Соната для виолончели (Дебюсси)
Соната для виолончели | |
---|---|
Клод Дебюсси | |
![]() Клод Дебюсси , портрет Рафаэля Шварца, 1912 год. | |
Каталог | Л. 135 |
Составленный | 1915 |
Преданность | Эмма Клод Дебюсси |
Выполненный | Март 1917 г. |
Опубликовано | 1915 |
Соната для виолончели ( Sonate pour violoncelle et фортепиано ), L. 135, — соната для виолончели и фортепиано Клода Дебюсси . было В рамках его проекта «Шесть сонат для разных инструментов» сочинение шести сонат для разных инструментов. Состоит из трех частей : Пролога, Серенады и Финала. Она была написана и опубликована в 1915 году. После выступлений в Лондоне и Женеве в 1916 году официальная премьера сонаты в Париже была исполнена в 1917 году Жозефом Салмоном и Дебюсси. Это было первое камерное произведение в его позднем стиле, ставшее одним из ключевых произведений в репертуаре ХХ века.
История и предыстория
[ редактировать ]Дебюсси сочинил сонату для виолончели как первую в проекте « Шесть сонат для разных инструментов» , целью которого было сочинение шести сонат для разных инструментов. [ 1 ] Это было вызвано исполнением Септета Сен - Санса , вдохновившим Дебюсси снова писать камерную музыку, которой он пренебрегал со времен своего струнного квартета 1893 года. В 1910 году ему поставили диагноз колоректальный рак , и он вообще не сочинял. [ 2 ] : 4 Издатель Дебюсси Дюран поддержал проект, задуманный как дань уважения композиторам XVIII века Куперену и Рамо . [ 3 ] На протяжении всей своей карьеры он предпочитал французскую клавишную музыку XVIII века немецкому романтизму. Оставаться во французской традиции было также политическим заявлением во время мировой войны. [ 2 ] : 4–5 На титульных страницах произведений он называл себя французским музыкантом. [ 2 ] : 2
Дебюсси запланировал три части , как во французских традиционных сонатах. Он написал много произведений в трех частях, таких как Pour le Piano , En blanc et noir и Iberia . [ 2 ] : 5
Дебюсси сочинил Сонату для виолончели как первую из набора за несколько недель в июле в нормандском приморском городке Пурвиль . 5 августа он написал своему издателю Дюрану, что отправит рукопись того, что он назвал сонатой в «почти классической форме, в в лучшем смысле этого слова». [ 4 ] Он был напечатан в декабре 1915 года. [ 4 ]
Несмотря на другую информацию, премьера сонаты состоялась в лондонском Эоловом зале виолончелистами К. Уорвиком Эвансом и Этель Хобдей 4 марта 1916 года. Она была сыграна в казино Saint-Pierre в Женеве в исполнении виолончелистки Леонса Аллара и Мари Пантес . Французская премьера состоялась 24 марта 1917 года, которую дали в Париже виолончелист Жозеф Салмон и Дебюсси. [ 4 ] [ 5 ]
Виолончелист Луи Розур утверждал в примечаниях к программе, что Дебюсси связал музыку с персонажем Пьеро из комедии дель арте . [ 5 ] и хотел назвать сонату Пьеро, Злого на Луну . Кажется, это придумал виолончелист, написавший: «Пьеро вздрагивает и стряхивает с себя оцепенение. Он бросается петь серенаду своей возлюбленной [луне], которая, несмотря на его мольбы, остается неподвижной. Чтобы утешить себя в своей неудачей он поет песню свободы». [ 4 ] Дебюсси подтвердил в письме Дюрану от 16 октября 1916 года, что виолончелист навещал его накануне вечером и, похоже, неправильно понял его и музыку. [ 4 ]
Дебюсси посвятил сонату, да и весь проект, своей жене Эмме . [ 3 ] написание « Les Six Sonates pour divers Instruments sont Offertes en Hommage à Emma-Claude Debussy (pm) Son mari Claude Debussy » (Шесть сонат для различных инструментов предложены в честь Эммы-Клод Дебюсси. Ее муж.). [ 2 ] : 5 Он завершил только три из шести запланированных сонат. [ 1 ] второй для альта, флейты и арфы в октябре 1915 года и третий, соната для скрипки, зимой 1916–17. [ 2 ] : 6
В 2008 году Беренрайтер опубликовал критическое издание сонаты под редакцией Регины Бэк. Она впервые использовала эскизы Дебюсси из частной коллекции, занимаясь балансом инструментов и пытаясь прояснить неясности в автографе и первом издании, многие из которых, к сожалению, остаются неразрешимыми. [ 1 ]
Соната для виолончели стала основой современного репертуара для виолончели. [ 1 ] и обычно считается одним из лучших шедевров, написанных для этого инструмента. [ 6 ]
Структура и музыка
[ редактировать ]Дебюсси разделил сонату на три части : [ 2 ] : 6–7
- Пролог: Медленно, продолжительно и очень решительно.
- Первая часть, Пролог , написана в обычном такте и отмечена (на итальянском языке) как медленная, продолжительная и очень решительная. Она открывается в стиле французской увертюры . Второй мотив – пентатоника . Средняя часть варьирует обе идеи и содержит каденцию для виолончели. Часть заканчивается «бормотанием» ре мажор. [ 2 ] : 6–7
- Серенада: Умеренно оживленная
- Вторая часть представляет собой серенаду в обычное время и отмечена (на французском языке) как умеренно оживленная. Он имеет модифицированную тактовую форму , как песня. [ 2 ] : 7 Музыку описывают как почти импровизационную и джазовую. [ 7 ] Он полон хроматизма и описывается как «ироничный и сладострастный по характеру», «капризный и прерывистый в речи» с испанскими элементами. [ 2 ] : 7 Первый раздел состоит из трех мотивов, в которых звучит виолончельная музыка, напоминающая гитару. Его разнообразное повторение использует гибкий темп. Контрастный раздел с пометкой Vivace (живой) в 3
8 раз, использует расширенные техники игры на виолончели, такие как флаутендо и флаттер . [ 2 ] : 7 За этим следует сокращенное повторение разнообразной части с распадающейся музыкой, ведущей к финалу. [ 2 ] : 7
- Вторая часть представляет собой серенаду в обычное время и отмечена (на французском языке) как умеренно оживленная. Он имеет модифицированную тактовую форму , как песня. [ 2 ] : 7 Музыку описывают как почти импровизационную и джазовую. [ 7 ] Он полон хроматизма и описывается как «ироничный и сладострастный по характеру», «капризный и прерывистый в речи» с испанскими элементами. [ 2 ] : 7 Первый раздел состоит из трех мотивов, в которых звучит виолончельная музыка, напоминающая гитару. Его разнообразное повторение использует гибкий темп. Контрастный раздел с пометкой Vivace (живой) в 3
- Финал: Живой, легкий и нервный.
- Третье движение находится в 2
4-й раз отмечен (на французском языке) как живой и нервный. Это модифицированная форма рондо . Припев был описан как «откровенно атакующий». [ 2 ] : 7 Первый куплет написан в испанском стиле. После измененного припева во втором куплете элемент из припева используется в более медленном темпе и имеет пометку molto Rubato con morbidezza . Третий вариант припева приводит к коде с пометкой appassionato ed animando (страстный и оживляющий). Завершается произведение резкими аккордами. [ 2 ] : 7
- Третье движение находится в 2
Последние два движения соединяются в атаку . [ 2 ] : 6 Вместо использования сонатной формы Дебюсси следовал моделям монотематических сонат восемнадцатого века. Особое влияние на него оказала музыка Франсуа Куперена . [ 2 ] : 6
В произведении используются лады , целотоновые и пентатонические гаммы , что типично для стиля Дебюсси. Он также использует многие типы расширенной техники игры на виолончели, в том числе пиццикато для левой руки , спиккато и флаутандо , смычки, ложные гармоники и портаменти. Работа считается технически сложной. На выполнение работы уходит около 10 минут. [ 2 ] : 6 Все части исполняются в ре миноре , что делает произведение гомотональным .
Записи
[ редактировать ]Соната для виолончели часто записывалась, исполнялась на сольных концертах для виолончели и фортепиано или в сборниках камерной музыки Дебюсси. В 1961 году Мстислав Ростропович и Бенджамин Бриттен исполнили ее на концерте на Олдебургском фестивале в концерте, посвященном премьере Сонаты для виолончели Бриттена ; Впоследствии они записали все пьесы программы, исполнив произведения Дебюсси с «повышенной выразительностью». [ 8 ] Соната для виолончели была записана в 1991 году виолончелистом Франсуа Ги и пианистом Паскалем Роже вместе с двумя другими поздними сонатами. Рецензент Gramophone отметил, что Гай сыграл «тонкие нюансы», а Роже обеспечил спонтанность и «необходимый дух каприза» во второй части. [ 9 ] Он был записан виолончелистом Эдгаром Моро и пианистом Бертраном Шамаю в 2017 году в сборнике камерной музыки, включающем три поздние сонаты. [ 7 ] [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Беренрайтер 2022 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Бегни 2017
- ^ Jump up to: а б Херш 2021 .
- ^ Jump up to: а б с д и Урок 1998 года .
- ^ Jump up to: а б Валлийский, 1992 год .
- ^ Сенсбах 2001 , с. 282.
- ^ Jump up to: а б Баркер 2017 .
- ^ Клементс 2017 .
- ^ Солтер 1991 .
- ^ Серинус 2018 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Баркер, Дэвид (ноябрь 2017 г.). «Клод Дебюсси (1862-1918) / Соната для виолончели ре минор…» musicweb-international.com . Проверено 9 августа 2022 г.
- Беньи, Жерар (22 января 2017 г.). «Три сонаты Клода Дебюсси» (PDF) (на французском языке). Фестиваль Коменж . Проверено 8 августа 2022 г.
- Клементс, Эндрю (3 мая 2017 г.). «Бриттен, Шуберт, Дебюсси: обзор сонат для виолончели - как история творилась в Олдебурге» . Хранитель . Проверено 9 августа 2022 г.
- Херш, Стефан (28 сентября 2021 г.). «Мечты» . guarnerihall.org . Проверено 8 августа 2022 г.
- Лежер, Франсуа (1998). «Предисловие» (PDF) . Хенле . Проверено 8 августа 2022 г.
- Солтер, Лайонел (май 1991 г.). «Сонаты Дебюсси» . Граммофон . Проверено 9 августа 2022 г.
- Сенсбах, Стивен (2001). Французские сонаты для виолончели, 1871–1939 . Лилипут Пресс. ISBN 978-1-90-186661-2 .
- Серинус, Джейсон Виктор (9 мая 2018 г.). «Сонаты и трио Дебюсси: Незабываемый цвет и фактура» . Stereophile.com . Проверено 9 августа 2022 г.
- Валлийский, Морей (1992). «За маской Луноокой» . moraywelsh.com . Проверено 4 августа 2022 г.
- «Дебюсси, Клод / Соната для виолончели и фортепиано» . Беренрейтер . 2022 . Проверено 4 августа 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для виолончели и фортепиано : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Исполнение Сонаты для виолончели Дэвида Рекиро (виолончель) и Элизабет ДеМио (фортепиано) из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 . формате