Jump to content

Садко (опера)

Мне грустно
Опера Николая Римского-Корсакова
Федор Шаляпин в роли варяжского гостя, 1897 год.
Родное название
Russian: Садко
Либреттист Римский-Корсаков
Владимир Бельский
Vladimir Stasov
Язык Русский
Премьера
7 января 1898 г.

Sadko (Russian: Садко , romanized : Sadkó listen — имя главного героя) — опера в семи картинах Николая Римского-Корсакова 1898 года . Либретто и написал композитор при участии Владимира Бельского , Владимира Стасова других. [ 1 ] Римский-Корсаков впервые вдохновился былиной Садко в 1867 году , когда он закончил тональную поэму на эту тему, свою соч. 5 . Закончив в 1891 году вторую редакцию этого произведения, он решил превратить его в драматическое произведение. [ 2 ]

Музыка очень запоминающаяся, и знаменитая оркестровка Римского-Корсакова совершенно очевидна на протяжении всей партитуры. По словам советского критика Бориса Асафьева, писавшего в 1922 году, [ 3 ] «Садко» — вершина ремесла Римского-Корсакова. Из 5-тонной поэмы опуса композитор процитировал наиболее запоминающиеся отрывки, в том числе вступительную тему волнующегося моря: [ 1 ] и другие темы как лейтмотивы [ 4 ] – он сам намеревался «использовать для этой оперы материал моей симфонической поэмы и, во всяком случае, использовать ее мотивы как ведущие мотивы оперы». [ 5 ]

История выступлений

[ редактировать ]

Композитор принимал активное участие в «усердных» репетициях и «с большой тщательностью тренировал оркестр вместе с [дирижером] Эспозито, который оказался очень справедливым музыкантом». Римский также исправлял ошибки в партитуре и много работал с припевом. Кроме певца Морского царя, «которого я терпеть не мог», он одобрил всех солисток и выделил Забелу, которая «пела великолепно», и Секара-Рожанского. [ 6 ]

Мировая премьера состоялась 7 января 1898 года ( по 26 декабря 1897 года) в исполнении Русской частной оперы в Театре Солодовникова в Москве. Его дирижером был Эухенио Эспозито. [ 7 ] [ нужна цитата для проверки ] брат Микеле Эспозито , [ 8 ] со сценографами Константином Коровиным и Сергеем Малютиным . Постановку финансировал железнодорожный магнат Савва Мамонтов; это был первый случай, когда одна из опер Римского-Корсакова была поставлена ​​коммерческим театром, а не Императорскими театрами. [ 9 ] Премьера в Санкт-Петербурге состоялась 26 января 1901 года в Мариинском театре под управлением Эдуарда Направника и сценического оформления Аполлинария Васнецова . [ нужна ссылка ]

В 1906 году опера была представлена ​​в Большом театре в Москве под управлением Вячеслава Сука , в сценическом оформлении Константина Коровина . Первое выступление в США состоялось в Метрополитен-опера в Нью-Йорке 25 января 1930 года на французском языке с Туллио Серафином , а год спустя последовало первое выступление в Лондоне в июне 1931 года. [ 10 ]

В 1921 году в Монте-Карло была поставлена ​​усеченная постановка под управлением Виктора де Сабата с Дмитрием Смирновым в главной роли. Возрождения проходили в Большом театре в 1935, 1949 и 1963 годах. В постановке Берлинской государственной оперы в 1947 году участвовали Людвиг Зутхаус , Эрна Бергер и Маргарет Клозе . [ 11 ] Александр Птушко в 1952 году снял фильм по опере с музыкой, но без пения. [ 11 ] Новая постановка Алексея Степанюка для Мариинского театра в 1993 году позже была гастролирована в Париже ( Театр Елисейских Полей ) и записана. [ 11 ]

Садко сегодня редко исполняется за пределами Российской Федерации. Однако недавно были выступления Opera Vlaanderen и в Братиславе.

Роль Тип голоса Премьерный состав
Москва, 7 января 1898 г.
(Водитель: Эухенио Эспозито)
Премьерный состав
Санкт-Петербург, 26 января 1901 г.
(Дирижер: Эдуард Направник )
Фома Назарич, старейшина Новгорода тенор
Luka Zinovich, governor, elder of Novgorod бас Vladimir Mayboroda
Садко , гусляр и певец в Новгороде. тенор Антон Секар-Рожанский Aleksandr Davïdov
Любава Буслаевна, его молодая жена. меццо-сопрано Aleksandra Rostovtseva Нина Фриде
Нежата, молодой гусляр из Киева. контральто Varvara Strakhova Mariya Dolina
Сомнение, скоморох бас Aleksandr Brevi
Sopel, skomorokh тенор
Варяг , гость заморский бас I. Aleksanov Aleksandr Antonovsky
Индийский, зарубежный гость тенор Екаб Карклин Mitrofan Chuprïnnikov
Венецианец, заморский гость баритон I. Petrov Aleksandr Smirnov
Океан-море, морской царь бас Антон Бедлевич Konstantin Serebryakov
Волхова, прекрасная принцесса; его младшая, любимая дочь сопрано Эмилия Негрин-Шмидт Аделаида Больска
Явление, мифический могучий воин в облике паломника. баритон
Хор, немые роли: Новгородские купцы, странствующие менестрели, матросы, девицы, жители подводного царства, люди

Краткое содержание

[ редактировать ]
Volkhova costume design by Mikhail Vrubel , 1897
Volkhova costume design by Mikhail Vrubel , 1897

( Примечание : вместо традиционных действий «Садко» разделено на семь сцен и, как следует из такой структуры, построено более свободно, чем традиционная опера. Опера обычно исполняется в трех или пяти действиях, в зависимости от того, как сцены сгруппированы: Три действия – 1–2, 3–4, 5–6–7 или 1–2–3, 4, 5–6–7: Пять действий – 1, 2–3, 4, 5–6, 7 )

Время: Историческая личность Садко жила в 12 веке.
Место: Действие происходит в Новгороде и в легендарном царстве Морского царя.

В опере рассказывается история Садко , гусляра ( гусляра ), который оставляет жену Любаву и дом в Новгороде и в конце концов возвращается богатым человеком. За годы путешествий он накопил состояние, женился на дочери царя и царице Океана и пережил другие приключения. По его возвращению радуются город и Любава.

Сцена 1 – Богатый цеховой особняк в Новгороде.

Богатые новгородские купцы поздравляют себя с достатком. Киевский гусляр Нежата поет героическую песню. В ответ Садко тоже поет, но купцы смеются над ним, когда он предполагает, что Новгород был бы более процветающим, если бы река соединяла озеро Ильмень с океаном.

Сцена 2 – Берега озера Ильмень

Садко несчастный бродит по берегу озера. Его пение привлекает лебедей, один из которых превращается в Волхову, Морскую царевну, желающую выйти замуж за смертного. Она объясняет Садко, как поймать три золотые рыбки, которые принесут ему удачу после долгого путешествия. Принцесса обещает ему терпеливо ждать его возвращения. На рассвете с озера раздается голос Морского Царя. Он зовет своих дочерей домой, в глубину. Девочки вновь превращаются в белых лебедей и уплывают вдаль.

Сцена 3 – Чердак в доме Садко (в Новгороде)

Жена Садко Любава скучает по мужу. Она счастлива, когда он наконец возвращается домой, но огорчается, когда он объявляет о своем намерении немедленно уйти в поисках счастья.

Сцена 4 – Пристань в Новгороде (на берегу озера Ильмень)

На пристани собираются торговцы, и Нежата поет очередную гусевую песню. Купцы высмеивают Садко, когда он объясняет, как выиграет свое состояние, поймав три золотые рыбки. Садко держит пари, что сможет это сделать, и после того, как ему удается поймать рыбу, он выигрывает их корабли, чтобы отправиться в свое путешествие. Он приступает к сбору команды для своего путешествия. Три заезжих купца, викинг, индеец и венецианец, по очереди поют о своей родине (« Песнь об Индии »). Садко решает отплыть в Венецию.

Сцена 5 – Мирные просторы океана

Корабли Садко возвращаются домой, нагруженные сокровищами, но застревают. Команда Садко выбрасывает за борт сокровища, чтобы умилостивить Морского Царя, но ветер не появляется. Садко остается, цепляясь за бревно, когда внезапно усиливается ветер, когда он оказывается за бортом.

Сцена 6 – В морских глубинах

Сцена переходит в царство морского царя, где Садко поет царю и царице, добиваясь руки их дочери Волховой. Свадебные торжества становятся настолько бурными, что поднимается шторм, топящий корабли на поверхности моря, и царство Морского Царя разрушается. Конец правления языческого царя возвещается явлением христианского паломника (на самом деле святителя Николая Можайского ). [ 12 ] Садко и Волхова спасаются от разрушения на морской ракушке.

Сцена 7 – Новогрод, зеленый луг на берегу озера Ильмень.

Садко спит на берегу озера. Волхова наблюдает за ним и поет колыбельную. Прежде чем он просыпается, она прощается с ним, а затем исчезает, превращаясь в реку Волхову, которая теперь соединяет озеро Ильмень с морем. Любава находит мужа спящим и будит его: он считает, что его путешествие было не чем иным, как сном, но вид новой реки и его флота кораблей убеждает его, что он действительно теперь очень богатый человек.

Основные арии и числа

[ редактировать ]
Sadko , painting by Ilya Repin (1876)
Nadezhda Zabela-Vrubel as Volkhova by Mikhail Vrubel , 1898
  • Три арии вписываются в сюжет как описания иностранных купцов своих стран.
    • Song of the Varangian Guest (Песня Варяжского гостя), or "Song of the Viking Guest"
    • Song of the Indian Guest (Песня Индийского гостя)
    • Song of the Venetian Guest (Песня Веденецкого гостя)
  • Volkhova's Lullaby (Колыбельная Волховы)
  • 1950, Nikolai Golovanov (conductor), USSR Bolshoi Theatre Soloists, Chorus and Orchestra, Georgi Nalepp (Sadko), Yelizaveta Shumskaya (Volkhova), Vera Davydova (Lyubava), Sergei Krasovsky (Sea Tsar), Yelizaveta Antonova (gusli-player), Sergei Koltypin (Buffoon 1), Alexei Peregudov (Buffoon 2), Tikhon Chernyakov (Novgorod head), Stephan Nikolau (voyvode), Mark Reizen (Viking merchant), Ivan Kozlovsky (Indian merchant), Pavel Lisitsian (Venetian merchant), Ilya Bogdanov (Mighty Old Man). (Melodiya LP M10 01480, 4 records; Preiser Mono 90655, 3 discs; Naxos Classical Archives 9.80931-33).
  • 1994, Валерий Гергиев (дирижер), Кировский оркестр и хор Мариинского театра, Санкт-Петербург, Владимир Галузин (Садко), Валентина Цидипова (Волхова), Марианна Тарасова (Любава), Сергей Алексашкин (Морской царь). (Philips CD 442 138–2, 3 диска; переиздан в составе набора Decca Римский-Корсаков: 5 Operas 478 2705, 11 дисков, но без текста и перевода).
  • 1980 live performance: Yuri Simonov (conductor), Orchestra & Chorus of the Bolshoi Theatre. Vladimir Atlantov (Sadko), Tamara Milashkina (Volkhova), Irina Arkhipova (Lyubava), Boris Morozov (Sea Tsar), Alexandre Ognivstev (Viking Guest), Lev Kuznetsov (Indian Guest), Alexander Voroshilo (Venetian Merchant). Mono. 173 minutes. (DVD VAI 4512; Classound DVD CLASS 001)
  • 1994, Валерий Гергиев (дирижер), Кировский оркестр и хор Мариинского театра (данные об исполнителе указаны на компакт-диске)
[ редактировать ]
  • Ранняя симфоническая поэма Римского-Корсакова «Садко» , соч. 5 (1867 г.), можно рассматривать как предшественницу оперы, поскольку она основана на той же истории, а опера включает в себя несколько музыкальных идей из оркестрового произведения. Есть три версии:
  1. Эпизод из « Былина Садко» (1867)
  2. Музыкальная картина – Садко (1869)
  3. Музыкальная картина – Садко (1892)

Адаптации

[ редактировать ]

В 1922 году английский композитор Кайхосру Шапурджи Сорабджи написал стилизацию на «Песню индуистского торговца» как третью из своих Трех стилизации для фортепиано . российский фильм режиссера Александра Птушко В 1953 году по мотивам «Садко» оперы на музыку Римского-Корсакова вышел . В советский биографический фильм 1953 года «Римский-Корсаков» вошли отрывки из оперы. Инструментальная аранжировка Томми Дорси 1938 года на «Песню индийского гостя» представляет собой классику джаза , составленную на альбоме This Is Tommy Dorsey & His Orchestra, Vol. 1 .

Примечания

  1. ^ Jump up to: а б Тарускин 1997 г.
  2. ^ Авраам, Джеральд . Римский Корсаков – Краткая биография. Дакворт, Лондон, 1945, стр. 87–88.
  3. ^ Цитируется по Моррисону 2001 , с. 263
  4. ^ Авраам, стр. 96–97. [ неполная короткая цитата ]
  5. ^ Римский-Корсаков 1924 , с. 292.
  6. ^ Римский-Корсаков 1924 , стр. 313–314.
  7. ^ Тарускин 1997 , параграф. 4.
  8. ^ Хорнер , параграф. 2.
  9. ^ Моррисон 2001 , с. 262.
  10. ^ Холден 2001 , с. 752.
  11. ^ Jump up to: а б с Каминский 2003 , с. 1280
  12. ^ Моррисон 2001 , стр. 285–286.

Источники

  • Авраам, Джеральд (1936). «XI. Садко ». Исследования русской музыки . Лондон: Уильям Ривз / The New Temple Press. стр. 221–245.
  • Холден, Аманда , изд. (2001). Путеводитель по опере «Новый пингвин» . Нью-Йорк: Пингвин Патнэм. ISBN  0-14-029312-4 .
  • Хорнер, Кейт. «Эспозито, Микеле» . Словарь музыки и музыкантов New Grove . Проверено 13 июля 2015 г.
  • Kaminski, Piotr (2003). "Rimski-Korsakov: Sadko ". Mille et un opéras . Paris: Fayard.
  • Моррисон, Саймон (2001). «Семиотика симметрии, или Урок оперной истории Римского-Корсакова». Кембриджский оперный журнал . 13 (3). Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 261–293. дои : 10.1017/S0954586701002610 . S2CID   191628071 .
  • Римский-Корсаков Н.А. (1924). Моя музыкальная жизнь . Перевод Я. А. Иоффе. Лондон: Мартин Секер.
  • Тарускин, Ричард (1997). « Садко » . Оперный словарь Нью-Гроув . Проверено 13 июля 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хэрвуд, Лорд : «Садко», стр. 944–947 из Полного оперного сборника Коббе (Лондон: Патнэм, 9-е издание 1976 г.); ISBN   0-370-10020-4 .
  • Хут, Андрей: буклет включен в книгу «Римский-Корсаков: 5 опер» , Decca Music Group, 2011. 11 компакт-дисков 478 2705
  • Варрак, Джон и Уэст, Юэн: Оксфордский оперный словарь (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1992), ISBN   0-19-869164-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 715f634ea4585299fc268b64f45a9d86__1718794560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/86/715f634ea4585299fc268b64f45a9d86.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sadko (opera) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)