Колледж Сорбонны
Колледж Сорбонны ( фр . Collège de Sorbonne ) — теологический колледж , Парижского университета основанный в 1253 году (подтвержден в 1257 году) Робером де Сорбонном (1201–1274), в честь которого и был назван. [1]
Сорбонна была упразднена указом от 5 апреля 1792 года после Французской революции вместе с другими парижскими колледжами. Он был восстановлен в 1808 году, а затем окончательно закрыт в 1882 году.
В последнее время название «Сорбонна» стало относиться к группе факультетов гуманитарных наук Парижского университета, в отличие от профессиональных факультетов права и медицины. [2] «Сорбонна» также используется для обозначения главного здания Парижского университета в 5-м округе Парижа , в котором расположены несколько факультетов, созданных после разделения университета на тринадцать автономных университетов в 1970 году. [2]
Обзор [ править ]
Робер де Сорбон был сыном крестьян из деревни Сорбон в Арденнах , ставшим магистром богословия, каноником собора Парижской Богоматери , духовником и капелланом короля Людовика IX (Святого Людовика). В то время, когда он основал свой колледж, Парижский университет существовал уже полвека и в нем уже обучались тысячи студентов. Получение высшей степени богослова могло занять до двадцати лет и, следовательно, требовало значительной финансовой поддержки. Студенты, принадлежавшие к религиозным орденам францисканцев и доминиканцев или из крупных монастырей Клюни или Сито, получали жилье и питание от своих религиозных орденов, а независимые студенты - нет. Сорбон основал свой колледж, чтобы обеспечить жильем и питанием более бедных студентов-теологов, не имевших такой поддержки. [2]
Сорбон приобрел несколько домов на улице Куп-Гёль (ныне улица Сорбонна) и превратил их в жилье для студентов. Колледж был основан в 1253 году. Людовик IX подтвердил основание в 1257 году. [3] Первоначально в колледже обучалось около двадцати студентов, называемых социумами . По мере роста колледжа Сорбон предоставил к 1292 году библиотеку, содержащую более тысячи томов, самую большую в университете, и часовню. [2]
Сорбонна стала самым выдающимся богословским учреждением во Франции, и ее докторам часто приходилось высказывать мнения по важным церковным и теологическим вопросам. В 1470 году в Сорбонне появилась одна из первых печатных машин во Франции. [2] Особую активность он проявлял в борьбе с ересью и распространением протестантских учений. Среди его студентов был кардинал Ришелье , который учился там с 1606 по 1607 год. Ришелье стал провизором или администратором колледжа 29 августа 1622 года. Между 1635 и 1642 годами Ришелье отремонтировал Сорбонну; он объединил Сорбонну с двумя меньшими колледжами и построил комплекс новых зданий, в том числе купольную часовню, вокруг большого двора. Ришелье оставил Сорбонне большую часть своего состояния и библиотеку и был похоронен в часовне. От построек эпохи Ришелье осталась только часовня. [4]
Сорбонна была закрыта для студентов в 1791 году во время Французской революции . На короткое время при Робеспьере часовня стала Храмом Разума. Наполеон превратил здания колледжа в студии для художников. В 1822 году он стал домом для факультетов литературы, естественных наук и теологии Парижского университета. В 1885 году в рамках политики Третьей республики по отделению церкви от государства богословский факультет был официально закрыт. Старые здания Сорбонны, за исключением часовни, были снесены, а новое здание Сорбонны, спроектированное Анри Полем Нено , открылось в 1889 году, к столетию Французской революции. В нем располагался большой амфитеатр, залы для приемов и конференц-залы, кабинеты ректора Парижского университета, а также факультеты искусств и наук. Часовня больше не использовалась для религиозных служб, а только для официальных церемоний и выставок. [2]
В 1971 году в результате майских демонстраций 1968 года Парижский университет был расколот на тринадцать независимых факультетов. Здание Новой Сорбонны стало домом для Парижских университетов I, II, III, IV, V, Национальной школы чартов и Практической школы высоких исследований .
Фонд [ править ]
Робер де Сорбон , уроженец Ле Ретелуа , был выдающимся профессором и знаменитым проповедником, жившим с 1201 по 1274 год. Сорбон обнаружил дефект в примитивной организации Парижского университета. Два основных нищенствующих ордена — доминиканцы и францисканцы — имели в Париже колледжи , где читали лекции, которые дневные студенты могли посещать бесплатно. [5]
Робер де Сорбон решил, что университет должен также обеспечивать бесплатное обучение, чтобы он мог конкурировать с религиозными орденами. Кроме того, он считал, что общество профессоров должно следовать обычаям общежития , за исключением обетов. Его важная работа стала возможной благодаря высокому уважению, которым пользовался де Сорбон в Париже, а также его интеллектуальному блеску, большой щедрости и помощи его друзей. Основание датируется 1257 или началом 1258 года. Гийом де Сен-Амур , Жерар д'Абвиль , Генрих Гентский , Гийом де Грез , Одо Дуэ , Кретьен де Бове , Жерар де Реймс , Николя де Бар были одними из самых прославленных ученые были связаны либо с первыми кафедрами Сорбонны, либо с первой ассоциацией, составившей ее. Эти ученые уже были прикреплены к штату университета. [5]
Организация [ править ]
Структура общества по замыслу Де Сорбона была простой: администратор ( provisor ), партнеры ( socii ) и гости ( hospites ). Провизор был главой; ничего нельзя было сделать, не посоветовавшись с ним; он назначил членов, выбранных обществом, и утвердил составленный им устав; он должен был предусмотреть все. [5]
Члены общества составляли основу общества. Чтобы быть допущенным к нему, кандидат должен был прочитать курс философии . Было два типа сотрудников: стипендиаты и пенсионеры . Последний платил сорок (парижских) фунтов в год; первые обеспечивались домом. Пособие могло быть предоставлено только лицам , не имеющим дохода в сорок (парижских) фунтов. Был primus inter pares , настоятель , который руководил всеми внутренними делами дома. [5]
Право на получение звания имели как врачи , так и бакалавры , но из-за большого количества последних быстро распространился обычай выбирать только бакалавров. Остальные лица были кандидатами на вступление в общество, а не членами его. С материальной и интеллектуальной точки зрения они пользовались теми же привилегиями, что и члены: питание, жилье, книги, духовные и учебные занятия, но не имели права голоса. Когда они выполнили условие преподавания философии, они были приняты в члены. Курс обучения длился десять лет, в течение которых продолжалась их стипендия; но если по истечении десяти лет они не доказали своих способностей ни как учителей, ни как проповедников, им пришлось отказаться от своей стипендии. [5]
История [ править ]
Общие лекции были открыты для публики, привлекая студентов, не принадлежащих ни к одному из подразделений общества. Докторам и бакалаврам было разрешено разместить других нуждающихся студентов. Помимо классного обучения, существовала обязанность проповедовать и работать в приходах. В рамках подготовки к этой роли члены должны были произносить проповеди или дискуссии (collationes) перед сообществом в определенные дни. Подчеркивалась и духовная сторона их обязанностей. Конференции, обычно проводимые настоятелем, по этой важной части христианской и священнической жизни, проводились специально для стажеров. [5]
В течение двадцати лет способности администратора или провизора соответствовали предусмотрительной преданности основателя. Этот отрезок времени показал эффективность административных мер, принятых Де Сорбоном. Он записал правила в тридцати восьми статьях. Это правило было направлено на поддержание общественной жизни, от тишины в трапезной до простоты дозволенной одежды. Поскольку обстоятельства позволили, около 1271 года к Сорбону добавился литературный колледж: это был Коллеж Кальви или «маленькая Сорбонна». [5]
Конституция, которую Робер де Сорбон дал своему колледжу, действовала веками. Если Клод Эмере (1574–1650, библиотекарь Сорбонны) увидел в проекте концепцию мощного интеллекта, «Hoc primus in lycaeo Parisiensi vidit Robertus», то его реализация стала образцовым колледжем для других. Выражение « Pauvres maîtres et étudiants en theologie», по-видимому, подчеркивает две основные характеристики общества: равенство в бедности, равенство, настолько совершенное между учителями и учениками, что оно обозначало их общим именем; бедность учеников, поскольку большинство из них были стипендиатами ; бедность мастеров, так как, довольствуясь строго необходимым, они отказывались от всякого другого профессионального вознаграждения. Это равенство всегда соблюдалось со скрупулезной тщательностью; Сорбон повторял как аксиому Omnes nos sumus socii et aequales и называл колледж pauperem nostram Sorbonem . [5]
С самого начала колледж пользовался благосклонностью Святого Престола. Папа Александр IV (1259 г.) призвал французских епископов поддержать его, Урбан IV (1262 г.) рекомендовал его к доброй воле всего христианского мира, а Климент IV (1268 г.) дал ему папское одобрение. Богатые благотворители предоставили ему щедрые пожертвования. Сохранялся высокий уровень учености, а строгость actus Sorbonnicus , или экзамена на получение ученой степени, включая защиту «диссертации Робертины», стала пословицей. Профессорский корпус пользовался большим уважением. Со всех концов Европы к нему присылали для решения богословские и политические вопросы. [5]
В 1470 году Сорбонна познакомила Францию с искусством книгопечатания, пригласив в Париж троих : соратников Гутенберга Геринга , Фрибургера и Кранца . Среди его главных покровителей и благотворителей был кардинал Ришелье , который какое-то время занимал пост провизора и который в 1635 году заложил краеугольный камень здания, которое должно было быть построено на его средства для использования колледжем. Он был похоронен в церкви Сорбонны , где до сих пор сохранилась его могила. [5]
Доктора колледжа были преданными защитниками католической веры от набегов протестантизма и Просвещения . Поскольку другие преподаватели богословия в университете стали членами Сорбонны, к началу шестнадцатого века ее штат практически идентичен профессорско-преподавательскому составу университета. [5] Де Сорбон создал библиотеку. Он быстро расширялся благодаря многочисленным подаркам.
С другой стороны, профессора поддержали галликанство и обязали своих членов подписаться под «четырьмя статьями». Такое отношение, естественно, ослабило престиж Сорбонны как богословской школы. Студентам-духовникам приходилось получать образование в семинариях. Сама Сорбонна была упразднена указом от 5 апреля 1792 года, после Французской революции . [5]
Наполеон восстановил его в 1808 году как богословский факультет вновь организованного университета. Однако он не восстановил своего прежнего положения и влияния, хотя и продолжал существовать до 1882 года, когда был окончательно подавлен. В 1884 году было начато строительство нынешнего здания, которое было завершено в 1889 году. В начале 20 века оно было занято различными факультетами литературы и науки , которые образовали Школу высоких этюдов . [5]
Известные выпускники [ править ]
Список выпускников в этой статье Википедии проверки может не соответствовать политике . ( октябрь 2021 г. ) |
- Антуан Арно
- Ардуэн де Бомон де Перефикс , епископ Родеза
- Папа Климент VI
- Жан-Батист Дюбо , историк и критик, бессменный секретарь Французской академии
- Филипп де Гамаш , теолог, первая кафедра богословия Сорбонны.
- Жером-Клод Гандольф , делегат Национального Учредительного собрания
- Шарль Гобине , религиозный писатель и педагог, один из первых директоров Коллеж дю Плесси.
- Жан Гобине , теолог, один из первых ректоров колледжа Плесси.
- Джозеф Хук
- Жак Леско , епископ Шартрский, директор Коллеж де Денвиль
- Габриэль де Наиль , великий амьенский бард.
- Луи-Антуан де Ноай , архиепископ Парижский
- Жан-Жак Олье , основатель Общества Сен-Сюльпис.
- Николь Орем , старый мастер Коллежа Наварры
- Арман Жан дю Плесси де Ришелье , кардинал де Ришелье и главный министр Людовика XIII
- Эдмонд Ричер
- Пьер Сигорнь , Верховный викарий Маконской епархии, корреспондент Института
- Пьер-Франсуа Тинтуэн
- Мадам Вэй Тао-Мин (Чэнь Юй-Сю)
- Томас Ирландский , автор популярного флорилегиума Manipulus florum . [6]
- Мойзес Бахамон , создатель фильма «ЛИЗА: КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»
- Дезидерий Эразм Роттердамский
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Де Риддер-Симоенс, Хильда. [1] История университетов в Европе: Том 1, Университеты в средние века . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2003: 80. ISBN 0-521-54113-1
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Исторический словарь Парижа . Карманная книга. 2013.
- ^ «Фонд Сорбонны в средние века - Робер де Сорбон»
- ^ Сарман, Тьерри, История Парижа (2012), Издания Жан-Поля Жиссеро, Париж. ( ISBN 978-2-755-8033-03 )
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Сорбонна ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Крис Л. Найман, «Общие места проповеди среди общих мест проповеди? Тема Predicatio Томаса Ирландии в Manipulus florum », Medieval Sermon Studies 49 (2005), 37–57.
Внешние ссылки [ править ]
48 ° 50'54 "N 2 ° 20'36" E / 48,8484 ° N 2,3433 ° E
- Колледжи Парижского университета
- 1253 заведения в Европе
- Заведения 1250-х годов во Франции
- Закрытие 1792 года во Франции
- 1808 заведений во Франции
- Закрытие 1882 года во Франции
- Людовик IX Франции
- Учебные заведения, основанные в 13 веке
- Учебные заведения, упраздненные в 1790-х годах.
- Учебные заведения, основанные в 1808 году.
- Учебные заведения упразднены в 1882 г.
- Семинарии и духовные колледжи во Франции