Альфред Шнитке
Альфред Шнитке | |
---|---|
![]() Профиль Шнитке, 1989 год. | |
Рожденный | |
Умер | 3 августа 1998 г. Гамбург , Германия | ( 63 года
Работает | Список композиций |
Альфред Гарриевич Шнитке [n 1] (24 ноября 1934 — 3 августа 1998) — российский композитор . [1] [n 2] Среди наиболее исполняемых и записываемых композиторов классической музыки конца 20-го века [1] [6] описывает его музыковед Иван Муди как «композитора, который в своей музыке старался изобразить моральную и духовную борьбу современного человека [...] глубоко и подробно». [7]
Ранняя музыка Шнитке демонстрирует сильное влияние Дмитрия Шостаковича . [8] Он разработал полистилистическую технику в таких произведениях, как эпическая Симфония № 1 (1969–1972) и свой первый концерт гроссо (1977). В 1980-х годах музыка Шнитке стала приобретать более широкую известность за рубежом с публикацией его второго (1980) и третьего (1983) струнных квартетов и Струнного трио (1985); балет «Пер Гюнт» (1985–1987); третья четвертая (1981 г.), (1988 г. (1984 г.) и пятая ) симфонии; а также концерт для альта (1985) и первый концерт для виолончели (1985–1986). По мере того как его здоровье ухудшалось, музыка Шнитке начала отказываться от большей части экстраверсии его полистилизма и отошла к более замкнутому и мрачному стилю. [9]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Отец Шнитке, Гарри Максимилиан Шнитке (1914–1975), был евреем и родился во Франкфурте . [10] Он переехал в Советский Союз в 1927 году и работал журналистом и переводчиком с русского языка на немецкий. Его мать, Мария Иосифовна Шнитке (урожденная Фогель, 1910–1972), была поволжской немкой, родившейся в России. Бабушка Шнитке по отцовской линии, Теа Абрамовна Кац (1889–1970), была филологом , переводчиком и редактором немецкоязычной литературы.

Альфред Шнитке родился в Энгельс в Поволжской Немецкой АССР РСФСР городе . Музыкальное образование он начал в 1946 году в Вене, куда работал его отец. Именно в Вене, пишет биограф Шнитке Александр Ивашкин , "он влюбился в музыку, которая является частью жизни, частью истории и культуры, частью прошлого, которое еще живо". [11] «Я чувствовал там каждое мгновение, — писал композитор, — как звено исторической цепи: все было многомерно; прошлое представляло собой мир вездесущих призраков, и я не был варваром без каких-либо связей, но сознательный носитель задачи в моей жизни». [12] Опыт Шнитке в Вене «дал ему определенный духовный опыт и дисциплину для его будущей профессиональной деятельности. Именно Моцарта и Шуберта , а не Чайковского и Рахманинова , он держал в уме как ориентир с точки зрения вкуса, манеры и стиля. Эта ссылка точка зрения была по существу классической... но никогда не была слишком явной». [11] В 1948 году семья переехала в Москву.
Карьера
[ редактировать ]В 1961 году Шнитке закончил аспирантуру по композиции в Московской консерватории и преподавал там с 1962 по 1972 год. Евгений Голубев Одним из его преподавателей по композиции был . После этого он зарабатывал на жизнь в основном сочинением музыки к фильмам , написав около 70 музыки за 30 лет. [13]
После смерти матери в 1972 году он начал сочинять свой фортепианный квинтет в ее память . Во время ее составления он стал искать утешения в католичестве ; [14] он обратился 18 июня 1983 года. [15] Он обладал глубокой верой в предопределение. [16] и мистицизм, который повлиял на его музыку. [17]
Советская бюрократия часто относилась к Шнитке и его музыке с подозрением. Его Первая симфония была фактически запрещена Союзом композиторов . [18] После того как он воздержался при голосовании Союза композиторов в 1980 году, ему запретили выезд за пределы СССР.
Плохое здоровье и смерть
[ редактировать ]21 июля 1985 года у Шнитке случился инсульт. [19] это оставило его в коме . Его несколько раз признавали клинической смертью, но он выздоровел и продолжал сочинять.


В 1990 году Шнитке покинул Советский Союз и поселился в Гамбурге , Германия. Однако его здоровье оставалось плохим. Перед своей смертью 3 августа 1998 года в Гамбурге в возрасте 63 лет он перенес еще несколько инсультов. Похоронен с государственными почестями на Новодевичьем кладбище в Москве.
Музыка
[ редактировать ]Ранняя музыка Шнитке демонстрирует сильное влияние Дмитрия Шостаковича , но после визита итальянского композитора Луиджи Ноно в СССР он применил серийную технику в таких произведениях, как «Музыка для фортепиано и камерного оркестра» (1964). Однако вскоре Шнитке стал недоволен тем, что он назвал «обрядами последовательного самоотречения полового созревания». Он создал новый стиль, получивший название « полистилизм », в котором он сопоставил и объединил музыку различных стилей прошлого и настоящего. Однажды он написал: «Цель моей жизни — объединить серьёзную музыку и легкую музыку, даже если при этом я сломаю себе шею». Его первым концертным произведением, в котором использовалась полистилистическая техника стала вторая соната для скрипки , Quasi una sonata (1967–1968). Он экспериментировал с техниками в своей работе в кино, о чем свидетельствует большая часть сонаты, впервые появившейся в его партитуре к короткометражному анимационному фильму 1968 года « Стеклянная гармоника» . Он написал музыку для Александра Аскольдова » «Комиссара , сочетая и сопоставляя европейские, этнические русские и еврейские музыкальные образцы. Он продолжал развивать полистилистическую технику в таких произведениях, как эпос Первая симфония (1969–1972) и Первый концерт гроссо (1977). Другие произведения были более стилистически едиными, например, его Фортепианный квинтет (1972–1976, позже оркестрованный и переименованный в In Memoriam… ), написанный в память о его матери, умершей в 1972 году.
В 1980-е годы музыка Шнитке стала становиться более широко известной за рубежом, отчасти благодаря творчеству советских артистов- эмигрантов, таких как скрипачи Гидон Кремер и Марк Любоцкий , виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович , а также дирижеру Геннадию Рождественскому . [1] [20] Несмотря на постоянную болезнь, он написал большое количество музыки, в том числе такие важные произведения, как Второй (1980) и Третий (1983) струнные квартеты и струнное трио (1985); Кантата «Фауст» (1983), которую он позже включил в свою оперу «История фон Д. Иоганна Фаустена» ; балет «Пер Гюнт» (1985–1987); Третья (1981), Четвертая (1984) и Пятая (1988) симфонии (последняя из которых также известна как Четвертый Concerto Grosso), Концерт для фортепиано со струнным оркестром (1979), альта (1985) и Первая виолончель. (1985–1986) Концерты. Этот период также ознаменовался поворотом Шнитке и его музыки к христианским темам, примером чему служат его глубоко духовные хоровые произведения без аккомпанемента, Концерт для смешанного хора (1984–1985) и Покаянные псалмы (1988), а также упоминаемые в различных других произведениях. произведений, в том числе Четвертой симфонии и Кантаты Фауста. [21]
Поскольку с конца 1980-х годов его здоровье ухудшилось, Шнитке начал отказываться от большей части экстраверсии своего раннего полистилизма и отступил к более замкнутому, мрачному стилю, вполне доступному непрофессионалу. [22] Четвертый квартет (1989), Шестая (1992), Седьмая (1993) и Восьмая Хорошими примерами этого являются (1994) симфонии. Некоторые исследователи Шнитке, такие как Джерард Макберни , утверждали, что именно поздние работы в конечном итоге станут наиболее влиятельной частью творчества Шнитке. После инсульта в 1994 году, почти полностью парализовавшего его, Шнитке практически перестал сочинять. [23] В 1997 году он завершил несколько коротких произведений, а также Девятую симфонию ; партитура была почти нечитабельна, потому что он писал ее с большим трудом левой рукой из-за ударов. [24]
Девятая симфония впервые была исполнена 19 июня 1998 года в Москве в версии, расшифрованной, но и «аранжированной» Геннадием Рождественским , дирижировавшим премьерой. Прослушав запись выступления, Шнитке заявил, что хочет ее отозвать. Однако после его смерти другие пытались расшифровать партитуру. Николай Корндорф умер, не успев выполнить задание, которое продолжил и завершил Александр Раскатов . В версии Раскатова за тремя оркестровыми частями симфонии Шнитке может следовать хоровая четвертая, принадлежащая Раскатову Nunc Dimittis (в память Альфреда Шнитке) . Премьера этой версии состоялась в Дрездене , Германия, 16 июня 2007 года. У Андрея Борейко также есть версия симфонии. [25]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Russian: Альфре́д Га́рриевич Шни́тке , Alfred Garriyevich Shnitke
- ^ Шнитке по-разному называют «русским композитором». [2] [3] [4] «композитор еврейско-немецкого происхождения, родившийся в России», [1] и «частично немецкий по происхождению, русский композитор». [5] О сложностях своей национальности и происхождения музыковед Александр Ивашкин размышлял, что он был «русским композитором с типично немецким именем, родившимся в России без капли русской крови, в городе Энгельсе – когда-то столице немецкой республики». в Советском Союзе – отца-еврея (но немецкоязычного) и матери-немки, композитора, у которого нет родины, который везде иностранец». [3]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шмельц 2013 , «Введение».
- ^ Ивашкин и Муди 2001 , «Введение».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ивашкин 1996 , с. 10.
- ^ Британика 2021 , Введение.
- ^ Брэдшоу 1998 , с. 2.
- ^ Ханина 2009 , с. 2.
- ^ Ивашкин и Муди 2001 , «Работы».
- ^ Муди 1989 , с. 4.
- ^ Бузи и Хоукс (2022). «Альфред Шнитке» . www.boosey.com . Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ Интервью с Альфредом Шнитке. ; Альфред Шнитке: сумасшедший запутавшийся ребенок
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ивашкин 1996 г. , 32 г.
- ^ Цитируется по Ивашкину 1996 , 32.
- ^ «Биография Альфреда Шнитке» . Бузи и Хоукс, Инк . Проверено 11 августа 2008 г.
- ^ Холопова 2020 , с. 136–137.
- ^ Kholopova 2020 , p. 183.
- ^ Kholopova 2020 , p. 137.
- ^ В. Ю. Гаврилова «Пространство Альфреда Шнитке (к 80-летию со дня рождения)» [V. Yu. Gavrilova "The reach of Alfred Schnittke (on the occasion of his 80th birthday)]"
- ^ Ивашкин 2002 , с. 252.
- ^ Макберни, Джерард (март 2003 г.). «Концерт для альта (1985)» . Американский симфонический оркестр . Проверено 18 ноября 2020 г. .
- ^ Британика 2021 .
- ^ Дженнингс, Марк Д. (2002). Концерт для хора Альфреда Шнитке: музыкальный анализ и исторические перспективы . Докторская диссертация, Университет штата Флорида. стр. 36–43.
- ^ «CD Spotlight. Композиторы-изгои. Джузеппе Пенниси слушает квартет Матанги» . www.classicalmusicdaily.com . Проверено 22 июня 2024 г.
- ^ Холланд, Бернард (4 августа 1998 г.). «Альфред Шнитке, композитор-эклектик, умер в возрасте 63 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 22 июня 2024 г.
- ^ Сервис, Том (29 апреля 2013 г.). «Путеводитель по музыке Альфреда Шнитке» . Хранитель . Проверено 18 июля 2021 г.
- ↑ Александр Ивашкин , примечания к буклету к BIS-CD-1727 (2009).
Источники
[ редактировать ]- Брэдшоу, Сьюзен (осень 1998 г.). «Альфред Шнитке 1934-1998». Музыкальные времена . 139 (1864): 2–3. JSTOR 1003457 .
- Ивашкин, Александр (1996). Альфред Шнитке . Нью-Йорк: Phaidon Press . ISBN 0-7148-3169-7 .
- Ивашкин Александр ; Муди, Иван (2001). «Шнитке [Шнитке], Альфред» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.51128 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Ивашкин, Александр , изд. (2002). Читатель Шнитке . Блумингтон: Издательство Университета Индианы . ISBN 0-253-33818-2 .
- Ханина, Лилия (апрель 2009 г.). «Легенда о Фаусте и ее роль в творчестве Альфреда Шнитке». Темп . 63 (248): 2–11. дои : 10.1017/S0040298209000114 . JSTOR 40496054 . S2CID 145741263 .
- Kholopova, Valentina (2020). Композитор Альфред Шнитке: монография (in Russian). Saint Petersburg/Moscow/Krasnodar: Планета музыки. ISBN 978-5-4495-0303-9 .
- Муди, Иван (март 1989 г.). «Музыка Альфреда Шнитке». Темп . Новая серия (168): 4–11. дои : 10.1017/S0040298200024876 . JSTOR 944851 . S2CID 144216756 .
- Шмельц, Питер (2013). «Альфред Шнитке» . Оксфордская библиография : Музыка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/OBO/9780199757824-0127 . (требуется подписка)
- «Альфред Шнитке | Русский композитор» . Британская энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, Inc., 20 ноября 2021 г. Проверено 1 января 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]см. в Schmelz 2013. Подробную библиографию
- Дэвис, Питер Г. (28 февраля 1994 г.). «Непростая музыка» . Нью-Йорк . 27 (9): 125 . Проверено 25 декабря 2012 г.
- Амрей Флехсиг; Кристиан Сторч, ред. (2010). Альфред Шнитке. Анализ, интерпретация, прием . Олмс. ISBN 978-3-487-14464-1 .
- Энцо Рестаньо (редактор) (1993). Шнитке , EDT, ISBN 978-88-7063-177-7
- Шмельц, Питер Дж. (2009). Такая свобода, хотя бы музыкальная: Начало неофициальной советской музыки в период оттепели . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-534193-5 .
- Альфред Шнитке [Alfred Schnittke] (2003). Александр Ивашкин [Alexander Ivashkin] (ed.). Беседы с Альфредом Шнитке [ Conversations with Alfred Schnittke ]. Классика XXI. ISBN 5-89817-051-0 .
- Сигалл, Кристофер (весна 2013 г.). «Klingende Buchstaben: принципы техники монограмм Альфреда Шнитке». Журнал музыковедения . 30 (2): 252–286. дои : 10.1525/jm.2013.30.2.252 . JSTOR 10.1525/jm.2013.30.2.252 .
- Сторч, Кристиан (2011). Композитор как автор. Фортепианный концерт Альфреда Шнитке . Бёлау. ISBN 978-3-412-20762-5 .
- Салливан, Тим (лето 2010 г.). «Структурные слои в Concerto Grosso № 3 Альфреда Шнитке». Перспективы новой музыки . 48 (2): 21–46. дои : 10.1353/pnm.2010.0003 . JSTOR 23076965 . S2CID 258129416 .
- Волков, Соломон ; Сусанина, Валерия (сентябрь 1998 г.). «Азбука Альфреда Шнитке (1934–1998)». Темп . Новая серия (206): 36–38. дои : 10.1017/S0040298200006719 . JSTOR 945506 . S2CID 144838920 .
- Уэбб, Джон (сентябрь 1992 г.). «Шнитке в контексте». Темп . Новая серия (182): 19–22. дои : 10.1017/S0040298200016685 . JSTOR 946100 . S2CID 144825514 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Международная академия Альфреда Шнитке
- Мемориальный сайт Альфреда Шнитке
- Профиль Альфреда Шнитке на Boosey & Hawkes
- Альфред Шнитке на IMDb
- «Нереальный мир Альфреда Шнитке», документальный видеофильм BBC, режиссёр Дональд Старрок, 1983. Часть 1 , Часть 2 , Часть 3.
- 1934 рождения
- 1998 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Русские люди 20 века
- Немецкий народ 20-го века
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Выпускники Московской консерватории.
- русские оперные композиторы
- Оперные композиторы-мужчины
- Русские композиторы-мужчины-классики
- Российские композиторы к фильмам
- Советские композиторы музыки к фильмам
- Композиторы музыки к фильмам-мужчины
- Русский народ немецко-еврейского происхождения
- Советские люди немецко-еврейского происхождения
- Русские люди поволжского немецкого происхождения
- Немецкий народ еврейского происхождения
- немцы русского происхождения
- Еврейские композиторы-классики
- Русские эмигранты в Германии
- Лауреаты премии «Ника»
- Лауреаты Praemium Imperiale
- Члены Академии художеств, Берлин.
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Лауреаты Государственной премии Российской Федерации
- Академический состав Московской консерватории
- Композиторы струнного квартета
- Русские музыканты-мужчины ХХ века
- Поволжские немцы
- Композиторы для альта