Альберт Саксонский (философ)
Альберт Саксонский | |
---|---|
Рожденный | в. 1320 |
Умер | 8 июля 1390 г. Хальберштадт , князь-епископство Хальберштадт , Священная Римская империя |
Альма-матер | Пражский университет Колледж Сорбонны , Парижский университет |
Эра | Средневековая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Номинализм |
Основные интересы | Логика , натурфилософия , теология |
Известные идеи | Теория предположений |
Альберт Саксонский ( лат . Albertus de Saxonia ; ок. 1320 — 8 июля 1390) — немецкий философ и математик . [1] известен своим вкладом в логику и физику . Он был епископом Хальберштадта с 1366 года до своей смерти.
Жизнь
[ редактировать ]Альберт родился в Рикенсдорфе недалеко от Хельмштедта , в семье фермера из маленькой деревни; но из-за таланта его отправили учиться в Пражский и Парижский университеты .
В Париже он стал магистром искусств (профессором) и занимал этот пост с 1351 по 1362 год. Он также изучал богословие в Сорбоннском колледже , хотя и не получил ученой степени. В 1353 году он был ректором Парижского университета. После 1362 года Альберт отправился ко двору папы Урбана V в Авиньон в качестве посланника Рудольфа IV, герцога Австрийского , чтобы вести переговоры об основании Венского университета . Переговоры прошли успешно, и в 1365 году Альберт стал первым ректором этого университета.
В 1366 году Альберт был избран епископом Хальберштадта (считающегося Альбертом III ), причем Хальберштадт был епархией, в которой он родился. Будучи епископом Хальберштадта, он объединился с Магнусом Ожерельем, герцогом Брауншвейг-Люнебургским , против Герхарда Бергского , епископа Хильдесхайма , и был взят в плен Герхардом в битве при Динклере в 1367 году.
Он умер в Хальберштадте в 1390 году.
Философия
[ редактировать ]Альберт был учеником Жана Буридана. [2] и находился под очень большим влиянием учения Буридана по физике и логике . Как натурфилософ он способствовал распространению парижской натурфилософии по всей Италии и Центральной Европе. Подобно Буридану, Альберт сочетал критический анализ языка прагматизмом с эпистемологическим . Альберт, как и его учитель, различает то, что абсолютно невозможно или противоречиво, и то, что невозможно «в обычном ходе природы», и рассматривает гипотезы при обстоятельствах, которые не возможны по природе, но вообразимы, учитывая абсолютную власть Бога. Альберт отказался распространить ссылку физического . термина на сверхъестественные , чисто воображаемые возможности [ нужны разъяснения ] Позже считался одним из главных приверженцев номинализма вместе со своими ближайшими современниками в Париже, а именно Буриданом и Марсилием Ингенским , чьи работы часто настолько похожи, что их можно путать друг с другом. Последующее широкое распространение работ Альберта сделало его более известной фигурой в некоторых областях, чем более важные современники, такие как Буридан и Николь Орем .
Работа Альберта в области логики также демонстрирует сильное влияние Уильяма Оккама , чьи комментарии к logica vetus (то есть к Порфирию и Аристотеля и «Категориям» « De интерпретации» ) стали предметом серии работ под названием Quaestiones Альберта .

Учение Альберта Саксонского по логике и метафизике оказало огромное влияние. Теория импульса ввела третью стадию в двухэтапную теорию Иоанна Филопона . [3]
- Начальный этап. Движение происходит прямолинейно в направлении импульса, который преобладает, тогда как сила тяжести незначительна.
- Промежуточный этап. Путь начинает отклоняться вниз от прямой линии, образуя часть большого круга, поскольку сопротивление воздуха замедляет снаряд и восстанавливается гравитация.
- Последний этап. Только гравитация тянет снаряд вниз вертикально, поскольку весь импульс расходуется.
Эта теория была предшественником современной теории инерции .
Альберта Хотя Буридан оставался доминирующей фигурой в логике, «Perutilis Logica» (около 1360 г.) суждено было стать популярным текстом из-за его систематического характера, а также потому, что он поднимает и развивает существенные аспекты позиции Оккама. Альберт принял концепцию Оккама о природе знака . Альберт считал, что значение основывается на референциальном отношении знака к индивидуальной вещи и что значение устного знака зависит от концептуального знака. Альберт следовал Оккаму в его концепции универсалий и в его теории предположения . В частности, Альберт сохранил идею Оккама о простом предположении, понимаемом как прямая ссылка термина на концепцию, от которой он зависит, когда он обозначает внементальную вещь. Альберт следовал Оккаму в своей теории категорий и, в отличие от Буридана, отказался рассматривать количество как самостоятельную характеристику реальности, а, скорее, свел ее к расположению субстанции и качества . Альберт установил значение через референциальное отношение к единичной вещи, определяя отношение высказываемого к концептуальным знакам как отношение подчинения. Подход Альберта к отношениям был весьма оригинальным. Хотя, как и Оккам, он отказывался истолковывать отношения как вещи, отличные от абсолютные сущности, он ясно приписывал их акту души, посредством которого абсолютные сущности сравниваются и помещаются по отношению друг к другу. Поэтому он полностью отверг некоторые положения, которые Оккам признал разумными, даже если он не истолковывал их таким же образом.
Альберта В объемистом сборнике «Софизматов» (ок. 1359 г.) рассматриваются различные предложения, вызывающие трудности интерпретации из-за присутствия синкатегорематических терминов, таких как кванторы и определенные предлоги , которые, по мнению средневековых логиков, не имеют правильного и определенного значения, а скорее модифицируют значение других терминов в предложениях , в которых они встречаются. В своих «Софизматах» он следовал за Уильямом Хейтсбери . В своем анализе эпистемических глаголов или бесконечности Альберт признал, что предложение имеет свое собственное значение, отличное от значения его терминов : точно так же, как синкатегорематический термин, предложение означает «модус вещи». Альберт использовал идею различимого значения предложения при определении и при рассмотрении « неразрешимых вопросов » или парадоксов самореференции истины . В этой работе он показывает, что, поскольку всякое предложение по самой своей форме означает, что оно истинно, то неразрешимое предложение окажется ложным, потому что оно будет означать одновременно и то, что оно истинно, и то, что оно ложно.
Альберт также является автором комментариев к Ars Vetus , набору из двадцати пяти Quaestiones Logicales (ок. 1356 г.), в которых затрагиваются семантические проблемы и статус логики, и Quaestiones on the Posterior Analytics . Альберт в серии спорных вопросов исследовал статус логики и семантики , а также теории референции и истины . Альберт находился под влиянием английских логиков и оказал влияние на распространение терминистской логики в Центральной Европе. Альберт считается основным автором своей теории последствий, изложенной в его Perutilis Logica . Альберт сделал крупный шаг вперед в средневековой теории логической дедукции .
его комментарии к Аристотеля « Физике » Но особенно широко читались . Многие рукописи его можно найти во Франции и Италии, в Эрфурте и Праге. Альберта «Физика» по сути гарантировала передачу парижской традиции в Италию, где она имела авторитет наряду с работами Хейтсбери и Джона Дамблтона . Аристотеля Его комментарий к «De caelo» также оказал влияние, в конечном итоге затмив комментарий Буридана к этому тексту. Блазий Пармский прочитал его в Болонье между 1379 и 1382 годами. Немного позже он получил широкую аудиторию в Вене. Его «Трактат о пропорциях» часто цитировали в Италии, где, помимо текстов Томаса Брэдуордина и Орема , он повлиял на применение теории пропорций к движению .
Комментарии Альберта к « Никомаховой этике» и « Экономике» также сохранились (оба неотредактированные), а также несколько коротких математических текстов, в первую очередь Tractatusпропорционум (ок. 1353 г.). Хотя Альберт изучал богословие в Париже, богословских сочинений не сохранилось.
Альберт сыграл важную роль в распространении по всей Италии и Центральной Европе парижских идей, которые несли на себе отпечаток учения Буридана, но также явно были сформированы собственным пониманием Альбертом английских новшеств. В то же время Альберт был не просто компилятором чужих работ. Он умел строить доказательства несомненной оригинальности по многим вопросам логики и физики.
Работает
[ редактировать ]
- Perutilis Logica Magistri Alberti de Saxonia ( Очень полезная логика ), Венеция, 1522 г. и Хильдесхайм , 1974 г. (репродукция)
- Двадцать пять спорных вопросов по логике Альберта Саксонского. Критическое издание его Quaestiones circa logicam , Майкл Дж. Фицджеральд, Лейден: Брилл, 2002.
- Критическое издание Quaestiones in artem veterem Анхеля Муньоса Гарсиа, Маракайбо, Венесуэла: Университет дель Сулия, 1988 г.
- Вопросы по апостериорной аналитике
- Quaestiones Logicales ( Логические вопросы )
- De Consequenceiis (О последствиях) - отнести
- На диалектические темы - отнести
- Софизмы, неразрешимости и обязательства , Париж, 1489 г. и Хильдесхайм, 1975 г. (репродукция)
- Экспозиция и вопросы в «Физике Аристотеля», приписываемые Альберту Саксонскому, критическое издание Бенуа Патара, Левен, Peeters Publishers, 1999.
- Вопросы subtilismo в книгах Аристотеля о небе и мире, Венеция, 1492 г. Вопросы subtilismo по книгам последней, Венеция 1497 г., Хильдесхайм 1986 г. (репродукция)
- Альберти де Саксония Quæstiones в критическом издании Aristotelis De cælo Бенуа Патара, Левен, Peeters Publishers, 2008 г.
- Де Латудибус , Падуя 1505 г.
- По ширине форм
- От максимума и минимума
- De квадратура круга - Вопрос о квадратуре круга.
- Tractatusпропорционум , Венеция, 1496 г. и Вена, 1971 г.: редактор Хубертус Л. Бусар.
Современные издания и английские переводы
[ редактировать ]- Tractatusпропорционум : Трактатус пропорциональный Альберта Саксонского , Австрийская академия наук, математика-нат. Класс, Меморандумы 116 (2): 44–72. Спрингер, Вена, 1971 г.
- Perutilis logica , латинский текст и испанский перевод А. Муньоса-Гарсиа, Национальный автономный университет Мексики, 1988.
- Quaestiones in Artem Veterem , латинский текст и испанский перевод А. Муньоса-Гарсии, Маракайбо, Университет Сулии, 1988.
- О свойствах терминов (второй трактат Perutilis Logica ), под редакцией К. Канна, Die Eigenschaften der Termini , Brill, Leiden, 1993.
- Quaestiones super libros Physicorum , под редакцией Б. Патара, Expositio et Quaestiones in Aristoteles Physicam, приписываемого Альберту Саксонскому , Лувен, Петерс, 1999 (3 тома).
- Quaestiones circa Logicam: Двадцать пять спорных вопросов по логике, пер. Майкл Дж. Фицджеральд, Средневековые тексты и переводы Далласа 9, Лувен и Париж: Питерс, 2010.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Альберт Саксонский — Биография» . История математики . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Маршалл Кладжетт, Наука механики в средние века , Мэдисон. 1959, с. 522.
- ^ Майкл Макклоски: Теория импульса и интуиция в физике. . В: Вселенная Ньютона . Издательство Spectrum of Science: Гейдельберг, 1990, ISBN 3-89330-750-8 , с. 18.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джоэл Биар (редактор), Маршруты Альберта Саксенского. Париж Вена в 14 веке , Париж, Врин, 1991 год.
- Грант, Эдвард, «Спутник философии в средние века », Грасиа, Дж., Дж., Э. и Нун, ТБ (ред.), «Спутники философии Блэквелла», Молден, Массачусетс: Блэквелл, 2003.
- Муди, Эрнест А. (1970). «Альберт Саксонский». Словарь научной биографии . Том. 1. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 93–95. ISBN 0-684-10114-9 .
- Паснау, Роберт, Кембриджская история средневековой философии , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2010.
- Тийссен, Йоханнес ММХ (2007). «Альберт Саксонский». Новый словарь научной биографии . Том. 1. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 34–36. ISBN 978-0-684-31320-7 .
- JMMH Тийссен, Переоценка школы Буридана. Джон Буридан и Альберт Саксонский , Виварий 42, 2004 г., стр. 18–42.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биар, Жоэль. «Альберт Саксонский» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Альберт Саксонский (философ)» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- Фридрих Вильгельм Бауц (1975). «Альберт Саксонский (на самом деле: Альберт фон Рикмерсдорф; также: Альберт фон Хельмштедт; Альберт Саксонский)». В Бауце, Фридрих Вильгельм (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 1. Хамм: Бауц. столбцы. 83-84. ISBN 3-88309-013-1 .
- Универсальный словарь Зедлера, том. 1, с. 542
- Рохус фон Лилиенкрон (1875), « Альберт, епископ Хальберштадтский », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 1, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 182–183.
- 1316 рождений
- 1390 смертей
- Люди из Хельмштедта (район)
- Немецкие философы XIV века
- Католические философы
- Римско-католические принцы-епископы Хальберштадта
- Немецкие римско-католические епископы XIV века
- Схоластические философы
- Латинские комментаторы Аристотеля
- Немецкие математики XIV века.
- Средневековые немецкие математики
- Писатели XIV века на латыни
- Академический состав Венского университета
- Академический состав Парижского университета
- Ректоры Парижского университета
- Выпускники Карлова университета
- Ученые католического духовенства
- немецкие логики
- Немецкие писатели-мужчины
- Немецкие писатели XIV века.
- Средневековые физики