Jump to content

Прелюдия ко дню фавна

Прелюдия ко дню фавна
Симфоническая поэма Клода Дебюсси.
Клод Дебюсси в 1905 году.
Английский Прелюдия к «Послеполуденного дня фавна»
Каталог Л. 86
На основе День фавна
Малларме Стефан
Подсчет очков
  • флейта
  • оркестр
Премьера
Дата 22 декабря 1894 г. ( 22 декабря 1894 г. )
Расположение Париж, Франция
Дирижер Гюстав Доре
Исполнители Жорж Баррер (флейта)

Прелюдия к послеобеденному отдыху фавна ( L. 86), известная на английском языке как «Прелюдия к полудню фавна» , — симфоническая поэма для оркестра Клода Дебюсси продолжительностью около 10 минут. Он был написан в 1894 году и впервые исполнен в Париже 22 декабря 1894 года под управлением Гюстава Доре . [ 1 ] [ 2 ] исполнял Соло на флейте Жорж Баррер .

Композиция была вдохновлена ​​стихотворением Стефана après-midi d'un faune» L' Малларме « . Это одно из самых известных произведений Дебюсси, которое считается поворотным моментом в истории западного музыкального искусства , а также шедевром композиции импрессионистов . Пьер Булез считал эту партитуру началом современной музыки , отмечая, что «флейта фавна принесла новое дыхание музыкальному искусству». [ 3 ]

Работы Дебюсси позже легли в основу балета « Послеполуденный отдых фавна» в постановке Вацлава Нижинского и более поздней версии Джерома Роббинса .

Duration: 12 minutes and 2 seconds.
Исполняет ансамбль «Наталия», 2014 г.

О своей композиции Дебюсси писал:

Музыка этой прелюдии является очень свободной иллюстрацией прекрасного стихотворения Малларме. Оно ни в коем случае не претендует на то, чтобы быть его синтезом. Скорее, это последовательность сцен, через которые проходят желания и мечты фавна в знойный полдень . Затем, устав преследовать робкое бегство нимф и наяд , он предается опьяняющему сну, в котором может, наконец, осуществить свои мечты об обладании вселенской Природой. [ 4 ]

Поль Валери сообщил, что сам Малларме был недоволен тем, что его стихотворение было использовано в качестве основы для музыки:

Он считал, что его собственной музыки достаточно, и что даже при самых лучших намерениях в мире было настоящим преступлением в отношении поэзии противопоставлять поэзию и музыку, даже если это была самая прекрасная музыка, какая только существует. [ 5 ]

Однако, побывав на премьерном спектакле по приглашению Дебюсси, Малларме написал Дебюсси: «Я только что вышел с концерта, глубоко тронутый. на самом деле идет гораздо дальше, в ностальгию и свет, с утонченностью, чувственностью и богатством. Я с восхищением пожимаю вам руку, Дебюсси. [ 6 ] [ 7 ]

Иллюстрация Леона Бакста к балету Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Дебюсси.

Произведение рассчитано для трех флейт , двух гобоев , английского рожка , двух кларнетов A и B , двух фаготов , четырех валторн , двух арф , двух кроталов и струнных .

Хотя заманчиво назвать это произведение тональной поэмой , в нем очень мало музыкального буквализма; вместо этого медленная и опосредованная мелодия и многослойная оркестровка в целом вызывают эротизм стихотворения Малларме.

[Эта прелюдия] была музыкальным ответом [Дебюсси] на стихотворение Стефана Малларме (1842–1898), в котором фавн, играющий на свирели в одиночестве в лесу, возбуждается проходящими мимо нимфами и наядами, безуспешно преследует их, а затем устало бросает. себя погрузил в сон, наполненный видениями. Хотя произведение и называется «прелюдией», оно, тем не менее, является законченным — оно передает чувства стихотворения в целом. [ 8 ]

Дебюсси намеревался сочинить вторую и третью части, финал «Интерлюдии» и «Парафраза» соответственно, но решил сосредоточить все свои музыкальные идеи в одной части. [ 9 ]

Прелюдия ; при первом прослушивании кажется импровизационной и почти свободной по форме однако более внимательное наблюдение покажет, что произведение состоит из сложной организации музыкальных ячеек , мотивов, тщательно разработанных и обменивающихся между участниками оркестра. Внимательный анализ произведения показывает высокую степень сознательности композиции со стороны Дебюсси.

Основные музыкальные темы представлены деревянными духовыми инструментами под тонким, но гармонично развитым аккомпанементом приглушенных валторн , струнных и арфы . В этом произведении появляются повторяющиеся инструменты композиционного арсенала Дебюсси: расширенные целотоновые гаммы , гармоническая плавность без длительных модуляций между центральными клавишами и тритона как в мелодии , так и в гармонии . Вступительное соло на флейте состоит из хроматического спуска до тритона ниже исходной высоты и последующего подъема. Развитие между медленной основной темы плавно переходит 9
8
, 6
8
и 12
8
. Дебюсси использует сложные тембры и оркестровку, позволяя основной мелодической ячейке переходить от флейты-соло к гобою , обратно к флейте-соло, затем к двум унисонным флейтам (придающим мелодии совершенно иную атмосферу), затем к кларнету и так далее. дуэта флейт Даже аккомпанемент использует альтернативные голоса: крещендо во время их мелодических ячеек сопровождает струны легато с альтами, несущими партию сопрано над альтовыми скрипками (особенно выражен тон альта в верхнем регистре).

Основная тема

\относительный с' {
  \clef treble \time 9/8 \key e \major
  \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo "Très modéré" 4. = 36
  \override Score.SpacingSpanner #'common-shortest-duration = #(ly:make-moment 1 8)
  \set Staff.midiInstrument = "флейта"
  \stemDown cis'4.~(^"Flute"\p cis8~_\markup \italic "doux et expressif" cis16 \set StemRightBeamCount = #1 b \times 2/3 { \set StemLeftBeamCount = #1 ais16 a gis } g8. а16 б бис) | cis4.~( cis8~ cis16 \set StemRightBeamCount = #1 b \times 2/3 { \set StemLeftBeamCount = #1 ais16 a gis } g8. a16 b bis) | \override DynamicLineSpanner.staff-padding = #3 cis8(\< dis gis e4 gis,8 b4.~\! | b8\> b cis ais4)\!
}
Неоднозначная последовательность аккордов

\new PianoStaff <<
  \new Персонал \relative c' {
    \clef treble \time 9/8 \key e \major
    \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 4. = 36
    \set Score.currentBarNumber = #4 \bar ""
    \set Staff.midiInstrument = "валторна"
    \once \override Staff.TimeSignature #'stencil = ##f
    r4 r8 r8 e4~->(\p^"Рог" e8e4-- |
    \время 6/8
    << { \dynamicUp f16(\< bes aes4\>)~ aes4.\! } \\ { r8 r16 c,([\p\< d8)~] d16(\> c d4\!) } >>
  }
  \new Персонал \relative c' {
    \clef treble \time 9/8 \key e \major
    \set Staff.midiInstrument = "кларнет"
    \once \override Staff.TimeSignature #'stencil = ##f
    r4 r8 <ais' gis e cis>2.\p\>^"Ветры" |
    \set Staff.midiInstrument = "струнный ансамбль 1"
    \time 6/8 \ключ бас
    \once \override TextScript #'self-alignment-X = #-1.6
    <bes, aes d, f, bes,>\pp_"Струны/Арфа"
  }
>>
Тема

\относительный с' {
  \clef treble \time 12/8 \key e \major
  \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 4. = 44
  \set Score.currentBarNumber = #28 \bar ""
  \set Staff.midiInstrument = "флейта"
  \times 2/3 {gis''16(^"Flute"\f ais \set StemRightBeamCount = #1 gis} \times 2/3 {\set StemLeftBeamCount = #1 fis gis \set StemRightBeamCount = #1 fis} \times 2/3 {\set StemLeftBeamCount = #1 dis e dis)} cis( dis ais4)~ аис8
}
Тема – аналогична основной теме по хроматизму и контуру. Использует полнотоновую шкалу в м. 32.

\relative c' \new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {
  \clef treble \time 12/8 \key e \major
  \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 4. = 36
  \set Staff.midiInstrument = "кларнет"

  \partial 8*3 eis4(\<^"Кларнет"\p fis8)\! |
  \once \override Score.BarNumber #'break-visibility = ##(#f #t #t)
  \set Score.currentBarNumber = #31 \bar "|"
  g2.~\f\> g4\!~ g32 fis(\< fe)\! \override DynamicLineSpanner.staff-padding = #3.5 dis\p\<([ ef fis] g[ fis fe)\!] dis16(\> e)\! | \override DynamicLineSpanner.staff-padding = #2.5 \time 3/4 f32(\<[ gab] cis[ dis eis dis)\!] \stemDown cis8(\>[ \acciaccatura { b16[ cis] } b8)\! ] a([ \acciaccatura {g16[ a] } g8)] | \stemNeutral f }
Тема – контур, аналогичный основной теме.

\относительный с' {
  \clef treble \time 3/4 \key e \major
  \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo "En animant" 4 = 64
  \set Score.currentBarNumber = #37 \bar ""
  \set Staff.midiInstrument = "гобой"
  cis'8^"Гобой"(_\markup \italic "doux et expressif" b16 gis fis4~ fis16 b cis gis') | fis( dis e cis b gis fis b cis8 b16 gis) | gis(\cresc b b8)~ b16( d d8)~ d16( b cis d) |
  \set Staff.midiInstrument = "скрипка"
  gis^"Скрипка" (b b8)~ b16( d d8)~ d16( b cis d)\!
}
Вторичная тема

\relative c' \new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {
  \clef treble \time 3/4 \key des \major
  \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo \markup \concat { "Même mouv" \raise #.5 t \translate #'(-0.8 .0) "." "et très soutenu" } 4 = 56
  \set Score.currentBarNumber = #55 \bar ""
  \set Staff.midiInstrument = "кларнет"
  aes''2(^"Woodwinds"\p_\markup \italic "expressif et très soutenu" f4 | ees4. des8~\< des[ f,)\!] | bes'4(~--\mf bes8 aes4 f8 | ees4~ ees8 des4 ces8)
}
Тема – новая мелодическая идея, созданная путем объединения фрагментов двух предыдущих мелодий.

\relative c' \new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {
  \clef treble \key des \major \time 3/4
  \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo "Тужурное аниме" 4 = 56
  \set Score.currentBarNumber = #67 \bar ""
  \set Staff.midiInstrument = "струнный ансамбль 1"
  \override TextSpanner #'(bound-details левый текст) = \markup \italic "cresc. molto"
  \textSpannerDown
  bes'16(^"Strings"\mp des des8)~_\startTextSpan des16( c c8)~ c16 bes(\< c des) | \times 2/3 {ees16(\! f \set StemRightBeamCount = #1 ees} \times 2/3 {\set StemLeftBeamCount = #1 des ees des)\stopTextSpan} \stemDown c8~(\( bes~) bes16 aes да, да\)
}
Тема – связана с основной темой.

\относительный с' {
  \ключ скрипичный \time 4/4 \key a \minor
  \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo "Un peu plus animé" 4 = 56
  \set Score.currentBarNumber = #83 \bar ""
  \set Staff.midiInstrument = "гобой"
  r8 g'--~\p^"Гобой" g[ g\startTrillSpan\sfz\>] \slashedGrace a8(\stopTrillSpan g16)\! фис-. е-. е-. е8--\< е32 f(fis g) | g16-.\p
}
Финальная хроматическая гармонизация основной темы.

\относительный с' {
  \clef treble \key e \major \time 12/8
  \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo "Très lent et très retenu jusqu'à la fin" 4. = 36 % Эта отметка на один такт раньше, чем отрывок
  \set Score.currentBarNumber = #107 \bar ""
  \set Staff.midiInstrument = "струнный ансамбль 1"
  <gis' e b>4.(~ <gis e b>8. <gees c>16 <fis d a> <f des bes>) <ec g>4.(~ <ec g>8. <f des aes> 16 <fis d a> <gees c>) | <cis gis e ais,>2. <эб гис е б>
}

Композиция насчитывает 110 тактов. Если считать неполные строки стиха за одну, то текст Малларме также составит 110 строк. Вторая часть ре-бемоль начинается с 55-го такта, ровно в середине произведения.

Балетные версии

[ редактировать ]

В 1912 году из пьесы был создан короткий балет с костюмами и декорациями художника Леона Бакста , хореографию и исполнение которого поставил известный танцор Вацлав Нижинский . Это вызвало большие споры из-за нетрадиционных движений танцоров и из-за момента, в котором фавн мастурбирует. [ 10 ]

В 1958 году был поставлен еще один балет Джерома Роббинса , который часто исполнялся многими труппами.

Литература

[ редактировать ]

В » Томаса Манна подразумевается «Волшебной горе , что главный герой Ганс Касторп слушал пьесу Дебюсси на граммофоне . В книге « Прелюдия» — одна из его любимых записей, которая заставляет его мечтать о фавне, играющем на свирели в онейрическом пейзаже.

Транскрипция

[ редактировать ]

Сам Клод Дебюсси переписал пьесу для исполнения на двух фортепиано в 1895 году.

Другие транскрипции включают: аранжировку Мориса Равеля для фортепиано в четыре руки, версию для флейты и фортепиано Гюстава Самазея , аранжировку для ансамбля Пьеро (флейта, кларнет, скрипка, виолончель и фортепиано) Тима Маллемана, [ 11 ] Равеля транскрипция для флейты, кларнета и фортепиано Майкла Вебстера и аранжировка для инструментов «Введения» и «Аллегро» (флейта, кларнет, арфа и струнный квартет) с дополнительным контрабасом Грэма Стила Джонсона. российский пианист Вячеслав Грязнов . Транскрибировал ее для фортепиано соло и [ 12 ] [ 13 ] Linos Piano Trio аранжировало произведение для фортепианного трио и включило его в свой альбом 2021 года «Stolen Music». [ 14 ]

Бенно Сакс, ученик Арнольда Шенберга , реоркестровал произведение для камерного ансамбля, включавшего фортепиано и фисгармонию, для Общества частных музыкальных представлений Шенберга , которое состоялось 27 октября 1920 года.

  1. ^ «Пьер Мейлан и Крис Уолтон. «Дорет, Гюстав» . » . Оксфорд . Проверено 25 мая 2009 г.
  2. ^ Фаннинг, Нил Кардью (2005). Весь музыкальный путеводитель по классической музыке: полный путеводитель по классической музыке . Нью-Йорк: Хэл Леонард. п. 351.
  3. ^ Булез, Пьер (1958), «Записи для музыкальной энциклопедии: Клод Дебюсси», Подведение итогов ученичества , Оксфорд : Oxford University Press (опубликовано в 1991 г.), стр. 259–277, ISBN  0-19-311210-8
  4. Оригинал на французском языке: «Музыка этой прелюдии представляет собой очень свободную иллюстрацию прекрасного стихотворения Малларме; она не претендует на то, чтобы быть его синтезом. Это скорее вопрос последовательного фона, на котором движутся желания и мечты фавна. зной этого дня, наконец, устав от преследования нимф и испуганных наяд в их бегстве, он предается опьяняющему сну, богатому наконец-то реализованными мечтами, полного владения вселенской природой. Цитируется в «Поэты-символисты и музыка: от Верлена до Блока» . книге Элен Деграуп
  5. ^ Валери, Поль (1933), «Стефан Малларме», Леонардо По Малларме , пер. Джеймс Р. Лоулер , Лондон : Routledge & Kegan Paul (опубликовано в 1972 г.), с. 263, ISBN  0-7100-7148-5
  6. ^ Дюмениль, Морис (1940), «Клод-Ашиль, молодой музыкант», Клод Дебюсси, Мастер мечты , Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press, Publishers (опубликовано в 1979 г.), стр. 181, ISBN  0-313-20775-5
  7. ^ Ллойд, Розмари (2005), Малларме: Поэт и его круг , Издательство Корнельского университета, стр. 154, ISBN  9780801489938
  8. ^ Беркхарт, Чарльз . 2004. Антология музыкального анализа, шестое издание. п. 402.
  9. ^ «Дебюсси — Прелюдия к полудню фавна » . Классический ФМ . Проверено 19 марта 2019 г.
  10. ^ Ярвинен, Ханна (2009). «Танцы без пространства — О «Послеполуденном отдыхе фавна» Нижинского (1912)» . Танцевальные исследования: Журнал Общества танцевальных исследований . 27 (1): 28–64. дои : 10.3366/E0264287509000243 . ISSN   0264-2875 . JSTOR   40264006 .
  11. ^ «Фавна Дебюсси – аранжировка Тима Маллемана (2016)» . Тим Маллеман . 2019-12-24 . Проверено 5 января 2022 г.
  12. ^ К. Дебюсси - Прелюдия к полудню фавна - фортепианная транскрипция В. Грязнова на YouTube
  13. ^ "Vyacheslav Gryaznov Personal Page" .
  14. ^ «Украдено, обработано, модернизировано» . Пиццикато (на французском языке). 17.06.2021 . Проверено 5 июля 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 269e20fbedcfbb39d258dc486972c17f__1717033980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/7f/269e20fbedcfbb39d258dc486972c17f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Prélude à l'après-midi d'un faune - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)