Джон Дамблтон
Джон Дамблтон ( лат. Ioannes De Dumbleton ; ок. 1310 — ок. 1349) был членом деревенской общины Дамблтон в Глостершире , юго-западном графстве Англии. Несмотря на малоизвестность, он считается выдающимся английским философом четырнадцатого века за его вклад в логику , натурфилософию и физику . Шедевром Дамблтона является его «Summa Logicae et Philosophiae Naturalis» («Краткое содержание логики и естественной философии»), вероятно, написанный незадолго до его смерти.
Жизнь
[ редактировать ]Сообщается, что Джон Дамблтон стал научным сотрудником Мертон- колледжа в Оксфорде ( ок. 1338–139) и учился у таких людей, как Уильям Хейтсбери , Томас Брэдуордин и Ричард Суайнсхед . Этих четырех средневековых схоластов объединяли общие интересы: их учебные интересы находились в одной и той же области, но метод обучения, который привел этих ребят в одну и ту же сферу обучения, носил более эзотерический характер, чем современные университетские методы. Они интересовались математикой и логическим анализом для целей натуральной философии, теологии и априорного типа математической физики (не путать с современной, эмпирической , экспериментальной физикой ). Таким образом, физические постулаты и гипотезы, сделанные Дамблтоном и его современниками из Оксфорда, в основном были сделаны без применения каких-либо физических экспериментов. Дамблтон, наряду с тремя другими философами Мертона, получил прозвище «Вычислители» за свою приверженность математике и логическим диспутам при решении философских и теологических проблем. [1] [2] После того, как Дамблтон был назначен научным сотрудником Королевского колледжа в Оксфорде (1340 г.) и вернулся в Мертон-колледж (1344–1345 гг.), он изучал теологию в Париже (ок. 1345–1347 гг.), Прежде чем вернуться, чтобы закончить. его учеба в Мертон-колледже (1347–1348). [3] : 253 Тот факт, что ни одна из сохранившихся Дамблтона копий «Summa Logicae et Philosophiae Naturalis» не является полной (и не отредактированной), заставляет задуматься, не лишила ли его смерть ( около 1349 г.) возможность ее завершения.
Философский вклад
[ редактировать ]Хотя в Оксфорде в четырнадцатом веке существовало значительное почитание платонизма , возрождение аристотелизма господствовало в высших учебных заведениях Парижа. Дамблтон, недолгое время учившийся в Париже, не был застрахован от этого заклятия. Фактически, его сборник Summa Logica et Philosophiae Naturalis содержит обзор многих принципов, найденных в физике Аристотеля . Сумма . разбита на десять различных разделов Девятый раздел незавершен во всех дошедших до нас рукописях. Десятый раздел, который, по мнению Дамблтона, должен был рассматривать « универсалии и значения», не имеет никаких свидетельств того, что над ним когда-либо работали. [3] : 254 Дамблтона Хотя это так, другие разделы «Суммы» наполнены средневековыми философскими жемчужинами. В первом разделе можно найти пару подчеркнутых тем: «уверенность и психология логики». [3] : 253 Он включает в себя средневековое исследование эпистемологических проблем; например, достоверность знания. В остальных разделах чувствуется сильная аристотелевская оценка, поскольку большая часть работы посвящена комментариям к первым восьми главам « Физики» Аристотеля и его трактатам «О порождении и разрушении» и «О душе» . В этих разделах « Суммы» можно найти обсуждения и комментарии по таким темам, как: изменение, изменение (т. е. мера движения), свойства естественных тел и их формы (части II и III); вопросы, касающиеся классификации (например, «принадлежит ли свет какому-либо элементу»); [3] : 253 движения и изменения тел/форм (части IV – VI); и в заключительных разделах исследование интеллекта и душевных дел (части VII – IX). [3] : 253–4 Трудно понять, почему у «Суммы» Дамблтона не было значительного числа последователей, но, возможно, это произошло потому, что она так и не была завершена или недостаточно широко распространялась.
Научный вклад
[ редактировать ]Четверо Мертоновских «калькуляторов» не только хорошо разбирались в актуальных вопросах философии четырнадцатого века; они фактически инициировали новые революционные научные постулаты. Джон Дамблтон не был исключением. Поскольку он соглашался со многими позициями Уильяма Оккама (1288–1348), особенно с идеей, которую обычно называют бритвой Оккама и которая утверждает, что самые упрощенные объяснения идеальны, он, возможно, научился кратко формулировать свою научную теорию. догадки.
Из множества научных теорий Дамблтона здесь особенно стоит упомянуть одну. Сделав предположение, что тела конечны, Дамблтон смог предположить, что сжатие или расширение, как в случае сгущения или разрежения , не уничтожает какие-либо части тела; скорее, всегда существует « счетное число частей». [4] Хотя идея молекул в то время не была теоретизирована, предположения Дамблтона помогли укротить представление о том, что тела состоят из бесконечно делимых частей.
Дамблтон был одним из первых, кто выразил функциональные связи в графической форме. Он дал доказательство теоремы о средней скорости, утверждающей, что «широта равномерно деформированного движения соответствует градусу средней точки», и использовал этот метод для изучения количественного уменьшения интенсивности освещения, заявив, что оно не линейно пропорционально расстояние, но не смог раскрыть закон обратных квадратов , который был отложен почти на 250 лет до его открытия Иоганном Кеплером в 1604 году. [5]
Критика
[ редактировать ]Трудно определить, какую методологию использовали оксфордские «калькуляторы», когда они строили предположения и постулировали теоремы путем абстракции (т. е. без эмпирического исследования). Эта критика адресована не непосредственно гипотезам Дамблтона, а в более широком смысле направлена на методологию всей группы физиков-мертоновцев. Одно из предположений состоит в том, что они, возможно, пытались создать математическую картину аристотелевского мировоззрения. Если бы это было правдой, это показало бы, почему эмпирическое исследование не было их методом работы . Другими словами, работы Оксфордских калькуляторов демонстрируют уважение к количественным рассуждениям; в отличие от апостериорных оценок. Независимо от того, предпочли ли они эмпирическое исследование по богословским причинам или просто потому, что дебют научного метода еще не был готов к раскрытию, Джона Дамблтона и его современников следует считать образцовыми пионерами в области математики, физики и логического дискурса.
Сочинения
[ редактировать ]- Summa Logica et Philosophiae Naturalis (ок. 1349; сохранилось не менее двадцати рукописей)
- Краткое изложение шести выводов
- Экспозиция четвертой главы De Proportionibus Брэдуордина (1332; Экспозиция четвертой главы De Proportionibus Брэдуордина )
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роберт Паснау (ред.) и Кристина Ван Дайк (2-е изд.). Кембриджская история средневековой философии (Том II). (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2010), стр.904.
- ^ Маурер, Арманд А. (CSB). История философии: средневековая философия (5-е изд.). (США: Random House, февраль 1968 г.), стр. 256–60.
- ^ Jump up to: а б с д и Хакетт, Иеремия (ред.). Средневековые философы (Литературно-биографический словарь, том 115). (США/Великобритания: Gale Research International Limited, 1992 г.)
- ^ Томас Глик, Стивен Дж. Ливси и Фейт Уоллис (ред.). Средневековая наука, технологии и медицина: энциклопедия. (Великобритания: Рутледж, 2005) с. 518
- ^ Джон Фрили, До Галилея: рождение современной науки в средневековой Европе (2012)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Норман Кретсманн, Энтони Кенни и Ян Пинборг (ред.). Кембриджская история позднесредневековой философии: от повторного открытия Аристотеля до распада схоластики (1100–1600). (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1982).
- Хорхе Дж. Э. Грасиа и Тимоти Б. Нун (ред.). Спутник философии в средние века . (Малден, Массачусетс: Blackwell Publishing, 2003).
- Джеймс Вейшейпль, «Место Джона Дамблтона в школе Мертона», Isis , 50, 1959, стр. 439–454.