Театр Елисейских Полей
![]() Вид на Театр Елисейских Полей с авеню Монтень , с видимыми барельефами Антуана Бурделя. | |
![]() | |
Координаты | 48 ° 51'57 "N 02 ° 18'11" E / 48,86583 ° N 2,30306 ° E |
---|---|
Общественный транспорт | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Владелец | Caisse des Dépôts et Consignations |
Тип | Театр , концертный зал , оперный театр |
Емкость | 1905 (Театр), 601 (Комедия), 230 (Студия) |
Строительство | |
Открыто | 1913 |
Архитектор |
|
Веб-сайт | |
www.theatrechampselysees.fr www.comediedeschampselysees.com | |
Назначен | 11 декабря 1957 г. |
Справочный номер. | PA00088883 |
Театр Елисейских Полей (англ. Французское произношение: [teɑtʁ de ʃɑ̃z‿elize] ) — развлекательное заведение, расположенное на авеню Монтень, 15 в Париже . Он расположен недалеко от Елисейских полей , от которого и получил свое название. Его одноименный главный зал может вместить до 1905 человек, а меньшие по размеру «Комеди» и «Студия Елисейских полей» над последними могут вместить 601 и 230 человек соответственно.
По заказу импресарио Габриэля Астрюка театр был построен в 1911–1913 годах по проекту братьев Огюста Перре и Гюстава Перре по схеме Анри ван де Вельде . [ 1 ] и стал первым примером архитектуры ар-деко в городе. [ 2 ] Менее чем через два месяца после открытия в Театре состоялась мировая премьера « Русского балета « Весна священная» , которая спровоцировала один из самых известных бунтов классической музыки . [ 3 ] [ 4 ]
В настоящее время театр показывает около трех оперных постановок в год, в основном произведения в стиле барокко или камерные произведения, более подходящие для скромных размеров его сцены и оркестровой ямы . Здесь также проходит важный концертный сезон. Это домашняя площадка Национального оркестра Франции и Оркестра Ламуре французская база Венского филармонического оркестра , а также .
Архитектура
[ редактировать ]Театр построен из железобетона , имеет прямоугольные формы, прямые линии и декор, закрепленный снаружи на плитах из мрамора и лепнины, что является радикальным отходом от стиля модерн . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] и в то время он выглядел шокирующе простым.
Бетонная конструкция здания была не просто стилистическим выбором. Состояние недр и близость объекта к Сене обусловили необходимость бетонирования. Генри ван де Вельде был первым архитектором, который ушел в отставку, когда стало ясно, что подрядчики, братья Перре, имели гораздо более глубокое понимание железобетонных конструкций, чем он, хотя Перре не были лицензированными архитекторами и у них был другой дизайнер, Роже Бувар. , подпишите свои планы. [ 8 ]
Здание включает в себя внешний барельеф Антуана Бурделя , купол Мориса Дени , картины Эдуарда Вюйара и Жаклин Марваль , а также сценический занавес Кер-Ксавье Русселя . В здании расположены две меньшие сцены: театр Комедии Елисейских Полей на 3-м этаже и Студия Елисейских Полей на 5-м этаже.
Здание считается достопримечательностью современной архитектуры . [ 9 ] и является историческим памятником Франции с 1957 года. [ 10 ]
- Внешний вид
-
Перспективный вид
-
Уличный фасад с барельефами Антуана Бурделя
- Скульптурные рельефы Антуана Бурделя.
-
Музы бегут к Аполлону и Аполлон в медитации
- Интерьер главного зала
-
Вид на зрительный зал и сцену
-
Этап
-
Потолок
Ранняя история
[ редактировать ]
Габриэль Астрюк был первым директором театра и программировал современную музыку, танец и оперу, включая произведения Клода Дебюсси и Игоря Стравинского . [ 11 ]
Хотя вскоре Аструк оказался перенапряжен в финансовом отношении, первый сезон оказался «просто великолепным». [ 12 ] Театр открылся 2 апреля 1913 года гала-концертом с участием пяти самых известных композиторов Франции, дирижирующих собственными произведениями: Клода Дебюсси ( «Прелюдия после полудня фавны» ), Поля Дюка ( «Ученик волшебника» ), Габриэля Форе. ( «Рождение Венеры» ), Винсент д'Инди ( «Камп из Валленштейна» ) и Камиль Сен-Санс (« Фаэтон и отрывки из его хорового произведения «Лира и арфа» ). На следующий день последовало исполнение оперы Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини» под управлением Феликса Вайнгартнера , которое включало «танцевальный спектакль» Анны Павловой . Позже последовала серия концертов, посвященных Бетховену, под управлением Вайнгартнера с участием пианистов Альфреда Корто и Луи Димера , а также сопрано Лилли Леманн . Королевский оркестр Консертгебау в Амстердаме под управлением Виллема Менгельберга дал два концерта: Девятую симфонию Бетховена и парижскую премьеру оперы Форе « Пенелопа » (10 мая). [ 12 ]

Сергея Дягилева «Русский балет» представил пятый сезон труппы, хотя и первый в новом театре, откроется 15 мая «Жар-птицей» Николая Римского-Корсакова Игоря Стравинского, «Шехерезадой» (хореография Мишеля Фокина ) и мировой премьерой « Игр» Дебюсси (с хореографией Мишеля Фокина). хореография Вацлава Нижинского и дизайн Леона Бакста ). Некоторые из зрителей были оскорблены изображением на сцене теннисного матча в Играх , но это было ничем по сравнению с реакцией на ритуальное жертвоприношение в « Весне Священной» Стравинского 29 мая. [ 12 ] Карл Ван Вехтен описал эту сцену:
Определенная часть публики была в восторге от того, что она считала кощунственной попыткой уничтожить музыку как искусство, и, охваченная гневом, вскоре после поднятия занавеса начала кричать и предлагать громкие звуки. предложения по поводу того, как должно проходить выступление. Оркестр играл неслышно, за исключением случаев, когда наступало небольшое затишье. Молодой человек, сидевший позади меня в ложе, во время балета вставал, чтобы лучше видеть. Сильное возбуждение, в котором он находился, вскоре выдало себя, когда он начал ритмично бить меня кулаками по макушке. Эмоции мои были так велики, что я некоторое время не чувствовал ударов. [ 13 ]
Мари Рамбер услышала, как кто-то на галерее крикнул: «Врач… дантист… два врача…». [ 14 ] Второе выступление (4 июня) было менее насыщенным, и, по словам Мориса Равеля , можно было услышать фактически всё музыкальное произведение. [ 12 ]
Первый сезон завершился 26 июня 1913 года выступлением « Пенелопы» , а новый открылся 2 октября тем же произведением. 9 октября д'Инди дирижировал оперой Карла Марии фон Вебера «Вольный стрелок» . 15 октября Дебюсси дирижировал разделом «Иберия» из своего оркестрового триптиха «Образы для оркестра» , а неделей позже он дирижировал своей кантатой «Элю Дамуазель» . К 20 ноября у Астрюка закончились деньги, и его выгнали из театра, а декорации и костюмы конфисковали. Следующий сезон состоял из опер, представленных Ковент-Гарденом и Бостонской оперной труппой . [ 12 ]

На протяжении большей части Первой мировой войны театр был закрыт. [ 12 ] но Конгресс женщин-союзниц, находящихся на военной службе . в августе 1918 года там прошел [ 15 ] В 1919 году балетная труппа Павловой представила небольшой сезон танцевальных представлений. [ 12 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]Театр был приобретен мадам Ганной Вальской (миссис Гарольд Фаулер Маккормик ) в 1922 году, хотя и не с намерением стать его менеджером. Она заявила, что приобрела девятилетнюю аренду у Жака Эберто , который останется менеджером. [ 16 ]
В 1923 году Луи Жуве был назначен директором небольшой Комедии Елисейских полей (расположенной наверху, над фойе главного театра). [ 17 ] ). [ 18 ] На сцене комедии была показана Жюля Ромена давняя медицинская сатира « Доктор Нок» (1923), в которой Жуве сыграл главную роль . [ 19 ] Жуве также поставил » Шарля Вильдрака «Мадам Бельяр (1925), » Бернара Циммера «Баву-африканского (1926), Жана Сармана «Леопольда Возлюбленного» (1927) и Марселя Ашара «Лунного Жана» (1929). [ 18 ] Он, пожалуй, наиболее известен как режиссер премьер трех пьес Жана Жироду : «Зигфрид» в 1928 году, «Амфитрион 38» в 1929 году и «Интермеццо» в 1933 году. [ 20 ]
4 декабря 1924 года Ballets Suédois постановки по опере Фрэнсиса Пикабиа « Релаш» , которую он описал как балетный «мгновенный артист» в главном театре состоялась премьера . Музыку Эрика Сати дирижировал Роже Дезормьер . Балет включал в себя интерлюдию к фильму Рене Клера (снятый на крыше театра), которая сопровождалась «новой и потрясающей музыкой к фильму Cinéma » Сатиса. [ 12 ] По завершении балета Сати взяла вызов на занавес в машине Дезормьера . [ 12 ]
Duran Duran сняли клип на «New Moon On Monday» здесь, в январе 1984 года.
Текущее использование
[ редактировать ]
Театр показывает около трех оперных постановок в год, в основном произведения в стиле барокко или камерные произведения, соответствующие скромным размерам сцены и оркестровой ямы . Кроме того, здесь проходит важный концертный сезон. Здесь выступают два оркестра: Национальный оркестр Франции и Оркестр Ламуре , а также французская база Венского филармонического оркестра . Филармонический оркестр Радио Франции , Оркестр Елисейских полей и Ансамбль Парижского оркестра также дают здесь большую часть своих концертов, а также другие танцевальные , камерные музыкальные , сольные и поп- мероприятия.
Хотя театр находится в частной собственности, его поддерживает Caisse des Dépôts et Consignations , которая владеет зданием с 1970 года. На крыше театра находится ресторан под названием Maison Blanche. [ 21 ]
Ясмины Резы состоялась Премьера «Искусства» на сцене комедии в 1994 году и получила две премии Мольера . [ 22 ]
Цены на главную сцену могут быть высокими и сильно различаться даже для конкретного мероприятия: от 15 евро за ограниченную видимость до 180 евро за лучшие места (апрель 2022 г.).
Театр, как снаружи, так и внутри, был показан в французском шпионском фильме 1973 года «Молчание» . Он появился в фильме Яна Кунена 2009 года « Коко Шанель и Игорь Стравинский » с Мадсом Миккельсеном и Анной Мугалис в главных ролях. Фильм начинается с краткого внешнего кадра, за которым следует обширное воссоздание оригинальной постановки «Весны священной» и реакции публики. Театр был основной площадкой для показа романтической комедии 2006 года. Fauteuils d'orchestre (Оркестровые сиденья) с Сесиль де Франс в главной роли, режиссер Даниэль Томпсон.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хансер 2006, стр. 258–262; Театр Елисейских полей, идеальное воплощение архитектурного проекта Огюста Перре. Архивировано 18 июля 2012 г. на сайте Wayback Machine oboulo.com.
- ^ Рено, Кристоф и Лазе, Кристоф: Стили архитектуры и мебели , (2006), Editions Jean-Paul Gisserot, стр. 113
- ↑ Стравинского. «Весны священной» Печально известная мировая премьера Архивировано 19 февраля 2017 г. в Wayback Machine на History.com.
- ↑ Стравинского «Весна священная» в 90. Архивировано 28 июня 2011 г. в Wayback Machine . классической сети
- ^ Тексье 2012, стр. 126–127.
- ^ Кейичи Тахара, Архитектура в стиле модерн , 2000 г.
- ^ Питт, Чарльз (1992), «Париж» в Оперном словаре Нью-Гроув, изд. Стэнли Сэди (Лондон) ISBN 0-333-73432-7
- ^ Коллинз 2004, с. 188.
- ^ Хансер 2006, стр. 258–262.
- ^ База Мериме : Театр Елисейских Полей , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ «Французские новости: театр и искусство». Архивировано 18 января 2022 г. в Wayback Machine , Культурная служба посольства Франции.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Симеоне 2000, стр. 198–201.
- ^ Цитируется Уайтом 1966, стр. 176–177.
- ^ Цитируется по White 1966, с. 177.
- ^ К. Кларк (8 ноября 1918 г.). «Союзники в Париже», т. 3, стр. 462–463. Архивировано 19 августа 2020 г. в Wayback Machine , в книге «Женщина-гражданка » под редакцией Элис Стоун Блэквелл. Комиссия по избирательному праву женщин Лесли.
- ^ «ВАЛЬСКА ПОКУПАЕТ ТЕАТР; покупает Елисейские поля в Париже, но не для того, чтобы быть его менеджером». Архивировано 18 января 2022 г. в Wayback Machine , The New York Times , 15 декабря 1922 г.
- ^ Коллинз 2004, с. 189.
- ^ Перейти обратно: а б Кнапп 1985, с. 6.
- ^ Пол 2011, с. 224. Архивировано 17 января 2022 г. в Wayback Machine .
- ^ Инскип, Дональд (1958). Жан Жироду, «Становление драматурга» , с. 182, Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк.
- ^ «Лучшие рестораны Парижа с красивым видом» . Парижский дайджест. 2018. Архивировано из оригинала 28 марта 2019 г. Проверено 3 января 2019 г.
- ^ ИСКУССТВО Ясмины Резы. Архивировано 28 июля 2011 г. в Wayback Machine.
Библиография
[ редактировать ]- Коллинз, Питер (2004). Бетон: видение новой архитектуры , 2-е издание. Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 9780773525641 .
- Хансер, Дэвид А. (2006). Архитектура Франции . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-31902-0 .
- Кнапп, Беттина Л. (1985). Французский театр 1918–1939 . Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-37258-1 . Копия в Интернет-архиве.
- Пол, Гарри В. (2011). Анри де Ротшильд, 1872–1947: Медицина и театр . Эшгейт. ISBN 978-1-4094-0515-3 .
- Симеоне, Найджел (2000). Париж: Музыкальный справочник . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-08053-7 .
- Тексье, Саймон ([2012]). Париж: Панорама архитектуры от античности до наших дней . Париж: Париграмма. ISBN 978-2-84096-667-8 .
- Уайт, Эрик Уолтер (1966). Стравинский: Композитор и его произведения . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ОСЛК 283025 . ISBN 978-0-486-29755-2 (перепечатка в Дувре).
Внешние ссылки
[ редактировать ]