Концерт для фортепиано и струнного оркестра
Концерт для фортепиано и струнного оркестра | |
---|---|
Альфред Шнитке | |
Преданность | Vladimir Krainev |
Продолжительность | 28 минут |
Премьера | |
Дата | 19 декабря 1979 г. |
Расположение | Большой зал Ленинградской филармонии. Ленинград , РСФСР. |
Дирижер | Alexander Dmitriev |
Исполнители |
|
Концерт для фортепиано и струнного оркестра — фортепианный концерт, написанный Альфредом Шнитке в 1979 году, премьера которого состоялась в Ленинграде в том же году. Нетрадиционная работа представляет собой единое движение с контрастными участками. [ 1 ] Это одно из наиболее часто исполняемых произведений Шнитке. [ 2 ] Он также известен как Фортепианный концерт Шнитке . [ 3 ] [ а ]
История
[ редактировать ]В 1979 году, в год создания Концерта, Шнитке проявил интерес к йоге , Каббале , И Цзин и антропософии . [ 4 ] По словам Александра Демченко , Шнитке также продолжал использовать христианские мотивы в своих произведениях 1970-х годов, включая Концерт для фортепиано со струнным оркестром. [ 1 ] Первоначально он подумывал дать ему субтитр «Вариации не на тему». [ 5 ]
Шнитке так описал концерт в разговоре с Александром Ивашкиным :
Я нашел желаемую сомнамбулическую безопасность в подходе к банальности в форме и динамике - и в немедленном избегании того же самого, [...] где все - неспособное создать баланс между "солнечным светом" и "грозовыми тучами" - разбивается окончательно на тысячу кусочков. Кода состоит из мягких, похожих на сон, воспоминаний обо всем, что было раньше. Лишь в конце возникает новая неопределенность — может быть, не без надежды? [ 6 ]
В другом месте он объяснил, что его двойная цель в Концерте заключалась в том, чтобы «избежать» и «приблизиться к банальности в форме и динамике». В контексте этого произведения банальность подразумевала не связь с поп-музыкой, а «определенное течение монотонных ритмов [...], пассивную последовательность повторяющихся аккордов» и общее ощущение «излишества», особенно в драматических произведениях. жизненно важные моменты. Шнитке также описал различные моменты Концерта как звучащие как «теневая паутина полифонических канонов », «ложный всплеск прокофьевской энергии», «сюрреалистические обрывки восхода солнца из православной церковной музыки» и « блюзовый кошмар». [ 3 ]
Шнитке написал концерт для пианиста Владимира Крайнева , который также был его посвящением. [ 2 ] Премьера произведения Крайнева состоялась в Ленинграде 10 декабря 1979 года на концерте Филармонии под управлением артистов Ленинградской филармонии под управлением Александра Дмитриева . [ 7 ]
It was published in 1982 by Sovietsky kompozitor [ 8 ] и 2009 г. Сикорского . [ 7 ] Каждое издание основано на разных оценках рукописей, что приводит к незначительным различиям. Оба текста считаются каноническими и остаются на усмотрение исполнителя. [ 9 ]
Музыка
[ редактировать ]В то время как более ранний фортепианный концерт Шнитке 1960 года и более поздний для фортепиано в четыре руки 1988 года придерживаются традиционной структуры концерта с различными контрастирующими частями , [ 10 ] композитор написал этот концерт как непрерывную единую часть, [ 10 ] [ 6 ] с разделами, отмеченными Moderato · Andante · Maestoso · Allegro · Tempo di valse · Moderato · Maestoso · Moderato · Tempo primo . Продолжительность указана как 23 минуты. [ 7 ]
Одиночное фортепиано начинается с задумчивого настроения, за которым следуют кластеры нот, «скрежетающие» унисонные пассажи и джазовые элементы, среди прочего, часто становящиеся неожиданностью. В конце звучит мягкая лирическая игра на фортепиано и «призрачное бормотание» струнных. [ 10 ] В кульминации цитируется русское православное песнопение. [ 1 ]
По словам Питера Дж. Шмельца, использование блюзовой музыки в произведении аналогично использованию в Бернда Алоиса Циммермана «Концерте для виолончели с оркестром в форме па-де-труа» . [ 3 ]
Типичное выступление занимает около 28 минут. [ 8 ]
Записи
[ редактировать ]В записи 1997 года Концерт появляется вместе со скрипичным концертом и скрипичной сонатой Шнитке в исполнении Ральфа Готони и Виртуозов Кухмо. [ 11 ] Концерт был записан в сочетании с Первым фортепианным концертом Шостаковича в исполнении Якова Касмана и Камерного оркестра Калининградской филармонии под управлением Эммануэля Ледюк-Барома. Рецензент отметил: «Даже в самые лирические и обширные моменты нет ничего красивого в Концерте Шнитке для фортепиано и струнного оркестра с его морскими микротональными покачиваниями, сильными неминималистскими повторами и мучительными барочными аллюзиями». [ 12 ] В 2006 году был выпущен сборник из трех фортепианных концертов Шнитке в исполнении Евы Купец и Берлинского симфонического оркестра Rundfunk под управлением Франка Штробеля . Рецензент резюмировал, что музыка «с удивительной легкостью опрокидывает условности и ожидания». [ 10 ] Запись 2008 года объединила Концерт с фортепианной музыкой в исполнении Виктории Любицкой с Симфоническим оркестром Российской государственной академии под управлением Марка Горенштейна . [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Шнитке сочинил три концерта для фортепиано и инструментов, второй по хронологии — Концерт для фортепиано и струнного оркестра.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Demchenko 2015 , p. 63.
- ^ Jump up to: а б Кислицына 2018 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с Шмельц 2020 , с. 173.
- ^ Ивашкин 2002 , с. XXII.
- ^ Кислицына 2018 , стр. 63–64.
- ^ Jump up to: а б Кислицына 2018 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б с «Концерт для фортепиано и струнного оркестра» . Сикорский . 2022 . Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Ивашкин 2014 , с. 267.
- ^ Кислицына 2018 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с д Морган, Дэн (апрель 2009 г.). «Альфред Шнитке (1934–1998) / Фортепианные концерты» . musicweb-international.com . Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ «Альфред Шнитке» . prestomusic.com . 2022 . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ Дистлер, Джед. «Концерты Шостаковича и Шнитке» . classicstoday.com . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ «Шнитке – Концерт для фортепиано и струнных» . prestomusic.com . 2022 . Проверено 3 ноября 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Ивашкин, Александр , изд. (2002). Читатель Альфреда Шнитке . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-33818-2 .
- Ivashkin, Alexander (2014). "Каталог сочинений". Беседы с Альфредом Шнитке (in Russian). Moscow: Классика-ХХI. ISBN 978-5-89817-385-2 .
- Demchenko, Alexander (2015). "Три взгляда из XXI столетия". Приношение Альфреду Гарриевичу Шнитке: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных 80-летию со дня рождения композитора (in Russian). Saratov: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова. ISBN 978-5-94841-198-9 .
- Кислицына, Анна (май 2018). «Концерт Альфреда Шнитке для фортепиано и струнных в контексте его фортепианных произведений» (PDF) (диссертация). Университет Темпл . Архивировано из оригинала (PDF) 28 октября 2022 года . Проверено 28 октября 2022 г.
- Шмельц, Питер Дж. (2020). Звуковая перегрузка: Альфред Шнитке, Валентин Сильвестров и полистилизм в позднем СССР . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-754125-8 .