Jump to content

русская народная музыка

(Перенаправлено с Этнической русской музыки )
Русский народный хор экопоселения «Коренские Родники»

Русская народная музыка конкретно посвящена народным музыкальным традициям этнического русского народа . Русская народная музыка используется как основная основа создания всей русской профессиональной музыки. [1]

Этнические стили в современную эпоху

[ редактировать ]
Советская почтовая марка с изображением традиционных русских музыкальных инструментов.

Исполнение и распространение этнической музыки в России имеет давнюю традицию. Первоначально оно было переплетено с различными формами художественной музыки, однако в конце XIX века оно начало обретать самостоятельную жизнь с ростом популярности фольклорных ансамблей, таких как движение народных хоров под руководством Митрофана Пятницкого и русского движение народных инструментов, инициатором которого является Василий Андреев .

В Советской России народная музыка классифицировалась как демократическая (народная) или пролетарская (рабочего класса), в отличие от художественной музыки, которая часто считалась буржуазной. После революции наряду с пролетарской «массовой музыкой» (музыкой для пролетарских масс) она получила значительную поддержку со стороны государства. Однако в послевоенной России пролетарская массовая музыка потеряла свою привлекательность, тогда как фольклорная музыка продолжала пользоваться широкой поддержкой среди населения как внутри Советского Союза, так и за его пределами. Однако подлинная природа народной музыки была сильно искажена стремлением «профессионализировать» исполнителей, независимо от жанра, в котором они работали: таким образом, все народные певцы были обязаны как изучать классическую нотную запись в западном стиле, так и учиться исполнять классический репертуар. иначе они рискуют потерять право выступать в качестве «профессионалов». [2]

Русские ложки используются в традиционной народной музыке в России ( смотреть выступление с традиционными русскими ложками на YouTube )

В 1960-е годы народная музыка в России продолжала получать значительную государственную поддержку и часто рассматривалась как антитеза западной поп-музыке . Приглашение на зарубежные гастроли многочисленных советских фольклорных ансамблей поднимало престиж народного исполнителя до уровня академических музыкантов, а в некоторых случаях даже выше, поскольку доступ к Западу и западным товарам был очень желателен.

Этническую (народную) музыку в России часто можно разделить по степени аутентичности исполнения: истинно аутентичную народную музыку (репродуктивное исполнение традиционной музыки), фольклорное и «фальшивое» исполнение.

Россия — многонациональная страна, в ее границах проживает около 300 различных этнических групп, многие из которых неславянские. [3] . В данной статье речь идет именно о русской этнической музыке.

Настоящая народная музыка

[ редактировать ]

Эта музыка тесно связана с деревенской жизнью и традициями. Обычно его исполняли не профессиональные музыканты. Из постановления ЦК 1932 г. [4] который предписывал музыкальную грамотность (параллельно со стремлением к индустриализации Советского Союза), произошел заметный упадок практики аутентичного народного исполнения. Фестивали, конкурсы и работа этномузыкологов сделали попытки сохранить то, что сохранилось. В последнее время музыковеды начали движение за изучение и воспроизведение аутентичной народной музыки в аутентичной манере исполнения на концертной сцене. Это движение в России возглавляют преподаватели факультета народной музыки Московской консерватории под руководством Дмитрия Покровского . Совсем недавно русские народные песни с сильным религиозным (духовным) компонентом исполнялись такими певицами, как Жанна Бичевская , Ольга Арефьева. [5] and Elena Frolova [6]

Фольклорная музыка

[ редактировать ]

В эту категорию входит музыка групп, возглавляемых музыкальными профессионалами прошлого и настоящего, которые взяли подлинный музыкальный материал, а затем аранжировали и исполнили его в манере, сформулированной Василием Андреевым и впоследствии усовершенствованной при сталинском режиме, но широко признанной как «подлинно русская». западной публикой (обусловленной, например, выступлениями Ансамбля песни и пляски Красной Армии ). В данную категорию вошли многие популярные в Российской Федерации региональные фольклорные ансамбли и танцевальные коллективы. Часто эти фольклорные ансамбли специализируются на сборе и поддержании народных музыкальных традиций той местности, где они возникли, и которой они обслуживают. Они выступают в стилизованных сценических костюмах, основанных на подлинных костюмах, используемых в деревне, но модифицированных для использования на сцене. Наиболее неаутентичной, но широко распространенной была практика исполнения так называемых казачьих присядок (танцев на корточках) в идеальной синхронизации; как отмечает профессор Лаура Дж. Олсон , «эта ситуация не столько отражала реальные казачьи традиции, сколько заимствовала из традиций русского балета конца девятнадцатого века». [7]

Художественная фольклорная музыка

[ редактировать ]

Сюда входит музыка, написанная городской интеллигенцией и профессиональными композиторами в фольклорной манере.

Большую часть музыки оркестров русских народных инструментов также можно отнести к этой группе, поскольку она основана на академических музыкальных традициях и техниках игры, черпая в качестве вдохновения только народные элементы.

Как и во всех западных фольклорных традициях, провести различие сложно, поскольку в XIX веке интеллектуалы собирали народную музыку (не всегда точно указывая исходный материал) и смешивали ее с оригинальными композициями.

В последнее время профессионалы в области музыки, получившие дипломы известных консерваторий по игре на русских народных инструментах, теперь ставят под сомнение свою «народность», когда они исполняют, поскольку ни одна из их музыки никогда изначально не исполнялась (деревенским) народом. Некоторые теперь называют свою музыку академической народной музыкой, что для многих академических музыкантов является оксюмороном .

Вокальная музыка

[ редактировать ]

Настоящая русская народная музыка – это прежде всего вокал. Русская народная песня была неотъемлемой частью повседневной деревенской жизни. Его пели с утра до вечера и отражали четыре времени года и важные события в жизни жителей деревни. Его корни уходят в православные церковные службы, где поются значительные части. Большая часть населения также была неграмотной и бедной, поэтому музыкальные инструменты были редкостью, а нотную запись (которая более актуальна для инструментальной музыки, чем для вокала) нельзя было прочитать.

Аутентичное деревенское пение отличается от академических стилей пения. Обычно это делается с использованием только грудного регистра и часто называется «белым звуком» или «белым» голосом . Его часто описывают как контролируемый крик или крик. Певицы грудного регистра женского пола имеют только низкий диапазон от одной октавы до 12 нот.

Грудное пение превратилось в стиль, используемый многими народными хорами России и соседних стран. Его пионерами выступили Пятницкий и руководитель украинского народного хора Демуцкий в начале 1900-х годов.

Среди известных ансамблей — Русский народный хор имени Пятницкого , Северный русский народный хор , Омский государственный русский народный хор , «Белое Злато» , Ансамбль песни и пляски Советской Армии имени Александрова и Ансамбль песни и пляски Московского военного округа .

Инструментальная музыка

[ редактировать ]

Инструментальная музыка долгое время подавлялась в России. В 1648 году российский царь Алексий I запретил использование некоторых музыкальных инструментов. [8] Некоторые историки полагают, что причиной могли быть скоморохи , исполнявшие под инструментальный аккомпанемент неуважительные песни о царе. [9] [ нужен лучший источник ] [ нужна ссылка ] В результате запрета традиции инструментальной музыки исчезли и долгие годы не имели благодатной почвы для развития в России. В православных храмах (в России) не используются музыкальные инструменты. [ нужна ссылка ]

В конце XIX века салонный скрипач Василий Андреев играл на балалайке в своих выступлениях для французских туристов, приезжавших в Петербург. Музыка стала популярной, и вскоре Андреев организовал кружок балалаечников. Этот клуб превратился в оркестр, который со временем перерос в движение.

Алексея Архиповского считают современным русским Паганини на балалайке, но с подходом Пэта Метени . [10] Во время своих турне он приобрел множество восхищенных поклонников, которые сравнивали его с Паганини и Джими Хендриксом : «Можно было бы [sic] подумать, что трехструнный инструмент, настроенный EEA, будет иметь большой потенциал, но вы тогда еще не слышали Алексея Архиповского... [который] показывает, что он — русский Паганини». [11] [12] «[Он] стал сенсацией сразу после первого выступления перед широкой публикой. Он практически развалил Гитарный фестиваль... проявив невероятное музыкальное мастерство. Это был настоящий Театр непередаваемой игры и головокружительных исполнительских номеров, мимов и жестов. Многие слушатели сравнивали [его] не меньше, чем с великим Джими Хендриксом». [13]

Из простого бесхитростного трехструнного инструмента в сочетании с пробуждающейся «русскостью» на последних этапах существования Царской империи это движение привело к разработке и внедрению многих других русских народных инструментов. Движение русских народных инструментов имело свой резонанс в культурах других этнических групп России, Советского Союза и стран советского блока. Оркестры народных инструментов появились в Белоруссии , Украине , Киргизии , Югославии , Болгарии , Молдавии , Румынии .

Традиционные инструменты

[ редактировать ]

Хордофоны

[ редактировать ]
  • Балалайка — трехструнная треугольная дека, на которой играли пальцами. Он бывает разных размеров, наиболее распространенным из которых является прима. Две струны настроены одинаково в дисканте, приме, секунде и альт-балалайках.
    Бедствие
  • Домра — небольшой трех- или четырехструнный русский вариант мандолины с закругленной декой, на которой щипают или играют плектром . Он также изготавливается в различных оркестровых размерах. Первоначально все они были трехструнными (EAD). Четырехструнная разновидность была разработана в начале 20 века и стала популярной в Украине.
  • Гудок (также худок ), трехструнный русский смычковый инструмент грушевидной формы, настроенный по квинтам, который обычно держат вертикально.
    Gudok
  • Гусли — один из древнейших известных восточнославянских музыкальных инструментов, описанный греками еще в VI веке нашей эры. Существует множество разновидностей этого щипкового струнного инструмента.
  • Колёсная лира [14] (Колесная лира), русская версия шарманки, обычно изготавливаемая с корпусом виолончели .
  • Семиструнная гитара (Семиструнка, русская гитара) — семиструнная версия акустической гитары со своим предпочтительным методом построения и уникальной открытой настройкой соль мажор.

Аэрофоны

[ редактировать ]

Идиофоны

[ редактировать ]

Повторяющиеся элементы в пении

[ редактировать ]

Фраза «Ай люли люли луй» или «Ой лоли лоли лои» характерна для русских народных песен и исполняется женщинами.

Свист очень распространен в русских народных песнях.

Возглас «Опа», также «Оп оп», а иногда и «Ота» также является общей характеристикой русской народной музыки и используется певцами и мужчинами.

Также различные возгласы казаков представлены во многих русских народных песнях.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гусев, В. Е. (1960). Русский фольклор. Материалы и исследования [ Russian folklore. Materials and research ] (in Russian). АН СССР . p. 24.
  2. ^ Лаура Дж. Олсон , Выступление в России: народное возрождение и русская идентичность (2004), стр. 58–59.
  3. ^ Николаевич, Аверин Александр; Васильевич, Понеделков Александр; Петрович, Бандурин Александр (2023). "НАЦИОНАЛЬНЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ" . Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки (8): 15–19. ISSN  2220-2404 .
  4. ^ Олсон (2004), с. 58
  5. ^ "Ольга Арефьева. Концерт "Песни о смерти" " . Archived from the original on 4 March 2016 . Retrieved 19 May 2015 .
  6. ^ Духовный триптих Блаженны смиренные духом Часть 1 на YouTube , Часть 2 на YouTube , Часть 3 на YouTube )
  7. ^ Олсон (2004), с. 164
  8. ^ Боттичелли, Питер (1988). «Царь Алексий: между старым и новым» . люди.loyno.edu . Студенческий исторический журнал Университета Лойолы . Проверено 1 августа 2022 г.
  9. ^ «Общество историков народного танца (СФДХ) – Русский танец и музыка» . sfdh.us. ​Проверено 1 августа 2022 г.
  10. ^ «В Дубровнике сияет летняя музыка» . СегодняЗаман . Архивировано из оригинала 21 мая 2015 года . Проверено 19 мая 2015 г.
  11. ^ Джим Оустон (12 июля 2011 г.). «Чтение между канавками» . Проверено 19 мая 2015 г.
  12. ^ «404» . {{cite web}}: Cite использует общий заголовок ( справка )
  13. ^ «Журнал Америки» . Проверено 19 мая 2015 г.
  14. ^ "Kolyosnaya Lira (hurdy-gurdy)" . Mitya Kuznetsov. [ постоянная мертвая ссылка ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мэйс, Фрэнсис, перевод Арнольда и Эрики Померанс (2001). История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-21815-9 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Авраам, Джеральд Э. (1988). Исследования русской музыки . Reprint Services Corp. ISBN  0-317-90761-1 .
  • Ралстон, WR (1970). Песни русского народа: На примере славянской мифологии и русской общественной жизни (Музыкальные исследования, № 42) . Haskell House Pub Ltd. ISBN  0-8383-1224-1 .
  • Верят, И. (1994). Русские песни: текст на романизированном русском, английском языке и музыка . Аспазия. ISBN  1-882427-23-8 .
  • Авраам, Джеральд Э. (1976). О русской музыке . Научный пиар. ISBN  0-403-03757-3 .
  • Хо, Аллан и Дмитрий Феофанов (ред.) (1989). Биографический словарь русских/советских композиторов . Гринвуд Пресс. ISBN  0-313-24485-5 . {{cite book}}: |author= имеет общее имя ( справка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a9bedc7cb1291382679cb9054b8fa0b4__1720683900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/b4/a9bedc7cb1291382679cb9054b8fa0b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian folk music - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)