Jump to content

Музыка Казахстана

Музыка Казахстана относится к широкому спектру музыкальных стилей и жанров, происходящих из Казахстана. В Казахстане действуют Казахский государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы, Казахский государственный филармонический оркестр, Казахская национальная опера и Казахский государственный камерный оркестр. Оркестру народных инструментов присвоено имя Курмангазы Сагырбайулы – известного композитора и домбриста XIX века.

Традиционная музыка

[ редактировать ]

Традиционная музыка в Казахстане часто относится к музыке следующих жанров:

  • Инструментальная музыка , пьесы («Кюй») исполняются солистами. Текст часто можно увидеть на заднем плане (или в «программе») музыки, поскольку многие названия Küy относятся к историям.
  • Вокальная музыка либо как часть церемонии, например свадьбы (в основном исполняется женщинами), либо как часть застолья. Здесь можно разделить на поджанры: эпическое пение, содержащее не только исторические факты, но и генеалогию племени, любовные песни, дидактические стихи; и как особая форма сочинение двух и более певцов публично (айтыс), носящее диалогический характер и обычно неожиданно откровенное по содержанию.

Традиционные музыкальные инструменты

[ редактировать ]
Традиционные инструменты Казахстана

Самыми популярными традиционными инструментами являются струнные инструменты. Первая из них – домбра ( домбыра ), самый популярный и древнейший казахский музыкальный инструмент. Некоторые утверждают, что подобные двухструнные инструменты кочевники использовали более двух тысяч лет назад. [1] Домбра — это лютня с длинной шеей и двумя струнами, настроенными в интервале кварты, а иногда и квинты. Струны перебираются или играются правой рукой без медиатора.

Другой инструмент, играющий важную роль, — это кобыз, смычковый инструмент, который держат между ног. Он изготовлен из резного дерева для корпуса, шкуры животного для резонатора и конского волоса для струн и смычка. Говорят, что Кобыз был изобретен легендарным шаманом Горкытом задолго до средневековья.«Жетиген» («Семь струн») можно рассматривать как член семейства цитр, находящего эквиваленты в Китае, где струны разделены каждая на две части разной длины, а мост подвижен и состоит из небольшой кости. Существует также щипковая лютня, называемая шертер ( шертер ).

  • Домбра ( казахский : домбыра ) — тюркский струнный инструмент, широко распространённый среди тюрков. Домбра изготовлена ​​из полого дерева, деревянных деталей и двух струн. К шее прикреплено 19 (иногда 22) ключей. Имеет вариации в виде трехструнной домбры, двухсторонней, ширококорпусной, полой грифа и т. д.
  • Кобыз (хылкобыз (Казках: қобыз )) — струнно-смычковый инструмент. Кобыз имеет ковшеобразное тело, дугообразно изогнутую шею и большую плоскую голову. Половина поверхности покрыта кожей. Струны и смычок изготовлены из конского волоса. Он изготовлен из цельного деревянного бруска. Чаще всего исполняется с двумя струнами, но также встречаются трехструнные, четырехструнные кобызы и имеют такие вариации, как «нар кобыз», «джез кобыз».
  • Еврейская арфа (шанкобыз (казахский: шаңқобыз)) — древний музыкальный инструмент казахского народа, изготовленный из серебра или железа. Он не такой уж и большой, с телом и дугообразным языком. То, как вы играете на этом инструменте, напрямую связано с взаимодействием с полостью рта. Играя на инструменте, держите инструмент за язык правой рукой. В древности шанкобыз был детским и женским инструментом. Шанкобыз имеет множество названий у разных народов: варган, темир комуз , комыс, ауре, комус, ваниар, тумра, косян и др.
  • Шертер (казахский: шертер ) — струнный инструмент. На ней играют как на домбре, но кость меньше, чем у домбыры, и она похожа на кобыз. Он сделан из дерева, но снаружи покрыт кожей. На ней в основном играют пастухи, и ее часто используют для сопровождения басен.
  • Жетиген (казахский: жетіген ) — полихордовый инструмент. Форма инструмента продолговатая, напоминающая коробочку. К обоим концам коробки прикреплены 13 (а может быть и 7) струн, на каждой струне имеются специальные деревянные детали. Во всех тюркских культурах есть джетиген, но его названия разные: у татар «этиган», у тывалков «шаткан» и т. д.
  • Дауылпаз (казахский: дауылпаз ) — ударный инструмент, бывший военным инструментом. В древние времена он поднимал дух воинов и охотников. По строению он напоминает обычный барабан. Процесс изготовления очень сложен: нужно сделать паз в дереве, обтянуть верх кожей, сделать ремень, чтобы носить его повсюду, и палку, чтобы по нему бить.
  • Конгырау (казахский: қоңырау ) — музыкальный инструмент, изготовленный из золота или серебра. Конструкция близка к колоколу. Колокольчики разных размеров расположены на деревянной основе и при нажатии издают приятный звон. Некоторые артисты во время игры прикрепляют конгирау к верхней части своего инструмента.
  • Zhelbuaz (Kazakh: желбуаз )
  • Асатаяк (казахский: асатаяк )

Традиционные казахские инструменты часто используются в современной музыке и играют большую роль в казахской музыке. К традиционным оркестрам относятся «Отрырар сазы», ​​«Оркестр Курмангазы», ​​«Аль-Фараби сазы» и ряд других. Казахские инструменты используются не только артистами, но и являются неотъемлемой частью жизни практически каждого казаха.

Музыка русской и советской эпохи.

[ редактировать ]
Почтовая марка с изображением домбры , самого популярного традиционного музыкального инструмента Казахстана.

Российское влияние на музыкальную жизнь Казахстана можно рассматривать в двух сферах:

  • Во-первых, создание музыкальных академических учреждений, таких как концертные дома с оперными сценами, консерватории (где исполнялась и преподавалась европейская музыка).
  • Во-вторых, пытаясь включить казахскую традиционную музыку в эти академические структуры.

Под контролем Российской империи , а затем Советского Союза , народные и классические традиции Казахстана стали связаны с этнической русской музыкой и западноевропейской музыкой. До 20-го века казахская народная музыка собиралась и изучалась этнографическими исследовательскими группами, включая композиторов , музыкальных критиков и музыковедов . В первой половине XIX века казахская музыка записывалась линейной нотной записью . Некоторые композиторы этой эпохи ставили казахские народные песни под европейскую классическую музыку в русском стиле .

Однако сами казахские музыканты не писали свою собственную музыку с нотами до 1931 года. Позже, в составе Советского Союза, определенная казахская народная культура поощрялась, чтобы избежать политических и социальных волнений. Результатом стала производная от казахской народной музыки. В 1920 году российский чиновник Александр Затаевич создал крупные произведения художественной музыки с мелодиями и другими элементами казахской народной музыки. Начиная с 1928 года и ускоряясь в 1930-е годы, он также адаптировал традиционные казахские инструменты для использования в ансамблях русского стиля (например, увеличивая количество ладов и струн ). Вскоре эти стили современной оркестровой игры стали для музыкантов единственным способом официально играть; Казахский народ был обращен в патриотические, профессиональные и социалистические начинания. [2] В своем творчестве многие артисты начала 90-х годов обращаются к народной музыке, обработкам народных произведений и песен на казахском языке. Так, группа URKER, появившись на музыкальной сцене в 1994 году, одна из первых подняла в своем творчестве тему патриотизма и возрождения культурных ценностей.

Одним из прорывных музыкальных проектов 90-х годов стал первый международный музыкальный фестиваль «Азия Дауысы». Появившись в 1990 году, фестиваль ежегодно проводился на площадке «Медео», собирая на своей сцене артистов со всего мира. Фестиваль стал отправной точкой в ​​музыкальной карьере многих казахстанских музыкантов, таких как Нурлан Абдуллин и Бауыржан Исаев.

В современном мире эстафету «Азии Дауысы» подхватил музыкальный фестиваль «Звезда Азии», который традиционно проводится на площадке «Медео» с 2017 года.

Не менее популярный музыкальный проект, появившийся в 90-е годы, – ежегодный конкурс молодых исполнителей «Жас Канат». В конкурсе приняли участие как сольные исполнители, так и ансамбли, а сам проект открыл для казахстанской эстрады новое поколение певцов, таких как Жанна Саттарова, группа «Аян» и Мадина Садвакасова. [3]

Музыкальные учреждения

[ редактировать ]

Музыкально-драматическое училище, основанное в 1931 году, стало первым музыкальным высшим учебным заведением в Казахстане. Спустя два года был сформирован Оркестр казахских народных музыкальных инструментов. [2] Фонд «Асыл Мура» занимается архивированием и публикацией исторических записей казахской музыки, как традиционной, так и классической. Консерватория имени Курмангазы считается одной из ведущих консерваторий Алматы.

Современные жанры

[ редактировать ]

Казахский хип-хоп

[ редактировать ]

Казахская сцена хип-хопа и рэпа начала зарождаться в стране после распада Советского Союза . [4] Хип-хоп легко расцвел в Казахстане благодаря использованию в своих песнях русского языка , что облегчает казахстанским рэперам достижение популярности в других русскоязычных странах . [4] Казахские группы, такие как Tristar, начали появляться на MTV Russia . [5] Хип-хоп, пожалуй, самый популярный жанр современной музыки в Казахстане, особенно среди молодежи. [6] [7] В 2013 году американский рэпер Канье Уэст был по частному приглашению президента Нурсултана Назарбаева выступить на свадьбе своего внука. [8]

Рэп-культура

[ редактировать ]

В 1995-1999 годах на музыкальной сцене появилась группа «Рэп Зона», которая первой среди многих привила молодежи любовь к отечественной рэп-музыке. Участники группы записывали свои альбомы на кассеты.

Особенно прорывным стал их трек «Noise-boom-boom-Coup», ставший гимном молодежи, а надписи RAP ZONE красовались на дворовых заборах, домах и в школьных дневниках.

Популяризация рэпа в Казахстане достигла своего пика в 2010-х и 2020-х годах. По большей части нынешние рэперы вдохновляются западными артистами, ищут референсы в мировой и национальной культуре, благодаря чему рэп в Казахстане сейчас достаточно самобытен и уникален. Чаще всего именно этот жанр пользуется наибольшим спросом у молодежи, которую отныне не просто играют в фоновом режиме, а осознанно и с интересом слушают. Самыми популярными исполнителями на данный момент являются Scriptonite, Hiro, V$XV Prince, De Lacure и др.

Помимо традиционной поп-музыки в Казахстане бурно развивались хип-хоп и r'n'b, что нашло отклик в творчестве таких групп, как Ghetto Dogs, Metis's, Not Everything Is Said и группы 101 под руководством Ивана Бреусова. [9]

Позже, в 2010-х годах, казахстанский хип-хоп повлиял на развитие музыкального жанра Q-pop. [10] Известные казахстанские рэперы — Jah Khalib , Natan и Scriptonite . [4]

Казахский рок — это форма рок-музыки в Казахстане, тексты которой написаны и исполняются как на казахском , так и на русском языках. [11] Рок-музыка популярна в Казахстане, особенно в Карагандинской области , с 1960-х годов, когда ее популяризировали The Beatles . [12] [13] В советское время Казахстан был знаком как с американским , так и с русским роком . [12] Местный панк-рок зародился в Алматы в конце восьмидесятых годов такими группами, как The Moloty, Subway и Po-1 . Известные казахстанские рок-группы — «Адаптация» , «Улытау» , «Уркер» .

Q-pop или Qazaq pop – сравнительно новый музыкальный жанр Казахстана. Этот термин был впервые придуман в 2015 году. Q-pop происходит от K-Pop, хип-хопа, западной поп-музыки и J-Pop соответственно. Казахстанская развлекательная компания Juz Entertainment считается пионером этого жанра: ее мужская группа Ninety One дебютировала в 2015 году. [14] [6] Такие артисты, как Ziruza , Mad Men , DNA, Alba и CrystalZ, также вносят свой вклад в этот жанр.

Призовые [15] [16] [17] Казахский певец Димаш Кудайберген сочетает поп-музыку с элементами классической музыки и традиционной казахской народной музыки. [18] [19] [20] В сентябре 2022 года Димаш произвел фурор в Твиттере после того, как спел гимн Казахстана перед боксерским поединком Геннадия Головкина против Канело Альвареса . [21]

Казахская певица Рухия Байдукенова специализируется на эстрадном вокале. Обладательница Гран-при Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» 2021 года, также известного как «Славянский базар». [22]

Той (Той; буквально означает «общественное собрание») относится к легкой народной музыке с запоминающимся ритмом, обычно исполняемой на свадьбах и праздниках. [6] Этот жанр также популярен в Узбекистане , Туркменистане и Кыргызстане . [23] Известными казахскими певцами тойа являются Кайрат Нуртас , Абдиджаппар Алкоджа, Мадина Садуакасова и Джазира Байырбекова .

  1. ^ "Музыкальное наследие Казахстана | Musical Heritage of Kazakhstan" . Archived from the original on 2009-08-14 . Retrieved 2015-11-29 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «От фольклора к советской национальной культуре - Процесс становления «Казахской национальной музыки» (1920-1942)» . Src-h.slav.hokudai.ac.jp . Проверено 2 октября 2018 г.
  3. ^ "Краткий пересказ: история развития казахстанской музыки" . the-steppe.com (in Russian) . Retrieved 2021-02-28 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Музыкальное обозрение | Прямо из Казахстана, рэп на русском | Eurasianet» . eurasianet.org . Проверено 23 ноября 2018 г.
  5. ^ Онпрюк Almatykz, Мюьх Гбегдш *Tristar*
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Казахстанская поп-музыка переживает период расцвета» . «Астана Таймс» . 26 марта 2016 г. Проверено 23 ноября 2018 г.
  7. ^ «Уникальное непринужденное Lo-Fi звучание казахстанского рэпера Скриптонита распространяется по всему миру» . Источник . 23 марта 2018 г. Проверено 23 ноября 2018 г.
  8. ^ миграция (02.09.2013). «Канье Уэст заплатил 4 миллиона долларов за то, чтобы сыграть на свадьбе внука казахстанского лидера» . «Стрейтс Таймс» . Проверено 23 ноября 2018 г.
  9. ^ "Краткий пересказ: история развития казахстанской музыки" . the-steppe.com (in Russian) . Retrieved 2021-02-28 .
  10. ^ Голдсмит, Мелисса Урсула Доун; Фонсека, Энтони Дж. (31 декабря 2018 г.). Хип-хоп во всем мире: Энциклопедия [2 тома] . АВС-КЛИО. ISBN  9780313357596 .
  11. ^ Абазов, Рафис (2007). Культура и обычаи среднеазиатских республик . Издательская группа Гринвуд. ISBN  9780313336560 .
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Классический рок потрясает казахстанских фанатов – газета «Астана Таймс»» . «Астана Таймс» . 11 марта 2015 г. Проверено 19 ноября 2018 г.
  13. ^ Планета, Одинокий; Эллиотт, Марк; Мастерс, Том; Мэйхью, Брэдли; Ноубл, Джон (01 апреля 2014 г.). Одинокая планета Центральная Азия . Одинокая планета. ISBN  9781743000786 .
  14. ^ «Q-pop укрепляет сознание Казахстана – Международное агентство СМИ» . intmassmedia.com . Проверено 19 ноября 2018 г.
  15. ^ «Два молодых казахстанских певца побеждают на международных конкурсах» . «Астана Таймс» . 21 июля 2015 г. Проверено 05 августа 2020 г.
  16. ^ «Казахстанская певица выиграла китайскую Грэмми» . Каспийские новости . 10 апреля 2017 г. Проверено 05 августа 2020 г.
  17. ^ "Zivert и Димаш объявлены вехами времени" . MK News Russia (in Russian). 2019-12-06 . Retrieved 2020-08-05 .
  18. ^ " Мечтаю познакомить американцев с казахской культурой": певец Димаш Кудайберген - о концерте в США, творчестве и планах" . Форум Ежедневно . 05.12.2019 . Проверено 05 августа 2020 г.
  19. ^ "Секреты пения Димаша раскрыла музыкальный эксперт из США" . 365 Info Kazakhstan (in Russian) . Retrieved 2020-08-05 .
  20. ^ « Лучший в мире вокалист Димаш Кудайберген приезжает в Нью-Йорк! Билеты здесь» . Резюме талантов . 11 сентября 2019 г. Проверено 05 августа 2020 г.
  21. ^ « Ужасная синхронизация губ» или «Лучшая со времен Уитни Хьюстон?» Выступление Димаша разделяет аудиторию» . Газета «Казахстан Монитор» . 19 сентября 2022 г.
  22. ^ Июль 2021, Айзада Арыстанбек в Культуре, 21 (21 июля 2021 г.). «Казахстанская певица Рухия Байдукенова стала победительницей Международного фестиваля искусств «Славянский базар» (Видео)» . «Астана Таймс» . Проверено 14 декабря 2021 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  23. ^ Бротон, Саймон; Эллингем, Марк; Трилло, Ричард; Дуэйн, Орла; МакКонначи, Джеймс (1999). Мировая музыка: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихоокеанский регион . Грубые гиды. п. 27 . ISBN  9781858286365 . Той музыка Узбекистан Кыргызстан.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e98321a62820b5d2a5b83a4237076ec3__1719787980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/c3/e98321a62820b5d2a5b83a4237076ec3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Music of Kazakhstan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)