Jump to content

Соната для виолончели (Дебюсси)

Соната для виолончели
Клод Дебюсси
Клод Дебюсси , портрет Рафаэля Шварца, 1912 год.
Каталог Л. 135
Составленный 1915
Преданность Эмма Клод Дебюсси
Выполненный Март 1917 г. ( 1917-03 )
Опубликовано 1915  ( 1915 )

Соната для виолончели ( Sonate pour violoncelle et фортепиано ), L. 135, — соната для виолончели и фортепиано Клода Дебюсси . было В рамках его проекта «Шесть сонат для разных инструментов» сочинение шести сонат для разных инструментов. Состоит из трех частей : Пролога, Серенады и Финала. Она была написана и опубликована в 1915 году. После выступлений в Лондоне и Женеве в 1916 году официальная премьера сонаты в Париже была исполнена в 1917 году Жозефом Салмоном и Дебюсси. Это было первое камерное произведение в его позднем стиле, ставшее одним из ключевых произведений в репертуаре ХХ века.

История и предыстория

[ редактировать ]

Дебюсси сочинил сонату для виолончели как первую в проекте « Шесть сонат для разных инструментов» , целью которого было сочинение шести сонат для разных инструментов. [ 1 ] Это было вызвано исполнением Септета Сен - Санса , вдохновившим Дебюсси снова писать камерную музыку, которой он пренебрегал со времен своего струнного квартета 1893 года. В 1910 году ему поставили диагноз колоректальный рак , и он вообще не сочинял. [ 2 ] : 4  Издатель Дебюсси Дюран поддержал проект, задуманный как дань уважения композиторам XVIII века Куперену и Рамо . [ 3 ] На протяжении всей своей карьеры он предпочитал французскую клавишную музыку XVIII века немецкому романтизму. Оставаться во французской традиции было также политическим заявлением во время мировой войны. [ 2 ] : 4–5  На титульных страницах произведений он называл себя французским музыкантом. [ 2 ] : 2 

Дебюсси запланировал три части , как во французских традиционных сонатах. Он написал много произведений в трех частях, таких как Pour le Piano , En blanc et noir и Iberia . [ 2 ] : 5 

Дебюсси сочинил Сонату для виолончели как первую из набора за несколько недель в июле в нормандском приморском городке Пурвиль . 5 августа он написал своему издателю Дюрану, что отправит рукопись того, что он назвал сонатой в «почти классической форме, в в лучшем смысле этого слова». [ 4 ] Он был напечатан в декабре 1915 года. [ 4 ]

Несмотря на другую информацию, премьера сонаты состоялась в лондонском Эоловом зале виолончелистами К. Уорвиком Эвансом и Этель Хобдей 4 марта 1916 года. Она была сыграна в казино Saint-Pierre в Женеве в исполнении виолончелистки Леонса Аллара и Мари Пантес . Французская премьера состоялась 24 марта 1917 года, которую дали в Париже виолончелист Жозеф Салмон и Дебюсси. [ 4 ] [ 5 ]

Виолончелист Луи Розур утверждал в примечаниях к программе, что Дебюсси связал музыку с персонажем Пьеро из комедии дель арте . [ 5 ] и хотел назвать сонату Пьеро, Злого на Луну . Кажется, это придумал виолончелист, написавший: «Пьеро вздрагивает и стряхивает с себя оцепенение. Он бросается петь серенаду своей возлюбленной [луне], которая, несмотря на его мольбы, остается неподвижной. Чтобы утешить себя в своей неудачей он поет песню свободы». [ 4 ] Дебюсси подтвердил в письме Дюрану от 16 октября 1916 года, что виолончелист навещал его накануне вечером и, похоже, неправильно понял его и музыку. [ 4 ]

Дебюсси посвятил сонату, да и весь проект, своей жене Эмме . [ 3 ] написание « Les Six Sonates pour divers Instruments sont Offertes en Hommage à Emma-Claude Debussy (pm) Son mari Claude Debussy » (Шесть сонат для различных инструментов предложены в честь Эммы-Клод Дебюсси. Ее муж.). [ 2 ] : 5  Он завершил только три из шести запланированных сонат. [ 1 ] второй для альта, флейты и арфы в октябре 1915 года и третий, соната для скрипки, зимой 1916–17. [ 2 ] : 6 

В 2008 году Беренрайтер опубликовал критическое издание сонаты под редакцией Регины Бэк. Она впервые использовала эскизы Дебюсси из частной коллекции, занимаясь балансом инструментов и пытаясь прояснить неясности в автографе и первом издании, многие из которых, к сожалению, остаются неразрешимыми. [ 1 ]

Соната для виолончели стала основой современного репертуара для виолончели. [ 1 ] и обычно считается одним из лучших шедевров, написанных для этого инструмента. [ 6 ]

Структура и музыка

[ редактировать ]

Дебюсси разделил сонату на три части : [ 2 ] : 6–7 

  1. Пролог: Медленно, продолжительно и очень решительно.
    Первая часть, Пролог , написана в обычном такте и отмечена (на итальянском языке) как медленная, продолжительная и очень решительная. Она открывается в стиле французской увертюры . Второй мотив пентатоника . Средняя часть варьирует обе идеи и содержит каденцию для виолончели. Часть заканчивается «бормотанием» ре мажор. [ 2 ] : 6–7 
  2. Серенада: Умеренно оживленная
    Вторая часть представляет собой серенаду в обычное время и отмечена (на французском языке) как умеренно оживленная. Он имеет модифицированную тактовую форму , как песня. [ 2 ] : 7  Музыку описывают как почти импровизационную и джазовую. [ 7 ] Он полон хроматизма и описывается как «ироничный и сладострастный по характеру», «капризный и прерывистый в речи» с испанскими элементами. [ 2 ] : 7  Первый раздел состоит из трех мотивов, в которых звучит виолончельная музыка, напоминающая гитару. Его разнообразное повторение использует гибкий темп. Контрастный раздел с пометкой Vivace (живой) в 3
    8
    раз, использует расширенные техники игры на виолончели, такие как флаутендо и флаттер . [ 2 ] : 7  За этим следует сокращенное повторение разнообразной части с распадающейся музыкой, ведущей к финалу. [ 2 ] : 7 
  3. Финал: Живой, легкий и нервный.
    Третье движение находится в 2
    4-й
    раз отмечен (на французском языке) как живой и нервный. Это модифицированная форма рондо . Припев был описан как «откровенно атакующий». [ 2 ] : 7  Первый куплет написан в испанском стиле. После измененного припева во втором куплете элемент из припева используется в более медленном темпе и имеет пометку molto Rubato con morbidezza . Третий вариант припева приводит к коде с пометкой appassionato ed animando (страстный и оживляющий). Завершается произведение резкими аккордами. [ 2 ] : 7 

Последние два движения соединяются в атаку . [ 2 ] : 6  Вместо использования сонатной формы Дебюсси следовал моделям монотематических сонат восемнадцатого века. Особое влияние на него оказала музыка Франсуа Куперена . [ 2 ] : 6 

В произведении используются лады , целотоновые и пентатонические гаммы , что типично для стиля Дебюсси. Он также использует многие типы расширенной техники игры на виолончели, в том числе пиццикато для левой руки , спиккато и флаутандо , смычки, ложные гармоники и портаменти. Работа считается технически сложной. На выполнение работы уходит около 10 минут. [ 2 ] : 6  Все части исполняются в ре миноре , что делает произведение гомотональным .

Соната для виолончели часто записывалась, исполнялась на сольных концертах для виолончели и фортепиано или в сборниках камерной музыки Дебюсси. В 1961 году Мстислав Ростропович и Бенджамин Бриттен исполнили ее на концерте на Олдебургском фестивале в концерте, посвященном премьере Сонаты для виолончели Бриттена ; Впоследствии они записали все пьесы программы, исполнив произведения Дебюсси с «повышенной выразительностью». [ 8 ] Соната для виолончели была записана в 1991 году виолончелистом Франсуа Ги и пианистом Паскалем Роже вместе с двумя другими поздними сонатами. Рецензент Gramophone отметил, что Гай сыграл «тонкие нюансы», а Роже обеспечил спонтанность и «необходимый дух каприза» во второй части. [ 9 ] Он был записан виолончелистом Эдгаром Моро и пианистом Бертраном Шамаю в 2017 году в сборнике камерной музыки, включающем три поздние сонаты. [ 7 ] [ 10 ]

Цитируемые источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c229765977d275e229a1c1d24b49e1a9__1718407020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/a9/c229765977d275e229a1c1d24b49e1a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cello Sonata (Debussy) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)