Стюартом . Джон Дуглас возглавил преобразование Колледжа Святого Иоанна в Колледж Святой Марии в Сент-Эндрюсе в 1538 году как гуманистическую академию для подготовки священнослужителей с упором на изучение Библии. [14] Роберт Рид , аббат Кинлосса , а затем епископ Оркнейских островов , был ответственен в 1520-х и 1530-х годах за приглашение итальянского гуманиста Джованни Феррарио преподавать в аббатстве Кинлосс , где он основал впечатляющую библиотеку и написал труды по истории и биографии Шотландии. Рид также сыграл важную роль в организации публичных лекций по праву, греческому, латыни и философии, которые проводились в Эдинбурге в 1540-х годах под патронажем королевы-консорта Марии Гиз . Они превратились в городской «Тунисский колледж», который в конечном итоге стал Эдинбургским университетом. [10]
Реформация [ править ]
В середине шестнадцатого века в Шотландии произошла протестантская Реформация , которая отвергла папскую власть и многие аспекты католического богословия и практики. Он создал преимущественно кальвинистскую национальную церковь, известную как Кирк , которая была строго пресвитерианской по мировоззрению, серьезно ограничивая полномочия епископов, хотя первоначально не отменяя их. [15] После Реформации университеты Шотландии претерпели ряд реформ, связанных с Эндрю Мелвиллом , который вернулся из Женевы и стал директором Университета Глазго в 1574 году. Выдающийся лингвист, философ и поэт, он получил образование в Париже и изучал право в Пуатье , прежде чем переехать в Женеву и проявить интерес к протестантскому богословию. Под влиянием антиаристотелевца Петруса Рамуса он сделал упор на упрощенную логику и поднял языки и науки до того же статуса, что и философия, позволяя бросить вызов общепринятым идеям во всех областях. [9] Он ввел новый специализированный преподавательский состав, заменив систему «регентинга», когда один наставник проводил студентов по всей учебной программе по искусству. [16] Метафизика была оставлена, и в первый год обучения обязательным стал греческий язык, за которым последовали арамейский , сирийский и иврит , положив начало новой моде на древние и библейские языки. До его приезда набор студентов в Университет Глазго снижался, но теперь студенты начали прибывать в больших количествах. Он участвовал в реконструкции колледжа Маришаль в Абердине, основанного как второй университетский колледж в городе в 1593 году Джорджем Кейтом , пятым графом Маришалем , и, чтобы сделать для Сент-Эндрюса то, что он сделал для Глазго, он был назначен директором колледжа Сент-Эндрюс. Колледж Марии, Сент-Эндрюс , 1580 год. [10] В 1582 году городской совет Эдинбурга получил королевскую хартию от короля Якова VI на создание университета, тогда как ранее университет был создан папскими буллами . [17] Обучение в образовавшемся Тунисском колледже началось в 1583 году, и в конечном итоге учебное заведение стало Эдинбургским университетом . [10] [18] [19] Реформы Мелвилла привели к возрождению всех шотландских университетов, которые теперь обеспечивали качество образования, равное качеству самых уважаемых высших учебных заведений в Европе. [9]
Семнадцатый век [ править ]

Главный вклад короля Якова VI в развитие университетов заключался в борьбе с воинствующим пресвитерианством , настаивая на том, что катехизис «Бог и король» должен читаться в школах и университетах. В 1617 году он также постановил, что городской колледж Эдинбурга должен называться Колледжем короля Джеймса. [20] В 1641 году два колледжа Абердина были объединены указом Карла I (годы правления 1625–1649) и образовали «Абердинский университет короля Чарльза». [21] При Содружестве (1652–1660 гг.) университеты увидели улучшение в финансировании, поскольку они получали доход от деканатов, несуществующих епископств и акцизов , что позволило завершить строительство зданий, включая колледж на Хай-стрит в Глазго. Они по-прежнему в основном рассматривались как школы подготовки духовенства и находились под контролем протестующих , придерживающихся жесткой линии, которым режим в целом благоволил из-за их большей антипатии к роялизму, а ведущий протестующий Патрик Гиллеспи был назначен директором Глазго в 1652 году. [22] После Реставрации произошла чистка пресвитерианцев из университетов, но большая часть интеллектуальных достижений предшествующего периода сохранилась. [23] Между двумя колледжами в Абердине существовало значительное недоверие, которого было достаточно, чтобы вызвать вооруженный бунт из-за браконьерства студентов в 1659 году. Эти два учреждения были официально разделены Законом о расторжении брака 1661 года . [21]
Пять шотландских университетских колледжей оправились от потрясений, вызванных годами гражданской войны и Реставрации, благодаря учебной программе, основанной на лекциях, которая могла охватывать экономику и науку, предлагая высококачественное гуманитарное образование сыновьям знати и дворянства. [24] Все видели создание или восстановление кафедр математики. Первый был в Маршалл-колледже в 1613 году. Университетская кафедра была открыта в Сент-Эндрюсе в 1668 году, в Эдинбурге в 1674 году и в Глазго в 1691 году. Кафедру в Глазго впервые занял эрудит Джордж Синклер , который был свергнут со своего поста. позицию в философии за свое пресвитерианство в 1666 году, но смог вернуться после того, как Славная революция ознаменовала движение против епископальности. [6] Еще одна кафедра будет добавлена в Королевском колледже Абердина в 1703 году. [25] Астрономии способствовало строительство обсерваторий в Сент-Эндрюсе (ок. 1677 г.), Королевском колледже (1675 г.) и Маришаль-колледже (1694 г.) в Абердине. Роберт Сиббальд был назначен первым профессором медицины в Эдинбурге и стал соучредителем Королевского колледжа врачей Эдинбурга в 1681 году. [26] Эти события помогли университетам стать крупными центрами медицинского образования и поставили Шотландию на передний план мышления Просвещения. [24]
Современная эпоха [ править ]
Восемнадцатый век [ править ]
В восемнадцатом веке университеты превратились из небольших приходских учреждений, в основном предназначенных для подготовки духовенства и юристов, в крупные интеллектуальные центры, стоящие на переднем крае шотландской идентичности и жизни, которые считались основополагающими для демократических принципов и возможностей для социального развития для шотландцев. талантливый. [27] Кафедры медицины были основаны в Марсихиальном колледже (1700 г.), Глазго (1713 г.), Сент-Эндрюсе (1722 г.), а также кафедра химии и медицины в Эдинбурге (1713 г.). стала Эдинбургская медицинская школа Доминировать , основанная в 1732 году. К 1740-м годам он вытеснил Лейден как главный центр медицины в Европе и стал ведущим центром в Атлантическом мире. [28] Университеты по-прежнему испытывали трудности. Экономический спад в середине века привел к закрытию Колледжа Святого Леонарда в Сент-Эндрюсе, имущество и персонал которого были объединены с Колледжем Святого Сальватора и образовали Объединенный колледж Святого Сальватора и Святого Леонарда . [29]
Доступ к шотландским университетам, вероятно, был более социально открытым, чем в современной Англии, Германии или Франции. Посещение было менее дорогим, а студенческий состав был более представительным для общества в целом. [30] Более скромным студентам помогала система стипендий, созданная для обучения духовенства. В этот период место жительства отделилось от колледжей, и студенты смогли жить гораздо дешевле и практически без присмотра дома, с друзьями или в квартирах в университетских городах. Система была гибкой, а учебная программа стала современной философской и научной, отвечающей современным потребностям в совершенствовании и прогрессе. [27] Шотландия воспользовалась интеллектуальными преимуществами этой системы, внося свой вклад в европейское Просвещение . [31]

Многие из ключевых фигур шотландского Просвещения были профессорами университетов, которые развивали свои идеи на университетских лекциях. [27] Первым крупным философом шотландского Просвещения был Фрэнсис Хатчесон (1694–1746), который занимал кафедру философии в Университете Глазго с 1729 по 1746 год. Он был философом-моралистом, создавшим альтернативы идеям Томаса Гоббса . Одним из его главных вкладов в мировую мысль был утилитарный и консеквенциалистский принцип, согласно которому добродетель - это то, что обеспечивает «величайшее счастье для наибольшего числа людей». Многое из того, что заложено в научном методе (природа знания, доказательства, опыт и причинно-следственная связь), а также некоторые современные взгляды на отношения между наукой и религией были развиты его протеже Дэвидом Юмом (1711–76) и Адамом Смитом (1723). –90). [32] Хью Блэр (1718–1800) был священником Шотландской церкви и возглавлял кафедру риторики и изящной словесности в Эдинбургском университете. Он выпустил издание произведений Шекспира и наиболее известен своими «Проповедями» (1777–1801), пятитомным изданием, подтверждающим практическую христианскую мораль, и «Лекциями по риторике и изящной словесности» (1783), эссе о литературной композиции, которое было оказать большое влияние на творчество Адама Смита. Он также был одним из тех, кто первым привлек Оссиана циклу Джеймса Макферсона . внимание общественности к [33]
Юм стал важной фигурой в скептических философских и эмпирических традициях философии. Его скептицизм помешал ему получить кресла в Глазго и Эдинбурге. Он и другие шотландские мыслители эпохи Просвещения разработали то, что он назвал « наукой о человеке ». [34] Это исторически выражалось в работах таких авторов, как Джеймс Бернетт , Адам Фергюсон , Джон Миллар и Уильям Робертсон , которые объединили научное исследование того, как люди ведут себя в древних и примитивных культурах, с глубоким пониманием определяющих сил современности . Действительно, современная социология во многом возникла из этого движения. [35] Книга Адама Смита «Богатство народов » (1776 г.) считается первой работой современной экономики. Это оказало непосредственное влияние на британскую экономическую политику и до сих пор является основой дискуссий XXI века о глобализации и тарифах . [36] Фокус шотландского Просвещения варьировался от интеллектуальных и экономических вопросов до конкретно научных, как в работах Уильяма Каллена , врача и химика, Джеймса Андерсона , агронома , Джозефа Блэка , физика и химика, и Джеймса Хаттона , первого современного геолога. [32] [37]
Девятнадцатый век [ править ]

В начале девятнадцатого века в пяти университетских колледжах Шотландии обучалось около 3000 студентов. [27] У них не было вступительных экзаменов, студенты обычно поступали в возрасте 15 или 16 лет, посещали всего два года, выбирали, какие лекции посещать, и уходили, не получив квалификации. [38] Хотя шотландские университеты приобрели в восемнадцатом веке огромную репутацию, в учебных программах доминировали вопросы божественности и закона, и предпринимались согласованные попытки модернизировать учебную программу, в частности, путем введения степеней в области физических наук и необходимости реформирования системы для удовлетворения потребности развивающихся средних классов и профессий. [38] Результатом стали две комиссии по расследованию в 1826 и 1876 годах и акты реформирования парламента в 1858 и 1889 годах . [38]
Учебная программа и система выпуска были реформированы. Были введены вступительные экзамены, эквивалентные аттестату об окончании школы, а средний возраст поступления увеличился до 17 или 18 лет. Стандартные схемы окончания обучения по программе искусств предусматривали трехлетнюю обычную и четырехлетнюю степень с отличием. [38] Профессора, особенно кафедры богословия и классической литературы, сопротивлялись введению новых предметов, особенно физических наук. Корона учредила кафедры Regius , посвященные наукам, включая медицину, химию, естествознание и ботанику. Кафедра инженерии в Глазго была первой в мире. К 1870-м годам физические науки прочно утвердились в шотландских университетах, тогда как в Англии битва за модернизацию учебной программы не завершится до конца века. [39] Новые отдельные научные факультеты смогли отойти от обязательного изучения латыни, греческого языка и философии в старой учебной программе магистратуры. [38] По решению комиссий были реструктуризированы все университеты. Им были предоставлены суды , в которые входили внешние члены и которые контролировали финансы учреждения. [39] Представительные советы студентов были основаны в 1884 году и утверждены законом 1889 года. [27] В соответствии с этим законом были созданы новые предметы искусства с кафедрами современной истории, французского, немецкого языка и политической экономии. [39]

В начале века состояние Университета Сент-Эндрюс переживало упадок. Он был реструктурирован комиссарами, назначенными в соответствии с законом 1858 года, и начал возрождение. [39] Он стал пионером в приеме женщин в шотландские университеты, создав в 1882 году « Женщину, грамотную в искусстве» (LLA), которая оказалась очень популярной. С 1892 года все шотландские университеты могли принимать и выпускать женщин, причем Сент-Эндрюс первым сделал это, и с этого момента до начала двадцатого века число женщин в шотландских университетах неуклонно росло. [40] В 1883 году в процветающем городе Данди был открыт новый колледж Сент-Эндрюс , что позволило университету преподавать естественные науки и открыть медицинскую школу . [27] Университет Глазго стал лидером британского высшего образования, обеспечивая образовательные потребности молодежи из городских и коммерческих классов. [41] В 1870 году он переехал из центра города в новый комплекс величественных неоготических зданий, построенных в основном по общественной подписке, в Гилморхилле. [42] Два колледжа в Абердине считались слишком маленькими, чтобы быть жизнеспособными, и в 1860 году они были реструктурированы в Абердинский университет. Колледж Маришаль был перестроен в готическом стиле с 1900 года. [39] В отличие от других средневековых и церковных фондов, поскольку Эдинбургский университет был гражданским колледжем, он был относительно бедным. В 1858 году он был выведен из-под опеки города и основан на той же основе, что и другие древние университеты. [39]

Результатом этих реформ стало оживление шотландской университетской системы, которая к концу века расширилась до 6254 студентов. [27] и произвел ведущих деятелей как в искусстве, так и в науке. Кафедра инженерного дела в Глазго приобрела большую известность под руководством своего второго руководителя Уильяма Джона Маккорна Рэнкина (1820–1872), который занимал эту должность с 1859 по 1872 год и стал ведущей фигурой в области тепловых двигателей и президентом-основателем Института инженеров и судостроителей в Шотландия . [39] Томас Томсон (1773–1852) был первым профессором химии в Глазго и в 1831 году основал лаборатории на Шаттл-стрит, возможно, первые в мире лаборатории такого рода. Вскоре его ученики основали практическую химию в Абердине. Уильям Томсон, 1-й барон Кельвин, был назначен заведующим кафедрой естественной философии в Глазго в возрасте всего 22 лет. Его работа включала математический анализ электричества и формулировку первого и второго законов термодинамики . К 1870 году Кельвин и Рэнкин сделали Глазго ведущим центром науки, инженерного образования и исследований в Великобритании. [39]
В Эдинбурге среди крупных фигур был Дэвид Брюстер (1781–1868), который внес вклад в науку об оптике и в развитие фотографии. Флиминг Дженкин (1833–1885 гг.) был первым профессором инженерного дела в университете и, среди широкого круга интересов, участвовал в разработке океанских телеграфов и механического черчения. [39] В медицине Джозеф Листер (1827–1912) и его ученик Уильям Мейсуэн (1848–1924) стали пионерами антисептической хирургии. [43] Эдинбургский университет был также крупным поставщиком хирургов для Королевского флота , а Роберт Джеймсон (1774–1854), профессор естественной истории в Эдинбурге, гарантировал, что большое количество из них были хирургами-натуралистами, которые играли жизненно важную роль в гумбольдтовском учении. и имперское предприятие по исследованию природы во всем мире. [44] [45] Среди основных фигур, появившихся в шотландских университетах в области науки о человеке, были философ Эдвард Кэрд (1835–1908), антрополог Джеймс Джордж Фрейзер (1854–1941) и социолог и градостроитель Патрик Геддес (1854–1932). [46]
Двадцатый век до наших дней [ править ]

С 1901 года большое количество студентов получали стипендии Фонда Карнеги . [27] К 1913 году в шотландских университетах обучалось 7776 студентов. Из них 1751 человек (23 процента) составляли женщины. К середине 1920-х годов оно выросло до трети. Затем в 1930-х годах этот показатель упал до 25–7 процентов, поскольку возможности преподавания в школе, практически единственного возможности карьерного роста для женщин, окончивших факультеты искусств и наук, сократились. Ни одна женщина не была назначена на должность шотландского профессора до 1945 года. [27] Падение численности было наиболее резким среди студенток, но это было частью общей тенденции. В первой половине двадцатого века шотландские университеты отставали от университетов Англии и Европы по уровню участия и инвестиций. Упадок традиционных отраслей промышленности между войнами подорвал набор кадров в те предметы, в которых Шотландия традиционно была сильна, например в науку и инженерное дело. Английские университеты увеличили число студентов, зарегистрированных в период с 1924 по 1927 год, на 19 процентов, но в Шотландии число студентов дневного отделения упало с 10 400 в 1924 году до 9 900 в 1937 году. За тот же период расходы в английских университетах выросли на 90 процентов. процентов, в Шотландии рост составил менее трети этой цифры. [47]
До Первой мировой войны отношения между студентами мужского и женского пола имели тенденцию быть очень формальными, но в межвоенные годы наблюдался рост общественной деятельности, такой как танцевальные залы , кинотеатры, кафе и трактиры. С 1920-х годов большая часть пьяной и энергичной деятельности была направлена на ежегодные благотворительные гала-концерты или тряпки . Деятельность, ориентированная на мужчин, включала Студенческий союз, Клуб регби и Корпус подготовки офицеров . Женщины имели свои собственные союзы и спортивные клубы. Университеты оставались в основном нежилыми, хотя было создано несколько женских общежитий, большинство из которых не принадлежали университетам. [27]

После доклада Роббинса 1963 года в Шотландии произошел быстрый рост высшего образования. К концу десятилетия количество шотландских университетов удвоилось. Университет Данди был выделен из Сент-Эндрюса, Стратклайда и Хериот-Уотта технических колледжей , а в 1966 году Стерлингский университет был основан как совершенно новый университет на новой территории. С 1970-х годов правительство предпочитало расширять высшее образование в -университетский сектор образовательных и технических колледжей, которые были дешевле, поскольку в них проводилось мало исследований. К концу 1980-х годов примерно половина студентов высших учебных заведений учились в колледжах. В 1992 году в соответствии с Законом о дальнейшем и высшем образовании 1992 года различие между университетами и колледжами было отменено. [48] Это привело к созданию новых университетов в Аберте , Глазго Каледониан , Нейпире , Пейсли и Роберте Гордоне . [49] Несмотря на расширение, число студентов-мужчин в период с 1971 по 1990 год снижалось. Рост числа студентов-женщин был намного больше и продолжался до тех пор, пока к 1999 и 2000 годам количество студентов-женщин впервые не превысило количество студентов-мужчин. [50]
После передачи полномочий в 1999 году новый шотландский исполнительный директор создал Департамент образования и Департамент предпринимательства, транспорта и непрерывного обучения , которые вместе взяли на себя его функции. [51] Одним из основных отклонений от практики в Англии, возможных из-за передачи полномочий, стала отмена платы за обучение студентов в 1999 году с сохранением вместо этого системы студенческих стипендий с проверкой нуждаемости. [52] В 2001 году Университет Хайлендса и островов, который получил полный статус университета в 2011 году. федерацией 13 колледжей и исследовательских институтов Хайленда и островов был создан [53] В 2008–2009 годах в университетах и высших учебных заведениях Шотландии обучалось около 231 000 студентов, из которых 56 процентов были женщинами и 44 процента мужчинами. [54]
Примечания [ править ]
- ^ И. Вэй, «Рост университетов» в книге А. Маккея, изд., Атлас средневековой Европы (Лондон: Routledge, 1997), ISBN 0415019230 , стр. 241–3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: формирование идентичности (St. Martin's Press, 1997), ISBN 0-333-56761-7 , стр. 124–5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0-7486-0276-3 , стр. 68–72.
- ^ Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: создание идентичности (St. Martin's Press, 1997), ISBN 0-333-56761-7 , с. 119.
- ^ П. Дайлидер, «Местный опыт Великого западного раскола», в Дж. Ролло-Костере и Т.М. Избицки, ред., « Спутник Великого западного раскола» (1378–1417) (BRILL, 2009), ISBN 9004162771 , с. 119.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дж. Дуркан, «Университеты: до 1720 года», в издании М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 610–12.
- ^ А. Броди, История шотландской философии (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2009), ISBN 0748616284 , с. 34.
- ^ В. Рюэгг, «Рост гуманизма», в книге Хильде де Риддер-Симоенс, изд., История университета в Европе: Том 1, Университеты в средние века (Кембридж: Cambridge University Press, 2003), ISBN 0521541131 , стр. 452–9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0-7486-0276-3 , стр. 183–4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и А. Томас, «Возрождение», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, Оксфордском справочнике по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-162433-0 , стр. 196–7.
- ^ А. Броди, Традиция шотландской философии: новый взгляд на Просвещение (Rowman & Littlefield, 1990), ISBN 038920921X , с. 23.
- ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748614559 , стр. 340–1.
- ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748614559 , с. 55.
- ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748614559 , с. 187.
- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0748602763 , стр. 102–4.
- ^ Дж. Кирк, «Мельвиллианская реформа» и шотландские университеты», в книге А. А. Макдональда и М. Линча, ред., « Возрождение в Шотландии: исследования в области литературы, религии, истории и культуры, предложенные Джону Дархану» (BRILL, 1994). , ISBN 90-04-10097-0 , стр. 280.
- ^ «Происхождение университетов» . Техасский университет в Остине. Архивировано из оригинала 20 февраля 2009 года . Проверено 15 ноября 2012 г.
- ^ «Хартия короля Якова VI» . Эдинбургский университет . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ Грант, Александр (1884). История Эдинбургского университета в течение первых трехсот лет его существования . Лондон: Longmans, Green & Co. Проверено 14 августа 2021 г.
- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0748602763 , с. 185.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Д. Дитчберн, «Обучение элиты: Абердин и его университеты», в EP Dennison, D. Ditchburn и M. Lynch, ред., Aberdeen Before 1800: A New History (Dundurn, 2002), ISBN 1862321140 , с. 332.
- ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN 0140136495 , стр. 227–8.
- ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Random House, 2011), ISBN 1-4464-7563-8 , с. 262.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Р. Андерсон, «История шотландского образования до 1980 года», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN 0-7486-1625-X , стр. 219–28.
- ^ П. Вуд, «Наука в шотландском Просвещении», в изд. А. Броуди, « Кембриджский спутник шотландского Просвещения» (Кембридж: Cambridge University Press, 2003), ISBN 0521003237 , с. 99.
- ^ TM Devine, «Взлет и падение шотландского Просвещения», в TM Devine и J. Wormald, The Oxford Handbook of Modern Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-162433-0 , с. 373.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Р. Д. Андерсон, «Университеты: 2. 1720–1960», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 612–14.
- ^ П. Вуд, «Наука в шотландском Просвещении», в изд. А. Броуди, « Кембриджский спутник шотландского Просвещения» (Кембридж: Cambridge University Press, 2003), ISBN 0521003237 , с. 100.
- ^ «Средневековый университет» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2013 года . Проверено 3 января 2013 г.
- ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0-521-89088-8 , с. 245.
- ^ А. Герман , Как шотландцы изобрели современный мир (Лондон: Crown Publishing Group, 2001), ISBN 0-609-80999-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Шотландское просвещение и проблемы Европы в 21 веке; изменение климата и энергетика» , The New Yorker , 11 октября 2004 г., заархивировано из оригинала 6 июня 2011 г.
- ^ Г. А. Кеннеди, Классическая риторика и ее христианские и светские традиции от древней до современности (University of North Carolina Press, 1999), ISBN 0807861138 , с. 282.
- ^ М. Магнуссон (10 ноября 2003 г.), «Обзор Джеймса Бьюкена, Столица разума: как Эдинбург изменил мир » , New Statesman , заархивировано из оригинала 6 июня 2011 г.
- ^ А. Свинджвуд, «Истоки социологии: случай шотландского Просвещения», Британский журнал социологии , том. 21, нет. 2 (июнь 1970 г.), стр. 164–80 в JSTOR .
- ^ М. Фрай, Наследие Адама Смита: его место в развитии современной экономики (Лондон: Routledge, 1992), ISBN 0-415-06164-4 .
- ^ Дж. Репчек, Человек, который нашел время: Джеймс Хаттон и открытие древности Земли (Кембридж, Массачусетс: Basic Books, 2003), ISBN 0-7382-0692-X , стр. 117–43.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Р. Андерсон, «История шотландского образования до 1980 года», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN 0-7486-1625-X , с. 224.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я О. Чекленд и С. Г. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия, 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN 0748601023 , стр. 147–50.
- ^ М. Ф. Рейнер-Кэнхэм и Г. Рейнер-Кэнхэм, «Химия была их жизнью: новаторские британские женщины-химики, 1880–1949» (Лондон: Imperial College Press, 2008), ISBN 1-86094-986-X , с. 264.
- ^ П. Л. Робертсон, «Развитие городского университета: Глазго, 1860–1914», History of Education Quarterly , зима 1990 г., том. 30 (1), стр. 47–78.
- ^ TM Devine, Глазго: 1830–1912 (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1996), ISBN 0719036925 , с. 249.
- ^ О. Чекленд и С. Г. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия, 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN 0748601023 , с. 151.
- ^ Дж. Л. Хейлброн, Оксфордский справочник по истории современной науки (Оксфорд: Oxford University Press, 2003), ISBN 0195112296 , с. 386.
- ^ Дж. Браун, «Наука империи: британская биогеография до Дарвина», Revue d'histoire des Sciences , vol. 45 (1992), с. 457.
- ^ О. Чекленд и С. Г. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия, 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN 0748601023 , с. 152-4.
- ^ К. Харви, Нет богов и несколько драгоценных героев: Шотландия двадцатого века (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 3-е изд., 1998), ISBN 0-7486-0999-7 , стр. 78–9.
- ^ Л. Патерсон, «Университеты: 3. пост-Роббинс», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 614–5.
- ^ Р. Шоу, «Институциональные и учебные структуры в университетах Шотландии» в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN 0-7486-1625-X , стр. 664–5.
- ^ К.Г. Браун, «Глава 1. Составление диаграммы повседневного опыта» , в книге Л. Абрамса и К.Г. Брауна, ред., « История повседневной жизни в Шотландии двадцатого века» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2010), стр. 28.
- ^ Дж. Фэрли, «Департамент предпринимательства и непрерывного обучения и шотландский парламент», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN 0-7486-1625-X , стр. 132–40.
- ^ Д. Колдуэлл, «Шотландское высшее образование: характер и положение», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN 0-7486-1625-X , стр. 62–73.
- ^ «UHI наделен полномочиями присуждать научные степени, пресс-релиз от 26 июня 2008 г., веб-сайт Highland Council. Проверено 20 марта 2009 г.» . Правительство Соединенного Королевства. 26 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 г. Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ Правительство Шотландии, Уведомление о публикации статистических данных. Серия «Обучение на протяжении всей жизни: студенты, получающие высшее образование в шотландских учебных заведениях» (2001). Проверено 25 мая 2011 г.