Абу Бишр Матфей ибн Юнус
Абу Бишр Матта ибн Юнус аль-Куннаи ( араб . ﺍﺑﻮ ﺑﺸﺮ ﻣﺘﺎ ﺑﻦ ﻳﻮﻧﺲ القنائي ; ок. 870-20 июня 940 г.) был арабским христианским философом, сыгравшим важную роль в передаче произведений Аристотель исламскому миру. Он известен тем, что основал багдадскую школу аристотелевских философов .
Биография
[ редактировать ]Абу Бишр прошел обучение в монастыре Дайр-Кунна (отсюда и название «аль-Куннаи»), несторианском учреждении недалеко от Багдада , которое снабжало правительство Аббасидского халифата многими высокопоставленными чиновниками. мусульманский философ Аль-Фараби и сирийский христианский философ Яхья ибн Ади Затем он преподавал в Багдаде, где среди его учеников были .
Работает
[ редактировать ]Абу Бишр наиболее известен своими арабскими переводами Аристотеля и своими греческими комментаторами . Большинство этих переводов было сделано с сирийского на арабский, но в знаменитой арабской библиографии Китаб аль-Фихрист упоминается перевод «Софистических опровержений» Аристотеля с греческого на сирийский.
Эти арабские переводы аристотелевского корпуса были продолжены его учениками (особенно Яхьей ибн Ади) и использовались более поздними арабскими философами, такими как Авиценна .
Абу Бишр написал несколько собственных комментариев к Аристотелю, но все они утеряны.
Переводы
[ редактировать ]Аристотелевский корпус
[ редактировать ]- Задняя аналитика из Хунайна ибн Исхака , сирийской версии
- Аристотеля» Книга «Лямбда Метафизики с комментариями Александра Афродисийского и эпитомой Фемистия .
- О порождении и разложении с комментариями Александра Афродисийского и Олимпиодора Младшего .
- Разум и чувствительность
- Поэтика
- Часть Де Каэло с комментариями Александра Афродисиаса.
- Комментарии Александра Афродисийского и Олимпиодора Младшего к метеорологии
Другие переводы
[ редактировать ]- Малый сборник Иоанна Серапиона Старшего.
- О провидении Александра Афродисийского
Дебаты о достоинствах логики и грамматики
[ редактировать ]Сообщается, что Абу Бишр дискутировал с мусульманским богословом и грамматиком Абу Саидом ас-Сирафи о достоинствах логики и грамматики во время аудиенции у визиря в Багдаде в 932 году. [1] [2] [3] Считается, что отчеты о дебатах были предвзятыми в сторону ас-Сирафи, но дебаты, похоже, пошли в пользу ас-Сирафи, который критиковал концепцию логики как применимую только к грекам и бесполезную для говорящих на арабском языке. [2] [3] Аль-Сирафи также удалось сбить с толку Абу Биша серией арабских грамматических загадок. [3] Младшие коллеги Абу Биша, Аль-Фараби и Яхья ибн Ади, позже предложат дополнительные аргументы в поддержку его версии. [2] [3]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Х. Вивиан Б. Браун, «Авиценна и христианские философы в Багдаде», в С. М. Штерне и др., Исламская философия и классическая традиция , Оксфорд, 1972.
- (на французском языке) Анри Югоннар-Рош, «Сирийский посредник в передаче греческой философии на арабский язык», Arab Sciences and Philosophy: A Historical Journal 2 (1), 1991, Кембриджский университет, стр. 187–209.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марголиут, DS (1905). «IV. Дискуссия между Абу Бишром Маттой и Абу Саидом ас-Сирафи о достоинствах логики и грамматики» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 37 (1): 79–129. дои : 10.1017/S0035869X00032706 . ISSN 0035-869X . S2CID 162641073 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Логика в исламской философии: логика, язык и грамматика» . muslimphilosophy.com . Проверено 13 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Стрит, Тони (1 января 2015 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). Арабская и исламская философия языка и логики: фарабианский аристотелизм . Проверено 13 июня 2016 г. - из Стэнфордской энциклопедии философии.