Прелюдия ко дню фавна
Прелюдия ко дню фавна | |
---|---|
Симфоническая поэма Клода Дебюсси. | |
![]() Клод Дебюсси в 1905 году. | |
Английский | Прелюдия к «Послеполуденного дня фавна» |
Каталог | Л. 86 |
На основе | День фавна Малларме Стефан |
Подсчет очков |
|
Премьера | |
Дата | 22 декабря 1894 г. |
Расположение | Париж, Франция |
Дирижер | Гюстав Доре |
Исполнители | Жорж Баррер (флейта) |
Прелюдия к послеобеденному отдыху фавна ( L. 86), известная на английском языке как «Прелюдия к полудню фавна» , — симфоническая поэма для оркестра Клода Дебюсси продолжительностью около 10 минут. Он был написан в 1894 году и впервые исполнен в Париже 22 декабря 1894 года под управлением Гюстава Доре . [ 1 ] [ 2 ] исполнял Соло на флейте Жорж Баррер .
Композиция была вдохновлена стихотворением Стефана après-midi d'un faune» L' Малларме « . Это одно из самых известных произведений Дебюсси, которое считается поворотным моментом в истории западного музыкального искусства , а также шедевром композиции импрессионистов . Пьер Булез считал эту партитуру началом современной музыки , отмечая, что «флейта фавна принесла новое дыхание музыкальному искусству». [ 3 ]
Работы Дебюсси позже легли в основу балета « Послеполуденный отдых фавна» в постановке Вацлава Нижинского и более поздней версии Джерома Роббинса .
Фон
[ редактировать ]О своей композиции Дебюсси писал:
Музыка этой прелюдии является очень свободной иллюстрацией прекрасного стихотворения Малларме. Оно ни в коем случае не претендует на то, чтобы быть его синтезом. Скорее, это последовательность сцен, через которые проходят желания и мечты фавна в знойный полдень . Затем, устав преследовать робкое бегство нимф и наяд , он предается опьяняющему сну, в котором может, наконец, осуществить свои мечты об обладании вселенской Природой. [ 4 ]
Поль Валери сообщил, что сам Малларме был недоволен тем, что его стихотворение было использовано в качестве основы для музыки:
Он считал, что его собственной музыки достаточно, и что даже при самых лучших намерениях в мире было настоящим преступлением в отношении поэзии противопоставлять поэзию и музыку, даже если это была самая прекрасная музыка, какая только существует. [ 5 ]
Однако, побывав на премьерном спектакле по приглашению Дебюсси, Малларме написал Дебюсси: «Я только что вышел с концерта, глубоко тронутый. на самом деле идет гораздо дальше, в ностальгию и свет, с утонченностью, чувственностью и богатством. Я с восхищением пожимаю вам руку, Дебюсси. [ 6 ] [ 7 ]
Состав
[ редактировать ]
Произведение рассчитано для трех флейт , двух гобоев , английского рожка , двух кларнетов A и B ♭ , двух фаготов , четырех валторн , двух арф , двух кроталов и струнных .
Хотя заманчиво назвать это произведение тональной поэмой , в нем очень мало музыкального буквализма; вместо этого медленная и опосредованная мелодия и многослойная оркестровка в целом вызывают эротизм стихотворения Малларме.
[Эта прелюдия] была музыкальным ответом [Дебюсси] на стихотворение Стефана Малларме (1842–1898), в котором фавн, играющий на свирели в одиночестве в лесу, возбуждается проходящими мимо нимфами и наядами, безуспешно преследует их, а затем устало бросает. себя погрузил в сон, наполненный видениями. Хотя произведение и называется «прелюдией», оно, тем не менее, является законченным — оно передает чувства стихотворения в целом. [ 8 ]
Дебюсси намеревался сочинить вторую и третью части, финал «Интерлюдии» и «Парафраза» соответственно, но решил сосредоточить все свои музыкальные идеи в одной части. [ 9 ]
Прелюдия ; при первом прослушивании кажется импровизационной и почти свободной по форме однако более внимательное наблюдение покажет, что произведение состоит из сложной организации музыкальных ячеек , мотивов, тщательно разработанных и обменивающихся между участниками оркестра. Внимательный анализ произведения показывает высокую степень сознательности композиции со стороны Дебюсси.
Основные музыкальные темы представлены деревянными духовыми инструментами под тонким, но гармонично развитым аккомпанементом приглушенных валторн , струнных и арфы . В этом произведении появляются повторяющиеся инструменты композиционного арсенала Дебюсси: расширенные целотоновые гаммы , гармоническая плавность без длительных модуляций между центральными клавишами и тритона как в мелодии , так и в гармонии . Вступительное соло на флейте состоит из хроматического спуска до тритона ниже исходной высоты и последующего подъема. Развитие между медленной основной темы плавно переходит 9
8 , 6
8 и 12
8 . Дебюсси использует сложные тембры и оркестровку, позволяя основной мелодической ячейке переходить от флейты-соло к гобою , обратно к флейте-соло, затем к двум унисонным флейтам (придающим мелодии совершенно иную атмосферу), затем к кларнету и так далее. дуэта флейт Даже аккомпанемент использует альтернативные голоса: крещендо во время их мелодических ячеек сопровождает струны легато с альтами, несущими партию сопрано над альтовыми скрипками (особенно выражен тон альта в верхнем регистре).
- Основная тема
- Неоднозначная последовательность аккордов
- Тема
- Тема – аналогична основной теме по хроматизму и контуру. Использует полнотоновую шкалу в м. 32.
- Тема – контур, аналогичный основной теме.
- Вторичная тема
- Тема – новая мелодическая идея, созданная путем объединения фрагментов двух предыдущих мелодий.
- Тема – связана с основной темой.
- Финальная хроматическая гармонизация основной темы.
Композиция насчитывает 110 тактов. Если считать неполные строки стиха за одну, то текст Малларме также составит 110 строк. Вторая часть ре-бемоль начинается с 55-го такта, ровно в середине произведения.
Балетные версии
[ редактировать ]В 1912 году из пьесы был создан короткий балет с костюмами и декорациями художника Леона Бакста , хореографию и исполнение которого поставил известный танцор Вацлав Нижинский . Это вызвало большие споры из-за нетрадиционных движений танцоров и из-за момента, в котором фавн мастурбирует. [ 10 ]
В 1958 году был поставлен еще один балет Джерома Роббинса , который часто исполнялся многими труппами.
Литература
[ редактировать ]В » Томаса Манна подразумевается «Волшебной горе , что главный герой Ганс Касторп слушал пьесу Дебюсси на граммофоне . В книге « Прелюдия» — одна из его любимых записей, которая заставляет его мечтать о фавне, играющем на свирели в онейрическом пейзаже.
Транскрипция
[ редактировать ]Сам Клод Дебюсси переписал пьесу для исполнения на двух фортепиано в 1895 году.
Другие транскрипции включают: аранжировку Мориса Равеля для фортепиано в четыре руки, версию для флейты и фортепиано Гюстава Самазея , аранжировку для ансамбля Пьеро (флейта, кларнет, скрипка, виолончель и фортепиано) Тима Маллемана, [ 11 ] Равеля транскрипция для флейты, кларнета и фортепиано Майкла Вебстера и аранжировка для инструментов «Введения» и «Аллегро» (флейта, кларнет, арфа и струнный квартет) с дополнительным контрабасом Грэма Стила Джонсона. российский пианист Вячеслав Грязнов . Транскрибировал ее для фортепиано соло и [ 12 ] [ 13 ] Linos Piano Trio аранжировало произведение для фортепианного трио и включило его в свой альбом 2021 года «Stolen Music». [ 14 ]
Бенно Сакс, ученик Арнольда Шенберга , реоркестровал произведение для камерного ансамбля, включавшего фортепиано и фисгармонию, для Общества частных музыкальных представлений Шенберга , которое состоялось 27 октября 1920 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Пьер Мейлан и Крис Уолтон. «Дорет, Гюстав» . » . Оксфорд . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ Фаннинг, Нил Кардью (2005). Весь музыкальный путеводитель по классической музыке: полный путеводитель по классической музыке . Нью-Йорк: Хэл Леонард. п. 351.
- ^ Булез, Пьер (1958), «Записи для музыкальной энциклопедии: Клод Дебюсси», Подведение итогов ученичества , Оксфорд : Oxford University Press (опубликовано в 1991 г.), стр. 259–277, ISBN 0-19-311210-8
- ↑ Оригинал на французском языке: «Музыка этой прелюдии представляет собой очень свободную иллюстрацию прекрасного стихотворения Малларме; она не претендует на то, чтобы быть его синтезом. Это скорее вопрос последовательного фона, на котором движутся желания и мечты фавна. зной этого дня, наконец, устав от преследования нимф и испуганных наяд в их бегстве, он предается опьяняющему сну, богатому наконец-то реализованными мечтами, полного владения вселенской природой. Цитируется в «Поэты-символисты и музыка: от Верлена до Блока» . книге Элен Деграуп
- ^ Валери, Поль (1933), «Стефан Малларме», Леонардо По Малларме , пер. Джеймс Р. Лоулер , Лондон : Routledge & Kegan Paul (опубликовано в 1972 г.), с. 263, ISBN 0-7100-7148-5
- ^ Дюмениль, Морис (1940), «Клод-Ашиль, молодой музыкант», Клод Дебюсси, Мастер мечты , Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press, Publishers (опубликовано в 1979 г.), стр. 181, ISBN 0-313-20775-5
- ^ Ллойд, Розмари (2005), Малларме: Поэт и его круг , Издательство Корнельского университета, стр. 154, ISBN 9780801489938
- ^ Беркхарт, Чарльз . 2004. Антология музыкального анализа, шестое издание. п. 402.
- ^ «Дебюсси — Прелюдия к полудню фавна » . Классический ФМ . Проверено 19 марта 2019 г.
- ^ Ярвинен, Ханна (2009). «Танцы без пространства — О «Послеполуденном отдыхе фавна» Нижинского (1912)» . Танцевальные исследования: Журнал Общества танцевальных исследований . 27 (1): 28–64. дои : 10.3366/E0264287509000243 . ISSN 0264-2875 . JSTOR 40264006 .
- ^ «Фавна Дебюсси – аранжировка Тима Маллемана (2016)» . Тим Маллеман . 2019-12-24 . Проверено 5 января 2022 г.
- ^ К. Дебюсси - Прелюдия к полудню фавна - фортепианная транскрипция В. Грязнова на YouTube
- ^ "Vyacheslav Gryaznov Personal Page" .
- ^ «Украдено, обработано, модернизировано» . Пиццикато (на французском языке). 17.06.2021 . Проверено 5 июля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уильям В. Остин, изд. (1970). Дебюсси – Прелюдия к «Послеполуденного дня фавна». Авторитетная партитура – Поэма Малларме – Предыстория и источники – Критика и анализ . Критические оценки Нортона. Нью-Йорк, Лондон: WW Нортон. ISBN 9780393021455 – через Интернет-архив .
- Хендрик Люке: «Малларме – Дебюсси. Сравнительное исследование оценки искусства на примере L'Après-midi d'un Faune ». ( Этюды по музыковедению , т. 4). Доктор Ковач, Гамбург, 2005 г., ISBN 3-8300-1685-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Прелюдия к полудню фавна : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Прелюдия к полудню фавна , партитура, patachonf.free.fr
- Программные заметки Ричарда Фрида , январь 2004 г.
- Аудиозапись, аранж. Тим Маллеман (2016) на YouTube , Tmesis Ensemble, Etcetera Records 2019