Симфония № 6 (Шнитке)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2020 г. ) |
Симфония № 6 российского композитора Альфреда Шнитке была написана в 1992 году по заказу виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича и Национального симфонического оркестра Вашингтона, которые вместе дали свое первое исполнение в Москве 25 сентября 1993 года. [ 1 ]
Симфония написана для оркестра в составе:
3 флейты (№ 2 и 3 удвоения пикколо ), 3 гобоя (№ 3 удвоения английского рожка ), 4 кларнета (№ 3 удвоения бас-кларнета , № 4 удвоения кларнета в E ♭ ), 3 фагота (№ 3 удвоения контрафагот ), 4 валторны , 4 трубы , 4 тромбоны , туба , литавры , перкуссия (2 игрока), арфа , фортепиано и струнные .
Движения следующие:
Время игры примерно 35 минут.
Состав симфонии совпал с работой Шнитке над оркестровкой первых двух актов его оперы « История фон Д. Иоганна Фаустена» . Следовательно, между инструментами и тематическим материалом обоих есть сходство. После выступлений в США в 1994 году Шнитке внес изменения в партитуру, сократив количество немых тактов и внеся незначительные изменения в оркестровку. [ 2 ]
Первая часть открывается построенным аккордом, который распадается на фрагменты, из которых возникают темы на альте, а затем на тромбонах, последний излагает хоральную тему, напоминающую Брукнера . Фрагменты постепенно соединяются, прежде чем снова разрушиться. Вмешиваются колющие мотивы, которые становятся все более волнующими, пока не возвращается вступительный аккорд, завершающий движение.
Вторая часть фактически представляет собой скерцо . с отголосков колющего мотива из первой части, в нем представлены заметные роли четырех труб и содержатся отсылки к симфониям Шостаковича шестой четвертой и Начиная .
Адажио ряде основано на 12-нотном тонов , впервые услышанном на струнах, гармония которого состоит в самих перестановках. Бас-кларнет, поддерживаемый двумя фаготами, извлекает четыре ноты из тонального ряда, отсылая к увертюре к опере Вагнера « Тристан и Изольда» . Когда движение подходит к завершению, одна из наиболее мрачных перестановок тонального ряда становится заметной, и движение завершается в атмосфере пафоса.
Последнее движение продолжается с третьей без перерыва (т. е. атака ). Как и в случае с другими произведениями Шнитке (например, Четвертым скрипичным концертом ), финал во многом основан на трех предыдущих частях. Она начинается с устойчивого четырехнотного мотива, к которому присоединяются предыдущие темы, менее фрагментированные, чем раньше, что предполагает единство симфонии в целом. Возвращается колющий мотив из второй части. К нему присоединяется более настойчивая версия четырехнотного мотива из начала финала, которые вместе приближают музыку к кульминации, в которой темы снова распадаются на фрагменты, из которых возникает звон колокола, завершающий симфонию.
Записи
[ редактировать ]У симфонии было две записи:
- Национальный оркестр BBC Уэльса под управлением Тадааки Отака для лейбла BIS
- Российский государственный симфонический оркестр под управлением Валерия Полянского для лейбла Chandos
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хейвуд, Тони. «Альфред ШНИТКЕ (1934–1998): Симфония №6 (1992), Concerto Grosso №2 (1982)» . musicweb-international.com . Проверено 22 февраля 2019 г.
- ^ Рональд Вайцман (1995) Примечания к записи BIS