Йоханнес Симонис Хаспроис
Йоханнес Симонис ( Жеан Симон ) Хаспроис [ 1 ] (умер в 1428 г.) — французский композитор родом из Арраса . Четыре его музыкальных произведения сохранились в четырех разных рукописях, и, возможно, он также написал трактат по астрологии .
Карьера
[ редактировать ]Гаспройс вел странствующую жизнь. Его карьера началась при королевских дворах. В 1378 году, согласно нашим самым ранним сведениям о нем, он служил при дворе Фердинанда I Португальского , но к 1380 году он уже был при дворе Карла V Французского . Впоследствии его карьера была связана с церковью. В 1384 году он был petit vicaire (меньшим викарием ) собора Камбре , и в той же епархии он получил ректорат приходской церкви Лисси , вероятно, в 1388 году. Он также занимал бенефиции в Аррасе, Розуа в Эны департаменте и соборе Камбре. . Он покинул свой приход между августом 1390 и 1393 года и пошел служить частным капелланом папы Климента VII в папской часовне в Авиньоне . Поскольку в реестрах его имя всегда предшествует имени Иоганна де Боско , который стал капелланом в 1391 году, вполне вероятно, что он был назначен капелланом раньше 1391 года. Аспройс продолжал служить при Бенедикте XIII вплоть до 1403 года. Возможно, он был тем же самым человек, как магистр Иоганнес Симонис, который присутствовал на Констанцском соборе в 1417 году и написал эссе по астрологии. Гаспройс служил в Римская Курия была апостольским нотариусом до своей смерти в 1428 году. [ 2 ]
Музыка
[ редактировать ]Ранняя двухголосная баллада Хаспройса «Puisque je sui fumeux» является «ярким примером чрезвычайно сложного стиля ars subtilior ». [ 3 ] Текст этой баллады также сохранился анонимно как «Balade de maistre fumeux». Оно похоже на рондо Солажа «Fumeux fume par fumee ». [ 4 ] и оба, вероятно, были написаны для «весьма эксцентричного круга», собравшегося вокруг Жана Фюме . [ 5 ] Если это так, то, вероятно, оно относится к тому времени, когда Гаспройс находился при дворе Карла V.
Аспройс написал еще две баллады в традициях куртуазной любви , выраженных около 1400 года. «Ma doulce amour» сохранилась в трех рукописях и является более сложной из двух. Слоговое « Se mes deux yeux» встречается только в одной рукописи вместе с «Ma doulce». Существует также неполный припев рондо «Jone, gente, joyeuse» с теноровой партией без текста, приписываемый Гаспрои в одной рукописи.
Современные ученые предположили, что несколько анонимных композиций, возможно, были написаны Хаспроисом: три из рукописи GB-Ob 213, основанные на стиле, и две песни из так называемых «лейденских фрагментов», поскольку его имя встречается в их текстах. [ 6 ] Одна из них, застольная песня Хаспроа начала XV века «Хо, хо, хо», выполнена в более простом стиле двух более поздних баллад .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется «Аспройс», «де Хаспре», «де Хаспра», «де Аспре» или «Хапроза».
- ^ Гюнтер 2001 .
- ^ Гюнтер. В рукописи за песней следует фраза «Jo Simon de haspre composuit dictum. Ja. de Noyon», что означает «Говорят, что она была написана Джо (Ханнесом) Саймоном (is) Хаспройсом. Ja. de Noyon». Некоторые ученые считают, что композитором назван некий «Жа де Нуайон», но Гюнтер отвергает это.
- ^
- ^ Этот круг описан Эсташем Дешамом в его Charte des fumeux (1368).
- ↑ Последнее предложение принадлежит Гюнтеру.
Источники
[ редактировать ]- Гюнтер, Урсула (2001). «Хаспроис [Аспройс, из Хаспра, из Хаспра, из Аспра, Хапроза], Йоханнес Симонис » Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить Grove Music Online mp3 на YouTube com. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.12511 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пирро, А. Музыка в Париже во время правления Карла VI, 1380–1422 . Страсбург, 1930 год.
- Вагенаар-Нольтениус, Х. «Лейденские фрагменты». Музыка эпохи Возрождения 1400–1600: donum natalicium Рене Бернар Ленартс . Дж. Робинс и др., ред. (Лёвен, 1969), 303–15.
- Гомес, MC Музыка в каталонско-арагонском королевском доме в 1336–1432 годах . Барселона, 1979 год.
- Томаселло, А. Музыка и ритуалы в Папском Авиньоне 1309–1403 гг . Анн-Арбор, 1983 год.