Русский шансон
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2008 г. ) |
Русский шансон | |
---|---|
Родное имя | Русский шансон |
Стилистическое происхождение |
|
Культурное происхождение | 20 век, Россия |
Музыка России | ||||||||
Жанры | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конкретные формы | ||||||||
|
||||||||
СМИ и производительность | ||||||||
|
||||||||
Националистические и патриотические песни | ||||||||
|
||||||||
Региональная музыка | ||||||||
|
||||||||
Русский шансон (русский шансон , латинизированный : русский шансон ; от французского « chanson ») — неологизм музыкального жанра , охватывающий ряд русских песен, в том числе городские романсы , авторские песни в исполнении авторов-исполнителей и блатную песню или «песни преступников», основанные на темах городского низшего класса и преступного мира.
История
[ редактировать ]Русский шансон зародился в Российской империи . Песни, исполняемые крепостными и политическими заключенными царя, по содержанию очень похожи на песни, исполняемые сегодня в Советском Союзе и Российской Федерации . Однако во времена Советского Союза стиль изменился, и песни стали частью культуры самиздата и инакомыслия. [ 1 ]
Во время хрущевской оттепели Советский Союз освободил множество узников ГУЛАГа . Когда бывшие узники вернулись из ГУЛАГа обратно в свои дома в 1950-х годах, песни, которые они пели в лагерях, стали популярны среди советских студентов и интеллигенции-нонконформиста. [ 2 ] Затем, во второй половине 1960-х годов, более консервативные Леонид Брежнев и Алексей Косыгин немного повернули этот процесс вспять, хотя и так и не достигли жесткого и строгого контроля, существовавшего в сталинскую эпоху. Это, в сочетании с появлением дешевых портативных магнитных магнитофонов, привело к росту популярности и потребления криминальных песен. [ 3 ] Эти песни исполнялись советскими бардами ; народные певцы, певшие под простой гитарный аккомпанемент. Поскольку советские чиновники от культуры не одобряли эти песни, многие барды поначалу стали популярны, играя на небольших частных студенческих вечеринках. [ 4 ] Участники этих собраний записывали концерт на магнитофон. Песни бардов распространялись благодаря распространению и переписыванию этих записей. [ 5 ]
После распада Советского Союза и образования Российской Федерации музыкальный стиль песен начал меняться, но содержание не изменилось. Современные исполнители, относящиеся к жанру шансона, зачастую поют не в традиционном стиле, используемом даже исполнителями хрущевской эпохи, а более профессионально, заимствуя музыкальные аранжировки из поп-музыки, рока и джаза . Хотя строгий культурный контроль Советского Союза закончился, многие российские чиновники по-прежнему публично осуждают этот жанр. Генеральный прокурор России Владимир Устинов назвал песни "пропагандой криминальной субкультуры". [ 6 ] Однако есть радиостанция «Радио Шансон», которая круглосуточно транслирует шансон. Радио «Шансон» также является инициатором церемонии вручения премии «Шансон года», ежегодно проводимой на главной концертной площадке России — Государственном Кремлёвском дворце , награждающей артистов, выступающих в этом жанре. Многие политики являются поклонниками жанра, а один из популярных исполнителей современного шансона Александр Розенбаум был депутатом Думы от партии « Единая Россия» . [ 7 ] Указом Владимира Путина Розенбауму также было присвоено звание Народного артиста России .
Реакции
[ редактировать ]Советские чиновники
[ редактировать ]Многие советские барды также работали писателями и актерами Советского государства. Эти художники были обязаны представить свои работы на утверждение государственной цензуре. Когда барды исполняли произведения без цензуры, которые затем распространяли фанаты, они рисковали своей официальной работой. [ 8 ] В декабре 1971 года популярный советский бард Александр Галич был исключен из Союза советских писателей за публикацию произведений без цензуры за границей и распространение своих взглядов среди больших групп людей в Советском Союзе, что, по утверждению Галича, произошло после того, как член Политбюро прослушал кассету. песен Галича без цензуры на свадьбе его дочери. [ 9 ] Галич описывает официальную реакцию после исключения его из Союза советских писателей в открытом письме в Международный комитет по правам человека, которое он написал после того, как ему было отказано в разрешении на выезд за границу: «Я лишен... права видеть свои произведения опубликования, право заключения договора с театром, киностудией или издательством, право выступления перед публикой». [ 10 ] Другие барды, не являющиеся официальными советскими артистами, все равно рисковали своей работой, исполняя песни без цензуры. В 1968 году Юлий Ким , учитель русского языка и литературы в школе-интернате при МГУ , был уволен за исполнение без цензуры песен с критикой Советского Союза. [ 11 ] Хотя официальная позиция Советского Союза по отношению к этим песням была нетерпимой, многим советским чиновникам нравились записи без цензуры. Булат Окуджава , бард, которого часто критиковали советские чиновники, был приглашен дать концерт в советском посольстве в Варшаве. [ 12 ]
Помимо активных репрессий со стороны государства, советские барды также сталкивались с критикой литературных достоинств своих песен со стороны советских чиновников. Даже песни, которые не содержали открытой критики Советского Союза, такие как песни Владимира Высоцкого , подверглись нападкам из-за своего содержания и способа исполнения. Преступлением было не антисоветское содержание, как песни Галича, а содержание, которое считалось «несоветским», и способствовало очернению советского народа. [ 13 ] Во время встречи 140 писателей, художников и деятелей кино в 1962 году Леонид Ильичев , председатель Идеологической комиссии ЦК КПСС, подверг критике песни Окуджавы. Ильичев назвал их «вульгарными песнями... рассчитанными на низкие и дешевые вкусы» и сказал, что они «не соответствуют всему устройству [советской] жизни». [ 14 ] Артисты советской службы также критиковали бардов, исполнявших несанкционированные песни. [ 15 ] Газета «Советская Россия» подвергла Высоцкого критике за то, что он предлагал «мещанство, пошлость и безнравственность» под «видом искусства». [ 16 ] Хотя Высоцкого часто критиковали чиновники, ему никогда не грозило тюремное заключение или ссылка, как другим бардам. Отчасти это произошло из-за его использования сарказма в отличие от критики, отсутствия политической активности, но главным образом из-за его огромной популярности среди советского народа. [ 17 ]
Постепенно советские власти смягчили реакцию на бардов, исполнявших бандитские песни. В 1981 году, после смерти Высоцкого, государство разрешило публикацию сборника его стихов (хотя официальные государственные поэты по-прежнему нападали на стихи Высоцкого). [ 18 ] Во время Горбачева правления политика гласности Горбачева сделала песни преступников официально приемлемыми. Песни, которые раньше нужно было распространять неофициально посредством лично скопированных кассет, теперь можно было купить в магазинах. [ 19 ] В 1987 году Высоцкий был посмертно удостоен государственной литературной премии. [ 20 ] Однако песни, которые содержали более прямую критику Советского Союза, власти по большей части игнорировали. [ 21 ]
Советская общественность
[ редактировать ]Общественная привлекательность песен преступников в Советском Союзе подогревалась контрастом между песнями преступников и санкционированной государством музыкой. Песни преступников не имели такого же гражданского содержания, как их официальные аналоги, а были гораздо более личными. [ 22 ] Они затронули темы, табуированные в советском обществе, такие как антисемитизм , растущий классовый разрыв и злоупотребления властью со стороны политической элиты. [ 23 ] Более личный характер музыки как по содержанию, так и по стилю придавал ей ощущение аутентичности, что привело к массовой популярности песен. [ 24 ] Песни часто были очень грубыми, один из аспектов которых подвергался резкой критике со стороны государства и повторялся некоторыми советскими гражданами за пределами правительства. [ 25 ]
Темы
[ редактировать ]

В лирическом плане песни шансона обычно повествовательны и больше похожи на баллады , чем на поп-песни. Фактически, это одна из причин названия жанра в честь французского шансона (вторая — музыкальное сходство).
Тематика шансона сильно различается в зависимости от времени написания песен и места их действия. Например, песни, действие которых происходит в Одессе 1910-х годов, как правило, более веселые и резко контрастируют с мрачными, депрессивными и жестокими песнями сталинской эпохи. Интересно то, что исполнителю шансона, независимо от времени, в которое он пишет свои песни, свойственно включать в свой репертуар песни всех периодов, и писать песни, действие которых происходит в эпоху, отличную от его собственной. Это часто приводит к путанице: например, бард Александр Городницкий сообщает, что однажды его избили после того, как он заявил об авторстве одной из своих песен, приписываемой заключенному ГУЛАГа, жившему более 30 лет назад.
Повторяющиеся темы в песнях шансона включают:
- Военно-патриотическая тематика. Существует поджанр шансона, известный как военный шансон.
- Белая гвардия (антикоммунистическая сторона Гражданской войны в России)
- Казнь предателя преступной группировки (первая такая песня, наверное, «Мурка»). Обычно это происходит в контексте российского уголовного закона , который очень строго наказывает предательство.
- Отправление в трудовой лагерь или освобождение из него .
- Любовь в контексте криминальной жизни, конфликтом обычно является либо предательство, либо разлука из-за тюремного заключения.
- Прославление архетипа «веселого вора». Действие этих песен часто происходит в городе Одесса , где еврейская мафия характеризовалась как особенно веселая и колоритная. Одесские куплеты часто изображают богатую и славную жизнь до сталинского режима, когда Одесса была одним из немногих городов молодого Советского Союза, где была свободная торговля. Эти песни часто представляют собой повествования о свадьбах и вечеринках, иногда основанные на реальных событиях.
- Политическая сатира разных форм.
- Апеллируйте к эмоциям по отношению к родственникам или любимым людям, часто ведущим незаконную или морально противоречивую жизнь.
Как видно выше, шансон уходит корнями в тюремную жизнь и криминальную культуру, но некоторые исполнители шансона настаивают на том, что этот жанр выходит за рамки простых криминальных песен, и считают Александра Вертинского и Аллу Баянову своими предшественниками.
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Музыкальный стиль старых русских криминальных песен, как и русских бардовских песен, находится под сильным влиянием классического жанра русского романса XIX века, а точнее поджанра, известного как городской или городской романс. Романтические песни почти всегда делятся на четырехстрочные рифмованные куплеты, редко имеют припев и следуют довольно последовательной последовательности аккордов (Am, Dm и E, иногда с добавлением C и G). Схема игры также предсказуема: это либо марш, либо медленный 3/4 вальса, часто с использованием пальцев, а не игры. Романс-песни традиционно исполнялись на русской гитаре , поскольку ее настройка облегчает исполнение этих аккордов (большинство из них исполняются как однопальцевый тактовый аккорд).
Исполнители
[ редактировать ]Криминальные песни исполнялись такими артистами, как Аркадий Северный , Владимир Высоцкий , Александр Городницкий и Александр Розенбаум . Заметим, что, за исключением Северного, эти исполнители обычно более известны своими бардовскими песнями. Аркадий был одним из редких исполнителей, который занимается исключительно коллекционированием и исполнением старых криминальных песен.
Modern chanson performers include the band Lesopoval , Spartak Arutyunyan and Belomorkanal Band, Boka (Russian-Armenian Chanson), Ivan Kuchin , Butyrka , Aleksandr Novikov , Willi Tokarev , Mikhail Shufutinsky , Lubov' Uspenskaya , and Mikhail Krug (murdered in 2002 at his villa in Tver ).
Some of the early performers are Leonid Utesov , Alexander Vertinsky , Pyotr Leshchenko , Izabella Yurieva , etc.
Более поздний артист, играющий шансон с рок-музыкой, — Григорий Лепс . Елена Ваенга , еще одна популяризированная в последнее время певица, актриса и автор песен, поет в стилях русского шансона, фолка и фолк-рока.
Михаил Танич был одним из самых популярных поэтов этого жанра.
Британский певец Марк Алмонд — единственный западный артист, получивший признание в Западной Европе, а также в России за исполнение английских версий русских романсов и русского шансона на своих альбомах Heart on Snow и Orpheus in Exile .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Софья Кишковская, «Записки из русского музыкального андеграунда: Звуки шансона» , The New York Times , 16 июля 2006 г., по состоянию на 5 мая 2013 г., 2. Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 г.
- ^ Кристофер Лазарски, «Владимир Высоцкий и его культ», Russian Review 51 (1992): 60.
- ^ Джин Сосин, Магнитиздат: песни инакомыслия без цензуры», в книге «Диссент в СССР: политика, идеология и люди» , под редакцией Рудольфа Л. Токеса. (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1975), 276.
- ↑ Лазарский, «Владимир Высоцкий», 60.
- ↑ Сосин, «Магнитиздат», 278.
- ^ Кишковский, «Звуки шансона», 1.
- ^ Кишкобский, «Звуки шансона», 2.
- ^ Розетта К. Лармонт, «Наследники Горация: вне цензуры в советских песнях Магнитиздата»,: World Literature Today 53 (1979): 220.
- ↑ Сосин, «Магнитиздат», 299.
- ↑ Сосин, «Магнитиздат», 301.
- ↑ Сосин, «Магнитиздат», 286.
- ↑ Сосин, «Магнитиздат», 284.
- ↑ Лазарский, «Владимир Высоцкий», 65.
- ↑ Сосин, «Магнитиздат», 282.
- ^ Лазарский, «Владимир Высоцкий». 66.
- ↑ Сосин, «Магнитиздат», 303.
- ↑ Лазарский, «Владимир Высоцкий», 65.
- ^ Лазарский, «Владимир Высоцкий», 67–68.
- ↑ Лазарский, «Владимир Высоцкий», 68.
- ↑ Лазарский, «Владимир Высоцкий», 69.
- ↑ Лазарский, «Владимир Высоцкий», 69.
- ↑ Сосин, «Магнитиздат», 283.
- ^ Лармонт, «Наследники Горация», 223.
- ↑ Лазарский, «Владимир Высоцкий», 62.
- ↑ Лазарский, «Владимир Высоцкий», 61.