Музыка Казахстана
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2018 г. ) |
Музыка Центральной Азии |
---|
Музыка Казахстана относится к широкому спектру музыкальных стилей и жанров, происходящих из Казахстана. В Казахстане действуют Казахский государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы, Казахский государственный филармонический оркестр, Казахская национальная опера и Казахский государственный камерный оркестр. Оркестру народных инструментов присвоено имя Курмангазы Сагырбайулы – известного композитора и домбриста XIX века.
Традиционная музыка
[ редактировать ]Традиционная музыка в Казахстане часто относится к музыке следующих жанров:
- Инструментальная музыка , пьесы («Кюй») исполняются солистами. Текст часто можно увидеть на заднем плане (или в «программе») музыки, поскольку многие названия Küy относятся к историям.
- Вокальная музыка либо как часть церемонии, например свадьбы (в основном исполняется женщинами), либо как часть застолья. Здесь можно разделить на поджанры: эпическое пение, содержащее не только исторические факты, но и генеалогию племени, любовные песни, дидактические стихи; и как особая форма сочинение двух и более певцов публично (айтыс), носящее диалогический характер и обычно неожиданно откровенное по содержанию.
Традиционные музыкальные инструменты
[ редактировать ]
Самыми популярными традиционными инструментами являются струнные инструменты. Первая из них – домбра ( домбыра ), самый популярный и древнейший казахский музыкальный инструмент. Некоторые утверждают, что подобные двухструнные инструменты кочевники использовали более двух тысяч лет назад. [1] Домбра — это лютня с длинной шеей и двумя струнами, настроенными в интервале кварты, а иногда и квинты. Струны перебираются или играются правой рукой без медиатора.
Другой инструмент, играющий важную роль, — это кобыз, смычковый инструмент, который держат между ног. Он изготовлен из резного дерева для корпуса, шкуры животного для резонатора и конского волоса для струн и смычка. Говорят, что Кобыз был изобретен легендарным шаманом Горкытом задолго до средневековья.«Жетиген» («Семь струн») можно рассматривать как член семейства цитр, находящего эквиваленты в Китае, где струны разделены каждая на две части разной длины, а мост подвижен и состоит из небольшой кости. Существует также щипковая лютня, называемая шертер ( шертер ).
- Домбра ( казахский : домбыра ) — тюркский струнный инструмент, широко распространённый среди тюрков. Домбра изготовлена из полого дерева, деревянных деталей и двух струн. К шее прикреплено 19 (иногда 22) ключей. Имеет вариации в виде трехструнной домбры, двухсторонней, ширококорпусной, полой грифа и т. д.
- Кобыз (хылкобыз (Казках: қобыз )) — струнно-смычковый инструмент. Кобыз имеет ковшеобразное тело, дугообразно изогнутую шею и большую плоскую голову. Половина поверхности покрыта кожей. Струны и смычок изготовлены из конского волоса. Он изготовлен из цельного деревянного бруска. Чаще всего исполняется с двумя струнами, но также встречаются трехструнные, четырехструнные кобызы и имеют такие вариации, как «нар кобыз», «джез кобыз».
- Еврейская арфа (шанкобыз (казахский: шаңқобыз)) — древний музыкальный инструмент казахского народа, изготовленный из серебра или железа. Он не такой уж и большой, с телом и дугообразным языком. То, как вы играете на этом инструменте, напрямую связано с взаимодействием с полостью рта. Играя на инструменте, держите инструмент за язык правой рукой. В древности шанкобыз был детским и женским инструментом. Шанкобыз имеет множество названий у разных народов: варган, темир комуз , комыс, ауре, комус, ваниар, тумра, косян и др.
- Шертер (казахский: шертер ) — струнный инструмент. На ней играют как на домбре, но кость меньше, чем у домбыры, и она похожа на кобыз. Он сделан из дерева, но снаружи покрыт кожей. На ней в основном играют пастухи, и ее часто используют для сопровождения басен.
- Жетиген (казахский: жетіген ) — полихордовый инструмент. Форма инструмента продолговатая, напоминающая коробочку. К обоим концам коробки прикреплены 13 (а может быть и 7) струн, на каждой струне имеются специальные деревянные детали. Во всех тюркских культурах есть джетиген, но его названия разные: у татар «этиган», у тывалков «шаткан» и т. д.
- Дауылпаз (казахский: дауылпаз ) — ударный инструмент, бывший военным инструментом. В древние времена он поднимал дух воинов и охотников. По строению он напоминает обычный барабан. Процесс изготовления очень сложен: нужно сделать паз в дереве, обтянуть верх кожей, сделать ремень, чтобы носить его повсюду, и палку, чтобы по нему бить.
- Конгырау (казахский: қоңырау ) — музыкальный инструмент, изготовленный из золота или серебра. Конструкция близка к колоколу. Колокольчики разных размеров расположены на деревянной основе и при нажатии издают приятный звон. Некоторые артисты во время игры прикрепляют конгирау к верхней части своего инструмента.
- Zhelbuaz (Kazakh: желбуаз )
- Асатаяк (казахский: асатаяк )
Традиционные казахские инструменты часто используются в современной музыке и играют большую роль в казахской музыке. К традиционным оркестрам относятся «Отрырар сазы», «Оркестр Курмангазы», «Аль-Фараби сазы» и ряд других. Казахские инструменты используются не только артистами, но и являются неотъемлемой частью жизни практически каждого казаха.
Музыка русской и советской эпохи.
[ редактировать ]
Российское влияние на музыкальную жизнь Казахстана можно рассматривать в двух сферах:
- Во-первых, создание музыкальных академических учреждений, таких как концертные дома с оперными сценами, консерватории (где исполнялась и преподавалась европейская музыка).
- Во-вторых, пытаясь включить казахскую традиционную музыку в эти академические структуры.
Под контролем Российской империи , а затем Советского Союза , народные и классические традиции Казахстана стали связаны с этнической русской музыкой и западноевропейской музыкой. До 20-го века казахская народная музыка собиралась и изучалась этнографическими исследовательскими группами, включая композиторов , музыкальных критиков и музыковедов . В первой половине XIX века казахская музыка записывалась линейной нотной записью . Некоторые композиторы этой эпохи ставили казахские народные песни под европейскую классическую музыку в русском стиле .
Однако сами казахские музыканты не писали свою собственную музыку с нотами до 1931 года. Позже, в составе Советского Союза, определенная казахская народная культура поощрялась, чтобы избежать политических и социальных волнений. Результатом стала производная от казахской народной музыки. В 1920 году российский чиновник Александр Затаевич создал крупные произведения художественной музыки с мелодиями и другими элементами казахской народной музыки. Начиная с 1928 года и ускоряясь в 1930-е годы, он также адаптировал традиционные казахские инструменты для использования в ансамблях русского стиля (например, увеличивая количество ладов и струн ). Вскоре эти стили современной оркестровой игры стали для музыкантов единственным способом официально играть; Казахский народ был обращен в патриотические, профессиональные и социалистические начинания. [2] В своем творчестве многие артисты начала 90-х годов обращаются к народной музыке, обработкам народных произведений и песен на казахском языке. Так, группа URKER, появившись на музыкальной сцене в 1994 году, одна из первых подняла в своем творчестве тему патриотизма и возрождения культурных ценностей.
Одним из прорывных музыкальных проектов 90-х годов стал первый международный музыкальный фестиваль «Азия Дауысы». Появившись в 1990 году, фестиваль ежегодно проводился на площадке «Медео», собирая на своей сцене артистов со всего мира. Фестиваль стал отправной точкой в музыкальной карьере многих казахстанских музыкантов, таких как Нурлан Абдуллин и Бауыржан Исаев.
В современном мире эстафету «Азии Дауысы» подхватил музыкальный фестиваль «Звезда Азии», который традиционно проводится на площадке «Медео» с 2017 года.
Не менее популярный музыкальный проект, появившийся в 90-е годы, – ежегодный конкурс молодых исполнителей «Жас Канат». В конкурсе приняли участие как сольные исполнители, так и ансамбли, а сам проект открыл для казахстанской эстрады новое поколение певцов, таких как Жанна Саттарова, группа «Аян» и Мадина Садвакасова. [3]
Музыкальные учреждения
[ редактировать ]Музыкально-драматическое училище, основанное в 1931 году, стало первым музыкальным высшим учебным заведением в Казахстане. Спустя два года был сформирован Оркестр казахских народных музыкальных инструментов. [2] Фонд «Асыл Мура» занимается архивированием и публикацией исторических записей казахской музыки, как традиционной, так и классической. Консерватория имени Курмангазы считается одной из ведущих консерваторий Алматы.
Современные жанры
[ редактировать ]Казахский хип-хоп
[ редактировать ]Казахская сцена хип-хопа и рэпа начала зарождаться в стране после распада Советского Союза . [4] Хип-хоп легко расцвел в Казахстане благодаря использованию в своих песнях русского языка , что облегчает казахстанским рэперам достижение популярности в других русскоязычных странах . [4] Казахские группы, такие как Tristar, начали появляться на MTV Russia . [5] Хип-хоп, пожалуй, самый популярный жанр современной музыки в Казахстане, особенно среди молодежи. [6] [7] В 2013 году американский рэпер Канье Уэст был по частному приглашению президента Нурсултана Назарбаева выступить на свадьбе своего внука. [8]
Рэп-культура
[ редактировать ]В 1995-1999 годах на музыкальной сцене появилась группа «Рэп Зона», которая первой среди многих привила молодежи любовь к отечественной рэп-музыке. Участники группы записывали свои альбомы на кассеты.
Особенно прорывным стал их трек «Noise-boom-boom-Coup», ставший гимном молодежи, а надписи RAP ZONE красовались на дворовых заборах, домах и в школьных дневниках.
Популяризация рэпа в Казахстане достигла своего пика в 2010-х и 2020-х годах. По большей части нынешние рэперы вдохновляются западными артистами, ищут референсы в мировой и национальной культуре, благодаря чему рэп в Казахстане сейчас достаточно самобытен и уникален. Чаще всего именно этот жанр пользуется наибольшим спросом у молодежи, которую отныне не просто играют в фоновом режиме, а осознанно и с интересом слушают. Самыми популярными исполнителями на данный момент являются Scriptonite, Hiro, V$XV Prince, De Lacure и др.
Р'н'б
[ редактировать ]Помимо традиционной поп-музыки в Казахстане бурно развивались хип-хоп и r'n'b, что нашло отклик в творчестве таких групп, как Ghetto Dogs, Metis's, Not Everything Is Said и группы 101 под руководством Ивана Бреусова. [9]
Позже, в 2010-х годах, казахстанский хип-хоп повлиял на развитие музыкального жанра Q-pop. [10] Известные казахстанские рэперы — Jah Khalib , Natan и Scriptonite . [4]
Kazakh rock
[ редактировать ]Казахский рок — это форма рок-музыки в Казахстане, тексты которой написаны и исполняются как на казахском , так и на русском языках. [11] Рок-музыка популярна в Казахстане, особенно в Карагандинской области , с 1960-х годов, когда ее популяризировали The Beatles . [12] [13] В советское время Казахстан был знаком как с американским , так и с русским роком . [12] Местный панк-рок зародился в Алматы в конце восьмидесятых годов такими группами, как The Moloty, Subway и Po-1 . Известные казахстанские рок-группы — «Адаптация» , «Улытау» , «Уркер» .
Q-поп
[ редактировать ]Q-pop или Qazaq pop – сравнительно новый музыкальный жанр Казахстана. Этот термин был впервые придуман в 2015 году. Q-pop происходит от K-Pop, хип-хопа, западной поп-музыки и J-Pop соответственно. Казахстанская развлекательная компания Juz Entertainment считается пионером этого жанра: ее мужская группа Ninety One дебютировала в 2015 году. [14] [6] Такие артисты, как Ziruza , Mad Men , DNA, Alba и CrystalZ, также вносят свой вклад в этот жанр.
Призовые [15] [16] [17] Казахский певец Димаш Кудайберген сочетает поп-музыку с элементами классической музыки и традиционной казахской народной музыки. [18] [19] [20] В сентябре 2022 года Димаш произвел фурор в Твиттере после того, как спел гимн Казахстана перед боксерским поединком Геннадия Головкина против Канело Альвареса . [21]
Казахская певица Рухия Байдукенова специализируется на эстрадном вокале. Обладательница Гран-при Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» 2021 года, также известного как «Славянский базар». [22]
Ты
[ редактировать ]Той (Той; буквально означает «общественное собрание») относится к легкой народной музыке с запоминающимся ритмом, обычно исполняемой на свадьбах и праздниках. [6] Этот жанр также популярен в Узбекистане , Туркменистане и Кыргызстане . [23] Известными казахскими певцами тойа являются Кайрат Нуртас , Абдиджаппар Алкоджа, Мадина Садуакасова и Джазира Байырбекова .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Музыкальное наследие Казахстана | Musical Heritage of Kazakhstan" . Archived from the original on 2009-08-14 . Retrieved 2015-11-29 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «От фольклора к советской национальной культуре - Процесс становления «Казахской национальной музыки» (1920-1942)» . Src-h.slav.hokudai.ac.jp . Проверено 2 октября 2018 г.
- ^ "Краткий пересказ: история развития казахстанской музыки" . the-steppe.com (in Russian) . Retrieved 2021-02-28 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Музыкальное обозрение | Прямо из Казахстана, рэп на русском | Eurasianet» . eurasianet.org . Проверено 23 ноября 2018 г.
- ^ Онпрюк Almatykz, Мюьх Гбегдш *Tristar*
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Казахстанская поп-музыка переживает период расцвета» . «Астана Таймс» . 26 марта 2016 г. Проверено 23 ноября 2018 г.
- ^ «Уникальное непринужденное Lo-Fi звучание казахстанского рэпера Скриптонита распространяется по всему миру» . Источник . 23 марта 2018 г. Проверено 23 ноября 2018 г.
- ^ миграция (02.09.2013). «Канье Уэст заплатил 4 миллиона долларов за то, чтобы сыграть на свадьбе внука казахстанского лидера» . «Стрейтс Таймс» . Проверено 23 ноября 2018 г.
- ^ "Краткий пересказ: история развития казахстанской музыки" . the-steppe.com (in Russian) . Retrieved 2021-02-28 .
- ^ Голдсмит, Мелисса Урсула Доун; Фонсека, Энтони Дж. (31 декабря 2018 г.). Хип-хоп во всем мире: Энциклопедия [2 тома] . АВС-КЛИО. ISBN 9780313357596 .
- ^ Абазов, Рафис (2007). Культура и обычаи среднеазиатских республик . Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780313336560 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Классический рок потрясает казахстанских фанатов – газета «Астана Таймс»» . «Астана Таймс» . 11 марта 2015 г. Проверено 19 ноября 2018 г.
- ^ Планета, Одинокий; Эллиотт, Марк; Мастерс, Том; Мэйхью, Брэдли; Ноубл, Джон (01 апреля 2014 г.). Одинокая планета Центральная Азия . Одинокая планета. ISBN 9781743000786 .
- ^ «Q-pop укрепляет сознание Казахстана – Международное агентство СМИ» . intmassmedia.com . Проверено 19 ноября 2018 г.
- ^ «Два молодых казахстанских певца побеждают на международных конкурсах» . «Астана Таймс» . 21 июля 2015 г. Проверено 05 августа 2020 г.
- ^ «Казахстанская певица выиграла китайскую Грэмми» . Каспийские новости . 10 апреля 2017 г. Проверено 05 августа 2020 г.
- ^ "Zivert и Димаш объявлены вехами времени" . MK News Russia (in Russian). 2019-12-06 . Retrieved 2020-08-05 .
- ^ " Мечтаю познакомить американцев с казахской культурой": певец Димаш Кудайберген - о концерте в США, творчестве и планах" . Форум Ежедневно . 05.12.2019 . Проверено 05 августа 2020 г.
- ^ "Секреты пения Димаша раскрыла музыкальный эксперт из США" . 365 Info Kazakhstan (in Russian) . Retrieved 2020-08-05 .
- ^ « Лучший в мире вокалист Димаш Кудайберген приезжает в Нью-Йорк! Билеты здесь» . Резюме талантов . 11 сентября 2019 г. Проверено 05 августа 2020 г.
- ^ « Ужасная синхронизация губ» или «Лучшая со времен Уитни Хьюстон?» Выступление Димаша разделяет аудиторию» . Газета «Казахстан Монитор» . 19 сентября 2022 г.
- ^ Июль 2021, Айзада Арыстанбек в Культуре, 21 (21 июля 2021 г.). «Казахстанская певица Рухия Байдукенова стала победительницей Международного фестиваля искусств «Славянский базар» (Видео)» . «Астана Таймс» . Проверено 14 декабря 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Бротон, Саймон; Эллингем, Марк; Трилло, Ричард; Дуэйн, Орла; МакКонначи, Джеймс (1999). Мировая музыка: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихоокеанский регион . Грубые гиды. п. 27 . ISBN 9781858286365 .
Той музыка Узбекистан Кыргызстан.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- От фольклора к советской национальной культуре - Процесс формирования «казахской национальной музыки» (1920-1942) (Славянский исследовательский центр Университета Хоккайдо.)
- National Geographic World Music: Казахстан
- Знакомство с музыкой Казахстана