Бард (Советский Союз)
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2009 г. ) |
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Май 2019 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Авторская песня | |
---|---|
Родное имя | Авторская песня , бардовская песня |
Другие имена | Бардовская песня |
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | 1950-е годы, РСФСР. |
Типовые инструменты | |
Поджанры | |
| |
Региональные сцены | |
Москва | |
Другие темы | |
Русский шансон |
Музыка России | ||||||||
Жанры | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конкретные формы | ||||||||
| ||||||||
СМИ и производительность | ||||||||
| ||||||||
Националистические и патриотические песни | ||||||||
| ||||||||
Региональная музыка | ||||||||
| ||||||||
Термин бард (русский: бард , IPA: [барт] ) стал использоваться в Советском Союзе в начале 1960-х годов и продолжает использоваться в России сегодня для обозначения авторов-исполнителей, которые писали песни за пределами советского истеблишмента, подобно исполнителям американского фолка. возрождение музыки . Поскольку в бардовской музыке авторы-исполнители исполняют свои собственные песни, этот жанр также часто называют авторской песней ( русский : авторская песня , авторская песня ) или бардовской песней ( русский : бардовская песня , бардовская песня ).
Бардовская поэзия отличается от другой поэзии главным образом тем, что ее поют под простой гитарный аккомпанемент, а не устно. Еще одно отличие состоит в том, что он меньше фокусируется на стиле, а больше на смысле. Это означает, что используется меньше стилистических приемов, а поэзия часто имеет форму повествования. Что отличает бардовскую поэзию от других песен, так это то, что музыка гораздо менее важна, чем тексты; последовательности аккордов часто очень просты и имеют тенденцию повторяться от одной бардовской песни к другой. Гораздо более очевидное отличие заключается в том, что этот жанр свободен от коммерции; песни пишутся для того, чтобы их пели, а не для продажи, поскольку барды часто являются профессионалами немузыкальной профессии.
Стилистически предшественниками бардовских песен были русские городские романсы , затрагивавшие бытовую тематику и популярные во всех слоях русского общества конца 19 — начала 20 веков. Эти романсы традиционно писались в минорной тональности и исполнялись под гитарный аккомпанемент.
Бардовскую поэзию можно условно разделить на два основных жанра: туристическую песню и политическую песню , хотя выделяются и некоторые другие поджанры, такие как песня преступников и пиратская песня .
Первоначально термин «бард» использовался поклонниками жанра туристической песни, а за пределами этих кругов этот термин часто воспринимался как слегка насмешливый. Однако возникла необходимость в термине, который отличал бы этот стиль песни от традиционной популярной поп-песни, и этот термин в конечном итоге прижился.
Многие барды исполняли свои песни для небольших групп людей, используя русскую гитару , и редко, если вообще когда-либо, их сопровождали другие музыканты или певцы. Ставшие популярными барды со временем смогли давать скромные концерты. Бардам редко разрешалось записывать свою музыку, учитывая политический характер многих их песен. В результате бардовские мелодии обычно распространялись путем копирования любительских записей (известных как магнитиздат ), сделанных на концертах, особенно песен политического характера.
Типы песен
[ редактировать ]Туристическая песня
[ редактировать ]В советскую эпоху застоя кемпинг, и особенно его интенсивные формы, такие как альпинизм , катание на байдарках /каноэ и каньонинг , стали формой эскапизма для молодых людей, которые чувствовали, что эти занятия были единственным образом жизни, в котором такие ценности, как смелость, дружба, риск, доверие, сотрудничество и взаимная поддержка по-прежнему имели значение. Именно такие ситуации и достоинства используются в туристических песнях в качестве сюжета.
Многие из лучших туристических песен сочинили Юрий Визбор , участвовавший и спевший обо всех описанных выше видах спорта, и Александр Городницкий, много времени проводивший в кругосветных плаваниях на кораблях и в научных экспедициях на Крайний Север.
Заметным поджанром туристической песни была морская песня. Как и в случае с другими туристическими песнями, целью было спеть о людях, находящихся в тяжелых условиях, где возникают настоящие физические и эмоциональные конфликты. У Владимира Высоцкого было несколько таких песен, поскольку его стиль им идеально подходил. Многие песни Александра Городницкого посвящены морю, поскольку ему действительно довелось испытать жизнь на море. Некоторые песни были просто о моряках, другие — о пиратах. Несмотря на романтизм таких песен, как Бригантина» « Павла Когана , пиратские песни и сегодня популярны на концертах авторской песни. Почти у каждого барда есть хотя бы одна песня такого типа.
Туристическая песня, как правило, терпилась правительством и существовала под названием авторская песня (авторская песня), т. е. песни, исполняемые преимущественно самими авторами, а не песни, исполненные профессиональными певцами (хотя профессионалы часто «заимствовали» успешные авторские песни). свой репертуар). Другое название этого жанра — «самодеятельная песня» ( дословно переводится как «песня, сделанная своими руками» или «самодельная песня»). Этот термин отражает культурное явление Советского Союза под названием «самодеятельное исполнительское искусство», или художественная самодеятельность . Это было широко распространенное, часто сильно субсидируемое занятие советских людей в свободное время. На каждом крупном промышленном предприятии и в каждом колхозе был Дворец культуры или, по крайней мере, Дом культуры , где самодеятельные артисты могли заниматься и выступать. Во многих из них, а также во многих университетах существовали Клубы самодеятельной песни (« Клуб самодеятельной песни » , или КСП ), которые, по сути, были клубами бардовской песни и стояли совершенно особняком от основной советской песни. samodeyatelnost ' ".
Грушинский фестиваль берет свое начало со встреч любителей туристической песни, но теперь включает в себя песни всех жанров.
- Сравните: Топающая песня , подобная традиция в Чехии .
Политическая песня
[ редактировать ]Песни такого рода выражали протест против советского образа жизни. Жанр варьировался от острополитических, « антисоветских » песен до остроумной сатиры в лучших традициях Эзопа . Некоторые песни Булата Окуджавы затрагивают эти темы. [ нужна ссылка ]
Владимира Высоцкого воспринимали как автора политических песен, хотя он также был частью массовой культуры. Не так было с Александром Галичем , который в конце концов был вынужден эмигрировать; владение кассетой с его песнями могло означать тюремный срок в СССР [ нужна проверка ] . До эмиграции он страдал от преследований КГБ , как и другой бард Юлий Ким . Другие, такие как Евгений Клячкин и Александр Дольский , сохраняли баланс между откровенным «антисоветским» и откровенно романтическим материалом. [ нужна ссылка ]
По иронии судьбы, «песни» из прокоммунистических пьес Бертольта Брехта , предположительно критикующие фашизм и капиталистическое общество (и, таким образом, аплодируемые Советами), могли рассматриваться как песни протеста и, следовательно, были популярны среди бардов. Их часто называли зонгами (немецкое произношение слова «песня»). [ нужна ссылка ]
Преступные песни
[ редактировать ]Эти песни, известные по-русски как блатная песня , возникли задолго до появления бардов в Советском Союзе. Их происхождение можно проследить еще в первом десятилетии XX века. Не сильно отличаясь по стилю от других бардовских песен, эти песни по содержанию можно сравнить с современным рэпом : прославление криминала и городской романтики. Эти песни отразили распад строя и правил старого русского общества.
появились новые бандитские песни С 1930-х годов в ГУЛАГе . Многие из этих песен были посвящены невиновным людям, отправленным в трудовые лагеря, а не преступникам. Некоторые песни действительно были сочинены в лагерях.
В годы хрущевской оттепели многих выпустили из лагерей, а вместе с ними пришли и их песни. Некоторые барды узнали об этих анонимных песнях и начали их петь. В этот момент песни приобрели более символическое значение борьбы с угнетением. Такие барды, как Александр Розенбаум, также написали множество юмористических песен о преступной еврейской мафии в Одессе . Многие из этих песен были вдохновлены такими авторами, как Исаак Бабель . [1]
Другие песни
[ редактировать ]Еще более распространенными, чем туристические песни, были песни об обычной жизни (обычно жизни в СССР). Практически каждый бард написал значительное количество песен на эту тему. Место действия очень часто городское, часто в крупных городах, таких как Москва (особенно на Арбате ). Некоторые песни этого типа, например, Юрия Визбора и Владимира Высоцкого , использовали очень прямой подход и использовали простой и честный язык, чтобы иллюстрировать жизнь. Другие барды, такие как Булат Окуджава , придерживались более символического подхода и выражали свои взгляды на жизнь посредством расширенных метафор и символизма. Еще одним видом песни, появившимся в России задолго до бардовства, была « Военная песня» . Многие из самых известных бардов написали множество песен о войне, особенно о Великой Отечественной войне (ВОВ). У бардов были разные причины писать и петь песни о войне. Окуджава, который на самом деле участвовал в войне, использовал свой грустный и эмоциональный стиль, чтобы проиллюстрировать тщетность войны в таких песнях, как «Бумажный солдат» («Бумажный Солдат»). Владимир Высоцкий писал песни о войне просто потому, что они давали ту экстремальную обстановку, в которой нужны честь и эмоциональная сила, и можно увидеть истинный характер человека. Военные песни Высоцкого получили высокую оценку ветеранов за исключительный успех в изображении войны, несмотря на то, что поэт фактически не служил в армии. Юрий Визбор писал военные песни, в которых важнейшим элементом были не сама война, а люди, участвовавшие в войне. В этих песнях война часто происходила на заднем плане, а сама песня была в стиле туристической песни с акцентом на природу и человеческие эмоции.
Многие барды писали песни о своих родных городах, например, Владимир Высоцкий о московском «Большом Каретном», Александр Розенбаум о петербургской «Лиговке», Леонид Духовный о киевском «Подоле» («А Без »). Подола Киев Невозможен") [2] [3] [4]
Некоторые барды также писали детские песни для различных фестивалей и спектаклей. Эти песни пользовались большим успехом, так как поэты решили написать их так же, как и другие свои песни. В результате появились песни, которые, хотя и были адресованы детям, все же имели глубокий смысл и нравились взрослым, мало чем отличаясь от Ивана Крылова басен . Самыми известными бардовыми исполнителями, исполнявшими детские песни, был дуэт мужа и жены Сергея Никитина и Татьяны Никитиной . Сергея и Татьяну до сих пор считают бардами, хотя они известны прежде всего тем, что положили на собственную музыку великие поэтические произведения.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Биография" . Александр Розенбаум (in Russian) . Retrieved 17 November 2021 .
- ^ "Большой Каретный. Больше, чем просто переулок" .
- ^ «Лиговка» . 13 октября 2017 г.
- ^ "Леонид Духовный - "Подол (а без Подола Киев невозможен)" " .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лучшее из русской жизни, Том 2: Биографии , Пол Э. Ричардсон (редактор), Русские информационные службы, 2012, ISBN 978-1880100738 содержит несколько статей об отдельных бардах.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Песня исполнителя
- Bards.ru (русский) – информация, картинки, тексты песен и звук
- Авторская песня
- Литературные приколы: Советское андеграунд - информация и некоторые переводы