Jump to content

Фортепианный квинтет (Шнитке)

(Перенаправлено из «В память... »)

Фортепианный квинтет
Альфред Шнитке
Составленный 1972–1976
Преданность In memory of my mother Mariya Iosifovna Vogel
Издатель
Продолжительность 25–29 минут
Движения 5
Подсчет очков
Премьера
Дата Сентябрь 1976 г.
Расположение Тбилиси , Грузинская ССР.
Исполнители
В память о...
Альфред Шнитке
Составленный 1977–1978
Издатель Издание Питерс
Продолжительность 25–29 минут
Движения 5
Подсчет очков Симфонический оркестр
Премьера
Дата 20 декабря 1979 г.
Расположение Большой зал Московской консерватории.
Москва , РСФСР.
Дирижер Геннадий Рождественский
Исполнители Московский филармонический оркестр

Фортепианный квинтет Альфреда Шнитке — пятичастное произведение для фортепиано и струнного квартета , написанное в 1972–1976 годах. Позже она была переложена для симфонического оркестра по заказу Геннадия Рождественского и переименована в «Памяти...»

Когда в 1972 году умерла мать Шнитке, он решил сочинить произведение в ее память. Первоначально он разработал ряд идей, многие из которых либо позже были использованы в его «Реквиеме» , над которым он работал одновременно с Фортепианным квинтетом, либо были отброшены. Работа над первой частью квинтета продвигалась быстро, но вскоре после ее завершения зашла в тупик. Он не возобновлял работу над Фортепианным квинтетом до 1975 года, когда его музыка значительно изменилась. Он завершил и представил его в 1976 году.

Позже Рождественский услышал запись Фортепианного квинтета, которую, по его мнению, необходимо было переписать для оркестра, чтобы полностью реализовать ее потенциал. Шнитке сначала уклончиво отреагировал на его предложение, но в конце концов согласился сделать оркестровую версию, которую завершил в 1979 году. Премьера In Memoriam... последовала 20 декабря 1979 года.

Фортепианный квинтет и «В память...» считаются одними из ключевых произведений в карьере Шнитке.

Мария Иосифовна Шнитке ( урожденная Фогель), мать Альфреда Шнитке, родилась в семье выходцев из поволжских немецких крестьян, прибывших в Российскую империю во времена правления Екатерины Великой . Отец Фогеля, Йозеф, был столяром ; ее мать, Полина, была набожной католичкой и говорила только по-немецки. Мария работала учителем немецкого языка и корректором в газете Neues Leben , обслуживающей немецкую общину города Энгельса Саратовской области . В 1932 году она познакомилась с журналистом, переводчиком, КПСС членом Гарри Викторовичем Шнитке [ ru ] , отцом композитора. [ 1 ] [ 2 ] Мария продолжала работать в газете до массовой депортации немцев из Энгельса в 1941 году. [ 3 ]

Mariya Schnittke's death from a stroke on September 17, 1972, [ 4 ] оставил композитора в отчаянии. [ 5 ] Похоронена на Введенском кладбище . [ 6 ]

Вскоре после смерти матери Альфред Шнитке начал набрасывать произведение, которое в конечном итоге стало его фортепианным квинтетом. В интервью, которое композитор дал в 1980 году, он сказал, что его желание написать «простой, но серьезный» музыкальный памятник своей матери поставило перед ним «почти неразрешимую проблему». Он сказал, что первая часть была написана «почти без усилий», но дальнейшая работа была затруднена:

Я не смог продолжить, потому что мне пришлось взять написанное из воображаемых пространств, определенных в плане звука, и поместить это в психологическое пространство, определенное жизнью, где мучительная боль кажется почти несерьезной, и за право использовать диссонанс нужно бороться, созвучие и ассонанс. [ 4 ]

К тому времени, когда осенью 1975 года Шнитке возобновил работу над последующими частями квинтета, [ 7 ] он уже завершил и представил свою Первую симфонию ; его отношение к композиции за это время значительно изменилось. «Что-то в воздухе изменилось», - сказал он позже. [ 8 ]

Во время создания Фортепианного квинтета Шнитке начал обращаться к католицизму в поисках утешения; [ 9 ] в конце концов он обратился 18 июня 1983 года. [ 10 ] Его мать при рождении была крещена католичкой, но была атеисткой. Тем не менее, позже Шнитке сказал, что стал католиком из-за нее, добавив, что ему «пришлось оставаться там, где ему место [ред]». [ 11 ] Он также стал верить в предопределение . [ 12 ] Он рассказал, что получил «помощь свыше» при завершении финала Фортепианного квинтета. [ 13 ]

Судя по эскизам, он изначально задумывал произведение как «инструментальный реквием». [ 14 ] каждая из пяти частей соответствует Introit, Kyrie eleison, Dies irae , Benedictus и Agnus Dei Реквиемной мессы . Кроме того, они содержат различные отсылки к событиям и датам из жизни матери Шнитке, а также нереализованные идеи, которые бы включили в музыкальные монограммы Дмитрия Шостаковича и Арнольда Шенберга . состав квинтета [ 15 ] Некоторые темы Фортепианного квинтета изначально предназначались для его Реквиема . [ 16 ] который был набросан вместе с Фортепианным квинтетом. [ 17 ] Шнитке назвал Реквием «ответвлением». [ 18 ] или «отходы» [ 19 ] Фортепианного квинтета и что последнее произведение оказалось «совсем иным», чем он ожидал. [ 20 ] Он завершил его весной 1976 года. [ 21 ]

«Фортепианный квинтет» был впервые опубликован издательством Edition Peters в 1976 году, а затем — 1979 году в «Советским композитором» . [ 22 ] Какое-то время это была одна из немногих работ Шнитке, разрешенная к публикации в Восточном блоке . [ 23 ]

Шнитке пренебрегал тем, что его музыку исполняли на бис на концертах. После выступления Фортепианного квинтета в 1990-х годах в исполнении его жены Ирины и скрипача Марка Лубоцкого они сыграли его финал на бис, чтобы удовлетворить спрос публики. «Зачем ты это сделал?» — сердито спросил он Любоцкого. «Никаких выходов на бис. Особенно в этой музыке. В конце концов, ты умираешь только один раз». [ 24 ]

оркестровка

[ редактировать ]

В интервью Ивашкину Александру Геннадий Рождественский рассказал о том, как впервые услышал Фортепианный квинтет:

Помню, какое поразительное впечатление я получил от прослушивания записи Фортепианного квинтета [Шнитке] на заседании Художественного совета студии «Мелодия» . Воздействие музыки было настолько сильным, что я немедленно позвонил [Шнитке] домой и сказал ему, что, по моему мнению, произведение требует симфонического решения. Он сказал мне, что на данный момент понятия не имеет об этом, но попробует это сделать. И сделал он это довольно быстро. Я дирижировал In Memoriam... а потом записал. [ 25 ]

Первоначально Шнитке пытался превратить Фортепианный квинтет в фортепианный концерт . Не сумев реализовать эту концепцию, он вместо этого аранжировал ее для оркестра, где партия фортепиано была записана для духовых и ударных инструментов. Струнные партии были переданы струнному оркестру, но в остальном остались без изменений. [ 26 ]

Геннадий Рождественский (на фото в 2017 году) предложил Шнитке оркестровую реализацию Фортепианного квинтета.

Фортепианный квинтет и In Memoriam... состоят из одних и тех же пяти частей:

  1. Умеренный ( атаки )
  2. Время вальса (атака)
  3. Анданте (атаки)
  4. Медленно (атака)
  5. Умеренная пастораль

из тридцати тактов Пианиссимо открывает первую часть, которая приводит к крещендо, вырастающему из групп тонов над пульсирующей точкой педали . [ 26 ] Александр Демченко [ ru ] охарактеризовал вторую часть как звучащую как «откровенно сентиментальный и старомодный «вальс»... вызывающий в воображении дымку хрупких воспоминаний времен граммофонных пластинок на 78 оборотов в минуту и ​​трогательно-душевных излияний, одухотворенных в данном случае путем прорисовки мотива БАХа ». [ 27 ] Шнитке сказал, что третья и четвертая части «основаны на реальных переживаниях горя», но отказался от дальнейших объяснений. Он сказал, что финал представляет собой «зеркальную пассакалью » с темой, которая повторяется четырнадцать раз, в то время как другие музыкальные события происходят как «лишь… угасающие тени трагического ощущения, которое уже ушло». [ 4 ]

Типичное исполнение Фортепианного квинтета и In Memoriam... занимает примерно 25–29 минут. [ 28 ] [ 29 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Для In Memoriam... оркестр состоит из следующих инструментов:

Премьеры

[ редактировать ]

Премьера Фортепианного квинтета состоялась в Тбилиси , Грузинская ССР , Нодаром Габуния [ ru ] и Грузинским струнным квартетом в сентябре 1976 года. [ 22 ] Премьера оркестровой версии «Памяти... » состоялась 20 декабря 1979 года в Большом зале Московской консерватории оркестром Московской филармонии под управлением Геннадия Рождественского . [ 30 ]

Фортепианный квинтет был назван «лучшим из мемориальных произведений [Шнитке]». [ 31 ] и определяющий момент в его карьере. [ 32 ] Критик Star Tribune сказал, что произведение полно «поразительных штрихов» и что его «тяжелым остроумием» обязано музыке Шостаковича и Густава Малера . [ 33 ]

Некоторые друзья и коллеги Шнитке не одобряли Фортепианный квинтет, в том числе Софья Губайдулина и Эдисон Денисов . Последний назвал это «плохим произведением», позволившим Шнитке получить официальную поддержку, хотя и утверждал, что он «все еще очень хороший композитор». [ 23 ] Ральф Эванс из Квартета изящных искусств назвал это «одним из самых депрессивных произведений, когда-либо написанных». [ 34 ]

  1. ^ Холопова 2020 , с. 11–12.
  2. ^ Ивашкин 2014 , с. 18.
  3. ^ Ивашкин 2014 , с. 20.
  4. ^ Jump up to: а б с Кёхель 1992 , с. 5.
  5. ^ Холопова 2020 , с. 130.
  6. ^ Ивашкин 2014 , с. 254.
  7. ^ Шульгин 2004 , с. 74.
  8. ^ Шмельц 2020 , с. 163.
  9. ^ Холопова 2020 , с. 136–137.
  10. ^ Холопова 2020 , с. 183.
  11. ^ Ивашкин 2014 , с. 39.
  12. ^ Холопова 2020 , с. 137.
  13. ^ Холопова 2020 , с. 185.
  14. ^ Шмельц 2020 , с. 167.
  15. ^ Медич, Ивана (2017). «Пересмотренный каталог зарисовок Альфреда Шнитке в Джульярдской коллекции рукописей». В Диксоне, Гэвин (ред.). Исследования Шнитке . Лондон/Нью-Йорк: Рутледж . стр. 251–258. ISBN  978-1-472-47105-5 .
  16. ^ Ивашкин 2014 , с. 51.
  17. ^ Холопова 2020 , с. 144.
  18. ^ Шульгин 2004 , с. 85.
  19. ^ Шульгин 2004 , с. 76.
  20. ^ Шульгин 2004 , с. 88.
  21. ^ Шульгин 2004 , с. 27.
  22. ^ Jump up to: а б Ивашкин 2014 , с. 282.
  23. ^ Jump up to: а б Холопова 2020 , стр. 143.
  24. ^ Ивашкин 2014 , с. 251.
  25. ^ Ивашкин 2014 , с. 235.
  26. ^ Jump up to: а б Кёхель 1992 , с. 6.
  27. ↑ Demchenko 2015 , p. 29.
  28. ^ Флорос, Константин . «Альфред Шнитке» (PDF) . Сикорский . стр. 24, 69. Архивировано (PDF) из оригинала 9 ноября 2022 года . Проверено 8 ноября 2022 г.
  29. ^ Ивашкин 2014 , стр. 266, 282.
  30. ^ Ивашкин 2014 , с. 266.
  31. ↑ Demchenko 2015 , p. 32.
  32. ^ Уайтхаус, Ричард (2000). Шнитке: Фортепианный квинтет, струнное трио (PDF) (буклет). 1999 Ансамбль AFCM. Наксос Рекордс . п. 2. 8,554728 . Проверено 9 ноября 2022 г.
  33. ^ Энтони, Майкл (16 марта 1992 г.). «Пианист Граффман и квартет Гварнери предлагают интересный, насыщенный концерт» . Звездная Трибьюн . п. 3Е. Архивировано из оригинала 10 ноября 2022 года . Проверено 9 ноября 2022 г. - через Newspapers.com .
  34. ^ Якоби, Питер (12 июля 1998 г.). «Квартет изящных искусств и Трио изящных искусств развлекаются на этой неделе» . Сандей Геральд-Таймс . п. Д4. Архивировано из оригинала 10 ноября 2022 года . Проверено 9 ноября 2022 г. - через Newspapers.com .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 57d325dd8d02275840c6d6487285de65__1692400800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/65/57d325dd8d02275840c6d6487285de65.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Quintet (Schnittke) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)