Николай Обухов
Nikolai Borisovich Obukhov | |
---|---|
![]() Nikolai Borisovich Obukhov | |
Рожденный | 22 апреля [ OS 10 апреля] 1892 г. Село Ольшанка , Курская губерния , Российская империя. (now Chernyansky District , Belgorod Oblast, Russia) |
Умер | 13 июня 1954 г. Сен-Клу , Париж , Франция | (62 года)
Занятие | композитор |
Обухов (22 апреля Борисович 1892 г. - Николай 13 июня 1954 г.) [1] был русским композитором-модернистом и мистиком, работавшим главным образом во Франции. Деятель авангарда, взявший за отправную точку позднюю музыку Скрябина , он вместе с семьей бежал из России после большевистской революции , поселившись в Париже. Его музыка отличается религиозным мистицизмом , необычными обозначениями, использованием своеобразного 12-тонового хроматического языка и новаторским использованием электронных музыкальных инструментов в эпоху их самого раннего развития.
Жизнь
[ редактировать ]Россия
[ редактировать ]Обухов родился в селе Ольшанка Курской губернии России, примерно в 80 км к юго-юго-востоку от города Курска . Еще будучи ребенком, его семья переехала в Москву. Они внимательно следили за его музыкальным развитием, обучая его игре на фортепиано и скрипке с раннего возраста. В 1911 году он начал обучение в Московской консерватории , а с 1913 по 1916 год продолжил обучение в Санкт-Петербургской консерватории , где его преподавателями были Максимилиан Штейнберг и Николай Черепнин . В 1913 году Обухов женился на Ксении Комаровской; до того, как они покинули Россию, у них было двое сыновей. [1] [2]
Его ранняя музыка, написанная после 1910 года, привлекла достаточное внимание, чтобы вдохновить журнал «Музыкальный современник» организовать концерт его сочинений в 1915 году и еще один в Санкт-Петербурге в 1916 году, на котором вся исполняемая музыка использовала новый метод нотной записи. он разработал в предыдущем году. [3] В 1918 году он бежал из России со своей женой и двумя детьми, чтобы избежать невзгод, последовавших за большевистской революцией и последовавшей за ней гражданской войной ; после периода путешествий по Крыму через Константинополь они поселились в Париже, обычном месте назначения для творческих и интеллектуальных беженцев из-за традиционных культурных связей между двумя народами. [1] [4]
Переехать во Францию
[ редактировать ]
Во Франции Обухов познакомился и учился у Мориса Равеля , который не только проявил некоторый интерес к его музыке, но и оказал финансовую помощь семье беженцев и познакомил Обухова с издателем. [1] [5] Хотя поначалу он жил в бедности, ему удалось получить достаточную помощь извне, чтобы сосредоточиться на композиции и связанных с ней проектах. Эти проекты включали разработку электронного инструмента, croix sonore , устройства, похожего на терменвокс , но построенного в форме креста, с электроникой, спрятанной внутри латунного шара, к которому был прикреплен крест. [6] Над конструкцией устройства он работал вместе с Пьером Довилье и Мишелем Бийодо, вероятно, в разное время. Они продемонстрировали прототип croix sonore в 1926 году, а в 1934 году сняли его для создания усовершенствованной версии; этот инструмент используется во многих одновременных и последующих произведениях Обухова. [6] [7]
В 1926 году Серж Кусевицкий , всегда сторонник новой музыки, особенно русских композиторов-экспериментаторов (он долгое время был сторонником Скрябина и Стравинского ), заинтересовался огромным (и неполным) выдающимся произведением Обухова, литургической кантатой жизни ». «Книга Life ) и провел спектакль ее Пролога в Париже. [5] [8]
Обухов остался в Париже, жил в небольшой квартире с женой, сочиняя и писая о своей гармонической и нотной системе. Физически крепкий, он зарабатывал на жизнь каменщиком. [9] Одна из его учениц, пианистка графиня Мария-Антуанетта Оссенак-Бройль, заинтригованная его мистическим религиозным мировоззрением, а также его музыкой, овладела искусством игры на сонорном кресте . Она стала одной из самых энергичных сторонниц как музыки Обухова, так и его необычного электронного инструмента, а также предоставила ему дом и финансовую поддержку. [9] Артур Онеггер был одним из нескольких композиторов, публиковавших музыку с использованием своей нотации, и в 1943 году издатель Дюран напечатал группу произведений разных композиторов XVIII–XX веков, используя эту нотацию. Хотя композиторская деятельность Обхукова была частично прервана Второй мировой войной, в 1947 году он опубликовал трактат о гармонии и нотации Traité d'harmonie tonale, atonale et totale . Онеггер написал предисловие к книге. [9]
В 1949 году на него напала и ограбила банда головорезов, и он был настолько серьезно ранен, что практически перестал сочинять до конца своей жизни. Нападавшие скрылись с портфелем рукописей, включая окончательную копию его «Книги жизни» . [2] Став инвалидом в результате нападения, он прожил еще пять лет, умирая в Сен-Клу , в западном пригороде Парижа . [1] Он похоронен на кладбище Сен-Клу; на вершине его разрушенного памятника когда-то находилась каменная копия его croix sonore , установленная Марией-Антуанеттой Оссенак-Бройль. [2] [10]
Его многочисленные рукописи хранятся в Национальной библиотеке Франции в Париже. Опубликованы лишь некоторые из них. Ларри Ситски в своей книге «Музыка репрессированного русского авангарда, 1900–1929» 1994 года включает полный алфавитный список произведений композитора из этого архива. [1] [11]
Работает
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Хотя Обухов наиболее известен своей гигантской «Книгой жизни» , он также написал множество миниатюр, некоторые из которых были опубликованы. Его творчество включает произведения для фортепиано; песни для голоса и фортепиано; произведения для электронного инструмента и фортепиано, обычно Croix Sonore или иногда Ondes Martenot ; камерные произведения для сочетаний голосов, инструментов и изобретенных Обуховым инструментов; произведения для оркестра; и огромные оратории или кантаты для голосов, croix sonore , фортепиано, органа и оркестра. Большинство его произведений включают партии для фортепиано, и croix sonore . в его произведениях заметное место занимает [11]
Музыка Обукова с самого начала была экспериментальной и новаторской, имеющей сходство с тональным и гармоническим языком Скрябина в его ранних произведениях. Другими ранними влияниями были сочинения философа Владимира Соловьева и мистическая, апокалиптическая поэзия Константина Бальмонта , стихи которого он положил на музыку. Обухов разработал технику использования всех двенадцати тонов не рядами , как развивал Шенберг в Вене, а как определение гармонических областей или регионов посредством двенадцатитоновых аккордов. Это была одна из первых, если не первая попытка разработки додекафонического композиционного метода, предшествовавшая на несколько лет Шенбергу. [9] Кроме того, он разработал схему неповторения тонов до тех пор, пока не прозвучат остальные одиннадцать, а также аналогичный метод управления интервалами. Обухов был одним из нескольких композиторов того времени, работавших над 12-тоновой методикой; в число других в России входили Рославец , Лурье и Голышев . [12]
Помимо новизны своего 12-тонового метода, Обухов был также одним из первых композиторов, потребовавших от певцов издавать иные, чем пение, звуки, в том числе крики, визги, шепот, свист и стоны. Важной частью его эстетики была идея религиозного экстаза, выраженная через звук, а затем и через другие чувства. Его ранние песни, написанные в России, включают в себя необычные для певцов направления. Berceuse d'un bienheureux au chevet d'un morte («Берсею блаженного у одра усопшего») (1918, опубликовано в 1921 году) включает в себя для отдельных коротких высказываний такие отметки, как «яростно страдать», « со свистом», «страдая, сожалея резким голосом», «с безумной улыбкой», «восторженно угрожая» и «со злобой». [13]
Исходное обозначение
[ редактировать ]15 июля 1915 года, по словам композитора, он изобрел свой новый метод записи, который устранил необходимость в случайных знаках за счет замены головок нот крестиками для тонов, повышенных на полтона. [14] Используемый им символ был похож на стандартный символ двойного диеза, за исключением того, что он использовался вместо нотной головки. Только C, D, F, G и A — белые клавиши фортепиано с черной клавишей, примыкающей справа, — можно было заменить крестом. В дополнение к символу нотной головки Обухов использовал символ, похожий на мальтийский крест, для обозначения тактовых линий в своих партитурах, и он часто размещал эти деления на границах фраз, в результате чего получались такты огромной длины. Кресты, как в нотных головках, так и в разделителях фраз, были символом распятия, и Обуков часто вставлял в свои рукописи отметки темпа и репетиционные номера собственной кровью как символ жертвы Христа. [9]
Оригинальные инструменты
[ редактировать ]Обухов изобрел три музыкальных инструмента: «Эфир» - ветряную машину с электронным приводом, издававшую неслышимый гудящий звук, предположительно как выше, так и ниже диапазона человеческого слуха, предназначенный для подсознательного воздействия на слушателя; «Кристалл», клавишный инструмент, в котором молоточки ударяли по хрустальным полусферам, производя звук, напоминающий челесту; и croix sonore , или «звучный крест», инструмент, похожий на терменвокс , в котором высота гетеродинирующих генераторов контролируется емкостью тела - высота звука будет повышаться и понижаться в зависимости от положения руки исполнителя по отношению к устройству. [10] В отличие от терменвокса, исполнительница Croix Sonore регулирует громкость с помощью простой ручки, а не другой руки. Известно , что из этих трех инструментов только croix sonore , и он часто использовал его, написав для него партии в более чем 20 отдельных композициях. был построен [10]
Croix sonore представлял собой латунный крест высотой 175 см, посаженный на глобус диаметром 44 см с уплощенным основанием. В центре креста находилась звезда, которая была примерно на уровне груди стоящего артиста. Электроника находилась внутри шара, а крест действовал как антенна, так что рука игрока управляла шагом, перемещаясь к звезде и от нее. Название инструмента было выгравировано на глобусе на русском и французском языках. [10] [15]
Выступление на Croix Sonore было как визуальным, так и слуховым опытом. Обухов задумал, чтобы исполнитель был похож на жрицу, совершающую религиозный обряд, и неизвестно ни одного публичного выступления, на котором исполнителем был бы мужчина. [10] Частичное исполнение «Книги жизни» в 1934 году было рецензировано критиком New York Times в Париже:
- В «Благовещении о Страшном суде» певцы стояли вместе, один в белом, другой в красном, в то время как Обухофф и Артур Шлоссберг играли на двух фортепиано, а принцесса Мария-Антуанетта Оссенак де Бройль, отдельно и священно одетая в черное, синее и оранжевое платье. , извлекал из croix sonore ноты, которые пульсировали, как двадцать скрипок, или порой пели, как человеческий голос... Из него, двигая рукой вперед и назад, принцесса де Бройль извлекала удивительную сладость или самую ужасную ноту, как стук судьбы... [16]
В октябре 1934 года Жермен Дюлак сняла фильм, в котором Оссенак де Бройль играет на инструменте, а Обухов - за фортепиано. Это произошло в Италии при содействии Римского института. [2]
После смерти Обухова инструмент пришел в негодность, а затем и пришел в негодность. Некоторое время она хранилась в Библиотеке-музее оперы в Париже, где ее можно было увидеть до начала 1980-х годов, но затем она исчезла. Один из рабочих наткнулся на него случайно в 2009 году, и теперь этот инструмент – единственный, который, как известно, был построен – выставлен в Музее музыки . [10]
Книга Жизни
[ редактировать ]Его крупнейшим произведением, которому он уделял внимание большую часть своей ранней творческой жизни, была » ( « Книга жизни » «Книга жизни ). По словам Николая Слонимского , писавшего в своей автобиографии «Идеальный слух» , жена Обухова была настолько раздражена навязчивой деятельностью мужа над массивным и своеобразным произведением, что однажды попыталась уничтожить партитуру, разрезав ее. Композитор вовремя поймал ее, бережно и трепетно зашив раны, капнув капли собственной крови на вырванные страницы. [9] Он хранил его в «священном углу» их парижской квартиры, в святилище, над которым днем и ночью ставил свечи, которые горели вместе с религиозными иконами . Обухов считал себя посредником, а не автором произведения – человеком, через которого Божественное позволило ему раскрыться миру, – и называл это откровение «священным действием», а не концертным исполнением. [17] Вместо того, чтобы использовать свое полное имя, он подписал это произведение, как и многие другие, как «Nicolas l'illuminé» (Николя-провидец). [10] Его предполагалось совершать – или, вернее, раскрывать – один раз в году, днем и ночью, в первое и второе воскресение Христа, в специально построенном только для этой цели соборе. Из огромного произведения при жизни композитора были исполнены только Пролог и, возможно, некоторые другие разделы. [18] Сама партитура является частью презентации: она была огромной: 800 страниц в утерянном черновом экземпляре и 2000 страниц в копии в Парижской национальной библиотеке; некоторые страницы были вырезаны и закреплены в форме креста на ткани и цветной бумаге. Партитура содержит множество разворотов и коллажей. Некоторые исполнительские пометки, помимо ремонтов, были у самого композитора в крови. [1] [8] [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джонатан Пауэлл. «Обаухау, Николас». В Grove Music Online. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/20236 (по состоянию на 22 января 2011 г.). (В литературе можно найти многочисленные варианты написания его имени и фамилии.)
- ^ Jump up to: а б с д Биография на MirSlovarei.com (на русском языке)
- ^ Ситски, Ларри. Музыка репрессированного русского авангарда, 1900–1929. Гринвуд Пресс, 1994. 254. ISBN 0-313-26709-X
- ^ Питер Дин Робертс, «Николай Обухов». В Ситски, Ларри (ред.) Музыка авангарда двадцатого века: биокритический справочник. Greenwood Press, 2002. стр. 339–344. ISBN 0-313-29689-8
- ^ Jump up to: а б Сицкого, 254
- ^ Jump up to: а б Хью Дэвис. «Croix sonore». В Grove Music Online. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/53322 (по состоянию на 23 января 2011 г.).
- ^ Саймон Шоу-Миллер . Видимые дела музыки: искусство и музыка от Вагнера до Кейджа . Издательство Йельского университета, 1959. 75–79. ISBN 0-300-10753-6 Схема сонора креста представлена на странице 77.
- ^ Jump up to: а б Слонимский, Николай. Краткое издание Биографического словаря музыкантов Бейкера , 8-е изд. Нью-Йорк, Schirmer Books, 1993. с. 723. ISBN 0-02-872416-X
- ^ Jump up to: а б с д и ж Николя Слонимский, «Идеальный слух. История жизни». Издательство Оксфордского университета, 1988. 79–80.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Рахма Хазам. «Николай Обухов и Круа Сонор». Музыкальный журнал Леонардо, том 19, 2009 г., стр. 11–12. Массачусетский технологический институт Пресс. ISSN 1531-4812
- ^ Jump up to: а б Сицкий, 259–263.
- ^ Годёвы, Детлеф. «Обухов, Николай» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , под ред. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. Том 13, стр. 485–6. ISBN 1-56159-174-2
- ^ Сицкий 257–258
- ^ Сицкий, 254–255.
- ^ Шоу-Миллер, 76–77.
- ^ Шоу-Миллер, 80–81, цитата из обзора New York Times за 1934 год.
- ^ Шоу-Миллер, 78 лет.
- ^ Сицкий, 257
- ^ Сицкий, 259
Фотографии, изображения
[ редактировать ]- Николай Обухов. 1930-е годы.
- Николай Обухов. Фрагмент плаката 1930-х годов.
- Афиша концерта от 3 июня 1926 года.
- Афиша концерта от 3 июня 1926 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1892 рождения
- 1954 смерти
- Жители Белгородской области.
- Жители Новооскольского уезда.
- Композиторы-классики XX века
- Русские композиторы-мужчины-классики
- Русские изобретатели ХХ века
- Композиторы-модернисты
- Мистики 20-го века
- Русские музыканты-мужчины ХХ века
- Выпускники Санкт-Петербургской консерватории.
- Эмигранты из Российской империи во Францию
- Выпускники Московской консерватории.