Jump to content

Джон Мейджор (философ)

Джон Мэйр в современной гравюре на дереве .

Джон Мейджор (или Майр ; также известный на латыни как Иоанн Майорис и Хаддингтон Скот ; 1467–1550) был шотландским философом, теологом и историком, которым в свое время очень восхищались и который оказал признанное влияние на всех великих мыслителей того времени. . Известный педагог, его произведения собирались и часто переиздавались по всей Европе. Его «здравый консерватизм» и его скептический , логический подход к изучению таких текстов, как Аристотель или Библия , менее ценились в последующую эпоху гуманизма , когда преобладал более преданный лингвистический/литературный подход.

Его влияние в логике (особенно анализ терминов ), науке ( стимул и бесконечно малые числа ), политике (ставление народа над королями), церкви (соборы над папами) и международном праве (установление прав человека «дикарей», завоеванных Испанский ) прослеживается на протяжении веков и кажется явно современным, и только в современную эпоху его обычно не отвергают как схоластика . Его латинский стиль не помог - он думал, что «важнее правильно понять и ясно изложить истину в любом вопросе, чем использовать красноречивый язык». Тем не менее, именно его произведениям, включая их посвящения, мы обязаны большей частью наших знаний о повседневных фактах жизни Мейджора - например, о его «низком росте». Он был чрезвычайно любопытным и очень наблюдательным человеком и использовал свой опыт — землетрясений в Пейсли , грома в Глазго , штормов на море, поедания овсяных лепешек в северной Англии — для иллюстрации более абстрактных частей своих логических сочинений.

Жизнь [ править ]

Школа [ править ]

Джон Мейджор (или «Мэр») родился около 1467 года в Глегхорни, Восточный Лотиан, недалеко от Северного Бервика , где он получил раннее образование. Это было в соседнем Хаддингтоне , Восточный Лотиан, Шотландия, где он посещал гимназию . Вероятно, его обучал городской школьный учитель, который, по словам Мейджора, «хотя и был осмотрительным человеком в других отношениях, но более суровым, чем просто избиение мальчиков». Если бы не влияние его матери, говорит Мейджор, он бы ушел, но он и его брат остались и добились успеха. По его словам, Хаддингтон был «городом, который способствовал началу моего обучения и в чьих добрых объятиях меня, как новичка, вскормили сладчайшим молоком искусства грамматики». Он говорит, что оставался в Хаддингтоне «до довольно преклонного возраста» и помнит звуки бомбардировки королем Яковом III близлежащего замка Данбар . в 1479 году. Он также помнит комету, которая должна была предсказать поражение короля в Сошиберне в 1488 году.

Однако именно в 1490 году, сообщает он, он "впервые покинул отцовский очаг". В 1490 году, вероятно, под влиянием Роберта Кокберна , еще одного человека из Хаддингтона, которому суждено было стать влиятельным епископом (Росса , а затем и Данкелда ), он решил поехать в Париж , чтобы учиться среди большого числа тамошних шотландцев в то время.

Университет [ править ]

Неизвестно, посещал ли он университет в Шотландии в качестве студента – записей о его зачислении нет, и он утверждал, что никогда в молодости не видел университетский городок Сент-Эндрюс , Файф (хотя позже он жаловался на плохое пиво там). ). Кажется, он решил подготовиться к Парижу в Кембридже в Англии. Он рассказывает, что в 1492 году посещал «Дом Бога», который позже стал Колледжем Христа . [1] Он помнит колокола: «В великие праздники я полночи их слушал». [ нужна ссылка ] – но, очевидно, был хорошо подготовлен, поскольку уехал в Париж после трех сроков.

В 1493 году он поступил в Парижский университет , Франция, который в то время был ведущим университетом Европы. Он учился в колледже Сент-Барб и получил там степень бакалавра искусств в 1495 году, а затем степень магистра в 1496 году. В Париже было много течений мысли, но он находился под сильным влиянием, как и другие шотландцы, такие как Лоуренс Линдорский , номиналистический . и эмпиристический подход Буридана Иоанна (Влияние последнего на Коперника и Галилея можно проследить по опубликованным работам Майора). Он стал студентом-магистром («регентом») искусств в Коллеж де Монтегю в 1496 году и начал изучение богословия под руководством грозного Яна Стандонка . Он общался с учеными, впоследствии прославившимися, некоторые из его родного города Роберта Уолтерстона и его родной страны ( Дэвид Крэнстон из Глазго , который умер в 1512 году), но в основном это были светила того времени, включая Эразма , чей реформаторский энтузиазм он разделял. , Рабле и Реджинальд Поул . Зимой 1497 года у него случилась тяжелая болезнь, от которой он так и не выздоровел. Раньше ему никогда не снились сны, но потом они постоянно беспокоили его. мигрень , колики и «чрезмерная сонливость» (его всегда было тяжело разбудить). В 1499 году он перешёл в Наваррский колледж . В 1501 году он получил степень бакалавра священного богословия , а в 1505 году его логические сочинения были собраны и впервые опубликованы. В 1506 году он получил лицензию на преподавание теологии и 11 ноября того же года получил степень доктора священного богословия (заняв 3-е место в списках). Он преподавал в Коллеж де Монтегю (где он был временно содиректором), а также в престижной Сорбонне , где работал во многих комиссиях.

карьера Более поздняя

В 1510 году он обсуждал моральные и юридические вопросы, возникшие в связи с испанцами открытием Америки . Он утверждал, что у туземцев есть политические и имущественные права, на которые нельзя посягать, по крайней мере, без компенсации. Он также использует новые открытия, чтобы аргументировать возможность инноваций во всех знаниях, говоря: «Разве Америго Веспуччи не открыл земли, неизвестные Птолемею , Плинию до сих пор и другим географам? Почему то же самое не может произойти в других сферах?» В то же время он был нетерпим к гуманистической критике логического анализа текстов (в том числе Библии). «...эти вопросы, которые гуманисты считают бесполезными, подобны лестнице, по которой разум поднимается к Библии» (которую он в другом месте, возможно, неразумно назвал «более легкими частями богословия»). Тем не менее, в 1512 году, как хороший гуманист , он выучил греческий язык у Джироламо Алеандро (который возобновил изучение греческого языка в Париже), который писал: «Во Франции можно найти много схоластов, которые усердно изучают различные виды знаний и несколько из них входят в число моих верных слушателей, например, Джон Мэйр, доктор философии...»

чтобы стать ректором Университета Глазго (а также каноником собора 1518 году он вернулся в Шотландию , , викарием Данлопа В и казначеем Королевской капеллы). Он возвращался в Париж несколько раз: один раз по морю, задержавшись в Дьеппе на три недели из-за шторма; и в другой раз по суше, обедая по пути через Англию со своим другом кардиналом Уолси . Он предложил майору должность, от которой тот отказался, в своем новом колледже Оксфордского университета , который назывался Кардинальским колледжем (позже Крайст-Черч, Оксфорд ). В 1528 году король Франции Франциск I выдал Майору патент на натурализацию, сделав его натурализованным подданным Франции.

В 1533 году он был назначен проректором колледжа Святого Сальватора в Университете Сент-Эндрюс , куда съезжались многие из самых выдающихся людей Шотландии, в том числе Джон Нокс и Джордж Бьюкенен . Он скучал по Парижу: «Когда я был в Шотландии, я часто думал, как вернусь в Париж и буду читать лекции, как раньше, и слушать диспуты». Он умер в 1550 году (вероятно, 1 мая), его труды читали по всей Европе, его имя чтили повсюду, в то время как бури Реформации были готовы смести, по крайней мере в его собственной стране, всякое уважение к его многовековой методологии. .

Джона Мейджора публикации Некоторые

Влияние [ править ]

Историки [ править ]

Его «De Gestis Scotorum» (Париж, 1521 г.) было отчасти патриотической попыткой поднять престиж его родной страны, но также и попыткой развеять мифы и басни, основывая свою историю на фактах. В этом он следовал по стопам своего предшественника, летописца Эндрю Винтаунского , хотя и писал на латыни для европейской аудитории, в отличие от шотландцев, которые Эндрю писал для своих аристократических шотландских покровителей. Хотя документальные свидетельства, доступные Мейджору, были ограничены, его научный подход был принят и улучшен более поздними историками Шотландии , включая его ученика Гектора Боэса и Джона Лесли .

Кальвин и Лойола [ править ]

В 1506 году Париж присвоил ему степень доктора богословия, где он начал преподавать и продвигаться по иерархической лестнице, став на короткое время ректором . (Около 18 его соотечественников-шотландцев занимали или должны были занимать эту престижную должность). Он был известным логиком и философом. Сообщается, что он был очень ясным и убедительным лектором, привлекавшим студентов со всей Европы. Напротив, у него был довольно сухой, а некоторые говорили «варварский», письменный латинский стиль. назвал его Пьер Бейль писателем « в стиле Сорбонико », не имея в виду это как комплимент. Его интересы охватывали самые острые проблемы современности. Его подход во многом следовал номинализму , который был созвучен растущему акценту на абсолютно неограниченную природу Бога, что, в свою очередь, подчеркивало Его благодать и важность индивидуальной веры и подчинения. Его гуманистический подход был созвучен возвращению к текстам на языках оригиналов Священного Писания и классических авторов. Он подчеркнул, что власть принадлежит всей церкви, а не Папе. Точно так же он утверждал, что власть в королевстве принадлежит не королю, а народу, который может отобрать свою власть у короля-правонарушителя (поразительное эхо звонкого Арброатская декларация 1320 года, подтверждающая Папе независимость шотландской короны от английской). Неудивительно, что он подчеркивал естественную свободу человека.

Его влияние распространилось через энтузиастов-учеников на ведущих мыслителей того времени, но, что наиболее очевидно, на группу испанских мыслителей, включая Антонио Коронеля, который обучал Жана Кальвина и, весьма вероятно, Игнатия Лойолу .

В 1522 году в Саламанке » Доминго де Сан-Хуан назвал его « почитаемым мастером Джоном Мэром, человеком, прославленным во всем мире . Школа философов Саламанки (в основном томистов ) была блестящим расцветом мысли до начала XVII века. В его состав входили Франсиско де Витория , Кано , де Доминго де Сото и Бартоломе де Медина , каждый из которых был полностью пропитан майрианским энтузиазмом.

Нокс [ править ]

Майор писал в своем «Комментарии к приговорам Петра Ломбардии »: «Наша родная почва манит нас тайной и невыразимой сладостью и не дает забыть ее». Он вернулся в Шотландию в 1518 году. Учитывая его успех и опыт в Париже, неудивительно, что он стал ректором Университета Глазго . В 1523 году уехал в Сент-Эндрюсский университет , где был асессором декана искусств. В 1525 году он снова отправился в Париж, откуда вернулся в 1531 году и в конечном итоге стал проректором колледжа Святого Сальватора в Сент-Эндрюсе до своей смерти в 1550 году в возрасте около восьмидесяти трех лет.

Одним из его наиболее известных учеников был Джон Нокс (по совпадению, еще один уроженец Хаддингтона), который сказал о Мейджоре, что он был таким, « чья работа тогда считалась оракулом по вопросам религии ». нетрудно увидеть в проповедях Нокса яркую версию энтузиазма Мейджора – полную свободу Бога, важность Библии, скептицизм по отношению к земной власти. Еще более удивительным было бы то, что Мейджор предпочел последовать примеру своего друга Эразма и остаться в составе Римско-католической церкви (хотя он и предполагал создать национальную церковь для Шотландии). Мейджор также воодушевил других шотландских реформаторов, в том числе протестантского мученика Патрика Гамильтона и латинского стилиста Джорджа Бьюкенена , чей энтузиазм по поводу остроумных латинизмов заставил его ехидно предположить, что единственное важное в его бывшем учителе - это его фамилия - типичное презрение эпохи Возрождения к схоластам . .

Эмпиризм [ править ]

Мейджора и его окружение интересовали структуры языка – устного, письменного и «мысленного». Последний был языком, лежащим в основе мыслей, выраженных на естественных языках, таких как шотландский , английский или латынь . Он атакует целый ряд вопросов с в целом «номиналистской» точки зрения – формы философского дискурса, традиция которого восходит к высокому средневековью и должна была продолжиться в традициях шотландских и других европейских эмпириков . По словам Александра Броуди , влияние Мейджора на эту последнюю традицию достигло Шотландской школы здравого смысла XVIII и XIX веков , инициированной Томасом Ридом . В высшей степени логичный и технический подход средневековой философии – возможно, дополненный плохим письменным стилем Мейджора, а также его приверженностью католической партии во времена Реформации объясняет в некоторой степени, почему это влияние до сих пор в некоторой степени скрыто.

Права человека [ править ]

Более очевидным влиянием была его моральная философия , не в первую очередь из-за его казуистики – подхода, признающего сложность отдельных случаев. Позже это стало настолько сильным в учении иезуитов , что, возможно, было связано с упомянутой выше известностью майора в Испании. Его юридические взгляды также имели влияние. Его «Комментарии к приговорам Петра Ломбарда» наверняка изучал и цитировал в дебатах в Бургосе в 1512 году Фрай Антон Монтезино , выпускник Саламанки . Эти « дебаты, уникальные в истории империй », как называет их Хью Томас , привели к признанию в испанском законодательстве коренного населения Америки как свободных людей со всеми правами (например, на свободу и собственность), закрепленными за ними. их. Это заявление было окружено множеством тонких оговорок, и испанская корона никогда не была эффективной в обеспечении его соблюдения, но его можно рассматривать как источник закона о правах человека . [2]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ «Майор Джон (MJR492J)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
  2. ^ Маурисио Бешо; «Первый теолого-политико-правовой подход к завоеванию Америки: Джон Мэр», Thomistic Science 103 (1976), 213–230;

Ссылки [ править ]

  • Броуди, « Круг Джона Мэра: логика и логики в дореформационной Шотландии» , Оксфорд, 1985 г.
  • Броуди, Традиция шотландской философии, Эдинбург, 1990 г., Полигон. ISBN   0-7486-6029-1
  • Товарищ по богословию Джона Мэра , изд. Джон Т. Слотмейкер, Лейден: Брилл, 2015.
  • Соборничество и папизм , изд. Дж. Х. Бернс и Томас М. Избицкий, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1997. (Включает защиту Мэра соборного превосходства.)
  • Дуркан, Дж. «Новый взгляд на Джона Мэра», Innes Review , Эдинбург, Том, IV, 1954 г.
  • Майор, Джон История Великобритании, а также Англии и Шотландии; переведено с оригинальной латыни и отредактировано с примечаниями Арчибальда Констебля, к которым прилагается жизнеописание автора Энея Дж. Г. Маккея . Издательство Эдинбургского университета для Шотландского исторического общества (1892 г.).
  • Реноде, Огюстен , Пререформация и гуманизм в Париже во время первых итальянских войн (1494-1516) Библиотека Французского института Флоренции (Университет Гренобля, 1-я серия, том VI) ' Эдуард Чемпион, Париж, 1916 г.
  • Томас, Х. Золотые реки: Расцвет Испанской империи, Лондон, 2003 г. Вайденфельд и Николсон ISBN   0-297-64563-3

Дальнейшее чтение [ править ]

  • « Генрих Тоттинг фон Ойта » (на немецком языке)
  • Уоллес, Вашингтон. Прелюдия к Галилею – очерки об источниках мысли Галилея в средневековье и шестнадцатом веке . (Стр. 64 и последующие) Springer Science and Business Дордрехт, Голландия, 1981 г. [1]
  • Александр Броди, «Джон Мэр», Литературно-биографический словарь, том 281: Британские риторы и логики, 1500–1660, вторая серия , Детройт: Гейл, 2003, стр. 178–187.
  • Джон Дуркан, «Джон Мейджор: Спустя 400 лет», Innes Review, том. 1, 1950, стр. 131–139.
  • Рикардо Гарсия Виллослада, «Забытый богослов: Хуан Майр», Ecclesiastical Studies 15 (1936), 83–118;
  • Рикардо Гарсиа Виллослада, Парижский университет во время учебы Франсиско де Витория (1507–1522) (Рим, 1938), 127–164;
  • Дж. Х. Бернс, «Новый свет на Джона Мейджора», Innes Review 5 (1954), 83–100;
  • Т. Ф. Торранс, «Философия и теология Джона Мэра или Мейджора из Хаддингтона (1469–1550)», Archives of Philosophy 32 (1969), 531–576;
  • Маурисио Бешо, «Первый богословско-политико-правовой подход к завоеванию Америки: Джон Мэр», Thomist Science 103 (1976), 213–230;
  • Жоэль Биар, «Логика бесконечного у Жана Мэра», Les Etudes Philosophiques 1986, 329–348; И Жоэль Биар, «Божественное всемогущество в комментариях к предложениям Жана Мэра», в Potentia Dei. L'onnipotenza divina nel pensiero dei secoli XVI и XVII, изд. Гвидо Канциани / Мигель А. Гранада / Ив Шарль Зарка (Милан, 2000), 25–41.
  • Джон Т. Слоутмейкер и Джеффри К. Витт (2015), изд., «Спутник теологии Джона Мэра» , Бостон: Brill.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b7bcb8855ea59dbe2f4537f6cd54c162__1716316680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/62/b7bcb8855ea59dbe2f4537f6cd54c162.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Major (philosopher) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)