Jump to content

Жан Буридан

Жан Буридан
Рожденный в. 1301
Умер в. 1359 – ок. 1362
Альма-матер
Эра Средневековая философия
Область Западная философия
Школа
Учреждения Парижский университет
Основные интересы
Известные идеи

Жан Буридан (англ. Французский: [byʁidɑ̃] ; Латынь : Иоганн Буридан ; в. 1301 ок. 1359/62 XIV века ) — влиятельный французский философ .

Буридан всю свою карьеру преподавал на факультете искусств и Парижского университета уделял особое внимание логике и трудам Аристотеля . Буридан посеял семена коперниканской революции в Европе. [9] Он разработал концепцию импульса , ставшую первым шагом к современной концепции инерции и важным событием в истории средневековой науки . Его имя наиболее известно благодаря мысленному эксперименту , известному как «Осел Буридана» , но этот мысленный эксперимент не упоминается в его дошедших до нас трудах. [10]

Жизнь [ править ]

Образование и карьера [ править ]

Рукопись XIV века «Вопросы Буридана к книге Аристотеля De anima» .

Буридан родился где-то до 1301 года, возможно, в городе Бетюне в Пикардии , Франция , или недалеко от него. [11] или, возможно, в другом месте Аррасской епархии. [12] Он получил образование в Париже, сначала в Коллеж дю Кардинал Лемуан , а затем в Парижском университете , получив к середине 1320-х годов степень магистра искусств и официальную лицензию на преподавание в последнем. [11]

Необычно то, что он провел всю свою академическую жизнь на факультете искусств, вместо того, чтобы получить докторскую степень в области права , медицины или теологии , которые обычно готовили путь к карьере в философии . [11] Также необычно для философа своего времени, Буридан в дальнейшем сохранял свою интеллектуальную независимость, оставаясь светским священнослужителем , а не присоединяясь к религиозному ордену . В папском письме 1330 года он упоминается просто как « clericus Atrebatensis diocoesis, magister in artibus [клерик из Аррасской епархии и магистр искусств]». [13] Поскольку университетские уставы разрешали преподавать или писать по этому предмету только тем, кто получил богословское образование, Буридана не было ни сочинений по богословским вопросам, ни комментариев к « » Петра Ломбарда Предложениям . [11]

Спекуляции о причинах его ухода от религиозных вопросов остались неопределенными. [14] [15] [16] Большинство ученых считают маловероятным, что он остался незамеченным, учитывая его философские таланты. Кроме того, маловероятно, что он не мог себе позволить изучать богословие, учитывая, что он получал несколько стипендий и стипендий. Действительно, в документе 1350 года он указан как один из учителей, способных прокормить себя без финансовой помощи университета. [11] Зупко предположил, что Буридан «сознательно решил остаться среди «художников [ Artistae ] »». [11] возможно, рассматривая философию как светское предприятие, основанное на том, что очевидно как для чувств, так и для интеллекта, а не на неочевидных истинах теологии, открываемых через Священные Писания и доктрины. [11]

Последнее появление Буридана в исторических документах произошло в 1359 году, когда он упоминался как судья в территориальном споре между англичанами и пикардами. [11] Предполагается, что он умер некоторое время спустя, поскольку в 1362 году одна из его бенефиций была передана другому лицу. [17]

Епископ Альберт Саксонский , известный как логик , был одним из самых выдающихся его учеников. [ нужна ссылка ]

Указ Людовика XI Французского 1473 года, направленный против номиналистов , запрещал чтение его произведений. [ нужна ссылка ]

Апокрифические истории [ править ]

Где очень мудрая Элоиза ,
Ради кого кастрировали, а потом (сделали) монахом,
Пьер Эсбайяр ( Абелард ) в Сен-Дени ?
За свою любовь он понес этот приговор.
Аналогично, где королева ( Маргарита Бургундия )
Кто заказал этого Буридана?
Были брошены в мешке в Сену ?
Ох, где былые снега!

Франсуа Вийон , Ballade des dames du temps jadis , 9–16.

О его известных любовных похождениях и приключениях имеется множество апокрифических историй, которых достаточно, чтобы показать, что он пользовался репутацией очаровательной и загадочной фигуры в парижской жизни. [18] Ни одна из историй не может быть подтверждена, и большинство из них противоречат известным историческим сведениям. [19]

По некоторым слухам, он умер, когда король Франции приказал положить его в мешок и бросить в реку Сену после того, как его роман с королевой стал известен. Франсуа Вийон намекает на это в своей знаменитой поэме « Баллада о дамах дю Темпс Жади» . Другие предполагают, что он был изгнан из Парижа из-за своих номиналистических учений и переехал в Вену, чтобы основать Венский университет . Другая история рассказывает о том, как он ударил папу Климента VI ботинком. [11] [19]

Теория импульса [ править ]

Понятие инерции было чуждо физике Аристотеля . Аристотель и его странствующие последователи считали, что тело поддерживается в движении только под действием непрерывной внешней силы . Таким образом, с точки зрения Аристотеля, снаряд, движущийся по воздуху, обязан своим продолжающимся движением вихрям или вибрациям в окружающей среде - явление, известное как антиперистазис . В отсутствие непосредственной силы тело почти сразу же остановилось бы.

Теория импульса предполагала, что движение поддерживается каким-то свойством тела, приобретённым, когда оно было приведено в движение. Буридан был первым, кто назвал это свойство поддержания движения импульсом , но сама теория, вероятно, возникла не у него. Менее сложное понятие внушающего воздействия можно найти в комментариях Иоанна Филопона к физике Аристотеля. [8] В этом на него, возможно, повлиял Иоанн Филопон , который развивал стоическое понятие hormé (импульса). [8] [20] Основное различие между теорией Буридана и теорией его предшественника состоит в том, что он отверг точку зрения о самопроизвольном рассеивании импульса, вместо этого утверждая, что тело будет остановлено силами сопротивления воздуха и гравитации , которые могут противодействовать его импульсу. Буридан далее считал, что импульс тела увеличивается со скоростью, с которой оно было приведено в движение, и с количеством содержащейся в нем материи. Это тесно связано с современной концепцией импульса . Буридан рассматривал импульс как причину движения объекта:

... после выхода из руки метателя снаряд будет перемещаться под действием импульса, данного ему метателем, и будет продолжать двигаться до тех пор, пока импульс будет сильнее сопротивления, и будет иметь бесконечную продолжительность, если бы он был не умаляется и не искажается противодействующей ему силой или чем-то, склоняющим его к противоположному движению ( Аристотеля Вопросы к «Метафизике» XII.9:73ra). [21]

Буридан также утверждал, что импульс — это переменное качество, сила которого определяется скоростью и количеством материи в субъекте. Таким образом, ускорение падающего тела можно понимать как постепенное накопление им единиц импульса. [8]

Наследие [ править ]

Благодаря его разработкам историки науки Пьер Дюэм [22] и Аннелиз Майер [23] оба считали, что Буридан сыграл важную роль в упадке аристотелевской космологии . [24] Дюгем даже называл Буридана предшественником Галилея . [25] Зупко не согласился, указав, что Буридан не использовал свою теорию для преобразования науки о механике, а вместо этого оставался убежденным аристотелевцем, думая, что движение и покой являются противоположными состояниями и что Вселенная конечна в размерах. [8]

Работает [ править ]

  • Хьюз, GE (1983). Джон Буридан о самореференции: восьмая глава «Софизматов» Буридана. Издание и перевод с предисловием и философским комментарием. Кембридж/Лондон/Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, ISBN   0-521-28864-9 .
  • Кинг, Питер (1986). Логика Джона Буридана: Трактат о предположении; Трактат о последствиях. Перевод с латыни с философским введением, Дордрехт: Рейдель.
  • Зупко, Джон Александр, изд. и тр. (1990). Философия разума Джона Буридана: издание и перевод книги III его вопросов к De Anima Аристотеля (третья редакция) с комментариями, критическими и интерпретативными эссе. Докторская диссертация, Корнелльский университет.
  • Клима, Дьюла, тр. (2002). Джон Буридан: «Суммы диалектики». Йельская библиотека средневековой философии. Нью-Хейвен, Коннектикут/Лондон: Издательство Йельского университета.
  • Джон Буридан (2015). Трактат о последствиях в переводе с предисловием Стивена Рида. Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета.
  • Клима Г., Соболь П.Г., Хартман П. и Зупко Дж. (31 мая 2023 г.). Вопросы Джона Буридана по поводу Анимы Аристотеля - Иоаннис Буридани Quaestiones в Aristotelis de Anima (Том 9). Спрингер.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Зупко 2015, §4
  2. ^ Зупко 2015
  3. ^ Джэгвон Ким, Эрнест Соса, Гэри С. Розенкранц (ред.), Товарищ по метафизике , Wiley-Blackwell, 2010, стр. 164: «Буридан, Жан».
  4. ^ Клагетт 1959, с. 331.
  5. ^ « Нерастворимые » в Стэнфордской энциклопедии философии.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Клагетт 1960, с. 522.
  7. ^ Зипко 2015, н. 5
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Зупко 2015, §6
  9. ^ Кун, Т. Коперниканская революция , 1958, стр. 119–123.
  10. ^ Дюга, Рене. История механики. 1955. Тр.: Мэддокс, младший. История механики. Дувр: Нью-Йорк. 1988:48. « [Пьер] Дюэм , подробно изучивший труды Буридана, в том числе касающиеся свободы воли , говорит, что он не нашел никаких следов притчи об осле, которая, помимо его статуса в истории механики, сделала имя Буридана классическим. ."
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Зупко 2015, §1
  12. ^ Стрейгер, М.; Баккер, PJJM; Тийссен, JMMH, ред. (2010). Джон Буридан: Вопросы к книгам Аристотеля о порождении и разложении Критическое издание с введением Брилл. п. 1. ISBN  9789004185043 . Часто повторяемое предание о том, что он родился в городе Бетюне, является ложным.
  13. ^ Фарал 1951, с. 11
  14. ^ Зупко 2004, гл. 10
  15. ^ Кортни, 2002 г.
  16. ^ Кортни, 2005 г.
  17. ^ Майкл 1986, стр. 79–238, 399–404.
  18. ^ Фарал 1951, с. 16
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фарал 1951, с. 9-33
  20. ^ Зупко 1997
  21. ^ Т. Ф. Глик, С. Дж. Ливсей, Ф. Уоллис, Средневековая наука, технологии и медицина: энциклопедия , 2005, стр. 107.
  22. ^ Дюэм, Пьер (1906–13). Исследования Леонардо да Винчи . Полет. 1–3. Париж: Германн.
  23. ^ Майер, Аннелизе (1955). «Метафизические основы поздней схоластической натурфилософии». Исследования по натурфилософии позднего схоластического периода . Рим: Storiae Letteratura.
  24. ^ Грант, Эдвард (1971). Физическая наука в средние века . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521292948 .
  25. ^ Дюэм 1906–13

Источники [ править ]

  • Клагетт, Маршалл (1960). Наука механика в средние века (изд. 1980 г.). Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. ISBN  978-0299019006 .
  • Куртенэ, Уильям Дж. (2002). «Награда философии: церковный доход Жана Буридана». Исследования в области средневековой теологии и философии . 68 : 163–69. дои : 10.2143/rtpm.68.1.859 .
  • Куртенэ, Уильям Дж. (2005). «Парижский университет во времена Джона Буридана и Николь Орем». Виварий . 42 (1): 3–17. дои : 10.1163/1568534042066974 . S2CID   170742014 .
  • Фарал, Эдмонд (1951). «Жан Буридан: Мастер искусств Парижского университета». Отрывок из «Литературной истории Франции» . Полет. 1. Париж: Национальная империя.
  • Майкл, Бернд (1986). Иоганн Буридан: Исследования его жизни, его творчества и рецепции его теорий в Европе позднего средневековья [ Жан Буридан: Его жизнь, его работы и реакция на его теории в Европе позднего средневековья ]. 2 тома. Докторская диссертация. Берлинский университет.
  • Зупко, Джек (1998). «Что такое наука о душе? Пример эволюции натурфилософии позднего средневековья». Синтезируйте . 110 (2): 297–334. дои : 10.1023/А:1004969404080 . S2CID   149443888 .
  • Зупко, Джек (2004). Джон Буридан. Портрет мастера искусств четырнадцатого века . Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN  9780268032562 .
  • Зупко, Джек (2015). «Иоанн Буридан» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 5 февраля 2019 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Климат, Дьюла (2009). Джон Буридан . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Ланди, Марчелло (2008). «Вклад в изучение науки в средние века. Трактат Il cielo e il mondo Иоанна Буридано и сравнение с некоторыми положениями Фомы Аквинского» [Вклад в изучение науки в средние века. Небо и мир Жана Буридана и сравнение с некоторыми положениями Фомы Аквинского. Дивус Томас . 110 (2): 151–185.
  • Тийссен, JMMH и Джек Зупко (редактор) (2002). Метафизика и натурфилософия Джона Буридана Лейдена: Brill.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c4c02f5488e4f3cb5bb65bf65a6875e2__1714076760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/e2/c4c02f5488e4f3cb5bb65bf65a6875e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jean Buridan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)