Питер Абеляр
Питер Абеляр | |
---|---|
![]() Абеляр и Элоиза | |
Рожденный | в. 1079 |
Умер | 21 апреля 1142 г. Аббатство Сен-Марсель недалеко от Шалон-сюр-Сон , Франция. | ( 1142-04-21 )
Заметная работа | Да и Нет |
Эра | Средневековая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Схоластика перипатетический Концептуализм |
Основные интересы | Метафизика , логика , философия языка , теология |
Известные идеи | Концептуализм , неопределенность , моральное влияние, теория искупления [1] [2] |
Пьер Абеляр ( / ˈ æ b ə ɑːr l d / ; французский: Pierre Abélard ; латинский : Petrus Abaelardus или Abailardus ; ок. 1079 — 21 апреля 1142) — средневековый французский философ -схоласт , ведущий логик , теолог, поэт, композитор и музыкант. . [3]
В философии он известен своим логическим решением проблемы универсалий посредством номинализма и концептуализма, а также своим новаторским подходом к этике. [4] Его часто называют « Декартом двенадцатого века», он считается предшественником Руссо , Канта и Спинозы . [5] Его иногда называют главным предшественником современного эмпиризма . [6]
В истории и популярной культуре он наиболее известен своим страстным и трагическим романом, а также интенсивным философским обменом со своей блестящей ученицей и будущей женой Элоизой д'Аржантей . Он был защитником женщин и их образования. После того, как Элоизу отправили в монастырь в Бретани, чтобы защитить ее от жестокого дяди, который не хотел, чтобы она преследовала эту запретную любовь, он был кастрирован мужчинами, посланными дядей. Все еще считая себя его супругой, хотя после этого события оба удалились в монастыри, Элоиза публично защищала его, когда его учение было осуждено Папой Иннокентием II , а Абеляр считался еретиком. Среди этих мнений Абеляр исповедовал невиновность женщины, совершающей грех из любви. [7]
В католическом богословии он наиболее известен своей разработкой концепции неопределенности и введением теории морального влияния искупления . Он считается (наряду с Августином Гиппопотамским ) наиболее значительным предшественником современного саморефлексивного автобиографа. он проложил путь и задал тон для более поздних эпистолярных романов Своим публично распространяемым письмом «История моих бедствий» и публичной перепиской и рассказов о знаменитостях.
В области права Абеляр подчеркивал, что, поскольку субъективное намерение определяет моральную ценность человеческого действия, юридические последствия действия связаны с лицом, которое его совершает, а не просто с самим действием. С помощью этой доктрины Абеляр создал в средние века идею индивидуального субъекта, центральную для современного права. В конечном итоге это дало Школе Нотр-Дам де Пари (позже Парижский университет ) признание ее опыта в области права (а позже привело к созданию юридического факультета Парижа ).
Ранняя жизнь [ править ]

Абеляр, которого первоначально звали «Пьер ле Палле», родился ок. 1079 в Ле Паллете , [8] примерно в 10 милях (16 км) к востоку от Нанта , в герцогстве Бретань , старший сын мелкой дворянской французской семьи. Будучи мальчиком, он быстро учился. Его отец, рыцарь по имени Беренджер, поощрял Абеляра изучать гуманитарные науки , в которых он преуспел в искусстве диалектики (раздел философии). Вместо того чтобы заняться военной карьерой, как это сделал его отец, Абеляр стал академиком.
Во время своих первых академических занятий Абеляр странствовал по Франции, дискутируя и обучаясь, так что (по его собственным словам) «стал таким, как перипатетики » . [9] Сначала он учился в Луары , где номиналист Росцеллин Компьеньский районе , обвиненный Ансельмом в ереси . его учителем в этот период был [10]
Карьера [ править ]
Около 1100 года путешествие Абеляра привело его в Париж. Примерно в это же время он изменил свою фамилию на Абеляр, иногда записываемую Абайлард или Абелярдус. Этимологическим корнем слова Абеляр может быть среднефранцузское abilite («способность»), еврейское имя Абель/Хабал (дыхание/тщеславие/фигура в Книге Бытия), английское яблоко или латинское ballare («танцевать»). Это имя в шутку упоминается как относящееся к салу, например, к чрезмерному («жирному») обучению, во вторичном анекдоте, в котором упоминаются Аделард Батский и Питер Абеляр (и в котором их путают с одним человеком). [11]
В великой соборной школе Нотр-Дам де Пари (до постройки там нынешнего собора) он учился у парижского архидьякона и магистра Нотр-Дама Вильяма Шампо , впоследствии епископа Шалона, ученика Ансельма Лаона (не путать со святым Ансельмом ), ведущим сторонником философского реализма . [10] Ретроспективно Абеляр изображает Вильгельма, перешедшего от одобрения к враждебности, когда Абеляр вскоре оказался способен победить своего хозяина в споре. Это привело к длительной дуэли, закончившейся в конечном итоге крушением теории реализма, на смену которой пришла теория концептуализма / номинализма Абеляра . Хотя мысль Абеляра была ближе к мысли Вильгельма, чем можно предположить из этого отчета, [12] Вильям считал Абеляра слишком высокомерным . [13] Именно в это время Абеляр спровоцировал ссоры как с Вильгельмом, так и с Росцеллином. [8]
Несмотря на противодействие столичного учителя, Абеляр основал собственную школу сначала в Мелене , излюбленной королевской резиденции, затем, около 1102–04, для более прямой конкуренции переехал в Корбей , ближе к Парижу. [9] Его преподавание было особенно успешным, но стресс утомил его телосложение, что привело к нервному срыву и поездке домой в Бретань на несколько лет выздоровления.
По возвращении, после 1108 года, он обнаружил, что Вильгельм читает лекции в монастыре Сен-Виктор, недалеко от острова Сите , и там они снова стали соперниками, а Абеляр бросил вызов Вильгельму по поводу его теории универсалий. Абеляр снова одержал победу, и Абеляр почти смог добиться должности мастера в Нотр-Даме. Однако на короткое время Вильгельму удавалось помешать Абеляру читать лекции в Париже. Соответственно, Абеляр был вынужден возобновить свою школу в Мелене, которую он затем смог переместить из ок. 1110–12 , в сам Париж, на высоты горы Сент-Женевьев , с видом на Нотр-Дам. [14]
Благодаря своим успехам в диалектике он затем обратился к теологии и в 1113 году переехал в Лаон, чтобы посещать лекции Ансельма по библейской экзегезе и христианскому учению. [8] Не впечатленный учением Ансельма, Абеляр начал читать собственные лекции по книге Иезекииля. Ансельм запретил ему продолжать это учение. Абеляр вернулся в Париж, где примерно в 1115 году стал магистром соборной школы Нотр-Дам и каноником Санса (собор архиепархии, к которой принадлежал Париж). [9]
Работает [ править ]
Философия [ править ]
![]() |
Часть серии о |
Католическая философия |
---|
![]() ![]() ![]() |
Абеляр считается одним из основателей светского университета и доренессансной светской философской мысли. [15]
Абеляр выступал за концептуализм в теории универсалий . (Универсальное — это качество или свойство, которым должен обладать каждый отдельный член класса вещей, если одно и то же слово применимо ко всем вещам этого класса. Например, голубизна — это универсальное свойство, которым обладают все синие объекты.) По словам исследователя Абеляра Дэвида Ласкомба , «Абелар логически разработал независимую философию языка ... [в которой] он подчеркнул, что язык сам по себе не способен продемонстрировать истинность вещей (res), которые лежат в области физики». [16]
В своих произведениях под влиянием своей жены Элоизы он подчеркивал, что субъективное намерение определяет моральную ценность человеческого действия. Вместе с Элоизой он является первым значительным философом Средневековья, выступающим за интенционалистскую этику.
Он помог установить философский авторитет Аристотеля , который прочно утвердился через полвека после его смерти. Именно в это время впервые стал доступен «Органон» Аристотеля , а постепенно и все другие сохранившиеся произведения Аристотеля. До этого произведения Платона составляли основу поддержки философского реализма .
Теология [ править ]
Абеляр считается одним из величайших католических философов двенадцатого века, утверждая, что Бога и Вселенную можно и нужно познавать как через логику, так и через эмоции. Его следует рассматривать не как еретика, поскольку после его смерти Церковь сняла с него обвинения в ереси, а, скорее, как передового философа, который довел богословие и философию до предела. Его описывают как «самого острого мыслителя и смелого богослова XII века». [10] и как величайший логик средневековья. «Его гений был очевиден во всем, что он делал»; как первый, кто использовал слово «теология» в его современном понимании, он отстаивал «разум в вопросах веры» и «казал своим современникам нечто большее, чем жизнь: его сообразительность, острый язык, прекрасная память и безграничное высокомерие делали его непобедимым в дебаты» — «сила его личности ярко впечатляла всех, с кем он вступал в контакт». [17]
Что касается некрещеных , умирающих в младенчестве , Абеляр — в «Комментариях к Эпистоламу Паули ад Романос » — подчеркивал благость Божью и интерпретировал «самое мягкое наказание» Августина как боль потери из-за лишения блаженного видения ( carentia Visionis Dei ), без надежды на его получение, но без каких-либо дополнительных наказаний. Его мысль способствовала формированию теории «Лимбо младенцев» в XII–XIII веках. [18]
Психология [ править ]
Абеляр занимался концепцией намерения и внутренней жизни, разработав элементарную теорию познания в своем «Трактабе о интеллекте» . [19] а позже разработал концепцию, согласно которой люди «разговаривают с Богом своими мыслями». [20] Он был одним из разработчиков защиты от безумия , написав в Scito te ipsum : «От этого [греха] маленькие дети и, конечно, безумные люди не затронуты… отсутствие разума… ничто не считается грехом». для них». [21] Он возглавил идею о том, что психическое заболевание является естественным состоянием, и «развенчал идею о том, что безумие вызывает дьявол» - точка зрения, которую, как утверждает Томас Ф. Грэм, Абеляр был неспособен отделить себя от объективных аргументов, чтобы рассуждать более тонко «из-за своих собственных психическое здоровье». [22]
Закон [ править ]
Абеляр подчеркивал, что субъективное намерение определяет моральную ценность человеческого действия и, следовательно, юридические последствия действия связаны с лицом, которое его совершает, а не только с самим действием. С помощью этой доктрины Абеляр создал в средние века идею индивидуального субъекта, центральную для современного права. Это дало Школе Нотр-Дам де Пари (позже Парижский университет) признание ее опыта в области права еще до того, как появился юридический факультет и школа даже была признана университетской , и хотя Абеляр был логиком. и богослов.
Поэзия и музыка [ править ]
Абеляр также долгое время был известен как выдающийся поэт и композитор. Он сочинил для Элоизы несколько знаменитых песен о любви, которые сейчас утеряны и не вошли в анонимный репертуар. (Осталось одно известное романтическое стихотворение / возможный текст: «Тупая звезда».) [23] Элоиза похвалила эти песни в письме: «Великое очарование и сладость языка и музыки, а также мягкая привлекательность мелодии покорили даже неграмотных». [24] Его музыкальное образование было основано на изучении в детстве традиционного квадривиума, который в то время изучали почти все начинающие средневековые ученые.
Абеляр составил сборник гимнов для религиозной общины, к которой присоединилась Элоиза. Этот сборник гимнов, написанный после 1130 года, отличался от современных ему гимнов, например, сборника Бернара Клервоского , тем, что Абеляр использовал совершенно новый и однородный материал. Песни были сгруппированы по размерам, а это означало, что можно было использовать сравнительно мало мелодий. Из этого гимна сохранилась только одна мелодия: O Quanta Qualia . [24]
Абеляр также написал шесть библейских планктусов ( плачов ):
- Плач Дины, дочери Иакова; вкл.: Рождение потомка Авраама Израиля (Плач 1).
- Плач Иакова о своих сыновьях; вкл.: Несчастные дети, несчастно рожденные от своего отца (Плач 2)
- Плач дев Израилевых о дочери Иеффая Галадите; вкл.: Для танцев безбрачия (Плач III)
- Оплакивание Израиля о Самсоне; Inc.: Очень многое ушло (Плач 4)
- Давид оплакивал Авенира, сына Нерона, которого убил Иоав; вкл.: Авенир с верой (Плач 5)
- Давид оплакивал Саула и Ионафана; вкл.: Утешение скорбей (Плач 6).
В сохранившихся рукописях эти фрагменты записаны диастематическими невами , которые не поддаются надежной транскрипции. Только Planctus VI был зафиксирован в квадратных обозначениях. Планктус как жанр повлиял на последующее развитие лая , песенной формы, процветавшей в Северной Европе в 13 и 14 веках.
Сохранившиеся мелодии хвалили как «гибкие, выразительные мелодии, [которые] демонстрируют элегантность и техническую ловкость, очень похожие на качества, которыми долгое время восхищались в поэзии Абеляра». [25]
с Роман Элоизой

Элоиза д'Аржантей жила в окрестностях Нотр-Дама под опекой своего дяди, светского каноника Фульбера. Она славилась как самая образованная и умная женщина Парижа. [26] известна своим знанием классических букв , включая не только латынь , но также греческий и иврит .
Когда Элоиза встретила Абеляра, он был окружен толпой — предположительно тысячами студентов — привлеченных со всех стран славой его учения. Обогащенный предложениями своих учеников и вызывавший всеобщее восхищение, он стал думать о себе как о единственном непобежденном философе в мире. Но перемена в его судьбе была близка. В своей преданности науке он утверждал, что прожил очень прямую и узкую жизнь, оживленную только философскими дебатами: теперь, на пике своей славы, он столкнулся с романтикой.
Решив преследовать Элоизу, Абеляр искал место в доме Фульбера, и к 1115 или 1116 году у него завязался роман. В автобиографии Абеляра он описывает эти отношения как соблазнение. В своем обучении он использовал такие примеры фраз, как «Петр любит свою девушку»; и он написал популярные стихи и песни о своей любви, которые распространились по всей стране. Письма Элоизы изображают отношения равных, воспламененные взаимным притяжением. Как только Фульбер узнал об этом, он разлучил их, но они продолжали тайно встречаться. Элоиза забеременела, и Абеляр отправил ее на попечение своей семьи в Бретань, где она родила сына, которого назвала Астролябия в честь научного инструмента . [8] [9]
Брак [ править ]
Чтобы умилостивить Фульбера, Абеляр предложил жениться. Элоиза изначально выступала против брака, но, чтобы успокоить ее опасения по поводу карьерных перспектив Абеляра как женатого философа, пара тайно поженилась. (В это время церковное безбрачие становилось стандартом на более высоких уровнях церковных орденов.)Чтобы избежать подозрений в причастности к Абеляру, Элоиза продолжала оставаться в доме своего дяди. Когда Фульбер публично объявил о браке, Элоиза категорически отрицала это, вызвав гнев и оскорбления Фульбера. Абеляр отправил ее в монастырь в Аржантёе , где она выросла, в попытке защитить ее от дяди. Элоиза оделась монахиней и разделила жизнь монахинь, хотя и не была посвящена в сан.
Кастрация [ править ]

Фульбер, разгневанный тем, что Элоизу забрали из его дома, и, возможно, полагая, что Абеляр избавился от нее в Аржантёе, чтобы избавиться от нее, организовал группу мужчин, которые однажды ночью ворвались в комнату Абеляра и кастрировали его. В качестве возмездия за это нападение линчевателя члены банды были наказаны, а Фульбер, презираемый публикой, временно отстранился от своих канонических обязанностей (он больше не появляется в парижских картуляриях в течение нескольких лет).
Уход в монастырь [ править ]
Стыдясь своих травм, Абеляр навсегда ушел в отставку с поста каноника Нотр-Дама, и любая карьера священника или амбиции на более высокий пост в церкви были разрушены потерей его мужественности. Он эффективно скрывался как монах в монастыре Сен-Дени под Парижем, избегая вопросов напуганной публики. Росцеллин и Фульк из Деуля высмеивали и унижали Абеляра за кастрацию. [27] [28]
Поступив в монастырь Сен-Дени, Абеляр настоял на том, чтобы Элоиза приняла постриг в монахини (в то время у нее было мало других вариантов). [29] Элоиза протестовала против своего разлуки с Абеляром, отправляя многочисленные письма, в которых возобновлялась их дружба и требовала ответов на богословские вопросы, касающиеся ее нового призвания. [30]
Абеляра и Элоизы , сын Астролябия
Вскоре после рождения ребенка Астролябия, Элоиза и Абеляр были заперты в монастыре. Таким образом, их сына воспитывала сестра Абеляра, Дионисия, в доме детства Абеляра в Ле-Палле. Его имя происходит от астролябии , персидского астрономического инструмента, который, как говорят, элегантно моделирует Вселенную. [31] и который был популяризирован во Франции Аделардом Батским . Он упоминается в стихотворении Абеляра своему сыну «Кармен Астралабия» и защитником Абеляра, Петром Достопочтенным из Клюни , который писал Элоизе: «Я с радостью сделаю все возможное, чтобы получить пребенд в одной из великих церквей для вашей Астролябии. , который и наш ради тебя».
Имя «Петрус Астралабий» записано в Нантском соборе в 1150 году, и то же имя снова появляется позже в цистерцианском аббатстве в Отериве на территории нынешней Швейцарии. Учитывая чрезвычайную эксцентричность имени, почти наверняка эти ссылки относятся к одному и тому же человеку. В некрологии Параклета записано, что Астролябия умерла 29 или 30 октября неизвестного года и появилась как «Petrus Astralabius magistri nostri Petri filius» (сын нашего учителя Петра). [32]
Замкнутая жизнь [ править ]
Аббатство Сен-Дени [ править ]
Когда ему было чуть за сорок, Абеляр пытался похоронить себя как монах аббатства Сен-Дени, скрывая свои горести. [33] Не найдя передышки в монастыре и постепенно снова обратившись к учебе, он поддался настоятельным мольбам и вновь открыл свою школу в неизвестном монастыре, принадлежавшем монастырю. Его лекции, теперь построенные в религиозном духе и содержащие лекции по теологии, а также его предыдущие лекции по логике, снова были услышаны толпами студентов, и его прежнее влияние, казалось, вернулось. Взяв за основу свои исследования Библии и, по его мнению, противоречивые сочинения руководителей церкви, он написал Sic et Non ( «Да и Нет» ). [8]
Суд над ересью [ править ]
Едва он опубликовал свои богословские лекции « Theologia Summi Boni» , как его противники подхватили его рационалистическую интерпретацию тринитарного догмата . Два ученика Ансельма Лаона , Альберих Реймсский и Лотульф Ломбардский, возбудили судебное разбирательство против Абеляра, обвинив его в савеллианстве на провинциальном синоде, состоявшемся в Суассоне в 1121 году . С помощью незаконных процедур они добились официального осуждения его учения, а Абеляра заставили самого сжечь экземпляр « Теологии» . Затем его приговорили к вечному заключению в монастыре, отличном от его собственного, но, похоже, заранее было решено, что этот приговор будет отменен почти немедленно, поскольку после нескольких дней в монастыре Сен-Медар в Суассоне Абеляр вернулся. в Сен-Дени. [12]
События, приведшие к смене монастыря [ править ]
Жизнь в собственном монастыре оказалась не более приятной, чем прежде. Частично в этом виноват сам Абеляр. По крайней мере, с девятого века легенды о Дионисии Ареопагите и Денисе Парижском часто смешивались, во многом из-за Хильдуина , аббата Сен-Дени, стремившегося прославить достоинство аббатства. [34] Монашеская община Сен-Дени гордилась этой предполагаемой связью. Абеляр насмешливо указал на возможность того, что основателем аббатства мог быть другой Дионисий, которого Евсевий упоминает как Дионисий Коринфский . Это настолько разозлило монахов, что в конце концов Абеляру разрешили уйти.
Ораторское искусство Параклета [ править ]
![]() | Эта статья содержит подробный перефраз внешнего источника «EB1911» . ( февраль 2023 г. ) |
Первоначально Абеляр поселился в Сен-Аюле Провенском, где его другом был настоятель. Затем, после смерти аббата Адама в марте 1122 года, Абеляр смог получить разрешение от нового аббата Сугерия жить «в каком уединенном месте он пожелает». В пустынном месте близ Ножан-сюр-Сен в Шампани он построил хижину из жнивья и тростника, создал простую молельню, посвященную Троице, и стал отшельником . Когда о его отступлении стало известно, студенты хлынули из Парижа и покрыли пустыню вокруг него своими палатками и хижинами. Он снова начал преподавать там. Ораторий был перестроен из дерева и камня и переименован в Ораторий Параклета . [35]
События, приведшие к смене монастыря [ править ]
Абеляр оставался в Параклете около пяти лет. Его сочетание преподавания светских искусств с профессией монаха подверглось резкой критике со стороны других религиозных деятелей, и Абеляр вообще подумывал о бегстве за пределы христианского мира. [36] Поэтому Абеляр решил уйти и найти другое убежище, приняв где-то между 1126 и 1128 годами приглашение возглавить аббатство Сен-Жильда-де-Рюи на далеком берегу Нижней Бретани. [35]

Аббатство Сен-Жильда Рюи - - де
Этот регион был негостеприимным, владения были добычей преступников, а сам дом был диким и беспорядочным. [35] И здесь его отношения с обществом ухудшились. [36]
Лекции [ править ]

Отсутствие успеха в церкви Святого Гильдаса заставило Абеляра снова принять решение заняться публичным преподаванием (хотя официально он оставался еще несколько лет аббатом церкви Святого Гильдаса). Не совсем точно известно, что он тогда сделал, но, учитывая, что Джон Солсберийский слушал лекцию Абеляра по диалектике в 1136 году, предполагается, что он вернулся в Париж и возобновил преподавание на горе Сент-Женевьев . В его лекциях преобладала логика, по крайней мере, до 1136 года, когда он подготовил дальнейшие наброски своей «Богословия» , в которых он анализировал источники веры в Троицу и восхвалял языческих философов классической древности за их добродетели и за открытия, сделанные с помощью использования Причина многих фундаментальных аспектов христианского откровения. [36]
Поздние сочинения [ править ]
В 1128 году аббат Сугер заявил, что монастырь в Аржантёе, где была настоятельницей Элоиза, принадлежал его аббатству Сен-Дени. В 1129 году он получил владение и не позаботился о монахинях. Когда Абеляр узнал об этом, он передал Параклет и его земли Элоизе и ее оставшимся монахиням, сделав ее аббатисой. [37] Он дал новой общине правило и обоснование монашеского образа жизни; при этом он подчеркивал ценность изучения литературы. Он также предоставил сборники сочиненных им гимнов, а в начале 1130-х годов он и Элоиза составили коллекцию своих собственных любовных писем и религиозной переписки. [36] содержащий, среди других примечательных произведений, самое известное письмо Абеляра, содержащее его автобиографию, Historia Calamitatum ( «История моих бедствий »). Это побудило Элоизу написать свое первое письмо; [38] за первым последовали два других письма, в которых она, наконец, приняла ту часть отставки, которую Абеляр рекомендовал ей, теперь как брату сестры. Где-то до 1140 года Абеляр опубликовал свой шедевр «Этика или Scito te ipsum» («Познай самого себя»), в котором он анализирует идею греха и того, что человека будут судить не за действия, а за намерения. [8] В этот период он также написал Dialogus inter Philosophum, Judaeum et Christianum (Диалог между философом, евреем и христианином), а также Expositio in Epistolam ad Romanos , комментарий к посланию Святого Павла к римлянам, где он расширяет смысл жизни Христа. [8]
Клервоским Конфликты Бернаром с
Неясно, прекратил ли Абеляр преподавать после 1136 года или же он продолжал читать все лекции по логике, за исключением лекций, вплоть до 1141 года. Каковы бы ни были точные сроки, этот процесс был инициирован Вильгельмом Сен-Тьерри , который обнаружил то, что, по его мнению, быть ересями в некоторых учениях Абеляра. Весной 1140 года он написал епископу Шартра и Бернару Клервоскому , осуждая их. Другой, менее выдающийся богослов, Томас Мориньи , также составил в то же время список предполагаемых ересей Абеляра, возможно, по наущению Бернара. Жалоба Бернара главным образом заключалась в том, что Абеляр применил логику там, где она неприменима, а это нелогично. [39]
Под давлением Бернара Абеляр призвал Бернара либо отказаться от своих обвинений, либо высказать их публично на важном церковном соборе в Сане, запланированном на 2 июня 1141 года. При этом Абеляр поставил себя в положение потерпевшей стороны и заставил Бернара защитить себя от обвинения в клевете. Бернар, однако, избежал этой ловушки: накануне собора он созвал частное собрание собравшихся епископов и убедил их осудить одно за другим каждое из еретических предложений, которые он приписывал Абеляру. Когда на следующий день Абеляр появился на совете, ему представили список осужденных предложений, вменяемых ему. [40]
Не имея возможности ответить на эти предложения, Абеляр покинул собрание, обратился к Папе и отправился в Рим, надеясь, что Папа окажет ему большую поддержку. Однако эта надежда оказалась необоснованной. 16 июля 1141 года папа Иннокентий II издал буллу, отлучающую Абеляра и его последователей от церкви и налагающую на него вечное молчание, а во втором документе он приказал заключить Абеляра в монастырь и сжечь его книги. Однако от этого приговора Абеляра спас Петр Достопочтенный, аббат Клюни . Абеляр остановился здесь по пути в Рим еще до того, как папское осуждение достигло Франции. Петр уговорил уже старого Абеляра отказаться от путешествия и остаться в монастыре. Петру удалось добиться примирения с Бернаром, добиться отмены приговора об отлучении от церкви и убедить Иннокентия, что достаточно, если Абеляр останется под эгидой Клюни.
Проблемы со здоровьем [ править ]
Абеляр пережил по крайней мере два нервных срыва, первый из которых около 1104–1105 гг., Причиной которого считается стресс, вызванный слишком длительным обучением. По его словам: «Однако вскоре после этого мое здоровье пошатнулось из-за чрезмерного напряжения учебы, и мне пришлось вернуться домой в Бретань. Несколько лет я был вдали от Франции, по которому очень скучал...» [41] Его второй задокументированный крах произошел в 1141 году на Сенском соборе, где его обвинили в ереси и он не смог ничего ответить. По словам Жоффруа Осерского: его «память стала очень запутанной, его разум потемнел, а внутреннее чувство покинуло его». [42] [43]
Средневековое понимание психического здоровья предшествует развитию современной психиатрической диагностики. Никакого диагноза, кроме «плохого здоровья», Абеляру тогда не поставили. Его склонность к самовозвышению, грандиозности , [44] паранойя [45] и стыд [46] наводят на мысль о возможном скрытом нарциссизме [47] (несмотря на его большие таланты и известность), или – как недавно предположили – в связи с его нервными срывами, переутомлением, болтливостью и агрессивностью – проблемы психического здоровья, связанные с настроением. [48] например, мания, связанная с биполярным расстройством . [49] [50] [51] [52]
В то время некоторые из этих характеристик пренебрежительно приписывались его бретонскому происхождению. [53] его трудная «неукротимая» личность [54] и переутомление. [55]
Смерть [ править ]
Абеляр провел свои последние месяцы в монастыре Сен-Марсель, недалеко от Шалон-сюр-Сон , прежде чем умер 21 апреля 1142 года. [40] Говорят, что перед смертью он произнес последние слова «Я не знаю». [56] Он умер от лихорадки, страдая от кожного заболевания, возможно, чесотки или цинги . [57] Элоиза и Петр Клюнийский договорились с Папой после смерти Абеляра очистить его имя от обвинений в ереси.

Абеляр сначала был похоронен в Сен-Марселе, но вскоре его останки были тайно перенесены в Параклет и переданы на любящую опеку Элоизы, которая со временем сама пришла покоиться рядом с ними в 1163 году.
Кости пары впоследствии не раз перемещали, но они сохранились даже в превратностях Французской революции и теперь предположительно лежат в знаменитой гробнице на кладбище Пер-Лашез в восточной части Парижа. [58] Считается, что перенесение их останков туда в 1817 году во многом способствовало популярности этого кладбища, находившегося в то время еще далеко за пределами застроенной территории Парижа. По традиции влюбленные или одинокие люди оставляют в склепе письма в знак уважения к паре или в надежде найти настоящую любовь.
Это второе захоронение остается спорным. Ораторское искусство Параклета утверждает, что там похоронены Абеляр и Элоиза, а то, что существует в Пер-Лашез, является просто памятником или кенотафом . По данным Пер-Лашез, останки обоих влюбленных были перенесены из Оратория в начале XIX века и перезахоронены в знаменитом склепе на их территории. [59] Другие полагают, что хотя Абеляр похоронен в гробнице Пер-Лашез, останки Элоизы находятся в другом месте.
на более богословие позднее Влияние
Писатель и исследователь Абеляра Джордж Мур называл Абеляра «первым протестантом » до Мартина Лютера . [60] Хотя Абеляр конфликтовал с Церковью до такой степени, что обвинения в ереси (позже снятые) были сняты, он никогда не отрицал своей католической веры.
Папы Комментарии XVI Бенедикта
Во время своей общей аудиенции 4 ноября 2009 года Папа Бенедикт XVI рассказал о святом Бернаре Клервоском и Петре Абеляре, чтобы проиллюстрировать различия в монашеском и схоластическом подходах к богословию в XII веке. Папа напомнил, что богословие — это поиск рационального понимания (если это возможно) тайн христианского откровения , в которое верят посредством веры — веры, которая ищет понимания ( fides quaerens intellectum ). Но св. Бернар, представитель монашеского богословия, делал упор на «вере», тогда как Абеляр, схоластик, делал упор на «разуме». [61]
Для Бернара Клервоского вера основана на свидетельстве Священного Писания и на учении отцов Церкви . Таким образом, Бернару было трудно согласиться с Абеляром и, в более общем смысле, с теми, кто подвергал истины веры критическому исследованию разума — исследованию, которое, по его мнению, представляло серьезную опасность: интеллектуализм , релятивизация истины и сомнение в самих истинах веры. Богословие для Бернара могло питаться только созерцательной молитвой , аффективным союзом сердца и разума с Богом, с единственной целью: способствовать живому, сокровенному переживанию Бога; помощь в том, чтобы любить Бога все больше и больше. [61]
По мнению Папы Бенедикта XVI, чрезмерное использование философии сделало хрупким учение Абеляра о Троице и, следовательно, его идею Бога. В области морали его учение было расплывчатым, поскольку он настаивал на том, чтобы рассматривать намерение субъекта как единственное основание для описания добра или зла моральных поступков, тем самым игнорируя объективный смысл и моральную ценность поступков, что приводило к опасный субъективизм . Но Папа признал великие достижения Абеляра, внесшего решающий вклад в развитие схоластического богословия, которое со временем выразилось более зрелым и плодотворным образом в следующем столетии. И некоторые идеи Абеляра не следует недооценивать, например, его утверждение о том, что нехристианские религиозные традиции уже содержат некоторую форму подготовки к встрече Христа. [61]
Папа Бенедикт XVI пришел к выводу, что «теология сердца» Бернара и «теология разума» Абеляра отражают важность здоровой богословской дискуссии и смиренного послушания авторитету Церкви, особенно когда обсуждаемые вопросы не были определены учительством . И Сенбернар, и Абеляр всегда без колебаний признавали авторитет Магистериума. Абеляр проявил смирение , признав свои ошибки, а Бернар проявил большую доброжелательность . Папа подчеркнул, что в области богословия должен существовать баланс между божественными принципами (какие принципы даны через Откровение и которые всегда сохраняют свою первостепенную важность) и принципами интерпретации, предлагаемыми философией (то есть разумом), которые имеют важное значение. функция, но только как инструмент. Когда баланс нарушается, богословские размышления рискуют быть испорченными ошибками; тогда дело Магистериума – оказать необходимое служение истине, за которое оно несет ответственность. [61]
Список работ [ править ]
Хронологическая библиография [ править ]
- Logica ингридибус («Логика для продвинутых») завершена до 1121 года.
- Питер Абайяр Глоссе в Порфирии («Глоссы Петра Абайлара на порфире»), ок. 1120
- Dialectica , до 1125 года (1115–1116 согласно Джону Маренбону, Философия Питера Абеляра , Cambridge University Press, 1997). [62]
- Логика в ответ на просьбу наших товарищей , гр. 1124–1125 гг.
- Tractatus de intellectibus («Трактат о понимании»), написанный до 1128 года. [63]
- Sic et Non («Да и Нет») (Список цитат христианских авторитетов по философским и теологическим вопросам) [64]
- Теология «высшего блага», [65] Христианское богословие [66] и «Ученый» по теологии . [65] Его основной труд по систематическому богословию, написанный между 1120 и 1140 годами и появившийся в нескольких версиях под разными названиями (показаны в хронологическом порядке).
- Диалог философа, еврея и христианина , (Диалог философа с евреем и христианином) 1136–1139. [67]
- Ethica или Scito Te Ipsum («Этика» или «Познай себя»), до 1140 года. [68]
Современные издания и переводы [ править ]
- Абеляр, Питер (1995). Питер Абеляр: Этические сочинения . Перевод Спейда, П.В. Индианаполис: Хакетт.
- «Logica Ingredientibus, комментарий к «Исагоге» Порфирия». Пять текстов по средневековой проблеме универсалий: Порфирий, Боэций, Абеляр, Дунс Скот, Оккам . Перевод Спейда, П.В. Индианаполис: Хакетт. 1994.
- Абеляр, Питер; Элоиза; Элоиза; Ломбардо, Стэнли (2007). Абеляр и Элоиза: Письма и другие сочинения . Перевод Левитана, Уильяма (введение и примечания под ред. Уильяма Левитана). Хакетт Паб. ISBN 978-0-87220-875-9 .
- Радиче, Бетти (1974). Письма Абеляра и Элоизы . Лондон: Книги Пингвинов . ISBN 978-0-14-044297-7 .
- Абеляр, Пьер и Элоиза. (2009) Письма Элоизы и Абеляра. Перевод Мэри МакГлафлин и Бонни Уиллер.
- PlanctusПлач Consolatoria , Исповедание веры , М. Саннелли, редактор La Finestra, Lavis 2013, ISBN 978-8895925-47-9
- Carmen Ad Astralabium, в: Ruys JF (2014) Carmen ad Astralabium — английский перевод. Раскаявшийся Абеляр. Новое средневековье. Пэлгрейв Макмиллан, Нью-Йорк. https://doi.org/10.1057/9781137051875_5
- Сборник писем Петра Абеляра и Элоизы. (2017) Отредактировано и переведено Питером Ласкомбом. Оксфордские средневековые тексты
- Абеляр, Питер (2020). Английский, LJ; Вейре, Кристин Ванде (ред.). Проповеди Петри Абаэларди . Тюрнхаут: Бреполи. ISBN 978-2-503-57701-2 .
ссылки Культурные
В литературе [ править ]
- Жан-Жака Руссо « Роман Жюли, или новая Элоиза» относится к истории Элоизы и Абеляра.
- Марка Твена Комедийный рассказ «Невинные за границей» (1869) рассказывает сатирическую версию истории Абеляра и Элоизы.
- Историко-философский отчет Этьена Жильсона об их жизни «Элоиза и Абеляр» был опубликован во Франции в 1938 году и переведен на английский язык для издания 1960 года издательством Мичиганского университета под названием «Элоиза и Абеляр».
- Лорен Грофф Рассказ « Л. Дебард и Алиетта » из ее сборника « Нежные съедобные птицы » воссоздает историю Элоизы и Абеляра, действие которой происходит в Нью-Йорке 1918 года.
- Роман Джорджа Мура 1921 года «Элоиза и Абеляр» описывает все их отношения, от первой встречи до окончательного расставания.
- В романе Чарльза Уильямса 1931 года «Место льва» есть персонаж Дамарис, которая сосредотачивает свои исследования на Питере Абеляре.
- Хелен Уодделл Роман «Питер Абеляр» изображает роман между ними.
- Мэрион Мид В романе «Кража небес» изображен роман, по которому был снят фильм.
- В серии средневековых загадок Шарана Ньюман о Кэтрин ЛеВендер Элоиза, Абеляр и Астролябия фигурируют в качестве случайных персонажей, наставников и друзей главного героя, бывшего новичка в Параклете.
- Роман Глории Скуржински 1999 года « Голос паука» представляет собой вымышленный рассказ о романе Абеляра и Элоизы с точки зрения его немой помощницы.
- Роман Шерри Джонс 2014 года «Острый крючок любви» представляет собой вымышленный рассказ об Абеляре и Элоизе.
- Роман Мэнди Хагер « » 2017 года Элоиза рассказывает историю Элоизы от детства до смерти с частыми ссылками на их сочинения.
- В книге Рика Риордана « 2017 года Темное пророчество» есть пара грифонов по имени Элоиза и Абеляр.
- Луизы Ринсер Роман «Любовь Абеляра » (немецкий) изображает историю любви Элоизы и Абеляра с точки зрения их сына Астролябии.
- Доди Смит В романе «Я захватываю замок» рассказывается о собаке и кошке по имени Элоиза и Абеляр.
- Абеляр и Элоиза упоминаются в Робертсона Дэвиса романе «Мятежные ангелы» .
- Генри Адамс посвящает главу жизни Абеляра в Мон-Сен-Мишель и Шартре .
- Роман Джеймса Кэрролла 2017 года «Монастырь» пересказывает историю Абеляра и Элоизы, переплетая ее с дружбой католического священника и французской еврейки в двадцатом веке после Холокоста.
- Роман Мелвина Брэгга « 2019 года Безконечная любовь» переплетает легендарный средневековый роман Элоизы и Абеляра с борьбой современного историка за примирение со своей дочерью.
В искусстве [ править ]
- Элоиза и Абейяр , медь, масло, Жан-Батист Гойе , 1830 г.
- Абеляр и Элоиза, удивленные мастером Фульбером , масло, художник-романтик Жан Виньо , 1819 год.
- Абеляр, преподающий , фреска в Сорбонне работы Франсуа Фламенга
- Памятник Абеляру и Элоизе в Ле-Палле работы Сильвианы и Билала Хасан-Куржо
- Абеляр и Элоиза , картина Сальвадора Дали
- Расставание Абеляра и Элоизы , картина Анжелики Кауфман, около 1780 года.
В музыке [ править ]
- «Элоиза и Абеляр», песня, написанная SCA бардом Эфенвелтом Уистлом (он же Скотт Воган)
- «Абелард и Элоиза» — альбом саундтреков британской группы Third Ear Band 1970 года .
- Текст песни «Абелард и Элоиза», вошедший в Seventh Angel альбом The Dust of Years , основан на знаменитой переписке пары.
- Песня «Heloise» Фрэнка Блэка из альбома Devil’s Workshop отсылает к этой истории.
- Песня Скритти Политти «Мир, который вы понимаете (Is Over + Over + Over)» относится к этой истории и погребению двух влюбленных на кладбище Пер-Лашез.
- Вступление к песне Коула Портера «Just One of This Things» включает в себя: «Как Абеляр сказал Элоизе: не забудь написать мне, пожалуйста».
- Песня «World Without» группы A Fine Frenzy (Элисон Судол) отсылает к ним: «И Элоиза, отдавшая все свое сердце Питу, теперь вечно спит рядом с ним».
- В песне Ричарда Шинделла «Нора» есть слова: «Спасибо за пьесу, которую вы написали об Элоизе и ее травме, нанесенной всемогущей памятью, и я мог бы догадаться, что вы нажмете розу на страницах, где Абеляр признается». его любовь и его боль»
В поэзии [ править ]
- Франсуа Вийон упоминает Элоизу и Абеляра в своем самом известном стихотворении « Баллада о дамах дю времен жади ».
- Их история упоминается в стихотворении «Порог монастыря» английской поэтессы викторианской эпохи Кристины Россетти .
- Их история упоминается в « Элоизе Абеляру » английского поэта Александра Поупа .
- Роберта Лоуэлла Стихотворение «Элоиза и Абеляр» из его поэтического сборника «История» (1973) изображает влюбленных после разлуки.
На сцене и экране [ править ]
- Рональда Миллара Пьеса «Абелард и Элоиза» была поставлена на Бродвее в 1971 году в Театре Брукса Аткинсона с Дайаной Ригг и Китом Мичеллом в главных ролях , сценарий опубликован Samuel French, Inc, Лондон, 1970.
- В фильме «Кража небес» (1988) рассказывается их история, в нем снимались Дерек де Линт , Ким Томсон и Денхолм Эллиотт .
- В 58-м эпизоде сериала «Клан Сопрано» (« Сентиментальное воспитание ») Кармела Сопрано находит копию «Письма Абеляра и Элоизы» , используя ванную мистера Веглера. Книга намекает как на невозможность романтического романа Кармелы и мистера Веглера, так и, возможно, и по иронии судьбы, на обреченную платоническую любовь между Кармелой и ее дочерью Медоу: в течение многих лет у матери и дочери была традиция пить чай под портрет Элоизы в отеле Плаза.
- Энн Карсон 2005 года В сборник « Decreation» включен сценарий об Абеляре и Элоизе.
- Генри Миллер использует «Предисловие к Historia Calamitatum» Абеляра в качестве девиза « Тропика Козерога» (1938).
- Говарда Брентона пьесы «В крайнем случае: история Абеляра и Элоизы» Премьера состоялась в шекспировском «Глобусе» в 2006 году. [69]
- В фильме «Быть Джоном Малковичем » персонаж Джона Кьюсака разыгрывает на углу улицы кукольный спектакль «Абелард и Элоиза», в результате которого разгневанный отец избивает его из-за сексуального намека.
- Михаила Шенефельта « Спектакль Элоиза » , 2019 г.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Уивер, Дж. Денни (2001), Ненасильственное искупление , Wm. Издательство Б. Эрдманс
- ^ Бейлби, Джеймс К.; Эдди, Пол Р. (2009), Природа искупления: четыре точки зрения , InterVarsity Press
- ^ Питер Кинг, Эндрю Арлиг (2018). «Питер Абеляр» . Стэнфордская энциклопедия философии . Центр изучения языка и информации (CSLI), Стэнфордский университет. Архивировано из оригинала 14 мая 2008 года . Проверено 10 октября 2019 г. В этом источнике имеется подробное описание его философской деятельности.
- ^ Маренбон, Джон (1997). Философия Питера Абеляра . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-66399-1 .
- ^ Менасс, Роберт (22 марта 2018 г.). «Просвещение как гармоничная стратегия» . Версополис . Архивировано из оригинала 1 апреля 2018 года . Проверено 31 марта 2018 г.
- ^ Ганс, Эрик. Абеляр и Элоиза. http://anthropoetics.ucla.edu/views/vw13/ Архивировано 2 декабря 2021 г. в Wayback Machine.
- ^ Э. Гилсон, Мораль чистой любви, в книге «Абелард и Элоиза», изд. Э. Буйе, Переписка, с. 30–31, Фолио Галлимар, Париж.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Хойберг, Дейл Х., изд. (2010). «Абелард, Питер» . энциклопедия Британская Том. В: A-Ac Bayes (15-е изд.). Чикаго: Британская энциклопедия Inc. стр. 100-1 25–26 . ISBN 978-1-59339-837-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Абеляр, Питер. История Каламитатум . Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 года . Проверено 7 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Биографический словарь Чемберса , ISBN 0-550-18022-2 , с. 3; Маренбон 2004 , с. 14.
- ^ Мьюс, Констант Дж. (1988). «В поисках имени и его значения: анекдот двенадцатого века о Тьерри и Питере Абеляре». Традицио . 44 : 171–200. дои : 10.1017/S0362152900007054 . S2CID 151432795 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маренбон 2004 , с. 15
- ^ Эдвард Клетус Селлнер (2008). В поисках монаха внутри: великие монашеские ценности на сегодняшний день . Паулист Пресс. стр. 238–. ISBN 978-1-58768-048-9 .
- ^ Крум, Питер Джордж; Шотвелл, Джеймс Томсон (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 40. . В
- ^ Компайр, Габриэль. Абеляр и ранняя история университетов. https://www.google.com/books/edition/Abelard_and_the_Origin_and_Early_History
- ^ Ласкомб, Дэвид. Пьер Абеляр: французский логик и поэт. https://www.britanica.com/biography/Peter-Abelard/ Архивировано 26 января 2021 года в Wayback Machine.
- ^ Король, Питер; Арлиг, Эндрю (3 августа 2004 г.). «Питер Абеляр» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Международная теологическая комиссия, Ватикан. «Надежда на спасение младенцев, умерших некрещеными» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2008 года . Проверено 7 декабря 2008 г.
- ^ Маренбон, Джон. Философия Питера Абеляра, 1999 г.
- ^ Крамер, Сьюзен Р. (2000). « Мы говорим с Богом своими мыслями»: Абеляр и последствия частного общения с Богом». История Церкви . 69 (1): 18–40. дои : 10.2307/3170578 . JSTOR 3170578 . S2CID 163046747 . ПроКвест 217517814 .
- ^ Тернер, Венди Джо. Безумие в средневековом законе и обычаях. 2010.
- ^ Томас Ф. Грэм, Средневековые умы: психическое здоровье в средние века, 2019.
- ^ «Тупая звезда», перевод Стэнли Ломбардо, в Левитане, Уильяме, Абеляре и Элоизе.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вайнрих, Лоренц (2001). «Питер Абеляр». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ Оливер, Майкл (1995). «Рецензия: компакт-диск с музыкой Абеляра» . Граммофон . Архивировано из оригинала 9 декабря 2007 года . Проверено 7 декабря 2008 г.
- ^ «Письмо Петра Достопочтенного (1144 г.)» . Эпистолы . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ Рассел, Бертран. История западной философии . Саймон и Шустер, 1945, с. 436.
- ^ «Справочники по истории Интернета: Справочник по средневековью» . sourcebooks.fordham.edu . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ «Британская библиотека» . www.bl.uk. Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ Уилер, Бонни и Мэри Маклафлин. Письма Элоизы и Абеляра. Пэлгрейв. 2009.
- ^ Уильямс, Гарольд. Вселенная в ваших руках: преподавание астрономии с помощью астролябии. 1994. http://adsabs.harvard.edu/full/1996ASPC...89..292W Архивировано 14 февраля 2021 года в Wayback Machine.
- ^ Некрология Параклета, Энид МакЛеод , Элоиза , Лондон: Chatto & Windus, 2-е изд., 1971, стр. 253, 283–84.
- ^ Кевин Гилфой, Джеффри Э. Брауэр (2004). Кембриджский компаньон Абеляра . Абеляр и монашеская реформа: Издательство Кембриджского университета. п. 25. ISBN 978-0-521-77596-0 . Архивировано из оригинала 19 февраля 2023 года . Проверено 18 ноября 2020 г. .
- ^ А. Гамильтон Томпсон, рецензия на Самнера Макнайта Кросби , Аббатство Сен-Дени, 475–1122 . Том. I, в The English Historical Review 58, № 231 (июль 1943: 357–359), стр. 358.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Крум, Питер Джордж; Шотвелл, Джеймс Томсон (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 41. . В
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дэвид Эдвард Ласкомб. «Питер Абеляр» . Британская энциклопедия, Inc. Архивировано из оригинала 2 мая 2015 года.
- ^ Кинг, Питер (1992). «Питер Абеляр» (PDF) . Словарь литературной биографии . Том. 115. с. 13. Архивировано (PDF) из оригинала 9 января 2006 года . Проверено 21 июля 2006 г.
- ^ Уилер, Бонни (2000). Слушая Элоизу: голос женщины двенадцатого века . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 150–151. ISBN 978-0-312-21354-1 . Архивировано из оригинала 19 февраля 2023 года . Проверено 18 ноября 2020 г. .
- ^ Джон Р. Зоммерфельдт (2004). Бернар Клервоский о жизни духа . Паулист Пресс. п. 134. ИСБН 978-0-8091-4203-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маренбон 2004 , с. 17
- ^ Левитан, Уильям. Абеляр и Элоиза: Письма и другие сочинения . 2007. с. 3
- ^ Джеффри Осерский. Местонахождение: Кланши, Монтана. Средневековая жизнь, 1999.
- ^ Джеффри Осерский. Qtd: Бердж, Джеймс. Элоиза и Абеляр: Новая биография , 2003.
- ^ История бедствий
- ^ Мэдиган, Кевин. Средневековое христианство: Новая история , 2015, с. 165
- ^ Филлипс, Мэтью. «Позор Питера Абеляра | Historia et Memoria» . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ Пироги, Рональд (2011). «Как избавиться от нарциссизма за одну ночь» . Инновации в клинической неврологии . 8 (2): 23–27. ПМК 3071092 . ПМИД 21468294 .
- ^ Грэм, Томас Ф. Средневековые умы: психическое здоровье в средние века, Тейлор и Фрэнсис, 2019
- ^ «Канье Уэст — это современный Питер Абеляр (за исключением всей этой истории с Элоизой)» . Переходим в средневековье . 26 мая 2017 года . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ Крюгер, Закари. Кармина Бурана Карла Орфа. https://openprairie.sdstate.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1035&contex.t=jur [ постоянная мертвая ссылка ] , с. 90
- ^ Флавер, Кристофер. Конструирование женской идентичности в католической традиции . Лексингтон Букс, 2020.
- ^ «Знакомство с Элоизой» . Мэнди Хагер . 5 апреля 2017 года . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ «Абелард». Национальное хранилище, том 7, 1880 г.
- ^ Кланчи, Майкл Т. Абеляр: Средневековая жизнь, Блэквелл, 1999
- ^ История бедствий
- ^ Дэвис, Норман (1996). Европа: История . Издательство Оксфордского университета. п. 687 . ISBN 978-0-19-820171-7 . Проверено 7 декабря 2008 г.
- ^ Дональдсон, Норман и Бетти (1980). Как они умерли? . Гринвичский дом. ISBN 978-0-517-40302-0 .
- ^ Бердж 2006 , с. 276.
- ^ Бердж 2006 , стр. 276–277.
- ^ «Элоиза и Абеляр: чем больше пересказывают историю, тем глубже становится их могила в Париже» . Ирландские Таймс . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Сенбернар и Пьер Абеляр» . Национальный католический реестр – EWTN News, Inc., 13 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 19 июня 2015 г. Проверено 21 июня 2015 г.
- ^ Латинский текст в LM De Rijk, изд., Petrus Abaelardus: Dialectica , 2-е изд. (Ассен: Ван Горкум, 1970)
- ^ Английский перевод в книге Питера Кинга, Питера Абайлара и проблемы универсалий в двенадцатом веке (Принстон, 1982).
- ↑ Латинский текст напечатан в издательстве Бланш Бойер и Ричарда Маккеона, Питер Абейяр: Sic et Non. Критическое издание ( Издательство Чикагского университета, 1977).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Латинский текст в Элигиусе М. Байтаерте и Константе Мьюсе, ред., Петри Абаэларди, опера теологическая. CCCM13 (Brepols: Turnholt, 1987).
- ^ Латинский текст в Элигиусе М. Буйтаерте, изд., Петри Абаэларди, опера теологическая . CCCM12 (Brepols: Turnholt 1969). Значительные части переведены на английский язык в книге Джеймса Рамзи МакКаллума, «Христианская теология Абеляра» (Оксфорд: Blackwell, 1948).
- ↑ Английские переводы в книгах Пьера Пайера, Питера Абеляра: Диалог философа с евреем и христианином (Торонто: Публикации Папского института средневековых исследований, 1979) и Пола Спейда, Питер Абеляр: Этические сочинения (Индианаполис: HackettPublishing Company). , 1995).
- ^ Английские переводы в Дэвиде Ласкомбе, Этика (Оксфорд: Oxford University Press, 1971) и в Поле Спейде, Питере Абеляре: Этические сочинения (Индианаполис: HackettPublishing Company, 1995).
- ^ «Комедийный пресс-релиз, июль 2006 г.» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 16 декабря 2008 г. Проверено 7 декабря 2008 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бердж, Джеймс (2006). Элоиза и Абеляр: новая биография . ХарперУан. стр. 276–277. ISBN 978-0-06-081613-1 .
- Маренбон, Джон (2004). «Жизнь, среда и интеллектуальный контекст». В Брауэре, Джеффри Э; Гилфой, Кевин (ред.). «Кембриджский компаньон Абеляра» . Издательство Кембриджского университета. стр. 14–17 .
- Письма Абеляра и Элоизы . Перевод Радиче, Бетти. Пингвин. 1947 год.
- Белл, Томас Дж. Питер Абеляр после свадьбы. Духовное руководство Элоизы и ее монахинь посредством литургической песни, Цистерцианские исследования, серия 21 (Каламазу, Мичиган, Цистерцианские публикации. 2007).
- Брауэр, Джеффри; Кевин Гилфой (2004). Кембриджский компаньон Абеляра . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-77247-1 .
- Кланчи, М. (1997). Абеляр: Средневековая жизнь . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-0-631-21444-1 .
- Жильсон, Этьен (1960). Элоиза и Абеляр . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-06038-2 .
- Маренбон, Джон (1997). Философия Питера Абеляра . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-66399-1 .
- Мьюз, Констант (2005). Абеляр и Элоиза . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-515689-8 .
- Сапир Абулафия, Анна (1995). Христиане и евреи в эпоху Возрождения двенадцатого века . Рутледж . ISBN 978-0-415-00012-3 .
Внешние ссылки [ править ]




- Кинг, Питер. «Питер Абеляр» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Гилфой, Кевин. «Питер Абеляр» . Интернет-энциклопедия философии .
- Католическая энциклопедия Нового Адвента: Питер Абеляр
- Еврейская энциклопедия: Питер Абеляр
- Абеляр: логика, семантика, онтология и его теории связки
- Абеляр и Элоиза из «В наше время»
- Любовные письма Абеляра и Элоизы . Пер. Аноним (1901).
- Работы Питера Абеляра в Project Gutenberg
- Работы Питера Абеляра или о нем в Internet Archive
- Работы Питера Абеляра в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1070-е рождения
- 1142 смерти
- Бретонцы XI века
- Бретонцы XII века
- Французские философы XII века
- Французские композиторы XII века.
- Французские поэты XII века.
- Французские католические богословы XII века
- Писатели XII века на латыни
- Люди из Атлантической Луары
- Средневековые французские богословы
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Кастрированные люди
- Средневековые латиноязычные поэты
- французские логики
- Лингвисты из Франции
- Философы языка
- Схоластические философы
- Французские бенедиктинцы
- Бенедиктинские философы
- Христианские специалисты по этике
- Средневековый Париж
- Французские поэты-мужчины
- Французские композиторы-классики
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Средневековые композиторы-мужчины
- Эмпирики
- Лимбо