Jump to content

Песня

Песня ( Великобритания : / ˈ ʃ ɒ̃ s ɒ̃ / , [1] США : / ʃ ɑː n ˈ s ɔː n / ; [2] Французский: французская песня [ʃɑ̃sɔ̃ fʁɑ̃sɛːz] , букв. « Французская песня » ) — это, как правило, любая французская песня, основанная на лирике . Этот термин чаще всего используется в английском языке для обозначения либо светских полифонических французских песен музыки позднего средневековья и эпохи Возрождения , либо особого стиля французской поп-музыки , возникшего в 1950-х и 1960-х годах. [3] [4] [5] Жанр , хотя единственными зародился в монофонических песнях трубадуров и труверов полифоническими прецедентами были 16 произведений Адама де ла Галля и одно Жана де Лескуреля . [6] Лишь после ars nova композитора Гийома де Машо кто-либо из композиторов написал значительное количество полифонических шансонов. [6]

В широком смысле слово шансон буквально означает « песня » на французском языке и, таким образом, реже может относиться к различным (обычно светским ) французским жанрам на протяжении всей истории. Сюда входят песни шансонье , шансон де жест и грандиозное пение ; придворные песни эпохи позднего Возрождения и раннего барокко , air de cour ; популярные песни 17-19 веков, «бержеретта» , «брюнетка» , шансон для бура , пастурель и водевиль ; авторская песня эпохи романтизма , мелодия ; и народная музыка, популярный шансон [ фр ] . [4] С 1990-х годов этот термин может использоваться для обозначения «Нового шансона» , французской песни, которая часто содержит поэтическое или политическое содержание. [3]

Прецеденты высокого средневековья [ править ]

Песня жеста [ править ]

Самыми ранними шансонами были эпические поэмы, исполняемые на простые монофонические мелодии профессиональными жонглерами или менестрелями . Обычно в них рассказывались знаменитые деяния ( geste ) героев прошлого, легендарные и полуисторические. «Песнь о Роланде» — самая известная из них, но в целом « chanson de geste» изучаются как литература, поскольку из их музыки сохранилось очень мало.

Придворная песня [ править ]

, Куртуазный шанс или большое пение, — ранняя форма одноголосного шансона , главного лирико-поэтического жанра труверов . Это была адаптация старофранцузскому языку окситанского к кансо . Это практиковалось в XII и XIII веках. Тематически, как следует из названия, это была песня о куртуазной любви , обычно написанная мужчиной своей благородной возлюбленной. Некоторые более поздние шансоны были полифоническими, а некоторые имели припевы и назывались шансонами с припевами .

Позднее средневековье и раннее Возрождение [ править ]

Фиксированные формы [ править ]

В типичном специализированном использовании слово «шансон» относится к полифонической французской песне позднего средневековья и эпохи Возрождения. [4] Ранний шансон, как правило, имел одну из фиксированных форм балладу , рондо или вирелай (ранее шансон баладе ), — хотя некоторые композиторы позже использовали популярную поэзию в различных формах. Самые ранние шансоны были для двух, трех или четырех голосов, причем первые три стали нормой, а к 16 веку расширились до четырех голосов. Иногда певцам аккомпанировали инструменты .

Первым крупным композитором шансона был Гийом де Машо трехголосные произведения в фиксированных формах . , сочинивший в XIV веке [6]

Бургундский шансон [ править ]

Два композитора из Бургундии , Гийом Дю Фэ и Жиль Биншуа , написавшие так называемые бургундские шансоны , [7] доминировал в последующем поколении композиторов шансона ( ок. 1420–1470 ). [8] Их шансоны, хотя и несколько просты по стилю, но, как правило, трехголосные со структурным тенором. Эти произведения, как правило, по-прежнему трехголосные, с активным верхним голосом (дискантусом), расположенным над двумя нижними голосами (тенором и альтом), обычно имеющими один и тот же диапазон. [8] Музыковед Дэвид Фэллоуз включает бургундский репертуар в «Каталог полифонических песен 1415–1480 годов».

середины Песня позднего Возрождения

В число представителей этого жанра в более поздних 15 и начале 16 века входили Иоганнес Окегем и Жоскин де Пре , чьи работы перестают быть ограничены исправлениями форм и начинают проявлять всепроникающую имитацию (все голоса разделяют материал и движутся с одинаковой скоростью), подобно которые можно найти в современных мотетах и ​​литургической музыке. Первым нотным сборником, напечатанным с помощью подвижного шрифта, был Harmonice Musices Odhecaton , сборник из девяноста шести шансонов многих композиторов, изданный в Венеции в 1501 году Оттавиано Петруччи .

Парижский шансон [ править ]

Начиная с конца 1520-х годов до середины века, Клоден де Сермизи , Пьер Сертон , Клеман Жанекен и Филипп Вердело были композиторами так называемого парижского шансона , который также отказался от исправлений форм . [ нужны разъяснения ] часто содержал четыре голоса и был выполнен в более простом и гомофонном стиле. В этом жанре иногда использовалась музыка, которая должна была напоминать определенные образы, такие как птицы или рынок. Многие из этих парижских работ были опубликованы Пьером Аттаньяном . Композиторы своего поколения, а также более поздние композиторы, такие как Орландо де Лассус , [ нужны разъяснения ] находились под влиянием итальянского мадригала .

Современный шансон [ править ]

Французская сольная песня сложилась в конце 16 века, вероятно, на основе вышеупомянутых парижских произведений. В 17 веке процветали air de cour , шансон для бура и другие подобные жанры, обычно сопровождаемые лютней или клавишными, при участии таких композиторов, как Антуан Бессе , Дени Готье , Мишель Ламбер и Мишель-Ришар де Лаланд . Это до сих пор влияет на сегодняшний шансон, поскольку многие французские музыканты до сих пор используют арфу и клавишные.

В 18 веке в вокальной музыке во Франции доминировала опера , но сольная песня пережила ренессанс в 19 веке, сначала с салонными мелодиями , а затем к середине века с очень сложными произведениями под влиянием немецких песен , которые были введены в музыку. страна. Луи Нидермейер , находившийся под особым обаянием Шуберта , был ключевой фигурой в этом движении, за ним следовали Эдуард Лало , Фелисьен Давид и многие другие.

Другое ответвление шансона , называемое chanson réaliste (реалистическая песня), было популярным музыкальным жанром во Франции, в основном с 1880-х годов до конца Второй мировой войны. [9] [10] в кафе-концертах и ​​кабаре парижского Монмартр района зародившийся и под влиянием литературного реализма и натуралистических движений в литературе и театре, Реалистичный шансон, представлял собой музыкальный стиль, который в основном исполнялся женщинами и касался жизни парижских бедняков и рабочих. сорт. [9] [11] [12] Среди наиболее известных исполнителей этого жанра — Дамиа , Фреэль и Эдит Пиаф .

Среди композиторов позднего 19-го века французских авторских песен , известных как мелодия , а не шансон, были Эрнест Шоссон , Эммануэль Шабрие , Габриэль Форе и Клод Дебюсси , в то время как многие французские композиторы 20-го века и нынешние продолжили эту сильную традицию.

Возрождение [ править ]

В 20 веке французские композиторы возродили этот жанр. Клод Дебюсси сочинил «Три песни» для хора а капелла , завершенные в 1908 году. Морис Равель написал «Три песни» для хора а капелла после начала Первой мировой войны как возвращение к французской традиции, опубликованные в 1916 году. [ нужна ссылка ]

Новая песня [ править ]

во Франции Сегодня шансон или шансон французский отличается от остальной французской «поп-музыки» тем, что следует ритмам французского языка, а не английского, а также более высоким стандартам текстов.

Музей [ править ]

В Ла-Планше , Атлантическая Луара , Музей французского шансона был основан в 1992 году. Цель музея — вспомнить художников, создавших наследие шансона . [13]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «шансон» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года.
  2. ^ «шансон» . Lexico UK English Dictionary Американский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года.
  3. ^ Jump up to: а б "шансон, н." . Оксфордский словарь английского языка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . Проверено 20 июня 2021 г. (требуется подписка)
  4. ^ Jump up to: а б с Уилкинс 2001 , Введение.
  5. ^ «Шансон | Биография, статьи и факты | Британика» . Британская энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, Inc., 18 декабря 2017 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 г. . Проверено 18 мая 2020 г. (требуется подписка)
  6. ^ Jump up to: а б с Уилкинс 2001 , 1. Происхождение примерно до 1430 года.
  7. ^ Стром 2005 , с. 181.
  8. ^ Jump up to: а б Стром 2005 , с. 182.
  9. ^ Jump up to: а б Суини, Регина М. (2001). Пение нашего пути к победе: французская культурная политика и музыка во время Великой войны , Издательство Уэслианского университета. п. 23. ISBN   0-8195-6473-7 .
  10. ^ Фагот, Сильвен и Узель, Жан-Филипп (2006). Художественное выражение и социальность: материалы международной конференции в Монреале 3 и 4 марта 2005 г. , L'Harmattan. стр. 200–203. ISBN   2-296-00176-9 . (французский текст)
  11. ^ Уилсон, Элизабет (1992). Сфинкс в городе: городская жизнь, контроль беспорядков и женщины , University of California Press. п. 62. ISBN   0-520-07864-0
  12. ^ Конвей, Келли (2004). Певица в городе: певица-реалистка во французском кино . Издательство Калифорнийского университета. п. 6. ISBN   0-520-24407-9
  13. ^ Даниэль Клермонтель и Жан-Клод Клермонтель, Научная, технологическая и экономическая хронология Франции], стр. 321 , ISBN   9782748346824

Источники [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 91d792a527d7b6bf43e242534d0b1ee7__1715460660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/e7/91d792a527d7b6bf43e242534d0b1ee7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chanson - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)