Jump to content

Альфред Шнитке

Альфред Шнитке
Профиль Шнитке, 1989 год.
Рожденный ( 1934-11-24 ) 24 ноября 1934 г.
Умер 3 августа 1998 г. ) ( 1998-08-03 ) ( 63 года
Гамбург , Германия
Работает Список композиций

Альфред Гарриевич Шнитке [n 1] (24 ноября 1934 — 3 августа 1998) — российский композитор . [1] [n 2] Среди наиболее исполняемых и записываемых композиторов классической музыки конца 20-го века [1] [6] описывает его музыковед Иван Муди как «композитора, который в своей музыке старался изобразить моральную и духовную борьбу современного человека [...] глубоко и подробно». [7]

Ранняя музыка Шнитке демонстрирует сильное влияние Дмитрия Шостаковича . [8] Он разработал полистилистическую технику в таких произведениях, как эпическая Симфония № 1 (1969–1972) и свой первый концерт гроссо (1977). В 1980-х годах музыка Шнитке стала приобретать более широкую известность за рубежом с публикацией его второго (1980) и третьего (1983) струнных квартетов и Струнного трио (1985); балет «Пер Гюнт» (1985–1987); третья четвертая (1981 г.), (1988 г. (1984 г.) и пятая ) симфонии; а также концерт для альта (1985) и первый концерт для виолончели (1985–1986). По мере того как его здоровье ухудшалось, музыка Шнитке начала отказываться от большей части экстраверсии его полистилизма и отошла к более замкнутому и мрачному стилю. [9]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Отец Шнитке, Гарри Максимилиан Шнитке [ ru ] (1914–1975), был евреем и родился во Франкфурте . [10] Он переехал в Советский Союз в 1927 году и работал журналистом и переводчиком с русского языка на немецкий. Его мать, Мария Иосифовна Шнитке (урожденная Фогель, 1910–1972), была поволжской немкой, родившейся в России. Бабушка Шнитке по отцовской линии, Теа Абрамовна Кац (1889–1970), была филологом , переводчиком и редактором немецкоязычной литературы.

Портрет Альфреда Шнитке работы Реджинальда Грея (1972)

Альфред Шнитке родился в Энгельс в Поволжской Немецкой АССР РСФСР городе . Музыкальное образование он начал в 1946 году в Вене, куда работал его отец. Именно в Вене, пишет биограф Шнитке Александр Ивашкин , "он влюбился в музыку, которая является частью жизни, частью истории и культуры, частью прошлого, которое еще живо". [11] «Я чувствовал там каждое мгновение, — писал композитор, — как звено исторической цепи: все было многомерно; прошлое представляло собой мир вездесущих призраков, и я не был варваром без каких-либо связей, но сознательный носитель задачи в моей жизни». [12] Опыт Шнитке в Вене «дал ему определенный духовный опыт и дисциплину для его будущей профессиональной деятельности. Именно Моцарта и Шуберта , а не Чайковского и Рахманинова , он держал в уме как ориентир с точки зрения вкуса, манеры и стиля. Эта ссылка точка зрения была по существу классической... но никогда не была слишком явной». [11] В 1948 году семья переехала в Москву.

В 1961 году Шнитке закончил аспирантуру по композиции в Московской консерватории и преподавал там с 1962 по 1972 год. Евгений Голубев Одним из его преподавателей по композиции был . После этого он зарабатывал на жизнь в основном сочинением музыки к фильмам , написав около 70 музыки за 30 лет. [13]

После смерти матери в 1972 году он начал сочинять свой фортепианный квинтет в ее память . Во время ее составления он стал искать утешения в католичестве ; [14] он обратился 18 июня 1983 года. [15] Он обладал глубокой верой в предопределение. [16] и мистицизм, который повлиял на его музыку. [17]

Советская бюрократия часто относилась к Шнитке и его музыке с подозрением. Его Первая симфония была фактически запрещена Союзом композиторов . [18] После того как он воздержался при голосовании Союза композиторов в 1980 году, ему запретили выезд за пределы СССР.

Плохое здоровье и смерть

[ редактировать ]

21 июля 1985 года у Шнитке случился инсульт. [19] это оставило его в коме . Его несколько раз признавали клинической смертью, но он выздоровел и продолжал сочинять.

Музыкальная миля Вена (Аллея славы Вены)
Надгробие с изображением ферматы над всем остальным с пометкой fff.

В 1990 году Шнитке покинул Советский Союз и поселился в Гамбурге , Германия. Однако его здоровье оставалось плохим. Перед своей смертью 3 августа 1998 года в Гамбурге в возрасте 63 лет он перенес еще несколько инсультов. Похоронен с государственными почестями на Новодевичьем кладбище в Москве.

Ранняя музыка Шнитке демонстрирует сильное влияние Дмитрия Шостаковича , но после визита итальянского композитора Луиджи Ноно в СССР он применил серийную технику в таких произведениях, как «Музыка для фортепиано и камерного оркестра» (1964). Однако вскоре Шнитке стал недоволен тем, что он назвал «обрядами последовательного самоотречения полового созревания». Он создал новый стиль, получивший название « полистилизм », в котором он сопоставил и объединил музыку различных стилей прошлого и настоящего. Однажды он написал: «Цель моей жизни — объединить серьёзную музыку и легкую музыку, даже если при этом я сломаю себе шею». Его первым концертным произведением, в котором использовалась полистилистическая техника стала вторая соната для скрипки , Quasi una sonata (1967–1968). Он экспериментировал с техниками в своей работе в кино, о чем свидетельствует большая часть сонаты, впервые появившейся в его партитуре к короткометражному анимационному фильму 1968 года « Стеклянная гармоника» . Он написал музыку для Александра Аскольдова » «Комиссара , сочетая и сопоставляя европейские, этнические русские и еврейские музыкальные образцы. Он продолжал развивать полистилистическую технику в таких произведениях, как эпос Первая симфония (1969–1972) и Первый концерт гроссо (1977). Другие произведения были более стилистически едиными, например, его Фортепианный квинтет (1972–1976, позже оркестрованный и переименованный в In Memoriam… ), написанный в память о его матери, умершей в 1972 году.

В 1980-е годы музыка Шнитке стала становиться более широко известной за рубежом, отчасти благодаря творчеству советских артистов- эмигрантов, таких как скрипачи Гидон Кремер и Марк Любоцкий , виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович , а также дирижеру Геннадию Рождественскому . [1] [20] Несмотря на постоянную болезнь, он написал большое количество музыки, в том числе такие важные произведения, как Второй (1980) и Третий (1983) струнные квартеты и струнное трио (1985); Кантата «Фауст» (1983), которую он позже включил в свою оперу «История фон Д. Иоганна Фаустена» ; балет «Пер Гюнт» (1985–1987); Третья (1981), Четвертая (1984) и Пятая (1988) симфонии (последняя из которых также известна как Четвертый Concerto Grosso), Концерт для фортепиано со струнным оркестром (1979), альта (1985) и Первая виолончель. (1985–1986) Концерты. Этот период также ознаменовался поворотом Шнитке и его музыки к христианским темам, примером чему служат его глубоко духовные хоровые произведения без аккомпанемента, Концерт для смешанного хора (1984–1985) и Покаянные псалмы (1988), а также упоминаемые в различных других произведениях. произведений, в том числе Четвертой симфонии и Кантаты Фауста. [21]

Поскольку с конца 1980-х годов его здоровье ухудшилось, Шнитке начал отказываться от большей части экстраверсии своего раннего полистилизма и отступил к более замкнутому, мрачному стилю, вполне доступному непрофессионалу. [22] Четвертый квартет (1989), Шестая (1992), Седьмая (1993) и Восьмая Хорошими примерами этого являются (1994) симфонии. Некоторые исследователи Шнитке, такие как Джерард Макберни , утверждали, что именно поздние работы в конечном итоге станут наиболее влиятельной частью творчества Шнитке. После инсульта в 1994 году, почти полностью парализовавшего его, Шнитке практически перестал сочинять. [23] В 1997 году он завершил несколько коротких произведений, а также Девятую симфонию ; партитура была почти нечитабельна, потому что он писал ее с большим трудом левой рукой из-за ударов. [24]

Девятая симфония впервые была исполнена 19 июня 1998 года в Москве в версии, расшифрованной, но и «аранжированной» Геннадием Рождественским , дирижировавшим премьерой. Прослушав запись выступления, Шнитке заявил, что хочет ее отозвать. Однако после его смерти другие пытались расшифровать партитуру. Николай Корндорф умер, не успев выполнить задание, которое продолжил и завершил Александр Раскатов . В версии Раскатова за тремя оркестровыми частями симфонии Шнитке может следовать хоровая четвертая, принадлежащая Раскатову Nunc Dimittis (в память Альфреда Шнитке) . Премьера этой версии состоялась в Дрездене , Германия, 16 июня 2007 года. У Андрея Борейко также есть версия симфонии. [25]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Russian: Альфре́д Га́рриевич Шни́тке , Alfred Garriyevich Shnitke
  2. ^ Шнитке по-разному называют «русским композитором». [2] [3] [4] «композитор еврейско-немецкого происхождения, родившийся в России», [1] и «частично немецкий по происхождению, русский композитор». [5] О сложностях своей национальности и происхождения музыковед Александр Ивашкин размышлял, что он был «русским композитором с типично немецким именем, родившимся в России без капли русской крови, в городе Энгельсе – когда-то столице немецкой республики». в Советском Союзе – отца-еврея (но немецкоязычного) и матери-немки, композитора, у которого нет родины, который везде иностранец». [3]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шмельц 2013 , «Введение».
  2. ^ Ивашкин и Муди 2001 , «Введение».
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ивашкин 1996 , с. 10.
  4. ^ Британика 2021 , Введение.
  5. ^ Брэдшоу 1998 , с. 2.
  6. ^ Ханина 2009 , с. 2.
  7. ^ Ивашкин и Муди 2001 , «Работы».
  8. ^ Муди 1989 , с. 4.
  9. ^ Бузи и Хоукс (2022). «Альфред Шнитке» . www.boosey.com . Проверено 24 октября 2022 г.
  10. ^ Интервью с Альфредом Шнитке. ; Альфред Шнитке: сумасшедший запутавшийся ребенок
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ивашкин 1996 г. , 32 г.
  12. ^ Цитируется по Ивашкину 1996 , 32.
  13. ^ «Биография Альфреда Шнитке» . Бузи и Хоукс, Инк . Проверено 11 августа 2008 г.
  14. ^ Холопова 2020 , с. 136–137.
  15. ^ Kholopova 2020 , p. 183.
  16. ^ Kholopova 2020 , p. 137.
  17. ^ В. Ю. Гаврилова «Пространство Альфреда Шнитке (к 80-летию со дня рождения)» [V. Yu. Gavrilova "The reach of Alfred Schnittke (on the occasion of his 80th birthday)]"
  18. ^ Ивашкин 2002 , с. 252.
  19. ^ Макберни, Джерард (март 2003 г.). «Концерт для альта (1985)» . Американский симфонический оркестр . Проверено 18 ноября 2020 г. .
  20. ^ Британика 2021 .
  21. ^ Дженнингс, Марк Д. (2002). Концерт для хора Альфреда Шнитке: музыкальный анализ и исторические перспективы . Докторская диссертация, Университет штата Флорида. стр. 36–43.
  22. ^ «CD Spotlight. Композиторы-изгои. Джузеппе Пенниси слушает квартет Матанги» . www.classicalmusicdaily.com . Проверено 22 июня 2024 г.
  23. ^ Холланд, Бернард (4 августа 1998 г.). «Альфред Шнитке, композитор-эклектик, умер в возрасте 63 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 22 июня 2024 г.
  24. ^ Сервис, Том (29 апреля 2013 г.). «Путеводитель по музыке Альфреда Шнитке» . Хранитель . Проверено 18 июля 2021 г.
  25. Александр Ивашкин , примечания к буклету к BIS-CD-1727 (2009).

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

см. в Schmelz 2013. Подробную библиографию

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e6e392cbe2003b81456116f4cd2423c5__1719180480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/c5/e6e392cbe2003b81456116f4cd2423c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alfred Schnittke - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)