Jump to content

Музыка Советского Союза

Музыка Советского Союза разнообразна во многих жанрах и эпохах. Большая часть ее считалась частью русской культуры , но и другие национальные культуры республик Советского Союза также внесли значительный вклад. Советское государство поддерживало музыкальные учреждения, но также осуществляло цензуру контента . По словам Владимира Ленина , «Каждый художник, каждый, кто считает себя художником, имеет право свободно творить согласно своему идеалу, независимо от всего. Однако мы — коммунисты и не должны стоять, сложив руки, и позволять хаосу развиваться по мере его развития». радует. Мы должны системно руководить этим процессом и формировать его результат». [1]

Классическая музыка Советского Союза.

[ редактировать ]
Сергей Прокофьев , один из крупнейших композиторов 20 века.

Классическая музыка Советского Союза развилась из музыки Российской Империи . Постепенно он эволюционировал от экспериментов революционной эпохи, таких как оркестры без дирижеров, к классицизму, который предпочитался при Иосифа Сталина кабинете .

Музыкальными патриархами эпохи были Прокофьев , Шостакович и Арам Хачатурян . волне молодых советских композиторов, в том числе Георгия Свиридова , Тихона Хренникова и Альфреда Шнитке Со временем удалось прорваться .

Многие музыканты советской эпохи зарекомендовали себя как ведущие артисты мира: скрипачи Давид Ойстрах , Леонид Коган , Гидон Кремер , Виктор Третьяков и Олег Каган ; виолончелисты Мстислав Ростропович , Даниил Шафран , Наталья Гутман ; альтист Юрий Башмет ; пианисты Святослав Рихтер , Эмиль Гилельс и многие другие музыканты.

Музыка в первые годы Сталина

[ редактировать ]

После того как Иосифу Сталину удалось исключить Льва Троцкого из ЦК в 1927 году, он очень скоро разорвал связи с Западом и основал изоляционистское государство. [ нужна ссылка ] . Сталин отверг западную культуру и ее «буржуазные принципы», поскольку они не согласовывались с политикой Советской Коммунистической партии или рабочего класса. Ассоциация современных музыкантов (АСМ), фракция наиболее прогрессивных советских музыкантов, которая процветала благодаря взаимодействию с Западом в годы НЭПа, быстро распалась без поддержки рабочего государства. Бывшие члены АКМ вступили в Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов (РАПМ). РАПМ, состоящая из «реакционных пролетариев», выступала против западных музыкальных идеалов, вместо этого стремясь поощрять традиционную русскую музыку. [2] Последовал конфликт между реакционерами и прогрессистами (бывшими членами ACM) внутри РАПМ. Хотя Коммунистическая партия поддержала реакцию, она не предприняла прямых действий по разрешению конфликта; Вместо этого внимание партии в этот период было сосредоточено на экономическом развитии Советского Союза . [3] В 1932 году РАПМ была расформирована в пользу новой организации: Союза советских композиторов (ССК).

Вторая сталинская революция 1932 года.

[ редактировать ]

1932 год ознаменовал новое культурное движение советского национализма. [4] Партия реализовывала свою программу через недавно основанный Союз советских композиторов, подразделение Министерства культуры . Музыкантов, надеявшихся получить финансовую поддержку Коммунистической партии, обязали вступить в ОСК. Ожидалось, что композиторы представят организации новые произведения, которые будут одобрены перед публикацией. В USC заявили, что этот процесс направлен на то, чтобы помочь молодым музыкантам сделать успешную карьеру. Таким образом, через ОСК Коммунистическая партия смогла контролировать направление новой музыки.

Сталин применил понятие социалистического реализма к классической музыке. Максим Горький впервые представил соцреализм в литературном контексте в начале 20 века. Социалистический реализм требовал, чтобы все средства искусства передавали борьбу и триумфы пролетариата. Это было по своей сути советское движение: отражение советской жизни и общества. [5] Ожидалось, что композиторы откажутся от западного прогрессизма в пользу простых, традиционных русских и советских мелодий. В 1934 году Прокофьев записал в своем дневнике о композиционной необходимости «новой простоты», нового лиризма, который, по его мнению, станет источником национальной гордости советских людей. «Петя и волк» — хорошая иллюстрация того созвучия, которое существовало между художественным видением Прокофьева и советскими идеалами. [6] Кроме того, музыка служила мощным пропагандистским средством, прославляя пролетариат и советскую власть. Величие Сталина стало темой бесчисленных советских песен, и эту тенденцию он не раз пытался остановить. [7] Таким образом, коммунистические идеалы и продвижение партии были основой этого культурного движения.

Ивана Дзержинского опера «Тихий Дон» Образцом соцреализма в музыке стала , написанная в 1935 году. Увидев оперу, сам Сталин похвалил произведение, поскольку в нем были использованы темы патриотизма и простые революционные мелодии. [8] Композиторы писали для пролетарской аудитории; Дзержинского «Тихий Дон» оправдал эти ожидания. С другой стороны, опера Шостаковича « Леди Макбет Мценского уезда» , впервые исполненная в 1934 году, обернулась катастрофой для гениального композитора. Хотя произведение Шостаковича поначалу было хорошо встречено критиками, Сталин и Коммунистическая партия сочли темы оперы «досоциалистического, мелкобуржуазного русского менталитета» совершенно неуместными. [9] Правда Государственная газета « » резко раскритиковала оперу Шостаковича. Таким образом, эти две оперы дали композиторам представление о том, в каком направлении Коммунистическая партия планировала вести советскую музыку. Советская музыка должна была быть музыкой, которую простой рабочий мог бы понять и которой мог бы гордиться. Это ознаменовало резкое изменение партийной политики по сравнению с неограниченными свободами первых советских лет.

Классическая музыка во время Второй мировой войны

[ редактировать ]

Вторжение нацистов в Советский Союз в июне 1941 года ошеломило неготовые советские войска. Администрация Сталина была вынуждена быстро отреагировать и направить все свои ресурсы на военные действия. В результате в советской музыке произошло ослабление ограничений на самовыражение. Этот период был отходом от политики 1930-х годов. Коммунистическая партия, поскольку она была союзником нескольких западных держав, сосредоточилась на патриотической пропаганде, а не на антизападной риторике. С восстановлением связи с Западом советская музыка пережила новую волну прогрессизма и экспериментирования. [10]

Композиторы ответили на свою новую свободу музыкой, наполненной темами патриотизма и военного триумфа. Музыка военного времени характеризовалась возрождением великих симфонических произведений по сравнению с упрощенными «песенными операми» (такими как «Тихий Дон») 1930-х годов. [10] Сергей Прокофьев, Николай Мясковский , Арам Хачатурян и Шостакович сочинили военные симфонии. Камерная музыка , жанр, вышедший из моды в предыдущее десятилетие, также возродилась. Музыка военного времени была направлена ​​на повышение боевого духа советских войск как дома, так и на фронте, и это принесло успех, особенно когда в 1942 году Советская армия начала набирать обороты в борьбе с нацистами. [11]

Ждановщина и возврат к политике 1930-х годов

[ редактировать ]

После окончания войны Коммунистическая партия переориентировалась на изоляционизм и контроль над культурой. В 1946 году Сталин поручил Андрею Жданову осуществить возврат к политике 1930-х годов. Ждановщина означала новый акцент на социалистическом реализме, а также на антизападных настроениях. [12] Коммунистическая партия снова призвала композиторов включать темы русской революции , а также националистические мелодии. Жданов в индивидуальном порядке критиковал композиторов, особенно Прокофьева и Шостаковича, за то, что они придерживались западных идеалов во время войны. Тихон Хренников тем временем был назначен главой Союза советских композиторов. Хренников стал одной из самых презираемых фигур среди советских музыкантов, поскольку ОСК стал играть более важную роль в цензуре. [13]

Реакция на ограничения Коммунистической партии различалась у разных поколений композиторов. Молодое поколение в основном стремилось приспосабливаться, хотя музыка, которую они создавали, была упрощенной и пустой по структуре. [13] Отчаявшись найти приемлемые мелодии, композиторы включили в свою музыку народные мелодии. Некоторые композиторы, в том числе Прокофьев и Шостакович, обратились к музыке для кино . Шостакович, среди прочих, скрывал свои наиболее выразительные и, возможно, противоречивые произведения до смерти Сталина. [14] Сталин и Советы чтили Шостаковича за его блестящую музыку, несмотря на то, что Сталину не нравилось направление некоторых его произведений. Сложные тональные структуры и прогрессивные темы, преобладавшие во время войны, постепенно исчезли. [13] Таким образом , годы после войны и до культурной оттепели при Никите Хрущеве ознаменовали быстрый упадок советской музыки.

Хрущевская оттепель

[ редактировать ]

Приход к власти Никиты Хрущева в 1953 году положил начало периоду умеренной либерализации в советской культуре, который часто называют «хрущевской оттепелью» . Этот период ознаменовал конец антиформалистских преследований конца 1940-х - начала 50-х годов. Композиторы, впавшие в немилость в последние сталинские годы, вернулись в поле зрения публики, и вновь стали исполняться произведения, которые ранее считались непригодными для публичного представления из-за их неортодоксальности. Многие из ранних запрещенных произведений Дмитрия Шостаковича, в том числе его первая опера и симфонии, были реабилитированы во время премьерства Хрущева. [15] Западные музыканты, такие как Леонард Бернштейн и Гленн Гулд, также впервые совершили поездку по Советскому Союзу в конце 1950-х годов. [16]

Тихон Хренников, глава Союза советских композиторов 1948-1991 гг.

Администрация Хрущева также укрепила позиции Союза советских композиторов (ССК) как доминирующего административного органа в сфере государственного спонсорства классической музыки, процесс, который начался в поздние сталинские годы. [17] Тихон Хренников, композитор по профессии, возглавлял ОСК с 1948 по 1991 год как один из немногих политических назначенцев сталинской эпохи, остававшихся у власти до распада Советского Союза в 1991 году. ОСК Хренникова активно пытался отменить политику Ждановщины , кампанию идеологической чистоты, которую вёл заместитель Сталина Андрей Жданов с 1946 по 1948 год. В 1958 году Хренников убедил Хрущёва официально реабилитировать многих артистов, обвиненных в «Резолюции о музыке» Жданова 1948 года. ЦК КПСС», документ, порицающий композиторов, музыка которых не смогла в достаточной степени реализовать эстетику соцреализма. [18]

Официальная советская музыка, 1953-1991 гг.

[ редактировать ]
Арам Хачатурян считается одним из ведущих советских композиторов.

Хрущевская оттепель дала советским композиторам и музыкантам большую творческую автономию, но не положила конец участию государства в производстве классической музыки. Хотя Союз советских композиторов (ССК) сейчас редко одобрял прямое тюремное заключение неортодоксальных композиторов, он часто блокировал государственное спонсорство композиторов, которые считал нерепрезентативными для идеологической позиции Коммунистической партии. [16] Коммунистическая партия по-прежнему выступала против техник, разработанных западными композиторами-модернистами, особенно против атональной гармонии и сериализма . Например, композиторы-сериалисты, такие как Арнольд Шенберг и Антон Веберн, не были включены в официальную советскую музыкальную программу конца пятидесятых и начала шестидесятых годов, в том числе в программу ведущей Московской консерватории. [19] В течение 1960-х годов эти приемы постепенно вводились в советский музыкальный словарь - к 1971 году даже Хренников, олицетворение советского музыкального истеблишмента, использовал сериалистическую двенадцатитоновую мелодию в своем фортепианном концерте № 1. 2 до мажор. [15]

Консервативная позиция по внедрению новых техник в музыкальный репертуар была лишь частью эстетики « социалистического реализма ». Помимо общей приверженности стилистическим нормам конца XIX — начала XX века, социалистический реализм в советской классической музыке выражался в героическом фокусе на жизни рабочего класса и советской революционной иконографии. [20] Кантата Сергея Прокофьева к двадцатой годовщине Октябрьской революции представляет собой прототип соцреалистической композиции, написанной в 1937 году, но не исполнявшейся до 1966 года. Кантата Прокофьева романтизирует события прихода к власти большевиков, положенную на либретто, взятое из сочинений героев-социалистов. Маркс, Ленин и Сталин. [21] Георгия Свиридова 1964 года «Курские песни» также воплощают эстетику соцреализма. В песенном цикле Свиридова изображены пасторальные сцены крестьянской жизни в родном для композитора Курске, заимствованы западнорусские народные мелодии и стили. [22]

Дмитрий Шостакович, ведущий композитор советской эпохи

Музыка Дмитрия Шостаковича определила доминирующий стиль советской классической музыки для последующих поколений советских композиторов. [23] Хотя Шостакович впал в немилость партии после осуждения его со стороны Жданова в конце 1940-х годов, его статус ведущего советского композитора постепенно восстанавливался в период хрущевской оттепели вплоть до его смерти в 1975 году. ОСК под руководством Хренникова отдавал предпочтение мастерству Шостаковича в области музыки. традиционные классические формы, поддерживая свои 15 монументальных симфоний наряду с произведениями досоветских мастеров, таких как Густав Малер, в качестве примеров для подражания молодым советским композиторам. [16] Обожествление партией классических мастеров, таких как Шостакович, сознательно контрастировало с ее пренебрежением к композиторам-экспериментаторам, которые сторонились традиционных классических норм. Несколько выдающихся советских композиторов были названы учениками Шостаковича, в том числе Георгий Свирдов. Его влияние коснулось творчества почти каждого композитора послесталинской эпохи, который либо придерживался музыкального языка, созданного им, либо выступал против него. [23]

Неофициальная советская музыка, 1953–1991 гг.

[ редактировать ]

После окончания сталинских преследований параллельно с основным музыкальным истеблишментом, спонсируемым государством, развивались новые кадры советских композиторов-авангардистов. Основу советской экспериментальной традиции часто связывают с композитором Андреем Волконским . В 1954 году Волконский был исключен из Московской консерватории за нестандартный стиль композиции и вялый подход к учебе. [24] Несмотря на отказ от него со стороны советского музыкального истеблишмента, Волконский продолжал писать музыку. В 1956 году он написал Musica Stricta , сольное фортепианное произведение, которое обычно считается первым использованием двенадцатитонового сериализма в советской классической музыке. [25]

Edison Denisov, experimental Soviet composer

Эксперименты Волконского в конце 1950-х - начале 1960-х годов в конечном итоге вдохновили еще больше музыкантов восстать против ограничений, которые до этого управляли советской классической композицией. В это новое поколение авангардистов вошли такие композиторы, как Эдисон Денисов , София Губайдулина , Альфред Шнитке и Арво Пярт . Каждый композитор внес свои уникальные новшества. Денисов продолжил исследование Волконским сериалистических техник. [19] а Губайдулина включила в свою музыку ранее неприемлемые религиозные темы. [26] Пярт выразил свою духовность в строгом минималистском музыкальном стиле. [27] Шнитке стал известен своими полистилистическими композициями, которые часто одновременно включали в себя несколько противоречивых стилей и тем, стирая статические различия между жанрами. [28]

В 1979 году Хренников публично осудил Денисова и других композиторов-экспериментаторов в публичном обращении к Союзу композиторов, и подобные нападки появились в таких государственных СМИ, как «Правда» . [18] Несмотря на явную оппозицию в Коммунистической партии, престиж советского авангарда только рос как внутри страны, так и за рубежом. В апреле 1982 года в Московской консерватории состоялся концерт произведений Денисова, Губайдулиной и Шнитке. До этого знакового события произведения авангарда были запрещены к исполнению в ведущих концертных залах Москвы и Ленинграда. [15] С этого момента, вплоть до распада Советского Союза в 1991 году, место композиторов-экспериментаторов неохотно признавалось советским музыкальным истеблишментом.

Электронная музыка

[ редактировать ]
Синтезатор АНС выставлен в музее Глинки

В 1929 году Николай Обухов изобрел «звучащий крест» (la croix sonore), сравнимый по принципу действия терменвокса . [29] В 1930-е годы Николай Ананьев изобрел «гидролокатор», а инженер Александр Гуров — неовиолену, И. Ильсаров — ильстон. [30] А. Римский-Корсаков [ ru ] и А.Иванов — эмиритон [ ru ] . [29] Композитор и изобретатель Арсений Авраамов занимался научной работой по синтезу звука и провел ряд экспериментов, которые впоследствии легли в основу советских электромузыкальных инструментов. [31]

В 1956 году Вячеслав Мещерин создал Ансамбль электромузыкальных инструментов [ ru ] , в котором использовались терменвоксы, электрические арфы, электроорганы, первый в СССР синтезатор «Экводин», [29] а также создал первую советскую реверберационную машину. Стиль, в котором играл ансамбль Мещерина, известен как « поп космической эры ». [31] В 1957 году инженер Игорь Симонов собрал действующую модель шумофона (электроэолифона), с помощью которого можно было извлекать различные тембры и созвучия шумового характера. [29] В 1958 году Евгений Мурзин сконструировал синтезатор АНС — один из первых в мире полифонических музыкальных синтезаторов.

К концу 1960-х годов музыкальные коллективы, исполняющие легкую электронную в СССР появились музыку. На государственном уровне эту музыку стали использовать для привлечения иностранных туристов в страну и для вещания на зарубежные страны. [32]

Основанная Мурзиным в 1966 году, Московская студия экспериментальной электронной музыки стала базой для нового поколения экспериментаторов — Эдуарда Артемьева , Александра Немтина [ ru ] , Шандора Каллоша , Софьи Губайдулиной , Альфреда Шнитке и Владимира Мартынова . [29] [31] В Прибалтийских советских республиках тоже были свои пионеры: в Эстонской ССР Свен Грюнберг , в Литовской ССР — Гедрус Куприявичюс, в Латвийской ССР — Опус и Зодиак . [31]

В середине 1970-х годов композитор Александр Зацепин сконструировал «оркестролу» — модификацию меллотрона. [33] Работа Зецепина для анимационного фильма «Тайна третьей планеты» стала культовой классикой и часто называют вехой в советской электронной музыке. [34] [35]

В 1985 году « Мелодия » совместно со Спорткомитетом СССР выпустила серию пластинок «Спорт и музыка», выполненных в электро и чиптюн . стиле [36]

Советские синтезаторы

[ редактировать ]

Саундтреки к фильмам

[ редактировать ]
Duration: 3 minutes and 2 seconds.
«Марш энтузиастов» — популярная массовая песня Советского Союза, впервые прозвучавшая в фильме «Светлый путь» (Светлый путь) в 1940 году.

Саундтреки к фильмам породили значительную часть популярных советских/российских песен того времени, а также оркестровую и экспериментальную музыку. В 1930-е годы Сергей Прокофьев написал музыку к фильмам Сергея Эйзенштейна , таким как «Александр Невский» , а также саундтреки Исаака Дунаевского , варьирующиеся от классических произведений до популярного джаза. Среди пионеров советской электроники был эмбиентный композитор 1970-х годов Эдуард Артемьев , наиболее известный своими музыкальными композициями к научно-фантастическим фильмам Тарковского . Многие фильмы, снятые в Советском Союзе, носили патриотический характер, а музыка в таких фильмах также несла позитивный тон советской гордости, включая в себя аспекты народной музыки и другие русские музыкальные влияния, а также влияние этнических общин, составлявших 14 других республик федерального государства.

Красная Армия — сильнейшая , и Государственный гимн Союза Советских Социалистических Республик используются в фильме 2014 года « Красная Армия» . Оригинальная версия гимна до десталинизации была использована в фильме 1985 года « Рокки IV» .

«Красная Армия — сильнейшая» была сыграна в первой сцене первого эпизода третьего сезона « Очень странных дел» . Были сыграны первые две строки, а затем последние 8 строк. Его пел Хор Красной Армии . Песня повторно используется в первом эпизоде ​​четвёртого сезона «Очень странных дел».

[ редактировать ]

Ранние советские годы

[ редактировать ]

Популярная музыка первых лет советского периода была по сути русской музыкой. Одна из самых известных песен Матвея Блантера «Катюша» близка по мелодическому, ритмическому и гармоническому строению русских романтических песен XIX века. [37] Это была адаптация народных мотивов к солдатской теме военного времени. [38]

Многие из наиболее часто исполняемых в Советской России песен принадлежали к международному революционному движению конца 19 - начала 20 веков. Примечательным примером является песня « Варшавянка », зародившаяся в Польше и ставшая популярной вместе с русской революцией. Песня отличается напряженным ритмом и призывает «К битве кровавой, святой и праведной». Была еще песня «Красное Знамя» (Красное Знамя), родом из Франции. Одними из наиболее известных песен являются «Смело, товарищи, в ногу» и траурный марш «Вы жертвою пали». [39]

В 1930-е годы большую популярность приобрели песни из саундтреков к фильмам, в том числе марши. К ним относятся «Если завтра принесет войну» («Если завтра война») и «Три танкиста » («Три Танкиста») братьев Покрасс и «Тачанка» , Листова имеющие патриотическую тематику. [40]

Советская музыка

[ редактировать ]

В официальном советском музыкознании «советская музыка есть качественно новый этап развития музыкального искусства». Она была основана на принципах социалистического реализма и формировалась под непосредственным контролем и поддержкой Советского государства и Коммунистической партии Советского Союза . [41]

Советская песня

[ редактировать ]

Основными категориями, признанными советским музыковедением в жанре советской песни, были массовая песня , «эстрадная песня» и «бытовая песня» ( бытовая песня ). [42]

Массовые песни обычно, но не все, сочинялись композиторами и писателями в виде маршей, большинство из них - для хорового пения, а некоторые - для отдельных певцов. Обычно эти песни носят оптимистический или героический характер, написаны на идеологические или исторические темы. В их число входили саундтреки к ряду фильмов, телефильмов или сериалов.

К числу бытовых песен относились и народные песни.

1930-1960-е: советский джаз.

[ редактировать ]
Оркестр Валентина Спориуса, 1937, Куйбышев.

Джазовую музыку советскому зрителю представил Валентин Парнах в 1920-е годы. Пианист Александр Цфасман , певец Леонид Утесов и композитор Исаак Дунаевский способствовали его популярности, особенно благодаря популярной комедии « Веселые ребята» с джазовым саундтреком. Эдди Рознер , Олег Лундстрем , Коретти Арле-Тиц и другие внесли свой вклад в советскую джазовую музыку.

В конце 1940-х годов, во время кампаний «антикосмополитизма», джазовая музыка страдала от идеологического гнета, поскольку на нее навешивали ярлык « буржуазной » музыки. Многие группы были распущены, а оставшиеся избегали называть джаз-бэндами.

В 1950-х годах подпольные самиздатские джазовые журналы и пластинки стали более распространенными для распространения музыкальной литературы и музыки. [43]

Однако в начале 1960-х годов, во время «хрущевской оттепели», советский джаз немного вернулся.Дополнительная информация:

Джаз-рок

В 1970-е годы джаз-рок -сцена начала развиваться. Арсенал [ ru ] , основанный Алексеем Козловым , считается выдающимся джаз-рок-фьюжн- ансамблем в СССР. [44] [45] [46]

Советская дорога

[ редактировать ]
Valentina Tolkunova

Термин « артисты эстрады » в советский период обычно относился к исполнителям традиционной популярной музыки (хотя сам термин «эстрада» (сцена) гораздо шире) в сопровождении симфонических оркестров (с периодическим хоровым сопровождением). Они исполняли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами/авторами песен. Песни были рассчитаны на вокальное мастерство, имели четкие, запоминающиеся мелодии, аккомпанементу отведена второстепенная роль. Поэтому на советской эстраде преобладали сольные певцы с хорошими вокальными данными, не игравшие на инструменте и сочинявшие свой репертуар самостоятельно. Песни в исполнении этих певцов составляют жанр эстрадной песни в Советском Союзе.

Среди артистов раннего периода были Леонид Утесов (тоже один из пионеров советского джаза), Марк Бернес , Любовь Орлова , Коретти Арле-Титц , Клавдия Шульженко , Рашид Бейбутов . Среди многочисленных художников хрущевской оттепели и эпохи застоя были Юрий Гуляев , Лариса Мондрус , Аида Ведищева , Тамара Миансарова , Лидия Клемент , Эдуард Хиль , Мария Пахоменко , Эдита Пьеха , Владимир Трошин , Майя Кристалинская , Вадим Мулерман , Хели Ляэтс , Уно Луп , Анна Герман , Валерий Ободзинский , Иосиф Кобзон , Муслим Магомаев , Валентина Толкунова , Людмила Зыкина , Лев Лещенко , Людмила Сенчина , София Ротару , Алла Пугачева , Валерий Леонтьев и Сергей Захаров — все они выпускники музыкальных курсов вузов и консерваторий. . Песни этих исполнителей часто включаются в саундтреки к фильмам и телевизионным драмам, телефильмам и мини-сериалам, и наоборот, ведь саундтреки к фильмам и телепередачам входили и часто входят в репертуар артистов эстрады.

Поскольку традиционная эстрадная музыка была основным официальным направлением советской эстрады, она подвергалась особо строгой цензуре. Обычно песни сочиняли члены Союза композиторов (наиболее известные среди них Александра Пахмутова , Василий Соловьев-Седой , Тихон Хренников , Давид Тухманов , Раймондс Паулс , Евгений Крылатов и др.), а тексты песен писали профессиональные и заслуживающие доверия люди. поэты и авторы песен, также входившие в состав ОСК ( Михаил Матусовский , Василий Лебедев-Кумач , Николай Добронравов , Роберт Рождественский , Михаил Танич , Леонид Дербенёв , Юрий Энтин , Илья Резник , Григоре Виеру ). Все это определяется как высокими требованиями к материалу и узкими рамками творчества, особенно лирического. Песни эстрады тогда в основном были о любви, природе или о патриотизме, идеологии, истории и национальной гордости.

1960-80-е: ВИА

[ редактировать ]
Типичный советский ВИА 70-х «Цветы » в костюме той эпохи в стиле хиппи.

В 1960-е годы возникло движение ВИА (Вокально-инструментальный ансамбль). ВИА представляли собой государственные коллективы профессиональных музыкантов с консерваторским образованием, часто исполнявшие песни, написанные для них профессиональными композиторами и писателями Союза композиторов, такими как Александра Пахмутова , Ян Френкель и Раймондс Паулс . Среди наиболее заметных групп и вокалистов ВИА были «Песняры» , фолк-группа из Беларуси; Земляне , Поющие Гитары , Юрий Антонов с Араксом и Стас Намин с Цветами .

Чтобы пробиться в мейнстрим государственных советских СМИ, любая группа должна была стать официально признанным ВИА. В каждом ВИА был художественный руководитель (художественный руководитель), который выполнял функции менеджера, продюсера и государственного руководителя. В некоторых группах, например «Песняры», художественный руководитель был также ведущим участником группы и автором песен.

Советские ВИА выработали специфический стиль поп-музыки. Они исполняли молодежную, но официально одобренную для радио музыку. Смесь западных и советских тенденций того времени, ВИА объединила традиционные песни с элементами рока , диско и новой волны . Часто использовались народные музыкальные инструменты, а также кейтары . Многие ВИА насчитывали до десяти участников, включая несколько вокалистов и мультиинструменталистов, которые находились в постоянной ротации.

Из-за государственной цензуры тексты ВИА раньше были « семейными ». Типичными лирическими темами были такие эмоции, как любовь, радость и печаль. Многие группы также восхваляли национальную культуру и патриотизм, особенно национальных меньшинств из небольших советских республик.

1960-70-е: Бардовская музыка.

[ редактировать ]
Булат Окуджава , бард

Певческое и авторское движение Советского Союза глубоко укоренено в любительских фольклорных песнях, исполняемых студентами, туристами и странствующими геологами. [ нужна ссылка ] Он стал очень популярным в 1960-х годах и иногда рассматривался как альтернатива официальным VIA. Музыкальные характеристики этого жанра состоят из простых, легко повторяемых партий, обычно исполняемых одним акустическим гитаристом, который одновременно пел. Среди авторов-исполнителей, которых называли «бардами», наиболее популярными были Булат Окуджава , Владимир Высоцкий , Юрий Визбор , Сергей Никитин и Татьяна Никитина . В бардской музыке важнейшую роль играла лирика, а барды были больше похожи на поэтов, чем на музыкантов.

1980-е: русский рок

[ редактировать ]
«Аквариум» , одна из пионеров российской рок-группы.

Рок-музыка пришла в Советский Союз в конце 1960-х годов вместе с битломанией , а в конце 1970-х годов возникло множество рок-групп, таких как «Машина времени» , «Аквариум» и «Автограф» . Русский рок во многом основывался на западноевропейской и американской рок-музыке с сильным влиянием бардовской музыки . В отличие от ВИА, этим группам не разрешили публиковать свою музыку, и они остались в андерграунде. Магнитиздат Единственным способом распространения был . Считается, что «золотой век» русского рока пришелся на 1980-е годы . [47] когда цензура была смягчена, в Ленинграде и Москве открылись рок-клубы , а рок-фестивали стали легальными. В годы перестройки русский рок стал мейнстримом. [48] Популярные группы того времени включали «Кино» , «Алиса » , «Ария » , «ДДТ» , «Наутилус Помпилиус» , «Гражданская оборона» и «Парк Горького» . Новая волна и пост-панк также были тенденциями в русском роке 1980-х годов.

Музыка для видеоигр

[ редактировать ]

После окончания «холодной войны» и включения России в поп-культуру русская музыка также была включена во многие игры, наиболее заметной из которых является тема «Тетрис» . Появление русских песен в средствах массовой информации также привело к появлению фоновой музыки, в том числе «Слава Арстоцке». [49] из видеоигры 2014 года Papers, Please .

См. также

[ редактировать ]

Постсоветские республики

[ редактировать ]

Другие штаты

[ редактировать ]
  1. ^ Lenin, O Kulture i Iskusstve (about Culture and Art), Moscow, 1957, pp 519–520
  2. ^ Кребс, Стэнли Д. (1970). Советские композиторы и развитие советской музыки . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 49.
  3. ^ Кребс, Стэнли Д. (1970). Советские композиторы и развитие советской музыки . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 50.
  4. ^ Кребс, Стэнли (1970). Советские композиторы и развитие советской музыки . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 50.
  5. ^ Бакст, Джеймс (1966). История русско-советской музыки . Нью-Йорк: Додд, Мид. п. 286.
  6. ^ Рифкин, Дебора (2018). «Визуализируя Петра: первые анимационные экранизации прокофьевского «Петы и волка» . Теория музыки онлайн . 24 (2). дои : 10.30535/mto.24.2.7 . ISSN   1067-3040 . S2CID   54915250 .
  7. ^ Кребс, Стэнли (1970). Советские композиторы и развитие советской музыки . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 53.
  8. ^ Эдмундс, Нил (2004). Советская музыка и общество при Ленине и Сталине: серп и эстафета . Нью-Йорк: RoutledgeCurzon. п. 14.
  9. ^ Кребс, Стэнли (1970). Советские композиторы и развитие советской музыки . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 52.
  10. ^ Jump up to: а б Кребс, Стэнли (1970). Советские композиторы и развитие советской музыки . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 54.
  11. ^ Кребс, Стэнли (1970). Советские композиторы и развитие советской музыки . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 55.
  12. ^ Шварц, Борис (1983). Музыка и музыкальная жизнь в Советской России, 1917–1981 . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 110.
  13. ^ Jump up to: а б с Кребс, Стэнли (1970). Советские композиторы и развитие советской музыки . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 58.
  14. ^ Кребс, Стэнли (1970). Советские композиторы и развитие советской музыки . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 59.
  15. ^ Jump up to: а б с Акопян, Левон (25 ноября 2016 г.), «Введение: развитие событий» , Музыка советской эпохи: 1917–1991 , Routledge, doi : 10.4324/9781315596822-4 , ISBN  978-1-315-59682-2 , получено 26 ноября 2020 г.
  16. ^ Jump up to: а б с Бельж, Борис (2013). «От мира к свободе: как классическая музыка стала политической в ​​Советском Союзе, 1964–1982» . Аб Империо . 2013 (2): 279–297. дои : 10.1353/imp.2013.0056 . ISSN   2164-9731 . S2CID   154075178 .
  17. ^ Томофф, Кирилл (2018). Творческий союз: Профессиональная организация советских композиторов . Итака: Издательство Корнельского университета.
  18. ^ Jump up to: а б Тарускин, Ричард (2016). «Две счастливые случайности: выступление на конференции «Музыка и власть» » . Журнал музыковедения . 33 (3): 401–431. дои : 10.1525/jm.2016.33.3.401 . ISSN   0277-9269 . JSTOR   26414241 .
  19. ^ Jump up to: а б Кэрнс, Закари (2013). «Вторая консерватория Эдисона Денисова: анализ и реализация» . Обзор теории Индианы . 31 (1–2): 52–87. ISSN   0271-8022 . JSTOR   10.2979/inditheorevi.31.1-2.0052 .
  20. ^ Ивашкин, Александр (2014). «Кто боится соцреализма?» . Славянское и восточноевропейское обозрение . 92 (3): 430–448. дои : 10.5699/slaveasteurorev2.92.3.0430 . ISSN   0037-6795 . JSTOR   10.5699/slaveasteurorev2.92.3.0430 . S2CID   149324906 .
  21. ^ Моррисон, Саймон; Кравец, Нелли (1 апреля 2006 г.). «Кантата к двадцатилетию Октября, или Как призрак коммунизма преследовал Прокофьева» . Журнал музыковедения . 23 (2): 227–262. дои : 10.1525/jm.2006.23.2.227 . ISSN   0277-9269 .
  22. ^ Джермихов, Петр (1993). «Курские песни» Георгия Свиридова: преображенная крестьянская музыка» . Хоровой журнал . 34 (1): 15–22. ISSN   0009-5028 . JSTOR   23549346 .
  23. ^ Jump up to: а б Шмельц, Питер Дж. (2007). «Что было «Шостаковичем» и что было дальше?» . Журнал музыковедения . 24 (3): 297–338. дои : 10.1525/jm.2007.24.3.297 . ISSN   0277-9269 .
  24. ^ Шмельц, Питер Дж. (1 апреля 2005 г.). «Андрей Волконский и начало неофициальной музыки в Советском Союзе» . Журнал Американского музыковедческого общества . 58 (1): 139–207. дои : 10.1525/jams.2005.58.1.139 . ISSN   0003-0139 .
  25. ^ Тарускин, Ричард (2006). «Рождение современной России из духа русской музыки» . Музикология (6): 63–76. дои : 10.2298/muz0606063t .
  26. ^ Медик, Ивана (2012). «Губайдулина, неправильно поняли» . Музикология (13): 101–123. дои : 10.2298/MUZ120303014M . hdl : 21.15107/rcub_dais_3618 . ISSN   1450-9814 .
  27. ^ Саймон, Аллен Х (1996). «Детерминистические методы в Magnificat Арво Пярта» . Хоровой журнал . 37 (3): 21–24. ISSN   0009-5028 . JSTOR   23552206 .
  28. ^ Трамбле, Жан Бенуа (2013). «Альфред Шнитке и музыкальный постмодернизм: первая симфония как пример». Постмодернизм за железным занавесом : 93–106.
  29. ^ Jump up to: а б с д и «АНС», шумофон и терменвокс: как зарождалась советская электронная музыка Archived 10 February 2022 at the Wayback Machine . In Russian
  30. ^ Журнал «Техника — молодёжи», № 3 за 1960 год. Автор: Б.Орлов In Russian
  31. ^ Jump up to: а б с д Советская электронная музыка . In Russian
  32. ^ Забытая мелодия. В архивах фирмы грамзаписи обнаружена музыка, приговорённая сорок лет назад к уничтожению . Баканов Константин. Новые Известия July 2005 Archived 5 February 2017 at the Wayback Machine . In Russian
  33. ^ Татьяна Анциферова: «У меня не было желания покорять мир…» . In Russian
  34. ^ "Саундтрек "Тайны третьей планеты" вышел спустя 40 лет" . 22 May 2022. Archived from the original on 25 July 2022 . Retrieved 25 July 2022 .
  35. ^ "Вышла обновлённая версия саундтрека "Тайны третьей планеты" " . 24 May 2022. Archived from the original on 25 July 2022 . Retrieved 25 July 2022 .
  36. ^ «Спорт и музыка». Три пластинки «для труда и отдыха», познакомившие слушателей СССР с модной электронной музыкой . In Russian
  37. ^ Николя Слонимский. Русская и советская музыка и композиторы . Psychology Press, 2004. стр.164.
  38. ^ Джеймс фон Гельдерн. Массовая культура в Советской России: сказки, стихи, песни, фильмы, пьесы и фольклор, 1917–1953 . Издательство Университета Индианы. стр.315
  39. ^ Эми Нельсон. Музыка революции: музыканты и власть в ранней советской России . Пенн Стейт Пресс. 2004. стр.34
  40. ^ Л.В. Полякова. Советская музыка. Паб иностранных языков. Дом. Москва. 1961.
  41. ^ «Советская музыка» , Музыкальная энциклопедия (Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.) (на русском языке)
  42. ^ «Массовая песня» , Музыкальная энциклопедия (Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.) (на русском языке)
  43. ^ Калшоу, Питер (14 октября 2006 г.). «Как джаз пережил Советы» . Телеграф . Проверено 1 июля 2011 г.
  44. ^ Лео Фейгин (1985). Русский джаз: новая идентичность . Квартет книг. п. 73. ИСБН  9780704325067 .
  45. ^ «Жизнеописание Алексея Козлова» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2007 года.
  46. ^ Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги . In Russian
  47. ^ Золотой век: топ-10 альбомов русского рока 80-х. In Russian
  48. ^ Уолтер Джеральд Мосс. История России: с 1855 года, Том 2. Серия гимнов по исследованиям России, Восточной Европы и Евразии. Гимн Пресс, 2004. 643 страницы.
  49. ^ ДОКУМЕНТЫ, ПОЖАЛУЙСТА: СЛАВА АРСТОТЦКЕ Тема (Оркестровая версия 3) , получено 5 октября 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0e88b71cc4702a7b9217943c626a65a7__1722288000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/a7/0e88b71cc4702a7b9217943c626a65a7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Music of the Soviet Union - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)