Аделард Батский
Аделард Батский | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | в. 1080? |
Умер | в. 1142-1152? Бат, Сомерсет |
Заметная работа | «Начала» Евклида (перевод с арабского), «Вопросы природы», «Трактат об астролябии». |
Эра | Средневековая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Схоластика |
Основные интересы | Наука , теология , алгебра , геометрия , алхимия , астрология , астрономия. |
Аделард Батский ( лат . Adelardus Bathensis ; ок. 1080? – ок. 1142–1152?) — английский натурфилософ XII века. Он известен как своими оригинальными произведениями, так и переводами многих важных греческих книг. [1] [2] научные труды по астрологии , астрономии , философии , алхимии и математике на латынь из арабских версий, которые затем были завезены в Западную Европу. Самый старый из сохранившихся латинских переводов « Начал » Евклида — это перевод Аделарда XII века с арабской версии. [3] Он известен как один из первых, кто представил в Европе арабскую систему счисления . Он стоит на сближении трех интеллектуальных школ: традиционного обучения французских школ, греческой культуры Южной Италии и арабской науки Востока. [4]
Предыстория [ править ]
Биография Аделарда местами неполна и оставляет некоторые аспекты открытыми для интерпретации. Следовательно, многое из того, что приписывают Аделарду, является результатом его собственных показаний. [5]
Аделард утверждает, что родом из римско-английского города Бат . Как он жил, до конца не известно. Считается, что, несмотря на свои обширные путешествия, к концу своей жизни он вернулся в Бат, где и умер около 1160 года нашей эры. [6]
Родители философа точно не известны, но в качестве возможного отца ученые отмечают Фастреда, арендатора епископа Уэллса. [7] Имя Аделард имеет англосаксонское происхождение, что делало его человеком низкого статуса в Англии XI века. [8] [9] Считается, что он покинул Англию в конце 11 века и отправился в Тур . [6] вероятно, по совету епископа Джона де Виллулы , который в 1090 году перенес резиденцию своего епископства из Уэллса в Бат. Во время учебы в Туре анонимный «турский мудрец» своим интересом к астрономии вдохновил Аделара на изучение науки. . [10] Позже Аделард какое-то время преподавал в Лане , уехав не позднее 1109 года в путешествие. [11]
Покинув Лаон, Аделард описывает себя как путешествие в Южную Италию и Сицилию не позднее 1116 года. [4] Аделард также сообщает об обширных путешествиях по «землям крестовых походов»: Греции, Западной Азии, Сицилии, возможно, Испании, Тарсу , Антиохии и, возможно, Палестине. [12] Историки полагают, что Аделард выучил арабский язык на Сицилии или в Испании во время своих путешествий. [6] Время, проведенное в этих областях, поможет объяснить его увлечение математикой и его доступ к ученым-арабистам . Его путешествия оспариваются учеными, некоторые из которых предполагают, что он использовал упоминания о «путешествиях» и заявления о разговорах с «арабами» как прикрытие для оригинальных идей. [13]
К 1126 году Аделард вернулся на Запад с намерением распространить полученные им знания об арабской астрономии и геометрии в латинском мире. [4] Это время знаменательного перехода и крестового похода ознаменовало возможность для кого-то получить ценное влияние на эволюцию человеческой истории. Хотя крестовые походы мало что дали для победителя, недискриминационная научная работа Аделарда вдохновила его вернуть в Англию множество древних текстов и новых вопросов, которые позже породили английский Ренессанс. [14] Понятно, что при жизни Аделарда в XI веке ему было трудно добиться своих образовательных целей. Поскольку книгопечатание еще не было введено, а уровень грамотности был очень низким, книги были редкостью в средневековой Европе и обычно принадлежали только королевским дворам или католическим монашеским общинам (Kraye, et al. 1987). Соответственно, Аделард учился у монахов бенедиктинского монастыря в Батском соборе . [14]
Основные работы [ править ]

Среди оригинальных работ Аделарда Батского есть три диалога, написанные в стиле Платона, или переписка с его племянником. Самая ранняя из них — «De Eodem et Diverso» («О одинаковом и различном») . Оно написано в стиле протрептиков , или призыва к изучению философии. [15] Работа построена по образцу Боэция » « Утешения философией , что проявляется в словарном запасе и фразеологии Аделарда. [16] Считается, что оно было написано недалеко от Тура после того, как он уже путешествовал, хотя нет никаких указаний на то, что на момент написания он путешествовал мимо Южной Италии и Сицилии. [4] Работа принимает форму драматического диалога между Филокосмией, которая защищает мирские удовольствия, и Философией, чья защита науки приводит к краткому изложению семи свободных искусств . Всю работу подчеркивает контраст между res Philosophia . (чувствимой реальностью) Philocosmia и verba (мысленными понятиями) [17] Каждый раздел гуманитарных наук делится на две части. Сначала представлено описание аллегорической фигуры, представляющей искусство, в котором указывается важность этого искусства, за которым следует краткое изложение доктрин этого искусства, изложенное аллегорическим персонажем, который представлен как основатель или главный сторонник этого искусства. конкретное искусство. [16]
Вторым из этого трио и, возможно, самым значительным вкладом Аделарда были его «Естественные вопросы» или «Вопросы по естествознанию» . Его можно датировать периодом между 1107 и 1133 годами, поскольку в тексте сам Аделард упоминает, что прошло семь лет с тех пор, как он читал лекции в школах Лана. [4] Он решил представить эту работу как форум для изучения арабского языка, часто ссылаясь на свой опыт в Антиохии. [15] Он излагает семьдесят шесть вопросов в форме платонического диалога о метеорологии и естествознании. Он широко использовался в школах вплоть до XIII века, но преподавание естественных вещей в конечном итоге было вытеснено сочинениями Аристотеля. [12] Текст разбит на три части: «О растениях и животных» , «О человеке и на земле», «Вода, воздух и огонь» . [18] Двумя наиболее специфическими особенностями, связанными с этим текстом, являются (1) предпочтение разума авторитету в вопросах науки и природы (другими словами, поиск решений посредством разума и логики, а не через веру) и (2) использование литературный прием, ссылающийся на арабские учения при изложении очень спорных тем (например, о том, что грубые животные могут обладать знаниями и душой) [19] Аделард не считал, что использование разума для поиска знаний каким-либо образом противоречит христианской вере в Бога. Душа составляет большую часть диалога в этом тексте, поскольку «О человеке» обсуждает телесную душу в человеке, а в последнем разделе подробно рассматривается бестелесная душа элементов и животных. [15] «Вопросы Naturales», похоже, сразу же имели успех, поскольку их копировали по обе стороны Ла-Манша и даже представили в формате «карманной книжки», что позволяет предположить, что их можно было носить с собой. [20]
Заключительный раздел его трилогии — трактат о соколиной охоте под названием De Avibus Tractatus («Трактат о птицах») . [21] Это медицинский текст, в котором рассматриваются болезни с головы до ног. [15] Хотя утверждалось, что этот трактат не получил широкого распространения, исследование более поздних латинских и французских трактатов выявило ряд отрывков из работ Аделара. [22]
Остальные оригинальные работы Аделарда не затрагивали личность его племянника. Он написал трактат об использовании счетов под названием Regulae Abaci . [23] который, вероятно, был написан в самом начале его карьеры, поскольку в нем нет никаких следов арабского влияния. [4] Считается, что этот трактат является доказательством того, что Аделард был связан с таблицей казначейства , которая использовалась для денежных расчетов в средневековый период. [24] Если вы прочтете цитируемый источник, то станет очевидным, что Аделард Батский, вероятно, знал, кто работал в казначействе, и мог встречаться с ними в Лаоне, но что общего среди них, так это то, что они получили образование в Лаоне! Дальнейшие доказательства этого можно найти в Свитке трубок Генриха I , в котором показано, что он получил освобождение от «штрафа за убийство» (штрафа, взимаемого со всех жителей определенной местности за убийство норманна, произошедшее в общедоступное поле в этом районе) [25] взимался с общины Уилтшир в 1130 году, [24] хотя других подтверждений этому факту нет. Ведутся споры о том, действительно ли Аделард, который жил в Бате и которому было предъявлено это обвинение, был тем же самым Аделардом Батским, учитывая, что Аделард - это распространенное имя. Работа, которой Аделард Батский известен в латинском мире, — это его перевод астрономических таблиц аль-Хорезми , первый широко доступный латинский перевод исламских идей об алгебре. [4] В средние века он был известен своим повторным открытием и преподаванием геометрии, заработав свою репутацию, когда сделал первый полный перевод Евклида « Начал » и начал процесс интерпретации текста для западной аудитории. [10]
Влияние [ править ]
Работы Аделарда повлияли на курс натурфилософии, особенно на Роберта Гроссетеста и Роджера Бэкона . [26] Его работа в области натуральной философии помогла заложить основы для большей части прогресса, достигнутого в последующие столетия после Аристотеля . Евклида» Его работа над «Элементами обеспечила обучение наглядным и геометрическим доказательствам. В то время как его оригинальные сочинения демонстрируют искреннюю страсть к семи свободным искусствам (грамматике, риторике, логике, математике, геометрии, музыке и астрономии), его работа в Quaestiones naturales демонстрирует более широкую преданность таким предметам, как физика , естественные науки , и метафизика .
Его влияние очевидно в «О философии мира» Вильгельма Коншского . [27] в работах Гуго Сен-Викторского , в Исаака Стеллы « Письмах к Алчеру о душе» Исаака Стеллы и в Пьера Абеляра «Гексамероне» .
Он познакомил латинский мир с алгеброй, а его комментарии к «Началам» Евклида оказали огромное влияние в 13 веке. [19] Аделард также был ответственным за внедрение арабских цифр, включая символ нуля, в Западную Европу. [6] Аделард продемонстрировал оригинальную научную мысль, ставя под сомнение форму Земли (он считал, что она круглая) и задаваясь вопросом, как она остается неподвижной в космосе. Он разработал классический физический вопрос о том, как далеко упадет камень, если в Земле просверлить дыру и камень упадет через нее (см. центр тяжести ). Позже он дополнил свои математические переводы «De opere astrolapsus», текстом, объясняющим использование астролябии. [6]
Кампанус Новарский, Аделарда вероятно, имел доступ к переводу «Элементов» , и именно издание Кампануса было впервые опубликовано в Венеции в 1482 году после изобретения печатного станка . Он стал главным учебником математических школ Западной Европы до 16 века. [28]
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бернетт, Чарльз. (1998) Аделард Батский: Беседы с племянником.
- Бернетт, Чарльз. (1987) Аделард Батский: английский ученый и арабист двенадцатого века. (Антология)
- Клагетт, Маршалл. (1970). «Аделард Батский». Словарь научной биографии . Том. 1. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера . стр. 61–64. ISBN 0-684-10114-9 .
- Кокрейн, Луиза. (1994) Аделард Батский: первый английский ученый.
- Хакетт, Джеремия. (2002). Аделард Батский, соратник философии в средние века . ред. Хорхе Х. Э. Гарсия, Тимоти Б. Нун. том. 24. Германия: Издательство Блэквелл. стр. 86, 87. ISBN 0-631-21672-3
- Ханнэм, Джеймс. (2009). Божьи философы: как средневековый мир заложил основы современной науки . Лондон: Книги об иконах.
- Хаскинс, Чарльз Х. (1911). Аделард Батский , The English Historical Review, vol. 26, нет. 103, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 491–498. JSTOR 549837
- Хаскинс, Чарльз Х. (1913). Аделард Батский и Генри Плантагенет , The English Historical Review, vol. 28, нет. 111, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Стр. 515, 516.
- Хаскинс, Чарльз. (1924) Исследования по истории средневековой науки.
- Торндайк, Линн. (1923) История магии и экспериментальной науки.
- Уэбб, Саймон. (2019) Жизнь и времена Аделарда Батского: человек эпохи Возрождения двенадцатого века.
- Уизерби, Эми. «Аделард Батский». Издательство Great Neck, 2007. Интернет. 20 марта 2012 г.
См. также [ править ]
- Латинские переводы XII века.
- Гвиберт Ножан
- Питер Альфонс
- Питер Абеляр
- Тьерри Шартрский
- Хью Святого Виктора
- Вильгельм Коншский
- Исаак из Стеллы
- Петр Достопочтенный
- Папа Сильвестр II
Примечания [ править ]
- ^ Мэрион Долан, Передача астрономических знаний через иллюстрированные рукописи Аратеи , (Springer International, 2017), 195.
- ^ Томас Б. Нун, Спутник философии в средние века (Wiley, 2008), 87.
- ^ Рассел, Бертран (2004). История западной философии . Рутледж . п. 212. ИСБН 978-0-415-32505-9 . Проверено 30 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Хаскинс, Чарльз Х. (1911). «Аделард Батский». Английский исторический обзор . XXVI (CIII). Оксфордские журналы : 491–498. doi : 10.1093/ehr/XXVI.CIII.491 .
- ^ Бернетт, Чарльз. Аделард Батский, «Беседы с племянником». Кембридж: Кембриджский университет, 1998. Печать.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Уизерби, Эми (2007). «Аделард Батский» . ЭБСКОхост . Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ Крэй, Джилл и В. Ф. Райан, ред. Аделард Батский. Лондон: Институт Варбурга, 1987. Печать.
- ^ Уизерби, Эми. «Аделард Батский». МастерФАЙЛ Премьер. EBSCO 2007. Интернет. 29 февраля 2012 г.
- ^ Хаскинс, Чарльз Х. (1913). «Аделард Батский и Генрих Плантагенет». Английский исторический обзор . XXVIII (СХI). Оксфордские журналы: 515–516. doi : 10.1093/ehr/XXVIII.CXI.515 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аделард Батский (1998). Бернетт, Чарльз (ред.). Аделард Батский, «Беседы с племянником: о том же и о разном», «Вопросы естествознания» и «О птицах» . Издательство Кембриджского университета . п. хв. ISBN 978-0-521-39471-0 .
- ^ Пул, Реджинальд (1911). Казначейство в двенадцатом веке (PDF) . Оксфордский университет . п. 51. Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2013 года . Проверено 30 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грасия, Хорхе Дж. Э. и Тимоти Б. Нун (ред.). Спутник философии в средние века (Малден, Массачусетс: Блэквелл, 2003).
- ^ Кокрейн, Луиза. Аделард Батский: первый английский учёный.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уизерби, Эми. «Аделард Батский». МастерФАЙЛ Премьер. EBSCO 2007. Интернет. 29 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Аделард Батский (1998). Бернетт, Чарльз (ред.). Аделард Батский, «Беседы с племянником: о том же и о разном», «Вопросы естествознания» и «О птицах» . Издательство Кембриджского университета. п. xii. ISBN 978-0-521-39471-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аделард Батский (1998). Бернетт, Чарльз (ред.). Аделард Батский, «Беседы с племянником: о том же и о разном», «Вопросы естествознания» и «О птицах» . Издательство Кембриджского университета. п. хх. ISBN 978-0-521-39471-0 .
- ^ Аделард Батский (1998). Бернетт, Чарльз (ред.). Аделард Батский, «Беседы с племянником: о том же и о разном», «Вопросы естествознания» и «О птицах» . Издательство Кембриджского университета. п. XIX. ISBN 978-0-521-39471-0 .
- ^ Аделард Батский (1998). Бернетт, Чарльз (ред.). Аделард Батский, «Беседы с племянником: о том же и о разном», «Вопросы естествознания» и «О птицах» . Издательство Кембриджского университета. п. XXII. ISBN 978-0-521-39471-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хакетт, Иеремия (2007). «Глава 2. Аделард Батский». В Грасии, Хорхе Х.Е.; Никто, Тимоти Б. (ред.). Спутник философии в средние века . п. 86. дои : 10.1002/9780470996669.ch10 . ISBN 978-0-631-21672-8 .
- ^ Аделард Батский (1998). Бернетт, Чарльз (ред.). Аделард Батский, «Беседы с племянником: о том же и о разном», «Вопросы естествознания» и «О птицах» . Издательство Кембриджского университета. п. xxxivii. ISBN 978-0-521-39471-0 .
- ^ Аделард Батский (1998). Бернетт, Чарльз (ред.). Аделард Батский, «Беседы с племянником: о том же и о разном», «Вопросы естествознания» и «О птицах» . Издательство Кембриджского университета. п. xxxiii. ISBN 978-0-521-39471-0 .
- ^ Аделард Батский (1998). Бернетт, Чарльз (ред.). Аделард Батский, «Беседы с племянником: о том же и о разном», «Вопросы естествознания» и «О птицах» . Издательство Кембриджского университета. п. xxxvi. ISBN 978-0-521-39471-0 .
- ^ Пул, Реджинальд (1911). Казначейство в двенадцатом веке (PDF) . Оксфордский университет. п. 49. Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2013 года . Проверено 30 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пул, Реджинальд (1911). Казначейство в двенадцатом веке (PDF) . Оксфордский университет. п. 52. Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2013 года . Проверено 30 ноября 2010 г.
- ^ Холсолл, Пол. (1998). Законы Генриха I: Штраф за убийство , Средневековый справочник. Фордэмский университет. Доступно по адресу: http://www.fordham.edu/halsall/source/12Chenry1-murderfine.html.
- ^ Грасия, Хорхе Дж. Э. и Тимоти Б. Нун (ред.). Спутник философии в средние века (Малден, Массачусетс: Блэквелл, 2003)
- ^ Мортон, Джонатан (2022). Осмысление изобретательности: перевод мысли в латинских текстах двенадцатого века о познании (1-е изд.). Рутледж. стр. 97, 99. ISBN. 9781003258704 .
- ^ см. Ханнэм (2009), стр. 67.
Внешние ссылки [ править ]


- О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Аделард Батский» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- Аделард из Бата Проект Аделард в Королевском литературно-научном институте Бата
- Институты и проекты, ведущие исследования Аделарда Батского и/или культурного переноса в средние века:
- 1080-е рождения
- Смерти 1150-х годов
- Английские математики XII века
- Философы XII века
- Английские ученые XII века
- Переводчики с арабского на латынь
- Писатели XII века на латыни
- Средневековые английские астрологи
- Астрологи XII века
- Средневековая европейская астрономия
- Люди из Бата, Сомерсет
- Католические философы
- Схоластические философы
- английские переводчики
- Средневековые востоковеды
- Средневековые арабисты
- Английские писатели XII века
- Астрономы XII века
- Переводчики XII века
- Средневековые английские астрономы