Симфония № 9 (Шнитке)
Симфония № 9 была Альфреда Шнитке написана за два года до его смерти в 1998 году. В результате паралича, последовавшего за серией инсультов, рукопись стала едва читабельной, и исполнительскую редакцию сделал Геннадий Рождественский . Шнитке был недоволен изданием Рождественского, и после его смерти его вдова Ирина Шнитке попыталась сделать реконструкцию, более соответствующую рукописи. Первым для выполнения задания был привлечен Николай Корндорф , а после его ранней смерти рукопись перешла к Александру Раскатову . Раскатов не только реконструировал Девятую симфонию Шнитке, но и написал собственную композицию: Nunc dimittis – In memoriam Alfred Schnittke , которая была исполнена после симфонии в премьерной записи под управлением Денниса Рассела Дэвиса . [ 1 ]
Движения
[ редактировать ]Симфония № 9 Шнитке написана в трёх частях – каждая последовательно быстрее предыдущей:
- [Анданте]
- Умеренный
- Скоро
Первоначально вступительная часть не имела темповой маркировки: Раскатов добавил ее в соответствии с предложением Ирины Шнитке о том, что идея композитора заключалась в том, чтобы перейти от медленной части в начале к более быстрой в середине и к очень быстрой в конце.
Инструментарий
[ редактировать ]В своей Симфонии № 9 Шнитке использовал большой оркестр, в который входили тройные деревянные духовые инструменты, четыре валторны, три трубы, три тромбона, туба, струнные, три перкуссиониста и клавесин.
Комментарий
[ редактировать ]Анданте начинается со струнных, за которыми следуют кларнет и тромбон. Раскатов назвал этот раздел: «голос извне». Последовательные события прерываются яростной речью. Кларнет играет ведущую роль, постепенно доминируя в секции деревянных духовых инструментов.
Центральная часть Moderato начинается со струнных, за которыми следуют духовые инструменты и клавесин. Валторна играет обманчивое соло, а барабан отбивает ритм, возвещающий быстрый финал. Эта часть представляет собой трансформацию плача первой части в импульс третьей части.
Престо начинается с того, что струнные играют в такт, а духовые инструменты создают стену звука. Струны и пикколо продолжают диалог. Клавесин на некоторое время возвращается. Короткий духовой хорал нарастает и схлопывается, а диссонансные аккорды пианиссимо завершают произведение.
Критические реакции
[ редактировать ]Девятая симфония Шнитке в версии, подготовленной Раскатовым, а также ее мировая премьерная запись под управлением Дэвиса вызвали разнообразные и противоречивые мнения.
Раскатова, Джеймс Леонард с сайта allmusic.com пишет: «Девятая симфония Шнитке может быть оценена, а может и не быть признана равной или даже превосходящей его Восьмую, но она значительно лучше, чем собственная Nunc dimittis которая сопровождает ее здесь». Он добавляет: «Но, услышав его [ [Nunc dimittis] ], слушатель может быть уверен, что его композитор не добавил ничего из своей собственной музыки к партитуре Девятой симфонии Шнитке». [ 2 ]
Роберт Карл с ArkivMusic.com пишет: «Я не могу помочь [в своей интерпретации Симфонии № 9], но чувствую, что создание пьесы из самого простого, даже банального материала может быть чем-то вроде дидактического пункта или темной темы. шутка в духе юмора советских времен (хотя произведение датируется после падения этой империи)». О Nunc dimittis он сказал: «Однако, какие бы у меня ни были сомнения по поводу Шнитке, Раскатов - это откровение». [ 3 ]
Дискография
[ редактировать ]- Альфред Шнитке, Симфония No. 9; Александр Раскатов, Nunc Dimittis , Дрезденская филармония , The Hilliard Ensemble , Елена Васильева (мез.), Деннис Рассел Дэвис (конд.), ECM , 2009, ECM New Series 2025, 476 6994.
- Альфред Шнитке, Concerto Grosso № 1; Симфония № 9, Капский филармонический оркестр , Оуайн Арвел Хьюз , BIS , 2009, CD-1727.
- Альфред Шнитке, Десять симфоний : Симфония № 0 , Капский филармонический оркестр , Оуайн Арвел Хьюз ; Симфония № 1, Королевский Стокгольмский филармонический оркестр , Лейф Сегерстам ; Симфония № 2 «Св. Флориан», Камерный хор Микаэли , Королевский Стокгольмский филармонический оркестр , Лейф Сегерстам ; Симфония № 3, Королевский Стокгольмский филармонический оркестр , Эри Клас ; Симфония № 4, Стокгольмская симфониетта , Академический камерный хор Упсалы , Окко Каму ; Симфония № 5 — Concerto Grosso № 4, Симфонический оркестр Гетеборга , Неэме Ярви ; Симфония № 6, Национальный оркестр Уэльса BBC , Тадааки Отака ; Симфония № 7, Национальный оркестр Уэльса BBC , Тадааки Отака ; Симфония № 8, Симфонический оркестр Норчепинга , Лю Цзя ; Симфония № 9, Капский филармонический оркестр , Оуайн Арвел Хьюз , BIS , 2009, CD-1767-68.
Библиография
[ редактировать ]- Разговор Гельмута Петерса с Александром Раскатовым, в: , аннотации к Симфонии № 9; Nunc dimittis, ECM, 2009 (см.: дискография ).
- Хельмут Петерс, «История автографа» , в: , аннотации к Симфонии № 9; Nunc dimittis, ECM, 2009 (см.: дискография ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тайран Грилло (5 октября 2010 г.). «Шнитке/Раскатов: Симфония № 9/Nunc Dimittis (ECM New Series 2025)» . Между звуком и пространством: ECM Records и за его пределами . Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ https://www.allmusic.com/album/w185518 Джеймс Леонард – рецензия на Симфонию № 9 Шнитке и Nunc dimittis Раскатова.
- ^ Роберт Карл - рецензия на Симфонию № 9 Шнитке и Nunc dimittis Раскатова.