Jump to content

История университетов Шотландии

Университет Сент-Эндрюс , старейший университет Шотландии, открылся в начале пятнадцатого века.

История университетов Шотландии включает в себя развитие всех университетов и университетских колледжей Шотландии с момента их основания в пятнадцатом веке до наших дней. До пятнадцатого века шотландцам, желающим поступить в университет, приходилось ехать в Англию или на континент. Эта ситуация была изменена основанием колледжа Святого Иоанна в Сент-Эндрюсе в 1418 году Генри Уордлоу , епископом Сент-Эндрюса. Колледж Святого Сальватора был добавлен к Сент-Эндрюсу в 1450 году. За ним последовали и другие великие епископства: Университет Глазго был основан в 1451 году и Королевский колледж в Абердине в 1495 году. Первоначально эти учреждения были предназначены для подготовки священнослужителей, но впоследствии они все чаще использоваться непрофессионалами. Международные контакты помогли интегрировать Шотландию в более широкий европейский научный мир и стали одним из наиболее важных способов внедрения новых идей гуманизма в интеллектуальную жизнь Шотландии в шестнадцатом веке.

Колледж Святого Леонарда был основан в Сент-Эндрюсе в 1512 году, а колледж Святого Иоанна как колледж Святой Марии в Сент-Эндрюсе был повторно основан в 1538 году как гуманистическая академия для подготовки священнослужителей. Публичные лекции, которые были созданы в Эдинбурге в 1540-х годах, в конечном итоге стали Эдинбургским университетом в 1582 году. После Реформации университеты Шотландии претерпели реформы, связанные с Эндрю Мелвиллом , который находился под влиянием антиаристотелевского Петруса Рамуса . В 1617 году Яков VI постановил, что городской колледж Эдинбурга должен называться Колледжем короля Якова. В 1641 году два колледжа Абердина были объединены указом Карла I (годы правления 1625–1649) и образовали «Абердинский университет короля Чарльза». При Содружестве (1652–1660 гг.) финансирование университетов улучшилось. После Реставрации произошла чистка пресвитерианцев из университетов, но большая часть интеллектуальных достижений предшествующего периода сохранилась. Колледжи Сент-Эндрюса были разделены. Пять шотландских университетских колледжей оправились от разрушения годы гражданской войны и Реставрации с лекционной учебной программой, которая могла охватывать экономику и науку, предлагая высококачественное гуманитарное образование сыновьям дворянства и дворянства.

В восемнадцатом веке университеты превратились из небольших приходских учреждений, в основном предназначенных для подготовки духовенства и юристов, в крупные интеллектуальные центры, стоящие на переднем крае шотландской идентичности и жизни, которые считались основополагающими для демократических принципов и возможностей для социального развития для шотландцев. талантливый. Во всех университетских городах были созданы медицинские кафедры. К 1740-м годам Эдинбургская медицинская школа была крупным центром медицины в Европе и ведущим центром в Атлантическом мире. Доступ к шотландским университетам, вероятно, был более открытым, чем в современной Англии, Германии или Франции. Посещение было менее дорогим, а студенческий состав был более представительным для общества в целом. Система была гибкой, а учебная программа стала современной философской и научной, отвечающей современным потребностям в совершенствовании и прогрессе. Шотландия воспользовалась интеллектуальными преимуществами этой системы, внося свой вклад в европейское Просвещение . Многие ключевые фигуры Шотландскими Просвещителями были университетские профессора, которые развивали свои идеи на университетских лекциях.

В начале девятнадцатого века в пяти университетских колледжах Шотландии не было вступительных экзаменов: студенты обычно поступали в возрасте 15 или 16 лет, посещали их всего два года, выбирали, какие лекции посещать, и уходили, не получив квалификации. В учебной программе доминировали вопросы божественности и закона, и была предпринята согласованная попытка модернизировать учебную программу, в частности, путем введения степеней в области физических наук и необходимости реформирования системы для удовлетворения потребностей формирующегося среднего класса и профессий. Результатом этих реформ стало возрождение шотландской университетской системы, которая к концу века расширилась до 6254 студентов и выпустила ведущих деятелей как в области искусства, так и в науке. В первой половине двадцатого века шотландские университеты отставали от университетов Англии и Европы по уровню участия и инвестиций. После доклада Роббинса 1963 года в Шотландии произошел быстрый рост высшего образования. К концу десятилетия количество шотландских университетов удвоилось. Новые университеты включали Университет Данди , Стратклайд , Хериот-Уотт , Стерлинг . С 1970-х годов правительство предпочитало расширять высшее образование в неуниверситетском секторе, и к концу 1980-х годов примерно половина студентов высших учебных заведений обучалась в колледжах. В 1992 году в соответствии с Законом о дальнейшем и высшем образовании 1992 года различие между университетами и колледжами было снято, были созданы новые университеты в Абертае , Глазго Каледониан , Нейпире , Пейсли и Роберте Гордоне .

История [ править ]

Средневековье [ править ]

Предыстория [ править ]

Джон Мэйр , один из самых успешных представителей средневековой шотландской образовательной системы.

С конца одиннадцатого века по всей Европе создавались университеты, развивавшиеся как полуавтономные учебные центры, часто преподающие теологию, математику, право и медицину. [1] До пятнадцатого века шотландцам, желающим поступить в университет, приходилось ехать в Англию, в Оксфорд или Кембридж или на континент. Было установлено, что в период с двенадцатого века по 1410 год этим занимались чуть более 1000 студентов. [2] Среди направлений Париж самым важным был , а также Кёльн , Орлеан , Виттенберг , Лувен и Вена . [3]

Среди этих странствующих ученых наиболее важной интеллектуальной фигурой был Джон Дунс Скот (ок. 1266–1308), который учился в Оксфорде, Кембридже и Париже. Вероятно, он умер в Кельне в 1308 году, оказав большое влияние на религиозную мысль позднего Средневековья. [4] После начала Войн за независимость (1296–1357 гг.), за редкими исключениями в рамках охранной грамоты, английские университеты были закрыты для шотландцев, а континентальные университеты стали более значимыми. [2] Некоторые шотландские ученые стали преподавателями в континентальных университетах. В Париже в их число входили Джон де Рэйт (умер около 1355 г.) и Уолтер Уордлоу (умер около 1387 г.) в 1340-х и 1350-х годах, Уильям де Тредбрум в 1380-х годах и Лоуренс де Линдорес (1372–1437) в начале 1500-х годов. [2] Продолжающееся движение в другие университеты привело к возникновению школы шотландских номиналистов в Париже в начале шестнадцатого века, Джон Мэр наиболее важной фигурой в которой был (1467–1550). Вероятно, он учился в шотландской гимназии, а затем в Кембридже, прежде чем переехать в Париж, где поступил в институт в 1493 году. [2]

Первые шотландские университеты [ править ]

Бюст епископа Генри Уордлоу , основателя Университета Сент-Эндрюс

Эта ситуация была изменена основанием Колледжа Святого Иоанна в Сент-Эндрюсе в 1418 году. Генри Уордлоу , епископ Сент-Эндрюса, обратился с петицией к антипапе Бенедикту XIII на поздних стадиях Великого западного раскола , когда Шотландия была одной из немногих его оставшиеся сторонники. Уордлоу утверждал, что шотландских ученых в других университетах преследовали за их лояльность антипапе. [5] Колледж Святого Сальватора был добавлен к Сент-Эндрюсу в 1450 году. За ним последовали другие великие епископства: Университет Глазго был основан в 1451 году и Королевский колледж в Абердине в 1495 году. Оба они также были папскими фондами Николая V и Александра VI соответственно. [6] Сент-Эндрюс был намеренно создан по образцу Парижа, и хотя Глазго перенял статуи Болонского университета , там, как и в Абердине, росло влияние Парижа, отчасти потому, что все его первые регенты получили образование в Париже. [7] Первоначально эти учреждения были предназначены для подготовки священнослужителей, но они все чаще использовались мирянами, которые начали оспаривать клерикальную монополию на административные должности в правительстве и законодательстве. [2] Они давали только базовые степени. Тем, кто хотел получить более высокие степени, которые были распространены среди европейских ученых, все еще приходилось поступать в университеты других стран. В результате шотландские ученые продолжали посещать континент и вернулись в английские университеты после того, как они вновь открылись для шотландцев в конце пятнадцатого века. [2]

К пятнадцатому веку, начиная с северной Италии, университеты оказались под сильным влиянием гуманистического мышления. Это сделало упор на авторов-классиков, ставя под сомнение некоторые общепринятые истины устоявшегося мышления и проявляясь в преподавании новых предметов, особенно посредством греческого языка. [8] Однако в этот период в шотландских университетах в основном существовала учебная программа по латыни, предназначенная для духовенства, гражданских и обычных юристов . Они не преподавали греческий язык, который был фундаментальным для новой гуманистической науки, сосредоточившись на метафизике и по большей части безоговорочно доверяя работам Аристотеля , авторитет которого будет оспорен в эпоху Возрождения . [9] К концу пятнадцатого века гуманистическое влияние становилось все более очевидным. [2] Важной фигурой был Арчибальд Уайтлоу, учитель в Сент-Эндрюсе и Кельне, который позже стал наставником молодого Якова III и служил королевским секретарем с 1462 по 1493 год. [10] К 1497 году гуманист и историк Гектор Боэс , родившийся в Данди и учившийся в Париже, вернулся, чтобы стать первым директором нового университета Абердина. [2] В 1518 году Майр вернулся в Шотландию, чтобы стать ректором Университета Глазго. Он перешел в Сент-Эндрюс в 1523 году, а в 1533 году был назначен проректором колледжа Святого Сальватора. В то время как в Шотландии среди его учеников были Джон Нокс и Джордж Бьюкенен . [11] Эти международные контакты помогли интегрировать Шотландию в более широкий европейский научный мир и стали одним из наиболее важных способов внедрения новых идей гуманизма в интеллектуальную жизнь Шотландии в шестнадцатом веке. [3]

Раннее Новое время [ править ]

Ренессанс [ править ]

Эндрю Мелвиллу , которому приписывают крупные реформы в шотландских университетах в шестнадцатом веке.

Гражданские ценности гуманизма, подчеркивавшие важность порядка и морали, начали оказывать серьезное влияние на образование и к концу шестнадцатого века стали доминировать в университетах и ​​школах. [12] К 1497 году гуманист и историк Гектор Боэс , родившийся в Данди и учившийся в Париже, вернулся, чтобы стать первым директором нового университета Абердина. [2] Другой важной фигурой был Арчибальд Уайтлоу, учитель в Сент-Эндрюсе и Кельне, который позже стал наставником молодого Якова III и служил королевским секретарем с 1462 по 1493 год. [10] Королевский колледж Абердина был вновь основан в 1515 году. Помимо основной учебной программы по искусству, он предлагал теологию, гражданское и каноническое право и медицину. [13] Колледж Святого Леонарда был основан в Абердине в 1511 году архиепископом Александром Стюартом . Джон Дуглас возглавил преобразование Колледжа Святого Иоанна в Колледж Святой Марии в Сент-Эндрюсе в 1538 году как гуманистическую академию для подготовки священнослужителей с упором на изучение Библии. [14] Роберт Рид , аббат Кинлосса , а затем епископ Оркнейских островов , был ответственен в 1520-х и 1530-х годах за приглашение итальянского гуманиста Джованни Феррарио преподавать в аббатстве Кинлосс , где он основал впечатляющую библиотеку и написал труды по истории и биографии Шотландии. Рид также сыграл важную роль в организации публичных лекций по праву, греческому, латыни и философии, которые проводились в Эдинбурге в 1540-х годах под патронажем королевы-консорта Марии Гиз . Они превратились в городской «Тунисский колледж», который в конечном итоге стал Эдинбургским университетом. [10]

Реформация [ править ]

В середине шестнадцатого века в Шотландии произошла протестантская Реформация , которая отвергла папскую власть и многие аспекты католического богословия и практики. Он создал преимущественно кальвинистскую национальную церковь, известную как Кирк , которая была строго пресвитерианской по мировоззрению, серьезно ограничивая полномочия епископов, хотя первоначально не отменяя их. [15] После Реформации университеты Шотландии претерпели ряд реформ, связанных с Эндрю Мелвиллом , который вернулся из Женевы и стал директором Университета Глазго в 1574 году. Выдающийся лингвист, философ и поэт, он получил образование в Париже и изучал право в Пуатье , прежде чем переехать в Женеву и проявить интерес к протестантскому богословию. Под влиянием антиаристотелевца Петруса Рамуса он сделал упор на упрощенную логику и поднял языки и науки до того же статуса, что и философия, позволяя бросить вызов общепринятым идеям во всех областях. [9] Он ввел новый специализированный преподавательский состав, заменив систему «регентинга», когда один наставник проводил студентов по всей учебной программе по искусству. [16] Метафизика была оставлена, и в первый год обучения обязательным стал греческий язык, за которым последовали арамейский , сирийский и иврит , положив начало новой моде на древние и библейские языки. До его приезда набор студентов в Университет Глазго снижался, но теперь студенты начали прибывать в больших количествах. Он участвовал в реконструкции колледжа Маришаль в Абердине, основанного как второй университетский колледж в городе в 1593 году Джорджем Кейтом , пятым графом Маришалем , и, чтобы сделать для Сент-Эндрюса то, что он сделал для Глазго, он был назначен директором колледжа Сент-Эндрюс. Колледж Марии, Сент-Эндрюс , 1580 год. [10] В 1582 году городской совет Эдинбурга получил королевскую хартию от короля Якова VI на создание университета, тогда как ранее университет был создан папскими буллами . [17] Обучение в образовавшемся Тунисском колледже началось в 1583 году, и в конечном итоге учебное заведение стало Эдинбургским университетом . [10] [18] [19] Реформы Мелвилла привели к возрождению всех шотландских университетов, которые теперь обеспечивали качество образования, равное качеству самых уважаемых высших учебных заведений в Европе. [9]

Семнадцатый век [ править ]

Колледж Хай-Стрит Университета Глазго, построенный в рамках Содружества.

Главный вклад короля Якова VI в развитие университетов заключался в борьбе с воинствующим пресвитерианством , настаивая на том, что катехизис «Бог и король» должен читаться в школах и университетах. В 1617 году он также постановил, что городской колледж Эдинбурга должен называться Колледжем короля Джеймса. [20] В 1641 году два колледжа Абердина были объединены указом Карла I (годы правления 1625–1649) и образовали «Абердинский университет короля Чарльза». [21] При Содружестве (1652–1660 гг.) университеты увидели улучшение в финансировании, поскольку они получали доход от деканатов, несуществующих епископств и акцизов , что позволило завершить строительство зданий, включая колледж на Хай-стрит в Глазго. Они по-прежнему в основном рассматривались как школы подготовки духовенства и находились под контролем протестующих , придерживающихся жесткой линии, которым режим в целом благоволил из-за их большей антипатии к роялизму, а ведущий протестующий Патрик Гиллеспи был назначен директором Глазго в 1652 году. [22] После Реставрации произошла чистка пресвитерианцев из университетов, но большая часть интеллектуальных достижений предшествующего периода сохранилась. [23] Между двумя колледжами в Абердине существовало значительное недоверие, которого было достаточно, чтобы вызвать вооруженный бунт из-за браконьерства студентов в 1659 году. Эти два учреждения были официально разделены Законом о расторжении брака 1661 года . [21]

Пять шотландских университетских колледжей оправились от потрясений, вызванных годами гражданской войны и Реставрации, благодаря учебной программе, основанной на лекциях, которая могла охватывать экономику и науку, предлагая высококачественное гуманитарное образование сыновьям знати и дворянства. [24] Все видели создание или восстановление кафедр математики. Первый был в Маршалл-колледже в 1613 году. Университетская кафедра была открыта в Сент-Эндрюсе в 1668 году, в Эдинбурге в 1674 году и в Глазго в 1691 году. Кафедру в Глазго впервые занял эрудит Джордж Синклер , который был свергнут со своего поста. позицию в философии за свое пресвитерианство в 1666 году, но смог вернуться после того, как Славная революция ознаменовала движение против епископальности. [6] Еще одна кафедра будет добавлена ​​в Королевском колледже Абердина в 1703 году. [25] Астрономии способствовало строительство обсерваторий в Сент-Эндрюсе (ок. 1677 г.), Королевском колледже (1675 г.) и Маришаль-колледже (1694 г.) в Абердине. Роберт Сиббальд был назначен первым профессором медицины в Эдинбурге и стал соучредителем Королевского колледжа врачей Эдинбурга в 1681 году. [26] Эти события помогли университетам стать крупными центрами медицинского образования и поставили Шотландию на передний план мышления Просвещения. [24]

Современная эпоха [ править ]

Восемнадцатый век [ править ]

Старый колледж Эдинбургского университета , построенный по плану Роберта Адама и завершенный в девятнадцатом веке.

В восемнадцатом веке университеты превратились из небольших приходских учреждений, в основном предназначенных для подготовки духовенства и юристов, в крупные интеллектуальные центры, стоящие на переднем крае шотландской идентичности и жизни, которые считались основополагающими для демократических принципов и возможностей для социального развития для шотландцев. талантливый. [27] Кафедры медицины были основаны в Марсихиальном колледже (1700 г.), Глазго (1713 г.), Сент-Эндрюсе (1722 г.), а также кафедра химии и медицины в Эдинбурге (1713 г.). стала Эдинбургская медицинская школа Доминировать , основанная в 1732 году. К 1740-м годам он вытеснил Лейден как главный центр медицины в Европе и стал ведущим центром в Атлантическом мире. [28] Университеты по-прежнему испытывали трудности. Экономический спад в середине века привел к закрытию Колледжа Святого Леонарда в Сент-Эндрюсе, имущество и персонал которого были объединены с Колледжем Святого Сальватора и образовали Объединенный колледж Святого Сальватора и Святого Леонарда . [29]

Доступ к шотландским университетам, вероятно, был более социально открытым, чем в современной Англии, Германии или Франции. Посещение было менее дорогим, а студенческий состав был более представительным для общества в целом. [30] Более скромным студентам помогала система стипендий, созданная для обучения духовенства. В этот период место жительства отделилось от колледжей, и студенты смогли жить гораздо дешевле и практически без присмотра дома, с друзьями или в квартирах в университетских городах. Система была гибкой, а учебная программа стала современной философской и научной, отвечающей современным потребностям в совершенствовании и прогрессе. [27] Шотландия воспользовалась интеллектуальными преимуществами этой системы, внося свой вклад в европейское Просвещение . [31]

Хью Блэр, профессор риторики и изящной словесности Эдинбургского университета

Многие из ключевых фигур шотландского Просвещения были профессорами университетов, которые развивали свои идеи на университетских лекциях. [27] Первым крупным философом шотландского Просвещения был Фрэнсис Хатчесон (1694–1746), который занимал кафедру философии в Университете Глазго с 1729 по 1746 год. Он был философом-моралистом, создавшим альтернативы идеям Томаса Гоббса . Одним из его главных вкладов в мировую мысль был утилитарный и консеквенциалистский принцип, согласно которому добродетель - это то, что обеспечивает «величайшее счастье для наибольшего числа людей». Многое из того, что заложено в научном методе (природа знания, доказательства, опыт и причинно-следственная связь), а также некоторые современные взгляды на отношения между наукой и религией были развиты его протеже Дэвидом Юмом (1711–76) и Адамом Смитом (1723). –90). [32] Хью Блэр (1718–1800) был священником Шотландской церкви и возглавлял кафедру риторики и изящной словесности в Эдинбургском университете. Он выпустил издание произведений Шекспира и наиболее известен своими «Проповедями» (1777–1801), пятитомным изданием, подтверждающим практическую христианскую мораль, и «Лекциями по риторике и изящной словесности» (1783), эссе о литературной композиции, которое было оказать большое влияние на творчество Адама Смита. Он также был одним из тех, кто первым привлек Оссиана циклу Джеймса Макферсона . внимание общественности к [33]

Юм стал важной фигурой в скептических философских и эмпирических традициях философии. Его скептицизм помешал ему получить кресла в Глазго и Эдинбурге. Он и другие шотландские мыслители эпохи Просвещения разработали то, что он назвал « наукой о человеке ». [34] Это исторически выражалось в работах таких авторов, как Джеймс Бернетт , Адам Фергюсон , Джон Миллар и Уильям Робертсон , которые объединили научное исследование того, как люди ведут себя в древних и примитивных культурах, с глубоким пониманием определяющих сил современности . Действительно, современная социология во многом возникла из этого движения. [35] Книга Адама Смита «Богатство народов » (1776 г.) считается первой работой современной экономики. Это оказало непосредственное влияние на британскую экономическую политику и до сих пор является основой дискуссий XXI века о глобализации и тарифах . [36] Фокус шотландского Просвещения варьировался от интеллектуальных и экономических вопросов до конкретно научных, как в работах Уильяма Каллена , врача и химика, Джеймса Андерсона , агронома , Джозефа Блэка , физика и химика, и Джеймса Хаттона , первого современного геолога. [32] [37]

Девятнадцатый век [ править ]

Колледж Маришаль со строящимся новым фасадом; в. 1900 г.

В начале девятнадцатого века в пяти университетских колледжах Шотландии обучалось около 3000 студентов. [27] У них не было вступительных экзаменов, студенты обычно поступали в возрасте 15 или 16 лет, посещали всего два года, выбирали, какие лекции посещать, и уходили, не получив квалификации. [38] Хотя шотландские университеты приобрели в восемнадцатом веке огромную репутацию, в учебных программах доминировали вопросы божественности и закона, и предпринимались согласованные попытки модернизировать учебную программу, в частности, путем введения степеней в области физических наук и необходимости реформирования системы для удовлетворения потребности развивающихся средних классов и профессий. [38] Результатом стали две комиссии по расследованию в 1826 и 1876 годах и акты реформирования парламента в 1858 и 1889 годах . [38]

Учебная программа и система выпуска были реформированы. Были введены вступительные экзамены, эквивалентные аттестату об окончании школы, а средний возраст поступления увеличился до 17 или 18 лет. Стандартные схемы окончания обучения по программе искусств предусматривали трехлетнюю обычную и четырехлетнюю степень с отличием. [38] Профессора, особенно кафедры богословия и классической литературы, сопротивлялись введению новых предметов, особенно физических наук. Корона учредила кафедры Regius , посвященные наукам, включая медицину, химию, естествознание и ботанику. Кафедра инженерии в Глазго была первой в мире. К 1870-м годам физические науки прочно утвердились в шотландских университетах, тогда как в Англии битва за модернизацию учебной программы не завершится до конца века. [39] Новые отдельные научные факультеты смогли отойти от обязательного изучения латыни, греческого языка и философии в старой учебной программе магистратуры. [38] По решению комиссий были реструктуризированы все университеты. Им были предоставлены суды , в которые входили внешние члены и которые контролировали финансы учреждения. [39] Представительные советы студентов были основаны в 1884 году и утверждены законом 1889 года. [27] В соответствии с этим законом были созданы новые предметы искусства с кафедрами современной истории, французского, немецкого языка и политической экономии. [39]

Новые здания Университета Глазго в Гилморхилле, гр. 1895 г.

В начале века состояние Университета Сент-Эндрюс переживало упадок. Он был реструктурирован комиссарами, назначенными в соответствии с законом 1858 года, и начал возрождение. [39] Он стал пионером в приеме женщин в шотландские университеты, создав в 1882 году « Женщину, грамотную в искусстве» (LLA), которая оказалась очень популярной. С 1892 года все шотландские университеты могли принимать и выпускать женщин, причем Сент-Эндрюс первым сделал это, и с этого момента до начала двадцатого века число женщин в шотландских университетах неуклонно росло. [40] В 1883 году в процветающем городе Данди был открыт новый колледж Сент-Эндрюс , что позволило университету преподавать естественные науки и открыть медицинскую школу . [27] Университет Глазго стал лидером британского высшего образования, обеспечивая образовательные потребности молодежи из городских и коммерческих классов. [41] В 1870 году он переехал из центра города в новый комплекс величественных неоготических зданий, построенных в основном по общественной подписке, в Гилморхилле. [42] Два колледжа в Абердине считались слишком маленькими, чтобы быть жизнеспособными, и в 1860 году они были реструктурированы в Абердинский университет. Колледж Маришаль был перестроен в готическом стиле с 1900 года. [39] В отличие от других средневековых и церковных фондов, поскольку Эдинбургский университет был гражданским колледжем, он был относительно бедным. В 1858 году он был выведен из-под опеки города и основан на той же основе, что и другие древние университеты. [39]

Лорд Кельвин автора Хуберт фон Херкомер

Результатом этих реформ стало оживление шотландской университетской системы, которая к концу века расширилась до 6254 студентов. [27] и произвел ведущих деятелей как в искусстве, так и в науке. Кафедра инженерного дела в Глазго приобрела большую известность под руководством своего второго руководителя Уильяма Джона Маккорна Рэнкина (1820–1872), который занимал эту должность с 1859 по 1872 год и стал ведущей фигурой в области тепловых двигателей и президентом-основателем Института инженеров и судостроителей в Шотландия . [39] Томас Томсон (1773–1852) был первым профессором химии в Глазго и в 1831 году основал лаборатории на Шаттл-стрит, возможно, первые в мире лаборатории такого рода. Вскоре его ученики основали практическую химию в Абердине. Уильям Томсон, 1-й барон Кельвин, был назначен заведующим кафедрой естественной философии в Глазго в возрасте всего 22 лет. Его работа включала математический анализ электричества и формулировку первого и второго законов термодинамики . К 1870 году Кельвин и Рэнкин сделали Глазго ведущим центром науки, инженерного образования и исследований в Великобритании. [39]

В Эдинбурге среди крупных фигур был Дэвид Брюстер (1781–1868), который внес вклад в науку об оптике и в развитие фотографии. Флиминг Дженкин (1833–1885 гг.) был первым профессором инженерного дела в университете и, среди широкого круга интересов, участвовал в разработке океанских телеграфов и механического черчения. [39] В медицине Джозеф Листер (1827–1912) и его ученик Уильям Мейсуэн (1848–1924) стали пионерами антисептической хирургии. [43] Эдинбургский университет был также крупным поставщиком хирургов для Королевского флота , а Роберт Джеймсон (1774–1854), профессор естественной истории в Эдинбурге, гарантировал, что большое количество из них были хирургами-натуралистами, которые играли жизненно важную роль в гумбольдтовском учении. и имперское предприятие по исследованию природы во всем мире. [44] [45] Среди основных фигур, появившихся в шотландских университетах в области науки о человеке, были философ Эдвард Кэрд (1835–1908), антрополог Джеймс Джордж Фрейзер (1854–1941) и социолог и градостроитель Патрик Геддес (1854–1932). [46]

Двадцатый век до наших дней [ править ]

Специально построенные современные здания Университета Стерлинга.

С 1901 года большое количество студентов получали стипендии Фонда Карнеги . [27] К 1913 году в шотландских университетах обучалось 7776 студентов. Из них 1751 человек (23 процента) составляли женщины. К середине 1920-х годов оно выросло до трети. Затем в 1930-х годах этот показатель упал до 25–7 процентов, поскольку возможности преподавания в школе, практически единственного возможности карьерного роста для женщин, окончивших факультеты искусств и наук, сократились. Ни одна женщина не была назначена на должность шотландского профессора до 1945 года. [27] Падение численности было наиболее резким среди студенток, но это было частью общей тенденции. В первой половине двадцатого века шотландские университеты отставали от университетов Англии и Европы по уровню участия и инвестиций. Упадок традиционных отраслей промышленности между войнами подорвал набор кадров в те предметы, в которых Шотландия традиционно была сильна, например в науку и инженерное дело. Английские университеты увеличили число студентов, зарегистрированных в период с 1924 по 1927 год, на 19 процентов, но в Шотландии число студентов дневного отделения упало с 10 400 в 1924 году до 9 900 в 1937 году. За тот же период расходы в английских университетах выросли на 90 процентов. процентов, в Шотландии рост составил менее трети этой цифры. [47]

До Первой мировой войны отношения между студентами мужского и женского пола имели тенденцию быть очень формальными, но в межвоенные годы наблюдался рост общественной деятельности, такой как танцевальные залы , кинотеатры, кафе и трактиры. С 1920-х годов большая часть пьяной и энергичной деятельности была направлена ​​на ежегодные благотворительные гала-концерты или тряпки . Деятельность, ориентированная на мужчин, включала Студенческий союз, Клуб регби и Корпус подготовки офицеров . Женщины имели свои собственные союзы и спортивные клубы. Университеты оставались в основном нежилыми, хотя было создано несколько женских общежитий, большинство из которых не принадлежали университетам. [27]

Студенческая библиотека Университета Абертай

После доклада Роббинса 1963 года в Шотландии произошел быстрый рост высшего образования. К концу десятилетия количество шотландских университетов удвоилось. Университет Данди был выделен из Сент-Эндрюса, Стратклайда и Хериот-Уотта технических колледжей , а в 1966 году Стерлингский университет был основан как совершенно новый университет на новой территории. С 1970-х годов правительство предпочитало расширять высшее образование в -университетский сектор образовательных и технических колледжей, которые были дешевле, поскольку в них проводилось мало исследований. К концу 1980-х годов примерно половина студентов высших учебных заведений учились в колледжах. В 1992 году в соответствии с Законом о дальнейшем и высшем образовании 1992 года различие между университетами и колледжами было отменено. [48] Это привело к созданию новых университетов в Аберте , Глазго Каледониан , Нейпире , Пейсли и Роберте Гордоне . [49] Несмотря на расширение, число студентов-мужчин в период с 1971 по 1990 год снижалось. Рост числа студентов-женщин был намного больше и продолжался до тех пор, пока к 1999 и 2000 годам количество студентов-женщин впервые не превысило количество студентов-мужчин. [50]

После передачи полномочий в 1999 году новый шотландский исполнительный директор создал Департамент образования и Департамент предпринимательства, транспорта и непрерывного обучения , которые вместе взяли на себя его функции. [51] Одним из основных отклонений от практики в Англии, возможных из-за передачи полномочий, стала отмена платы за обучение студентов в 1999 году с сохранением вместо этого системы студенческих стипендий с проверкой нуждаемости. [52] В 2001 году Университет Хайлендса и островов, который получил полный статус университета в 2011 году. федерацией 13 колледжей и исследовательских институтов Хайленда и островов был создан [53] В 2008–2009 годах в университетах и ​​высших учебных заведениях Шотландии обучалось около 231 000 студентов, из которых 56 процентов были женщинами и 44 процента мужчинами. [54]

Примечания [ править ]

  1. ^ И. Вэй, «Рост университетов» в книге А. Маккея, изд., Атлас средневековой Европы (Лондон: Routledge, 1997), ISBN   0415019230 , стр. 241–3.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: формирование идентичности (St. Martin's Press, 1997), ISBN   0-333-56761-7 , стр. 124–5.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0-7486-0276-3 , стр. 68–72.
  4. ^ Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: создание идентичности (St. Martin's Press, 1997), ISBN   0-333-56761-7 , с. 119.
  5. ^ П. Дайлидер, «Местный опыт Великого западного раскола», в Дж. Ролло-Костере и Т.М. Избицки, ред., « Спутник Великого западного раскола» (1378–1417) (BRILL, 2009), ISBN   9004162771 , с. 119.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дж. Дуркан, «Университеты: до 1720 года», в издании М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 610–12.
  7. ^ А. Броди, История шотландской философии (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2009), ISBN   0748616284 , с. 34.
  8. ^ В. Рюэгг, «Рост гуманизма», в книге Хильде де Риддер-Симоенс, изд., История университета в Европе: Том 1, Университеты в средние века (Кембридж: Cambridge University Press, 2003), ISBN   0521541131 , стр. 452–9.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0-7486-0276-3 , стр. 183–4.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и А. Томас, «Возрождение», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, Оксфордском справочнике по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0-19-162433-0 , стр. 196–7.
  11. ^ А. Броди, Традиция шотландской философии: новый взгляд на Просвещение (Rowman & Littlefield, 1990), ISBN   038920921X , с. 23.
  12. ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748614559 , стр. 340–1.
  13. ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748614559 , с. 55.
  14. ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748614559 , с. 187.
  15. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 102–4.
  16. ^ Дж. Кирк, «Мельвиллианская реформа» и шотландские университеты», в книге А. А. Макдональда и М. Линча, ред., « Возрождение в Шотландии: исследования в области литературы, религии, истории и культуры, предложенные Джону Дархану» (BRILL, 1994). , ISBN   90-04-10097-0 , стр. 280.
  17. ^ «Происхождение университетов» . Техасский университет в Остине. Архивировано из оригинала 20 февраля 2009 года . Проверено 15 ноября 2012 г.
  18. ^ «Хартия короля Якова VI» . Эдинбургский университет . Проверено 11 августа 2021 г.
  19. ^ Грант, Александр (1884). История Эдинбургского университета в течение первых трехсот лет его существования . Лондон: Longmans, Green & Co. Проверено 14 августа 2021 г.
  20. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , с. 185.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Д. Дитчберн, «Обучение элиты: Абердин и его университеты», в EP Dennison, D. Ditchburn и M. Lynch, ред., Aberdeen Before 1800: A New History (Dundurn, 2002), ISBN   1862321140 , с. 332.
  22. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , стр. 227–8.
  23. ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Random House, 2011), ISBN   1-4464-7563-8 , с. 262.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Р. Андерсон, «История шотландского образования до 1980 года», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN   0-7486-1625-X , стр. 219–28.
  25. ^ П. Вуд, «Наука в шотландском Просвещении», в изд. А. Броуди, « Кембриджский спутник шотландского Просвещения» (Кембридж: Cambridge University Press, 2003), ISBN   0521003237 , с. 99.
  26. ^ TM Devine, «Взлет и падение шотландского Просвещения», в TM Devine и J. Wormald, The Oxford Handbook of Modern Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2012), ISBN   0-19-162433-0 , с. 373.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Р. Д. Андерсон, «Университеты: 2. 1720–1960», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 612–14.
  28. ^ П. Вуд, «Наука в шотландском Просвещении», в изд. А. Броуди, « Кембриджский спутник шотландского Просвещения» (Кембридж: Cambridge University Press, 2003), ISBN   0521003237 , с. 100.
  29. ^ «Средневековый университет» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2013 года . Проверено 3 января 2013 г.
  30. ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN   0-521-89088-8 , с. 245.
  31. ^ А. Герман , Как шотландцы изобрели современный мир (Лондон: Crown Publishing Group, 2001), ISBN   0-609-80999-7 .
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Шотландское просвещение и проблемы Европы в 21 веке; изменение климата и энергетика» , The New Yorker , 11 октября 2004 г., заархивировано из оригинала 6 июня 2011 г.
  33. ^ Г. А. Кеннеди, Классическая риторика и ее христианские и светские традиции от древней до современности (University of North Carolina Press, 1999), ISBN   0807861138 , с. 282.
  34. ^ М. Магнуссон (10 ноября 2003 г.), «Обзор Джеймса Бьюкена, Столица разума: как Эдинбург изменил мир » , New Statesman , заархивировано из оригинала 6 июня 2011 г.
  35. ^ А. Свинджвуд, «Истоки социологии: случай шотландского Просвещения», Британский журнал социологии , том. 21, нет. 2 (июнь 1970 г.), стр. 164–80 в JSTOR .
  36. ^ М. Фрай, Наследие Адама Смита: его место в развитии современной экономики (Лондон: Routledge, 1992), ISBN   0-415-06164-4 .
  37. ^ Дж. Репчек, Человек, который нашел время: Джеймс Хаттон и открытие древности Земли (Кембридж, Массачусетс: Basic Books, 2003), ISBN   0-7382-0692-X , стр. 117–43.
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Р. Андерсон, «История шотландского образования до 1980 года», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN   0-7486-1625-X , с. 224.
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я О. Чекленд и С. Г. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия, 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN   0748601023 , стр. 147–50.
  40. ^ М. Ф. Рейнер-Кэнхэм и Г. Рейнер-Кэнхэм, «Химия была их жизнью: новаторские британские женщины-химики, 1880–1949» (Лондон: Imperial College Press, 2008), ISBN   1-86094-986-X , с. 264.
  41. ^ П. Л. Робертсон, «Развитие городского университета: Глазго, 1860–1914», History of Education Quarterly , зима 1990 г., том. 30 (1), стр. 47–78.
  42. ^ TM Devine, Глазго: 1830–1912 (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1996), ISBN   0719036925 , с. 249.
  43. ^ О. Чекленд и С. Г. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия, 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN   0748601023 , с. 151.
  44. ^ Дж. Л. Хейлброн, Оксфордский справочник по истории современной науки (Оксфорд: Oxford University Press, 2003), ISBN   0195112296 , с. 386.
  45. ^ Дж. Браун, «Наука империи: британская биогеография до Дарвина», Revue d'histoire des Sciences , vol. 45 (1992), с. 457.
  46. ^ О. Чекленд и С. Г. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия, 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN   0748601023 , с. 152-4.
  47. ^ К. Харви, Нет богов и несколько драгоценных героев: Шотландия двадцатого века (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 3-е изд., 1998), ISBN   0-7486-0999-7 , стр. 78–9.
  48. ^ Л. Патерсон, «Университеты: 3. пост-Роббинс», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 614–5.
  49. ^ Р. Шоу, «Институциональные и учебные структуры в университетах Шотландии» в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN   0-7486-1625-X , стр. 664–5.
  50. ^ К.Г. Браун, «Глава 1. Составление диаграммы повседневного опыта» , в книге Л. Абрамса и К.Г. Брауна, ред., « История повседневной жизни в Шотландии двадцатого века» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2010), стр. 28.
  51. ^ Дж. Фэрли, «Департамент предпринимательства и непрерывного обучения и шотландский парламент», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN   0-7486-1625-X , стр. 132–40.
  52. ^ Д. Колдуэлл, «Шотландское высшее образование: характер и положение», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN   0-7486-1625-X , стр. 62–73.
  53. ^ «UHI наделен полномочиями присуждать научные степени, пресс-релиз от 26 июня 2008 г., веб-сайт Highland Council. Проверено 20 марта 2009 г.» . Правительство Соединенного Королевства. 26 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 г. Проверено 2 февраля 2011 г.
  54. ^ Правительство Шотландии, Уведомление о публикации статистических данных. Серия «Обучение на протяжении всей жизни: студенты, получающие высшее образование в шотландских учебных заведениях» (2001). Проверено 25 мая 2011 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 679c595e302a097c8e21562591aebfb9__1709031000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/b9/679c595e302a097c8e21562591aebfb9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of universities in Scotland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)