Танцы для арфы и струнного оркестра
Танцы для арфы и струнного оркестра , полностью в оригинале, Danses pour harpe chromatic avec accompagnement d'orchestre d'instruments à cordes (Танцы для хроматической арфы под аккомпанемент струнного оркестра), произведение Клода Дебюсси 1904 года . Есть два раздела: Danse Sacree и Danse profane , и иногда работа оплачивается соответственно. Это двухчастное произведение продолжительностью около десяти минут.
Фон
[ редактировать ]К 1904 году Клод Дебюсси стал одним из ведущих композиторов Франции. Его опера 1902 года «Пеллеас и Мелизанда» принесла ему международную известность. [ 1 ] он был назначен кавалером Почетного легиона . а в следующем году [ 2 ] Гюстав Лион , директор компании по производству арф Pleyel , изобрел новый тип инструмента – хроматическую арфу – без педалей, но с дополнительным набором струн, наклоненных поперек остальных, что позволяет арфистам играть любую ноту хроматической гаммы. любой рукой. [ 3 ] Лион поручил Дебюсси написать произведение для нового инструмента, первоначально для соревнований в Брюссельской консерватории , где был создан класс по изучению древней арфы в ее модернизированной форме. [ 4 ] [ н 1 ]
Премьера и прием
[ редактировать ]Премьера произведения состоялась 6 ноября 1904 года на одном из концертов «Колонна» театра Шатле в Париже с Люсиль Вурмсер-Делькур в качестве солистки. [ 6 ] Его приняли неоднозначно. Пьер Лало , музыкальный критик Le Temps , обычно поклонник Дебюсси, писал: «Действительно кажется, что «Танцы» написаны не М. Дебюсси, а некоторыми из его несчастных подражателей, и хотелось бы иметь возможность сказать то же самое. , вместо того, чтобы быть вынужденным признать, что М. Дебюсси начинает подражать самому себе». [ 7 ] Когда «Танцы» впервые прозвучали в Лондоне, The Musical Times прокомментировала: «По крайней мере, можно сказать, что они привлекли внимание, если не сразу вызвали восхищение». [ 8 ] После американской премьеры The New York Times охарактеризовала «Танцы» как «музыку особого очарования и вкуса». [ 9 ]
Публикация и более поздние выступления
[ редактировать ]Работа была опубликована в 1904 году издательствами Éditions Durand в Париже и Novello в Лондоне. [ 10 ] Затем были приняты меры для других комбинаций инструментов; Дюран опубликовал версии для фортепиано и струнных, фортепианного дуэта, арфы и фортепиано, скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано. [ 11 ] Название оригинальной партитуры было расширено Дюраном до «Танцы для хроматической арфы, педальной арфы или фортепиано с оркестровым сопровождением струнных инструментов». [ 11 ] Опубликованная работа посвящена Лиону. [ 11 ]
Произведение было впервые услышано в Великобритании в июне 1908 года в версии для фортепиано с оркестром под управлением Джулиуса Харрисона в качестве солиста и Гранвилла Бантока . [ 12 ] Оригинальная версия была представлена в Бехштейн-холле в феврале 1909 года Французским обществом концертов. [ 13 ] Солисткой была Вурмсер-Делькур; [ 8 ] во время своего американского дебюта она снова исполнила «Танцы» на концерте в Эолиан-Холле , Нью-Йорк, в декабре 1919 года. [ 9 ] но не дал премьеры в США, которая состоялась в декабре 1916 года на концерте в том же месте, когда Карлос Сальседо был солистом в «Танцах» и в первом американском исполнении Мориса Равеля «Введения» и «Аллегро» . [ 14 ]
Музыка
[ редактировать ]Оба танца исполнены в ре мажоре: первый преимущественно в дорийском ладе, второй преимущественно в лидийском. Тема « Danse Sacree» , по-видимому, была заимствована из «Danse du voile » друга Дебюсси Франсиско де Ласерды. [ 15 ]
Священный танец имеет пометку «Очень умеренно» , отметка метронома ♩ = 120, время 3
2 . [ 16 ] Струнные начинаются в первых семи тактах, а затем арфа вступает в pianissimo , doux et soutenu . Светский танец - помечен как modéré , ♩ = 152 и 3
4 [ 17 ] – это медленный кружащийся вальс, тема которого чередуется с более оживленными интермедиями, прежде чем перейти к тихому завершению. [ 18 ] Два танца примерно одинаковой продолжительности, обычно между ними около десяти минут. [ н 2 ]
Биограф Дебюсси Леон Валлас , назвав музыку «простой и приятно гармоничной», комментирует: «Использование древних ладов, а также некоторые детали инструментовки, возможно, могут напоминать « Эрика Сати » Гимнопедии ». [ 4 ]
Записи
[ редактировать ]Записи включают в себя:
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ По словам музыковеда Альберта Бёрча в исследовании современного развития арфы, «Танцы сейчас [1969] обычно играют на педальной арфе, и на самом деле играть на ней легче, чем на хроматической арфе, для которой они были задуманы. ". [ 5 ]
- ^ Некоторые типичные времена воспроизведения из версий в разделе «Записи»: Шалифу: 5 минут: 8 секунд и 4 минуты: 59 секунд; Чаллан: 5:19 и 5:14; Лангламет: 4:27 и 4:57; Ласкин: 4:27 и 4:32
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Музыка: Пеллеас и Мелизанда», The Times , 22 мая 1909 г., стр. 13
- ^ Дитши, с. 126
- ^ Авис, Питер (1992). Примечания к набору компакт-дисков EMI 7243 5 85171 2 5
- ^ Jump up to: а б Валлас, с. 167
- ^ Береза, с. 195
- ^ «Концерты-Колонна» , Le Figaro , 6 ноября 1904 г., с. 5
- ^ Лало, Пьер. «Музыка» , Le Temps , 29 ноября 1904 г., с. 3
- ^ Jump up to: а б «Лондонские концерты», The Musical Times , 1 апреля 1909 г., стр. 259
- ^ Jump up to: а б «Пьесы французских арфистов», The New York Times , 29 декабря 1919 г., стр. 7
- ^ «Новые зарубежные публикации», The Musical Times , 1 августа 1904 г., стр. 551
- ^ Jump up to: а б с Дебюсси, титульный лист
- ^ "Бирмингемская музыкальная школа", Birmingham Daily Gazette , 25 июня 1908 г., стр. 4
- ^ «Музыка», The Times , 22 февраля 1909 г., стр. 10
- ^ «Программы недели», The New York Times , 3 декабря 1916 г., стр. 10
- ^ Лежер, Франсуа (2008), Примечания к компакт-диску Дебюсси и Ласерда . См. также Фергюсон, Джоан Лорел (1988), «Танцы Франсиско де Ласерды и Клода Дебюсси : священное и профанное », The American Harp Journal 11/4, стр. 13-15.
- ^ Дебюсси, с. 1
- ^ Дебюсси, с. 10
- ^ Халбрейх, Гарри (2014). Примечания к литаврам CD 1C 1207
Источники
[ редактировать ]- Берч, Альберт (1969). «Современное развитие арфы». В Энтони Бейнсе (ред.). Музыкальные инструменты на протяжении веков . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-020347-9 .
- Дебюсси, Клод (1904). Танцы . Пэрис: Дюран. OCLC 21808571 .
- Дитши, Марсель (1990). Портрет Клода Дебюсси . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-315469-8 .
- Валлас, Леон (1973) [1933]. Клод Дебюсси, его жизнь и творчество . Нью-Йорк: Дувр. ISBN 978-0-486-22916-4 .