русская опера
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2015 г. ) |
Музыка России | ||||||||
Жанры | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конкретные формы | ||||||||
| ||||||||
СМИ и производительность | ||||||||
| ||||||||
Националистические и патриотические песни | ||||||||
| ||||||||
Региональная музыка | ||||||||
| ||||||||
Русская опера ( русский: Ру́сская опера Русская опера ) — оперное искусство в России. К этой категории относятся также оперы композиторов русского происхождения, написанные или поставленные за пределами России, а также оперы иностранных композиторов, написанные или предназначенные для русской сцены. Это не только русскоязычные оперы. Есть примеры русских опер, написанных на французском, английском, итальянском, латинском , древнегреческом , японском или множестве языков народов, входивших в состав Империи и Советского Союза .
Русская опера включает произведения таких композиторов, как Глинка , Рубинштейн , Мусоргский , Бородин , Чайковский , Римский-Корсаков , Стравинский , Прокофьев и Шостакович .
В поисках своих типичных и характерных черт русская опера (и русская музыка в целом) нередко находилась под сильным иностранным влиянием. Итальянские, французские и немецкие оперы служили примером, даже когда композиторы стремились привнести в свои произведения особые, национальные элементы. Этот дуализм в большей или меньшей степени сохранялся на протяжении всей истории русской оперы. [ нужна ссылка ]
18 век [ править ]
Покровители |
---|
Анна Русская (1693–1740) Елизавета Российская (1709–1762) Екатерина II Российская (1729–1796) Николай Шереметьев (1751–1809). |
В Россию опера пришла в XVIII веке. представляли оперы на итальянском языке Сначала итальянские оперные труппы . Позднее некоторые иностранные композиторы, служившие при Российском императорском дворе, начали писать оперы на русском языке, а некоторые русские композиторы были привлечены к написанию опер на итальянском и французском языках. И только в начале 1770-х годов были предприняты первые скромные попытки композиторов русского происхождения сочинить оперы на русские либретто . Это было не настоящее творение русской национальной оперы как таковое, а скорее слабое подражание итальянским , французским или немецким образцам. Но, тем не менее, эти эксперименты были важны и проложили путь к великим достижениям 19 и 20 веков.
Итальянцы [ править ]
году, когда король Польши и курфюрст Саксонии Зародившись в Италии около 1600 года, опера распространилась по всей Европе и достигла России в 1731 Август II Сильный (основавшийся в Дрездене ) «одолжил» свою итальянскую оперную труппу русской императрице Анне для празднования. ее коронации в Москве. Первой оперой, показанной в России, была «Каландро» Джованни Альберто Ристори (1692–1753), исполненная в Москве в 1731 году под руководством композитора и его отца Томмазо, с участием 13 актеров и девяти певцов, включая Людовику Сейфрид, Маргариту Эрмини и Розалию Фантазию. [1]

После этого итальянские оперные труппы были приглашены в Россию для развлечения императрицы и ее двора. большая итальянская оперная труппа под руководством композитора Франческо Араха впервые была приглашена для работы В 1735 году в Петербург . Первой оперой, поставленной ими, была « La forza dell'amore e dell'odio » Арахи на текст Франческо Праты, поставленная 8 февраля [OS 29 января] 1736 года как Sila lyubvi i nenavisti (« Сила любви и ненависти »). оперы Следующими двумя постановками Арахи стали «Сериа finto Нино», оверо «Риконосциута Семирамиды» на текст Франческо Сильвани, поставленные 9 февраля 1737 года [OS 28 января], «Санкт-Петербург» и «Артасерс» на текст Пьетро Метастазио , исполненные 9 февраля. 1738 г. [OS 28 января] в Санкт-Петербурге. Арайя провёл в России около 25 лет и написал для русского двора не менее 14 опер.
В 1742 году в связи с празднованием коронации императрицы Елизаветы Петровны в Москве была поставлена опера (1699–1783) «Тито Веспасиано » [ La clemenza di Tito ] Иоганна Адольфа Хассе . Специально к этому событию был построен новый театр. В 1743 году в «Зимнем дворце» ( Зимнем дворце ) в Санкт-Петербурге вместо небольшого зала «Комеди и оперы» был построен новый оперный театр (архитектор Бартоломео Растрелли ), вмещавший около тысячи человек.

Следующая оперная серия Аража Селевко . на текст Джузеппе Бонекки была дана 7 мая [OS 26 апреля] 1744 года в Москве в рамках двойного празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны и заключения мира со Швецией
Постановка « оперы Арайи Беллерофонте » на текст Джузеппе Бонекки (9 декабря 1750 [OS 28 ноября], Санкт-Петербург) примечательна участием русского певца из «певчей» Придворной капеллы Марка Полторацкого, сыгравшего роль атамана, дворянина Ликийского королевства.
Первой оперой, написанной на русском языке, была Арайи « Цефал и Прокрис» ( «Цефал и Прокрис» , либретто Александра Сумарокова ), поставленная в Санкт-Петербурге 7 марта [OS 27 февраля] 1755 года.
Второй оперой на русский текст была «Альцеста» , 1758, либретто Александра Сумарокова ) немецкого композитора Германа Раупаха (1728–1778), также служившего при русском дворе. Раупак прожил в России 18 лет и умер в Санкт-Петербурге в 1778 году.
частное оперное предприятие под руководством Джованни Баттиста Локателли В 1757 году в Петербург было приглашено (1713 – ок. 1770). Каждую неделю для двора показывали оперу, а два-три раза в неделю им разрешалось давать открытые публичные выступления. Репертуар в основном состоял из итальянской оперы-буффа . За первые три года труппа представила семь опер Бальдассаре Галуппи (1706–1785), в том числе Il mondo della luna ( «Мир Луны» ), Il Filosofo di Campagna ( «Деревенский философ» ) и Il mondo alla roversa, ossia. Le donne che Commandono ( «Миры перевернутые, или Женщины командуют »).
В 1760–80-х годах в России работали по очереди венецианец Галуппи , Манфредини из Пистойи , Траэтта из Битонто близ Барри , Паизиелло из Таранто , Сарти , Чимароза из Кампании и испанец Мартин-и-Солер . Каждый из них внес важный вклад, поставив оперы как на итальянские, так и на русские либретто. Вот список некоторых опер, написанных и представленных в России:
Винченцо Манфредини (1737–1799) прожил в России 12 лет и умер в Санкт-Петербурге. Сын и ученик известного композитора эпохи барокко Франческо Манфредини , он был учителем музыки Павла Петровича, который впоследствии стал императором России. Для Российского императорского двора Манфредини написал пять опер, в том числе: «Семирамида» (1760, Санкт-Петербург), «Олимпиада» (1762, Москва) и «Карло Магно » (1763, Санкт-Петербург).
Томмазо Траэтта (1727–1779) был капельмейстером при Российском императорском дворе в течение восьми лет (1768–1775) и написал там пять опер, в том числе: «Астрея плаката» (1770, Санкт-Петербург), «Антигона» (1772, Санкт-Петербург) и «Четыре сезона». и двенадцать месяцев года (1776 г., Санкт-Петербург ).
Джованни Паизиелло (1740–1816), известный неаполитанский композитор, автор более 100 опер серий и буффа , провел в России восемь лет (1776–1783), где написал 12 опер, в том числе «Ниттети» » ( 1777, Санкт-Петербург) (1777, Санкт-Петербург), «Люсинда и Армидоро . 1777, Санкт-Петербург), «Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность» (1782, Эрмитажный театр ), «Мир луны» (1782, Каменноостровский театр ).
Джузеппе Сарти (1729–1802), автор около 40 опер, провел в России восемнадцать лет (1784–1802). Проработав восемь лет маэстро ди капелла при императорском дворе, следующие четыре года он провел на службе у князя Григория Александровича Потемкина в его имении на юге России. Затем он вернулся в суд. В 1801 году он испросил разрешения вернуться, так как его здоровье было подорвано. Император Александр I уволил его в 1802 году с щедрой пенсией. Сарти умер в Берлине . Самыми успешными его операми в России были «Армида и Ринальдо» и «Начальное управление Олега », либретто для последней написала сама императрица. Среди девяти опер, написанных в России, также: Gli amanti consolati (1784, Санкт-Петербург), I finti eredi (1785, Санкт-Петербург, Большой Каменный театр ), Castore e Polluce (1786, Эрмитажный театр ) и La famille indienne en Angleterre (1799, Санкт-Петербург). , Большой Каменный театр ).
Доменико Чимароза , (1749–1801) другой известный неаполитанский композитор, певец, скрипач, клавесинист, дирижер и педагог, сочинивший около 75 опер, в течение пяти лет (1787–1791) был ди капелла в России, где написал: маэстро felicità inaspettata (1788 Эрмитажный театр ), La vergine del sol'e (1788? Эрмитажный театр ; 1789 Санкт-Петербург, Большой Каменный театр ) и Ла Клеопатра ( Клеопатра и Марк Антонио 1789 Эрмитажный театр )

Висенте Мартин-и-Солер (1754–1806), испанский органист и композитор 21 оперы и 5 балетов, поселился в России в 1788 году, где его называли «Мартини». Там он написал: «Гор-Богатырь Косометович» (либретто Екатерины II , 1789 Эрмитажный театр ) с увертюрой на три русские мелодии, «Песнолюбие» (1790 Эрмитажный театр ) и La festa del Villagegio (1798 Эрмитажный театр ).
Две его оперы, премьера которых состоялась в Вене, но также были поставлены в России: «Una cosa rara», «o sia Bellezza ed onestà» ( «Редкая вещь» ) и «L'arbore di Diana» ( «Дерево Дианы» ) пользовались особой популярностью. Первая из них, исполненная в русском переводе Ивана Дмитриевского, имела некоторые элементы антифеодальной направленности. Он умер в Санкт-Петербурге в январе 1806 года.
Иван Керзелли (известный также как И. И. Керзелли, или Иосиф Керцель) был представителем большой семьи иностранных музыкантов Керзелли (вероятно, чешского происхождения), поселившейся в России в XVIII веке. Его считают автором нескольких известных опер: «Любовник-колдун» ( «Любовник-волшебник» , 1772, Москва), «Розана и Любим» ( «Розана и Любим» , 1778, Москва), «Деревенский ворожея» ( «Деревенский волшебник », ок. 1777, Москва) (увертюра и песни были напечатаны в Москве 1778; это были первые фрагменты опер, напечатанные в России) и «Гулянье или садовник кусковской» ( «Прогулка или Садовник из Кусково 1780 или 1781 Кусково» , Частный театр графа Николая Шереметева ).
Антуан Буллан (также известный как Антуан или Жан Буллан, 1750–1821), другой композитор чешского происхождения, поселившийся в России в 1780 году, написал большое количество опер с русскими либретто , часто в русских национальных рамках. Особую известность получил благодаря своей комической опере «Сбитеньщик» ( Сбитеньщик — Sbiten Vendor ), комической опере в 3-х действиях, написанной на либретто Якова Княжнина (ремейк мольеровской « Школы женщин »). Опера была поставлена в 1783 или 1784 году в Петербурге, в Большом Каменном театре и игралась до 1853 года.
Большой популярностью пользовались также оперы бельгийского /французского Андре Эрнеста Модеста Гретри (1741–1813), такие как «Дружба в превью» (впервые поставлена в 1779 году, Кусково театр) или «Самнитские свадьбы» , ставившиеся в течение 12 лет (с 1885 года). , Кусково , Останкино театры ) с крепостной-сопрано Прасковьей Жемчуговой в частной опере Николая Шереметева .
Русские [ править ]
Компании |
---|
Труппа Ристори (спектакль 1731, Москва) Труппа Аража (1735–1759) Частное предприятие Локателли (1757–1760-е гг.) Частный театр Шереметева (1751–1809). Большой театр Театр Михаила Медокса (или Майкла Мэддокса ) (с 1776 г.) Императорский театр оперы и балета (с 1783, Санкт-Петербург ) |
Двое талантливых молодых россиян Березовский и Бортнянский были отправлены Екатериной II искусства в Италию для изучения музыкально-композиционного .
Максим Березовский (1745–1777) весной 1769 года отправился в Италию для обучения у падре Джованни Баттисты Мартини в Болонской филармонической академии , которую окончил с отличием. Он написал оперу-серию « Демофонте» на итальянское либретто Пьетро Метастазио для карнавала в Ливорно (постановка в феврале 1773 года).

Дмитрий Бортнянский (1751–1825), ученик Германа Раупаха и Бальдассаре Галуппи , отправился в Италию вслед за своим учителем Галуппи. В Италии Бортнянский добился значительных успехов, сочиняя оперы: «Креонт» (1776) и «Алкид» (1778) в Венеции , и «Квинто Фабио» (1779) в Модене .Бортнянский вернулся ко двору в Санкт-Петербурге в 1779 году, где написал еще четыре оперы (все на французском языке, на либретти Франца-Германа Лафермьера): «Сокол» (1786), «Праздник сеньора» (1786), «Дон Карлос » (1786), и Le Fils-Rival или La Moderne Stratonice (1787).
была создана успешная одноактная опера «Анюта» ( Китайский театр В это же время в России на текст Михаила Васильевича Попова , 6 сентября [OS 26 августа], 1772) . Музыка представляла собой подборку популярных песен, указанных в либретто. Это история о девушке по имени Анюта, воспитанной в крестьянском дворе, которая на самом деле оказалась дворянского происхождения, и история ее любви к дворянину Виктору, закончившаяся в конце концов благополучно, звоном свадебных колоколов. Партитура не сохранилась, автор ее неизвестен, однако иногда ее приписывали Василию Пашкевичу или даже Евстигнею Фомину , которому в то время было всего 11 лет.
Музыка другой успешной русской оперы «Мельник» — «Колдун, обманщик и сват» текст ( Александра Аблесимова , Москва, 1779), на тему, напоминающую Руссо « Левина дю» село , приписывается театральному скрипачу и дирижеру Михаилу Матвеевичу Соколовскому (ок. 1756–?). Позже музыку переработал Евстигней Фомин .
Василий Пашкевич (1742–1797), русский композитор, прославился своей комической оперой «Скупой» . Его роли: Скрягин, опекун Любимы; Любима, его племянница; Миловид, ее возлюбленный; Марфа, служанка, в которую влюблен Скрягин; Пролаз, слуга Миловида, находящийся на службе у Скрягина. Соответственно на русский язык были переведены речь и имена героев комедии Мольера , а также музыка, сочетающая в себе некоторые черты западной формы с типично русскими мелодиями. Другая его опера «Феви» была написана на либретто Екатерины II . Другие оперы: » « Несчастье от кареты , 1779, Санкт-Петербург, Театр Карла Книпера , , « Санкт-Петербургский гостиный двор» 1782, Санкт-Петербург), Театр Книпера , «Ноша не тяжела, если она твоя» ( «Своя ноша не»). тянет , 1794), «Раннее царствование Олега» ( «Начальное управление Олега» , либретто Екатерины II, 1790, Санкт-Петербург) – совместно с Джузеппе Сарти и К. Каннобио), «Федул и его дети» ( Федул с детьми , либретто Екатерины II, 1791, Санкт-Петербург) — совместно с Мартином и Солером ), «Паша Тунисский» ( Паша Тунисский , 1782, либретто Михаила Матинского ) и « Как жил, так и будешь судим ( » Как поживёшь , так и просливёшь , 1792) — отр. Санкт -Петербургского базара .

Либреттисты |
---|
Стефано Бенедетто Паллавичино (1672–1742) Джузеппе Бонекки [?-?] Александр Сумароков (1717–1774) Екатерина II (1729–1796) Александр Аблесимов (1742–1783) Mikhail Vasilyevich Popov (1742–1790) Яков Княжнин (1742/1740–1791) Михаил Матинский (1750–ок. 1820). Vladislav Ozerov (1769–1816) |
Italian-trained Yevstigney Fomin (1761–1800) composed about 30 operas including the most successful opera-melodrama Orfey i Evridika to the text by Yakov Knyazhnin . Among his other operas are: The Novgorod Hero Boyeslayevich ( Novgorodskiy bogatyr’ Boyeslayevich , text by Catherine II , 1786 Saint Petersburg), The Coachmen at the Relay Station ( Yamshchiki na podstave 1787 Saint Petersburg), Soirées ( Vecherinki, ili Gaday, gaday devitsa , 1788 Saint Petersburg), Magician, Fortune-teller and Match-maker ( Koldun, vorozheya i svakha 1789 Saint Petersburg), The Miller who was a Wizard, a Cheat and a Match-maker ( Melnik – koldun, obmanshchik i svat , 1779 Moscow, originally: Mikhail Sokolovsky ), The Americans ( Amerikantsy , comic opera, 1800 Saint Petersburg), Chloris and Milo ( Klorida i Milon , 1800 Saint Petersburg), and The Golden Apple ( Zolotoye yabloko , 1803 Saint Petersburg).
19 век [ править ]
XIX век стал золотым веком русской оперы. Началось оно с успеха масштабного и медленно развивающегося оперного проекта: оперы «Леста», «Днепровская русалка» и трех ее продолжений (1803–1807, первое в Петербурге) по мотивам немецкого романтико-комического произведения Donauweibchen») Фердинанда Кауэра (1751–1751–1751–1751–1751 «Das . 1831) с русским текстом и дополнительной музыкой обрусевшего венецианского иммигранта Каттерино Кавоса (1775–1840) и Степана Давыдова (1777–1825).
Следующим успехом стала патриотическая опера «Иван Сусанин» (1815), Кавоса основанная на эпизоде из русской истории .
Этот успех продолжила блестящая оперная карьера Алексея Верстовского (1799–1862), написавшего более 30 опер-водевилей и 6 великих опер, в том числе «Аскольдову могилу» ( «Аскольдова могила» , впервые исполненная в 1835 году), получившую около 200 представлений в Санкт-Петербурге. и 400 в Москве только за первые 25 лет.

Однако наиболее важными событиями в истории русской оперы стали две великие оперы Михаила Глинки (1804–1857) «Жизнь за царя» ( «Жизнь за царем» , первоначальное название «Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (по повести Александр Пушкин , 1842 год. Эти два произведения открыли новую эру в русской музыке и расцвет русской национальной оперы.

С тех пор опера стала ведущим жанром для большинства русских композиторов. За Глинкой последовали Александр Даргомыжский (1813–1869) с его «Русалкой» (1856) и революционным «Каменным гостем» ( «Каменный гость» , законченный Римским-Корсаковым , премьера которого состоялась в 1872 году).
Другими композиторами были:
- Семен Хулак-Артемовский (1813–1873) с его тремя операми, включая Запорожцы за Дунайем (1863);
- Александр Серов (1820–1871) с «Юдифи» (1863) «Рогнеда» (1865) «Власть дьявола» ( «Вражья сила» , 1871);
- Антон Рубинштейн (1829–1894) с его 19 операми, включая «Демон» (1875, Санкт-Петербург);
- Сезар Кюи (1835–1918) с его 14 операми, включая Уильяма Рэтклифа (1861–1868);
- Эдуард Направник (1839–1916) с его четырьмя операми, включая Дубровского (1895);
- Сергей Танеев (1856–1915) с Орестеей (1895, Санкт-Петербург);
- Антон Аренский (1861–1906) с тремя операми, включая «Сон на Волге» (1880).
Русская опера достигла своего апогея в произведениях Модеста Мусоргского и его антипода Петра Чайковского .
» Модеста Мусоргского ( 1839–1881) «Борис Годунов остается величайшим шедевром русской оперы, несмотря на то, что многие считают серьезными техническими недостатками и ошеломляющим множеством версий (оригинальная версия 1869 года, переработанная версия 1872 года, Римского-Корсакова издание ). 1908 г., Шостакович Издание 1940 г. и др.). Другие его оперы остались незавершенными:
- Саламбо (1866)
- Zhenit'ba ( The Marriage , 1868)
- Khovanshchina (1872–1880)
- Ярмарка в Сорочинцах (1874–1880).
Петр Чайковский (1840–1893) завершил десять опер, в том числе самые известные «Евгений Онегин» ( «Евгений Онегин» ), 1877–1878, 1879 «Москва» и «Пиковая дама» ( «Пиковая дама» ), 1890, 1890 «Санкт-Петербург», которые ныне принадлежат мировому эталону . репертуар . Другие его оперы:
- Воевода ( «Воевода» ), 1867–1868, уничтожен композитором, но посмертно реконструирован.
- Ундина (или Ундина ), 1869, не завершена, частично уничтожена композитором
- Опричник , 1870–1872, 1874 г. Санкт-Петербург.
- Вакула Кузнец ( Кузнец Вакула ), 1874, 1876 г. Санкт-Петербург.
- Орлеанская дева ( Орлеанская дева ), 1878–1879, 1881 г. Санкт-Петербург.
- Мазепа 1881–1883, 1884 Москва.
- Черевички (обр. Вакулы-кузнеца ) 1885, 1887 г. Москва
- Чародейка (также Чародейка или Чародейка ), 1885–1887, 1887 г. Санкт-Петербург.
- Иоланта ( Иоланта ), 1891, 1892 г. Санкт-Петербург.
Не менее важным был Александра Бородина » «Князь Игорь (1833–1887) – ( «Князь Игорь» , завершение Римского-Корсакова и Александра Глазунова , 1890).
Плодовитый Николай Римский-Корсаков (1844–1908) написал пятнадцать опер — наиболее значительные достижения оперного искусства в России конца века. Наиболее заметные из них:
- Майская ночь ( Майская ночь ) 1878–1879 гг.
- Снегурочка ( Снегурочка 1881 1-я версия, премьера 1882, Санкт-Петербург; ок. 1895 2-я версия)
- Садко (1896, премьера 1898, Москва)
- The Tsar's Bride ( Tsarskaya nevesta 1898, premiered 1899, Moscow)
- Сказка о царе Салтане ( Сказка о царе Салтане , премьера 1900, Москва)
- Kashchey the Immortal ( Kashchey bessmertny , 1902)
- The Legend of the Invisible City of Kitezh and the Maiden Fevroniya ( Skazanie o nevidimom grade Kitezhe i deve Fevronii , 1904)
- The Golden Cockerel ( Zolotoy petushok , 1907)
Последние три из них уже принадлежат русской опере ХХ века.
Было построено множество новых оперных театров, в том числе Большой театр (открыт с 1825 г. в Москве) и Мариинский театр , открытый с 1860 г. в Санкт-Петербурге).
Историю русской оперы XIX века можно увидеть в избранном списке премьер театров Санкт-Петербурга:

- 1835 – Аскольдова могила .
- 1836 – Жизнь за царя
- 1842 – Ruslan and Lyudmila
- 1856 – Rusalka
Мариинский театр (с 1860 г.)
- 1863 – Джудит
- 1865 – Рогнеда
- 1871 — Сила Дьявола ( Вразья сила )
- 1872 – «Каменный гость»
- 1874 – Boris Godunov
- 1874 – «Опричник»
- 1875 – «Демон»
- 1876 – Кузнец Вакула
- 1881 – Орлеанская дева
- 1882 – Снегурочка
- 1886 – Khovanshchina
- 1886 — Князь Игорь.
- 1887 – The Enchantress ( Charodeyka )
- 1890 – «Пиковая дама»
Частная русская опера Мамонтова основана в 1885 году. Савва Мамонтов открыл талант Шаляпина , заказал эскизы Михаилу Врубелю , Константину Коровину , Наталье Гончаровой и Ивану Билибину , поставил поздние оперы Римского Корсакова .
Опера распространилась в губернские центры Киева (1867 г.), Одессы (1887 г.) и Харькова (1880 г.).
20 век [ править ]
Политические коллизии ХХ века разделили русских оперных композиторов на тех, кому удалось бежать на Запад успешно или нет, и тех, кто продолжал жить в не той особенной дружественной атмосфере советского и постсоветского режимов. И тем не менее процесс создания новых опер не уменьшился, а, наоборот, чрезвычайно вырос.
Зиминская опера была основана в 1904 году, а Сергея Дягилева « Русские сезоны» начались в Париже в 1913 году.
Владимир Ребиков (1866–1920), автор более 10 опер, наиболее известен своей оперой «Елка» ( Ёлка , 1894–1902), в которой он изложил свои идеи «меломимики» и «ритмодекламации» ( см. мелодекламация ).
Сергей Рахманинов (1873–1943) написал три оперы:
- Алеко (1892, постановка 1893)
- The Miserly Knight (Skupoy Rytsar Op. 24, 1904)
- Франческа да Римини (соч. 25, 1904 г., постановка 1906 г.).
Все три оперы были поставлены на сцене Большого театра. Он начал, но не закончил четвертую «Монну Ванна» (1907, 1-й акт по партитуре) после Мориса Метерлинка, отказавшегося дать композитору разрешение на использование его текста. Эти оперы, написанные на рубеже двух столетий, скорее принадлежат миру романтической оперы прошлого. Бежав из России в 1917 году, Рахманинов больше никогда не возвращался к оперным проектам.
В отличие от него, Игорь Стравинский (1882–1971) вновь и вновь возвращался к этому жанру, полный свежих и новаторских идей. Иногда эти произведения сложно назвать чистыми операми, а скорее «операми-балетами», «операми-кантатами» или «музыкальным театром». Вот список:
- Ле Россиньоль (Соловей) (1914)
- Ренар , бурлеск для 4 пантомим и камерного оркестра (1916) опера-балет
- Histoire du Soldat для камерной группы и трех ораторов (1918), повествование с музыкой
- Mavra (1922)
- Царь Эдип (1927)
- Персефона для оратора, солистов, хора и оркестра (1934)
- Вавилон (1944)
- Прогресс граблей (1951)
- Потоп (1962)
Оперы Сергея Прокофьева ( 1891–1953) полны юмора, остроумия и новизны. Вот список его законченных опер:
- Магдалина (1911–1913)
- Игрок (1915–1916, ред. 1927)
- Любовь к трем апельсинам (1919)
- Огненный ангел (1919–1927)
- Семен Котко (1939)
- Обручение в монастыре (1940–1941)
- Война и мир (1941–1952)
- История настоящего мужчины , соч. 117 (1947–1948)
Дмитрий Шостакович (1906–1975) был еще одним великим оперным композитором, который всю свою жизнь боролся с коммунистической идеологией. Его сатирическая опера «Нос » по совершенно абсурдному рассказу Гоголя была раскритикована в 1929 году РАПМ как « формалистическая ». Его вторая опера «Леди Макбет Мценского уезда», исполненная в 1934 году с огромным успехом, была осуждена властями еще более жестко. Это заставило его перекомпоновать ее гораздо позже, в 1962 году, как «Катерину Измайлову», в более упрощенном и традиционном стиле, отвечающем требованиям новых правителей режима.Шостакович участвовал еще во многих оперных проектах.
Композиторов того же поколения, сумевших создать сотни опер, было гораздо больше. У некоторых из них были те же проблемы, что и у Шостаковича и Прокофьева, которые вернулись жить в Советскую Россию и были смертельно охвачены ее удушающим режимом. Другие были на противоположной стороне, исполняя удушающие роли. Серьезное осуждение и преследование выдающихся композиторов Советского Союза , таких как Прокофьев, Шостакович и многие другие, возникли в 1948 году в связи с оперой Вано Мурадели (1908–1970) «Великая дружба» ( «Великая дружба» ); см . «Учение Жданова» .
Вот лишь краткий список оперных композиторов того времени:
- Юрий Шапорин (1887–1966), опера «Декабристы» (написана в течение 33 лет 1920–1953, постановка 1953 г.)
- Исаак Дунаевский (1900–1955), 14 оперетт, в том числе «Белая акация» (1955).
- Александр Мосолов (1900–1973), в том числе 4 оперы. Заграждение (1929–1930)
- Виссарион Шебалин (1902–1963), 3 оперы, в том числе «Укрощение строптивой» (1957).
- Дмитрий Кабалевский (1904–1987), 7 опер, в том числе «Кола Брюньон» (1936–1976).
- Вениамин Флейшман (1913–1941), опера «Скрипка Ротшильда» (1941), завершенная и оркестрованная Дмитрием Шостаковичем.
- Тихон Хренников (1913–2007), 5 опер, в том числе «В грозу» (1936–1939).
- Григорий Фрид (1915–2012), 2 камерные монооперы, в том числе «Дневник Анны Франк» (1968).
- Мечислав Вайнберг (1919–1996), 7 опер, включая «Портрет» (1980) и «Идиот» (1985).
Also: Vladimir Shcherbachev , Sergei Vasilenko , Vladimir Fere , Vladimir Vlasov , Kirill Molchanov , Alexander Kholminov , etc. (see: Russian opera articles#20th century ).
У следующих поколений, оказавшихся уже в постсталинской эпохе, были свои специфические проблемы. Идеологический и стилистический контроль, ограничение творческой свободы со стороны властей и старших коллег-композиторов в иерархических структурах Союза композиторов сделали практически невозможными новаторство и эксперимент в любой области музыкального искусства. Было ощущение, что старые плохие времена снова вернулись, когда в 1979 году на VI съезде Союза композиторов его лидер Тихон Хренников обличил семь композиторов (впоследствии известных как « хренниковская семерка »), которых по тем или иным причинам разыграли. на Западе – среди них было как минимум 4 оперных композитора.
В результате появились даже совершенно новые явления: « самиздатская (подпольная) опера» (см. Николай Каретников ). Некоторые из этих опер до сих пор так и не были исполнены, другие, к счастью, получили свои премьеры на Западе, и лишь немногие нашли свое место на оперных сценах родины. Распад Советского Союза не сильно улучшил эту безнадежную ситуацию.
Список композиторов, внесших вклад в развитие русской оперы ближе к концу ХХ века:
- Эдисон Денисов (1929–1996), 3 оперы, включая L'écume des jours ( «Пена дней» , завершена в 1981 г.)
- Николай Каретников (1930–1994), 2 оперы, в том числе «Тилль Уленшпигель» , опера в двух действиях (1965–1985)
- Сергей Слонимский (род. 1932), 3 оперы, включая Мэри Стюарт (1978–1980).
- Rodion Shchedrin (born 1932), 3 operas including Myortvye dushi ( Dead Souls 1976)
- Alfred Schnittke (1934–1998), 3 operas including Zhizn’ s idiotom ( Life with an Idiot , 1990–1991)
- Boris Tishchenko (b. 1939 ) 2 operas including Kradenoe solntse ( The Stolen Sun , 1968)
- Александр Кнайфель (род. 1943) 2 оперы, в том числе Кентервильское привидение ( «Кентервильское привидение» , 1965–1966)
- Николай Корндорф (1947–2001), камерная опера MR (Марина и Райнер) (1989)
- Елена Фирсова (1950 г.р.), 2 камерные оперы, в том числе «Соловей и Роза».
Также: Николай Сидельников , Андрей Петров , Шандор Каллош , Леонид Грабовский , Александр Вустин , Глеб Седельников , Мераб Гагнидзе , Александр Чайковский , Василий Лобанов , Дмитрий Н. Смирнов , Леонид Бобылев , Владимир Тарнопольский и так далее (см.: Русские оперные статьи# 20 век ).
21 век [ править ]
Русская опера продолжает свое развитие в XXI веке. Началось оно с шумных премьер двух комических опер, жанр которых можно охарактеризовать как «опера-фарс»:
Первым был «Царь Демьян» — страшный оперный спектакль (коллективный проект пяти участников: композиторов Леонида Десятникова и Вячеслава Гайворонского из Санкт-Петербурга , Ираиды Юсуповой и Владимира Николаева из Москвы и творческого коллектива «Композитор» (псевдоним известный музыкальный критик Петр Поспелов) на либретто Елены Поленовой по мотивам народной драмы «Царь Максимильян» , премьера 20 июня 2001 года, Мариинский театр , Санкт-Петербург. Премия «Золотая маска, 2002» и «Золотой софит, 2002».
Еще одна опера Дети Розенталя» « Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина была поставлена по заказу Большого театра и премьера состоялась 23 марта 2005 года.
Список русских оперных театров [ править ]
- «Comedie et opere» (малый зал в флигеле Зимнего дворца – Зимний дворец , с 1735 г., Санкт-Петербург )
- Theatre of Letniy Sad ( Summer Garden , from 1735 St Petersburg )
- Оперный театр (на 1000 мест, в Зимнем дворце — Зимний дворец , с 1743, Санкт-Петербург )
- Московский театр (построен в 1742 году к коронации Елизаветы Петровны , Москва)
- Кусково Летний театр (с 1755, Кусково под Москвой)
- Театр Карла Книпера (1777–1797, Санкт-Петербург ).
- Китайский оперный театр (с 1779, Царское Село под Петербургом )
- Петровский театр (на 1000 мест, с 1780 по 1805 год, Москва)
- Bolshoi Kamenny Theatre (1783–1811, St Petersburg )
- Эрмитажный театр (с 1785 г. Санкт-Петербург )
- Останкинский театр (с 22 июля 1795, Останкино под Москвой)
- Императорский Каменный театр или Большой театр Санкт-Петербурга , ( Санкт-Петербург )
- Театр Петровка (с 1786 по 1805 г. Москва)
- Большой театр (с 1825 г. Москва)
- Каменноостровский театр (с 1826 г. Санкт-Петербург )
- Мариинский театр , (с 1860 Санкт-Петербург )
См. также [ править ]
- Список русских оперных певцов
- Музыка России №18 и 19 веков: русская классическая музыка
- Русская культура#Опера
- Опера#Русская опера
- Комическая опера # Русская комическая опера
Ссылки [ править ]
- ^ Чарльтон, Дэвид. «Джованни Альберто Ристори» . Классическая сеть . Проверено 19 апреля 2020 г.
Библиография [ править ]
- Авраам, Джеральд: Краткая оксфордская история музыки , Оксфорд , 1979 г. ISBN 0-19-284010-X
- [Abramovsky A.] Абрамовский А. Русская опера до Глинки Moscow 1940
- [Асеев Б.Н.] Асеев Б. Н. Русский драматический театр XVII-XVIII веков . Москва 1958 г.
- [Берков П.Н.] Берков П. Н. Русская комедия и комическая опера XVIII века . М. - Л., 1950 г.
- [Findeizein N. F.] Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России . т. 2, М.-Л. 1929
- [Gozenpud A. A.] Гозенпуд А. А., Музыкальный театр в России Л., 1959 г.
- [Гуревич Л.] Гуревич Л. История русской театральной жизни , т. М. – Л., 1939 г.
- [Друскин М.] Друскин М. Эссе VI в книге. Очерки по истории русской музыки . Л., 1956 г.
- [History of Russian Music] История русской музыки в 10 томах, т. 2, 3. Moscow 1984
- [Келдыш Ты. В.] Келдыш Ю. В. Русская музыка XVIII века Москва 1965г.
- [Livanova T. N.] Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом в 2-х томах 1952–1953 гг. т.1, т.2
- [Rabinovich A. S.] Рабинович А.С. Русская опера до Глинки Moscow 1948
- [Рапацкая Л.А.] Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века Москва 1995г.
- [Серов А.Н.] Серов А. Н. Опера в России и русская опера // Серов А.Н. Критические статьи . Т. 4. Санкт-Петербург. 1965 год
- Тарускин, Ричард : Россия в « Оперном словаре Нью-Гроув », изд. Стэнли Сэди (Лондон, 1992) ISBN 0-333-73432-7
- Фролова-Уокер, Марина : Российская Федерация, 1730–1860, Опера ; Пауэлл, Джонатан: 1860–90, Опера; Бартлетт, Розамунда (Музыка советского периода) в статье Российская Федерация , Словарь музыки и музыкантов Гроува , т. 21 ISBN 0-333-60800-3