Песня
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2011 г. ) |
Песня | |
---|---|
Стилистическое происхождение | Поэзия |
Культурное происхождение | Эпоха позднего средневековья , Франция. |
Производные формы |
Песня ( Великобритания : / ˈ ʃ ɒ̃ s ɒ̃ / , [1] США : / ʃ ɑː n ˈ s ɔː n / ; [2] Французский: французская песня [ʃɑ̃sɔ̃ fʁɑ̃sɛːz] , букв. « Французская песня » ) — это, как правило, любая французская песня, основанная на лирике . Этот термин чаще всего используется в английском языке для обозначения либо светских полифонических французских песен музыки позднего средневековья и эпохи Возрождения , либо особого стиля французской поп-музыки , возникшего в 1950-х и 1960-х годах. [3] [4] [5] Жанр , хотя единственными зародился в монофонических песнях трубадуров и труверов полифоническими прецедентами были 16 произведений Адама де ла Галля и одно Жана де Лескуреля . [6] Лишь после ars nova композитора Гийома де Машо кто-либо из композиторов написал значительное количество полифонических шансонов. [6]
В широком смысле слово шансон буквально означает « песня » на французском языке и, таким образом, реже может относиться к различным (обычно светским ) французским жанрам на протяжении всей истории. Сюда входят песни шансонье , шансон де жест и грандиозное пение ; придворные песни эпохи позднего Возрождения и раннего барокко , air de cour ; популярные песни 17-19 веков, «бержеретта» , «брюнетка» , шансон для бура , пастурель и водевиль ; авторская песня эпохи романтизма , мелодия ; и народная музыка, популярный шансон . [4] С 1990-х годов этот термин может использоваться для обозначения «Нового шансона» , французской песни, которая часто содержит поэтическое или политическое содержание. [3]
Прецеденты высокого средневековья [ править ]
Песня жеста [ править ]
Самыми ранними шансонами были эпические поэмы, исполняемые на простые монофонические мелодии профессиональными жонглерами или менестрелями . Обычно в них рассказывались знаменитые деяния ( geste ) героев прошлого, легендарные и полуисторические. «Песнь о Роланде» — самая известная из них, но в целом « chanson de geste» изучаются как литература, поскольку из их музыки сохранилось очень мало.
Придворная песня [ править ]
, Куртуазный шанс или большое пение, — ранняя форма одноголосного шансона , главного лирико-поэтического жанра труверов . Это была адаптация старофранцузскому языку окситанского к кансо . Это практиковалось в XII и XIII веках. Тематически, как следует из названия, это была песня о куртуазной любви , обычно написанная мужчиной своей благородной возлюбленной. Некоторые более поздние шансоны были полифоническими, а некоторые имели припевы и назывались шансонами с припевами .
Позднее средневековье и раннее Возрождение [ править ]
Фиксированные формы [ править ]
В типичном специализированном использовании слово «шансон» относится к полифонической французской песне позднего средневековья и эпохи Возрождения. [4] Ранний шансон, как правило, имел одну из фиксированных форм — балладу , рондо или вирелай (ранее шансон баладе ), — хотя некоторые композиторы позже использовали популярную поэзию в различных формах. Самые ранние шансоны были для двух, трех или четырех голосов, причем первые три стали нормой, а к 16 веку расширились до четырех голосов. Иногда певцам аккомпанировали инструменты .
Первым крупным композитором шансона был Гийом де Машо трехголосные произведения в фиксированных формах . , сочинивший в XIV веке [6]
Бургундский шансон [ править ]
Два композитора из Бургундии , Гийом Дю Фэ и Жиль Биншуа , написавшие так называемые бургундские шансоны , [7] доминировал в последующем поколении композиторов шансона ( ок. 1420–1470 ). [8] Их шансоны, хотя и несколько просты по стилю, но, как правило, трехголосные со структурным тенором. Эти произведения, как правило, по-прежнему трехголосные, с активным верхним голосом (дискантусом), расположенным над двумя нижними голосами (тенором и альтом), обычно имеющими один и тот же диапазон. [8] Музыковед Дэвид Фэллоуз включает бургундский репертуар в «Каталог полифонических песен 1415–1480 годов».
середины Песня позднего Возрождения
В число представителей этого жанра в более поздних 15 и начале 16 века входили Иоганнес Окегем и Жоскин де Пре , чьи работы перестают быть ограничены исправлениями форм и начинают проявлять всепроникающую имитацию (все голоса разделяют материал и движутся с одинаковой скоростью), подобно которые можно найти в современных мотетах и литургической музыке. Первым нотным сборником, напечатанным с помощью подвижного шрифта, был Harmonice Musices Odhecaton , сборник из девяноста шести шансонов многих композиторов, изданный в Венеции в 1501 году Оттавиано Петруччи .
Парижский шансон [ править ]
Начиная с конца 1520-х годов до середины века, Клоден де Сермизи , Пьер Сертон , Клеман Жанекен и Филипп Вердело были композиторами так называемого парижского шансона , который также отказался от исправлений форм . [ нужны разъяснения ] часто содержал четыре голоса и был выполнен в более простом и гомофонном стиле. В этом жанре иногда использовалась музыка, которая должна была напоминать определенные образы, такие как птицы или рынок. Многие из этих парижских работ были опубликованы Пьером Аттаньяном . Композиторы своего поколения, а также более поздние композиторы, такие как Орландо де Лассус , [ нужны разъяснения ] находились под влиянием итальянского мадригала .
Современный шансон [ править ]
Французская сольная песня сложилась в конце 16 века, вероятно, на основе вышеупомянутых парижских произведений. В 17 веке процветали air de cour , шансон для бура и другие подобные жанры, обычно сопровождаемые лютней или клавишными, при участии таких композиторов, как Антуан Бессе , Дени Готье , Мишель Ламбер и Мишель-Ришар де Лаланд . Это до сих пор влияет на сегодняшний шансон, поскольку многие французские музыканты до сих пор используют арфу и клавишные.
В 18 веке в вокальной музыке во Франции доминировала опера , но сольная песня пережила ренессанс в 19 веке, сначала с салонными мелодиями , а затем к середине века с очень сложными произведениями под влиянием немецких песен , которые были введены в музыку. страна. Луи Нидермейер , находившийся под особым обаянием Шуберта , был ключевой фигурой в этом движении, за ним следовали Эдуард Лало , Фелисьен Давид и многие другие.
Другое ответвление шансона , называемое chanson réaliste (реалистическая песня), было популярным музыкальным жанром во Франции, в основном с 1880-х годов до конца Второй мировой войны. [9] [10] в кафе-концертах и кабаре парижского Монмартр района зародившийся и под влиянием литературного реализма и натуралистических движений в литературе и театре, Реалистичный шансон, представлял собой музыкальный стиль, который в основном исполнялся женщинами и касался жизни парижских бедняков и рабочих. сорт. [9] [11] [12] Среди наиболее известных исполнителей этого жанра — Дамиа , Фреэль и Эдит Пиаф .
Среди композиторов позднего 19-го века французских авторских песен , известных как мелодия , а не шансон, были Эрнест Шоссон , Эммануэль Шабрие , Габриэль Форе и Клод Дебюсси , в то время как многие французские композиторы 20-го века и нынешние продолжили эту сильную традицию.
Возрождение [ править ]
В 20 веке французские композиторы возродили этот жанр. Клод Дебюсси сочинил «Три песни» для хора а капелла , завершенные в 1908 году. Морис Равель написал «Три песни» для хора а капелла после начала Первой мировой войны как возвращение к французской традиции, опубликованные в 1916 году. [ нужна ссылка ]
Новая песня [ править ]
во Франции Сегодня шансон или шансон французский отличается от остальной французской «поп-музыки» тем, что следует ритмам французского языка, а не английского, а также более высоким стандартам текстов.
Музей [ править ]
В Ла-Планше , Атлантическая Луара , Музей французского шансона был основан в 1992 году. Цель музея — вспомнить художников, создавших наследие шансона . [13]
См. также [ править ]
- Канцоне — итальянская или провансальская песня или баллада.
- Русский шансон – Разнообразие жанров русской музыки.
Ссылки [ править ]
- ^ «шансон» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года.
- ^ «шансон» . Lexico UK English Dictionary Американский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года.
- ^ Jump up to: а б "шансон, н." . Оксфордский словарь английского языка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . Проверено 20 июня 2021 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с Уилкинс 2001 , Введение.
- ^ «Шансон | Биография, статьи и факты | Британика» . Британская энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, Inc., 18 декабря 2017 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 г. . Проверено 18 мая 2020 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с Уилкинс 2001 , 1. Происхождение примерно до 1430 года.
- ^ Стром 2005 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б Стром 2005 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б Суини, Регина М. (2001). Пение нашего пути к победе: французская культурная политика и музыка во время Великой войны , Издательство Уэслианского университета. п. 23. ISBN 0-8195-6473-7 .
- ^ Фагот, Сильвен и Узель, Жан-Филипп (2006). Художественное выражение и социальность: материалы международной конференции в Монреале 3 и 4 марта 2005 г. , L'Harmattan. стр. 200–203. ISBN 2-296-00176-9 . (французский текст)
- ^ Уилсон, Элизабет (1992). Сфинкс в городе: городская жизнь, контроль беспорядков и женщины , University of California Press. п. 62. ISBN 0-520-07864-0
- ^ Конвей, Келли (2004). Певица в городе: певица-реалистка во французском кино . Издательство Калифорнийского университета. п. 6. ISBN 0-520-24407-9
- ^ Даниэль Клермонтель и Жан-Клод Клермонтель, Научная, технологическая и экономическая хронология Франции], стр. 321 , ISBN 9782748346824
Источники [ править ]
- Стром, Рейнхард (2005). Расцвет европейской музыки, 1380-1500 гг . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-61934-9 .
- Уилкинс, Найджел (2001). «Шансон» . Гроув Музыка онлайн . Отредактировано Дэвидом Фэллоузом , Говардом Майером Брауном и Ричардом Фридманом. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.40032 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 20 июня 2021 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
Дальнейшее чтение [ править ]
- Доббинс, Фрэнк. «Шансон». В «Оксфордском справочнике по музыке » под редакцией Элисон Лэтэм. Оксфордская музыка онлайн .
- Михаил Щербаков. Русский Хансон. «Дежа».
- Беркхолдер, Дж. Питер ; Граут, Дональд Джей ; Палиска, Клод В. (2014). История западной музыки (9-е изд.). Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-91829-8 .