Judith (Serov)
Джудит | |
---|---|
Opera by Alexander Serov | |
Родное название | Russian : Юдифь |
Либреттист |
|
Язык | Русский |
На основе | Книга Юдифи |
Премьера | 16 мая 1863 г. Мариинский театр , Санкт-Петербург |
«Юдифь» ( рус . Юдифь , латинизированное : Yudíf – ударение на втором слоге) — опера в пяти действиях, написанная Александром Серовым в 1861–1863 годах. либретто, заимствованное из интерпретации истории Юдифи из ветхозаветных апокрифов , Русское хотя и приписано композитору, имеет сложную историю. Премьера состоялась в 1863 году в Санкт-Петербурге . Этот сценический дебют, дополненный следующей оперой «Рогнеда» , сделал Серова важнейшим русским оперным композитором 1860-х годов.
История состава
[ редактировать ]Итальянская пьеса «Джудитта» Паоло Джакометти , поставленная в Санкт-Петербурге в 1860 году, впервые вдохновила Серова на работу над проектом в качестве средства передвижения итальянской оперной труппы в Санкт-Петербурге . Серова По сценарию Иван Антонович Джустиниани написал либретто на итальянском языке . Когда итальянская постановка предложенной оперы оказалась юридически невозможной, итальянское либретто было переведено на русский язык Константином Званцовым и Дмитрием Лобановым, а некоторые стихи были добавлены поэтом Аполлоном Майковым ; Тем временем композитор писал музыку, не заранее написав слов.
История выступлений
[ редактировать ]Мировая премьера состоялась 16 мая 1863 года в Мариинском театре под в Санкт-Петербурге управлением Константина Лядова с Михаилом Сариотти в роли Олоферна и Валентиной Бианки в роли Юдифи.
Московская премьера состоялась в 1865 году в Большом театре в Москве под управлением Шрамека.
История публикаций
[ редактировать ]- 1885, фортепианно-вокальная партитура, Гютейль, Москва
- 1903, полная партитура, Беляев , Лейпциг
Роли
[ редактировать ]- Юдит , израильтянка, вдова еврейского воина: сопрано
- Авра, ее рабыня: меццо-сопрано
- Озиас, старейшина города Бефулия: бас
- Чармис, старейшина города Бетулия: бас
- Элиахим, еврейский первосвященник: бас
- Ахиор, вождь аммонитян, подчинённый Олоферну: тенор
- Олоферн , ассирийский полководец: бас
- Асфанесес, слуга Олоферна: бас
- Багоас, глава гарема Олоферна: тенор
- 1-я Одалиска : сопрано
- 2-я Одалиска: меццо-сопрано
- Люди, еврейские воины, одалиски, ассирийские вожди и воины, пиршецы, рабыни и рабыни Олоферна.
Краткое содержание
[ редактировать ]- Время: VI век до нашей эры.
- Место: В Бетулии и ее окрестностях.
Акт 1
[ редактировать ]В полдень на площади Ветулии, которая все еще находится в осаде Олоферна и его ассирийских войск, люди страдают от отчаяния и жажды. Старейшины Озиас и Чарми сообщают, что все дороги теперь отрезаны, а последний источник воды высох. Однако первосвященник Елиахим надеется на чудо, но люди хотят сдать город, чтобы положить конец своим страданиям. Старейшины просят их подождать еще пять дней и ночей; по истечении этого времени, если Бог не избавит их, город впустит врага. Затем еврейские воины проходят через ворота, удерживающие Ахиора. Он пытался убедить Олоферна прекратить осаду и последовать за Богом евреев; В качестве наказания Олоферн связал его и оставил недалеко от города, чтобы он участвовал в уничтожении евреев ассирийцами. Затем все молятся Богу об избавлении.
Акт 2
[ редактировать ]Джудит, одна в своей комнате, решает, что вместо того, чтобы ждать пять дней, нужно что-то сделать сейчас. Она разрабатывает план, как использовать красоту, дарованную ей Богом, чтобы обмануть Олоферна и спасти свой народ. На ее зов приходят старейшины. Она выражает свои активные намерения и просит разрешения отправиться во вражеский стан вместе со своей рабыней Аврой. Они дают разрешение и уходят. Когда Авра затем пытается отговорить ее от поездки в лагерь, Джудит остается стойкой.
Акт 3
[ редактировать ]В стане Олоферна одалиски исполняют песни и танцы. Олоферн отсылает их, намереваясь на следующий день осуществить полноценную атаку на Бетулию. Юдифь пускают в лагерь и представляют Олоферну, очарованному ее красотой (как и все ассирийцы). Когда он спрашивает о ее цели, она делает вид, что покажет ему секретный способ войти и захватить Вифулию и Иерусалим, если он позволит ей свободно передвигаться. Олоферн верит ее уловке, вплоть до того, что просит ее стать царицей. Затем лагерь празднует мощь Вавилона.
Акт 4
[ редактировать ]В лагере вновь звучат танцы и песни. Среди восхвалений миловидной Юдифи Асфанес делает неудачное замечание о ее холодности, и Олоферн тут же закалывает его. В этот момент выходит Джудит и приходит в ужас от ужасного поступка, но остается твердой в своем плане. Он сообщает ей, что на следующий день город подвергнется нападению. В пьяном оцепенении Олоферн без сознания падает на землю к ногам Юдифи. После того, как его укладывают на кровать, она остается с ним, а все остальные уходят. В палатке она берет его меч и обезглавливает его. Попросив Авра положить голову в мешок, они оба быстро уходят.
Акт 5
[ редактировать ]В Бетулии люди, ожидающие рассвета шестого дня, готовы открыть ворота ассирийцам, несмотря на мольбы первосвященника. Внезапно за воротами слышится Юдифь, и она показывает им голову Олоферна. Звуки бегущих ассирийских войск подтверждаются сообщением Озиаса. Все восхваляют Бога за ответ на их молитвы.
Основные арии и числа
[ редактировать ]- Введение (или увертюра)
- Монолог Юдифи (акт II)
- Марш Олоферна (Антракт перед третьим действием)
- Танцы (Акт III)
- Вакхический танец одалисок и танец двух альм (акт IV)
- Индийская песня (Акт IV)
Влияния
[ редактировать ]Несмотря на полное отсутствие «русской» тематики, а также то, что это не первая опера по повести «Юдифь», постановка Серова имеет большое значение для истории русской музыки. Помимо успеха у публики (подкрепленного Федором Шаляпиным изображением Олоферна , начиная с 1898 года), «Юдифь» Серова оказала влияние на более поздних русских композиторов, в том числе:
- Чайковский – Орлеанская дева.
- Мусоргский – неоконченная Саламбо
- Borodin – Prince Igor
- Рубинштейн – его библейские оперы
Восточный элемент в Юдифи наиболее очевиден в Деяниях III и IV; ее влияние (предвосхищенное Глинкой в «Руслане и Людмиле ») можно обнаружить, сравнивая «Индийскую песню» из IV действия с «Песней об индийском госте» из « » Римского-Корсакова Садко .
Записи
[ редактировать ]- 1991, Andrey Chistyakov (conductor), Bolshoy Theatre Orchestra , Russian Academic Choir of the USSR , Irina Udalova (Judith), Yelena Zaremba (Avra),Mikhail Krutikov (aka Svetlov) (Holofernes), Nikolay Vasilyev (Bagoas), Anatoly Babïkhin (Ozias), Vladimir Kudryachov (Achior), Stanislav Suleimanov (Asfaneses), Pyotr Gluboky (Eliachim), Maksim Mikhaylov (Charmis), Irina Zhurina and Marina Shutova (odalisques), Lev Kuznetsov (Hindu Song). Reissued Brilliant Classics 2011.
См. также
[ редактировать ]- Рогнеда (1865)
- Сила дьявола (1871)
Ссылки
[ редактировать ]- Bernandt, G.B. Словарь опер впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР, 1736–1959 [ Dictionary of Operas First Performed or Published in Pre-Revolutionary Russia and in the USSR, 1836–1959 ] (Москва: Советский композитор, 1962), p. 357.
- Кандинский, Алексей. [Примечания к записи Джудит на лейбле Chant du monde, LDC 288 035/036]
- Serov, Alexander . Юдифь : опера в пяти действиях. Арранжированная для пения с фортепианом А. Евгениевым и Г. Дютшем. [ Judith : opera in five acts. Arranged for voice and piano by A. Yevgeniev and G. Diutsh.] Москва: А. Гутхеиль, 1885.
- Тарускин, Ричард . Опера и драма в России, проповедуемые и практиковавшиеся в 1860-е годы . Новое изд. Рочестер: Рочестерский университет Press, 1993.
- _______. «Серов, Александр Николаевич», Grove Music Online (по состоянию на 10 января 2006 г.), < http://www.grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine >
- _______. "Yudif'", Grove Music Online (по состоянию на 10 января 2006 г.), < http://www.grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine >