Симфония № 1 (Шнитке)
Симфония № 1 | |
---|---|
Альфред Шнитке | |
Жанр | Полистилизм |
Составленный | 1969–1974 |
Продолжительность | ок. 60 минут |
Движения | Четыре |
Подсчет очков | Большой оркестр |
Премьера | |
Дата | 9 февраля 1974 г. |
Расположение | Горький |
Дирижер | Геннадий Рождественский |
Исполнители | Горьковский филармонический оркестр |
Симфония № 1 Альфреда Шнитке была написана в период с 1969 по 1974 год. Она написана для большого оркестра . Симфония признана [ кем? ] как одно из самых крайних эссе Шнитке в алеаторической музыке . [ сомнительно – обсудить ] С самого начала произведение громкое, дерзкое и хаотичное, в нем цитируются мотивы всех частей западной классической традиции .
Шнитке включает хореографию для самих музыкантов, и, подобно « Гайдна Прощальной симфонии» , они уходят и снова выходят на сцену в точках, отмеченных в партитуре.
Музыка
[ редактировать ]Симфония состоит из четырех частей :
- Вне времени. Умеренный
- Аллегретто
- Этот
- Медленный. Жизнерадостный
Вторая часть открывается псевдобарочным рондо , которое вскоре узурпировано малеровской интервенцией на кларнете . Это тоже вскоре затмевается неряшливой перкуссионной темой. Есть также прямые цитаты из минор Чайковского оркестром си - Концерта для фортепиано с , Иоганна Штрауса-младшего , вальса «Венский лес» Второй и Шопена фортепианной сонаты многих других. Часто материал сталкивается в манере, похожей на музыку Чарльза Айвза , но, как отмечает критик Алекс Росс , доведенной до гораздо большей крайности. [ 1 ] Шнитке также включает расширенную джазовую импровизацию для скрипки и фортепиано во второй части.
Росс считает удивительным тот факт, что работа была принята советскими властями, хотя к 1970-м годам режим стал менее жестким. Сам Шнитке отмечал:
Сочиняя симфонию в течение четырех лет, я одновременно работал над музыкой к М. Ромма фильму «Верю…» . Вместе со съемочной группой я просмотрел тысячи метров документального фильма. Постепенно они сложились в моем сознании, казалось бы, хаотичной, но внутренне упорядоченной летописью ХХ века. [ 2 ]
Каким-то образом, отмечает Росс, власти восприняли это как одобрение советского режима. Он утверждает, что в этой статье:
Западная музыкальная история воссоздается как шквал искаженных передач, когда радио принимает множество станций на одном канале. Несмотря на видимость глупости, этот триумф запланированной анархии имеет простой и серьезный эффект. Он производит звуки музыки, а не саму музыку — то, что подслушивает общество, которое больше не умеет слушать. Общество, о котором идет речь, не обязательно должно быть советским. [ 1 ]
Премьера симфонии состоялась 9 февраля 1974 года в Горьком ( Нижний Новгород ). [ 3 ] Горьковским филармоническим оркестром дирижировал Геннадий Рождественский . Работа была опубликована (по крайней мере, для проката) в 1978 году. [ 4 ] Рождественский записал произведение в 1987 году с Симфоническим оркестром Министерства культуры СССР на фирме «Мелодия Рекордс» . Дальнейшая запись с Королевским Стокгольмским филармоническим оркестром под управлением Лейфа Сегерстама была выпущена в 1994 году на BIS Records , а Рождественский перезаписал произведение в 1988 году с Российским государственным симфоническим оркестром , доступное на Chandos Records . [ 5 ]
Партитура Шнитке была использована Джоном Ноймайером в его балете 1983 года Endstation Sehnsucht ( «Трамвай по имени Желание» , основанном на Теннесси Уильямса пьесе одноименной ). Учитывая ресурсы, необходимые для исполнения музыки, вместо живого оркестра использовалась магнитофонная запись.
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония написана для большого оркестра:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Алекс Росс: Остальное — шум» .
- ^ Schnittke, A (1980) Liner notes for premiere recording, Melodiya
- ^ «Хронология жизни и творчества Шнитке» . www.expergo.org .
- ^ ОСЛК 32766192
- ^ Альфред Шнитке: Симфония № 1 (буклет на компакт-диске). Чандос Рекордс. 1996. с. 18. ЧАН 9417.