Якоб Болонский
Якопо да Болонья ( 1340 – ок. 1386) был итальянским композитором Треченто , периода, иногда известного как итальянское арс нова . Он был одним из первых композиторов этой группы, что делало его современником Герарделло да Фиренце и Джованни да Фиренце . Он сосредоточился в основном на мадригалах , включая как канонические (качча-мадригал), так и неканонические типы, но также составил по одному примеру каждого из каччи, лауда - баллаты и мотета . [ 1 ] [ 2 ]
Его постановка « Non al suo amante» , написанная около 1350 года, является единственной известной современной постановкой поэзии Петрарки . [ 3 ] [ 2 ]
Идеалом Якопо была «учтивая dolce melodia» (сладкая, нежная мелодия). [ 2 ] Его стиль отличается полностью текстовыми голосовыми партиями, которые никогда не пересекаются . Примечательны также нетекстовые отрывки, соединяющие текстовые строки во многих его мадригалах. [ 4 ]
Он хорошо представлен в Кодексе Скварьялупи , большой коллекции музыки 14-го века, долгое время принадлежавшей семье Медичи ; двадцать девять его композиций находятся в этом источнике, основном источнике музыки итальянской ars nova , наряду с музыкой Франческо Ландини и других. [ 5 ] В этой рукописи находится портрет Якопо, а другой возможный портрет — в северо-итальянской рукописи Fulda, Landesbibliothek, Hs. Д23, л. 302. [ 6 ] [ нужна страница ] [ 2 ] Однако идентификация Якопо как героя картины в последнем источнике была сделана рукой позже, чем переписчик рукописи, что вызывает некоторые сомнения в ее достоверности. [ 7 ]
Помимо своих сочинений, Якопо также написал небольшой теоретический трактат L'arte del biscanto misurato . [ 8 ] [ 9 ] на который повлияла французская теория обозначений. [ 2 ] Возможно, он также был активным поэтом, судя по автобиографическим текстам мадригалов Io me sun un che , Oselleto salvazo и Vestìse la cornachia . [ 2 ]
Избранная библиография
[ редактировать ]- Фишер, Курт фон. 1973. «Портреты Пьеро, Джованни да Фиренце и Якопо да Болонья в болонской рукописи XIV века?» Музыкальная дисциплина 27: 61–64.
- Фишер, Курт фон. 1988. "Drei unbekannten Werke von Jacopo da Bologna und Bartolino da Padova?" В Miscelánea en homenaje монаха Игинио Англеса . 2 тома. Под редакцией Мигеля Кероля и др., 1:265–81 Барселона: Consejo Superior de Investigaciones Cientificas, 1958–61. Перепечатано в «Музыкальных исследованиях» 17:3–14.
- Маррокко, В. Томас. 1954 Музыка Якопо да Болоньи . Публикации Калифорнийского университета по музыке 5. Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, 1954. (Приложение C представляет собой английский перевод трактата Якопо.)
- Маррокко, В. Томас (ред.). 1967. Итальянская светская музыка, Магистр Пьеро, Джованни да Фиренце, Якопо да Болонья . Полифоническая музыка четырнадцатого века 6. Монако: Éditions de l'Oiseau-Lyre .
- Надас, Джон. 1985. «Передача светской полифонии Треченто: производство рукописей и практика писцов в Италии в конце средневековья». доктор философии дисс. Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет.
Сноски
- ^ Марокко 1954 , стр. 14–6, 27–8.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фишер, Коротко; Агостино, Джанлука д' (2001). «Якопо да Болонья». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN 9780195170672 .
- ^ Петробелли, Пьерлуиджи. 1975. «Изящная вуаль» и другие вещи Петрарки», Rivista Italiana de Musicologia 10:32–45.
- ^ Катберт, Майкл Скотт. 2006. «Фрагменты Треченто и полифония за пределами Кодекса». доктор философии дисс. Кембридж: Гарвардский университет. п. 192.
- ^ Марокко 1954 , с. 6.
- ^ Фишер 1973 .
- ^ Фишер 1973 , с. 62.
- ^ Якопо да Болонья. 1933. Искусство бисканта, измеренное по методу маэстро Якопо из Болоньи , под редакцией Йоханнеса Вольфа. Регенсбург: Боссе.
- ^ Марокко 1954 , стр. 146–55.