Jump to content

Русский шансон

Русский шансон (русский шансон , латинизированный : русский шансон ; от французского « chanson ») — неологизм музыкального жанра , охватывающий ряд русских песен, в том числе городские романсы , авторские песни в исполнении авторов-исполнителей и блатную песню или «песни преступников», основанные на темах городского низшего класса и преступного мира.

Русский шансон зародился в Российской империи . Песни, исполняемые крепостными и политическими заключенными царя, по содержанию очень похожи на песни, исполняемые сегодня в Советском Союзе и Российской Федерации . Однако во времена Советского Союза стиль изменился, и песни стали частью культуры самиздата и инакомыслия. [ 1 ]

Во время хрущевской оттепели Советский Союз освободил множество узников ГУЛАГа . Когда бывшие узники вернулись из ГУЛАГа обратно в свои дома в 1950-х годах, песни, которые они пели в лагерях, стали популярны среди советских студентов и интеллигенции-нонконформиста. [ 2 ] Затем, во второй половине 1960-х годов, более консервативные Леонид Брежнев и Алексей Косыгин немного повернули этот процесс вспять, хотя и так и не достигли жесткого и строгого контроля, существовавшего в сталинскую эпоху. Это, в сочетании с появлением дешевых портативных магнитных магнитофонов, привело к росту популярности и потребления криминальных песен. [ 3 ] Эти песни исполнялись советскими бардами ; народные певцы, певшие под простой гитарный аккомпанемент. Поскольку советские чиновники от культуры не одобряли эти песни, многие барды поначалу стали популярны, играя на небольших частных студенческих вечеринках. [ 4 ] Участники этих собраний записывали концерт на магнитофон. Песни бардов распространялись благодаря распространению и переписыванию этих записей. [ 5 ]

После распада Советского Союза и образования Российской Федерации музыкальный стиль песен начал меняться, но содержание не изменилось. Современные исполнители, относящиеся к жанру шансона, зачастую поют не в традиционном стиле, используемом даже исполнителями хрущевской эпохи, а более профессионально, заимствуя музыкальные аранжировки из поп-музыки, рока и джаза . Хотя строгий культурный контроль Советского Союза закончился, многие российские чиновники по-прежнему публично осуждают этот жанр. Генеральный прокурор России Владимир Устинов назвал песни "пропагандой криминальной субкультуры". [ 6 ] Однако есть радиостанция «Радио Шансон», которая круглосуточно транслирует шансон. Радио «Шансон» также является инициатором церемонии вручения премии «Шансон года», ежегодно проводимой на главной концертной площадке России — Государственном Кремлёвском дворце , награждающей артистов, выступающих в этом жанре. Многие политики являются поклонниками жанра, а один из популярных исполнителей современного шансона Александр Розенбаум был депутатом Думы от партии « Единая Россия» . [ 7 ] Указом Владимира Путина Розенбауму также было присвоено звание Народного артиста России .

Советские чиновники

[ редактировать ]

Многие советские барды также работали писателями и актерами Советского государства. Эти художники были обязаны представить свои работы на утверждение государственной цензуре. Когда барды исполняли произведения без цензуры, которые затем распространяли фанаты, они рисковали своей официальной работой. [ 8 ] В декабре 1971 года популярный советский бард Александр Галич был исключен из Союза советских писателей за публикацию произведений без цензуры за границей и распространение своих взглядов среди больших групп людей в Советском Союзе, что, по утверждению Галича, произошло после того, как член Политбюро прослушал кассету. песен Галича без цензуры на свадьбе его дочери. [ 9 ] Галич описывает официальную реакцию после исключения его из Союза советских писателей в открытом письме в Международный комитет по правам человека, которое он написал после того, как ему было отказано в разрешении на выезд за границу: «Я лишен... права видеть свои произведения опубликования, право заключения договора с театром, киностудией или издательством, право выступления перед публикой». [ 10 ] Другие барды, не являющиеся официальными советскими артистами, все равно рисковали своей работой, исполняя песни без цензуры. В 1968 году Юлий Ким , учитель русского языка и литературы в школе-интернате при МГУ , был уволен за исполнение без цензуры песен с критикой Советского Союза. [ 11 ] Хотя официальная позиция Советского Союза по отношению к этим песням была нетерпимой, многим советским чиновникам нравились записи без цензуры. Булат Окуджава , бард, которого часто критиковали советские чиновники, был приглашен дать концерт в советском посольстве в Варшаве. [ 12 ]

Помимо активных репрессий со стороны государства, советские барды также сталкивались с критикой литературных достоинств своих песен со стороны советских чиновников. Даже песни, которые не содержали открытой критики Советского Союза, такие как песни Владимира Высоцкого , подверглись нападкам из-за своего содержания и способа исполнения. Преступлением было не антисоветское содержание, как песни Галича, а содержание, которое считалось «несоветским», и способствовало очернению советского народа. [ 13 ] Во время встречи 140 писателей, художников и деятелей кино в 1962 году Леонид Ильичев , председатель Идеологической комиссии ЦК КПСС, подверг критике песни Окуджавы. Ильичев назвал их «вульгарными песнями... рассчитанными на низкие и дешевые вкусы» и сказал, что они «не соответствуют всему устройству [советской] жизни». [ 14 ] Артисты советской службы также критиковали бардов, исполнявших несанкционированные песни. [ 15 ] Газета «Советская Россия» подвергла Высоцкого критике за то, что он предлагал «мещанство, пошлость и безнравственность» под «видом искусства». [ 16 ] Хотя Высоцкого часто критиковали чиновники, ему никогда не грозило тюремное заключение или ссылка, как другим бардам. Отчасти это произошло из-за его использования сарказма в отличие от критики, отсутствия политической активности, но главным образом из-за его огромной популярности среди советского народа. [ 17 ]

Постепенно советские власти смягчили реакцию на бардов, исполнявших бандитские песни. В 1981 году, после смерти Высоцкого, государство разрешило публикацию сборника его стихов (хотя официальные государственные поэты по-прежнему нападали на стихи Высоцкого). [ 18 ] Во время Горбачева правления политика гласности Горбачева сделала песни преступников официально приемлемыми. Песни, которые раньше нужно было распространять неофициально посредством лично скопированных кассет, теперь можно было купить в магазинах. [ 19 ] В 1987 году Высоцкий был посмертно удостоен государственной литературной премии. [ 20 ] Однако песни, которые содержали более прямую критику Советского Союза, власти по большей части игнорировали. [ 21 ]

Советская общественность

[ редактировать ]

Общественная привлекательность песен преступников в Советском Союзе подогревалась контрастом между песнями преступников и санкционированной государством музыкой. Песни преступников не имели такого же гражданского содержания, как их официальные аналоги, а были гораздо более личными. [ 22 ] Они затронули темы, табуированные в советском обществе, такие как антисемитизм , растущий классовый разрыв и злоупотребления властью со стороны политической элиты. [ 23 ] Более личный характер музыки как по содержанию, так и по стилю придавал ей ощущение аутентичности, что привело к массовой популярности песен. [ 24 ] Песни часто были очень грубыми, один из аспектов которых подвергался резкой критике со стороны государства и повторялся некоторыми советскими гражданами за пределами правительства. [ 25 ]

Александр Розенбаум известен как бард и исполнитель русского шансона.
Lyube is reputed as Vladimir Putin's favorite band

В лирическом плане песни шансона обычно повествовательны и больше похожи на баллады , чем на поп-песни. Фактически, это одна из причин названия жанра в честь французского шансона (вторая — музыкальное сходство).

Тематика шансона сильно различается в зависимости от времени написания песен и места их действия. Например, песни, действие которых происходит в Одессе 1910-х годов, как правило, более веселые и резко контрастируют с мрачными, депрессивными и жестокими песнями сталинской эпохи. Интересно то, что исполнителю шансона, независимо от времени, в которое он пишет свои песни, свойственно включать в свой репертуар песни всех периодов, и писать песни, действие которых происходит в эпоху, отличную от его собственной. Это часто приводит к путанице: например, бард Александр Городницкий сообщает, что однажды его избили после того, как он заявил об авторстве одной из своих песен, приписываемой заключенному ГУЛАГа, жившему более 30 лет назад.

Повторяющиеся темы в песнях шансона включают:

  • Военно-патриотическая тематика. Существует поджанр шансона, известный как военный шансон.
  • Белая гвардия (антикоммунистическая сторона Гражданской войны в России)
  • Казнь предателя преступной группировки (первая такая песня, наверное, «Мурка»). Обычно это происходит в контексте российского уголовного закона , который очень строго наказывает предательство.
  • Отправление в трудовой лагерь или освобождение из него .
  • Любовь в контексте криминальной жизни, конфликтом обычно является либо предательство, либо разлука из-за тюремного заключения.
  • Прославление архетипа «веселого вора». Действие этих песен часто происходит в городе Одесса , где еврейская мафия характеризовалась как особенно веселая и колоритная. Одесские куплеты часто изображают богатую и славную жизнь до сталинского режима, когда Одесса была одним из немногих городов молодого Советского Союза, где была свободная торговля. Эти песни часто представляют собой повествования о свадьбах и вечеринках, иногда основанные на реальных событиях.
  • Политическая сатира разных форм.
  • Апеллируйте к эмоциям по отношению к родственникам или любимым людям, часто ведущим незаконную или морально противоречивую жизнь.

Как видно выше, шансон уходит корнями в тюремную жизнь и криминальную культуру, но некоторые исполнители шансона настаивают на том, что этот жанр выходит за рамки простых криминальных песен, и считают Александра Вертинского и Аллу Баянову своими предшественниками.

Музыкальный стиль

[ редактировать ]

Музыкальный стиль старых русских криминальных песен, как и русских бардовских песен, находится под сильным влиянием классического жанра русского романса XIX века, а точнее поджанра, известного как городской или городской романс. Романтические песни почти всегда делятся на четырехстрочные рифмованные куплеты, редко имеют припев и следуют довольно последовательной последовательности аккордов (Am, Dm и E, иногда с добавлением C и G). Схема игры также предсказуема: это либо марш, либо медленный 3/4 вальса, часто с использованием пальцев, а не игры. Романс-песни традиционно исполнялись на русской гитаре , поскольку ее настройка облегчает исполнение этих аккордов (большинство из них исполняются как однопальцевый тактовый аккорд).

Исполнители

[ редактировать ]

Криминальные песни исполнялись такими артистами, как Аркадий Северный , Владимир Высоцкий , Александр Городницкий и Александр Розенбаум . Заметим, что, за исключением Северного, эти исполнители обычно более известны своими бардовскими песнями. Аркадий был одним из редких исполнителей, который занимается исключительно коллекционированием и исполнением старых криминальных песен.

Modern chanson performers include the band Lesopoval , Spartak Arutyunyan and Belomorkanal Band, Boka (Russian-Armenian Chanson), Ivan Kuchin , Butyrka , Aleksandr Novikov , Willi Tokarev , Mikhail Shufutinsky , Lubov' Uspenskaya , and Mikhail Krug (murdered in 2002 at his villa in Tver ).

Some of the early performers are Leonid Utesov , Alexander Vertinsky , Pyotr Leshchenko , Izabella Yurieva , etc.

Более поздний артист, играющий шансон с рок-музыкой, — Григорий Лепс . Елена Ваенга , еще одна популяризированная в последнее время певица, актриса и автор песен, поет в стилях русского шансона, фолка и фолк-рока.

Михаил Танич был одним из самых популярных поэтов этого жанра.

Британский певец Марк Алмонд — единственный западный артист, получивший признание в Западной Европе, а также в России за исполнение английских версий русских романсов и русского шансона на своих альбомах Heart on Snow и Orpheus in Exile .

См. также

[ редактировать ]
  1. Софья Кишковская, «Записки из русского музыкального андеграунда: Звуки шансона» , The New York Times , 16 июля 2006 г., по состоянию на 5 мая 2013 г., 2. Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 г.
  2. ^ Кристофер Лазарски, «Владимир Высоцкий и его культ», Russian Review 51 (1992): 60.
  3. ^ Джин Сосин, Магнитиздат: песни инакомыслия без цензуры», в книге «Диссент в СССР: политика, идеология и люди» , под редакцией Рудольфа Л. Токеса. (Балтимор: издательство Университета Джонса Хопкинса, 1975), 276.
  4. Лазарский, «Владимир Высоцкий», 60.
  5. Сосин, «Магнитиздат», 278.
  6. ^ Кишковский, «Звуки шансона», 1.
  7. ^ Кишкобский, «Звуки шансона», 2.
  8. ^ Розетта К. Лармонт, «Наследники Горация: вне цензуры в советских песнях Магнитиздата»,: World Literature Today 53 (1979): 220.
  9. Сосин, «Магнитиздат», 299.
  10. Сосин, «Магнитиздат», 301.
  11. Сосин, «Магнитиздат», 286.
  12. Сосин, «Магнитиздат», 284.
  13. Лазарский, «Владимир Высоцкий», 65.
  14. Сосин, «Магнитиздат», 282.
  15. ^ Лазарский, «Владимир Высоцкий». 66.
  16. Сосин, «Магнитиздат», 303.
  17. Лазарский, «Владимир Высоцкий», 65.
  18. ^ Лазарский, «Владимир Высоцкий», 67–68.
  19. Лазарский, «Владимир Высоцкий», 68.
  20. Лазарский, «Владимир Высоцкий», 69.
  21. Лазарский, «Владимир Высоцкий», 69.
  22. Сосин, «Магнитиздат», 283.
  23. ^ Лармонт, «Наследники Горация», 223.
  24. Лазарский, «Владимир Высоцкий», 62.
  25. Лазарский, «Владимир Высоцкий», 61.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 529e272fcd4daeeb4654e904a560a1cd__1715372460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/cd/529e272fcd4daeeb4654e904a560a1cd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian chanson - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)